Со строчных букв пишутся слова, обозначающие в названиях религиозных объединений исповедную принадлежность верующих: Всемирный Союз адвентистов седьмого дня, Российский Союз евангельских христиан–баптистов. 7. Титулы и обращения Все слова, кроме служебных, в титулах Предстоятелей Церквей (как Православных, так и инославных) пишутся с прописной буквы, причем по отношению к руководителям Православных Церквей употребляются слова Предстоятель, Первосвятитель, Первоиерарх: Святейший Патриарх Московский и всея Руси, Патриарший Местоблюститель, Заместитель Патриаршего Местоблюстителя, Блаженнейший Патриарх (Папа и Патриарх), Святейший Папа Римский, Святейший Католикос Востока и Митрополит Маланкарский, Архиепископ Кентерберийский, Примас всей Англии и Митрополит, Епископ–Президент Епископальной Церкви в США. При обращениях к священнослужителям любого чина с прописной буквы пишутся все слова: Его Святейшество, Святейший Патриарх Алексий; Его Блаженство, Блаженнейший Папа и Патриарх; Его Высокопреосвященство (для митрополитов и архиепископов); Его Преосвященство (для епископов); Его Высокопреподобие (для архимандритов, игуменов, протоиереев); Его Преподобие (для иеромонахов и священников). Диаконы особого обращения не имеют (отец диакон). Слова «Патриарший Экзарх», обозначающие правящих архиереев обширных территорий, пишутся с прописной буквы. Слово «экзарх» в значении представитель пишется со строчной буквы: экзарх Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Антиохийском и всего Востока. С прописной буквы пишутся слова Священный Синод (до 1917 года – Святейший Синод), Священноначалие Русской Православной Церкви. 8. Церковные праздники а) Праздник Пасхи и все слова, кроме служебных, в названиях всех двунадесятых праздников пишутся с прописной буквы (кроме слова храм: Введение во храм Пресвятой Богородицы): Пасха, Святая Пасха, а также Антипасха, Рождество Пресвятой Богородицы, Благовещение Пресвятой Богородицы, День Святого Духа, День Святой Троицы, Вход Господень в Иерусалим (но: отдание Пятидесятницы, предпразднство Рождества Христова, попразднство Богоявления).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Когда Ей исполнилось три года – родители ввели Ее в храм Господень и целиком отдали Богу. Чрез несколько лет после этого «Введения во храм», на 80 году жизни, скончался св. Иоаким; св. Анна, оставшись вдовой, пришла в Иерусалим и поселилась около своей Пресвятой Дочери, молясь за Нее непрестанно в храме Господнем. Через два года скончалась на 80 году жизни и св. Анна. Пресвятая же Отроковица Мария, оставшись круглой сиротой, после смерти своих родителей уже не отвлекалась никакими душевными земными привязанностями, вся отдалась Богу, проводя все время в храме, занимаясь чтением священных книг, молитвами и благочестивыми размышлениями. На пороге младенчества и отрочества начав свой подлинно монашеский подвиг, Пресвятая Дева Мария на грани между отрочеством и юностью уже достигла такой духовной и телесной чистоты, что стала достойной стать Невестой Неневестной Святого Духа. Об этом Ей благовестил Вестник Господень Архангел Гавриил, возвестивший некогда Ея свв. родителям радость Ея рождения. Круг Богородичных праздников, празднуемых св. Православной Церковью, можно разсматривать как символическую цепь событий, обрамляющих тайну Богочеловечества. В день Рождества Пресвятой Богородицы (8-го сентября), когда земля приносит плоды, человечество принесло Богу свой наилучший плод, свой благоуханный цветок – Св. Деву Марию. В день «Введения во храм» (21 ноября) 3-х летняя Отрововица была удочерена Самим Богом Отцом. В день «Благовещения» – Пречистая Дева сподобилась стать вечной Невестой Неневестной Бога Духа Святого. В день «Рождества Христова» Приснодева Мария стала Пречистой и Преблагословенной Матерью Бога Сына – Пресвятой Богородицей. В день своего «Успения» Пресвятая Богородица, воскреснув в преображенном теле, и вознесясь на небо, не покинула земного мира человеков, а стала Матерью всем людям, молитвенницей и ходатаицей перед Богом за весь человеческий род. «В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице. Преставилася еси к Животу, Мати сущи Живота; и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша», – воспевает об этом св. Православная Церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Panteleimon_Ni...

Однако при всем оскудении телесных сил, отец Парфений пережил 1854 год и вступил в новый, 1855. Промыслу угодно было продлить земную жизнь подвижника, чтобы исполнить его всегдашнюю молитву о ниспослании ему кончины в день великого праздника Благовещения Пресвятой Богородицы и вместе – воспоминания крестных страдании и смерти Спасителя. В 1855 году праздник Благовещения случился в Великую Пятницу, – и вот в этот-то знаменательный и желанный день скончался подвижник Божий... Зная о благоговейном уважении и преданности Мухановых отцу Парфению, духовная дочь его княгиня В. Голицына поручила своей дочери, В.П.Шереметевой, немедленно отправить к ним копию с ее письма, писанного на другой день кончины старца, 26 марта, к Н.Н. Мальцевой. Вот что писала княгиня Голицына Мальцевой: «Киев, 26 марта, 1855 года. С потрясенной душой извещаю вас, моя милая, о горестной потере, которую мы понесли. Глубокочтимый батюшка скончался вчера, в 5 часов утра, или, скорее, начал ту новую жизнь, для которой он здесь, на земле, измождал свою плоть. Семнадцатого я была у обедни у него; он меня принял с совершенно особенным благоволением, говоря: приходи чаще, и затем: как ты мне угодила тулупчиком, (он с ним не расставался), – так тепло, легко и мягко; много таких присылали, все не то. – Затем, обращаясь к госпоже Бердяевой и показывая на меня, говорит: что ж ты ее к себе не зовешь? – как бы желая нас сблизить. Я принимала каждое его слово, как сокровище. Я выражала ему сожаление, что ничего не могла найти для подарка в его церковь к Пасхе. Ничего не надо, ничего, все есть, – сказал он кротко, но твердо. Начав говеть, я иду к нему испросить благословение и просить меня исповедать, – это было двадцать третьего, – нахожу его в постели; он с трудом дышит, рот полуоткрыт, сильно страдает от удушья и не может произнести почти ни одного слова. Он благословил меня и сказал: приходи завтра, исповедую тебя. – Двадцать четвертого я прихожу после обедни и нахожу его сидящим и несколько более бодрым. Он встал, чтобы исповедовать меня, надел епитрахиль и, стоя, опираясь на аналой с плащаницей – подарок нас обеих – исповедал меня и благословил.

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Kievs...

7 - 8 ноября 1999 года, за два дня прихожанами вручную был вырыт ров под фундамент здания. 10 ноября были проведены подготовительные работы для фундамента и заложен под восточную стену камешек со святой земли ( " Неопалимая купина " ) 14 ноября, в день памяти святым Космы и Дамиана, состоялось освящение земельного участка отцом Сергием и воздвижение Креста. С ноября 1999 года стали завозить строительные материалы на площадку. 29 марта 2000 года началось строительство храма, были положены в фундамент первые колонны. Когда начинали стройку, то у прихода ещё ничего не было. Люди узнавали, сколько денег в приходе и не верили, что община серьёзно собирается строить. Однако, по Божьей воле и с Божьей помощью - храм стоит. Церковь построили за кратчайший срок, в течение года, на пожертвования прихожан. Благотворительную помощь оказывало книжное издательство " Новониколаевск " . В марте 2001 года установили иконостас. Царские ворота вырезали в городе Енисейске в Свято - Иверском монастыре. 30 марта 2001 года прошло малое освящение храма. Освящал протоиерей о. Александр Реморов и настоятель о.Сергий Якушкин. Были гости: о.Сергий Федосеев и о.Вячеслав из храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы района " Щ " , о.Анатолий Носков из храма св. Николая района Н. Ельцовка, о.Филипп - игумен монастыря во имя святого мученика Евгения на ОбьГЭСе. 1 апреля 2001 года служили первую Божественную литургию в построенном храме. После литургии был крестный ход в детский сад (бывший храм) за иконами. Служили там благодарственный молебен. Летом 2001 года проводились все необходимые внешние и внутренние работы: покраска крыши, отделка барабана, благоустройство территории, утепление кочегарки. 21 августа 2001 года провели телефон. 21 ноября 2001 года к храму подвели водопровод. 7 апреля 2002 года, на престольный праздник храма, Благовещение Пресвятой Богородицы, прихожане услышали первый колокольный звон. Сейчас ведётся строительство воскресной школы и трапезной. Современное состояние [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Благовеще...

В 1986 году, на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы , настоятель монастыря архимандрит Иоанн (Шеклашвили) постриг послушника Михаила в монахи с именем Лазарь. В том же году в Лазареву субботу в Сионском патриаршем соборе Святейший и Блаженнейший Илия II рукоположил его во диаконы, а в день Святого Духа – во священники. С 1987 года по 14 января 1997-го отец Лазарь был настоятелем Бетанского монастыря. Весной 1991 года Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II возвел отца Лазаря в звание архимандрита. Отец Лазарь был первым, кто возродил школу грузинской иконописи Отец Лазарь был первым, кто возродил школу грузинской иконописи. Им написаны многие общеизвестные иконы: из иконостаса Светицховели, икона Трех святителей в Сионском соборе, святого Георгия, апостола Фомы, большой Крест в Сионском соборе с изображением Распятия и Воскресения, большой запрестольный крест, который сейчас покоится в патриаршем соборе Святой Троицы. Отец Лазарь расписал храм святой царицы Тамары. А для главного храма Бетании, посвященного Рождеству Пресвятой Богородицы, им написаны Иверская икона Божией Матери, а также образа для иконостаса. Его перу принадлежит множество духовных книг: он писал как на духовно-нравственные, так и на богословские темы. Некоторые его работы носят полемический характер. Его труды изданы как в Грузии, так и за ее пределами, переведены на сербский, болгарский и другие языки. Он был неустрашимым и стойким защитником Православия и традиционной морали! Отличался антиэкуменическим настроем, много боролся за выход Грузинской Церкви из состава Всемирного совета церквей, но никогда не прекращал евхаристической связи и поминовение Патриарха. Он боролся как против ереси, так и против раскола. Отец Лазарь активно выступал против трагического факта – схизмы в Грузии, что подтверждается его трудами и письмами. Весной 1997 года он с двумя послушниками отправился на Святую гору Афон. Вернувшись через полтора месяца, 20 мая 1997 года поселился в селе Табаруки, в доме, подаренном близким верующим человеком. Там был основан скит Рождества Пресвятой Богородицы. Осенью вернулись его духовные чада (один с Афона, другой после лечения тяжелой травмы).

http://pravoslavie.ru/115478.html

Деятельность преподобного Корнилия распространялась далеко за пределы обители. Его жизнь была образцом деятельной любви к Богу и человеку. Он распространял Православие среди жителей окрестных мест — эстов и сэту, многие из которых крестились в монастыре. Преподобный Корнилий, всегда кроткий и приветливый, молча выслушивал людей, давал наставления, а потом благословлял с молитвой и любовью. При звуке его голоса открывалось сердце, стыд отбегал. После покаяния люди плакали облегчающими душу слезами. Однажды на Псковщине было моровое поветрие. Люди бежали из селений в леса, подступы к городам закрывались, чтобы уберечь жителей от моровой язвы. Многие умирали не только от заразы, но и от голода. По благословению преподобного Корнилия в то страшное время иноки монастыря выходили к голодным, чтобы раздавать им вареную рожь. По время Ливонской войны преподобный Корнилий проповедовал христианство в отвоеванных городах, строил там храмы, помогал пострадавшим, заботился о раненых. В обители погребали убитых и записывали их в синодики для поминовения. В 1560 году, в праздник Успения Пресвятой Богородицы, преподобный Корнилий послал в благословение русским войскам, осаждавшим город Феллин, просфору и святую воду. В тот же день немцы сдали город. Преподобный Корнилий очень любил и хорошо знал книги — он создал в монастыре большую по тому времени библиотеку. В середине XVI века Псково-Печерский монастырь перенял от Спасо-Елизаровского монастыря традицию летописания. Кроме того, святой игумен Корнилий завел большой монастырский синодик для поминовения усопших братии н благотворителей обители, начал вести «Кормовую книгу». В этом труде он оставил последующим поколениям историческую характеристику своего времени, составил «Описание монастыря» и «Описание чудес Печерской иконы Божией Матери». Преподобный Корнилий расширил и украсил свой монастырь, прокопал далее монастырские пещеры, перенес деревянную церковь во имя Сорока мучеников Севастийских за монастырскую ограду, на приезжий монастырский двор, на ее месте в 1541 году поставил церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и в 1559 году построил храм Покрова Пресвятой Богородицы. В 1558-1565 годах преподобный Корнилий воздвиг вокруг монастыря надежную каменную стену, а над Святыми Вратами по своему замыслу построил каменную церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая (1565). Тем самым он поручил этому истинному защитнику чистоты Православной

http://pravicon.com/info-2722

Состав: за оглавлением (1–2 об.): 1) подобает ведати како начати правило свое в келии (3–9); 2) правило иноку на всяк день (9–11); 3) сие правило неумеющим грамоте (11 об.); последования: полунощниц: 4) вседневной (15–40 об.); 5) субботней (41–56); 6) воскресной (57–77); каноны: 7) Иисусу Христу – творение инока Феоктиста (78–96); 8) Благовещению Пресвятыя Богородицы – творение кир-Феофана (97–116); 9) Пресвятей Богородице молебный, творение священно-инока Игнатия (117–131); 10) Николаю чудотворцу – творение Феофаново (132–142); 11) животворящемуКресту – творение Григория Синаита (142–153 об.); 12) Иоанну Богослову – творение Феофаново (154–165 об.); 13) Пресвятей Богородице, с акафистом, творение Иосифово (167–204); 14) Пресвятей Богородице – творение Феофаново и Ангелу хранителю, неполный (205–216); на л.л. 217–225 конец малаго повечерия; 15) последование ко Святому Причащению (226–302); 16) молитвы по Святом Причащении (302 об.–313); 17) о послании ученика ко иному старцу (316–320 об.). Начало: «Аще случится ученику от старца послану быти о некоей вещи во иную келию велику старцу и вшед в келию старцу прекословия о молитве не чинити»; 18) аще кто от подвижнейших инок произволяетт наедине в келии своей и совершает сия молитвы егда должно есть спати (322–330 об.); святого Максима-исповедника сказание известно к любящим Бога всем сердцем и много болезнующим иноком и к трудолюбствующим ко еже спастися; та же и к живущим в мире к мужем же и женам о чувствах телесных и о душевных свойствех иже во сне истицание по вещи или чрез вещь (330 об.–337 об.); 20) правило внегда случится кому искуситися во сне от осквернения по действу диаволю 337 об.–352 об.); 21) ин устав о искушении скитских инок внегда случится кому осквернитися во сне по действу диаволю (352 об.–353); 22) канон молебный Ангелу хранителю – творение инока Иоанна (354–372); 23) служба по вся дни Господу Иисусу Христу (373–396); 24) указ о поклонах и о пении (397–406). Начало: «Понуди мя, отче святый, честная и благая святыня твоя написати о справе яже совершается в царствующем граде Москве в велицей церкви Пречистыя Богородицы честного Ея Успения и по великим киновиям и к вашей честности нудит мя болезнь изрещи; 25) чин о панагии (407–410).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1239 г. Муром был захвачен и сожжен одним из монголо-татар. отрядов (ПСРЛ. Т. 1. С. 201). В 1351 г. говорится об «обновлении отчины», т. е. о возобновлении Мурома, что подразумевало и восстановление храмов (Там же. Т. 7. С. 244). Местное предание повествует об этих событиях: «Прииде из Киева благоверный кн. Георгий Ярославич в Муром и постави себе дом... первоначальную церковь Благовещения Пресвятыя Богородицы обновил, и вторый храм страстотерпцев Бориса и Глеба такожде обновил, и епископа по-прежнему у той церкви устроил именем Василия» (Сказание о граде Муроме//МИХМ. ММ-28260. Л. 39). Возведение кирпичного собора связывают с деятельностью царя Иоанна IV Васильевича Грозного, к-рый посетил Муром в 1552 г., во время военного похода на Казань (ПСРЛ . Т. 29. С. 86). Ранее, в 1547 г., церковный Собор, возглавляемый митр. Московским свт. свт. Макарием , причислил местночтимых св. князей Константина, Михаила и Феодора, а также благоверных кн. Петра и кнг. Февронию к лику святых. Находясь в Муроме, царь молился новопрославленным святым, прося заступничества в предстоящем сражении, обещая построить кирпичный храм и учредить муж. мон-рь. Согласно местному преданию, в мае-июне 1553 г. в Муром прибыли государевы каменщики для возведения кирпичной церкви. «И начаша копати под храм пошву и обретоша мощи благоверного кн. Константина и чады его... в лето 7061 (1553.- В. Ч.) году месяца иуня 6 день» (Сказание о граде Муроме//МИХМ. ММ-28260. Л. 46 об.). После сооружения нового храма муромские купцы Четвертак Сычёв и Семен Попяткин написали в Москву о завершении строительства и об обретении мощей. По приказу царя Иоанна IV Грозного в Муром для Благовещенской ц. отправили книги, иконы, колокола, церковные облачения, утварь и покров на мощи. В Муром прибыл Рязанский и Муромский еп. Гурий (Лужецкий) , к-рый совершил освящение храма и переложил мощи князей Константина, Михаила и Феодора в специально устроенную раку. 24 янв. (год не указан, не ранее 1567/77) посадский храм был преобразован в муж. обитель (Там же. Л. 48).

http://pravenc.ru/text/2564378.html

В 1659 году по благословению Тобольского митрополита Симеона было произведено освидетельствование мощей праведного Василия, и с тех пор почитание его как истинного угодника Божия распространилось в Сибири. В 1670 году строитель Туруханского Троицкого монастыря иеромонах Тихон перенес святого Василия в свой монастырь. В 1703 году высокопреосвяшеннейший Филофей, недавно ступивший на епископскую кафедру, на себе испытал чудесное действие молитв новоявленного страстотерпца и решил перенести мощи Василия Мангазейского из Туруханска в Тобольск. В Петербург было направлено письмо с просьбой о высочайшем на то разрешении, но Петр I наложил на это прошение запрет. Из столицы пришел ответ: «Святых мощей из Туруханского монастыря не переносить». И все-таки летом 1719 года мощи были перенесены, но, с учетом монаршей воли, в пределах монастыря. Целую седмицу, бывая в посте и молитве, готовились иноки Троицкого монастыря к этому событию и в назначенный день совершили по чину обряд, водворив мощи в новой просторной церкви, построенной в честь Благовещения Богородицы. Службой правил сам митрополит Филофей, много потрудившийся для прославления святого Василия.. С той поры лень перенесения мощей (10 мая) стал в Туруханском монастыре праздничным. Но недолго суждено было мощам лежать в покое. Преемник Филофея, митрополит Антоний (Стаховский), распорядился честные останки Василия сокрыть в земле, где они пролежали более шестидесяти лет. Над местом захоронения была возведена часовня. Божьим милосердием к почитателям памяти святого Василия гроб с его останками через сто сорок лет снова был явлен миру: новая могила мученика и часовня над ней располагались на холме у обрыва; в 1788 году земля с обрыва стала осыпаться и перед очами православного люда предстал гроб Мангазейского чудотворца. Игумен Троицкого монастыря Михаил перенес гроб во вновь отстроенную каменную церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. В конце XVIII века снова возникли препятствия к почитанию святого. Преодолеть их смогла лишь сила любви к праведному Василию. Божьим попущением в конце 1802 года Туруханск поразила страшная эпидемия горячки. Причину Божьего гнева туруханцы увидели в том, что мощи святого Василия были зановосокрыты, службы в его честь прекращены, а иконы мученика вынесены из храма. И возроптал народ. Волнение приобрело такой размах, что потребовалось вмешательство томского губернатора. Весть о событиях в Сибири докатиласъ и до столицы, до Святейшего Синода, и решено было «оставить почитание в прежнем виде».

http://pravicon.com/info-1936

Еще одна древность, о которой нельзя не сказать. Икона «Необоримая стена и Покров России», написанная в 1866 г. «в память избавления от злоумышленного покушения на жизнь Царя — освободителя Александра Второго в 1866 г.» Икона была приложена в Церковь Благовещенья села Покчи крестьянином и прихожанином того же храма Федосеевым Василием Ивановичем. Об этом гласит надпись на самой иконе. Святые, которых можно видеть на иконе: Образ Богородицы с Покровом в виде омофора — сверху. В центре — Андрей Первозванный с крестом, Святой Равноапостольный Князь Владимир и Святой Благоверный Князь Александр Невский (небесный покровитель Царя Александра Второго). Слева - Святитель Стефан Великопермский и Святые Равноапостольные Кирилл и Мефодий … Справа: Святители Питирим (без митры с Евангелием) и Святитель Иона. В настоящее время " Необоримая стена и Покров России " хранится в Музее истории веры в Чердыни. В музее хранится еще и часть иконостаса, написанного для храма деревни Анисимово и подписанного опять же Василием Ивановичем Федосеевым. Василий Иванович Федосеев, крестьянин села Покчи. Считается, что он был зачинателем династии иконописцев Федосеевых. Сын его, Алипий Васильевич, содержал уже в Покче свою иконостасно—живописную мастерскую. В конце 19 - начале 20 веков в ней работало около 25 человек, в частности, братья Яговкины, Широкшины, Кунгины. Мастерсая очень много делала для благоукрашения Покчинского храма. Братья Кунгины увеличили икону Благовещенья, ту самую древнюю. Сверху был подписан Господь Саваоф, сидяший на Херувимах. Позже была сооружена и возложена на икону риза , серебряная, позолоченная. В день Благовещения к этой иконе стекалось много народу. Кроме содержания иконостасно-живописной мастерской, Алипий Васильевич долгое время был старостой Покчинской Церкви. Так что все, что ни происходило с храмом на рубеже веков, так или иначе касается деятельности Алипия Васильевича. Историю храма оставили мы в 1896г. А в 1892 найдено было, что теплый храм с алтарем в честь Великомученика Георгия и святителя Николая Мирликийского, в котором Богослужения совершаются большую часть года, по " своим размерам мал, низок, тесен и имеет мало света " . На это обратил внимание Преосвященный Петр, Епископ Пермский и Соликамский. После чего Покчинские жители братья Симеон и Михаил Васильевичи Черных выразили желание расширить этот храм до желаемых размеров и построить новую к нему колокольню на свой счет и на свои средства. Проект на это сооружение по приглашению составил архитектор А.Б.Турцевич. В 1896 году попечительское собрание решило сделать совершенно новый иконостас. Собрание же решило выработку рисунка нового иконостаса поручить церковному старосте Алипию Васильевичу Федосееву.

http://sobory.ru/article/?object=02957

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010