Я ни в коем случае не хочу сказать, что мы его плохо воспринимаем — не так ярко, сильно, во всей полноте переживания, как следовало бы! Это просто свойственно человеческому уму: мы привыкаем. У нас возникает некоторая будничность, привычка к тому, к чему вообще-то привыкать нельзя. Однажды маленькая девочка у нас в церкви на Пасху (не в самый ее первый день), когда батюшка сказал ей: «Христос Воскресе!», ответила: «Да, конечно!» А почему она так сказала? Потому что уже привыкла. Для нее уже нет такой остроты восприятия, как в первый день Пасхи: «Да, конечно!» И вот, эти слова маленького ребенка нам тоже близки: мы также привыкаем к таким вещам, которые трудно осознать! Мы начинаем буднично воспринимать то, что сказано о событии Благовещения. В моем домашнем Евангелии это 22 строки: кратко, сжато — лаконичнее не бывает. Однако есть церковные песнопения, которые рассказывают подробно и ярко о том, что происходит в этот день во всем мире, в космосе, в храме и во всей Вселенной, — что такое Благовещение . Самое главное в службе — и в вечерней, и на утренней Божественной Литургии — это Евангельское чтение. На всенощной у нас читается Богородичное Евангелие от Луки, а в самый день Праздника Евангелие рассказывает уже о событии Благовещения. Я много — 11 лет — служил диаконом в Николо-Хамовническом храме, и для меня было такой радостью читать за Божественной Литургией слова Евангелия! Это была вершина диаконского служения! Чтение этих слов было для меня радостью, моей, можно сказать, минимальной проповедью. Душа горела, хотелось сказать, а делать этого было нельзя — ведь я был только диаконом. Я внимательно воспринимал Евангелие и переживал его всей душой эти 11 лет. И однажды мне пришла в голову мысль: как странно читаются Евангелия на Благовещение! Как-то не совсем понятно. Ведь что происходит? Вечером, под Благовещение, выходит диакон, открывает Евангелие перед предстоятелем, и тот читает Богородичное Евангелие, которое начинается такими словами: «Во дни оны восставше Мариам, иде в горняя со тщанием, во град Иудов...» И дальше рассказывается о том, как Пресвятая Богородица, Богоотроковица Мария, путешествовала к своей родственнице Елизавете, и что с Ней произошло. Какие были события, какие интереснейшие слова были сказаны.

http://pravoslavie.ru/69792.html

Яко шипок удолий чист,/яко крин благовонен, познав Тя, Зиждитель наш Господь/ныне возжела Твоея доброты, Чистая,/и воплотитися из Твоих кровей хощет,/яко да проженет злосмрадие прелести благостию. Песнь 9 Ирмос: Ева убо недугом преслушания/клятву вселила есть,/Ты же, Дево Богородице,/прозябением чревоношения мирови благословение процвела еси/Тем Тя вси величаем. Ева убо объят плод, смерть делающ всегубительную,/посреди же Тебе возрастет Плод, беземертия ходатайствен,/Христос – сладость наша, Владычице,/Егоже воспевающе, Тя славим. Преклонив Небеса Твоя, к нам сниди,/престол уже уготовася Тебе, Слове, утроба Девича:/на немже яко Царь крепчайший сед,/воздвигнеши от падения десницы Твоея создание. Нива несеянная, Чистая, подыми словом Небесное Слово,/яко пшеницу плодоносну, прозябающу из Тебе,/и концы питающаго хлебом разума,/Емуже покланяющеся, Тя славим. Возжела доброты Твоея Христос, Всенепорочная, и во утробу Твою вселися,/яко да от страстей безобразия род человеческий избавит/и доброту древнюю дарует,/Емуже покланяющеся, Тя славим. Аще случится суббота, светилен. Подобен: Учеником: Гавриил, с высоты слетев,/вопияше – еже радуйся, Богородице, яко праматернюю клятву потребив всю,/сущих из Адама благослови из Нея прозябый. Слава, и ныне, тойже. На стиховне Триоди самогласен дне, дважды, и мученичен. Слава, и ныне, глас 4: Языка, егоже не ведяше, услыша Богородица,/глаголаше бо к Ней Архангел благовещения глаголы,/отнюдуже верно, приимши целование,/зачат Тя, Превечнаго Бога./Темже и мы, радующеся, вопием Ти:/из Нея воплотивыйся непреложно Боже,/мир мирови даруй/и душам нашим велию милость. И час 1-й, с кафизмою и с поклоны, по обычаю. Подобает ведати, аще случится предпразднство Благовещения Пресвятыя Богородицы в субботу 3-я или 4-я недели постов. В пяток вечера и утро трезвон в двои малыя колокола, кафизма рядовая. На Господи, воззвах: поставим стихов 10 и поем Триоди самогласен дне, дважды, и мученичны 4, гласа, и предпразднства на 4. Слава, предпразднства, глас 2: Благовествует Гавриил: И ныне, догматик настоящаго гласа. Вход. Свете Тихий: Прокимен, и чтения дне, и Да исправится молитва моя: И прочее преждесвященных, по обычаю.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Итак, людям отрадно просто жить и существовать; но разве не во много ли раз больше наслаждался бы жизнью тот, кто при этом обладал бы счастливой жизнью, и не отраднее ли этой (нынешней) жизни, которая так скоро кончается, та жизнь, которая никогда не приходит к концу и которая до такой степени божественна и возвышенна и которую мог бы кто назвать в истинном смысле слова «отрадной» для желающих оценить ее при сравнении с этой до такой степени претрудной и уничиженной (нынешней жизнью)? Если же самый факт жизни приводит к тому, что мы с таким тшанием почитаем тот день, когда мы пришли в бытие, то, по справедливости, не гораздо ли более нам долженствует священно чтить тот день, который нам возвратил Отеческое наследие, против которого злоумыслил враждовавший прежде всего против Него (или: сего): день, который отверз для нас Небо и жительство на Небесах, заключенные, можно сказать, чуть ли не от самого начала существования человеческого рода; (и не следует ли нам так поступать), разве если бы кто счел, что, радуясь меньшему, большие блага следует оставить без внимания и, считая великим благом жизнь, прекрасный образ жизни (следует) не до такой степени ценить. 2. Так, поелику, действительно, следует в гораздо большей мере радоваться сим вещам и находить в них наслаждение и праздновать тот день, который предвозвестил их, и если кто положил начало таковым благам для нас, того достоит всеми нашими возможностями оценить и почтить и долженствует воздать ему величайшую благодарность, на что никто из здравомыслящих не стал бы возражать, то (следует признать, что), после Бога, нет иного Блага более возвышенного и Причины более преимущественной, чем ДЕВА, как и нет никакого иного начала по времени более непосредственного, чем оный День, который настоящий день (т. е. праздник Благовещения) изображает: потому что снять с себя хитон рабства и облечься в тогу усыновления и стать не подвластным наказанию, вместо же сего восприять венцы, и оставить землю, возвыситься же на Небо, и избежать уз насильника, приступить же к Владычней Трапезе и вместе с этим стать участником всех величайших благ — всему этому, как бы от некоего барьера, т.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Итак, людям отрадно просто жить и существовать; но разве не во много ли раз больше наслаждался бы жизнью тот, кто при этом обладал бы счастливой жизнью, и не отраднее ли этой (нынешней) жизни, которая так скоро кончается, та жизнь, которая никогда не приходит к концу и которая до такой степени божественна и возвышенна и которую мог бы кто назвать в истинном смысле слова «отрадной» для желающих оценить ее при сравнении с этой до такой степени претрудной и уничиженной (нынешней жизнью)? Если же самый факт жизни приводит к тому, что мы с таким тщанием почитаем тот день, когда мы пришли в бытие, то, по справедливости, не гораздо ли более нам долженствует священно чтить тот день, который нам возвратил Отеческое наследие, против которого злоумыслил враждовавший прежде всего против Него (или: сего); день, который отверз для нас Небо и жительство на Небесах, заключенные, можно сказать, чуть ли не от самого начала существования человеческого рода; (и не следует ли нам так поступать), разве если бы кто счел, что, радуясь меньшему, большие блага следует оставить без внимания и, считая великим благом жизнь, прекрасный образ жизни (следует) не до такой степени ценить. 2 . Так, поскольку, действительно, следует в гораздо большей мере радоваться сим вещам и находить в них наслаждение и праздновать тот день, который предвозвестил их, и если кто положил начало таковым благам для нас, того достоит всеми нашими возможностями оценить и почтить и долженствует воздать ему величайшую благодарность, на что никто из здравомыслящих не стал бы возражать, то (следует признать, что), после Бога, нет иного Блага более возвышенного и Причины более преимущественной, чем ДЕВА, как и нет никакого иного начала по времени более непосредственного, чем оный День, который настоящий день (т. е. праздник Благовещения) изображает: потому что снять с себя хитон рабства и облечься в тогу усыновления и стать не подвластным наказанию, вместо же сего восприять венцы, и оставить землю, возвыситься же на Небо, и избежать уз насильника, приступить же к Владычней Трапезе и вместе с этим стать участником всех величайших благ – всему этому, как бы от некоего барьера, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Shola...

В среде нашей, благоч. слуш., внешнее положение по большей части предпочитается внутренним достоинствам человека, – дух кротости и правды в деятельности людей постоянно вытесняется духом своеволия, жестокости и духом суетного тщеславия. А Господь наш Иисус Христос и всею своею жизнью и тожественным входом своим в Иерусалим учит нас, что внешнее положение человека – ничто, не имеет никакой цены в сравнении с нравственным его достоинством, что спасение человека в смирении и кротости, в мудрости и святости и на приобретение их должны быть устремлены все усилия людей. Полное, всецелое предпочтение внутреннего совершенства, нравственного величия внешнему высокому положению: вот что, по воле Христа, должно быть правилом людей для их блага. Будем же просить Господа помочь нам постоянно совершенствоваться в нравственных качествах, тогда и в жизни нашей будет довольство и благополучие, вместо гордыни – смирение, вместо вражды – любовь и согласие. Жизнь всех по примеру и учению Христову осчастливит нас навсегда. Вспоминая такие славные и назидательные для нас события, воспроизведем в настоящий день в своем сознании и те св. места, где происходили сии священные и спасительные для нас празднества и где совершилось наше искупление страданиями Господа, именно: св. град Иерусалим, гроб Господень, горницу Сионскую и др. Как дороги они теперь для нас, как любит их православная Русь, каждогодно тысячи богомольцев с самых древних времен путешествуют туда на поклонение святыне. Дабы доставить жизненные удобства нашим поклонникам во время их пребывания в Иерусалиме, дабы питать их телесно, а равно и духовными и душеспасительными беседами, дабы дать возможность видеть им все святок в самом Иерусалиме и в тех местах, в которых проявилось домостроительство нашего спасения, а с другой стороны – дабы посодействовать выйти православным христианам, живущим в Палестине, из той нищеты, в какой они находятся теперь, дать им возможность устроить у себя школы, где бы они получали познание об истинном Боге, где бы они воспитывались нравственно в духе св. православной веры, необходимо нам посодействовать всему этому своими материальными средствами, к чему мы призываемся ныне Св. Прав. Синодом. Уделим, благоч. слушатели, от праведных трудов своих на дело Божие – кто что может. Не стесняйтесь количеством жертвы, Господь принимает и большую и малую жертву, смотря по усердию жертвователя. От бедной вдовицы он принял и две лепты, принесенные от усердия. Копейка у каждого найдется, не стесняйтесь пожертвовать и ее. Если бы в настоящий день каждый православный христианин – Россиянин уделил на нужды св. земли копеечку, то из этой жертвы составилась бы сумма, по крайней мере, в полмиллиона рублей. Не пожалейте же, православные, жертвы, – она пойдет на спасение ваших душ и для блага соотечественников, путешествующих во св. землю и помощь православным туземцам, живущим в нищете телесной и духовной. – Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Neofit-Lyubimo...

А в самый день Благовещения читается Евангелие, которое рассказывает о Благовещении, которое было до этого путешествия Пресвятой Богородицы. Получается странная вещь: нет хронологической последовательности, нет этой европейской причинно-следственной связи. Почему же всё читается наоборот? Вечером — то, что было после Благовещения, а уж потом, в самый день Благовещения — собственно событие Праздника. Не раз я даже представлял себе протест прихожан или молодых батюшек по этому поводу: надо обязательно поменять эти отрывки местами, чтобы была выдержана правильная последовательность! А если не получится, то на Всенощной читать Евангелие, допустим, о Захарии и Елизавете, а потом уже о Благовещении... Вы знаете, такие рассуждения встречаются у многих людей. У вчерашних студентов, у молодых батюшек они тоже бывают: «Давайте поменяем! Давайте возьмем и исправим эту “несуразность”! Нет здесь логической связи, давайте переделаем!» Звонят по телефону: «Давайте, давайте! Надо поднять вопрос и сделать так, чтобы было понятно: что сначала, а что потом!» Ох, отцы мои и братья! Или, перефразируя владыку Антония, братья мои священники! Надо несколько (десять и больше) лет прослужить в храме и внимательно обращать внимание на кажущиеся несоответствия. Там, где парадоксальность, там, где необычно — там и есть зерно для размышления: а почему так? Что же, древние были хуже нас? Что же, они были недоразвиты? А ведь там были преподобные Отцы! Святители боговдохновенные! Образованнейшие люди! У них хватало образования для того, чтобы понять, что было до, а что после! Здесь как раз кроется урок: чтобы мы не относились линейно, по-европейски, к таким вещам, а смотрели глубже — внутрь, по-восточному. Ибо восточное Православие — это колоссальная глубина. Надо искать ответа не в западно-европейской причинно-следственной связи, а глубже: как это? Почему так задумано? И для этого, конечно, надо обратиться к содержанию Евангелия. Скажу тут несколько слов о Назарете... В 1997 году, когда мы путешествовали в Иерусалим, нас прямо с самолета посадили на автобус, очень долго куда-то везли, не покормили, не дали отдохнуть. Везли и везли... Нам страшно хотелось есть, было непонятно, зачем нас так долго куда-то везут, ведь по программе надо было вначале приехать в Иерусалим, а уже оттуда ездить по городам. Но что-то не получилось — не было гостиницы, и нас — к великому нашему счастью — привезли в Назарет, подвели к храму и сказали: «Заходите, пожалуйста, побудьте пока там!» А мы голодные, сердитые...

http://pravoslavie.ru/69792.html

А дальше сила, или бессилие было смирение для первых христиан, когда оно, как страж, предупреждало все соблазны, спасло их от всякого уклонения на кривой путь и открыло двери в Царствие Небесное? Да, они были бедны, и поэтому их не мог не манить путь легкой наживы, а если эта ржавчина не имела возможности пробраться в душу, их, наверно, должно было искушать благополучие окружающих, которого вдобавок эти не заслуживали. Но Христос насадил в них смирение – Христос, не имевший крова и пристанища. А потому и бедность не хищные вожделения вызывала в них, или зависть, ненависть какую; но сам Иов чрез смирение спасший свою душу в дни полной утраты всех своих богатств, сам этот страдалец, вспоминавший во время своего обнищания еще большую наготу во время своего рождения, – мог учиться у них той радости, которою они радовались, благодаря Господа за то, что, не поставив их на путь искушения – богатством, поставил их в такое состояние, находясь в котором – в бедности, невольно видишь, что другой опоры, как жить по Божьей правде, человеку тут не отыскать – ни злату, ни блеску, ни славе, словом, ничему, кроме правды, места здесь нет. Они были богаты, и могли жить в роскоши, утопать в пиршествах, наслаждаться общим уважением, встречать почет и честь и снискивать одобрение даже за слова свои неумные. Но Господь насадил в них смирение; и поэтому они хорошо умели помнить, что величие, создаваемое богатством, всегда искушает бросить заботы о величии души, – которой, однако, не приобретешь ни за какие драгоценности мира сего; поэтому они не только, начиная с апостола Варнавы , находили в себе силы жертвовать свои имущества; но нередко решительно и сразу бросали все прелести вкуса, убранства, роскоши и т.д. и со своим избалованным изнеженным телом шли, как Мария Египетская, прямо под глад, зной и холод в пустыню на долголетний подвиг молитвенный. Они были гонимы за свою христианскую веру. И, конечно, пока эти гонения выражались в насмешках над христианством, покой в их душе мог оставаться незыблемым без всякого вспомоществования: верующие твердо знали, что их вера есть святыня, недоступная никаким попыткам затронуть ее высоту.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sollert...

Арабы называют этот морской залив Биркету-Бардуль 10 , это еще память крестовых походов. Оружие Балдуина, короля Иерусалимского, гремело на этих диких берегах. Возвращаясь в торжестве из Египта, после покорения Пелузы, он умер среди песков Эль-Ариша. Мы были уже более восьми часов в пути; наши арабы начинали роптать, но мы не находили нигде ни куста, ни травы для ночлега; около 10 часов мы увидели на прибрежных песочных холмах несколько тощих кустов – и тут остановились; но когда начали разбивать шатер, то нашли, что песок напитан водою; ковыль и сучья были нашею постелью. Тут мы ночевали при шуме волн, противу мыса, где была Острацина. На следующее утро, в день Благовещенья, 25 марта, мы прочли со спутником моим, грузинским архимандритом Герасимом, Евангелие этого торжественного дня, вспоминая шествие Пресвятой Богородицы в Египет по этой самой пустыне, – и на рассвете продолжали путь по дикому лукоморью. С восходом солнца гладкая поверхность берега, исполненная соляных частиц, блистала как от инея. Подъезжая к двору Гуенак, видны солончаки, которые были подобны замерзшей воде. Мы проехали это пристанище не останавливаясь, по совету нашего вожатого, – потому что здесь нет воды, а та, которая привозится со стороны, за два часа расстояния, едва выносима, – и он опасался, чтоб наш караван не выпил остальную. Мы все следовали однообразною плоскостью морского берега; изредка пересекали ее песочные бугры; вдали виднелись Аравийские горы. Найдя, за два часа до колодезя Мугадие, большую дождевую лужу, мы тут остановились для отдыха в скудных кустарниках. Вода была тепла, но мы ее освежали в сыром береговом песке, который был напитан солью. По двухчасовом отдыхе мы пошли вперед при песнях бедуинов, голос их песен похож на тирольский напев; и те и другие скликаются в своих песнях; одни в горах – другие в пустыне. Вот начало одной из песен бедуинов: «Если б Пророк не был похоронен в Тибе (в Медине), то караваны никогда б не направлялись к пустыням Аравии и верхи гор не блистали б их огнями».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/puteshe...

Едва ли и следует говорить, что паломники в Галилее, попавшие под такие ужасы природы, сильно страдают от холода, ветра и дождя, и даже замерзаютъ на пути... В преданиях Палестины, среди обывателей Иерусалима и доселе еще живы воспоминания о тех страшных ужасах, которые перенес русский паломнический караван в Галилею в 1893 году, когда на обратном пути из Назарета за Наблусом, попав под ужасную погоду, караван был рассеян, лишился из своего состава 26 человек, замерзших в дороге, и достиг Иерусалима со многими больными, окончившими жизнь в русской больнице. Так как подробности этого бедствия русского паломнического каравана далеко не все еще сделались достоянием нашей печати, то мы, для иллюстрации трудности путешествия в Галилею в марте месяце, сообщим их здесь, по оффициальным данным, в последовательном порядке. Караван выступил из Иерусалима 4 марта «при теплой и ясной погоде». В состав каравана входили 531 женщина и 223 мужчнны, „большая часть которых были люди престарелого возраста, изнуренные строгим постом и, не смотря на свою слабость, по установившемуся между поклонниками обычаю, шедшие пешком в продолжении всего двухнедельного путешествия в Назарет, в Тивериаду и обратно в Иерусалим“. Караван, по принятому в Обществе обычаю, сопровождали фельдшер А. И. Иванов , исполнявший и обязанности его начальника, иеромонах миссии (Никандровой пустыни о. Геннадий), сиделка больницы, кавас-черногорец (Николай Байкович), негр Дмитрий, хорошо говорящий по-русски и временно нанятый на службу в Обществе, отставной турецкий жандарм негр Джогар и два жандарма, командированные для сопровождения каравана иерусалимским губернатором. При караване имелось 38 вьючных ослов для перевозки слабосильных наломников. Караван совершил путь до Назарета вполне благополучно. Погода стояла настолько теплая, что в Наблусе в ограде колодца, близ которого беседовал Христос с Самарянкою, „все спали под открытым небом “. 10 марта караван вышел из Назарета на Фавор, «при сильном тумане и свежем ветре», сменившимися мелким дождем, который потом не переставал день и ночь.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

На заседании прозвучал доклад научного секретаря Научно-редакционного совета Н. И. Соболева. Докладчик представил Совету 1-й том Полного собрания творений святителя Феофана Затворника, а именно — тексты творений святителя в авторской редакции, восстановленной текстологической группой Научно-редакционного совета (за исключением магистерской диссертации святителя «Обозрение подзаконной религии», рукопись которой обнаружить пока не удалось). Во исполнение постановления 34, принятого на заседании Научно-редакционного совета 2 декабря 2010 года, докладчик представил Совету «Слово на день Благовещения Пресвятыя Богородицы» святителя Феофана Затворника, вошедшее в 1-й том, в трех вариантах: в авторской орфографии, с использованием знаков и букв, существовавших в дореволюционный период; в современной орфографии, но с сохранением авторского стиля и лексики; адаптированный текст, с переводом церковнославянизмов, употребляемых святителем Феофаном, на современный русский язык. Остановившись на особенностях работы с текстами творений святителя Феофана, Н. И. Соболев отметил необходимость составления словаря церковнославянских слов и выражений к каждому тому издания; Научный секретарь Совета высказался по поводу написания вводной статьи к первому тому издания, а также вводных статей к томам, которые будут открывать серии издания, и предложил обсудить различные аспекты создания этих статей Он также рассказал о своем видении плана комментирования первых шести томов издания, отметил важность быстрой подготовки оригинал-макетов отдельных томов для правильного построения работы над комментарием. Научно-редакционный совет постановил принять тексты 1-го тома Полного собрания творений святителя Феофана Затворника, отметив необходимость проведения тщательной корректорской правки перед подготовкой данного тома к печати. Совет постановил также передать предоставленные материалы в группы богословского и историко-литературного комментария — для их последующей обработки. Данные решения были утверждены Председателем Совета.

http://izdatsovet.ru/news/detail.php?ID=...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010