Вот как повествуется об этом в Евангелии: В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария (Лк 1:26–27). Так евангелист Лука начинает рассказ об этом великом событии. Главизна (начало) христианских праздников — Благовещение Пресвятой Богородицы настолько чтилось в России, что, по народной поговорке, в этот день даже “птица не вьет себе гнезда”. “Какова погода на Благовещение, такова будет она и в Светлое Христово Воскресенье”, — говорили русские верующие, празднуя Благовещение и связывая этот день с еще более радостным “праздником праздников” — Пасхой Христовой. Каким же представал Назарет перед русскими паломниками? Вот что писал об этом городе лейтенант Сергей Плещеев: “Назарет, по-арабски Наасара, стоит на одной стороне на великой горы и окружен многими и высокими холмами. Домы построены из дикого и необрезанного (необработанного — а. А. ) камня, без всякого порядка”[ 3 ]. Во второй половине XVIII столетия число богомольцев, бывавших в Святой Земле, уменьшилось из-за русско-турецких войн, ведшихся особенно часто в екатерининскую эпоху (1762–1796). Однако и в эти годы некоторые из русских паломников добирались до Назарета. Одним из них как раз и был Сергей Плещеев. В те годы прибытие в Галилею российского офицера вызвало большой интерес у местных православных христиан, живших под властью мусульманской администрации. Сергей Плещеев и его спутники прибыли в Назарет 11 октября 1772 г., и, “пришед к священнику греческого исповедания, были весьма угощены, который усердно благодарил Бога, что он дожил до того, чтоб увидеть у себя российского военачальника”[ 4 ]. По тем временам это было далеко не рядовое паломническое посещение местных святынь, и, как пишет С. Плещеев, ему сообщили, что “священник и все, собравшиеся нашего закона (православные — а. А. ) арабы, дожидаются меня в церкви, куда, одевшись, я пошел, и по прибытии моем обедня началась, кою отправляли священник и диакон по-арабски, но Евангелие ради меня диакон, взошед в кафедру, читал по-гречески, а священник читал тоже по-арабски для общего собрания и в ектениях упоминали мое имя”[ 5 ].

http://pravmir.ru/andreevskiy-flag-u-ber...

К 1843 г. сооружаются новые иконостасы нижнего храма. В середине XIX века храм стал Монастырской церковью расположившегося здесь женского Воскресенского Новодевичьего монастыря. Позже, в 1854 году монастырь переехал во вновь построенное для него здание на Московском проспекте, а церковь вновь возвращена ее прихожанам. Благовещенская церковь считалась одной из самых посещаемых в Петербурге. Во второй половине XIX века здесь действовало Благовещенское благотворительное общество. В построенном доме общество поместило три учреждения: дешевые квартиры, приют для престарелых и приют для детей. В дальнейшем в приюте открывается своя школа. В 1885 году при приходе был открыт склад религиозно-нравственной литературы и учреждена приходская библиотека. В 1900 году торжественно отмечалось 150-летие со дня основания церкви. В 1911 году Благотворительным Обществом была образована комиссия для ремонта храма под руководством архитектора-художника М. Ф. Еремеева. Была перекрыта крыша храма, вычищены кресты. Внутри храма был исправлен пол, окрашены стены и потолки с орнаментовкой священными изображениями во всех трёх алтарях. Перезолочены церковным золотом все три иконостаса, вычищены иконы на стенах храма, высеребрены подсвечники и лампады. В нижней церкви заменена электрическая проводка. В числе почитаемых святынь храма были Крест с частью Животворящего древа, частицею камня гроба Господня и с 18 частицами Святых угодников Божиих, другой Крест на иконе Благовещения с шестью частицами Святых мощей, икона Спасителя на наружной алтарной стене храма. Икона Знамения Пресвятой Богородицы - точная копия иконы Знамения, находящейся в Новгороде, замечательна весьма искусным письмом древнего характера. По надписи на ней было видно, что она писана в 1706 г. сентября 5 дня. Икона Успения Пресвятыя Богородицы в сребропозлащенной ризе, на ней надпись: " Изображение и мера чудотворной иконы Успения Пресвятыя Богородицы, яже обретеся в Лавре Киевопечерской, над царскими вратами " 1762 г. февраля 22 дня. Тихвинская икона Божей Матери, на лето переносимая в верхнюю церковь, и образ Святого Мученика Харлампия, день памяти которого 10 февраля совпадал с днем рождения Петра III.

http://sobory.ru/article/?object=00716

В этот день Русская Православная Церковь празднует обретение мощей святителя Алексия, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца (1431), который имеет непосредственное отношение к возрождению и процветанию Благовещенского монастыря. Самая древняя обитель Нижегородской области была основана в 1221 году святым благоверным великим князем Георгием Всеволодовичем и святителем Симоном, епископом Владимирским, при закладке Нижнего Новгорода. В 1229 году монастырь был полностью разорен и сожжен языческим князем Пургасом и более чем на сто лет прекратил свою деятельность. В 1357 году Нижний Новгород посетил митрополит Московский Алексий, который взял на себя обет возродить монастырь. Его заботами в 1370 году была построена, а в 1371 году освящена церковь Благовещения в Нижегородском Благовещенском монастыре. С тех пор Благовещенский монастырь начал расти и процветать. По окончании Божественной литургии архимандрит Александр (Лукин) поблагодарил архиереев за совместную молитву. «Как 800 лет назад святой благоверный князь Георгий Всеволодович задумал, чтобы Благовещенская обитель была духовным оплотом для Нижнего Новгорода, так и сегодня она исполняет свое послушание. Наша обитель восстанавливается, украшается, приобретает свое былое величие», — сказал отец Александр. Затем он обратился к митрополиту Георгию, поблагодарив нижегородского архипастыря за заботу о монастыре. В память о юбилейном торжестве, посвященном 800-летию Благовещенского монастыря, архимандрит Александр преподнес владыке Георгию заздравную просфору, комплект архиерейского облачения и икону Благовещения Пресвятой Богородицы. Иконы Благовещения также получили в подарок митрополит Кирилл и епископы Нижегородской митрополии . Затем от монастырей Нижегородской епархии настоятеля и братию Благовещенской обители с 800-летием монастыря поздравил архимандрит Тихон (Затёкин). «Эта древняя обитель была создана одновременно с основанием Нижнего Новгорода святым благоверным князем Георгием Всеволодовичем. Спустя сто лет монастырь был возрожден святителем Алексием. Обитель много видела на своем веку, но как Феникс возрождалась вновь и вновь. Уже в наши дни владыке Кириллу было суждено стать первым настоятелем Благовещенской обители. Он более десяти лет трудился над возрождением этого святого места. Его преемником стал нынешний игумен — архимандрит Александр, который неустанно печется об обители», — сказал архимандрит Тихон.

http://patriarchia.ru/db/text/5816939.ht...

При сем некоторые, может быть, подумают: мы слышим благовестие о таинстве воплощения Сына Божия, видим принятие сего благовестия: но где самое таинство? Не просто дарование Божие, но самое Божество исполняет Пресвятую Деву: и как не примечаем мы собственно Божественного явления, ни отблеска света Божия на лице Мариами, ни выражения восторга у Архангела? «Отъиде от нея Ангел», – и только. – Легко не только для любомудрия, но и для неразумия легко делать вопросы, на которые никакая мудрость отвечать не в силах. «Кто... разуме ум Господень, иже изъяснит и» ( 1Kop. II. 16 )? Если вы хотите проникнуть в тайну воплощения Сына Божия до глубины ее, или сие превыше-естественное действие низвести в постижимое для вас явление: то вы хотите быть выше Ангелов; – неуместное, без сомнения, притязание! Ибо, как сказует Апостол, и самые Ангелы в таинства Христовы только «желают... приникнути» ( 1Nemp. I. 12 ), то есть, желают воззреть во глубину их, но не проникают; – желают по любви к Божественному, но не проникают по непостижимости Божественного, по несоразмерности ограниченного зрения с предметом бесконечным. – «Невместимаго Бога вместившая», без сомнения, ощутила внутренно свет и славу, и блаженство сего беспримерного Богосообщения; вероятно, и взор Архангела дивно и восхитительно ощутил зарю Божественного Света, в нее вселившегося: но непостижимое должно было оставаться непостижимым; «тайну, сокровенную от век и ...родов» ( Koл. I. 26 ), еще не наступило время открывать многим; и это весьма благословно, если Богоматерь вселившийся в нее Божественный свет покрывала облаком своего смирения, и если Архангел только безмолвным благоговением почтил «честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим». Рассматривание беседы небесного вестника с Пресвятою Девою может ввести нас в исследование другого рода, более для нас доступное, и более близкое к нашему назиданию. Для чего Архангел не довольствовался изрещи к ней слово благовещения, но употребил, можно сказать, настоятельные средства, чтобы достигнуть слова ее согласия? Неужели без сего слова Мариами не совершилось бы воплощение Сына Божия? Неужели всемогущей воле Божией нужно соизволение воли человеческой? – Вопросы, по-видимому, трудные: но могут быть разрешены просто. Их разрешение можно найти там же, откуда они заимствованы, – в евангельском повествовании. Архангел Гавриил, без сомнения, исполнял в точности то, что внушил ему Божий повелевающий глагол. Но Архангел, не ограничиваясь словом благовещения, не прекратил беседы своей с Пресвятою Девою дотоле, доколе не услышал от нея слова согласия: «буди мне по глаголу твоему». Следственно, так угодно было Богу. Следственно, так должно было. Следственно, сего непременно требовала Божия премудрость и Божия судьба.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Раздавались, однако, и другие голоса: так, известный специалист по болезням сердца проф. Плетнев категорически настаивал, чтобы патриарх не ехал в больницу. В связи с этим разыгрался драматический эпизод: когда 13 января 1925 года патриарх, утомленный и издерганный непрерывной суетой, все же решил переехать в клинику доктора Бакунина на Остоженке, профессор упал на колени перед постелью патриарха. “Ваше Святейшество! Не соглашайтесь на больницу, – со слезами на глазах воскликнул профессор, – неизвестно, в чьи руки вы там попадете!” – “Да, но вы же там будете, профессор. И все мы будем около Святейшего”, – сказал митрополит Петр. Святейший молча кивнул головой. В тот же вечер он переехал в прекрасно оборудованное помещение в клинике Бакунина (Остоженка, 19). Это было одно из первоклассных медицинских учреждений Москвы и одна из немногих частных больниц, еще остававшихся в годы нэпа. Алеша Б. – семнадцатилетний иподиакон, сердечно преданный патриарху, поспешил вечером в больницу – поздравить Святейшего с Новым годом (в это время еще живы были старые традиции, и вечер 13 января для большинства москвичей был новогодним вечером). “Алеша, у меня здесь нет иконы, достань мне, пожалуйста, образ”, – тихо сказал Святейший. Алеша бегом направился в конец Остоженки – в Зачатьевский монастырь. “У Святейшего в больнице нет иконы, дайте, пожалуйста, икону”, – сказал он монашкам. Матушки заохали, и одна из них побежала к себе в келью и сняла со стены небольшой образ Благовещения Пресвятой Богородицы в серебряном окладе. “Спасибо, голубчик”, – сказал патриарх, когда образ Благовещения был водворен над его кроватью. Об этом эпизоде многие вспоминали через два с половиной месяца, когда в праздник Благовещения умер патриарх. В тихой, спокойной обстановке частной больницы здоровье патриарха начало быстро поправляться. 31 января 1925 года патриарх совершил свой первый выезд из больницы – в этот день он совершил панихиду по митрополите Евсевии (своем старом друге и помощнике, умершем в 1919 году) в Новодевичьем монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Читая молитву Господню, мы говорим: " Да будет воля Твоя " , но иногда совсем не вникаем в эти святые слова. Насколько ты сможешь творить волю Божию? Она - в том, чтобы жить в соответствии со словом Господним, исполняя заповеди Божии; в том, чтобы любить ближнего и Бога. Господь не нагружает человека неподъемным законами и требованиями. Единственная Его заповедь: любить Бога всем сердцем, всеми мыслями и любить ближнего. Но и они для человека настолько неподъемны… Порой человек декларирует, что любит Бога: ведь он ходит в храм, ставит свечи - и не может признаться даже себе, что не только в этих действиях должна быть любовь к Богу. Она - в исполнении Божией воли, того Завета, который заключил Господь с человеком через Пресвятую Деву. Почему трудно исполнить его? Вера слаба, духовная жизнь не является центром бытия! Праздник Благовещения становится возможностью задуматься, вспомнить, глядя на икону Благовещения, об ответе Девы Марии Господу: " Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему, " а значит, и по Его воле. Дай Бог, чтобы молитвами Пресвятой Богородицы по вере нашей мы могли соединять свою волю с Божественной силой, имели стремление жить по Божией воле. Чтобы мы не только в воскресный и праздничный день вспоминали о Боге, но чтобы мы жили с Ним ежедневно, ежеминутно. Чтобы посещали храм как дом Божий и учились здесь жить по воле Господней, находя ответы на жизненные вопросы в молитве и Священном Писании, учились любить друг друга - так, как любила и в земной жизни, и ныне в Царствии Небесном Пресвятая Дева. Все, кто имел общение с Богородицей на земле, свидетельствовали о Ее кротком нраве, о том, как даже в общении с теми, кто пытался Ее унизить, обидеть, оскорбить Она являла любовь. Матерь Божия видела в людях образ Господень, образ красоты и свободы, который имел Ее Сын. Да поможет нам Бог, проходя поприще Великого поста, примером Пречистой Девы научиться этой любви. Аминь " . Все фотографии Поделиться Упоминания в новостях 28 марта 2023 8 мая 2020 28 августа 2019

http://mitropolia.spb.ru/news/mitr/?id=1...

В воспоминание этих событий Патриарх Фотий установил ежегодное празднование Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне (V) 2/15 июля. Во время Крестовых походов XIII века хитон Богородицы не попал в руки грабителей: среди священных реликвий, похищенных крестоносцами из Влахернского храма, упоминается только головной убор Божией Матери, переданный Генрихом де Ульменом монастырю в Трире. Русский митрополит Пимен, путешествовавший по Святым местам, упоминает в своих записках, что в 1387 году он «в день Положения ризы Богоматери» был во Влахерне и целовал там святую раку, в которой лежали чудесный хитон и пояс Богородицы. В 1434 г. Влахернский храм сгорел, части одежд Богоматери были переданы в разные места. Часть ризы Богоматери была перенесена из Константинополя на Русь святителем Дионисием, архиепископом Суздальским († 1385; память 26 июня/9 июля) , и хранилась в Москве в Успенском и Благовещенском соборах. Святая риза Богоматери, хранившая прежде столицу Византии, спасала впоследствии от неприятеля и первопрестольную Москву. Летом 1451 года под стены Москвы подступали татарские полчища царевича Мазовши. Святитель Иона, митрополит Московский, непрестанными молитвами и церковными службами укреплял защитников столицы. В ночь на 2 июля, сообщает летопись, в татарском стане случилось великое смятение, враги бросили награбленное добро и в беспорядке поспешно отступили. В память чудесного избавления Москвы святой митрополит Иона (†1461; память 31 марта и 27 мая) в том же году воздвиг в Кремле церковь Ризоположения. Она сгорела, но на её месте в 1484–1486 годах была построена новая, также посвященная празднику Положения ризы Богоматери и сохранившаяся до настоящего времени. Сейчас раз в году, в праздник Положения ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне (215 июля), Святейший Патриарх Московский и всея Руси совершает Божественную литургию и молебен перед частицей ризы Богородицы в Ризположенском храме Московского Кремля. В наши дни хитон Богородицы хранится в историческом музее в Зугдиди (Грузия), расположенном во дворце князей Дадиани. Подлинность святыни была засвидетельствована греческими и грузинскими специалистами. В Зугдидском историческом музее хранятся святыни, которые были изъяты из разных церквей и монастырей в период советского безбожия. Среди них находится и знаменитая риза Богородицы.

http://azbyka.ru/palomnik/Риза_Пресвятой...

Что день молитву сию чти, да в наглой смерти не даст Христос Господь никогда умрети. Поклонение Пресвятой Богородице Приидите, поклонимся Царице нашей Богородице. Приидите, поклонимся Деве Марии Царице нашей Богородице. Приидите, поклонимся и припадем к Самой Госпоже Деве Марии Царице нашей Богородице. Покланяемся Тебе, Пресвятая Богородице, Твоим рождеством явльшая нам свет истинный, Царице небу и земли, надежде ненадеждных, помощнице немощным, ходатаице всем грешным, Ты нас покрый и заступи от всех бед и нужд душевных и телесных: и буди нам, молимся, заступница святыми Твоими молитвами. Покланяемся Твоему благословенному зачатию и рождению от святых Ти родителей, от Иоакима и Анны, молим Тя, Госпоже наша, даждь нам житие безгрешно зачати, и родити плоды покаяния. Покланяемся Твоему введению в церковь Господню, трилетствовавшая Отроковице, и молим Тя, свете наш, церковь нас соделай Святому Духу молитвами Твоими. Покланяемся благовещению Твоему, пречистая Богородице Дево, егда действием Святого Духа со гласом Архангельским зачала еси Слово Отчее, и молим Тя, свете наш, нам отчаянным благовести спасение. Покланяемся рождению Твоему, егда воплотила и родила еси Христа Спаса миру, и явилася еси Матерь Богу, от всея твари славима и превозносима, и молим Тя, свете наш, являй Себе Матерь милосерду ныне и во век будущий. Покланяемся очищению Твоему нескверная, неблазная, нетленная, пречистая, и молим Тя, свете наш, очисти нас от всякие скверны плоти и духа молитвами Твоими. Покланяемся и почитаем болезни Твоя, яже претерпела еси во время вольные страсти Сына Твоего, егда собыстся Симеоново проречение: Тебе же самой душу оружие пройдет, и молим Тя, свете наш, болезни душевные и телесные избави нас. Покланяемся Тебе, Госпоже, воспоминающе радость Твою, юже имела еси во время воскресения Сына Твоего, и молим Тя, свете наш, радости духовные не лиши нас. Покланяемся честному и славному успению Твоему, и молим Тя, свете наш, усни страсти наша плотские помощию Твоею. О Пресвятая Владычице Богородице! Приими сие малое моление, и принеси е Сыну Твоему и Богу нашему, да спасет и просветит Тебе ради души наша.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

4 мая митрополит Игнатий и епископ Богородский Антоний прибыли в третий по величине город Аргентины — Мар-дель-Плата, где в храме святых Царственных страстотерпцев в сослужении настоятеля храма иеромонаха Герасима (Войцеховского) совершили благодарственный молебен. Затем епископ Антоний побеседовал с прихожанами за чаепитием и ознакомился с жизнью местной православной общины. В тот же день архипастыри посетили общеобразовательную государственную школу, где изучают русский язык, затем встретились с Почетным консулом Российской Федерации Ю.Н. Кузнецовым, с которым обсудили вопросы, связанные с жизнью и деятельностью русской диаспоры в регионе. В зхавершение дня епископ Антоний посетил клуб «Аврора» — центр культуры российской, украинской и белорусской общин, где присутствовал на пасхальном детском празднике. 5 мая архиереи посетили «Русский дом» и действующую на его базе школу, после чего отбыли в Буэнос-Айрес. 6 мая руководитель Управления по зарубежным учреждениям принял участие в скайп-конференции со священнослужителями, несущими послушание в странах Латинской Америки. Вместе с митрополитом Игнатием епископ Антоний побеседовал с каждым священником и ответил на многочисленные вопросы. В тот же день епископ Антоний посетил кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы в Буэнос-Айресе и храм Всех святых, в земле Русской просиявших, в Лянусе. Архиерей также встретился с сотрудниками епархиального управления и обсудил с ними ряд рабочих вопросов. Затем владыка Антоний побеседовал с вице-председателем Координационного совета организаций российских соотечественников Аргентины Валерием Ереминым. 6 мая, в заключительный день пребывания епископа Антония в Южной Америке, митрополит Игнатий в сослужении Его Преосвященства совершил Божественную литургию в кафедральном храме Благовещения Пресвятой Богородицы в Буэнос-Айресе. Богослужение совершалось на церковнославянском и испанском языках. По окончании Литургии владыка Антоний произнес проповедь. От лица духовенства и прихожан собора владыку приветствовал митрополит Игнатий. Архипастырь рассказал о состоявшихся за минувшую неделю посещениях приходов Московского Патриархата в Чили и Аргентине, поблагодарил владыку епископа за внимание к Аргентинской епархии и преподнес высокому гостю издание Библии на испанском языке.

http://patriarchia.ru/db/text/4891459.ht...

Из книги " Памятники истории и культуры Владимирской области. Каталог " издание Госцентра по учету использованию и реставрации памятников истории и культуры Владимирской области. Владимир. 1996, стр.226  «В Александровом уезде в церкви Благовещенского погоста хранится древний холстинный на котором находится следующая надпись, свидетельствующая об освящении этой Патриархом Филаретом: «Освятися алтарь Великого Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в храме Пресвятой Богородицы Честного и славного Её Благовещения на память святых Мученицы Варвары и Преподобного Отца нашего Иоанна Дамаскина Великим Государем Святейшим Филаретом Патриархом Московским и всея Руси при державе Благоверного и Христолюбивого Государя, Царя и Великого князя Михаила Фёдоровича всея Руси Самодержца и при Благородном Царевиче Князе Алексее Михайловиче всея Руси, в лета 7148/1640 года Декабря в 4 день индикта (Из книги Тихонравов К. Владимирский сборник. Материалы для статистики, этнографии, истории и археологии Владимирской губернии. – Москва, 1857г. (стр. 53) Прим. О.Щ.: - Шелковый или, как здесь, льняной платок (плат), которым покрывают престол в алтаре храма, в большом храме может быть несколько престолов. - Видимо имеется ввиду придел, или перестроенный объём, например трапезная. Цитируемый фрагмент из книги Тихонравова возможно интересен при датировке объемов в истории самого храма, так как наиболее древняя его часть датируется 1501 годом постройки. - Текст из книги приводится в современной транскрипции. Монастырь возник на месте Благовещенского погоста в 1501 году. Церковь в Благовещенском погосте каменная; время построения ее неизвестно, но должно относиться к глубокой древности. В ведомости о церквях Переславльского уезда, составленной в 1799 году, сказано, что эта церковь построена в 1501 году помещиком Иваном Ивановичем Нагим. Достоверность этой даты до некоторой степени подтверждается сохранившейся на надгробной плите надписью о смерти Ивана Ивановича Нагого в 7047 (1539) году. Близ северной стены храма лежат несколько надгробных плит из белого камня с вырезанными в глубину и покрытыми черной краской надписями, но от времени надписи стерлись и разобрать можно только две: 1) «Лета 7047 (1539) месяца Апреля въ 10 день преставися Иванъ Ивановичъ Нагой»; 2) «Лета 7000 (другие буквы разобрать трудно) Декабря въ 22 день преставися въ Сибири Евфросиния девица на память пророка Аввакума». Думают, что это могло быть не ранее 7098 года и не позднее 7105 года, когда в городе Лозве, устроенном на Сибирской реке того же имени, был воеводою некто Иван Григорьевич Нагой; дочь его там умерла, а останки ее были перевезены в Благовещенский погост. Кто из рода Нагих еще погребен в данной церкви, письменных свидетельств не осталось, но местное предание говорит, что недавно перестали поминать в церкви имена бояр Иоанна, Алексея, Василия и княжны Евфросинии.

http://sobory.ru/article/?object=02774

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010