Потому и был созван в Эфесе Вселенский Собор, главной задачей которого стало всецерковное осмысление служения Богоматери, Девы Марии, и опровержение ереси Нестория. С того времени Дева Мария во всей Церкви непреткновенно и несомненно именуется Богородицей, Пресвятой Девой, Которая по плоти родила Сына Божиего и Сына Человеческого, Господа нашего Иисуса Христа, истинного Бога, второе Лицо Святой Троицы. В череде замечательных, великих, спасительных событий Евангельской истории, связанных с Богородицей, особое место занимает сегодняшний деньдень благой вести, главизны нашего спасения . Действительно, от этого дня и до крестных страданий, во все дни земной жизни Спасителя, Дева Мария несла особое служение Матери Господа нашего Иисуса Христа, и потому Ее прославление, поклонение Ей является важнейшей частью нашей духовной жизни, важнейшим измерением жизни всей Церкви. И сегодня, как, наверное, всегда, каждый из нас и все мы, Церковь Русская и Церковь Вселенская, нуждаемся в помощи и заступлении Девы Марии, и к Ней обращаем свои слова, причем те же, что и к Ее Сыну. Мы просим Ее, чтобы Она нас спасла: Пресвятая Богородица, спаси нас! Ни к одному, даже самому великому Божиему угоднику мы не обращаемся с этими словами, ведь ни один святой не способен нас спасти, а только благодать Божия. А вот Дева Мария, родившая Спасителя, имеет непосредственное отношение к нашему спасению, и потому мы с дерзновением, любовью и надеждой обращаем к Ней наши слова — в сей день, как и во все дни жизни нашей, — Пресвятая Богородица, спаси нас! Аминь. По древней традиции, возрожденной в 90-е годы по инициативе Православного братства «Радонеж», после богослужения в праздник Благовещения Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, при участии учащихся воскресной школы, выпустил в небо голубей с восточной паперти кафедрального собора. Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/2021/04/07/v-prazdnik...

Бесконечная любовь Господа к Своему созданию явилась в Его Божественном истощании, без которого прародительский грех и неисчислимые грехи последующих поколений неминуемо привели бы к гибели в вечности всех людей. Благодаря Боговоплощению каждому христианину, верующему в Господа и стремящемуся жить по Его заповедям, дарована возможность вечного блаженства в Царстве Небесном. В лице Пресвятой Богородицы христиане обрели милосердную Мать, Заступницу, Помощницу и Ходатаицу за них перед Божественным Ее Сыном. Благовещение — это день благой вести о том, что нашлась во всем мире людском Дева, так верующая Богу, так глубоко способная к послушанию и к доверию, что от Нее может родиться Сын Божий. Воплощение Сына Божия, с одной стороны, — дело Божией любви и Божией силы; но вместе с этим воплощение Сына Божия есть дело человеческой свободы. Св. Григорий Палама говорит, что Воплощение было бы так же невозможно без свободного человеческого согласия Божией Матери, как оно было бы невозможно без творческой воли Божией. В Божией Матери мы находим изумительную способность довериться Богу до конца; но способность эта не природная, не естественная: такую веру можно в себе выковать подвигом чистоты сердца, подвигом любви к Богу. Торжественное церковное почитание дня Благовещения Пресвятой Богородицы началось не позднее IV века, о чем имеются свидетельства в творениях святителей Афанасия Великого и Иоанна Златоуста. Но иконы, изображающие это событие, появились в Церкви христианской уже во II веке, еще в Римских катакомбах, например, на стене усыпальницы святой Прискиллы. Иконы Благовещения, символизирующие начало искупления рода человеческого, с древних времен по церковному законоположению устрояются на царских вратах. Царские врата изображают вход в Царство Небесное, а икона Благовещения Пресвятой Богородицы напоминает нам об отверзении для нас рая, так как это священное событие явилось «главизною» нашего спасения. Редакция «Русской народной линии» поздравляет всех читателей с праздником Благовещения Пресвятой Богородицы, который, что нам особенно приятно, является также и днем рождения «Русской народной линии» .

http://ruskline.ru/news_rl/2013/04/06/dn...

— Вход Господень в Иерусалим (дата празднования зависит от даты Пасхи), — Вознесение Господне (дата празднования зависит от даты Пасхи), — Пятидесятница (День Святой Троицы) (дата празднования зависит от даты Пасхи). В свою очередь в число Богородичных праздников входят: — Рождество Пресвятой Богородицы (8/21 сентября), — Введение во Храм Пресвятой Богородицы (21 ноября/4 декабря), — Благовещение Пресвятой Богородицы (25 мар./7 апр.), — Сретение Господне (2/15 фев.), — Успение Пресвятой Богородицы (15/28 авг.). Заметим, что праздник Сретения Господня и праздник Благовещения нередко интерпретируются как Господско-Богородичные и к группе Богородичных праздников относятся только по той причине, что не отменяют воскресную службу в случае совпадения с воскресным днём. Какие церковные праздники называются средними? К числу средних относится довольно большое количество праздников. Средние праздники делятся на два типа. Принадлежащие к первому типу обозначаются в богослужебных книгах знаком красного креста в полукружии: +). К ним, в частности, относятся праздники, установленные в честь: — св. Иоанна Богослова (26 сентября/9 октября и 8 ⁄ 21 мая), — св. Иоанна Златоуста (13/26 ноября), — св. Николая Мир Ликийских (6/19 декабря), — трёх святителей, Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоуста (30 января/12 февраля) — и др. В свою очередь к средним праздникам второго типа (обозначаются в богослужебных книгах знаком красного креста без полукружия) относятся дни: — Положения ризы Господней (10/23 июля), — Владимирской иконы Богоматери (21 мая/3 июня), — Архистратига Михаила (8/21 ноября) — и пр. Какие церковные праздники называются малыми? Малые праздники также бывают двух видов (праздники первого вида обозначаются в богослужебных книгах тремя точками в красном полукружии, а второго – тремя точками в черном полукружии). Перечень малых церковных праздников достаточно велик. В той или иной мере ими наполнен весь календарно-годовой период. Что такое местные и общие церковные праздники?

http://azbyka.ru/prazdniki-cerkovnye

Георгия Куртезия Схолария Слово на Благовещение Пресвятыя Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии 1. Поистине, всякому живому существу присуще врожденное в нем чувство любви к жизни и к существованию, хотя некоторые из них не обладают той же степенью сознания, а другие не могут обнаружить прочим это наслаждение: что же касается человека, то настолько больше, чем они, он радуется жизни, что отнюдь не возможно, чтобы это осталось скрытым, и как преимущий над всеми прочими и, выражая это в сумме, «умаленный малым чим от ангел» (Пс. 8:5), он и живет с большим наслаждением, чем они. И, вот, во всякое иное время, не только когда ему выпало проводить жизнь в легкости и в удобстве, но и когда ему приходится трудно, человек обнаруживает присущую ему жизнерадостность; потому что просто для того, чтобы просуществовать и прокормиться, людям необходимо нести много труда; хотя, следует заметить, что при этом многие трудятся паче необходимости, как бы имеющие постигнуть вечные блага, или как имеющие личную нужду в тех вещах, которыми вообще все люди в равной степени пользуются. И, вот, на основании того, что человек празднует тот день, который наступает каждый год, — день своего рождения, когда он был причислен к живым существам, можно легко заметить, что человек является жизнерадостным существом; и теперь каждый из нас празднует день своего рождения просто в память сего и проводит этот день в сердечной радости и в благочестивых чувствах, связанных с памятью этого дня; было же некогда время, когда, наравне со многими иными (языческими) народами, мы отнюдь не считали этот день за маловажным, но каждый полностью принадлежал этому дню и всем чем мог оказывал ему честь и много полагал труда, задолго заранее приготовляясь к этому дню, как бы к некоему чудесному торжеству. Но время, прекрасно поступая, прекратило все эти крайности; однако почитание этого дня все же осталось в равной степени и у более низких и у более высоких сословий; таким образом, на основании сего, очевиднейшим образом является, что людям в особенности присущи это общее свойство и инстинкт жизни, которые непосредственно заложены в них по природе.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3020...

16 апреля. Лазарева суббота. [В эту субботу Церковь вспоминает праведного Лазаря, которого Иисус воскресил спустя четыре дня после его смерти. Брат Марфы и Марии из Вифании, Лазарь был близким другом Христа. В то время Иисус ушел с учениками за Иордан. Сестры послали сообщить Ему, что Лазарь тяжело болен. К тому времени, когда весть достигла Иисуса, Он знал, что Лазарь уже умер, однако отправился в Вифанию, чтобы совершить небывалое чудо. Когда Иисус с учениками пришли в Вифанию, им сообщили, что Лазаря уже похоронили. Иисус попросил провести Его к могиле Лазаря и заплакал от скорби. Оказавшись возле погребальной пещеры, Он повелел отвалить камень, которым был завален вход, вознес молитву Отцу и воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет. Тогда многие из Иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него (Ин 11: 43-45)]. Ил.: Воскрешение Лазаря. Дмитрий Савинков, 2003. - С.4; 7 апреля. Благовещение Пресвятой Богородицы . [В этот день Церковь вспоминает событие, с которого началась земная история воплощения Господа Иисуса Христа. Архангел Гавриил приносит Деве Марии весть о том, что Она станет Матерью Сына Божьего. В память об этой благой вести и назван церковный праздник. Слова одной из самых известных и любимых молитв Церкви, обращенных к Пресвятой Богородице («Богородице Дево, радуйся...»), почти буквально повторяют обетование Деве Марии, произнесенное архангелом Гавриилом]. Ил.: Благовещение. Джордж Лоуренс Буллейд, 1903. - С.5; 18 апреля. Начало Страстной седмицы. [Страстной седмицей в Церкви называют неделю, которая предшествует Пасхе. На этой неделе во время богослужения вспоминают Тайную Вечерю, предание Иисуса Христа на суд, страдания Спасителя, его Крестную смерть и погребение. Эту седмицу Церковь чтит особо: каждый ее день называется великим, потому что он связан с величием искупительного подвига Иисуса Христа]. Фото Сергея Горбунова/Троице-Сергиева лавра. - С.5;

http://foma.ru/bibliografija-foma-4-228-...

Возрождение Благовещенского Кафедрального Собора началось в 1998 году по инициативе Высокопреосвященнейшего Мефодия, Митрополита Воронежского и Липецкого в Первомайском саду в ознаменование 2000-летия Рождества Христова. Новый Собор - звено связывающее наш сегодняшний день со славными страницами истории епархии. Собор будет освящен, как и древний, в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, а его внешний облик повторяет Владимирский Собор города, воздвигнутый в честь 900-летия Крещения Руси незадолго до октябрьской бури. 15 октября 1998 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй, находившийся с первым в истории Первосвятительским визитом в Воронежской епархии освятил закладной камень новой святыни епархии. С историей Благовещенского собора и Митрофанова монастыря тесно связана судьба священномученика Тихона (Никанорова), архиепископа Воронежского и Задонского. Уроженец Новгородской земли, выпускник Новгородской Духовной Семинарии и Санкт-Петербургской Духовной Академии, в последствии ректор Духовной Семинарии в родном Новгороде, святитель Тихон был назначен на Воронежскую кафедру 13 мая 1913 года. За недолгое архипастырское служение запомнился воронежцам как храмостроитель и инициатор канонизации в лике святых своего предшественника архиепископа Антония (Смирницкого). Владыка Тихон (Никоноров) был активным участником Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-18 годов, сподвижником святого Патриарха Тихона. В 1919 году 27 декабря (9 января 1920) в третий день праздника Рождества Христова, он был повешен на Царских вратах алтаря Благовещенского Собора Митрофановского монастыря, в котором совершал богослужение. По сведениям, протопресвитером Михаилом Польским, вместе со своим архипастырем мученическую кончину приняли 160 мучеников. На Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года он был прославлен в лике святых новомучеников и исповедников Российских. Его святые мощи почивают под спудом на кладбище Алексеево-Акатова монастыря в общей могиле воронежских архипастырей, чьи останки были перенесены сюда в 1993 году.

http://sobory.ru/article/?object=03549

Выстроил этот огромный храм рачительный купец Солин, вложивший огромные средства в строительство сельской церкви. Немалых трудов стоило Степану Петровичу Солину построить в родной деревне храм. Одна из причин его радения - удалённость Желнина от приходской Успенской церкви бывшего Дудина монастыря. Другая - с просьбой о постройке церкви обратились тогда к своему состоятельному земляку Желнинцы. Степан Петрович душевно откликнулся на пожелание односельчан. Его благое начинание поддержали купцы-кампаньоны, но в последний момент вышли из дела. Солин не уронил купеческого слова. Храм был построен полностью на его собственные средства и обошёлся купцу в более чем 100 000 рублей. Сбылось и другое желание благотворителя: с дозволения Нижегородского владыки Филарета были перенесены в новый храм в Желнино намоленные иконы древнего письма из Макарьевского Желтоводского монастыря, переданные туда из закрывавшейся Амвросиевой Никольской обители на Оке в 1764 году. Прихожане Желнина на сельском сходе решили пригласить своим пастырем И.М. Лезвийского 38-ми лет из Подъяблонской церкви. Он и стал первым священником Благовещенского храма. Епископ Макарий в день освящения храма преподнёс храмостроителю С. П. Солину в дар икону прп. Сергия Радонежского, сделав собственной рукой надпись на оборотной стороне: " Строителю и попечителю Благовещенского храма в селе Желнине Балахнинского уезда Степану Петровичу Солину, в день освящения оного храма на память и благословению. Нижегородский епископ Макарий. Июль 29, 1879 годъ " . Переданная в храм, она исчезла в безбожные годы советской власти и считалась навсегда утраченной. И вот спустя десятилетия произошло настоящее чудо: икона обрела своё законное место в Желнинском храме. Несколько лет тому назад жительница Желнина Нина Викторовна Виноградова передала святыню в Благовещенскую церковь, которую бережно хранила долгие годы. Клировые ведомости хранят немало ценных сведений об этом храме. Согласно записи, сделанной в 1882 году, в церкви Благовещения Пресвятой Богородицы с.

http://sobory.ru/article/?object=02944

Наличие больших общин православных татар, сохранивших Христианство во время страшных атеистических гонений, свидетельствует о том, что православные татары приняли Евангелие не под нажимом царского правительства, ибо, начиная с 1905 года, никто не мешал православным татарам возвратиться к языческому или к исламскому образу жизни, а по зову сердца, познавшего Истину - Христа. Когда мы говорим " православные татары " , мы подразумеваем сразу и тех, кто христианин от рождения, и тех, кто в сознательном возрасте принял Христа, в этом же значении употребляется словосочетание " крещеные татары " . Однако, иногда словосочетание " крещеные татары " употребляется применительно к некоторым татарским этническим общностям. Это общности, большинство представителей которых исповедует Православие - кряшены, нагайбаки, обрусевшие православные касимовские татары (крещеные татары Рязанской и Тамбовской губерний, рязанские татары) и чулымские татары. Про чулымских татар следует отметить, что часть их говорит на татарском языке, а часть на хакасском. Так как татарская культура чрезвычайно многообразна, состоит из многих субкультур, то нельзя, говоря об общетатарской культуре, подразумевать только одну из них, например, казанско-татарскую, а нужно учитывать все татарское культурное пространство. Значит, говоря об обычаях и традициях православных татар, как христиан от рождения, так и тех, кто принял Христа в сознательном возрасте, мы будем учитывать все это пространство. Традиции и обычаи православных татар можно подразделить на собственно православно-христианские и народные, не противоречащие Христианству, органично вписавшиеся в православно-татарскую культуру. Православные татары отмечают все церковные праздники, величайшим из которых является Воскресение Господа нашего Иисуса Христа - Пасха Кён (Оло Кён, Бяйрямнен Бяйряме, Кызыл йомырка Бяйрям). Далее идут великие двунадесятые праздники и воскресные дни: Ходай Иисус Христоснын тыуыуы (Раштуа бяйрям, Раштыва бяйрям, Роштва) - Рождество Христово; Ходайыбыз Иисус Христоснын Чумылыуы (Качману) - Крещение Господа (Богоявление); Ходай Иисус Христосны карышы алыу - Встреча Господа (Сретение); Ходай Иисус Христоснын Иерусалимга кереуе (Бермянчек, Вирбя бяйрям, Вирмя бяйрям) - Вход Господа в Иерусалим; Изге Кыз Марияга арыу хабяр айтелеу - Возвещение архангелом Джабраилом Пресвятой Богородице Деве Марии воплощения от нее Бога Слова (Благовещение); Иисус Христоснын кюккя кютярелеуе - Вознесение Господа; Троицын кён (Тройсын, Трисун, Жапрак бяйрям) - день Пресвятой Троицы (День сошествия Духа Святого на святых апостолов); Ходай Иисус Христоснын жактырылыуы (Спас) - Преображение Господа; Алланы Тыудырган изге Кыз Мариянын дёньядян кючеуе - Успение Пресвятой Богородицы; Изге Кыз Мариянын тыуган кёне - Рождество Пресвятой Богородицы; Ходайнын кадерле Качын кютяреу - Воздвижение Креста Господа; Алла Анасы изге Кыз Мариянын келяу ойоня кереуе - введение во Храм Пресвятой Богородицы.

http://ruskline.ru/analitika/2005/12/27/...

В состав сей книги входили песнопении: из Литургии, псалмы и стихиры. Название свое получила она от Демественного пения. Списки сей кииги не восходят далее конца XV столетия. Лучший список из поздней редакции находится в библиотеке И. Н. Царского. IV. Минеи служебные Списки служебных Миней встречаются очень редко. Это служит доказательством, что они не были во всеобщем употреблении. Из предисловия к Какизам узнаем, что Минеи положены на ноты Русскими певцами. Инок Евфросин знал в половине XVII века все XII Миней. Вероятно, Кондакарь и Стихирарь месячный служили основанием для Русских творцов при составлении Миней. Полного собрания сих книг из наших библиотек не видно ни в одной. V. Минея праздничная В составе сей книги входили: стихиры и каноны избранным Святым. Греческих ли певцов это произведение, или Русских, решить еще невозможно, но неимению данных. Из этой Минеи в последующем времени был составлен – книга, имевшая одинаковое назначение. Замечательные списки с этой Минеи находятся в библиотеках: Академии Наук – харатейный список и С. Публичной – бумажный. Когда она выведена была из употребления – не видно. крайней мере, писатели об ней уже не упоминают в конц века. VI. Триодь постная Образцом для редакции сей книги служил Стихирарь постный. В новом своем составе она принадлежит Русским творцам. В предисловии к какизам находишь известие, что «Триодь распел и изъяснил Иван Нос, будучи в Слободе у Царя Иоанна Васильевича». Имея ввиду Стихирарь, понятно, что Иван Нос распел очснь не многое: ему только принадлежат исполнения, собранные из разных готовых книг. Список ХП века находился в библиотеке С. Петербургской Публичной. VII. Праздничник Надписание сей книги: Начало праздником владычным. В составе сей книги входили: стихиры и величания на разные праздники. Замечательно, что в некоторых списках величания положены на Путевой напев. Вот состав сей книги: 1)Служба на Рождество Богородицы; 2)на Воздвижение Честнаго Креста; 3)на Введение во Храм Пресвятыя Богородицы; 4)на день Святителя Николая; 5)на Рождество Христово; 6)на день Богоявления Господня; 7)на Сретение Господне; 8)в Субботу шестой недели Великого Поста; 9)на Благовещение Пресвятыя Богородицы; 10)на Вознесение Господне; 11)в Субботу Пятдесятную Святой и Живоначальной Троицы; 12)на Преображение Господне; 13)на Успение Пресвятыя Богородицы; 14)на чин Новаго Лета; 15)на Обретение Честныя главы Иоанна Предтечи; 16)на день Св. Апостол Петра и Павла. Появление сей книги в нашей Церкви еще не определено с достоверностию. Происхождение ее известно по Минее праздничной. VIII. Ирмологий

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

11 2009 р. 13:00 Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье [Стаття] Торжественный вход Господень в Иерусалим празднуется Православной Церковью в последнее воскресенье перед светлым праздником Пасхи. Это — один из великих праздников и называется он еще Вербным Воскресеньем, потому что в этот день за всенощной службой Божией (или за утреней) раздаются молящимся освященный ветви вербы или других растений. 6 2009 р. 12:00 7 апреля — Благовещение Пресвятой Богородицы [Стаття] Благовещение — это день благой вести о том, что нашлась во всем мире людском Дева, так верующая Богу, так глубоко способная к послушанию и к доверию, что от Нее может родиться Сын Божий. 3 2009 р. 00:00 3 апреля — память преподобного Серафима Вырицкого [Стаття] Господь щедро наградил иеросхимонаха Серафима духовными дарованиями. Среди них был дар прозрения прошлого, настоящего и будущего посетителей, дар проникновения в мысли собеседника, дар видения происходившего вдали, дар исцелений, духовного утешения, власти над нечистыми духами, молитвенных созерцаний, предсказаний и пророчеств. 21 березня 2009 р. 18:00 22 марта — день памяти 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся [Стаття] Память 40 мучеников относится к кругу наиболее чтимых праздников. В день их памяти, 9 марта (22 марта по новому стилю), облегчается строгость Великого Поста и совершается Литургия Преждеосвященных даров. 13 березня 2009 р. 18:00 Вселенские родительские субботы [Стаття] Вторая, третья и четвертая субботы Великого поста — дни всеобщего поминовения всех «в надежде воскресения и жизни вечной» усопших в Господе. 9 березня 2009 р. 00:00 9 марта — день первого и второго обретения главы Иоанна Предтечи [Стаття] Неоднократно святой Иоанн являлся людям благочестивым, чтобы указать место погребения своей честной главы. Ясно, что воля Божия состоит в том, чтобы мы почитали мощи святых угодников, через которые Господь ниспосылает людям Свои великие и богатые милости. 16 лютого 2009 р. 16:37 17 февраля — день кончины Патриарха Московского и всея Руси Иоасафа II [Стаття] Иоасаф II был, пожалуй, самым кротким и уступчивым Патриархом, никогда не противоречил царю.

http://patriarchia.ru/ua/db/items/1264/p...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010