Alex. In Mich. Praef.); пророк был поставлен Богом, чтобы «врачевать тяжкие язвы Израиля» вместе с пророками Осией, Иоилем и Амосом ( Theodoret. In Mich. Praef.). Среди авторов церковных комментариев отсутствует интерес к этимологии имени М., только блж. Иероним не совсем корректно переводит его значение как «глубочайшее смирение». Он отмечает при этом, что наименование пророка как Морасфитин (  ) должно означать «наследник» (вероятно, возводя его к глаголу   - наследовать). Считая, что имена у евреев даются по названиям добродетелей, он полагал, что значение имени М. «рождается от надежды на наследие Господа» ( Hieron. In Mich. Praef.). Только свт. Кирилл Александрийский, отметив разное наименование пророка в древних переводах, писал, что, хотя, согласно Септуагинте, «Михей Морасфитин» нужно понимать как «сын Морасфитина» (το Μωρασθι), следует считать слово «Морасфитин» обозначением места, как это представлено в евр. тексте ( Суг. Alex. In Mich. 1. 1). Мученичество и погребение прор. Михея. Миниатюра из Императорского минология. 2-я четв. XI в. (Walters. 521. Fol. 36) Мученичество и погребение прор. Михея. Миниатюра из Императорского минология. 2-я четв. XI в. (Walters. 521. Fol. 36) Наиболее ранние фрагментарные сведения о личности М. приводятся в различных версиях псевдоэпиграфического соч. «О жизни и смерти пророков» (De prophetarum vita et obitu, кон. VII в. по Р. Х.; CAVT, N 213), ставшего основным источником агиографических преданий о М. В наиболее ранней рецензии Псевдо-Дорофея сказано, что М. происходил из г. Морасфи (Μορασθ; Морешеф-Геф), из колена Ефремова (De prophetarum vita et obitu//Vitae Prophetarum. 1907. P. 28). М. многое совершил при Ахаве и был умерщвлен его сыном Иорамом, сбросившим пророка со скалы за то, что тот порицал царя за безбожие его отца. М. был погребен в своей земле один, «рядом с кладбищем Енакима» (Ibidem), те же сведения есть и в анонимной рецензии (Ibid. P. 81). Возможно, имя Енаким может восходить к цитате из Мих 1. 10 по LXX: ν Ακιμ ( Schwemer A.

http://pravenc.ru/text/2563828.html

Преклони действенным твоим ходатайством на милость Цари Небеснаго, аще не ради нас, грешных и скверных, но ради избранных рабов Его, не преклонивших колена своя пред Ваалом мира сего, ради незлобивых и несмысленных младенцев, ради безсловесных скотов и птиц небесных, страждущих за наша беззакония и истаевающих от глада, зноя и жажды. Испроси нам твоими благоприятными молитвами от Господа дух покаяния и сердечнаго умиления, дух кротости и воздержания, дух любве и терпения, дух страха Божия и благочестия, да тако, возвратившеся от стезей нечестия на правый путь добродетели, ходим во свете заповедей Божиих и достигнем обетованных нам благих, благоволением Безначальнаго Бога Отца, человеколюбием Единороднаго Сына Его и благодатию Всесвятаго Духа, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. Святой пророк Илия Немного найдется таких святых, в чьей жизни так тесно переплелись бы судьбы Ветхого и Нового Заветов, как у пророка Илии. Родившийся за девять веков до пришествия в мир Христа Спасителя, пророк Илия видел славу Его Преображения на горе Фавор ( Мф.17:3 ; Мк.9:4 ; Лк.9:30 ). Святой пророк первым в Ветхом Завете совершил чудо воскрешения мертвого ( 3Цар.17:20–23 ), и сам был живым взят на Небо, прообразуя этим грядущее – Воскресение Христово и всеобщее разрушение владычества смерти. Его горячий призыв к покаянию и грозные обличения были обращены к современникам, его соотечественникам, погрязшим в нечестии и идолопоклонстве. Такие же обличения и призыв к покаянию услышат жители Земли перед Вторым пришествием Христовым, когда многие, уклонившись от истинной веры и благочестия, будут жить во тьме заблуждений и пороков. Как в Ветхом Завете, так и в Новозаветной Церкви святой пророк Илия почитается за свою несокрушимую твердость веры, безупречную строгость девственной жизни, огненную ревность о славе Божией. Его часто сравнивают с «величайшим из рожденных женами» Предтечей и Крестителем Господним Иоанном, о котором сказано, что он пришел «в духе и силе Илии» ( Лк.1:17 ). Святой пророк Илия родился в X веке до Рождества Христова в Фесвии Галаадской, происходил из колена Левиина. По преданию, его отец Совах при рождении сына видел, как светлые ангелы беседовали с младенцем, пеленали его огнем и питали пламенем огненным. С юных лет святой Илия удалился на пустынную гору Кармил, где возрастал и укреплялся духовно, проводя жизнь в строгом посте, молитве и богомыслии. После смерти царя Соломона (†931) государство разделилось на два царства – Иудейское со столицей в Иерусалиме и Израильское со столицей в Самарии. И если в Иудее в какой-то мере сохранялось прежнее благочестие, то Израильское царство очень быстро уклонилось от веры отцов к служению языческим богам. Особенно возросло нечестие при царе Ахаве, жена которого Иезавель, будучи язычницей, усиленно насаждала культ идола Ваала.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

НА ЛИТУРГИИ Блаженны от канона, песнь 3-я на 6. По входе тропарь, прежде храма Христова, и предпразднства, и храма святаго. Слава, кондак храма святаго. И ныне, предпразднства. Аще случится предпразднство Успения Богородицы в Неделю: И поем всю службу предпразднства с воскресною и пророческою службою, вечер и утро, и на Литургии, якоже указася на предпразднство Преображения Христова. Точию на утрени катавасия: Преукрашенная: По входе глаголем тропарь воскресный и предпразднства, и храма святаго или святыя. Таже кондак воскресный. Слава, святаго или святыя. И ныне, предпразднства. Святой пророк Михей Второй ветхозаветный был шестым из 12 малых пророков и происходил из колена Иудина. Имя Михей в переводе с еврейского означает «кто, как Бог?» – выражение превосходства Бога в высшей степени над миром тварным. В отличие от пророка Михея Первого, пророчествовавшего в дни святого пророка Илии и при царях Иоасафате иудейском и Ахаве израильском за 130 лет до него, пророк Михей возвещал волю Божию при царях иудейских Иоанафане, Ахазе и праведном Езекии (740–695 гг. до Рождества Христова), был современником пророков Осии, Амоса, Исаии и назывался Морасфитянином. Это наименование было получено им по месту его родины – города Морасфи, который упоминается в Библии как Морешеф-Геф ( Мих.1:14 ) и находился к югу от Иерусалима близ города Елевферополя. Хотя Михей был пророком иудейского царства, но многие его пророчества относятся к царству израильскому. Он смотрел на оба эти царства как на единое потомство патриарха Иакова и не был равнодушен к их судьбам. Пророчества, содержащиеся в книге Михея, были произносимы святым пророком в разное время, но, главным образом, при царе Езекии. Обличая единоплеменников в их пороках, в принятии нечестивых языческих обычаев, в идолопоклонстве и забвении ими истинного Бога, пророк Михей грозил им судом Божиим и будущими бедствиями. Язык его обличений и пророчеств отличается простотой, прямотой и образностью выражений, он выражает глубокую скорбь о «жестоковыйности» израильского народа и его бедствиях в будущем.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Впрочем, когда срубят дерево, то от пня его идут побеги; так и по истреблению народа останется святой остаток, от которого возникнет новое племя». Исаия пророчествовал при царях Ахаве, Езекии и Манассии около 60-ти лет. В оставленной им книге пророчеств он сильно и трогательно обличает иудеев за неверность их Богу; предсказывает плен иудеев, опустошение и восстановление Иерусалима и храма, возвращение иудеев из плена Киром. Вместе с этим он предсказывает и судьбу всех соседних иудеям народов. Наконец, что всего важнее, он с особенной ясностью и подробностью пророчествует о Мессии. В пророчествах Исаия представляет Мессию Богом и человеком, учителем всех народов, основателем царства мира и любви; предсказывает Его рождение от Девы, начало проповеди в Галилее, Его чудеса, страдания за грехи мира, Его воскресение и распространение Церкви по вселенной. По ясности предсказаний об Иисусе Христе, Исаия заслужил название пророка-евангелиста. Он умер мученической смертью; его распилили деревянной пилой. Жил он почти за 700 лет до Р. Х. Часть главы св. пророка хранится на Афоне в Хилендарском монастыре. Гроб его около Иерусалима. Мученик Христофор жил в III веке, во времена гонения от Декия усечен мечом в Ликии. Сначала его жгли на раскаленной огнем железной доске, целый день стреляли в него стрелами, но он оставался невредим. Своими чудесами он обратил ко Христу до 50 тысяч язычников. Мощи св. Христофора находятся во Франции, в аббатстве Сен-Дени. Прибегают к нему во время заразительных болезней. Перенесение мощей Святителя Николая из Мир в Барград (память 6 декабря). Святитель Николай жил в IV столетии и был архиепископом в Малой Азии, в Ликийском городе Мирах. Родился он в г. Патаре и еще в юных летах был отдан на служение Богу под руководством дяди своего, епископа патарского. Дядя возвел его в сан священника. При посвящении епископ в пророческом духе сказал, что он будет великим пастырем, приведет к истине многих заблуждших и даст утешение всем скорбящим. Вся жизнь святителя действительно была такой.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Девятнадцатый день Поучение 1-е. Св. пророк Авдий (О непостижимости для нас судеб Божиих) I. Hыhe празднуемый Церковью, св. пророк Авдий до призвания к своему служению занимал должность домоправителя при дворе царя израильского Ахава. И среди всеобщего развращения он сохранил себя в благочестии. Когда Иезавель, жена Ахава, начала гнать служителей Бога истинного, то Авдий скрыл в пещерах сто таковых мужей и кормил их там во все время бывшего тогда голода. Он был послан преемником Ахава, Охозиею, привести к себе Илию, и – не то, что его предшественники, попаленные огнем за гордость – смиренно просил Илию к царю, и с этого времени оставил царскую службу, последовал за св. пророком и сам получил дар пророчества. Скончался св. пророк в Самарии. Он оставил после себя книгу. II. Св. пророк Авдий, живший при нечестивом царе Ахаве, не развратился, не предался беззакониям, как делали большинство его современников, но сохранил правую веру в Бога, так что сподобился быть Его св. пророком. а)  Поистине, непостижимы судьбы Божии для ограниченного ума человеческого. В мире немало бывает событий, несогласных с нашими желаниями, удивительных и непостижимых для нас, – событий, совершающихся по особому Божию смотрению, по причинам и для целей, одному Богу ведомых. Пути Промысла Божия особенно заметны в рождении и жизни избранников Божиих, предназначенных для выполнения великих и святых Его предначертаний, как, например, в жизни, празднуемого ныне, св. пророка Авдия. б)  Всегда нужно нам признавать ограниченность ума нашего и недоступность для него Божиих судеб и распоряжений , мудро направляемых к истинному благу нашему, ко спасению душ наших. Мы, по своей ограниченности и привязанности к земле и ее благам, часто желаем не только бесполезного, но и вредного для души; часто не понимаем и не предвидим того страшного вреда, какой принесло бы исполнение наших желаний. Господь же всеведущий, всем людям желая спасения, «глубиною мудрости вся устрояет и полезное всем подает»; судьбы каждого направляет ко спасению души его.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Мы так ответим ему: Бог говорит это об иудеях, отливших себе в пустыне золотого тельца и говоривших: “Вот бог твой, Израиль”(Исх. 32, 4.). Они поставили себе моавитского идола и назвали его Молох, потом прилепились к Ваал-Фегору (Чис. 25, 3.), при Ахаве — к Ваалу (3 Цар. 16, 29–33.), то есть Крону, при Манассии — к Астарте (4 Цар. 21, 7.), при Иеровоаме же — к золотым тельцам (3 Цар. 12, 28–33.), при Навуходоносоре же поклонялись образу его, говоря: “Слава тебе, о Навуходоносор!”(Ср.: Дан. 3, 1–7.). Пророк сказал о них: “Приносили сыновей своих и дочерей своих в жертву бесам”(Пс. 105, 37.). Писание говорит о тех, которые оставили Бога и сделали себе идолов во имя гнусных людей и бессловесных животных и называли этих идолов богами. Мы же не создаем себе идолов, не говорим о святых иконах: “Вот, это наши боги”, — не делаем серебряных или золотых богов. Если мы из золота или серебра, или из какого-либо другого материала делаем Святой и Животворящий Крест или божественные иконы, называем их святыми и честными, поклоняемся и служим им — мы не называем их богами, но делаем их в честь и славу Божию и Его святых. Как Иаков не жезлу Иосифа поклонился, но почтил Иосифа, державшего жезл (См. Быт. 47, 31; ср.: Евр. 11, 21. Разночтение между еврейским масоретским текстом Библии (и Синодальным русским переводом) и Септуагинтой (и славянскими редакциями Библии). В “Толковой Библии” А. П. Лопухина смысл прочтения Септуагинты раскрывается так: “Иаков… обозревает всю свою странническую жизнь, бросает взор на свой страннический посох (ср. Быт. 32, 10) и, благодаря Бога и Иосифа, поклоняется на верх этого жезла, осуществляя по отношению к Иосифу открытое ему некогда во сне поклонение (Быт. 37)”.); как иудеи, почитая две скрижали из камня и двух херувимов из золота и другие предметы в храме, не естество камня или золота или дерева почитали, но Бога, заповедавшего все это, — так и мы поклоняемся честному Кресту, божественным иконам и другим божественным и освященным вещам, сделанным в честь и славу Божию, — не золоту, не краскам, не дереву или другим веществам, но Христу и Его святым.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

3909 На вопрос: «Почему пророк Елисей возвестил будущую победу посредством лука и стрелы?» ( 4Цар.13:15 ) блаж. Феодорит (вопр. 42) отвечает: «Не столько верили словам, сколько предречениям посредством дел. В данном случае символическое действие непосредственно выражало означаемую им действительность войны и победы. Положение рук Елисея на руки царя ( 4Цар.13:16 ) могло указывать на молитвенную помощь пророка, следовательно, и Иеговы царю Израильскому в предстоящей борьбе с сирийцами. Направление выстрела к востоку относилось к сирийцам, занявшим восточно-иорданские города и области Израильского царства ( 4Цар.10:33 ). 3910 Св. пророк Елисеей умер в глубокой старости, около 100 лет. Он выступил на пророческое служение при Ахаве ( 3Цар.19:19 ) – около 900 года до Р. Х., а скончался при Иоасе, в тридцатых годах IX века. По блаженному Иерониму, могилу пророка указывали близ Самарии (ср. 4Цар.5:9, 6:32 ). Св. мощи пророка Елисея, во времена блаж. Иеронима, вместе с мощами св. пророков Авдия и Иоанна Крестителя в Севастии или Самарии изгоняли демонов, во времена Юлиана сожжены, но останки от огня сохранены верными, часть их перенесена в Александрию. В Константинополе св. пророку посвящен был храм, а в Палестине св. Иоанном Дамаскиным написан канон. Праздник в честь св. пророка Елисеея 14 июня есть древнейший и общий всем народам Востока и Запада. 3911 Посмертное чудо пророка, по блаж. Феодориту, имело такой смысл: «Пророк и по смерти воскресил поднесенного к нему мертвеца, чтобы и сие чудо свидетельствовало о приятой им сугубой, против учителя, благодати». Кроме того, временной целью чуда могло быть воодушевление Израиля на борьбу с врагами, а вечной и существенной: засвидетельствование истины всеобщего будущего воскресения мертвых. В частности, здесь доказывается истинность почитания Православной церковью мощей святых угодников Божиих. Так, сила Божия, которая была на пророке Елисее при жизни, сообщилась при этом чуде его мощам. 3912 Кроме множества предсказаний, чудес и благодеяний, оказанных людям, пророк Елисей много содействовал развитию и возвышению училищ пророческих ( 4Цар.2:1–25, 3:1–27, 5:1–27 и др.) и без сомнения из этих училищ большею частью вышли те пророки, которых так много было во времена царей и которые частью устно, частью письменно поддерживали веру и благочестие в народе.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Грехи же, следствием которых бывает физическое зло, все происходят от злоупотребления свободы разумных тварей, которую Бог создал доброю и, даровавши им, уже не отнимает, попуская и ее злоупотребления, так как ею собственно условливается и добро нравственное. С этой точки зрения легко объяснимы, а отцами церкви и действительно были объясняемы, все те места Писания, которые на первый взгляд могут показывать в Боге как будто что-то несообразное с Его святостью [ 15 ]. 1. Так, встречаются в Писании выражения, которыми Бог представляется как будто виновником ожесточения во зле, напр., ожесточения сердца фараонова (Исх 4, 21; 10, 1 и др.), или сердца израильтян (Втор 29, 4; Исх 6, 9). Так как, по свидетельству того же слова Божия, ожесточение фараона зависело от него самого, а израильтяне сами не следовали закону, то выражения; Бог ожесточил сердце фараона или израильтян означают только то, что Бог попустил ожесточение свободы человеческой, а не то, что Сам Он произвел это ожесточение. Таков же смысл и встречающихся подобных выражений в Новом Завете, напр.: затвори Бог всех в противление (Рим 11, 32), даде им Бог духа нечувствия, очи не видети и уши не слышати (Рим 11, 8). 2. Иногда Бог представляется в Писании как будто располагающим к тем или другим худым поступкам, напр., говорится: ο склонении Богом Давида к тщеславному исчислению народа (2 Цар 24, 1), ο воле Божией на прельщение Ахава духом лжи (3 Цар 22, 20–23), на сожитие пр. Осии с женою непотребною (Ос 1, 2; 3, 1). Но первое в другом месте приписывается злому духу (1 Пар 21, 1). Об Ахаве представлено видение, а не какая либо действительная история; ослепление его, вследствие уклонения от света Божия во тьму суеверий, изображается как казнь правды Божией. To, что говорится об Осии, представляет собой символическое изображение преступной страсти израильского народа к богам языческим. 4. В некоторых местах Св. Писания приписывается Богу искушение людей, напр., Авраама, и, таким образом, Бог представляется как бы виновником греха.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

4  Hillerus в Introdukt. ad.libr.proph.vet.Testamenti, D.J.H.Carpzovii. 2, Lipsiae.1851. pag. 345. 7  В Коране история Ионы упоминается четыре раза: в Суре IV, 98; VI, 86; XXXVI, 139 и LXVIII, 48. 11  Входом Емафским или входом в Емаф называлась долина между горами Ливаном и Антиливаном, составляющими водораздел между Оронтом и Литанией; носила же она это имя потому, что чрез неё лежала большая дорога к главному городу Верхней Сирии – Емафу (в настоящее время Хамаху), доселе ещё считающемуся с окружающей его местностью житницей северной Сирии. Ср. Чис. 34:6 , Нав. 13:5 и др. См. Библейский словарь А. Верховского т. 1, стр. 683. 17  По хронологии, представленной в чтении в Обществе Любителей Древней Письменности, 1874 г., ч.1, стр.388. 19  См. Handbuch der historisch – kritischen Einleitung in das A. Testament, von H. Haevernick, 2 Theil, 2 Abth. S.327. 20  См. Christologie des alt. Testament, und Commentar. über die messian. Weissagungen, 1 Band. 2 Ausg. 1854, S.467. 21  См. Пророческие книги Ветхого Завета. Из академических чтений Филарета, Митрополита Московского, стр.80. 23  Вероятно, в начале царствования Иоаса, потому что Елисей взят был пр.Илией в спутники себе от плуга, следовательно, совершеннолетним, ещё при Ахаве ( 3Цар. 19:16–21 ); а от смерти Ахава (в 903 г.) до воцарения Иоаса (в 850 г.) прошло 53 г.; следовательно, уже при воцарении Иоаса Елисею было лет 80. 25  За вероятность этого предания говорит и сходство черт характера того сына пророческого – подвижного, пылкого, неистового, как говорится в Книге Царств, с отличительными чертами характера пр. Ионы, о которых см. ниже. 28  В латинской Библии имени пр. Ионы в данном месте не поставлено, а есть лишь ссылка на общее пророческое слово о погибели Ниневии. Основанием этого опущения, вероятно, было с одной стороны то, что разрушение Ниневии, кроме пр. Ионы, весьма ясно предсказали Наум (3:7) и Софония (2:13–15), с другой – то соображение, что на пророчество-де Ионы Товит не мог ссылаться, потому что, по книге Ионы, вследствие проповеди этого пророка Ниневия не разорилась, а спаслась.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Solovev/...

Во времена святого Иринея (II в. по Р. X.) думали, что история человечества от сотворения мира насчитывает 6000 лет Поэтому то, что число 666 состоит из шести сотен, десятков и единиц, по его мнению, знаменует собой отступление от Бога, которое было в начале, в середине и будет в конце времен Это число означает человека, находящегося во вражде с Богом и не желающего войти в седьмой день покоя, в который почил Бог от трудов Своих ( Быт.2:2 ), а стремящегося занять Его место Первое отступление произошло, когда Адам захотел стать как Бог, поверив змию Второе отступление, длящееся и поныне, складывалось из многих событий и происходило в различные периоды истории во дни Ноя, во времена строительства Вавилонской башни, при царях Ахаве, Навуходоносоре, на протяжении всей истории Римской империи, в эпохи насильственной исламизации христианского Востока, Ренессанса, коммунистических революций. Третье же отступление произойдет в конце времен, оно будет последним, и за ним наступит конец света. Отступление Адама несравнимо с беззакониями более поздних времен — ведь Адам покаялся и был прощен Богом, и Господь вывел его с Евой из ада после Своего славного Воскресения Третье отступление окажется самым страшным и по масштабу, и по последствиям, превзойдет оба предшествовавших и завершит развитие тайны беззакония Так святой Ириней объясняет духовный символизм числа 666, но это объяснение, к сожалению, сегодня не привлекает особого внимания Многие забывают, что христианам не подобает бояться антихриста, напротив, они должны быть готовыми к его пришествию. Мы должны помнить, что мы люди слабые, маловерные, склонные ко греху, полные страстей, но при этом не пугаться. Нам нужна постоянная борьба с самими собой, потому что без навыка этой ежедневной борьбы мы сдадимся и сделаем ся добровольными отступниками. Не стоит думать, что мы какие-то особенные, не такие, как прочие люди. Нам необходимо трезвиться Вспомним, что священник от лица всех христиан просит Господа “Духом Владычним мысле моих поползновение утверди” (молитва 2я коленопреклоненная на вечерне праздника Пятидесятницы). В духовной жизни нет ничего более гибельного и ошибочного, чем самоуверенность, упование на собственный разум, вера в то, что спасение зависит от наших усилий.

http://azbyka.ru/apokalipsis/meletij-mit...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010