Закончилось внешнее благоустройство обители в 1895 году возведением соборного храма в честь и славу Пресвятой Владычицы Богородицы - в память Благовещения Ей Архангела Гавриила о рождении от Нея Спасителя мира. Он вмещал до пяти тысяч человек. Правый придел в этом соборе был освящён во имя святителя Николая и равноапостольной первомученицы Фёклы, а левый - во имя преподобного Иоанна Рыльского и святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. На освящении главного престола в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, правого и левого приделов присутствовал праведный Иоанн Кронштадтский. Основным источником доходов Бежецкого Благовещенского монастыря являлись купеческие и крестьянские пожертвования, а также пожертвования горожан. В 1870-1890-х годах с благословения о. Иоанна Кронштадтского на средства благотворителей построены каменные келейные корпуса. Кроме этого был устроен домовой храм в Санкт-Петербурге: благотворительница купчиха Ф. А. Аристова изъявила желание пожертвовать монастырю принадлежащий в 10-й роте Измайловского полка каменный дом. Испросив на это благословение протоиерея Иоанна Сергиева (праведного Иоанна Кроштадтского), она письменно изъявила о своём желании высокопреосвященнейшему Савве, архиепископу Тверскому, прося его при этом исходатайствовать монастырю право устроить в жертвуемом ею доме домовую церковь. По благословению Святейшего Правительствующего Всероссийского Синода, с Высочайшего Благочестивейшего Государя Императора Александра III разрешение в этом пожертованном доме устроить двухпрестольный храм. Здесь, в Петербурге жили до 60 сестёр: певчие, чтицы, просфорницы, был штатный священник, служба отправлялась каждый день. Игумения София скончалась 18 мая 1892 года, оставив 400 сестёр в монастыре. На её место вступила игумения Антония (Загадашникова), которая также много потрудилась на благо обители: расписала стены и купол Благовещенского собора, построила два корпуса для насельниц, выстроила флигель для сестёр на подворье в Петербурге, заботилась о благоустроении внутренней жизни сестёр обители, которых собралось до 500. После её смерти 10 декабря 1907 года игуменией стала матушка Евстолия (Осинина), на долю которой выпали тяжёлые испытания богоборческого времени большевиков.

http://sobory.ru/article/?object=10440

Кроме основного храма в монастырь входили братская школа, больница, аптека, а в 1630 году была основана еще и типография, которая впоследствии стала одним из самых крупных центров белорусского книгопечатания 17 века. Но типография проработала всего 25 лет, в 1655 году все печатное оборудование вывезли из монастыря, как и резной иконостас. С каждым годом монастырь лишь приходил в упадок, а бесчисленные войны это только усугубили. Множество мастеров вышли из стен монастыря: художники, чеканщики, резчики по дереву, граверы – все они разъехались по городам России или были переведены в Москву. В начале 20-го века монастырь пытались возродить, но безуспешно. Более или менее из всех монастырских строений сохранилась до наших дней Свято-Духовская церковь, правда, в перестроенном виде. Она была построена в начале 17 века и действует по сей день, являясь ценным памятником архитектуры барокко: пилястры, плоские арочные ниши, лепные оконные проемы. К сожалению, многие элементы церкви были утеряны, перестроены или разрушены: не сохранились резной иконостас и фрески мастера Григория, а также первоначальная крыша, но несмотря на это Свято-Духовская церковь все еще остается одной из самых интересных достопримечательностей города. Одним из первых монастырских храмов появился Богоявленский собор. Соборный храм Святого Богоявления находился в центре монастырского архитектурного комплекса и представлял собой великолепное творение деревянного белорусского зодчества. Строгий по форме крестово-купольный храм имел изящную крытую галерею, резной шестиярусный золоченый иконостас и два придела – в честь Архистратига Божия Михаила и Благовещения Пресвятой Богородицы. Стены храма были расписаны изображениями на библейские темы, а также на темы из житий святых. В июне 1635 г. Киевский митрополит Петр Могила освятил главный престол в честь Богоявления Господня, а приделы – во имя Архистратига Михаила и Благовещения Пресвятой Богородицы, положив мощи святых великомученика и целителя Пантелеимона и великомученика Артемия и преподобномученика Анастасия Персиянина. Позднее он напишет в письме к Саковичу: «Посмотри еще и на Белую Русь, там, под Оршей, в Кутеинском монастыре найдешь по крайней мере 200 братии, подражающих житию ангельскому».

http://sobory.ru/article/?object=17668

Служение на новом месте началось для игумена Мирона с назначения его настоятелем Супрасльского прихода и открытого при нем монашеского дома. В 1984 году была совершена закладка под восстановительную стройку разрушенного в 1944 году грандиозного храма-крепости Благовещения Пресвятой Богородицы. Экономическое положение в тогдашней Польше никак не способствовало приобретению нужных материалов. Игумену Мирону, как свидетельствует пишущий эти строки, приходилось добывать их самыми разными способами. Вместе с храмом возрождалась и духовная жизнь в монашеском доме в Супрасле. Понемногу начала собираться монашеская братия. И результатом всего этого стало решение Собора епископов Польской Православной Церкви о признании монашескому дому в Супрасле статуса мужского Свято-Благовещенского Супрасльского монастыря. Наместником восстанавливающейся обители был утвержден игумен Мирон, который в 1990 году, в день Благовещения Пресвятой Богородицы, был возведен в сан архимандрита. За годы наместничества архимандрита Мирона число братии увеличилось до пятнадцати человек. Братия помимо молитвы и монастырских послушаний преподавала в высших богословских учреждениях, а также вела просветительскую работу во многих отраслях церковной жизни. Отец Мирон пробыл на посту наместника до апреля 1998 года, когда после смерти митрополита Василия он был избран Святым Собором епископов Польской Православной Церкви епископом Гайновским, викарием Варшавско-Бельской епархии, с позднейшим назначением на должность ординария Войска Польского. Епископская хиротония архимандрита Мирона состоялась 10 мая 1998 года в Варшаве. А в августе того же года Президент Польской Республики присвоил епископу Мирону звание бригадного генерала. Служение в армии, как сам владыка часто говорил, было трудным и совсем не похожим на монастырскую жизнь, к которой он за двадцать лет привык. Постоянные заграничные поездки, множество встреч, присутствие на военных маневрах, посещение воинских частей, катехизация и духовное окормление военнослужащих — все это входило в новые заботы архипастыря.

http://e-vestnik.ru/church/tragicheskaya...

Стих: Воспойте Господеви песнь нову,/воспойте Господеви, вся земля. Дух Божий Пресвятый/приидет, Пречистая, на Тя,/Боговместимая Владычице,/и сила Вышняго осенит Тя,/и родиши Сына,/соблюдающа Твое девство неврежденно./Сей Сын есть неродословим,/Сей, явлься, спасет люди Своя,/яко благоизволи. “Дух Божий всесвятой найдет на Тебя,/Чистая, Бога вмещающая Владычица,/и осенит Тебя сила Всевышнего,/и Ты родишь Дитя, сохраняя девство Твое неколебимым./Он – Сын, не имеющий родословия,/Он, явившись, спасет Свой народ/от грехов их!” Слава, и ныне, глас 4: В шестый месяц послан бысть Архангел/к Деве Чистей/и, радоватися Ей прирек,/благовести из Нея Избавителю проити./Темже, приемши целование,/зачат Тя, Превечнаго Бога,/несказанно благоволившаго вочеловечитися/во спасение душ наших. Слава, и ныне, Богородичен, глас 4: В шестой месяц послан был Архангел к Деве Чистой/и “Радуйся!” Ей возгласив,/возвестил благую весть,/что от Неё Искупитель произойдет./Потому Она, приняв с верою то приветствие,/зачала Тебя, Предвечного Бога,/неизреченно благоволившего вочеловечиться/для спасения душ наших. Тропарь, глас 4: Днесь спасения нашего главизна/и еже от века таинства явление:/Сын Божий Сын Девы бывает,/и Гавриил благодать благовествует./Темже и мы с ним Богородице возопиим:/радуйся, Благодатная,/Господь с Тобою. Тропарь, глас 4 Всей день спасения нашего начало/и предвечного таинства явление:/Сын Божий Сыном Девы становится/и Гавриил о благодати благовествует./Потому и мы с ним Богородице возгласим:/“Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!” Также ектения и отпуст. БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ НА ВЕЛИЦЕЙ ВЕЧЕРНИ Сий праздник начинается от четвертка 3я недели святых постов и восходит до среды светлыя седмицы. И аще есть пост, начинаем вечерню без кафизмы и без поклонов. НА ВЕЛИКОЙ ВЕЧЕРНЕ На Господи, воззвах: ставим стихов 10 и поем Триоди самогласен дне, дважды, и подобны 3, и праздника 3, повторяюще две. На Господи воззвах: стихиры на 10. Поем из Триоди самогласен дня дважды, и подобны из Триоди три, и праздника три повторяя две из них.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/blagovesh...

Тёплый придел освятили в память о некогда стоявшей в селе монастырской церкви во имя святой великомученицы Параскевы. Холодный храм был увенчан большой главою, над Пятницким приделом возвышалась главка поменьше, а колокольня завершалась шпилем. Позднее церковь и прилегающее к ней кладбище были обнесены деревянной оградой с каменными столбиками. В 1852 году вместо обветшавшего тёса крыша церкви была покрыта железом. В таком виде крутовская церковь простояла до самого закрытия. В 1870-х годах за бедностью прихода причт Благовещенской церкви был сокращён, а сама церковь приписана к храму села Марьино, раскинувшегося на противоположном берегу Нерехты. Богослужения в Крутово стал совершать причт марьинской Похвалынской церкви. К концу XIX века приход крутовской церкви из 530 человек в 82 дворах приносил годовой доход всего в 263 рубля. А в приходе, кроме самого села, состояла ещё деревня Офёрново (Афёрново), которая ныне уже не существует. В конце XIX века Крутово считалось крупным торговым селом. Помимо сельских базаров, собиравшихся там каждую неделю, два раза в год устраивались ярмарки – одна в десятую пятницу после Пасхи, другая – 28 октября (по старому стилю) в день престольного праздника в честь святой великомученицы Параскевы. В 1930-е годы с новой волной репрессий началось повсеместное закрытие храмов на всей территории Советского Союза. 3 июня 1939 года Благовещенская церковь была закрыта решением Ивановского облисполкома. Очевидно, что к этому моменту богослужения в ней уже не совершались, а это решение было лишь официальной точкой. Кладбище и ограда вокруг храма были стёрты с лица земли. Из самой церкви вынесена вся утварь. Вместе с ней исчезли два ценных Евангелия 1774 и 1803 гг. печати. В последующие после закрытия церкви годы её здание использовалось под клуб и в качестве складского помещения. Позже оно и вовсе было заброшено. В 1990-е годы на пике подъёма патриотических чувств были предприняты попытки сбора средств на восстановление церкви, а в село служить молебен приезжал священник. Но на тот момент дальше разговоров и газетных статей дело не зашло. И лишь в наши дни началось восстановление крутовского храма в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.

http://sobory.ru/article/?object=02712

Еще один исключительный прообраз — лествица, увиденная во сне праотцем Иаковом, связующая небо и землю. Пресвятая Дева стала своеобразным мостом между теми, кто долгое время был разделен друг с другом; через Нее сошел к людям Христос. Очень красиво об этом звучат слова акафиста: «Радуйся, лествице небесная, Еюже сниде Бог; радуйся, мосте, преводяй сущих от земли на небо». О чем же мы вспоминаем в день Благовещения? Пресвятой Деве является посланник Божий — архангел Гавриил — и говорит Ей, что Она родит Спасителя мира. Великая и вместе с тем страшная весть, которую никогда не слышал ни один человек! Что же отвечает Пречистая, по свидетельству евангелиста Луки? «Вот раба Господня. Будет Мне по слову твоему».  Герменевты, толкователи Священного Писания, указывают здесь на одну интересную особенность. Дело в том, что еврейское слово, переведенное впоследствии как раб , означает не слугу, а соработника, то есть свободного человека, который по доброй воле помогает господину. Следовательно, Пресвятая Дева изъявила согласие — добровольное и свободное — на осуществление великой тайны Боговоплощения. Ее ответ не был словами безвольного, неразумного, апатичного, ничего не понимающего существа. Более того: сначала Она задает архангелу вопрос: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?» (Лк.1:34). И лишь после его ответа о схождении на Нее Святого Духа соглашается принять волю Божию.  Видите? Господь никогда не навязывает Свой замысел, не принуждает, не порабощает и не попирает нашу свободную волю. Он уважает человеческую свободу — ведь это Его дар всем нам. И принятие воли Божией означает готовность человека соработать Господу, стать Его сослужителем, сотрудником. Пресвятая Дева изъявила Свое согласие на такое соработничество, предоставив Себя на спасение миру. Тропарь праздника начинается словами: «Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление; Сын Божий Сын Девы бывает» ( Сегодня — начало нашего спасения и явление вечной тайны: Сын Божий становится Сыном Девы ). Пресвятая Богородица стала началом нашего спасения. 

http://pravmir.ru/presvyataya-deva-mozhe...

С. Перлова О скорой помощи святых В день преставления апостола и евангелиста Иоанна Богослова В праздник иконы Божией Матери «Избавительница» Не к мирской, а к вечной славе …1912… Слово, сказанное воспитанницам церковно-учительской школы в с. Богородское Тульской губернии (в имении В. К. Саблера) …1913… При отпевании старца Оптиной пустыни схиархимандрита Варсонофия Из письма духовной дочери о. Варсонофия, послушницы Елены Шамониной О благодати Святого Духа и о торжестве прославления священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея России Память Всех святых О значении колокольного звона Лествица высокая Об обязанностях игумении (при посвящении игумении Агнесы) О пребывании с Господом Об освящении плодов На посвящение инока Соловецкого монастыря в сан иеродиакона Перед молебствием о страждущих недугом пьянства В праздник Покрова Пресвятой Богородицы На юбилей священнослужителя При освящении храма во имя св. мученика Трифона в приюте для слепых В день поминовения матери …1914… Протоиерею Е. П. Успенскому при его прощальном богослужении Преблагословенная Суббота Христос Воскресе! Об истинном просвещении У Иверской иконы Божией Матери В Марфо-Мариинской обители Об артосе Дела милосердия При посвящении игумении Нины Се бо отныне ублажат Мя вси роди.. В 13-летнюю годовщину архиерейства Речь на молебне на Красной площади по случаю объявления войны Германии Приветствие императору Николаю II, приехавшему в Москву по случаю объявления войны Германии …1918… О смирении О покаянии О чистоте души Путь Христов О всех братьях ожесточенных Время покаянных слез Все находимся в воле Божией В Никитском монастыре На могиле протоиерея Валентина Амфитеатрова О любви На раздачу артоса Приветствие отца Иоанна, настоятеля храма Ответ на благодарность настоятеля храма отца Иоанна …1920… При отпевании доктора В. Н. Штурма …1921… О Христовых страданиях Поклонение Кресту В день Благовещения Пресвятой Богородицы Похвала Пресвятой Богородицы О терпении На кончину святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси …1932… Слово перед общей исповедью При отпевании Д.

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

В собрании Сергиево-Посадского музея-заповедника в отделе мелкой пластики имеется крест-мощевик XVII века. Надписи на его обороте сообщают о частицах мощей: «Животворящаго древа; миро мчка Дмитрия Селунскаго; млеко Пречстые Бдцы; мощи Луки Еванглиста; мантии чюдотворца Сергия; мощи мучка Пантелеимона» . В 1622 году для Благовещенского собора в Кремле был изготовлен напрестольный крест, в который были вложены святыни: «мощи архидиакона Стефана, мощи Фео[до]сия о[б]щему житию началника, млеко Пречистей Богородицы…» . Патриарх Филарет (1619–1633) принимал живое участие в жизни семьи своего сына — Михаила Федоровича (1613–1645), первого царя из династии Романовых. В 1627 году при рождении своей внучки Ирины Михайловны Патриарх благословил ее крестом с мощами; среди различных святынь в нем были «камень горы Синайские, древо Моисеева жезла , земля Иердан реки, млеко Пречистыя Богородицы» и др. При рождении в 1629 году наследника-царевича Алексия Михайловича Патриарх Филарет крестил его в Чудовом монастыре, а восприемником был троицкий келарь, старец Александр (Булатников) , Патриарх также «благословил его крестом, в котором находилось Животворящее Древо, млеко Пресвятой Богородицы и 8 частиц мощей» . Обращает на себя внимание особая святыня, приносимая из Святой Земли, — «млеко Пречистыя Богородицы». Приведенные примеры показывают, что данная святыня была известна русскому благочестию на протяжении весьма долгого времени. Но что это такое? Историк И. Забелин, сообщая о крестильных дарах Патриарха Филарета своим внукам-царевичам, приводит такие интересные объясняющие сведения, которые он обнаружил в публикации: «в Ифлиемском ве[р]тепе, егда родися Избавитель всего мира Господь наш Иисус Христос от Пречистые Девы Мария Богородицы, и источися тогда млеко от Пречистыя сосец Ее на землю. И в том месте искипе земля млечная яко сыр. И по вся лета [в] день Рождества Христова кипит аки ключ, а над тем местом во святом олтаре святая Трапеза. И в день Рождества Христова приходит тут Иерусалимский Патриарх и, свершив тут во вертепе в храме том Рождества Христова Божественную службу, и емлет ту млечную землю со многим благоговением, и творит округлости ей, напечатают одну страну образ Пречистыя Богородицы с Превечным Младенцом, а з другую — подпись " Млеко Пречистые Богородицы " . И взимают и посылают православным Царем и князем и святителем и прочим правоверным людям на исцеление» . Историк добавляет при этом: «таким образом, это Млеко представляло род обычной просвиры» .

http://bogoslov.ru/article/6193608

В Писании нет прямых указаний на Введение. Образ Божией Матери вообще затенен и вполне осознанно: дабы для человеческого сознания, склонного к неумеренности, факт появления среди живущих Матери Бога не заслонил и не преуменьшил бы в значении Пришествие Самого Бога. Лишь по архангельскому глаголу и приветствию Елисавет мы догадываемся о величии Той, Которая во всех обстоятельствах брала на Себя " роль второго плана " , и о том, сколь значительное место в Промысле о спасении мира отведено Богородичному участию. Большинство известий, касающихся земной жизни Пресвятой Девы, является апокрифическими и относится к устному преданию Церкви. Апокриф, называемый Протоевангелием Иакова, дает основное число свидетельств об этом. Из Протоевангелия Иакова мы узнаем о Рождестве Пресвятой Девы, Введении Ее в храм и, в значительной степени, о Благовещении. Протоевангелие Иакова не входит в состав канонического свода книг Нового Завета, не признается боговдохновенным писанием, но традиционно пользуется авторитетом в Церкви как отражающее в себе некоторые важные свидетельства о времени, предшествующем Рождеству Христову. По меньшей мере, с IV в. известно о традиции отмечать событие Введения как отдельный церковный праздник. На это указывает, в частности, св. Григорий Нисский; имеются также упоминания о постройке царицей Еленой соборной церкви в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. От VIII в. дошли проповеди на день Введения святителей Германа и Тарасия, патриархов Константинопольских. Замечательный образец богословия праздника представляет беседа святителя Григория Паламы, в которой торжество обозначено более точно, " Введением Богородицы во Святое Святых " , ибо именно со вхождением Ее за священную завесу Иерусалимского храма соединено главное существо события. Для Паламы таково выражение воли Божией о восстановлении падшего Адама и о особое попечение Христа о Своей будущей Матери. " Христос Бог, - пишет святитель, - и прославляет Свою Матерь, как до рождения, так и по рождении " . Интересно также, что история ветхозаветной праведности у него целиком сведена к рождению и воспитанию в совершенной чистоте Пресвятой Девы Марии, а Сиф, Енос, царь Давид и другие избираются Богом так сказать " в обратном порядке " - ради своего будущего родства с Богоматерью. " Обратите внимание и на то, откуда началось это избрание. Из сынов Адамовых был избран Богом чудный Сиф... из которого Дева должна была родиться и воззвать земнородных к небесному усыновлению. Начиная от самых сыновей Адамовых и проходя через все поколения времен, избрание будущей Матери Божией по предведению Божию доходит до царя и пророка Давида и преемников его царства и рода. Когда же наступило время избрания, то из дома и отечества Давидова были избраны Богом Иоаким и Анна, которые, хотя были бездетны, но по своей добродетельной жизни и добрым нравам были лучше всех, происходивших из колена Давидова " .

http://ruskline.ru/analitika/2005/12/06/...

О сеятеле О «безумном богаче». В чем счастье? Беседа на неделю 23-ю по Пятидесятнице Неделя 24-я по Пятидесятнице О страхе (Мф. 14,23–26) Исцеление 10 прокаженных Преображение Господне Воздвижение Честнаго Животворящего Креста Воздвижение Честнаго Животворящего Креста Господня Благовещение Пресвятой Богородицы Неделя жен-мироносиц На день 17-го июля Слово на 7 ноября Пастор-протестант о русском народе Введение во храм Пресвятой Богородицы Чему учит нас Пречистая Своей жизнью и кончиной Рождество Пресвятой Богородицы К посещению приходского храма Пречистой в Ее образе чудотворном Св. равноапостольный князь Владимир Беседа Св. Николай, Мир Ликийских чудотворец Святые апостолы Петр и Павел Усекновение главы св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня Слово в день св. пророка Илии О злых виноградарях К началу учебного года Беседа с учащимися после молебна Беседа после молебна. К началу учебного года Елеосвящение «В доме Отца Моего обителей много». (Ин. 14,2) Словарь персоналий     Владыка Митрофан Бостонский (Зноско-Боровский) (+2/15 февраля 2002 г.) прожил яркую многотрудную жизнь. Его служение было связано с судьбами наших соотечественников, вынужденых оставить Россию после революции и второй мировой войны. Пятьдесят лет своего священства он окормлял православную паству в Польше и Белоруссии, в Германии, Австрии, Марокко и США. На страницах воспоминаний читатель встретится с митрополитами Анонием (Храповицким) и Анастасием (Грибановским) , владыкой Иоанном Шанхайским , видными деятелями Белого движения в эмиграции. Последние 9 лет жизни владыка был викарием Восточно-Американской епархии с титулом епископа Бостонскою. Он обладал огромным нравственным авторитетом, к нему шли за советом как священники, так и архиереи. Предлагаемая читателю книга содержит воспоминания владыки Митрофана и его проповеди , издание дополнено словарем персоналий, составленным Г. Кремневым. Предисловие. Памяти епископа Митрофана (Зноско-Боровского) Впервые опубликовано: Православная Русь. 2002. 5.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010