к новопостриженным с напутственным словом митрополит Николай. – Вы добровольно пришли сюда, отреклись от всего, что связывало вас с миром; но не думайте, что мир отрекся от вас… Вам еще будет предлагаться множество соблазнов явно или тайно, при помощи нашептывания или при помощи печатного слова. Помните одно – никогда не теряйте чувства молитвенного пребывания во Христе и Господе нашем Иисусе». В этой же нижней Рождественской церкви батюшка завещал на вечные времена читать денно и нощно неугасимую Псалтирь по усопшим, начиная с царских родов, иерархов Православной Церкви, благотворителей обители и кончая всеми просящими молитв о себе и присных своих. По заповеди преподобного Серафима, как и прежде, в церкви Рождества Богородицы горит неугасаемая лампада перед храмовой иконой и читается неусыпаемая Псалтирь. Чтение неусыпаемой Псалтири в церкви Рождества Богородицы прерывается лишь в Великую Среду и начинается в субботу Светлой седмицы. Богослужения совершаются здесь нечасто и, как правило, только для сестер Дивеевской обители. В этом храме бывают ранние литургии в Богородичные праздники, в дни памяти преподобных жен Дивеевских. Каждое утро здесь служится славление у мощей преподобных Александры, Марфы и Елены Дивеевских. Ежедневно с 8 до 17 часов открыты двери для желающих поклониться святым мощам дивеевских угодниц Божиих. Из церкви Рождества Богородицы обычно отправляются сестры на постриги. На южной стене храма Рождества Богородицы помещены старинные иконы Спасителя, Божией Матери и Иоанна Предтечи. Этот деисусный чин был подарен преподобным Серафимом для украшения Рождественских храмов. В 2010 году храм Рождества Богородицы был расписан художниками творческой мастерской «Царьград» (г. Москва) под руководством Дмитрия Трофимова при участии дивеевских сестер и специалистов московской мастерской «MarmorTec». Стены покрыты сусальным золотом. Золото – символ Божества, Божественной славы, Божественного света. Это нетварное небо – Царствие Небесное. Все говорит о том, что здесь наша жизнь не заканчивается. Благодаря этой символике нам передается радость о том, что существует Царствие Божие. Росписи посвящены земной жизни Пресвятой Богородицы и дивеевской истории.

http://sobory.ru/article/?object=16529

На иконе из Успенского собора Георгий выступает в образе храброго и стойкого воина, покровителя ратных людей. Особенно выразительно его лицо, сочетающее в себе свежесть юности с мужественной силой. Правильный овал лица обрамлен густой шапкой коричневых волос. Большие, пристально глядящие на зрителя глаза, темные, красиво изогнутые брови, прямой нос, сочные губы – все эти черты так трактованы художником, что придают лицу чисто архитектурную построенность. Кожа имеет очень светлый беловатый оттенок, переходящий на щеках в нежный румянец. От соседства с густыми зеленовато-оливковыми тенями и энергичной красной описью носа беловатый оттенок кожи приобретает особую прозрачность, придавая лицу сияющий характер. При взгляде на Георгия невольно вспоминаются те замечательные слова из «Сказания о Борисе и Глебе», которыми составитель этого сказания обрисовал внешность Бориса: «телмь бяше красьн высок. лицьм круглеме, плечи велице... очима добраама, весел лицьм... светяся цесарьскы, кренк телм. всячьскы украшен, акы цвьт цвьтый в уности своей...» Как и в древнерусской повести, так и на иконе воплощен поэтический идеал прекрасного юноши, находящегося в полном расцвете сил. Вход в Иерусалим. Икона (без полей). Сер. – 3-я четв. XV в.Новгород. 44х34 см. ГРМ Деисусный чин и молящиеся новгородцы. Икона. 1467г. 112х83,8 см. НМЗ Апостол Петр. Икона. 2-я пол. XV в. Новгород. 89х44 см. Музей икон в Реклингхаузене. Германия Особую стилистическую группу составляют три близкие по манере письма иконы, две из которых происходят из Новгорода. Первая из них – так называемое «Устюжское Благовещение». Согласно свидетельству столь авторитетного источника, как «Розыск дьяка Висковатого», икона была вывезена в Москву по приказанию Ивана Грозного из Юрьева монастыря в Новгороде. Точное время написания иконы остается спорным, т.к. она могла быть написана и вскоре после завершения постройки собора (1130г. или 1140г.), и некоторое время спустя. На иконе Благовещение дано в редчайшем иконографическом изводе – со входящим в лоно Богоматери Младенцем.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ocherki-...

Обращаясь к стилю икон, приходится констатировать факт, что перед нами своеобразный вариант русской живописи XV в. Иконные доски имеют широкие пропорции, и почти все фигуры на них – мощные. Подчёркнутая объёмность и плотность форм отличают иконы из Путны от наиболее известных произведений московского искусства.  Так, «Апостол Андрей» похож на икону из ферапонтовского чина, которую исполнил художник не дионисиевского круга, а совсем другого, «архаического» типа. В некоторых особенностях чина видна ориентация на московскую живопись первой половины XV в. Так,  юный апостол Филипп очень похож на юного мученика Димитрия из деисусного чина в Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря. В своего рода «скульптурности» форм, в акцентированном рисунке драпировок можно даже почувствовать далёкие отголоски византийского классицизма. Тем не менее,  апостольский чин из Путны приходится отнести ко второй половине XV в.: живопись этих икон уже слишком обобщённая, многие элементы формы трактованы схематично. Это относится, в частности, к структуре ликов. В стиле и живописных приёмах этих икон уже чувствуется наступление «поствизантийского» периода, их причастность к искусству второй половины и даже последней четверти XV в. Долгое время считалось, что ведущим и едва ли не единственным направлением в живописи Москвы второй половины – конца XV в. было творчество Дионисия, с его утончённой формой, хрупкими бесплотными фигурами и аристократическими образами. Однако в последнее время становится всё понятнее, что в этот период существовало много художественных вариантов, развивавшихся вовсе не в русле искусства Дионисия. Это и фрески в разных компартиментах Успенского собора Московского Кремля, и множество миниатюр, изданных и неизданных, в том числе, например, в Книге Пророков 1489 г., над которой трудилось несколько самых разных художников. Отнесение русского мастера, работавшего в Путне, к московской школе представляется правомерным. Тем не менее, иконы апостолов из Путны обладают уникальным сочетанием качеств, которое в московской живописи позднего XV в. не находит аналогий. Это, с одной стороны, почти простонародная искренность, сила скорбного чувства, а с другой – тонкая поэтичность. Не вполне обычны и лики, с тонкими изогнутыми носами. Можно думать, что при написании икон из Путны мастер учитывал своё знакомство с какими-то произведениями, виденными им не на Руси, а на Балканах, вроде Хиландарского чина, с его характерной структурой носатых ликов. Создаётся впечатление, что мастер апостольского чина не только воплотил заказанную ему иконографию, но и – в определённой мере – изменил привычную для московского искусства образную основу и типологию.

http://bogoslov.ru/article/1504934

Особо ценным в коллекции является «Памятник нижегородской печати 1613 г.» - 1-е рус. печатное публицистическое произведение светского характера (посвящено Смутному времени ), известное в единственном экземпляре. Его автор - Н. Ф. Фофанов , ранее работавший на Московском Печатном дворе, между 5 янв. и 17 дек. 1613 г. устроил типографию в Н. Новгороде. «Памятник...» представляет собой тетрадь из 6 листов, приплетенную к Евангелию Учительному, напечатанному в Вильно в типографии В. М. Гарабурды ок. 1582 г. (РГБ. Музей книги. 6467). Собрание икон и предметов мелкой пластики В основу коллекции легли иконы, доставшиеся Е. от деда и отца. Собрание было пополнено благодаря покупкам у антикваров на ярмарках в Н. Новгороде и в др. поволжских городах. Собрание Е. включало иконы московской, новгородской и строгановской школ, образы афонского письма. Коллекция насчитывала ок. 1,2 тыс. живописных произведений и свыше 60 резных каменных и медных икон, крестов и др. предметов мелкой церковной пластики. Среди наиболее интересных произведений - икона Преображения Господня московской школы, имевшая «рублевскую легенду» и датированная условно 1425 г.; икона Нерукотворного образа Спасителя «Мокрая брада» 1-й пол. XVI в. московской школы; Иерусалимская икона Божией Матери XV в. московской школы; Корсунская икона Божией Матери (Ярославская оплечная) со святыми на полях новгородской школы 2-й пол. XVI в., а также образы московского письма 1-й четв. XVI в.: равноап. кн. Владимира и князей Бориса и Глеба с житием на полях; 2-сторонняя таблетка новгородской школы кон. XV - нач. XVI в. с изображением Страстей Христовых; деисусный чин, вероятно афонской школы XV в.; 2-сторонняя таблетка московской школы с изображением праздников триодного цикла и др. В собрании Е. имелся приписываемый Истоме Гордееву 3-створчатый складень строгановского письма нач. XVII в. (сохр. средник и левая часть) - своего рода походная церковь. Наиболее древние каменные иконы в коллекции Е. датируются XIII-XV вв. В собрании также были представлены предметы лицевого шитья.

http://pravenc.ru/text/189529.html

Появление именно в Пияле икон такого профессионального уровня не случайно. Во-первых, после закрытия Кожеозерского монастыря в результате секуляризации земель церковное имущество в 1779 г. было отдано «на сохранение» в Вознесенскую церковь деревни Пияла. Нет уверенности, что все иконы были возвращены, поскольку монастырь возобновлен лишь в 1851 г. Во-вторых, устройство внутреннего убранства древних пияльских храмов XVI-XVII вв. происходило при содействии Соловецкого монастыря, владевшего в Пияле соляным промыслом. Известно, что этот крупнейший северный монастырь объединил вокруг себя иконописцев разных художественных направлений. Чин, скорее всего, был заказан кому-нибудь из приезжих мастеров, возможно из Ростова. Среди архивного наследия Соловецкого монастыря сохранились отводные книги Пияльского усолья за 1720-1721 гг. Они перечисляют иконы, принадлежащие монастырю в Вознесенском храме, в приделе Зосимы и Савватия Соловецких, в братской келье, в «братских холодных сенях», в столовой. Вот как описывается храмовая икона Вознесенской церкви: «...образ Преображения Господня в приписи на полях Зосимы и Савватия и Филиппа Митрополита да Германа, у Спасителева образа венец с цатою да шесть венцов без цат басемные сребряные а пред тем образом подсвешник древяной писан крас-ками и с пеленой которой прислан из монастыря». Пядничная икона «Флор и Лавр на конях» конца XVI в. близка по времени к вышеупомянутым праздничным иконам. Она отмечена редкой иконографией: святые Флор и Лавр изображены в воинских доспехах и плащах. Наиболее значительная группа икон была написана в середине XVII в., ко времени постройки Вознесенской церкви в 1654 г. Это девятнадцать икон деисусного и семнадцать икон праздничного чинов, а также девять икон местного ряда. Все достаточно крупных размеров. доски местного ряда - 150 х 120 см. Среди них такие памятники, как: «Богоявление», «Рождество Богоматери», «Успение», «Вход в Иерусалим», «Вознесение», «Преображение». На оборотах икон сохранились пометы, выполненные красной краской. Они состоят из двух чисел, написанных через тире. Вторая цифра означает ряд иконостаса, первая - порядок в этом ряду. Например, икона «Богоявление» местного ряда имеет маркировку «8-1», а икона «Богоявление» праздничного ряда - «6-3». Счет идет от северной стены к югу. У иконы «Святой князь Борис» отметка «1-2», следовательно, она стояа в деисусном ряду слева. У иконы «Митрополит Алексий» - «18-2 », она стояла крайней справа.

http://sobory.ru/article/?object=38507

Четырехугольник всегда прочитывается как земная фигура ( четыре стороны света, четыре стихии и проч.) И здесь красный нижний квадрат означает землю. В четыре конца земли проповедуется евангелие Царства и в четырех углах квадрата изображаются символы евангелистов: Ангел- евангелист Матфей телец- Лука лев- Марк орел Иоанн Синий круг. Обозначает небесную сферу, мир бесплотных сил или ангельских чинов, как их именует Дионисий Ареопогит. нередко этот небесный свод изображается как бы затканный ангельскими головками. Все. что изображено вокруг Христа- изображение небесной иерархии- подножие престола с колесами и даже сам престол тоже не что иное как изображение различных небесных сил: престолы.силы и т .д. Фигура Самого Христа, окруженного изображением красного ромба, в отличие от нижнего красного квадрата, этот верхний красный ромб обозначает огонь, сходящий с небес, огненную природу божества. " Ибо Господь, Бог твой, есть огонь поядающий Втор.4,24) неопалимую купину (Исх.3.2.) Обычно спаситель облачен в одежды двух цветов- красный хитон и синий гиматий- единение двух природ божественной и человеческой, иногда- в одеждах золотого цвета, что обозначает сияние его Славы. Правой рукой господь благословляет, левой придерживает Книгу. Книга.Образ книги раскрывается здесь и как Книги жизни, в которой вписаны имена спасенных и Книги Откровения, написанной внутри и извне, запечатанной семью печатями, открыть и прочесть которую никто не может, кроме Агнца, это и Книга Нового завета, которую в мир принес Христос спаситель, и то Его сокровенное учение, которое " горько во чреве и сладко в устах " . И символ Самого Господа Иисуса Христа, который естьСлово Божие, пришедшее в мир. " Спас в Силах " _ своего рода точка отсчета в храме, становится центром не только иконостаса. Как от камня, брошенного в воду расходятся круги, так и образы святых, предстоящих Христу образуют деисусный чин, являясь образом Церкви небесной так и мы, стоящие во Храме, все вместе. обращенные ко Христу " единомыслие исповем " , образуем Церковь земную.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=5&iid=11...

По его мнению, иконостас является порождением «русского исихазма», благодаря которому произошло «глубокое жизненное проникновение как в Таинство Евхаристии, такие икону Христову» 675 . В конечном итоге, «самым значительным результатом исихастского осмысления алтарной преграды» было «раскрытие трехчастной иконы деисуса в целый ряд заступников святых, обращенных ко Христу – Судии второго пришествия» 676 . Кажется совершенно верным вывод ученого, что с этим связано и значительное увеличение высоты деисусных чинов, написанных исихастами Андреем Рублевым, Феофаном Греком и нх сотоварищами. Смысл этого увеличения в том, чтобы сделать Деисус доминирующим в иконостасе, приблизить его к причастникам. Причастник становится «сотелесником Христовым» ( Еф. 3:6 ), приобщается «к прославленному Его Телу второго пришествия» только через Суд, о чем напоминается в молитвах перед причастием («суд себе ям и пию...»); «реальность евхаристического Тела и Крови предполагает и реальность суда». Грандиозный деисусный чин, помещенный «непосредственно над тем местом, где происходит причащение верующих», усиливает «вневременной аспект» суда и заступничества святых в соответствии с молитвословием: «ныне и присно и во веки веков». В итоге «сочетание реального тела с образом и молитвой дает полноту участия в Литургии: телесное причащение и общение в молитве через образ» 677 . Так ученый богослов XX столетия раскрывает смысл и значение высокого иконостаса. В своей работе он прямо ссылается на сочинение о. Павла Флоренского и цитирует его. Статьи Л. А. Успенского во многом исчерпывают вопрос о духовном содержании и идейных основах формирования высокого иконостаса в конце XIV в. Принимая во внимание работы предшественников, ученые продолжают успешно разрабатывать конкретные проблемы и отдельные вопросы, касающиеся истории иконостаса, подкрепляют теории фактическим материалом археологии и искусства. Удачные примеры подобных исследований – доклады, прочитанные на международном симпозиуме «Иконостас: Происхождение – Развитие – Символика», среди которых выделяются доклады А. М. Лилова и Л. М. Евсеевой 678 , имеющие отношение к нашей теме и публикуемые в настоящем издании.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

Москва) под руководством Дмитрия Трофимова при участии дивеевских сестер и специалистов московской мастерской «MarmorTec». Стены покрыты сусальным золотом. Золото – символ Божества, Божественной славы, Божественного света. Это нетварное небо – Царствие Небесное. Все говорит о том, что здесь наша жизнь не заканчивается. Благодаря этой символике нам передается радость о том, что существует Царствие Божие. Росписи посвящены земной жизни Пресвятой Богородицы и дивеевской истории. Землю с обеих сторон Рождественской церкви батюшка Серафим велел отгородить заборчиком, потому что тут стопочки Царицы Небесной прошли, это земля святая. В 2008 году с южной и северной сторон храма Рождества Богородицы сделаны пристрои и в них освящены храмы в честь Архангела Михаила и Царственных мучеников. Преподобный Серафим задолго до этого уже знал, что с левой стороны Рождественской церкви будет непременно придел во имя Михаила Архангела. В алтарях под спудом, почти на первоначальном месте их захоронения, находятся могилы любимого батюшкиного ученика Михаила Васильевича Мантурова и духовника дивеевских сестер протоиерея Василия Садовского. В начале XIX века саровский старец говорил отцу Василию: «Как умирать-то будешь, то чтобы тебе лечь с правой стороны алтаря Рождественской церкви, а Мишенька-то (Мантуров) ляжет с левой». Совершить виртуальную экскурсию вокруг храма Святыни [ править править код ] На южной стене храма Рождества Богородицы помещены старинные иконы Спасителя, Божией Матери и Иоанна Предтечи. Этот деисусный чин был подарен преподобным Серафимом для украшения Рождественских храмов. Престольные праздники [ править править код ] Контакты [ править править код ] Адрес: 607320, Нижегородская область, Дивеевский район, с. Дивеево, Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь. Телефоны: +7 (83134) 4-34-45 (по общим вопросам) +7 (83134) 4-40-49 , +7 (83134) 4-39-63 (по вопросам бронирования), +7 (83134) 4-34-45 (экскурсии), +7 (831-34) 4-20-10 (информация о требах). Электронная почта: palomnik.dm@yandex.ru (по общим вопросам), diveevo-bron2@yandex.ru , diveevo-bron2@yandex.ru (по вопросам бронирования), gid@diveevo-palomnik.ru (экскурсии), diveevo.pochtovik@yandex.ru (информация о требах).

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Рождес...

Архангел Михаил (Звенигородского чина). 15 в. Андрей Рублев. Источник: icons.pstgu.ru В 1918 году эта икона была обнаружена в Звенигороде вместе с еще двумя — образами Спасителя и апостола Павла. Все они относились к одному деисусному чину (т. е. главному ряду из иконостаса, в центре которого находится Христос). Но доподлинно установить, в каком храме они находились, не удалось. Их автором был признан знаменитый древнерусский иконописец Андрей Рублёв. Стилистика, колорит, композиция во многом схожи с «Троицей» — самым известным произведением мастера. В последнее время ряд исследователей высказывает мнение, что «Звенигородский чин» мог быть написан иным автором. Но кем бы ни была создана эта удивительная икона Архангела Михаила — прославленным или неизвестным художником, она  в любом случае остается величайшим шедевром иконописного искусства, призывающим зрителя обратить свой взгляд к Небу. Икона «Чудо Михаила Архангела в Хонех» Икона «Чудо Михаила Архангела в Хонех» рассказывает об удивительных событиях, произошедших в IV веке. Неподалеку от одного города на территории современной Турции находился храм, посвященный Архистратигу Михаилу. Согласно преданию, он был построен бывшим язычником, чья дочь исцелилась от немоты на этом месте. Привести ее сюда, найти источник и дать попить из него воды, чтобы она смогла говорить, велел сам явившийся отцу во сне архангел. Архангел Михаил. Чудо в Хонех. 15 в. Новгородский государственный объединенный музей-заповедник. icons. pstgu.ru Но не это чудо легло в основу иконографии, а другое, случившееся намного позже. В этот храм и к целебному источнику стали приходить не только  христиане, но и язычники. И многие из них обретали здесь истинную веру. Это не нравилось другим идолопоклонникам, и они решили соединить в одно течение две горные реки, чтобы бурный поток уничтожил церковь. В этой церкви много десятилетий жил и служил пономарь Архипп. Был он человеком благочестивым и любящим Господа. Именно его мы видим теперь вместе с небесным заступником на иконе «Чудо Михаила Архангела в Хонех». Узнав о страшном плане и не имея другой возможности защитить храм, Архипп усердно молился Богу. И по его молитвам в тот самый момент, когда должна была хлынуть вода и затопить святое место, явился сам Архангел. Он ударил своим жезлом о землю, и в горе образовалась щель (с тех пор место называлось Хоны, что переводится как «расщелина»), в которую и ушли бурлящие струи.

http://foma.ru/ikona-mihaila-arhangela.h...

– Получается уникальная работа: в стилистике, приближенной к XV веку, написаны не только Архангелы, но и люди, которых мы видели живыми, и образ Богоматери, изначально греческий. – Конечно, это всё равно стилистика нашего века, ведь творчеством преподобного Андрея Рублева мы только вдохновляемся. У нас нет задачи сделать имитацию икон XV века, ведь мы воспринимаем иконопись как живой язык, живое церковное искусство. Эскиз иконы «Все святые» для Знаменского храма – Давайте расскажем об иконографии образов Всех святых и Всех Московских святых, которые создает для Знаменского храма ваша мастерская. Она тоже необычна? – Иконописцы, которые пишут икону Всех святых, обычно ориентируются на образ, находящийся в Третьяковской галерее. Угодники Божии на нём разделены по чинам: мученики, святители, преподобные… Они предстоят перед Престолом Уготованным, над которым находится Деисусный чин: Спаситель с молящимися Ему Богородицей и Иоанном Предтечей. У нас эта иконография немного изменена. В центре вместо Престола Уготованного мы написали Богоматерь в окружении ангелов. Перед Ней на коленях стоят преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский – молитвенники за Россию. Вверху изображен Спаситель – Спас в силах, по сторонам от Него – предстоящие, как в Деисусном ряду иконостаса: Богородица, Иоанн Креститель, два Архангела… А ниже – святые по чинам. Также на этой иконе мы написали храм – символ Небесного Иерусалима, где пребывают святые. Получается, что мы соединили две иконографии: «О Тебе радуется» – прославление Пресвятой Богородицы и Собора всех святых. Таково было пожелание заказчика и воплощение этого пожелания, в поиске которого нам помог отец Лука. Замысел нашей иконы таков: вся Церковь земная предстоит Царю Небесному. Эскиз иконы «Собор московских святых» для Знаменского храма А на иконе Московских святых в центре находится изображение Владимирской иконы Божией Матери – этот образ Пречистой можно назвать сердцем всей русской святости. Ей и предстоят угодники Божии, которые несли свой подвиг в Первопрестольной с древних времен и до ХХ века: благоверный князь Даниил Московский, Царевич Димитрий, московские святители, блаженные, преподобные… Они тоже расположены по чинам святости.

http://pravoslavie.ru/153933.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010