В 1992 году храм возвращен Православной церкви. В 1995 года при церкви был основан русско-белорусский приход, усилиями которого и началась реставрация храма. Тем не менее состояние храма было аварийным и угрожало полным разрушением. В 1997 году настоятелем церкви Благовещения Пресвятой Богородицы был назначен священник Иоанн Малинин. Первая Божественная Литургия, после закрытия храма, была отслужена им 21 сентября 1997 года в день Рождества Пресвятой Богородицы. С этого момента начались регулярные богослужения. Приходу удалось убедить городскую администрацию в необходимости комплексной реставрации здания и работы начались в 1999 году. Совместными усилиями прихожан храма и городских властей, выделивших средства из городского бюджета, церковь Благовещения Пресвятой Богородицы была отреставрирована. В рамках восстановительных работ были смонтированы внутренние и наружные инженерные сети, разобраны перекрытия здания, колонны и конструкции ротонды были заменены на новые. Принятая схема реставрации исключила вариант установки колоколов в ротонде храма. Конструкции крыши и кровли были созданы заново. Несмотря на многолетнее активное использование храма, часть живописи удалось обнаружить под поздними наслоениями краски. реставрирован живописный декор, воссоздана роспись в парусах, отреставрированы интерьеры храма. Работы проводились по старым сохранившимся фотографиям, и несмотря на то, что часть икон расположено не в соответствии с канонами, священноначалие поддержало восстановление церкви в том виде, в котором она существовала до прихода советской власти. Реставрационные работы проводили ЗАО «Пикалов и сын» при участии НИИ «Спецпроектреставрация». К концу 2001 года полностью восстановлен внешний вид храма, выполнена роспись внутри купола и установлены три иконостаса. В 2002 году протоиерей Иоанн Малинин назначен штатным свяшенником в Коломяги, в Пантелеимоновскую церковь, откуда переведен в Воскресенский храм (у бывшего Варшавского вокзала) с назначением в Сампсониевский собор настоятелем, где 21 мая того же, 2002 года,отслужил первую литургию после закрытия собора. Вместо него настоятелем церкви был назначен клирик Николо-Богоявленского Морского собора протоиерей Феодор Гуряк.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Благов...

На Патриаршее богослужение приехали дети — учащиеся воскресных школ Донецкой области Украины. На малом входе во внимание к трудам и в связи с освящением храма Благовещения Пресвятой Богородицы при бывших казармах Саперного батальона Святейший Патриарх Кирилл наградил настоятеля храма протоиерея Михаила Васильева правом ношения палицы. На мирной и сугубой ектениях возносилось специальное прошение о Воздушно-десантных войсках: «О воеводе десантном Владимире и иже с ним воинах десантниках». После сугубой ектении Предстоятель Русской Церкви вознес молитву о мире на Украине. За Литургией Святейший Патриарх Кирилл рукоположил в сан священника диакона Виктора Волкова, клирика храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском г. Москвы. Проповедь перед причастием произнес протоиерей Иоанн Лапидус, клирик храма святой мученицы Татианы при Московском государственном университете. По завершении Литургии Святейший Патриарх Кирилл совершил славление святителю Николаю Чудотворцу. Предстоятеля приветствовал настоятель храма протоиерей Михаил Васильев, преподнесший Его Святейшеству и сослужившим архиереям иконы Благовещения Пресвятой Богородицы. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к верующим с Первосвятительским словом . В дар новоосвященному храму Святейший Владыка передал образ святого великомученика Георгия Победоносца. Предстоятель вручил высокие церковные награды: В ответном слове председатель Государственной Думы ФС РФ С.Е. Нарышкин, в частности, отметил: «Сегодня сделан еще один шаг в укреплении нашей исторической памяти. Вместе с возрождением этого замечательного храма мы открываем новые страницы нашего прошлого, нашей великой истории, связанные и с Первой мировой войной, и с героической историей Воздушно-десантных войск». Верующим были розданы иконки преподобного Сергия Радонежского с Патриаршим благословением. Затем Святейший Патриарх Кирилл благословил детей, прибывших из Донецкой области. На площади перед храмом рота почетного караула Рязанского десантного училища продемонстрировала навыки строевой подготовки. Затем навыки ведения рукопашного боя и боя с применением огнестрельного оружия продемонстрировали воины-разведчики отдельной бригады специального назначения Воздушно-десантных войск.

http://patriarchia.ru/db/text/3882827.ht...

Теперь Городищенский приход состоит из одного села Городища. Прежде к приходу села Городища был приписан Радицкий чугунный завод, но в 1895 г. при заводе был открыт самостоятельный приход. В 1902 г. в приходе было 774 души муж. пола и 842 жен. пола; все прихожане принадлежат к крестьянскому сословию, занимаются земледелием, а небольшая часть работает на Брянском рельсопрокатном заводе. Существующий храм в селе Городище построен в 1824 г. вместо сгоревшего деревянного храма во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Так как вместе с этим храмом сгорел почти весь церковный архив, то никаких сведений о сгоревшем храме не сохранилось. Известно только, что храм этот стоял на берегу Десны; теперь на этом месте стоит каменный столб. Старожилы рассказывали, что после того, как сгорел храм, село Городище на некоторое время, т. е. до построения нового храма, приписано было к Богоявленской церкви г. Брянска. Построенный в 1824 г. во имя Благовещения Пресвятой Богородицы деревянный храм в первоначальном виде существовал до 1896 г. В 1896-97 гг. к храму пристроены были два боковых придела: правый – во имя святителя и чудотворца Николая, левый – в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Левый придел был освящен в 1898 г., а правый – в 1899 г. В главном алтаре был сначала поставлен иконостас из сгоревшей деревянной церкви; в 1850 г. этот иконостас был заменен новым; в 1900 г. поставлен и освящен опять новый иконостас. В течение 1896-1900 гг., благодаря энергичной деятельности Строительного Комитета, особенно священника о. Василия Горохова и почетного гражданина Якова Ивановича Широкова, храм села Городища на средства прихожан не только был расширен, но и почти весь заново перестроен. Прихожанами особенно чтима икона Божией Матери «Всех скорбящих радости». По преданию, эта икона «явленная», она явилась на берегу Десны на том месте, которое и теперь называется «Благовещенским рогом». В приходе, в 1 версте от села, есть часовня, построенная над колодцем; сюда в день Преполовения ежегодно совершается крестный ход. По рассказам местных жителей, еще в XVIII ст. на этом месте стояла часовня, но когда, кем и по какому случаю она была построена – этого установить теперь нельзя. Существующая ныне часовня построена в 1888 г. на средства прихожан вместо обветшавшей старой.

http://sobory.ru/article/?object=18078

После сугубой ектении Предстоятель Русской Православной Церкви вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую. Проповедь перед причастием произнес священник Димитрий Пасынков, клирик храма в честь иконы Божией Матери «Воспитание» в Некрасовке г. Москвы. По окончании Литургии Святейший Владыка совершил славление Пресвятой Богородице, после чего вознес молитву святителю Тихону, Патриарху Московскому и всея России. Затем Предстоятель Русской Церкви произнес проповедь . Митрополит Воскресенский Дионисий поздравил Святейшего Патриарха Кирилла с годовщиной диаконской хиротонии: «В этот день, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, 52 года тому назад Вы были поставлены Богом служить Его престолу, началось Ваше служение в сане. Вы были поставлены во диакона, и началась эта потрясающая страница в истории Церкви, которую Вы пишете всю свою жизнь. А мы радуемся тому, что имеем возможность помогать Вам совершать это великое дело на пользу Церкви и на радость всем нам. В этот день, день Благовещения Пресвятой Богородицы, Вы, Ваше Святейшество, услышали над собой слово " Аксиос " ( " Достоин " ). Так Святая Церковь и народ Божий определили свое отношение к тому, что вы вступили на путь служения Церкви. И вот сейчас мы, Ваши современники, младшие в том числе, вслед за Церковью, как тогда, больше полувека назад, с радостью, уверенностью, твердостью, и в молитве своей, и открыто произносим: " Таков нам подобаше Патриарх и архиерей " . Акиос, Ваше Святейшество! Достойны! Многая и благая Вам лета!» Во внимание к трудам на благо Святой Церкви и в связи с 85-летием со дня рождения Святейший Патриарх Кирилл наградил депутата Государственной Думы ФС РФ, советника мэра г. Москвы, советника Патриарха Московского и всея Руси по вопросам строительства В.И. Ресина орденом преподобного Андрея Иконописца I степени, а также передал ему старинный образ Спасителя. Вручая орден и икону, Святейший Патриарх Кирилл сказал: «Благословляю вас этим образом Христа Спасителя, старинным образом, чтобы, преклоняя главу свою перед этой иконой, Вы вспоминали в том числе сегодняшний день, в котором мы можем достойно оценить весь тот большой труд, который Вы несли на благо Отечества нашего, на благо города Москвы и Русской Православной Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/5795355.ht...

После богослужения митрополит Арсений от имени Святейшего Патриарха Кирилла поблагодарил представителей власти, столичное правительство, игумению Иулианию и создателей памятной доски за предпринятые усилия по увековечиванию памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской, а также поздравил всех с праздником Благовещения Пресвятой Богородицы и днем памяти святителя Тихона. В ответном слове игумения Иулиания поблагодарила владыку Арсения и напомнила о том, что именно в этот день 90 лет назад отошел ко Господу Патриарх Тихон. Во время пребывания святителя в больнице из его кельи были видны купола Зачатьевского монастыря, и Патриарх Тихон утешался видом на монастырь. За девять дней до своей кончины Патриарх Тихон служил в храме Воскресения Словущего, который был приписан к Зачатьевской обители. Также игумения Иулиания рассказала собравшимся, как попала икона Благовещения к Патриарху Тихону. История появления в палате святителя иконы сохранилась благодаря Алексею Александровичу Беляеву, иподиакону епископа Можайского Бориса (Рукина), викария Московской епархии до 1925 года. Когда Алеша навещал святителя Тихона в больнице, Патриарх сказал ему, что хочет икону в свою келью, поскольку на тот момент у него не было ни одной иконы. Алеша отправился в Зачатьевский монастырь и обратился к монахиням с просьбой передать икону святителю. Одна из монахинь сняла со стены небольшой образ Благовещения Пресвятой Богородицы в серебряном окладе и передала его Патриарху. Через два с половиной месяца Патриарх Тихон отошел ко Господу именно в праздник Благовещения. В завершение праздника В.С. Фуер, выступивший от лица Правительства г. Москвы, заверил, что столичное правительство было, есть и остается первым помощником Церкви и священнослужителям в восстановлении памяти новомучеников. Здания по адресу Остоженка д. 17 и д. 19 были построены в начале XX века по проекту архитектора Л. Кекушева. В 1920-е годы в зданиях была размещена одна из московских клиник, где хирургом работал А.И. Бакунин. Именно здесь скончался Патриарх Тихон в 1925 году. Лечебница Бакуниных была одним из лучших медицинских учреждений Москвы и одна из немногих частных больниц, еще остававшихся в 1920-е годы. Другие клиники побоялись принять на лечение опального Патриарха: это было чревато закрытием больницы (что и случилось с клиникой Бакуниных уже через год).

http://patriarchia.ru/db/text/4024673.ht...

Следовательно, в византийской традиции дата 25 марта имеет огромное значение: это день не только Благовещения, но и сотворения мира, и Воскресения Христова. Помимо этого, от нее отсчитываются даты других праздников: Рождества Христова, Зачатия и Рождества святого Иоанна Предтечи. Отсюда становится ясным, почему именно Благовещение нередко считалось днем начала церковного либо даже гражданского года как на Востоке, так и на Западе. Надо сказать, что изображения Благовещения присутствуют уже в росписях катакомб второй половины II – первой половины III вв. в Равенне и в Риме, среди мозаик триумфальной арки церкви Санта-Мария Маджоре (432–440), выполненных при папе Сиксте III (432–440) или даже раньше. Это с большой степенью вероятности позволяет утверждать следующее: установление особого праздника Благовещения произошло не ранее IV столетия. Кроме того, открытие св. равноап. Еленой в начале IV века святых мест земной жизни Господа Иисуса Христа и начатое ею строительство храмов (в частности, в Назарете, там, где, по преданию, Пресвятой Деве явился архангел Гавриил, была возведена базилика) вызвали большой интерес к событию Рождества Христова и Тайне воплощения. Не исключено, что перечисленные события также связаны с постепенным формированием Благовещения как отдельного празднества. В начале VIII столетия армянский автор Григор Ашаруни писал: праздник Благовещения был установлен свт. Кириллом Иерусалимским , который жил и творил в третьей четверти IV века. В армянских Лекционариях V столетия Благовещение в качестве самостоятельного празднования еще отсутствует. Между тем воспоминанию события посвящен четвертый день богоявленских торжеств. Грузинские рукописные Лекционарии, фиксирующие более позднюю традицию (VII века), уже содержат особый праздник Благовещения, который датируется 25 марта. Поскольку сведения о константинопольском богослужении V-VI столетий немногочисленны, ничего определенного об описываемом праздновании в Византии утверждать нельзя. Однако уже к концу VII века Благовещение становится здесь одним из самых почитаемых праздников.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Во время революционных боев в Москве в 1917 году части Сокольнического гарнизона, распропагандированные большевиками, приняли участие в разгроме Кремля. Чтобы исключить участие в боях суворовцев, к казармам были приставлены усиленные караулы революционных солдат. Предполагается, что часть кадетов старших возрастов с благословения духовенства храма могла принимать участие в восстании юнкеров Александровского и Алексеевского военных училищ. Вскоре после этих событий решением Сокольнического совета рабочих и солдатских депутатов храм был закрыт «как гнездо контрреволюции». В 1920-х годах купол и колокольня храма были разрушены, роспись стен сбита, здание храма отдано под солдатский клуб. С 1965 года в каменном здании храма разместилась воинская часть 08265, узел почтовой связи Московского военного округа. К концу ХХ века здание отапливалось только углем, в алтаре на месте престола стояли чугунные топки, из трубы круглосуточно валил черный дым. Внутри здание было разделено на этажи бетонными конструкциями, врезанными в стены, в кирпичной кладке пробиты окна. С 1941 года штаб ВДВ размещается в бывших Сокольнических казармах. В 2001 году священники, окормляющие Воздушно-десантные войска, узнали в изуродованном доме напротив штаба храм и инициировали переписку командования ВДВ с руководством Министерства обороны РФ с целью возрождения воинского храма в историческом здании. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил заниматься этим делом иерея Михаила Васильева, а в 2004 году учредил Патриаршее подворье при штабе Воздушно-десантных войск в Сокольниках. В состав подворья в качестве приписных к храму Благовещения Пресвятой Богородицы вошли три новых храма на территориях частей ВДВ в Подмосковье. Настоятелем подворья был назначен иерей Михаил Васильев. В день 100-летия открытия воинского храма Благовещения Пресвятой Богородицы, в 2006 году, для православных военнослужащих была отслужена Божественная литургия в пока еще занятом связистами здании храма. Только в июле 2009 года с назначением командующим Воздушно-десантными войсками Героя России генерал-полковника В.А. Шаманова, здание было передано десантникам.

http://patriarchia.ru/db/text/3882827.ht...

Благовещенская Никандрова пустынь, заштатная, общежительная, в 20 верстах от города Порхова. Основана в начале XVI века преподобным Никандром (см. 24 сентября). Здесь почивают мощи его и находится икона преподобного Никандра, которая с 15 по 23 мая пребывает в Порхове. При монастыре странноприимный дом. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году». На протяжении нескольких лет возрождался из руин главный храм обители – собор в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. В начале 2000-х гг. трудно было представить, что на месте бесформенной груды обломков будет возведён величественный, радующий глаз, новый храм. После проведения расчистки завалов, в 2007 году был заложен фундамент, а уже весной 2010 года установлены купола на новом храме. Осенью 2010 года, в день памяти основателя святой обители преподобного Никандра, Псковского пустынножителя и чудотворца, состоялась первая архиерейская служба в воссозданном храме. Монастырь основан в 1585 году и получил название Никандрова пустынь в честь проживавшего в этом месте преподобного Никандра Псковского пустынножителя и чудотворца, мощи которого положены в южную стену главной церкви монастыря. Сначала был построен храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, который явился основой для создания монастыря, появилась братия, настоятель. В 1665 году поляки подвергли монастырь нападению, разорили его и забрали в плен игумена. В 1673 году случился сильный пожар, сгорели все деревянные постройки монастыря - три церкви со всей монастырской казной, иконами, книгами и ризами. Никандрова пустынь была очень бедной, и вынуждены были монахи обратиться за помощью к боголюбивому царю Алексею Михайловичу, который пожаловал обители много пустошей, сохранявшихся за монастырем вплоть до Октябрьской революции 1917 года. Это значительно укрепило материальное положение монастыря. Были построены каменные здания церквей, построена колокольня и новые кельи для монахов. Территория монастыря значительно увеличилась. У Никандровой пустыни появились богатые попечители, на их пожертвования велось строительство в обители. Расцвет Свято-Благовещенской Никандровой пустыни пришелся на период 1853-1870 годов, когда настоятелем монастыря стал архимандрит Игнатий Васильев. В это время были перестроены многие монастырские здания, построена дорога от обители до Порхова, посажены фруктовые сады. За стенами обители находилось несколько гостиниц для паломников, хозяйственные постройки и мастерские. Имелась мельница, большой скотный двор и недалеко находилось братское кладбище с деревянным храмом во имя Кирилла и Мефодия.

http://sobory.ru/article/?object=05604

Вечером в Великий Четверг совершается утреня Великой Пятницы с чтением 12 Евангелий Страстей Господних . Великая Пятница  29 апреля в 2016 году — воспоминание Святых и Спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа. Литургия в этот день не совершается. Утром читаются Царские часы, посвященные Страстям Господним. Днем — вечерня с выносом Плащаницы (в практике Русской Церкви она чаще всего совершается в середине дня). Вечером или ночью — утреня Великой Субботы с погребением Плащаницы . Утром в Великую Субботу, 30 апреля в 2016 году, совершается вечерня с литургией Василия Великого, после которой, как правило, начинается освящение куличей, яиц и пасох . В этот день разрешается вкушение вина. В Великую Субботу во второй половине дня во многих храмах читаются Деяния апостолов. Поздно вечером в Великую Субботу совершается полунощница с каноном «Плач Пресвятой Богородицы», после чего Плащаницу уносят в алтарь и начинается Пасхальная заутреня. Сорок мучеников Севастийских 22 марта празднуется память 40 мучеников Севастийских (313 год). Церковь особо чтит этих святых: в день их памяти совершается литургия Преждеосвященных Даров (если этот день не совпадает с субботой или воскресеньем). Кроме этого, ослабляется уставной пост: на трапезе разрешается растительное масло, тогда как, согласно Типикону, Великим постом растительное масло обычно разрешается только в субботние, кроме Великой Субботы, и воскресные дни. Поэтому уже несколько веков в России существует обычай выпекать на праздник Сорока мучеников постные булочки из постного дрожжевого теста на растительном масле в виде птичек — «жаворонки» . Благовещение в 2016 году Значение праздника Благовещения Пресвятой Богородицы (7 апреля) настолько высоко, что его служба никогда не переносится на другой день — совершается литургия Иоанна Златоуста. Благовещение и Вход Господень в Иерусалим — единственные два дня в течение Великого поста, когда разрешается рыба. За исключением случаев, когда Благовещение попадает на Страстную Седмицу. Строгий пост

http://pravmir.ru/kalendar-velikogo-post...

Весть о победе при Чесме быстро обошла все Средиземноморье. Лейтенант российского флота Сергей Плещеев, находившийся в 1772 г. в плавании у берегов Палестины, сообщал о том, что победа эта была затем закреплена, и турецкому флоту был нанесен большой урон. Находясь на корабле, «именуемом «Тартар» о двадцати пушках», стоявшем в гавани древней Акры, С. Плещеев «уведомлен был, что пришедшая из Кипра фелюка привезла следующие известия: что российский флот высадил десант в острове Хио и что множество взято призов нашими крейсерами чему в Акре народ весьма радовался, ибо они все считают себя счастливыми, что вспомоществуются противу турок россиянами» 2 . Правда, Чесменская битва не была решающей, и остров Хиос долго оставался еще в руках турок. С давних пор российские паломники, прибывавшие на Святую Землю, стремились посетить Назарет, город, где была возвещена Благая весть (Благовещение) о рождении Сына Божия от Девы Марии. Вот как повествуется об этом в Евангелии: В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария ( Лк 1:26–27 ). Так евангелист Лука начинает рассказ об этом великом событии. Главизна (начало) христианских праздников – Благовещение Пресвятой Богородицы настолько чтилось в России, что, по народной поговорке, в этот день даже «птица не вьет себе гнезда». «Какова погода на Благовещение, такова будет она и в Светлое Христово Воскресенье», – говорили русские верующие, празднуя Благовещение и связывая этот день с еще более радостным «праздником праздников» – Пасхой Христовой. Каким же представал Назарет перед русскими паломниками? Вот что писал об этом городе лейтенант Сергей Плещеев: «Назарет, по-арабски Наасара, стоит на одной стороне на великой горы и окружен многими и высокими холмами. Домы построены из дикого и необрезанного (необработанного – а. А.) камня, без всякого порядка» 3 . Во второй половине XVIII столетия число богомольцев, бывавших в Святой Земле, уменьшилось из-за русско-турецких войн, ведшихся особенно часто в екатерининскую эпоху (1762–1796). Однако и в эти годы некоторые из русских паломников добирались до Назарета. Одним из них как раз и был Сергей Плещеев. В те годы прибытие в Галилею российского офицера вызвало большой интерес у местных православных христиан, живших под властью мусульманской администрации. Сергей Плещеев и его спутники прибыли в Назарет 11 октября 1772 г., и, «пришед к священнику греческого исповедания, были весьма угощены, который усердно благодарил Бога, что он дожил до того, чтоб увидеть у себя российского военачальника» 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010