СОЧИНЕНИЕ В ДВУХ ЧАСТЯХ Складень. Поморье XVIII в. Любое произведение строится по законам внутренней драматургии. Лишь через подчинение последней возможно убедительно донести до зрителя, слушателя, читателя главную идею и основную мысль. Присутствовавшим на открытии выставки повезло больше других, потому как о драматургии выставки они услышали из первых уст. Куратор экспозиции, автор проекта и идейный вдохновитель Елена Яковлевна Зотова (старший научный сотрудник музея Андрея Рублева) провела небольшую экскурсию по залам музея. Выставка задумывалась двухчастной - в согласии с хронологией. Первый раздел посвящен древностям старообрядческих коллекций. Здесь представлены иконы и рукописные книги, созданные еще до раскола и сохраненные в частных коллекциях. Открывает экспозицию икона Богоматери Одигитрия – дар музею старообрядческой рижской Гребенщиковской общины. Пять икон из семифигурного комплекса деисусного чина известного как «Облачный». Предание связывает этот чин с рублевской иконописной школой и относит к XV веку. Удивительный образ Святого Николая (Зарайского) с житием 1551-1552 гг. новгородских мастеров из храма Тверской старообрядческой общины. Сызранские старообрядческие иконы. Также в этом разделе представлены рукописные книги, например, праздничная минея с дополнениями второй половины XIV века из собрания Д.В. Перестронина. Если под первый раздел выставки был отведен небольшой зал в трапезной церкви Архангела Михаила, то второй - основная экспозиция, посвященная поздней иконе - XIX-XX вв., - расположился в просторном зале настоятельских палат. Здесь, по словам Елены Зотовой, была сделана попытка «как в полете по всей России, пройти по разным центрам старообрядчества». И в этом смысле, опять же символичной, является древнейшая книга музея – основной экспонат выставки - слово «О постничестве» Василия Великого 1402 года. Некогда, написанная в стенах Спасо-Андроникова монастыря, она прошла по всей России, была сохранена в старообрядческих скитах, а в 1961 году лишь трудами профессора Тихомирова вернулась в монастырь из куйбышевской библиотеки.

http://pravoslavie.ru/399.html

Храм освящен в 1857 году. До 1933 года здесь проходили службы, но после большевики закрыли церковь. Некоторое время помещение использовалось как зернохранилище, а потом она долгие годы стояла в запустении. Здание церкви богоборцы пытались разрушить, чтобы использовать прочный кирпич в общественных нуждах. Обрушили только часть колокольни. В таком плачевном состоянии церковь просуществовала вплоть до 2003 года. Иконостас расписали художники Ирина и Анатолий Русаковы. Традиционно русский иконостас бывает пятирядным, но в маленьком Чернавском храме он четырехрядный. Самый верхний ряд – ветхозаветные пророки и праотцы от Адама до Ноя, далее деисусный ряд, представляющий из себя Богоматерь и святых, молящихся о роде человеческом: затем праздничный ряд – иконы «Рождество», «Сретенье», «Троица» и пр., и самый нижний – местный ряд, где помещаются иконы тех святых, в честь которых названы храмы. В нашем случае – две иконы с местными святыми (Прокопий Устюжский и Афанасий Александрийский). Сегодня церковь в селе Чернавском – это светлейшее сооружение с куполами цвета изумруда и дореволюционным крестом. Хотя еще каких-то пять лет назад здание церкви было полуразрушено – отсутствовали крыша, часть колокольни, окна, внутри вольготно разгуливали лошади. Стараниями настоятеля храма иерея Павла Балина и его прихожан церковь была восстановлена. Уже три года там идут регулярные службы. 2 мая 2010 года, в неделю 5-ю по Пасхе и в день памяти святой блаженной Матроны Московской, в селе Чернавское Кетовского района состоялось давно ожидаемое жителями села торжество – освящение храма в честь святого праведного Прокопия Устюжского. Чин великого освящения возглавил архиепископ Курганский и Шадринский Константин. Источник: сайт Курганской и Шадринской епархии Церковь в селе каменная, построена прихожанами в 1859 году, в ней два престола: во имя св. св. Прокопия и Иоанна Устюжских чудотворцев и во имя св.св. Афанасия и Кирилла Александрийских. В деревне Раскатихе (65 вер.) имеется часовня во имя св. великомуч. Георгия.

http://sobory.ru/article/?object=25068

" Храм построен в 1911 г. архитектором И.Е. Бондаренко, двухэтажный. Нижний на 300 человек для будничных служб, верхний на 1000 для праздников. Своды железобетонные. Интересен купол в конструктивном отношении: стены его из двух железобетонных плит с прослойкой воздуха опираются на кольцо железной фермы крыши. Глава купола тоже железобетонная, покрыта золоченой майоликовой черепицей. Такой же черепицей покрыт восьмигранный шатер колокольни. Верхний храм богато убран. Очень интересны орнаментальные мотивы бронзового иконостаса и бронзовой золоченой утвари, особенно паникадило. Клиросы, киоты, лампады, плащаница - всё выдержано в русском стиле. Стоимость храма 140 000 рублей " . Внутри были иконы XV-XVII в.в. Храм освящен 11 декабря 1911 г. Верхняя церковь была во имя Покрова, нижняя — Успения. К числу архитекторов, посвятивших себя в основном проектированию храмов, относится Илья Евграфович Бондаренко. Постройки его (храмы в Токмаковом пер. и на Малой Андроньевской улице перестроены; в Гавриковом пер., 1908-1912 гг.) обладают неповторимым своеобразием. Он стилизует по преимуществу формы новгородско-псковского зодчества, но трактует их очень вольно. Подчеркнутой плавностью и богатой платикой форм, их экспрессивной выразительностью Бондаренко напоминает двух мастеров модерна - А. Гауди и Ф.О. Шехтеля. Он вводит в употребление прием, который хотелось бы определить как " двойную стилизацию " . На реальном теле храма " рисуется " ещё один, на стене колокольни обрамление надвратного образа также напоминает храм, благодаря чему богатство ритмов в его сооружениях приобретает особенную изощренность. Под редакцией И.Е. Бондаренко вышло издание " Архитектурные памятники Москвы " : Вып. 1. Александровская эпоха. М., 1904. Вып. 2-3. Эпоха Барокко. М., 1905. С собирания древнерусской живописи для новых старообрядческих церквей начал и С.П. Рябушинский: он украсил, например, древними иконами храм Покровско-Успенской старообрядческой общины, построенный в 1911 г. в Гавриковом переулке в Москве. Дату его закрытия можно косвенно вывести из того же каталога Третьяковской галереи, где сообщается, что " деисусный чин этого храма в 1931 г. поступил в ГТГ. "

http://sobory.ru/article/?object=03628

Целый деисусный чин музей получил в 70-е годы от художника Ромадина. А сейчас на выставке представлены иконы, которые были переданы его родственниками и дополнили коллекцию. Государственный научно исследовательский институт реставрации передал музею целый иконостас. Он был вывезен в экспедиции в 60-е годы, после чего отреставрирован. Есть и случайные коллекционеры, собрания которых заинтересовали специалистов. РУСЬ ДРЕВНЯЯ И НЕ ТОЛЬКО Выставка интересна своей временной широтой. В одном небольшом зале собраны работы с XI до XIX и даже XX века. «В настоящее время среди исследователей наблюдается интерес к позднему иконописному искусству, - объясняет  сотрудница музея. - Оно представлено на нашей выставке очень широко. И это не вполне обычно для музея древнерусского искусства». Невероятно и разнообразие материала – книги, прикладное искусство, иконопись, мелкая пластика. Широкий стилистический разброс. И конечно экспонаты, традиционно для этого музея, отличает высокое качество. «Мы демонстрируем иконы высокостоличного уровня и блестящего мастерства наряду с провинциальным искусством,  во многом наивном, но удивительно интересным, в том числе за счет отражения фольклорных традиций – рассказывает Татьяна Никитична, - Мы предлагаем вниманию зрителей то, что вообще не представлено в русских коллекциях – это иконопись западного региона, византийская, грузинская. Например, уникальная двусторонняя чеканная икона с новой атрибуцией, исследование которой продолжается до сих пор». С этой иконой связана отдельная история. Лицевая ее сторона, по всей видимости, была сделана византийским чеканщиком примерно в XI веке. На ней изображена Богоматерь с младенцем. Оборотная сторона создана в XIII веке уже грузинским мастером, который изобразил две ростовые фигуры мучениц Варвары и Марины. Свою работу он обильно украсил растительным орнаментом. Повелением Руисского епископа Филиппа Тактакидзе, которому принадлежали эти иконы, серебряные пластины были соединены в единое целое. Это событие исследователи относят к последней трети XVII века. «Правда, -делает оговорку Татьяна Никитична, - ученый, который занимается иконой, высказал тут мысль, что обе пластины все-таки были сделаны в Грузии».

http://pravoslavie.ru/260.html

Церковь вскоре построили новую, более просторную, двухпрестольную. Главный престол был освящен снова в честь Покрова Пресвятой Богородицы, а второй - в честь Усекновения честныя главы Иоанна Предтечи, и для этого придела специально написана одноименная икона. Внутреннее убранство храма радовало глаз неприхотливых уральских монахинь: были и царские врата, и запрестольные иконы, и деисусный чин. Построили новые кельи и ограду. Часть стройматериалов (железо) пришлось взять в долг у находящегося по соседству мужского Николаевского монастыря. Но отдать долг вовремя не удалось. Монахи же, подождав немного, напомнили о долге: возведение церкви в женской обители - дело богоугодное, но свои интересы ближе. Кстати, это говорит о том, что Покровский женский монастырь никогда не был приписным к мужскому Николаевскому. Возникавшие в XVII в. в России женские монастыри часто являлись приписными к мужским: они не владели вотчинами и зависимыми крестьянами, получали все необходимое содержание от мужской обители. Хотя такие женские монастыри сохраняли самоуправление в собственно иноческой жизни, но испытывали сильное влияние мужского монастыря: иногда имели общие уставы, все контакты с внешним миром вели через начальствующих лиц мужской обители и т. д. Вторая церковь, построенная в обители, просуществовала недолго. В конце 1650 или в начале 1651 г. случился пожар в монастыре, и храм сгорел. Инокини с горечью оплакивали утрату: «ныне де им старицам без церкви быть не уметь, а собою тое церкви воздвигнути нечем». Настоятельница монастыря игуменья Мария собралась лично поехать в Москву с челобитной к царю Алексею Михайловичу. На многое монахини не рассчитывали: просили передать им две пустовавшие казенные житницы (хлебные склады), присмотренные у водяных ворот городского кремля, и из них построить на государственный счет новую церковь. Царь Алексей исполнил просьбу верхотурских стариц и грамотой от февраля 1651 г. повелел воеводе Рафу Всеволожскому возвести храм из житниц «нашею казною, неболшим строеньем, без чего быти нелзе, чтоб напрасных лишних росходов не было». Отдельной грамотой, изданной 6 марта того же года, воеводе предписывалось выдавать на церковные нужды монастырю по ведру вина и по два фунта ладана в год.

http://sobory.ru/article/?object=00347

Часовня освещалась небольшими волоковыми окнами. Свет при этом падал лишь на нижнюю часть восточной стены молельни. Растеска боковых стен в 1720 г. уничтожила следы крепления тябл первого иконостаса, но можно предположить, что он состоял из одной полки для икон или из двух низко расположенных ярусов. Стремление к более нарядному облику интерьера привело к увеличению оконных проемов и переделке иконостаса в 1720 г., вскоре после постройки часовни. Последнее существенное изменение конструкции и состава иконостаса связано со строительными работами во второй половине — конце XVIII в. В этот период была установлена рама ордерного иконостаса с резными декоративными деталями, заходящая на боковые стены молельни. В верхнем ряду появился 11–фигурный деисусный чин, в нижнем ряду стояло шесть икон. Художественное оформление интерьера было завершено устройством «неба» (датируется по–разному: второй половиной — концом XVIII в., концом XVIII — XIX вв., 1890—1895 гг. Последняя датировка: финского исследователя Ларса Петтерссона, оставившего наиболее полное до сих пор описание Заонежских храмов, сделанное во время финской оккупации 1941-44 гг. Переход от традиционных форм убранства интерьера к использованию декоративных приемов XVIII в. интересно сопоставить с эволюцией архитектуры Никольской часовни. Во второй половине — конце XVIII в. ее силуэт существенно изменился вследствие надстройки трапезной до высоты молельни и сооружения сеней с возвышающейся над ними звонницей. Не случайно, видимо, то, что в этот период в интерьере появляется ордерный иконостас и «небо». Устройство этого более широкого и пластически более активного иконостаса как бы предопределило дальнейшую трансформацию внутреннего пространства храма. В начале XX в. площадь основного помещения расширяется за счет трапезной благодаря растеске западной стены молельни. При этом были искажены традиционные пропорции интерьера, но улучшились условия восприятия ордерного иконостаса. Несколько ранее, в конце XIX в., архитектурный образ часовни был существенно искажен пристройкой с юга вторых сеней.

http://sobory.ru/article/?object=11338

Алтарь Никольской Линдозерской церкви состоял из 13 наименований. По составу икон отличался в более архаичную сторону. В алтаре были иконы: «Пророк Илья», «Святые безсеребряники Козма и Домиан», «Святой великомученик Георгий». Запрестольный выносной крест являл иных святых «на одной стороне в средине креста — лик Господа Вседержителя, над ним Архангела Михаила, над ним Архангела Гавриила; по бокам — на одном лик Пресвятой Богородицы, на другом Иоанна Предтечи; на другой стороне креста в средине — лик Григория Богослова; над ним Господа Саваофа, над ним Григория Двоеслова, по бокам — на одном Николая Чудотворца, на другом Иоанна Златоустаго. Иконостас Линдозерской церкви был двухъярусным, «вырезным и позолоченным», состоял из местного и деисусного рядов. Деисусный чин с боков ограничивали житийные (?) иконы: «Илья пророк с чудесами» и «Великомученик Георгий с чудесами», а также 2 иконы одного сюжета «Воскресение Христово». В Линдозерском храме свечи у лампад были следующими: «свеча с изображением разных ликов Святых на финифти, коей высоты 14 верш., толщины 5 верш., свечи с позолотою, коленчатые». В церкви были 2 пасхальных свечи коленчатые с изображениями ликов. Одна из них подарена солдатом Ефимом Дорофеевым, другая — вклад крестьянина Матфея Васильева. Следует отметить, что дарения утвари в церковь были общепринятым явлением. Дарители в большинстве своем люди, живущие или проживающие в приходе (например, Тимофей Осипов, жертвователь в Линдозерский храм). В Линдозерской церкви опись перечисляет 45 книг: 2 Священного писания, 24 богослужебные, 2 писания Святых отцов, 17 духовно-нравственного содержания и три вида журналов. Среди них 7 книг от жертвователей. «Книга молебных пений», 1828 г., подарена крестьянином Иваном Леонтьевым в 1870 г. «Требник», 1858 г., крестьяниным Севастьяном Ивановым в 1870 г. «Чин панихиды Вселенской», писан в 1865 г. священником Михаилом Рябковым. «Четыре книги даны в 1857 г. архиепископом Игнатием, бывшим Олонецким и Петрозаводским без денежно в Церковь им же и сочиненныя»: «О таинствах Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви», 1849 г.; «Поучения при святых мощах Святителя Воронежского Митрофана», 1848 г.; «Воспоминании о пришествиях Великого Государя Петра Первого», 1849 г.; «Поучения относительно обязанности христиан друг к другу», 1846 г.

http://sobory.ru/article/?object=40484

С 1907 г. Г. углубленно занимался историей искусства. В 1909–1916 гг. в изд-ве И. Н. Кнебеля вышли 6 т. «Истории русского искусства», в к-рой Г. был редактором и автором основных разделов. Его подход к изучению рус. художественной школы характеризуется стремлением рассматривать явления искусства в тесной связи с общенациональным развитием культуры. Тогда же он издал монографии о творчестве И. И. Левитана (1913) и В. А. Серова (1914), за последнюю был избран действительным членом АХ. В 1913–1925 гг. попечитель (директор) Третьяковской галереи. Преодолевая сопротивление оппонентов, Г. перестроил экспозицию по историческому принципу, провел инвентаризацию и издал 1-й научный каталог собрания картин(1917), что позволило превратить городскую галерею в «организованный музей европейского типа». Г. пополнил коллекцию ГТГ произведениями совр. художников — Н. С. Гончаровой, М. Ф. Ларионова, И. И. Машкова, П. П. Кончаловского, П. В. Кузнецова, К. С. Петрова-Водкина, М. Сарьяна. В 1917 г. Г. стал сотрудником Совета по делам искусств при Временном правительстве, с 1918 г. работал в Отделе по делам музеев и охраны памятников искусства и старины при Наркомпросе. Г. пришлось принять участие в комплектовании гос. музейного фонда, в т. ч. из национализированных частных, церковных и монастырских коллекций. Тогда же он впервые занялся реставрационной деятельностью, стал одним из основоположников системы и научной методики охраны и реставрации памятников искусства, инициатором создания Комиссии по реставрации памятников иконописи и живописи, в 1924 г. преобразованной в Центральные гос. реставрационные мастерские (ЦГРМ), директором к-рых Г. оставался до 1931 г. Под его рук. были раскрыты икона Божией Матери Владимирской, Звенигородский чин, Деисусный чин Благовещенского собора, праздничные чины кремлевского Благовещенского и Троицкого лаврского соборов, фрески Успенского и Димитриевского соборов г. Владимира. С 1921 г. Г.— профессор МГУ, читал курс лекций по научной реставрации на отднии истории искусства. В 1925 г. Г. сосредоточился на работе в реставрационных мастерских (с 1930 — на пенсии; в 1934 ЦГРМ были закрыты).

http://pravenc.ru/text/529734.html

В 2015 году иконы были найдены. Большинство икон относится к XVIII–XIX вв.: праотеческий чин иконостаса конца XVIII века, деисусный и праздничный чины XIX века. Над одними из них трудились иконописцы онежской артели И.И. Богданова-Карбатовского (1716-1801 гг.), над другими – крепостной крестьянин Владимирской губернии Михаил Кириков Сказываев (род. в 1816 г.). Иконы укреплены и частично отреставрированы. Ошевенский храм вобрал в себя шедевры, бережно сохраненные от предшествующих церквей, Богоявленской и Власиевской, стоявших на погосте в XVII веке. На севере прихожане были необычайно привязаны к старым иконам. Их регулярно поновляли, переписывали и берегли. Древние иконы, резные иконостасы, расписные " небеса " церкви Богоявления села Ошевенское составляют уникальное наследие Русского Севера. Современное состояние [ править править код ] Старинные иконы были вывезены в музей. На настоящий момент самая старая живопись в церкви – это «небеса» XVIII века. Иконы из Богоявленского храма можно увидеть на выставке Архангельского музея изобразительных искусств по адресу: г. Архангельск, пл. Ленина, д. 2. Телефон для справок +7(8182) 65-35-34 , +7(8182)65-36-16 . Престольные праздники [ править править код ] Богоявление (Крещение Господне) - 19 января Как добраться [ править править код ] Адрес: Россия, Архангельская область, Каргопольский район, д. Погост (муниципальное образование Ошевенское) Проезд: Деревня Ошевенский Погост (официальное название Погост) располагается в 45 км на север от Каргополя на речке Чурьега. Добраться до Ошевенска можно 2 способами. 1 способ: по Ошевенскому тракту 48 км, на въезде Александро-Ошевенский монастырь. Дорога грунтовая. 2 способ: по Архангельскому тракту до д. Шелоховская, проехав деревню, поворот на д. Озерки, от Озерков 6 км до Ошевенска. До Шелоховской асфальтированная дорога, на Озерки до Ошевенска лесная дорога, в межсезонье может быть непроезжая. Телефон: +7 (911) 672-13-89 Паломнику [ править править код ] Церковь действующая, но богослужения проводятся нерегулярно.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Богояв...

Впервые часовня обмеряна и описана архитектором Е. Л. Старокадомской, составившей в 1974 году научный паспорт объекта (2). В 1988 году специалисты Института «Спецпроектреставрация» под руководством архитектора Л. А. Ткаченко произвели натурное обследование часовни. Ими были обнаружены следы примыкания первоначального крыльца с северной стороны паперти, а также следы куриц, поддерживавших потоки кровли. В ходе реставрационных работ, последовавших в 1989 году, первоначальная паперть часовни с резными столбами была освобождена от обшивки и раскрыта. Существовавшее с запада крыльцо перенесли на северную сторону паперти, на первоначальное место. Заменили окладной венец и кровлю памятника. На крыше были установлены глава и крест, позже снесённые ураганом (3). Размеры в плане: 4,5х7,3 м; высота до главки 5 м. Иконостас в часовне во имя святых мучеников Флора и Лавра деревни Семёново В июне 2014 года из часовни святых мучеников Флора и Лавра, расположенной в центре кенозерской деревни Семёново, были похищены 29 икон из уникального трехъярусного иконостаса, созданного в XIX веке. Часовня была построена семеновскими крестьянами между 1801 и 1804 годами. Тогда же началось формирование трёхъярусного каркасного иконостаса с заворотами на северную и южную стены. Большая часть икон, написанных в начале XIX века для местного первого ряда, не сохранилась. Второй, деисусный, чин иконостаса был создан в начале XIX века иконописцами – старообрядцами Олонецкой губернии. В середине – второй половине XIX века сложился необычный по иконографии третий ряд. Большинство составляющих его икон, а также похищенная икона Богоматери «Тихвинская» из местного чина представляли собой единый стилистический комплекс. В состав третьего ряда входили небольшие иконы: поясной Деисус, святитель Николай Чудотворец, различные образы Богоматери – Владимирская, Тихвинская, Ахтырская, Казанская, Знамение, Троеручица, Обет Страждущих, Умягчение Злых Сердец, которые, предположительно, были написаны иконописцами Владимирской губернии. Так же в третьем ряду иконостаса находилось 3 иконы середины XIX века с изображениями Зосимы и Савватия Соловецких, Макария Унженского и Никодима Кожеезерского, Великомучениц Евдокии и Анастасии, стилистические особенности которых позволяют приписать их руке онежского живописца Павла Григорьева Максимова.

http://sobory.ru/article/?object=09171

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010