Скачать epub pdf Мельник А. Г. Основные типы русских высоких иконостасов XV – середины XVII веков 813 Высокий иконостас, по общему мнению – это одно из центральных явлений русской средневековой культуры. Естественно, что различным вопросам его изучения посвящена обширная литература 814 . Однако по сию пору типология иконостасов установлена лишь в самом общем виде. Например, в одной из последних обобщающих работ на данную тему иконостасы XV–XVI вв. делятся лишь на следующие четыре типа: 1) двухъярусный иконостас, состоявший из местного и денсусного чинов: 2) трехъярусный, включавший в себя либо местный, деисусный и праздничный чины, либо вместо праздничного завершался пророческим чином: 3) четырехъярусный, состоявший из местного, деисусного. праздничного и пророческого чинов; 4) пятиярусный, который, кроме чинов последнего типа, имел дополнительный праотеческий чин 815 . В свете введенного в оборот в недавнее время большого фактического материала, касающегося отдельных иконостасов XV-XVI1 вв., данная типология нуждается в последующей дифференциации. Настоящая работа призвана определить основные типы только тех иконостасов, которые имели так называемую полную схему, т. е. состояли из четырех или пяти ярусов. Далее только такие иконостасы я и буду называть высокими, подразумевая под этим термином не физическую высоту алтарной преграды, а упомянутую полноту се схемы. Условно верхней хронологической границей данного исследования принята середина XVII в. когда стали происходить многочисленные изменения к традиционной структуре высокого иконостаса. Будут также привлекаться отдельные памятники, относящиеся ко второй половине XVII в., но восходящие к более раннему времени. Следует подчеркнуть, что пока не обнаружено ни одного древнерусского толкования высокого иконостаса как некоего смыслового целого 816 . Да и само слово «иконостас», в качестве определения многоярусной алтарной преграды 817 , очевидно, вошло в широкий оборот в России лишь в XVII в 818 . Все это существенно затрудняет понимание истинной природы высокого иконостаса.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛЬЕВСКИЙ ЧИН иконостас, созданный в 20-х гг. XV в., для собора в честь Успения Пресв. Богородицы во Владимире, из числа наиболее известных произведений круга прп. Андрея Рублёва . иконостас состоял из 21 иконы деисусного (размер средника 314 ´ 220 см), 25 икон праздничного (125 ´ 92 см) и 15 пророческого (158 ´ 148,5 см) рядов, к 1775 г. был заменен новым, находящимся в соборе в наст. время. Древние иконы были приобретены жителями с. Васильевского (Шуйский у., ныне Ивановская обл.) и поставлены в ц. Св. Троицы и часовне. сохранились 13 икон деисусного ряда, 10 - праздничного, 2 - пророческого, к-рые получили известность как «В. ч.». Спас в силах. Икона из деисусного чина Успенского собора во Владимире (ГТГ) Спас в силах. Икона из деисусного чина Успенского собора во Владимире (ГТГ) Память о происхождении и древности икон В. ч. сохранялась, тем не менее он неоднократно поновлялся в XVII-XIX вв., на древних досках были написаны новые образы, напр. в XVII в. 2-я пара икон архангелов. по предположению И. Э. Грабаря , основой для них стали утратившие красочный слой доски с изображениями великомучеников Георгия и Димитрия ( Грабарь. 1926. С. 176). В 1855 г. иконы В. ч. расчищал худож. Н. И. Подключников, по собственной технологии, «снимая по два и по три слоя в толщину медной копейки», после этого живопись икон была поновлена. Пресв. Богородица. Икона из деисусного чина Успенского собора во Владимире (ГТГ) Пресв. Богородица. Икона из деисусного чина Успенского собора во Владимире (ГТГ) Пристальное внимание на иконы В. ч. в 1918 г. обратила Комиссия по раскрытию древней живописи под рук. Грабаря, что было обусловлено стремлением учесть все памятники, легендарно или документально связанные с вел. мастерами. В 1919 г. в Москву на реставрацию поступила находившаяся в часовне икона «Вознесение Господне», к 1923 г. по решению правительства все иконы из с. Васильевского были вывезены.

http://pravenc.ru/text/149831.html

Рубрики Почему Иван Карамазов бунтует против Бога? 27 мин., 23.05.2019 Поделиться Бог стал человеком, соединился с миром, который сам же сотворил. Возможно ли рационально понять Боговоплощение? Какие модели отношения Бога и мира выстраивала русская религиозная философия конца XIX – начала XX веков? Каким мыслился «мост» между Творцом и миром? Об этом рассказывает Алексей Козырев, кандидат философских наук, доцент кафедры истории русской философии, заместитель декана по научной работе философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. Алексей Козырев: Бог и мир в русской философии. Часть II   Расшифровка: Здравствуйте, дорогие друзья. Меня зовут Алексей Козырев. Я — доцент кафедры истории русской философии философского факультета Московского государственного университета имени Ломоносова, и сегодня мы поговорим с вами о Боге и мире в русской философии. Часть 1. Казус Ивана Карамазова Откуда такое название? Изучающие историю русской философии знают книгу Льва Александровича Зандера «Бог и мир: миросозерцания отца Сергия Булгакова». Эта книга была издана уже посмертно, после ухода великого русского философа, который прошел путь от политического экономиста, от светского профессора, достаточно атеистически настроенного, к основателю Парижской богословской школы и декану Сергиевского богословского института в Париже. Но мне удалось установить, работая в Сергиевском институте, в архиве отца Сергия Булгакова, что «Бог и мир» — это, собственно говоря, булгаковское название, причем название третьей части его большой трилогии. Булгаков сам себе поставил памятник, как Пушкин написал «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», вот таким нерукотворным памятником Булгакова была малая трилогия. И удивительным образом человек, который начинал с марксизма и занимался рынками при капиталистическом производстве, написал в зрелые годы своей жизни две трилогии, одна из которых представляет собой своеобразный деисис, или, как говорят, деисус, деисусный чин. Это « Купина Неопалимая. Опыт догматического истолкования некоторых черт в православном почитании Богоматери », «Друг Жениха» — книга об Иоанне Предтече и «Лествица Иаковля» — книга об ангелах, то есть это своеобразный деисусный чин.

http://foma.ru/hristianstvo-religiya-vop...

Сортировать по Исключить новости Деисусный чин Спасо-Преображенского собора Спасского монастыря Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 59, 2010 27 октября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 59, 2010 (Об интерпретации ранних образцов) Стоглавый собор 1551 г., как известно, рекомендовал “писати живописцем иконы с древних образцов, как греческие живописцы писали и как писал Ондрей Рублев и прочии пресловущии живописцы” 1 . Это было сказано в связи с иконографией Святой Троицы, но в научной традиции данное указание расценивается в контексте целесообразного контроля церковной иерархии над соблюдением традиции 2 . Решения Стоглавого собора действительно касаются как частных и конкретных вопросов иконографии, так и самих основ и принципов иконописания 3 . К проблеме отношения русских иконописцев XVI в. к творческому наследию своих предшественников, думается, стоит привлечь комплекс исторически связанных с Ярославлем произведений, о которых пойдёт речь, с их спор­ной датировкой. Существование последней тоже требует объяснения, тем более, что иконы не обнаруживают признаков разновременного выполнения. По-видимому, на объёме и характере проблематики сказывается отсутствие монографического исследования. Деисусный чин Спасо-Преображенского собора Спасского монастыря в Ярославле, подвергнутый реставрации, известен в специальной литера­туре, датирован в пределах около 1516–1564 гг. Раннюю дату С. И. Масленицын связывал с завершением строительства храма в Спасском мо­настыре. Тринадцать сохранившихся икон деисусного чина, как и три иконы местного ряда, он частично связывал с творчеством московского мастера начала XVI в., а шесть икон (апостолов Петра и Павла, святи­телей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста и Леонтия Ростовского) приписывал местным мастерам 4 . Временем около 1516 г. этот деисусный чин датирует и А. В. Федорчук 5 . И. П. Болотцева предпочла отнести выполнение икон к первой трети XVI в. 6 . О том же деисусном чине И. А. Кочетков говорит как о выполненном в первой половине столетия 7 . В том же 2002 г., когда была выражена поддержка даты около 1516 г., высказано предположение о том, что “этот иконо­стас создавался по образцу аналогичного по составу иконостаса главного храма Ростово-Ярославской епархии — ростовского Успенского собора” (1510–1512 гг.), а упомянутые деисусные иконы датированы 1564 г. 8 . Тем самым они поставлены в связь с выполнением стенописи в 1563–1564 гг., засвидетельствованным настенной летописью 9 . В целом это логично, но в то же время в вопрос датировки вносит резонную поправку надпись, вырезанная на оборотной стороне иконы Спаса в силах: “в лето 7067 сий образ обложил архимандрит Арсений” 10 . Таким образом в 1559 г. деисусный чин уже существовал.

http://pravmir.ru/deisusnyiy-chin-spaso-...

Новости 19 апреля Пасха. Воскресение Христово. Осталось 24 дня информационный портал Святой Горы Афон . Все об Афоне. Исторические описания Горы Афон . Советы о том, как организовать поездку на Афон , и отчеты о путешествиях. Паломничество на Афон : карты Афона, описания монастырей , троп и советы для самостоятельных путешественников. Рассказы о старцах Афона и афонских монахах. Переводы рукописей и Житий афонских святых. Фото и иконы Афона . Поучения, притчи и стихи монахов Афона, старцев и святых. Богословские статьи. Смотрите: Новые статьи на портале Присоединяйтесь к нам в группе ВКонтакте-1 ВКонтакте-2 Instagram и Telegram и facebook group , на странице facebook web в на канале Youtube также в zen.yandex. и получайте расширенный контент в Patreon. Рекомендуем сайты: Высказывания о духовной жизни - Жития, притчи старцев Книги Симеона Афонского (иеромонаха Симона (Безкровного)) Икона Деисусный чин. Письма старца Тихона (3 часть) Деисусный чин. Ныне находится справа от входа в нартекс кафоликона монастыня Ивирон.       Письма  старца Тихона  (3 часть)   Интересные штрихи о Тихоне Русском можно подчерпнуть из его писем и рассказов святогорцев. В этот раз речь пойдет об иконе Распятия или, как это правильне назвать, Деисусном чине, который написал старец. Несмотря на то, что Распятие было написано о. Тихоном в 60-х годах прошлого века, вы можете увидеть его и сейчас, оно находится справа от входа в нартекс кафоликона монастыня Ивирон. Внизу подпись старца с инициалами И.Т. - иеромонах Тихон. Трехчастная композиция с изображением Иисуса Христа, Иоанна Богослова и Богоматери — деисус (деисусный чин) — обладает множеством смыслов. С точки зрения христианской догматики, он олицетворяет моление перед лицом Спасителя за человеческий род, пересекаясь, в то же время, с канонической иконографией Страшного Суда. С другой стороны, он может быть рассмотрен как символическое представление христианской — земной и небесной — церкви. К сожалению, никто уже не знает, что эта огромная композиция - творение рук старца Тихон а. И то, с какой ужасающей быстротой русские забывают и попирают свою собственную историю, пугает нас. Здесь стоит напомнить, что народ, попирающий свои святыни, обречен. Доказательством служит вся Священная история Ветхого Завета.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=44&iid=2...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > «Милость Божия посетила нас…» Иконописный шедевр Андрея (Рублева) вернулся из атеистического плена 12.07.2023 1433 Время на чтение 5 минут Фото: автора I Икона преподобного Андрея (Рублева) «Пресвятая Троица» возвращена в лоно Матери-Церкви. Это великое духовное событие в жизни не только Русской Православной Церкви, но и всей России. Сто лет святыня пробыла в атеистическом плену. А теперь она на свободе, возвеселив сердца верных православных христиан. Это случилось, конечно же, не случайно, а по Промыслу Божию. Пресвятая Троица пришла к нам (в мистическом смысле), чтобы исцелить наши израненные сердца, уврачевать искалеченные души, помочь обрести утраченную православную веру. II Преподобный Андрей жил в четырнадцатом веке. Его родители, по всей вероятности, были ремесленниками, так как фамилия Рублев происходит от слова «рубель» - инструмент для накатки кож. С раннего детства мальчик отличался скромностью, послушанием своим родителям, тихим нравом; он избегал шумных игр со сверстниками, предпочитал одиночество; родители воспитали его в истинной православной вере, в красном углу было много икон, и мальчик любил молиться перед ними; в храме часто становился на колени. У него рано проявился талант рисовальщика; он с увлечением наносил углем на бересту фигурки животных, птиц, рыбок. Когда юный художник подрос, родители отправили его в Византию, где он учился под руководством опытных мастеров (позже продолжил обучение в Болгарии). Со временем у юноши возникла тяга к монашеской жизни; родители, видя в этом Промысл Божий, благословили его на трудный, но благодатный путь. Юноша вступил в ряды братии Троице-Сергиевой Лавры. Здесь витал дух преподобного Сергия Радонежского; братия вела строгий аскетический образ жизни, преуспевая в молитве и доброделании. Юноша быстро возрастал духовно. Со временем он перевелся (по какой причине, мы не знаем) в московский Андроников монастырь и здесь принял постриг в Ангельский чин. Иконописное мастерство молодой монах совершенствовал под руководством маститого Феофана Грека. Преподобный Андрей написал много замечательных икон; кроме того, он расписывал Благовещенский собор в Московском Кремле, Успенский собор в городе Владимире, написал деисусный чин в иконостасе собора Рождества Пресвятой Богородицы Саввино-Сторожевского монастыря.

http://ruskline.ru/analitika/2023/07/12/...

Скачать epub pdf Кочетков И. А. Русский полнофигурный деисусный чин. Генеалогия иконографических типов Иконография полнофигурного деисусного чина до настоящего времени не являлась объектом специального исследования. Мною ранее была рассмотрена иконография «средника» чина – иконы «Спас в силах», русского варианта композиции «Majestas Domini» 861 . Напомню некоторые выводы. Древнейшим изображением Спаса в силах является средник чина Благовещенского собора Московского Кремля, который датируется концом XIV либо началом XV в. К нему» восходит икона владимирского Успенского собора, ставшая протографом всех последующих икон на этот сюжет. В частности, владимирская икона бьша одним из источников средника новгородских чинов – иконы «Спас на престоле», из чего следует, что полнофигурный чин пришел в Новгород из Москвы. Детальное сходство рисунка икон с изображением Спаса в силах показывает, что иконописцы всегда писали с определенного образца, каковым являлись, по-видимому, прориси или небольшие иконы типа таблеток. Замысел настоящей статьи состоит в том. чтобы путем сравнения возможно большего числа деисусных икон XV – XVI вв. проследить развитие иконографических типов. Предполагается, что такое сравнение не только выявит некоторые закономерности развития иконографии, но также позволит обнаружить генетические связи между иконами и даст материал для изучения творческого процесса иконописцев. При этом делается попытка взглянуть на отдельную икону как на список определенного текста и применить в анализе иконографии разработанные в текстологии понятия: архетип, протограф, редакция, список 862 . Богоматерь Все русские иконы Богоматери значительно отличаются от Бл. цветом мафория (вишнево-коричневый вместо синего) и расположением складок одежд. Тем не менее есть основания утверждать что Бл. стоит у истоков иконографии. Другими словами, икона Благовещенского чина является архетипом всех чиновых икон Богоматери. Об этом говорит сходство в позе, расположении рук. рисунке основных складок мафория. Есть совпадения в некоторых мелких деталях рисунка. При сравнении можно видеть.как русские художники упрощают сложный для них рисунок Бл. Так, например, на Бл. левый (от зрителя) край мафория откинут, образуя внизу крупную складку, что отчетливо видно по расположению золотой каймы. На всех остальных русских иконах край мафория образует прямую линию. Русский мастер соединяет два отрезка каймы, разделенные на Бл. складкой. Расположение мафория от этого стало не совсем логичным Эго отличне от Бл. является общим почти для всех русских икон. Можно указать на еще одно общее отличие: спадающий сзади юнец мафория на всех русских иконах имеет лишнюю складку: Наличие общих отличий от архетипа свидетельствует о том, что все русские иконы имели общий протограф (так будем называть икону, от которой происходит какая-либо группа икон). Назовем протограф, общий для всех русских икон протографом I.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Добавлено на опознание: 2017-03-24 18:04:19 Владелец: Konstantin22 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Помогите пожалуйста разобраться с происхождением данной иконы,если возможно поподробнее.Заранее спасибо! [Добавлено 2018-02-08 17:11:58]: Меня интересует кто изображён на данной иконе,она досталась от бабушки и была привезена из г.Клинцы Брянской обл.,как она к ней попала я не знаю,но раньше я её не видел,один пользователь написал,что эта икона семейная т.е. написана конкретно для кого-то как я понимаю,но я не уверен наша ли это икона,или досталась нам по случайности.Если не наша,то что в таких случаях делают,ведь она семейная,и имеет ли она какую-либо ценность,т.е. можно ли её продать? Ответов: 1. Последний ответ: Икона семейная. На ней изображены святые покровители данного конкретного семейства. Вверху - деисусный чин.Такие иконы в одном экземпляре (для семьи). Поставленный вопрос непонятен,что для Вас значит происхождение? Если район написания, то обратитес [...] Добавлено на опознание: 2017-03-24 15:57:48 Владелец: yaros136 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Подскажите, пожалуйста, кто изображен на иконе? Ответов: 1. Последний ответ: Написано вроде бы " святая мученица Параскева " . Вероятно, подразумевается великомученица Параскева Пятница Добавлено на опознание: 2017-03-23 08:49:16 Владелец: Gulal Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Ответов: 2. Последний ответ: Здравствуйте, спасибо большое! Добавлено на опознание: 2017-03-22 20:40:00 Владелец: Nat20 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Ответов: 1. Последний ответ: Святой Антипа. Вероятно, подразумевается священномученик Антипа Пергамский Добавлено на опознание: 2017-03-21 20:48:21 Владелец: Evgentru Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Ответов: 1. Последний ответ: Образ Богородицы " Взыскание погибших " Добавлено на опознание: 2017-03-21 10:01:55

http://pravicon.com/unknown/30

Скачать epub pdf ДÉИСИС ДÉИСИС, деисисный чин или деисус, деисусный чин. На Руси слово «деисис» применялось и в более узком смысле, к трехчастной иконе, основному ядру алтарной преграды, и шире, ко всему чину (ряду икон с изображением молитвенно предстоящих Христу святых), и вообще к собранию икон. Характерно, что долгое время словом «деисис», и в период домонгольский, и после него, обозначали весь иконостас, то есть на Руси долгое время называли деисусом то, что греки называют темплоном. Еще в XVII веке Большой Московский Собор так называет иконостас. Этимологически это слово предположительно связывается с греч. «дéисис» (молитва) или «диссос» (двойной). Проф. Е. Голубинский объясняет применение этого слова к иконе надписью, которая делалась строителями храма на космитисе и затем была применена к темплону. Начиналась она словами: «дéисис ту дулу Феу», то есть (сия Церковь ) «моления раба Божия». Другие исследователи полагают, что это название произошло от содержания трехчастной иконы (моления). Это безусловно так, но все же не объясняет применение этою слова ни ко всему иконостасу, ни к собранию икон, где могут быть иконы, не выражающие непосредственно моление. Проф. Л. А. Успенский полагает, что на Руси греческое слово «деисис» было воспринято как составное из двух русских: его перевели, русифицируя, на что указывает и его транскрипция всегда через «у» (от собственного имени Иисус) и часто через «ять». Иначе говоря, слово было понято не столько в его прямом смысле, как «моление» (что, конечно, не исключалось), сколько в смысле более широком и глубоком, как деяние, дело Иисусово (отсюда написание через «ять»), как Домостроительство Христово. Весь состав классического иконостаса дает определенное основание для расшифровки слова «деисис» в его русской транскрипции и понимании именно в этом смысле. На Руси пошли по пути раскрытия основного и максимального смысла центрального образа Христа в соответствии с чинопоследованием Литургии как дела Христова. Все ряды иконостаса: деисисный чин, пророки, праотцы и праздники представляют собой, в конечном итоге, не что иное, как раскрытие смысла первой и основной иконы древней алтарной преграды, образа Христова, а еще ранее Креста, который сам понимается как дело Божие, как раскрытие господства Христа. Таким образом, понятно применение слова «деисис» к собранию икон вообще.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Алтарь Никольской Линдозерской церкви состоял из 13 наименований. По составу икон отличался в более архаичную сторону. В алтаре были иконы: «Пророк Илья», «Святые безсеребряники Козма и Домиан», «Святой великомученик Георгий». Запрестольный выносной крест являл иных святых «на одной стороне в средине креста — лик Господа Вседержителя, над ним Архангела Михаила, над ним Архангела Гавриила; по бокам — на одном лик Пресвятой Богородицы, на другом Иоанна Предтечи; на другой стороне креста в средине — лик Григория Богослова; над ним Господа Саваофа, над ним Григория Двоеслова, по бокам — на одном Николая Чудотворца, на другом Иоанна Златоустаго. Иконостас Линдозерской церкви был двухъярусным, «вырезным и позолоченным», состоял из местного и деисусного рядов. Деисусный чин с боков ограничивали житийные (?) иконы: «Илья пророк с чудесами» и «Великомученик Георгий с чудесами», а также 2 иконы одного сюжета «Воскресение Христово». В Линдозерском храме свечи у лампад были следующими: «свеча с изображением разных ликов Святых на финифти, коей высоты 14 верш., толщины 5 верш., свечи с позолотою, коленчатые». В церкви были 2 пасхальных свечи коленчатые с изображениями ликов. Одна из них подарена солдатом Ефимом Дорофеевым, другая — вклад крестьянина Матфея Васильева. Следует отметить, что дарения утвари в церковь были общепринятым явлением. Дарители в большинстве своем люди, живущие или проживающие в приходе (например, Тимофей Осипов, жертвователь в Линдозерский храм). В Линдозерской церкви опись перечисляет 45 книг: 2 Священного писания, 24 богослужебные, 2 писания Святых отцов, 17 духовно-нравственного содержания и три вида журналов. Среди них 7 книг от жертвователей. «Книга молебных пений», 1828 г., подарена крестьянином Иваном Леонтьевым в 1870 г. «Требник», 1858 г., крестьяниным Севастьяном Ивановым в 1870 г. «Чин панихиды Вселенской», писан в 1865 г. священником Михаилом Рябковым. «Четыре книги даны в 1857 г. архиепископом Игнатием, бывшим Олонецким и Петрозаводским без денежно в Церковь им же и сочиненныя»: «О таинствах Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви», 1849 г.; «Поучения при святых мощах Святителя Воронежского Митрофана», 1848 г.; «Воспоминании о пришествиях Великого Государя Петра Первого», 1849 г.; «Поучения относительно обязанности христиан друг к другу», 1846 г.

http://sobory.ru/article/?object=40484

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010