В Израиле еще в ветхозаветную эпоху были широко распространены пророческо-мессианские толкования этого псалма. По всей видимости, изначально Пс. 109 создавался как песнь, которой предстояло быть исполненной на церемонии восхождения на престол нового царя. Датировать псалом можно временем после взятия Давидом Иерусалима, и в этом случае псалмопевец имел целью прославить им великую победу Божиего избранника и объяснить, почему Давид является наследником царского священства Мелхиседека. Центральное место в псалме занимают две темы. Первая (ст. 1) тема близкой, но, тем не менее, подчиненной связи между земным царем и Царем Небесным. Христос, «будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу» ( Флп. 2,6 ). Однако после Его воскресения Бог вознес Христа и водворил по правую руку от Себя. Вторая тема особенного священства царя. Священство свое он, в отличие от потомков Аарона, наследует от царя Мелхиседека ( Быт. 14,18–32 ), таинственное происхождение которого в чем-то уподобляет его Иисусу Христу, великому Первосвященнику ( Евр. 5,6; 7,17; 8,1; 10,12–14 ). Автором псалма, как это следует из заглавия, является Давид. 109 Господь. Соответствующее древнееврейское слово представляет собой имя Бога и может относиться только к Нему одному. Господу моему. Соответствующее слово древнееврейского оригинала не является именем Бога и означает «господин». Однако новозаветные авторы единодушно истолковывают данное место в том смысле, что своим «Господом» царь Давид называет собственного потомка, обетованного Мессию. Этот Мессия должен был достичь большего величия, нежели то, которого достиг сам Давид; истинная мера этого величия открылась лишь с пришествием Иисуса Христа ( Мк. 12,35–37 ). седи одесную Меня. Место по правую руку от царя предназначалось для наиболее приближенного к нему человека. Бог, Царь Небесный, уготовил это почетное место воскресшему Иисусу Христу. врагов Твоих. Т.е. всех противящихся. положу... в подножие ног Твоих. Образное выражение. В древности на Ближнем Востоке вожди-победители обыкновенно подчеркивали униженно-подчиненное положение побежденных, попирая ногами их головы или шеи ( Нав. 10,24–26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Приведем некоторые образцы пророческо-мессианских толкований Святых Отцов на Книгу Бытия пророка Моисея. Создание человека из девственной земли (Быт.2:7) – прообраз рождения Христа от Девы Апостол Андрей Первозванный: «Как первый человек, введший через древо преступления смерть, был создан из чистой земли, так надлежало, чтобы от чистой Девы родился Христос, совершенный человек, Который есть вместе и Сын Божий, создавший первого человека» с. 813] (30 ноября). Священномученик Ириней Лионский : «Как сам первозданный Адам получил состав свой из земли невозделанной и еще девственной и был создан рукою Божьею, т.е. Словом Божиим; так и Сам Он Слово, восстановляя в Себе Адама, справедливо получил рождение для восстановления Адама от Марии, которая была еще Девою» [цит. по: 156, с. 1]. Святитель Амвросий Медиоланский : «Адам произошел из девственной земли, Христос – от Девы; оба произошли не от семени мужеского. Тот произошел от девы (земли) неповрежденной, Сей – от неприкосновенной» [цит. по: 156, с. 1]. Святитель Василий Великий : «Первый Адам получил бытие не от сочетания мужа и жены, но образован из земли; и последний Адам, обновляющий поврежденное первым, приял тело, образовавшееся в девической утробе, чтобы чрез плоть быть в подобии плоти греха ( Рим.8:3 )» [цит. по: 156, с. 2]. 234 Перве земл созданъ бысть адамъ, пречтыма ркама вседержител: теб же бце дво родис без смене новый адамъ, зиждитель человчества. (глас 5, четверток, канон повечерия, песнь 1, славник) Рай (Быт.2:8) – прообраз Церкви 235 Рай познас црковь, коже прежде древо имща живоносное, кртъ твой гди, из негже причастихомс. ч. 1] (неделя Крестопоклонная, канон, песнь 5, тропарь 4) Священномученик Киприан Карфагенский : « Церковь , которая выражает образ Рая, заключает внутри своих стен смоковницы… Она орошает эти деревья четырьмя реками, то есть четырьмя Евангелиями, через которые спасительным и небесным наводнением доставляет благодать крещения. Но разве может орошаться церковными реками тот, кто не пребывает внутри Церкви? Разве может испить от целительных и спасительных райских вод нечестивый, и самим собой проклятый, и страждущий вдали от райских источников, и изнемогающий от вечной жажды?» [«Послания», цит. по: 9, с. 75].

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Это не упущение с их стороны, а проявление мудрости, до которой и нам следует подняться. Осознание космического статуса Богочеловека упраздняет любопытство в отношении бытовых подробностей Его плотского существования. Но выпрямляли стези грядущего Спасителя не только эти прославленные в веках лица. В этой работе участвовало множество анонимных тружеников, тоже вдохновляемых Святым Духом и ангелами. В Евангелии содержится бесспорное свидетельство того, что пророческо-ангельская подготовка имела гораздо более масштабный характер, чем принято думать. Как сообщает евангелист Матфей ( Мф.2:1-12 ), первыми людьми, которые пришли поклониться только что родившемуся Иисусу, были не иудеи, а «волхвы с востока». Это очень важная информация, требующая пересмотреть распространенный взгляд на Богоявление. Согласно этому взгляду, Сын Божий сошел на землю для того, чтобы спасти лишь избранный народ, как спасал его, скажем, пророк Илия, а до остальных Ему не было дела. И только когда евреи не приняли Его и предали смерти, апостолам пришлось понести Его учение в другие страны. Это обосновывается фразой, которую Иисус обратил к просившей исцелить ее дочь хананеянке: «нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам» ( Мф.15:26 ). Но достаточно вчитаться в текст внимательнее, чтобы стало ясно: этими словами, произнесенными так, чтобы все их слышали, Иисус спровоцировал женщину на то, чтобы она продемонстрировала перед иудеями свою горячую веру, о которой Сам Он, конечно, знал, и тем самым как бы упрекнуть их: смотрите, даже чужие признают Меня Богом, а вы все еще сомневаетесь! Да и вообще, разве не нелепо предположить, что Он стал Спасителем для всех народов просто по случайности: думал спасти только евреев, но дело обернулось непредвиденным образом, и программа спасения сама собой распространилась на иноплеменников. Разумеется, Иисус с самого начала знал, что «свои» Его отвергнут и распнут, но именно в принятии крестной смерти и состоял главный секрет спасения. Икона Воскресения выражает это наглядным образом: воскресший Иисус вызволяет из ада Адама и Еву, которые не были евреями, ибо еврейский народ начался с Авраама. О всемирности миссии Иисуса знал не только Он Сам, но и Его креститель и предтеча Иоанн, в чем не оставляет сомнения следующее евангельское место: «Иоанн приходившему креститься от него народу говорил: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму». И далее самое важное: «Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» ( Лк.3:7-9 ).

http://azbyka.ru/ponimaem-li-my-evangeli...

§30. Григорий Сковорода (1722–1794 гг.) – странствующий христианский философе и писатель, личность колоритная и единственная в своем роде. Обратим внимание на то, что это первый писатель-мирянин в нашем обзоре русской церковной письменности. Сочинения Григория Сковороды можно разделить на богословско-философские, экзегетические и нравоучительные, часть из них написана в форме трактатов, а часть – в форме басен и стихов. Наиболее важные сочинения: «Наркис или Познай себя», «Разглагол о древнем мире». «Израильский змий», «Жена Лотова», «Дружеский разговор о душевном мире», «Алфавит мира», «Харьковские басни», сборники стихов «Сад Божественных песней, прозябший из зерн Священного Писания». Богословско-философская система Григория Сковороды складывалась на основе синтеза древне-эллинской философии и писании святых отцов. Вообще, он напоминает собой александрийского философа первых веков Христианства и не удивительно, что у него встречаются частные богословские мнения. В экзегетике Григорий Сковорода соответственно держался аллегорического метода толкования. Как моралист – Григорий Сковорода безупречен, тем более, что свои писания он подкреплял примером нестяжательной страннической жизни. §31. Преподобный Серафим Саровский (1759–1833 гг.) не являлся церковным писателем в собственном смысле слова, но после него осталось духовно-литературное наследие. Это аскетические наставления мирянам и инокам, советы и пророческие предупреждения, высказанные в беседах с духовными детьми и паломниками. Часть литературного наследия преп. Серафима – это его келейные записки, сохраненные учениками. Другая часть – записи духовных детей преп. Серафима, дополненные впоследствии сведениями из многочисленных воспоминаний о преподобном. Учение преп. Серафима слагается из двух частей – аскетической и пророческо-эсхатологической. Аскетическое учение преп. Серафима об умном делании, молитве Иисусовой и посте всецело основало на святоотеческой традиции, которую он воспринял от духовных наставников и из книг. Центральное место, как в аскетическом наследии преп. Серафима, так и вообще в его духовном наследии, занимает «Беседа о цели христианской жизни», записанная Н.А. Мотовиловым. Суть беседы сводится к напоминанию о том, что высшая цель христианской жизни – стяжание Духа Святого. О вселенском значении содержания этой беседы свидетельствовал сам преп. Серафим, сказавший Мотовилову, что эта беседа предназначена для всего мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

Книга «Пастырь» в древней Церкви читалась наряду с апостольскими писаниями. Святитель Афанасий Великий так отзывался о ней: «есть и другие книги, хотя неканонические, но которые отцы заповедали читать приступающим к вере и желающим получить наставления в благочестии; таковы Премудрость Соломона, Иисуса сына Сирахова и Пастырь». Такого же мнения были об этой книге еп. Евсевий и блаж. Иероним. По назначению своему, книга «Пастырь» есть окружное послание, написанное на греческом языке. По содержанию, она является историческо-нравственным произведением и носит апокалиптический характер. По форме изложения книга «Пастырь» является пророческо-аллегорической: изобилует символами и подобиями. Аллегоризм и символизм мышления автора, возможно, свидетельствует о том, что Ерм родился и вырос на востоке и, по крайней мере, не был римлянином по рождению. Примером римского практического мышления является послание свят. Климента, разбиравшееся выше. § 2. Содержание 1.      Книгу «Пастырь» можно разделить на три части. Она состоит из: четырех видений, двенадцати заповедей и десяти подобий (притч). В I части описаны четыре видения. Первое видение касается, преимущественно, самого Ермы; во втором преподаны наставления к покаянию, касающиеся семьи Ерма ; в третьем показано строение столпа Церкви, а в четвертом изображается зверь, готовый поглотить город ( Церковь ) и ангел, останавливающий зверя. Во II части изложены заповеди, переданные ангелом Ерму : о страхе Божием и милосердии, о соблюдении правды в словах, о покаянии и другие. В III части предлагаются подобия (притчи), где образно, под видом аллегорий, изображены нравственные истины. Например, в Подобии втором говорится о том, что «как виноградная лоза поддерживается вязом, так богатому помогает молитва бедного». 2.      Как пример аллегорических образов книги, приведем описание построения столпа-башни. Башня строилась на скале из блестящих квадратных камней. Строившим юношам помогали тысячи мужей, которые доставляли камни из воды и из земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

Доколе народ Иудейский признавал своим Богом только Бога истинного, дотоле и обетование, данное Давиду, о вечной власти его царства, подкрепляемое существованием храма Божия во Иерусалиме, могло быть усвояемо царству Иудину, управляемому преемниками Давида. Поэтому до времен Иорама жившие и действовавшие пророки, слава и дела которых изложены в пророческо-исторических книгах Св. писания, в своем пророческом созерцании не выступали далеко за пределы современного им положения вещей. Они пред лицем царей, князей народа, раскрывали словом и утверждали делом изложенное в законе Божественное право и чрез то самое старались о сохранении и еще большем развитии царства Божия в настоящем для них положении царства земного во Израиле. Совсем другое дело со времен Иорама. Царь, а за ним и народ отвергают истинного Бога; Ваал-идол делается их Богом. Теократия падает, а с падением теократии неминуемо должно падать и самое царство; потому что существование его обусловливалось вполне теократией. Обетование, следовательно, данное Давиду, становится в такое положение, что при наступивших условиях жизни общества оно не имеет для себя почвы в царстве Иудином. И вот со времен Иорама Господь воздвигает пророков, которых пророчественный взор не ограничивается настоящим, а проникает в самую отдаленную будущность. С этого времени на поприще общественной деятельности выступают пророки, которые, взирая на современное им состояние Израиля при свете Божественного плана домостроительства спасения всего человечества, возвещают, что отселе царство Божие имеет раскрываться чрез Божии суды над отверженным Израилем и чрез борьбу с языческими силами. Следствием этих судов и этой борьбы будет спасение верных чад Божиих, откровение славы Божией, или основание Миссиею обетованного Давиду вечного царства правды и мира. Чтобы утвердить истинность и непреложность своих предречений и в то же время дать благочестивым людям, среди имевших наступить судов Божиих над Израилем, твердую, руководительную точку опоры в их уповании на Бога, пророки заключают свои устные речи в письмена. Ряд этих пророков открывает собою Авдий (Евр. Овадиа – служитель, чтитель Иеговы), проходивший свое общественное служение именно во времена столь печального для народа Божия царствования Иорама, пророк, по своему происхождению и обстоятельствам жизни, почти неизвестный и потому в писаниях раввинов и в писаниях св. отцов Церкви, признаваемый за одно лицо то с богобоязненным начальником дворца ахавова, скрывшим 100 пророков от Иезавели ( 3Цар.18:3 ), то с последним из тех трех пятидесятников, которых Охозия, царь израильский, посылал к пророку Илии ( 4Цар.1:13 ), или же выдаваемый за прозелита из эдомлян.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smirnov/...

Ис.60:2 . Ибо вот, тьма по­кроет землю, и мрак – народы; а над тобою воссияет Го­с­по­дь, и слава Его явит­ся над тобою. «Ибо вот, тьма покроет землю и мрак – народы; а над тобой воссияет Господь, и слава Его явится над тобой.» Это – один из самых излюбленных пророческих образов – сравнение всего ветхозаветного человечества с людьми, покрытыми мраком, блуждающими во тьме, «седящими во тьме... и сени смертней» ( Ис.9:2 ). И вот, как первое творческое слово: «да будет Свет» ( Быт.1:3 ) некогда прорезало тьму первозданного Хаоса, так и пришествие в мир Обетованного Мессии было актом преображения мира, как бы, своего рода, его новотворения (ср. 2Кор.4:6 ). Правда, «свет» этот первоначально будет возжен только в определенном пункте, именно – в Сионе и Иерусалиме; но отсюда, как из центра, лучи его будут постепенно проникать по всему миру и всех привлекут к себе, о чем пророк и говорит непосредственно дальше. Ис.60:3 . И при­дут народы к свету твоему, и цари – к восходящему над тобою сиянию. Ис.60:4 . Возведи очи твои и по­смотри вокруг: все они собирают­ся, идут к тебе; сыновья твои издалека идут и дочерей тво­их на руках несут. «И придут народы к свету твоему, и цари... сыновья твои из далека идут». Свойство животворящего света таково, что он притягивает к себе все живущее. Неудивительно, что и лучшие представители как язычества ( «народы... и цари»), так и народа израильского ( «сыновья твои... и дочери»), поспешат пойти на тот Свет, который явится в Сионе. Эту мысль, почти в тех же Самых выражениях, мы встречали у пророка Исаии и раньше (см. коммент. на Ис.49:13, 17–18, 22–23 ). Ис.60:5–9 . С 5–9 ст. идет второй отдел пророческо-поэтической речи. Здесь Сион выставляется, как сборный пункт, в который стекаются, вместе с народами, и богатства всего мира. По основному ветхозаветному воззрению, «праведность» получает свою награду еще здесь, на земле, в форме «долголетия» и «материального благополучия и довольства». Вот почему и пророчески – картина нового, праведного Сиона не могла обойтись и без этих реалистических черт.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ссылка таких людей на неопосредованность Бога в религиозном переживании является протестом против косности позднейших времен и такой подход воспринимается в качестве солидарного с позицией первого поколения христиан, когда, согласно преданиям, Абсолют не был сокрытым» . Такой поиск характеризуется большой открытостью по отношению к разнообразным религиозным течениям. В первую очередь, речь идет о традициях, берущих начало в лоне мировых религий и концентрирующих свое внимание на мистике и внутренней жизни, таких, например, как дзен-буддизм, суфизм, а также о христианской мистике в духе Хильдегарды Бингенской и Иоанна Креста. Пророческо-апокалипсические или политико-социальные формы благочестия имеют в пределах этого поиска относительно небольшую конъюнктуру. Следует отметить, что сложившаяся к настоящему времени ситуация не является какой-то давней в хронологическом отношении. Так, в 70-е годы авангард религиозной практики Запада самоопределялся преимущественно по социальным и политическим критериям, то есть религия в сознании людей должна была быть общественно релевантной. Только в 90-е годы религиозные потребности людей сфокусировались на персональном переживании, где важную роль играют индивидуально эстетические и терапевтические интересы. «Хорошо и правильно то, что приносит мне пользу» – таков обобщенный девиз новой перспективы в восприятии религии. В практической религиозности гораздо более важным, чем социальная соотнесенность, видится воздействие на психическое состояние индивидуума. Ориентированная таким образом «внутренняя» духовность воспринимает религиозные институции с их ритуалами, символами и текстами лишь в той мере, насколько они способны вызывать определенные действия в религиозном субъекте. Речь, к примеру, может идти о чувствах, настроениях, восторгах, озабоченности, умилении, трансе и т.д. Наряду с описанной тенденцией индивидуального переживания, религиозность постмодерна демонстрирует перманентно возрастающую тенденцию к функционализации и прагматизации религии.

http://bogoslov.ru/article/3455308

А. Первый период истории Ветхозаветной Церкви —29— (патриархальный). После краткого очерка истории Ветхозаветной Церкви от начала её до призвания Авраама, подробно был рассмотрен патриархальный период от отца верующих до конца времени патриархов. Особенное внимание посвящено было обзору внутреннего состояния Ветхозаветной Церкви в период патриархальный. Б. Период Синайского законодательства. Рассмотрены были следующие отделы: а) образование избранного народа и приготовление его к вступлению в Завет с Богом; б) устройство Церкви и гражданского общества по Синайскому законодательству; в) события во время странствования Израильтян от Синая к Ханаану; г) состояние Израильского народа во времена Иисуса Навина и Судей. В. Период пророческо-царский. Сообщены предварительные сведения об общем характере церковно-исторической жизни во времена пророков и царей, о начале этого периода, о пророчестве и пророческом служении, в частности о высоком значении деятельности Самуила, как шофета и как пророка и об установлении царской власти. Эпоха трех первых царей неразделенного царства. Заслуженный ординарный профессор Василий Ключевский по кафедре русской гражданской истории студентам II курса прочитал курс русской истории до конца царствования Императрицы Екатерины II с кратким обзором дальнейшего времени до половины XIX века. Заслуженный ординарный профессор Петр Цветков по латинскому языку и его словесности студентам I курса объяснял «De oratore» Цицерона и «Fasti» Овидия, студентам II курса объяснял «Георгики» Виргилия; студентам III курса объяснял сатиры Горация; кроме того студентам III курса изложил в кратких очерках историю римской литературы. Заслуженный ординарный профессор Николай Каптерев по древней гражданской истории прочитал сту- —30— дентам I курса: 1) историю науки, 2) историю Востока и 3) историю Греции. – История Рима не была прочитана. Ординарный профессор Митрофан Муретов по Священному Писанию Нового Завета прочитал студентам III курса: 1) историю экзегеса и критики Нового Завета, 2) полный курс частного введения в священные книги Нового Завета и 3) образцы подробного и всестороннего (филологического, историко-археологического и богословского) истолкования избранных мест Нового Завета.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

И паки глаголет: любяй неправду ненавидит свою душу; одождит на грещники сети, огнь, жупел, и дух бурен, часть чаши их: яко праведен Господь и правду возлюби, правая 715 виде лице его 716 . О казни Божии новым отступником и защитником нечестия и догматов Никонианских, сонмища лукавнующих, на них же возвратишася клятвы их 717 Слыши, како казни Бог свышо новых отступников, кои сперва наложиша на нас беззаконную свою клятву. Питирим митрополит Новгородский остриг нас сперва, иже по Асафе и патриархом бысть на Москве. Аще он и не гонитель бе на веру, но потаковник 718 прочим лукавым врагом бысть, Павлу и Лариону: у живого 719 у него прогнило горло и вскоре умре 720 от тоя лютые болезни 721 . А в мире поп же бе. Иоасаф патриарх палим 722 бе внутренним огнем вельми, и беспрестани пия и ходя 723 , и не може утолити жажды тоя, и огня в себе загасити 724 , раздувся зело, и тако умре. Казанский митрополит Лаврентий по смерти воссмерде зело, – глаголют, яко и по всему граду носитися зловонию его смрадному, и носы затыкаху людие 725 . Рязанской архиепископ Иларион, отступник и льстец царев, и лютой враг святые церкви, и новинам всем любитель паче прочих властей: и у того окаянного прежде смерти ноги отсохли по афедрон, яко не право стоявша 726 в вере, и ношаху его на носилках 727 многое время, потом же и весь сух бысть, яко трава прежде восторжения 728 изсше. И сбыстся на нем пророческо слово реченное: да постыдятся и возвратятся вспять вси ненавидящии Сиона, да будут яко трава на здех, яже прежде восторжения изсше 729 . И Дамаскин Иоанн в степенных глаголет выну о ненавидящих Сиона: посрамятся от Господа, яко трава бо огневи будут изсохшая 730 . Паки: ненавидящии Сиона да будут убо преже восторжения яко трава: ссечет бо Христос выя их усечением мук, Возненавидели они, окаяннии, святые сионокие восточные церкви матере нашея правыя догматы, и поругали, и попрали, а возлюбили и поцеловали римскую блядь блудницу во афедрон и приемлют с честию, и слушают с любовию проклятых и льстивых ее 731 дидаскалов, и от тех нечистых духов напиваются мутного пития, яко свиния 732 кабацкия барды. Тойже отступник Иларион 733 волк, а не пастырь, святых отец клятву недейственну помышлял, и осмеял и проклятою нарек в новом своем соборном деянии 734 , иже в Стоглаве царя Иоанна 735 написаша богоизбранны 736 онии святители древнии о крестном знамении в сложении перстов: аще кто не крестится и не благословляет двема персты, якоже и Христос, таковый да будет проклят. И сия клятва праведная святых уранила его в сердце, от неяже изсше, яко проклятая от Христа оная смоковница, и умре зле на показание многим, да не подражают новоразвращенной вере их. А кои святии быта на том соборе. Филипп митрополит, Гурий и Варсонофий Казанские чудотворцы, тех Бог уже прославил давно в животе и по смерти, и исцеления подают всем, и миром благоухают; а новые толстобрюхие власти, яко псы 737 воняют, и с нуждею их погребают 738 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010