Не только в нынешнем году праздник Воскресения Христова совпал с праздником Благовещения Пресвятой Богородицы (в понедельник Светлый), но и каждогодное Воскресение Христово празднуется не без Благовещения: ибо ежегодно, когда мы празднуем Пасху Христову, в самый первый недельный день Пасхи, слышим, что о Благовещении проповедуется в Евангелии, в таких словах: и Слово плоть бысть. Что сказывают нам эти слова? не проповедуют ли о Благовещении, в которое гласом Архангельским осенением Духа Святого Бог Слово воплотился во утробе Пречистой Девы Марии, и Слово стало плотью? Видите: Воскресение всегда бывает не без Благовещения. В Благовещении Пресвятой Богородицы воплощение Бога Слова было благоволением Бога Отца, осенением и действием Святого и соизволением Самого Слова. Воскресения Христа из мертвых было благоволением Бога Отца, вместе со Святым Духом и соизволением Самого Христа: ибо св. Петр [говоря к первосвященникам и старейшинам иудейским: Иисуса Христа назорея, Его же Бог воскреси от мертвых... ( Деян. 4:10 )] явно показывает, что Христос воскрес благоволением Бога Отца, содействием и Святого Духа, по следующему изречению пророка Иезекииля: прииде на мя Дух и постави мя на ногу моею ( Иез. 3:24 ), и соизволением Самого Христа, как имеющего на то власть ибо Он говорил: область (власть) имам положити душу Мою, и область имам паки прияти ю ( Ин. 10:18 ). Как, умирая на кресте, Он предал дух Свой Отцу Своему, говоря: Отче, в руце Твои предаю дух Мой ( Лк. 24:46 ), так и приял дух Свой от рук Отца, восстав из гроба, воскресши из мертвых. В Благовещение Ангел Гавриил был служителем чуда: Ангел предстатель с небес послан был изречь Богородице: радуйся. И Воскресение Христово – не без Ангельской службы: ангел Господень сошед отвали камень, и два ангела были видимы во гробе. И о том, что Ангел пришел к Богородице и благовестил Ей Воскресение Христово, св. Церковь возвещает песню: «Ангел вопияше Благодатней: Чистая Дево, радуйся. Твой Сын воскресе тридневен от гроба». В Благовещении Пресвятая Дева изъявила Ангелу Свою целомудренную неповинность, непричастность мужу: како будет сие, идеже мужа не знаю ( Лк. 1:34 ), неповинна плотскому супружеству? В страдании Господнем, прежде воскресения, Пилат свидетельствовал о неповиновности Иисусовой, говоря: никоеяже вины обретаю в человеце сем ( Лк. 23:4 ), неповинен смерти!

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

После Великой Отечественной войны в монастыре разместились Историко-художественный музей и школа трактористов и механизаторов, которая в 1954 году была преобразована в заочный сельскохозяйственный техникум. В ночь на 14 мая 1954 года, в день памяти преподобного Пафнутия Боровского, обрушился центральный купол собора Рождества Богородицы. После этого в монастыре начались реставрационные работы, что спасло его от дальнейшего разрушения, поскольку многие из них были в аварийном состоянии. В результате внешний облик Свято-Пафнутьева Боровского монастыря сохранился до 90х годов, когда в нем снова начала возрождаться монашеская жизнь. В 1991 году монастырь был возвращен церкви. Его здания передавались постепенно, по мере передачи шло их восстановление. В настоящее время полностью восстановлено 5 храмов: собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в притворе которого устроен и освящен в марте 1997 года придел преподобного Пафнутия Боровского; храм великомученицы Ирины; храм Рождества Христова при Трапезной палате; больничный храм Пророка Илии; храм святителя Митрофана, Патриарха Цареградского. С 2000 года при монастыре действует детская воскресная школа, кроме того, братия преподает основы православного вероучения в общеобразовательной школе села Рябушки. Собрана монастырская библиотека и действует читальный зал, с 1998 года еженедельно издается «Вестник Боровского монастыря». Летом здесь организуются лагеря для детей-инвалидов, проводятся многочисленные экскурсии. В нескольких метрах от монастыря находится святой источник преподобного Пафнутия Боровского, над которым построена купальня. Ежегодно 14 мая, в день памяти преподобного Пафнутия из Благовещенского собора города Боровска в обитель совершается Крестный ход. В монастыре хранятся следующие святыни: святые мощи преподобного Пафнутия, а также имеются частицы мощей преподобного Нила Столобенского, благоверной княгини Анны Новгородской, мученика бессеребренника Иоанна, преподобного Феофила, благоверной княгини Анны Кашинской, святителя Тихона, Патриарха Московского, преподобного Симеона Верхотурского, святителя Луки Одесского, преподобномученицы Елисаветы, преподобного Серафима Саровского , преподобных Старцев Оптинских. Особо чтимой является древняя икона Рождества Пресвятой Богородицы. Рекомендуем

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

И вообще это сочинение является «весьма солидным вкладом в науку археологии вообще и археологии православного богослужения в частности как по новости и Обилие обработанного материала, так и по характеру обработки этого материала, вполне научному» (из-за чего Доцента н. Красносельцева ). Перед защитой диссертации автор произнес речь, под заглавием: «способы определения времени написании рукописи без определенных Дат вообще и богослужебных рукописей в частности», и затем напечатал её в «православном собеседнике» в 1884 году. В 1885 году. Им были помещены статьи: «Греческие Нежинские храмы и их капитальный вклад в церковно-археологический музей при Киевской Духовной Академии» в «Православном обозрении»; «описание Нежинских рукописей, поступивших в церковно-археологический музей при Киевской Духовной Академии», и ряд статей в «руководство для сельских пастырей» под следующими заглавиями: «чин скрывания новобрачных» (в 2). – «чтение Евангелие на 6 и в первые три дня страстной седмицы» (в 8). – «Вынос плащаницы на вечерней в Великий пяток» (в 9). – «Выход священнослужителей на середину храма перед плащаницей для пения непорочных в Великую субботу на утрени» (в 10). – «Вынос плащаницы и Евангелия на утрени в Великую субботу и хождение с ним кругом храма» (в 10) – «Начало утрени в первый день Пасхи и крестный ход кругом храма и перед этим началом» (в 11). – «Время совершения литургии в первый день Пасхи» (в 13); – «Чтение Евангелие в первый день Пасхи на разных языках и обряды, сопровождающие это чтение» (в 13). – «Вечерня в первый день Пасхи накануне праздника благовещения Пресвятой Богородицы» (в 13). – «Снятие плащаницы с престола в день отдания Святой Пасхи и обряды, совершаемые при этом в Малороссии» (в 20). – «5 сентября. Службы Святого пророка Захарии и Святой праведной Елизаветы» (в 44). – «Праздник в честь Покрова Пресвятой Богородицы и величание для него» (в 46). – «Кто виноват?» (в 49 и 50). – В 1886 году: «Поминки преосвященного Порфирия Успенского и профессора Московской Духовной Академии И.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Чистая Богоматерь непрерывно ходатайствует пред Христом о даровании людям первого блаженства (Там же, с.36). Пречистая Дева – посредница Боговоплощения. Рождением воплотившегося Сына Божия Она облагоухала миром благодати концы мира (Там же, с.37). Пресвятая Богородица рассеяла в мире тьму безблагодатности и принесла человечеству избавление от вечной смерти и дарование обожения (Там же). Предпочтением девства супружеству и молитвенным служением Богу день и ночь Пречистая Дева постепенно уготовила Себя в обитель Богу Слову (Там же, с.67). В какой момент произошло зачатие Сына Божия Выражение Девою Мариею покорности Богу в словах – «Вот, Я – раба Господня. Будь Мне по слову твоему» ( Лк.1,38 ), – было моментом зачатия Ею Сына Божия. Святой Дух наитствовал на Пренепорочную, и сила Вышнего осенила Ее существо. В этот момент Сын Божий вселился в предочищенную и приснодевственную утробу (Там же, с.87). В зачатии Воплощенного Бога Пресвятая Дева Мария возвысилась над тленным материнским естеством, превзошла порядок его жизни (Там же). Благовещение Праздник Благовещения – воспоминание неописуемого богатства Божией благости, когда благодать Божия осенила человеческое существо в лице Девы Марии, обожила его соединением с Ним и сотворила его Божией Церковью (4, с.78). Христос Бог наш принял естество, подобное нашему, исключая грех Христос Бог наш от Обрадованной Богоматери принял естество, подобное нашему, исключая грех, и возвел его к Себе. «Он воспринял», по выражению св.Феофана, митрополита Никейского, «худшее, чтобы подать лучшее». Не­когда первый человек на земле Адам обманулся, возжелав быть Богом, и не достиг осуществления своего желания. Но Воплощенный Бог Слово, став человеком, благоволил соделать Адама богом (Там же, с.79). Когда человеческая природа вышла из порабощения греху В день Благовещения человеческая природа вышла из порабощения греху и связанности клятвой, тяготевшей над людьми со времени прародительского грехопадения. Сын Божий тогда предначал восстановление ее падения при­нятием Адамовой нищеты, облекшись в чуждое Ему естество ради спасения людей (Там же, с.79).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

II. В 1603 г. в перемышльском уезде, в селе Торках жила помещица Быковская, державшаяся лютеранской ереси. Как лютеранка, она относилась с пренебрежением к праздникам православной церкви и вот однажды, в праздник преображения Господня, она приказала своим слугам отправиться на поле жать рожь. Напрасно слуги упрашивали свою госпожу не оскорблять праздника Господня: она настояла на своем приказании, и слуги должны были повиноваться. Скоро и сана Быковская прибыла на поле и, обратившись к жницам, сказала насмешливо: «вот вы хотели украсть у меня этот день с своим Спасом». Едва только она успела произнести эти богохульные слова, как вдруг, не смотря на стоявшую дотоле прекрасную погоду, поднялась страшная буря с сильным громом и молниею, от которой в одно мгновение ока сгорела на поле. Быковской вся рожь как сжатая уже, так и стоявшая еще на корне. Пораженная этим Быковская дала публично обещание на будущее время не нарушать святости православных праздников, а бывшие свидетелями совершившегося чуда православные слуги Быковской прославили Бога, сохранившего честь святого праздника и посрамившего еретичку. («Арх. юго-западн. России», сн. «Воскрес. Чтен.» 1888 г., стр. 271). III. В 1630 г. в одной из деревень бельского уезда один землевладелец, державшийся католической веры, приказал своему работнику, православной веры, в праздник благовещения пресвятой Богородицы выйти на поле пахать. Слуга отказывался исполнить приказание своего хозяина, заметив ему: «господин! сегодня у нас на Руси великий праздник, в который не следует работать, а потому и я не могу повиноваться твоему приказанию». Но господин принудил его запречь волов и выйти в поле, куда скоро прибыл и сам вместе с своим сыном. Увидев, что слуга стоит в поле без всякой работы, раздраженный хозяин стал бранить его скверными словами и богохульно отзываться о святости праздника благовещения. Но верный сын церкви православной сказал своему господину: «позволяю, если хочешь, убей меня, но я все же не стану работать в этот святой день». Тогда озлобленный хозяин сам стал работать с сыном, а слуга отправился в деревню. Едва он успел сойти с поля своего хозяина, как поднялась страшная буря с вихрем и скрыла с его глаз работавших на поле хозяина и сына, равно как волов и соху. Испуганный слуга поспешил в деревню и рассказал обо всем народу. Все отправились на поле, но никого не нашли там: оскорбители святого праздника исчезли навсегда бесследно. (Из собственноручных записок П. Могилы, напечатанных на юго-западном наречии в т. «Архива юго-западной России»; сн. «В. чт.» 1888 г., стр. 271).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В начале, издание подробно повествует о явлении чудотворной иконы и первом исцелении: «У Сергея Максимовича и Евдокии Иосифовны Лепешкиных росла девочка Лиза. В десятилетнем возрасте она, начав хорошо учиться в приходском училище, стала вдруг слабеть в успехах, жаловалась на забывчивость. На праздник Благовещения 25 марта 1910 года у девочки заболела голова, потом быстро появился жар, бред. Начались припадки. Когда обращение к докторам не показало заметных успехов для здоровья, с ней стали путешествовать по святым местам, ближайшим к городу, но это мало помогало. 2 августа того же года, когда в доме Лепешкиных была принята икона Владимирской Божией Матери из Ростовского собора. После водосвятного молебна девочку покропили святой водой. Ей стало вдруг очень тяжело. Тогда, после долгих ожиданий конца припадка, почувствовав прилив горького отчаяния, отец ее воскликнул: «Матерь Божия, Владычица! Или возьми ее коль так, на Свои Пречистые Руки или нам отдай!» В ту же секунду девочка утихла, и вдруг из ее уст очень тихо, но совершенно ясно и отчетливо, как бы проговоренные кем-то другим, послышались слова: «Молись Умилению Божией Матери». Однако предстало немалое затруднение. Что это за «Умиление»? Не раздумывая долго, на следующий день, мать привела девочку в Яковлевский монастырь и заказала молебен перед Ватопедской иконой Богоматери. Наконец, из слов девочки, которая в забытьи много говорила, например, такие слова: «Моя церковь в глазах ваших... направо.., а Я нахожусь там налево.., а служитель там – Константин», мать поняла, что искомая святыня находится в ростовской церкви Благовещения. В тот же день, в 9 часов вечера, Божия Матерь явилась девочке в доме, где она жила. Одновременно священник Константин Любимов нашел в своей церкви икону «Умиление». Пришла мать с девочкой, и был отслужен молебен, затем девочку исповедали. После исповеди священник сел с девочкой на одну из лавочек, стоявших в церкви, и стал спрашивать о болезни. Во время беседы девочке опять стало плохо и, впав в забытье, она вдруг проговорила совершенно ясно: «Вот, Я тебя теперь и благословила!» Священник и мать девочки поверглись в трепет и изумление, подтвердив, друг другу слышанное. Когда девочка очнулась, то рассказала, что видела, как пришла вдруг точно по воздуху икона Божией Матери с Младенцем на коленях, и у Младенца яблочко в руках, причем от иконы, озаренной необыкновенным светом, послышался голос: «Вот, Я тебя теперь и благословила!» Лиза подтвердила, что явившаяся ей икона была точь-в-точь похожа на ту, пред которой они только что, служили молебен. Все произошло поздно вечером 3 августа 1910 года.

http://pravicon.com/info-708

В этот город, в дом Иосифа, ко св. Деве Марии, в шестой месяц по зачатии Иоанна Крестителя, послан был архангел Гавриил возвестить Ей тайну воплощения от Нея Бога Слова. «Радуйся благодатная: Господь с Тобою: благословенна Ты в женах!» приветствовал Ее небесный вестник – словами, которые церковь ныне ежедневно повторяет в молитве: «Богородице Дево, радуйся!» Пред явлением архангела св. Дева пребывала в молчании, упражняясь в чтении писания и в богомыслии. Она же, видевши архангела, смутися о словеси его, и помышляше, каково будет целование (приветствие) сие. И рече ангел ей: не бойся Мариам, обрела бо еси благодать у Бога, и се зачнеши во чреве и родиши Сына, и наречеши имя Ему Иисус, Сей будет велий, и Сын Вышнего наречется: и даст Ему Господь Бог престол Давида отца Его: и воцарится в дому Иаковли во веки, и царствию Его не будет конца. Како будет сие, идеже муока не знаю? спросила Дева. Дух Святый найдет на Тя, сказал архангел, и сила Вышнего осенит Тя: темже и раждаемое свято наречетя Сын Божий. И се Елисавет южика Тебя, и та зачат сына в старости своей: и се месяц шестой есть ей нарицаемой неплоды: яко не изнеможет у Бога всяк глагол. Се раба Господня, буди Мне по глаголу твоему, отвечала архангелу смиренная и совершенно преданная в волю Божию Дева ( Лук. 1, 26 – 38 ). После благовещения Мария пошла к родственнице Своей, праведной Елисавете, и истина тайны благовещения открылась при свидании их. Когда, пришед в дом Захариин, благодатная Дева приветствовала Елисавету, благодать Св. Духа исполнила ее и ее младенца: во чреве Елисаветы взыгрался младенец радостию и исповедал воплотившегося Господа, а мать, исполнясь Духа Святого, в чувстве святейшего восторга назвала Марию благословенною в женах, матерью Господа, блаженною 119 ( Лyk. I, 34 – 48 ). (Сост. по кн. «Дни богослуж.» прот. Дебольского, изд. 8, т. I, стр. 121 – 128). 4. День Рождества Христова Пред рождением Спасителя мира римский император Август, во власти которого была и Иудея, дал повеление произвести в своей обширной империи всенародную перепись.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Все это я считаю видимым знамением милости Господней к нам 17 . К сему надобно прибавить еще и то, что если бы мы вышли из Ситхи 12 числа, т. е. тогда, когда выходили в первый раз, то, по всем вероятностям, можно заключить, что мы также не могли бы прийти в Кадьяке ранее 18 марта; ибо в Кадьяковской гавани, как уверяли жители, с самого начала февраля беспрерывно дули сильные западные и северо-западные ветры, т. е. совершенно противные нам; и в таком случае плавание наше было бы не без бедствия, тем более, что мы, по первом возвращении нашем в гавань Ситхи, получили в добавок провизии не более нежели на 10 дней; но Господь не допустил нас до бедствия, слава Ему, устраняющему все во благое! 19 числа (марта) сошел я с судна и, будучи встречен по обычаю, пошел прямо в церковь , где, по кратком приветствии, отправлял благодарственный молебен Господу Богу, благоволившему нам благополучно достигнуть сего места. В воскресные дни и в день Благовещения Пресвятой Богородицы, отправлял литургию и в первое Воскресенье говорил поучение, в последнее давал наставление пастырю и пастве, а в день Благовещения, после литургии, беседовал с Алеутами чрез толмача. Рассматривая архив и дела церковные, собирал сведения о жителях Кадьякского отдела, и в особенности Кенайского залива, где предполагаю устроить миссию. Отчасти занимался и давал наставления дьячку, занимающемуся здешним Кадьякским языком. 2 числа апреля, в 5 часов утра, снялись с якоря и пошли в Ситху на бриге Премысл, 6 числа подошли на вид берегов и 8 числа, в 5 часов вечера, положили якорь в гавани Ситхи. Кадьякская Церковь 1-я Церковь деревянная, с железной крышей, очень небольшая и даже тесная; однопрестольная, в память Воскресения Христова; построена в 1841 году иждивением Российско-Американской Компании и освящена 17 января сего 1842 года. Церковь сия, по особенному усердию г. правителя Кадьякского отдела И. О. Костромитинова, построена весьма прочно, хозяйственно и довольно красиво; (плана и фасада церкви не было); стены внутри обиты парусиной и выкрашены, купол раскрашен, пол в церкви также выкрашен, а в алтарь, сверх того, обит сукном; снаружи стены выкрашены масляной краской и, по времени, будут обшиты тесом.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

За время брака с великим князем имя Соломонии трижды упоминается в летописях: впервые в связи с переездом великокняжеской семьи на новый двор у церкви Благовещения в Кремле (7 мая 1508 года – именно в этот день ушел из жизни преподобный Нил Сорский), затем в связи с выездом вместе с великим князем в осенний объезд Русской земли (8 сентября 1511 года – на Рождество Пресвятой Богородицы и в день Куликовской битвы , в которой прославился Федор Сабур) и в связи с погребением брата Василия III князя Семена Ивановича (28 июня 1518 года) . Таким образом, великая княгиня принимала активное участие в жизни своего мужа. Известно, что между ними велась переписка, которая, к сожалению, не сохранилась. Кроме того, мы вновь видим, что многие события в жизни семьи приурочивались к памятным датам. До нашего времени сохранились образцы русского лицевого шитья – удивительные многофигурные композиции работы самой Соломонии: пелена «Явление Божией Матери преподобному Сергию» с праздниками и «Преподобный Кирилл Белозерский с житием». Сохранились и однофигурные композиции: пелены «Богоматерь Петровская» и «Митрополит Петр» (напомню, что, как и Сабуровы, святитель был галицко-волынского происхождения и, по преданию, его судьба тесно связана с ними), «Преподобный Сергий Радонежский», «Преподобный Кирилл Белозерский», «Преподобный Пафнутий Боровский», «Преподобный Леонтий Ростовский», «Преподобная Евфросиния Суздальская». Последняя работа говорит о внимании великокняжеской четы к суздальским святыням и монастырям – в 1509 году Василий III посетил Суздальский Покровский монастырь и начал здесь каменное строительство. К 1518 году были построены надвратная церковь Благовещения, храм Происхождения Честного Древа Креста Господня и Покровский собор, которые сохранились до нашего времени. Наряду с работами, вышедшими из мастерских других потомков Захарии Чета – Сабуровых, Годуновых и Пешковых, лицевое шитье из мастерской великой княгини Соломонии постоянно упоминается в трудах искусствоведов – как наиболее яркий образец русского искусства XVI века.

http://pravoslavie.ru/58468.html

Так, в День Пятидесятницы впервые явственно открылась тайна Божественного Существа, тайна Святой Троицы. Догмат о Святой Троице является основным в христианстве. Он объясняет все дело искупления грешного человечества. На вере в Триединого Бога зиждется все содержание христианского вероучения. Все наше богослужение, общественное и частное, начинается с прославления Пресвятой Троицы. Молитвы ко Святой Троице сопровождают человека от появления его на свет до смерти. Первые слова, с которыми Церковь обра­щается к только что родившемуся младенцу «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа». В Таинстве Крещения Церковь возрождает младенца «во имя Отца, и Сына, и Святого Духа». В Таинстве Миропомазания полагается на него «пе­чать дара Духа Святаго». С отроческого возраста кающемуся отпускаются на исповеди грехи его – «во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа». Во имя Святой Троицы совершается Таинство Брака. Наконец, последняя молитва иерея при погребении усопшего «Яко Ты еси воскресение» заканчивается обращением ко Святой Троице. Праздник Пятидесятницы, по словам церковных песнопений, есть празд­ник попразднственный, конечный (Пятидесятница, седален по 1-й кафизме). Он есть завершение всех великих праздников от Благовещения Пресвятой Богородицы, кончая Пасхой и Вознесением Господа Иисуса Христа. Празд­ник Пятидесятницы есть славный конец долгого, крестного, тернистого пути спасения мира Богочеловеком Христом, день рождения Церкви Христовой, в ограде которой совершается спасение людей благодатью Святого Духа. История праздника Праздник Пятидесятницы установлен самими апостолами. По сошествии Святого Духа апостолы ежегодно праздновали День Пятидесятницы и запо­ведали воспоминать его всем христианам ( 1Кор.16, 8 ; Деян.20,16 ). Уже в Постановлениях Апостольских есть прямая заповедь праздновать св.Пяти­десятницу: «Спустя десять дней по Вознесении бывает пятидесятый день от первого дня Господня (Пасхи), сей день да будет великим праздником. Ибо в третий час сего дня Господь Иисус послал дар Святого Духа» (Кн.5, гл.20). И праздник Пятидесятницы под названием Дня Святого Духа от самых первых времен праздновался Церковью торжественно. Особенную торжественность ему придавал обычай Древней Церкви совершать в этот день Крещение над оглашенными (см.пение на Литургии «Елицы во Христа крестистеся»).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010