Закрыть itemscope itemtype="" > Илия пророк защищал лучше, чем воинство 01.08.2016 519 Время на чтение 5 минут Илия, пожалуй, самый почитаемый на Руси ветхозаветный пророк. Илия, обрусев, превращался в " Ильюшку " , но трудно себе представить, чтоб ревностный обличитель нечестивых евреев откликался на нечто подобное. В жизни этого праведника не было ничего " уменьшительно-ласкательного " . Была пламенная молитва и совершавшиеся по ней чудеса, стояние за правду Божию, попираемую теми, кто предпочел золотых тельцов Единому Богу. Само имя Илия переводится как «мой Бог - моя крепость» или «Бог есть Господь». Пророк жил при самом нечестивом израильском царе - Ахаве (в 874-852 гг. до н. э.). Тягчайшим грехом царя было то, что в Самарии - столице Израильского царства - он велел поставить жертвенник языческому богу Ваалу. Известно, что в немалой степени насаждению культа Ваала способствовала жена царя, тирская царевна Иезевель. Однажды Илия пришел к царю и прямо объявил, что Ахав прогневил Господа своей грешной жизнью. «В сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову», - сказал Илия. Поверил царь пророку или нет, неизвестно. Однако в Израильском царстве действительно началась сильная засуха, а следом за ней и голод. Чудо воскресения Илия же по слову Божию удалился на Восток и поселился у потока Харафа. Утром и вечером вороны приносили ему хлеб и мясо, а воду пророк брал из потока. Но, поскольку дождя не было много дней, поток, у которого жил Илия, иссяк. Тогда Господь сказал, чтобы Илия пошел в Сидомский город Сарепту и поселился там у одной вдовы. Вдова приняла гостя и дала ему напиться воды, а когда тот попросил дать ей хлеба, женщина ответила, что у нее есть только немного муки. Она согласилась испечь хлеб для Илии, себя и своего сына, а потом умереть - ведь больше еды в доме не было. Илия же пообещал ей, что, покуда он будет оставаться в ее доме, мука в кувшине не будет заканчиваться, так что они смогут спокойно есть хлеб, ведь так сказал Господь. Вскоре у вдовы заболел и умер сын. Женщина сильно опечалилась и решила, что Илия поселился у нее в доме, чтобы напомнить ей ее грехи и в качестве наказания умертвить сына. Тогда пророк помолился Богу и попросил, чтобы он вернул жизнь ребенку женщины, которая согласилась его приютить. По слову Божию мальчик воскрес. По преданию, именно этот мальчик станет потом пророком Ионой. А позже именно его трехдневное " путешествие " во чреве кита, Церковь станет вспоминает как предзнаменование великого чуда Воскресения Христа.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

Ст. 2. …Пришедши туда, отыщи там Ииуя,... и вылей на голову его елей помазания ... Почему не сам Елисей совершает помазание над царем Израильским? По мнению блаж. Феодорита, «надлежало совершиться сему тайно, чтобы Иорам был умерщвлен, как можно скорее. А, если бы он узнал это прежде, то вступил бы в сражение, и на сражении необходимо было пасть многим с обеих сторон» 581 . Не для того ли, чтобы скрыть все это дело, Елисей и посылает юнейшего из своих учеников, и, по совершении порученного дела, велит ему немедленно бежать назад 582 . Ст. 3. ...И скажи: так говорит Господь: помазую тебя в царя над Израилем... Еще пророк Илия получил от Господа повеление помазать Ииуя на царство Израильское 583 , но это дело он, вероятно, тоже не без воли Божией, поручил своему преемнику Елисею. А это потому, конечно, что еще не наступил предопределенный от Господа день суда над нечестивым домом Ахава. Во дни же Елисея мера долготерпения Божия к сынам Ахава наполнилась. Ст. 4. …И пошел отрок, слуга пророка, в Рамоф Галаадский. И пришел, и вот, сидят военачальники... Из священного повествования видно, что Рамоф Галаадский был в описываемое время и главным местом, и целью военных действий. Еще Ахав хотел отвоевать сей город Израильский у Сирийцев с помощью Иоасафата; но сам погиб на войне 584 . Сын его Иорам, тоже, в союзе с родственным Иудейским царем (Охозией), решился, во что бы то ни стало, привести намерение отца в исполнение; и, хотя тоже получил опасную рану, заставившую его удалиться для излечения своего в столицу (Изреель), но Рамоф, как видно по ходу рассказа, был взят у Сирийцев. При всем том, Сирийцы не хотели отказаться от намерения снова завладеть этим важным пунктом, – и потому нужно было держать там войска ноготове. Ст. 6–7. ...так говорит Господь, Бог Израилев:... ты, Ииуй, истребишь дом Ахава, чтобы Мне отомстить за кровь рабов Моих,... павших от руки Иезавели… Таким образом, главной виновницей гонения на рабов и пророков Божиих при Ахаве провозглашается здесь нечестивая жена его, – как это видно было из предыдущих повествований 585 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Несколько важных предсказаний отца Серафима Вырицкого было записано Марией Георгиевной Преображенской, племянницей святителя Феофана Полтавского 22 . «...Это было сразу после войны. Я пела на клиросе Петропавловской церкви поселка Вырица. Часто мы с певчими из нашего храма приходили к отцу Серафиму под благословение. Однажды одна из певчих сказала: «Дорогой батюшка! Как хорошо теперь стало – война кончилась, зазвонили снова колокола в церквах...» А старец на это ответил: «Нет, это еще не все. Еще будет страху больше, чем было. Вы еще встретите ее. Будет очень трудно молодежи переобмундировываться. Кто только выживет? Кто только жив останется? (Эти слова отец Серафим повторил трижды). Но кто жив останется – какая будет у того хорошая жизнь...» После небольшой паузы батюшка вновь задумчиво произнес: «Если бы люди всего-всего мира, все до единого человека (вновь, как бы нараспев, повторил старец эти слова несколько раз), в одно и тоже время встали бы на колени и помолились Богу хотя бы только пять минут о продлении жизни, дабы даровал всем Господь время на покаяние...» Рассуждая о пророчествах, святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит: «Бог изменял Свои определения, объявленные и чрез святых пророков, как то пророчество Ионы о ниневитянах ( Ион.3:10 ); Илии об Ахаве ( 3Цар.21:29 ); Исаии о Езекии ( 4Цар.20:1–11 )... Кто предал себя и все воле Божией, тому ничего не нужно знать вперед» с. 776]. Во всех упомянутых святителем Игнатием случаях Бог изменял гнев на милость после того, как отдельные личности или же целый народ смирялись перед Ним, оставляли греховную жизнь и вступали на путь покаяния. Господь одаривал отца Серафима Вырицкого многими благодатными откровениями. Описывая одно из своих духовных созерцаний, подвижник рассказывал монахине Серафиме (Морозовой): «Я побывал во всех странах. Лучше нашей страны я не нашел и лучше нашей веры я не видел. Наша вера – выше всех. Это вера православная, истинная. Из всех известных вероучений только она одна принесена на землю вочеловечившимся Сыном Божиим. Прошу тебя, матушка Серафима, говорить всем, чтобы от нашей веры никто не отступал...»

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Vyrits...

Если Иосафат просит Ахава вопросить о предстоящем походе Иегову (ст. 5), то собранные Ахавом около 400 человек – пророки не могли быть ранее упомянутыми 400 пророками Астарты – Ашеры ( 3Цар.18:18–19 ), как полагали древние толкователи, а пророками Иеговы, вероятно, культа тельцов, остававшегося официальным и при Ахаве (несмотря на вторжение культа Ваала). Как самый культ тельцов имел сильную примесь языческого элемента, так и институт пророков в этом культе не соответствовал идее пророческого служения: уже огромная цифра явившихся теперь пророков (ст. 6) ставит их в полную параллель с пророками Ваала и Астарты ( 3Цар.18:19 ); для них пророчество, очевидно, стало своего рода ремеслом, выгодной профессией, они, вероятно, подобно пророкам Астарты (ibid) питались от царского стола: за это говорит их явное угодничество царю (ст. 6, 12–13), почему пророк Михей называет их (ст. 22–23) пророками Ахава, хотя при всем том они сами считали себя стоящими под действием Духа Божия (ст. 24). 3Цар.22:7 .  И сказал Иосафат: нет ли здесь еще пророка Господня, чтобы нам вопросить чрез него Господа? Уже то, что призванные Ахавом пророки были служителями богопротивного культа тельцов (вероятно, многие из них были прямо жрецами этого культа: в ( 3Цар.18:19,22,25,40 ), пророками, евр. небиим, называются жрецы культов Ваала и Астарты), не внушало Иосафату доверия к их ободряющим пророчествам; затем и странное их согласие или единогласие могло казаться подозрительным (по талмуду, Sanhedrin, 89, а: «вдохновение приходило ко многим пророкам, но никогда два пророка не говорили одним вдохновением, басигнон эхад»). Посему он просит Ахава вопросить истинного пророка Иеговы – вроде пророка Илии или др. пророков, подвергавшихся преследованию Иезавели ( 3Цар.18:4,13,19:10,14 ). 3Цар.22:8 .  И сказал царь Израильский Иосафату: есть еще один человек, чрез которого можно вопросить Господа, но я не люблю его, ибо он не пророчествует о мне доброго, а только худое, – это Михей, сын Иемвлая. И сказал Иосафат: не говори, царь, так.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Израильтяне перешли через море, а Египетский царь с войском потонул; этим событием было предвозвещено таинство крещения: поскольку и ныне люди, убегая от Египта, – от мучительства греховного нисходят в воду пакибытия, сами освобождаются от рабства духовного и спасаются, а диавол со своими слугами (духами злобы) задыхается от печали и терзается, почитая спасение людей собственным несчастьем. Сего было бы достаточно для доказательства предмета, раскрываемого нами. Однако же не оставим без внимания и следующего. Народ еврейский, много, как мы знаем, пострадавший и окончивший тягостное странствование в пустыне, получил обетованную землю не прежде, как перешедши Иордан под руководством вождя и правителя своей жизни, Иисуса Навина. Иисус же, положивши в потоке двенадцать камней, очевидно, сим предызобразил двенадцать учеников, служителей крещения (Иис. Нав. 4:9 ). А удивительное и всякий человеческий ум превышающее священнодействие старца Илии Фесвитянина чем иным было, как не предназнаменованием, самым делом, веры во Отца и Сына и Святого Духа и искупления? Исполнившийся духовной благодати Пророк, при свидетелях – царе Ахаве и всем народе, вступил в удивительную и необычайную борьбу с жрецами Ваала, не просто помолившись своему истинному Богу, Он низвел с неба огонь на сухие дрова, но, повелев слугам принести много воды и троекратно полив дрова из водоносов, молитвою возжег огонь из воды, дабы чрез необычайное соединение в сродство и содействие противоположных по природе стихий с большею необычайностью показать силу своего Бога (3 Царств. 18:16–40). Так, сим чудесным жертвоприношением своим Илия ясно предвозвестил нам об имеющем совершиться впоследствии тайнодействии крещения: ибо троекратно возлитою водою возжигается огонь для того, чтобы показать, что где – таинственная вода, там – и Дух животворящий, горящий, огневидный, нечестивых сожигающий, а верных освещающий. Также и ученик его Елисей, страдавшего проказою Неемана сириянина очищает от болезни омовением во Иордане (4 Царств.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

При Иоасе израильском скончался великий пророк Божий Елисей. Здесь содержатся два рассказа: о кончине пророка и предсказании его пред смертью победы Иоасу над сирийцами (стихи 14–19) и о посмертном чуде пророка Елисея – воскрешении мертвого от прикосновения к мощам пророка (стихи 20–21). Обращение Иоаса к Елисею (ст. 14) тождественно по букве и смыслу с обращением самого пророка Елисея к пророку Илии при его вознесении ( 4Цар.2:12 ). На вопрос: «почему пророк возвестил будущую победу посредством лука и стрелы?» (ст. 15), блаж. Феодорит (вопр. 42; отвечает: «Не столько верили словам, сколько предречениям посредством дел»); в данном случае символическое действие непосредственно выражало означаемую им действительность войны и победы. Положение рук Елисея на руки царя (ст. 16) могло указывать на молитвенную помощь пророка, следовательно, и Иеговы царю израильскому в предстоящей борьбе с сирийцами; направление выстрела к востоку (ст. 17) относилось к сирийцам, занявшим восточно-иорданские города и области Израильского царства ( 4Цар.10:33 ). О положении Афека см. комментарии к ( 3Цар.20:26 ); упоминание об Афеке здесь было тем уместнее, что оно приводило на память победу Ахава над сирийцами при Афеке ( 3Цар.20:26–29 ). Дальнейшее символическое же действие, повелеваемое царю пророком, тут же изъясняется (ст. 18–19); вместо «разгневался» (евр. икцос , ст. 19), LXX: λυπθη, слав. «оскорбе» . 4Цар.13:20 .  И умер Елисей, и похоронили его. И полчища Моавитян пришли в землю в следующем году. 4Цар.13:21 .  И было, что, когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои. Пророк Елисей умер в глубокой старости, ок. 100 лет: он выступил на пророческое служение при Ахаве ( 3Цар.19:19 ) – около 900 года до Р. X., а скончался при Иоасе, в тридцатых годах IX в. (ок. 835 г. ). По блаж. Иерониму (Epit Pauiae), могилу пророка указывали близ Самарии (ср. 4Цар.5:9,6:32 ). Посмертное чудо пророка, по блаж. Феодориту, имело такой смысл: «Пророк и по смерти воскресил поднесенного к нему мертвеца, чтобы и сие чудо свидетельствовало о приятой им сугубой против учителя благодати». Кроме того, временной целью чуда могло быть воодушевление Израиля на борьбу с врагами, а вечной и существенной – засвидетельствование истины всеобщего будущего воскресения мертвых (в частности, здесь можно усматривать оправдание церковного почитания мощей святых).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

На пастырских курсах народ был мне менее знаком, поэтому могу вспомнить только некоторых: например, о. Андрей, который служит сейчас в селе Михайловском под Домодедовым — замечательный, исключительный человек; были там псаломщики действующих храмов, которые прекрасно знали службу, но, естественно, не имели богословской подготовки. В первый год Патриарший местоблюститель пригласил студентов к себе в качестве иподьяконов. Когда начальство стало говорить, что им необходимо чаще бывать на лекциях (а Патриарх Алексий служил очень часто и они, естественно, пропускали занятия), то он возразил, что будущим священникам гораздо полезнее быть участниками богослужения, нежели просиживать скучные лекции. 1945–й год, год Победы и совершенно новых явлений, когда в Москве открывались новые храмы и ремонтировались уже действующие, стал для меня годом начала богословского образования. К этому времени я уже был иподьяконом Патриарха. Нужно сказать, что поступить мне было очень непросто: руководство отнеслось ко мне с очевидным недоверием. Ректором был слепой протоиерей Тихон Дмитриевич Попов. Я не знал, что он был слеп, и меня поразила его манера говорить, не глядя на собеседника — мне показалось, что это какой–то особый психологический прием. Он убеждал меня, что мне гораздо полезнее остаться инженером, потому что так я буду ездить в мягком вагоне (инженеры–путейцы всегда считались элитой инженерного общества), а тут я буду обречен на неопределенное, материально необеспеченное существование, но, тем не менее, я настоял на том, что поступать все–таки собираюсь. почему–то меня очень хотели принять на подготовительные пастырские курсы. Но зачем мне это было нужно, когда все, чему там учили, я с детства знал? Я так и сказал. «Ах, так? — ответили мне, — Ну, давайте по–другому! Говорите, отец служил в ильинской церкви — рассказывайте о пророке Илии». Я начал: «Пророк Илия явился при нечестивом царе Ахаве, супругой которого была Иезавель…» — «Не Елизавета, а Иезавель!» — «Я и говорю: Иезавель». — «Ах, вы еще пререкаетесь?!» — На том и кончилось. Потом патриарх спросил меня, как дела. Я сказал, что провалился. Он благословил сдавать еще раз. И написал через весь лист: «экзамен принять». С этим я и пришел второй раз. «Ах, вы свои связи используете!» — возмутились экзаменаторы. Видимо, я раздражал их своим заносчивым видом: держался я всегда независимо. К тому же, я был студентом, они и боялись: чтó студенту здесь надо — может, засланный? Но все же меня приняли. МИИТ я, тем не менее, не бросил и первый год совмещал учебу в двух учебных заведениях.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=745...

3Цар.18:45 .  Между тем небо сделалось мрачно от туч и от ветра, и пошел большой дождь. Ахав же сел в колесницу, [заплакал] и поехал в Изреель. 3Цар.18:46 .  И была на Илии рука Господня. Он опоясал чресла свои и бежал пред Ахавом до самого Изрееля. По прекращении бедствия засухи по слову пророка ( 3Цар.17:1 ), Ахаву, присутствовавшему при избиении жрецов, пророк советует «есть и пить», т. е. успокоиться и подкрепиться (ср. Исх.24:11 ; Лк.12:19 ), так как народ возвращен к Богу и должна начаться нормальная жизнь, с чем вместе прекратится и народное бедствие. В предчувствии дождя пророк погружается в молитвенное состояние: наверху Кармила он «наклонился к земле, и положил лице свое между коленами» (ст. 42) – обычное на Востоке (напр., в Индии, Персии) положение человека, погруженного в молитву и созерцание. После непродолжительного ожидания малое облачко c моря (нередко, по описаниям морских путешествий, предвещающее начало обильного дождя) возвестило пророку наступление обильного дождя, что и последовало. Ахав, потрясенный и умиленный всем происшедшим (у LXX и в славянском тексте в ст. 45 имеется добавочное слово об Ахаве: κα κχαιε; слав.: «и плакася»), спешно поехал в резиденцию свою в Изрееле (евр. Изреел, LXX: Ιεζραλ, ´Ιεζραλ; ср. ( 3Цар.21:1 ; 4Цар.9:25 ); – позже: равнина Ездрилон, ( Иудиф. 1:8 ), теперь Зерын, Onomast. 545), см. замеч. к ( 3Цар.4:12 ); пророк же, желая утвердить в душе Ахава это спасительное настроение, пробегает, укрепляемый силой Божьею (ст. 46) ср. ( 4Цар.3:15 ), все немалое пространство от Кармила до Изрееля (ок. 240 стадий или 46 верст) пред колесницею Ахава. Из следующей (19) главы видно, как неглубоко было преобразующее влияние кармильского события на душу Ахава. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 2: Исторические книги. - 1054 с./Третья книга Царств. 237-398 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В сей паримии повествуется о предречении Илиею бездождья, о пребывании его при потоке Хораф и у Сарептской вдовицы и о воскрешении пророком сына ее. 3Цар. 17:1 . Бысть слово Господне ко Илии пророку, и рече ко Ахааву: жив Господь Бог сил, Бог Исраилев, Емуже предстою днесь пред Ним, аще будет в лета сия роса или дождь, аще не словесы уст моих. По смерти Соломона царство Еврейское разделилось на два – Иудейское, в котором до плена Вавилонского был непрерывный ряд царей из дома Давидова, и Израильское, или царство десяти колен, в котором царствовавшие династии сменялись одна другою, пока наконец оно не покорено было Ассириянами в 722 году до Рожд. Христова, просуществовав всего 260 лет. В этом царстве со времени первого царя его Иеровоама, господствующею религией было поклонение двум золотым тельцам, или под образом их – Иегове. При Ахаве, царе из третьей династии, со времени женитьбы его на Сидонской царевне Иезавели, в угоду ей, введено почитание Сидонского божества – Ваала (солнца) и Астарты (луны) и воздвигнуто было гонение на пророков истинного Бога, обличавших нечестие и идолопоклонство, существовавшее наряду с поклонением тельцам. Между сими пророками особенным мужеством в обличении и ревностию о славе истинного Бога прославился пророк Илия, родом Фесвитянин (Фесва – город колена Неффалимова, родина Товита. Тов. 1:2 ). Его ревность по Боге была как огонь, его слова – пламенник ( Сир. 48:1 ). Его обличения подкреплялись угрозами. Устами Моисея Господь грозил Евреям между прочим неурожаем и голодом в наказание за непокорность Ему, за разорение завета с Ним ( Лев. 26:14–16 ). С этою угрозою Илия предстал пред Ахаавом. До сих пор Господь карал только нечестивых Израильских царей истреблением их династий, но щадил народ. Теперь, с усилением нечестия в царстве, надлежало распространить наказание на всю страну, объятую идолослужением. Жив Господь Бог сил, Бог Исраилев, Ему же предстаю днесь пред Ним, аще будет в лета сия роса или дождь аще не словеса: уст моих. Так грозил Илия.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Вопросы для повторения 1. Как складывались отношения разделенных царств? 2. Чем было отмечено правление Омри? 3. Что усилило позиции язычества при Ахаве? 4. Какова была цель Иезавели? 5. Каковы были социальные последствия финикийского влияния? 6. Из какого сказания Библии видно, что Илия выступил против самовластия монархов? 7. Кто, кроме Илии, выступал против язычества в Израиле? 8. О чем говорят чудеса Илии в Сарепте? 9. Как происходило «состязание» на Кармиле? 10. Как ответила Иезавель на казнь пророков Ваала? 11. Какой смысл имеет Богоявление Илии на Синае (Хориве)? 12. Почему Илия должен был помазать на служение другого пророка? 13. Какой пророк говорил об Илии как о предтече Мессии? 14. Кто выполнил дело Илии на пороге Нового Завета? §33 Пророк Елисей. Конец воинствующего профетизма (4 Цар 1-15) 1. Елисей — ученик пр. Илии. На Синае пр. Илия получил повеление помазать пророка вместо себя и благословить на царство в Дамаске (Азаила), а в Израиле — (Ииуя). По неизвестным причинам Илия исполнил только первое повеление, а два других — Елисей. Но бл. Феодорит поясняет, что, поскольку пророк помазал в преемники себе Елисея, «то им помазал и прочих; потому что Елисей, приняв через него пророческую благодать, и на них перенес дарование» (Вопр. 60). Имя Елисея (евр. означает «Мой Бог — спасение». Он был простым крестьянином из Галилеи. Илия призвал его, когда Елисей был занят пахотой на своем поле. Вместо помазания Илия прибегнул к символическому жесту — накинул на Елисея свою пастушескую милоть. Это означало, что отныне крестьянский сын становится продолжателем дела Илии. Вначале ученик просто служит наставнику; и лишь после того, как Елисей удостоился узреть таинственное взятие Илии на огненной колеснице, он начинает дейтвовать со властью и силой Фесвитянина. Служение пр. Елисея падает на вторую половину IX века. В отличие от Илии, он пользуется уважением и признанием во всем Израиле и за его пределами. Библия рисует его человеком суровым и резким, но не лишенным сострадания.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010