Примечания В Св. писании символ блага. 2 Образ скорби или кротости. 3 Баронесса Юлия Крюднер (1764–1825) – «пророчица», пытавшаяся воздействовать на Александра I. 4 От франц. vertiges – головокружения. 5 Иван Семенович Барков (1732–1768) – поэт, известный непристойными стихами. 6 Неточно цитируемое стихотворение А. С. Пушкина. 7 От лат. scepticus – скептицизм. 8 Герцог Курляндский Эрнст-Иоганн Бирон (1690–1772) – фаворит императрицы Анны Иоанновны, начал свою карьеру в качестве конюха. 9 Иван Павлович Кутайсов (1759? – 1834) – фаворит Павла I и его камердинер, по национальности был турок. 10 Жозеф Мари де Местр (1753–1821) – граф, французский публицист, политический деятель и религиозный философ. 11 Баллада В. А. Жуковского «Светлана». 12 В греческой мифологии покровительница злых духов ночи и колдовства. 13 В 1819 году произошло восстание военных поселенцев Чугуевского полка, требовавших отмены военных поселений. 14 В России смертная казнь была отменена императрицей Елизаветой Петровной. 15 Ветхозаветный пророк Илья безбоязненно обличал идолопоклонство и нечестие при царе Ахаве и его жене Иезавели. 16 Седьмица (церковнослав.)  – неделя, т. е. в Страстную неделю. 17 Вселенской, всемирной. 18 Апостолы Петр, Андрей, Иоанн и Иаков были галилейскими рыбаками. 19 Преподобный Серафим Саровский (1759–1833) – русский святой. 20 От франц. cadence – ритм. 21 Апостол – часть Нового Завета. 22 Вадим Храбрый (? – 864) – полулегендарный вождь новгородцев, возглавивший восстание против Рюрика и им убитый. 23 Темно-коричневый (от франц. puce – блоха). 24 Федор Николаевич Глинка (1786–1880) – участник Отечественной войны 1812 г. 25 Басня И. А. Крылова «Синица». 26 Пустословие. 27 Занд – студент, убийца немецкого писателя Августа Коцебу (1761–1819). 28 Была не была! (франц.) 29 От франц . pour les mérites – за заслуги. 30 Немврод – царь Вавилонский (2-е тысячелетие до н. э.). 31 От франц . bleu de nuit – темно-синий. 32 От франц . écharpe – шарф. 33 Ряд дырочек, в которые пропускается лента ( франц . trou-trou).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=188...

Подмосковное село в разное время называлось Пруссы, Прус или Прусье. Писатель Николай Иванчин-Писарев в «Прогулке по древнему Коломенскому уезду» писал по этому поводу следующее: «По своему названию не принадлежало ли какому-нибудь выходцу из Пруссии, прибывшему в Россию с целой дружиной или многочисленной прислугой, которая здесь и поселилась: известно, что из Пруссии выехали Захарьины-Юрьевы, Шереметевы, Колычевы, Салтыковы, Шеины, Кутузовы и другие знатные роды». В Подмосковье есть еще Прусы в Мытищинском районе и Прусово в Талдомском районе. В книге «Карта рассказывает» Б.Б. Вагнера приводится два толкования этих «прусских» названий. Возможно, они связаны с прибалтийским племенем голядь, которое населяло в том числе и московские земли до XI века. По другой версии название происходит от клички Прус, которую давали прожорливому человеку. Сама кличка шла от разновидности саранчи – прусов. Прусский храм посвящен пророку Илие – одному из самых почитаемых святых на Руси. Илия Фесвитянин жил за девятьсот лет до Рождества Христова при израильском царе Ахаве. Жизнь и чудеса пророка Илии описаны в Третьей книге Царств в Ветхом Завете. Под влиянием жены Иезавели Ахав ввел в царстве языческий культ Ваала и Астарты. Пророк Илия обличал царя и предрек засуху и голод в Израильской стране до тех пор, пока царь не уничтожит идолов и не вернется к почитанию единого Бога. Илия сказал: «В сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову». Три года в Израильском царстве не было дождя и урожая. От голода Илия скрывался у потока Хораф в пустыне. Там каждое утро и вечер вороны по Божьему повелению приносил пророку хлеб и мясо. Почитание Илии на Руси было связано с описанной в Библии чудесной способностью пророка повелевать дождем. В засуху крестьяне молились пророку в надежде, что тот пошлет дождь и не допустит гибели урожая. На иконах Илия часто изображается сидящим в пустыне у потока Хораф вместе с вороном. Подобная икона напечатана на стенде у храма в Пруссах и помещена в иконостасе справа от иконы Спасителя у царских врат. С северной стороны церкви на внешней стене есть еще небольшая мозаика с образом пророка Илии. Праздник святому в православной церкви отмечается летом двадцатого июля – второго августа по новому стилю. Согласно изложенным данным выше, можно сделать вывод, что Ильинский храм выстроен на средства Шереметьевых.

http://sobory.ru/article/?object=07342

Бог изменял свои определения, объявленные и чрез святых пророков, как то пророчество пророка Ионы о ниневитянах, Илии о Ахаве ( 3Цар. 21, 29 ), Исайи о Езекии ( 4Цар. 20, 1–11 ); тем удобнее не сбыться предсказанию лжепророков, если б оно и имело какое основание. Кто предал себя и все воле Божией, тому ничего не нужно знать вперед. 6. 776 (См. Диавол ). Простота Какое условие христианской простоты? Последование закону Божию. Добродетельный и благонамеренный не нуждается представляться таковым; напротив того, кто любит грех, чья воля в грехе, тому нужна личина. Вера рождает простоту. Верующий идет путем жизни, надеясь на Промыслителя своего, как говорит Писание: ходяй просто, ходит надеяся. Неверующий не видит Промысла, думает, что судьба его зависит от ухищрения разума его, все благо полагает в земном; стремясь к нему, лукавствует словом и делом. Чем более будем углубляться в Слово Божие, чем более будем возрастать возрастом духовным, тем более будем убеждаться, что приблизиться к Богу невозможно иначе, как простотой, в которой и вера, и чистота совести, и образ мыслей, созданный заповедями Вышнего. Одни простосердечные способны преуспевать духовно, как говорит Писание: в душу злохудожну не внидет Премудрость. 6. 502 Отцы наблюдали крайнюю простоту в одежде, в келейных потребностях, в монастырских зданиях, в строении и украшении самих храмов. Мысль и сердце слабого человека сообразуются, что непонятно для неопытных и невнимательных, с его наружным положением. Если на иконе блестящие одежды, если келлия убрана тщательно, со вкусом и роскошью, если даже храмы монастыря великолепны, сияют золотом и серебром, снабжены богатой ризницей, то душа его непременно тщеславна, исполнена самомнения и самодовольства, чужда умиления и сознания своей греховности. Упоенная тщеславным удовольствием, представляющимся ей духовной радостью, она пребывает в омрачении, самообольщении, ожесточении и мертвости, как бы среди торжественного празднества. Напротив того, когда одежда на иноке проста, когда он, подобно страннику, живет в келлии, как бы в шатрах или куще, когда в этой куще имеется одно необходимое, когда храм Божий служит для него местом молитвенного исповедания и плача, не развлекая и не восхищая его своим блеском – тогда душа его заимствует от наружной обстановки смирение, отделяется от всего вещественного, переносится мыслями и чувствованиями в предстоящую всем человекам неизбежную вечность; душа старается покаянием и исполнением Евангельских Заповедей благовременно приготовить себе в вечности прием благосклонный. В скромную келлию, убранную просто, входит наравне с вельможей простолюдин; в келлию, тщательно убранную, нет входа для простолюдина, могущего приходом своим нарушить отчетливость убранства в келлии. В лице убогого простолюдина, часто богатого в вере, отвергается Христос ( Иак. 2, 1–6 ). 5. 292

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

И после того, как пророк изрек сии слова, было исповедание во аде, — исповедание тех, которые во время спасительного сошествия Господа уверовали там (поелику Жизнодавец спас не всех вообще, а тех, кои и там уверовали). Мы говорим это, впрочем, не в опровержение пророчества, а для того именно, чтобы показать, что преблагий Господь побеждается Своим человеколюбием. Так, хотя и было предсказано: «Ниневия превратится» (Ион. 3:4), однако Ниневия не была разрушена, и благостию был побежден суд. Также Езекии Господь говорит: «устрой о дому Твоем, умираеши бо ты и не будеши жив» (Ис. 38:1), но Езекия не умер. И о Ахаве было сказано: «наведу на тя злая»; между тем Господь не навел зла, а сказал: «видел ли еси, яко умилися Ахаав..., сего ради не наведу зла во днех его» (3 Цар. 21:21, 29). Так и всегда благостию будет побеждаться осуждение даже до последнего воздаяния, когда не будет времени для помощи, и человек останется только с одним бременем своим. Но теперь — время купли, время трудов, — и блажен тот, кто не ослабевает, не изнемогает упованием; наипаче блажен тот, кто подвизается и за себя, и за ближнего.    Господу то особенно и приятно, чтобы каждый старался помогать ближнему; Милосердый того и хощет, чтобы каждый из нас благотворил другому и в жизни, и по смерти. Иначе Господь не дал бы нам случая совершать поминовение усопших при безкровном жертвоприношении, также совершать третины, и девятины, и сорокодневные, и годовые памяти и службы, — что без всякого прекословия кафолическая и апостольская Церковь и её благочестивые чада содержат непоколебимо и несомненно. Если бы это было делом безполезным и тщетным, то из числа многих богоносных отцев и учителей кому — либо пришло бы на мысль рассеять обман; между тем не только ни один из них и не подумал об уничтожении сего обыкновения, а, напротив, все утверждали его. К сказанному присовокупим следующее повествование. Святой Григорий Двоеслов (коему, по преданию, во время литургии сослужительствовал небесный ангел) однажды принес усердную молитву к милосердующему о душах Господу об оставлении грехов царя Траяна; тотчас к нему пришел от Бога следующий глас: «молитве твоей я внял и Траяну дарую оставление грехов; но ты впредь не приноси Мне молитв за нечестивых» (Траян был причиною лютой смерти многих мучеников)...

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

4Цар.3:11 .  И сказал Иосафат: нет ли здесь пророка Господня, чтобы нам вопросить Господа чрез него? И отвечал один из слуг царя Израильского и сказал: здесь Елисей, сын Сафатов, который подавал воду на руки Илии. 4Цар.3:12 .  И сказал Иосафат: есть у него слово Господне. И пошли к нему царь Израильский, и Иосафат, и царь Едомский. Благочестивый Иосафат в трудных обстоятельствах, как и при Ахаве ( 3Цар.22:5 ), требует вопросить пророка Иеговы, и такого указывают в пророке Елисее (о присутствии которого в Израильском стане доселе почему-то не было упомянуто), «который возливал воду на руки Илии» (ст. 11), т.е. был постоянным служителем пророка Илии, и посему является пророком, заслуживающим полного доверия, как и высказал о нем Иосафат (ст. 12), видимо, уже слышавший о пророке Елисее. «Об Елисее в похвалу ему говорили: возливаше воду на руце Илииле. Столько удивлялись великому пророку. А нужда и злочестивых царей заставила прибегать к славному Елисею» (блаж. Феодорит, вопр. 11). 4Цар.3:13 .  И сказал Елисей царю Израильскому: что мне и тебе? пойди к пророкам отца твоего и к пророкам матери твоей. И сказал ему царь Израильский: нет, потому что Господь созвал сюда трех царей сих, чтобы предать их в руку Моава. 4Цар.3:14 .  И сказал Елисей: жив Господь Саваоф, пред Которым я стою! Если бы я не почитал Иосафата, царя Иудейского, то не взглянул бы на тебя и не видел бы тебя; Не пророк призывается к царям, а сами они идут к нему ( 3Цар.3:12 ), и Иорам, инициатор похода и виновник общего бедствия союзного войска, выслушивает резкое, нелицеприятное обличение из уст пророка Елисея; «пророки отца» Иорама, т. е. Ахава – известные из ( 3Цар.22 ), пророки культа тельцов при дворе Ахава, «пророки матери» (Иезавели) – пророки-жрецы Ваала и Астарты ( 3Цар.18:19 и далее), – противоположность истинного и ложного пророчества здесь выступает с неменьшей силой, как и в истории пророка Илии и пророка Михея. Несмотря на обнаруженные Иорамом попытки отменить культ Ваала ( 3Цар.3:2 ), жрецы после оставались (ср. 4Цар.10:19 ), след. и культ Ваала продолжал еще держаться. Повторение Иорамом фразы: «созвал Иегова трех царей сих, чтобы предать их в руку Моава» (ст. 13; ср. 3Цар.3:10 ) указывает, может быть, что перед походом, вероятно, по требованию Иосафата, вопрошали Иегову. Пророк Елисей прямо объявляет, что даст пророческое слово только ради благочестия Иосафата. «Таким образом, благовременно сделано обличение, когда нужда смирила надменность властителя» (блаж. Феодорит, вопр. 11).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Так как идолопоклонническое нечестие достигло своей высшей степени при Ахаве, то в царствование его явился и величайший пророк ветхозаветной церкви, грозный мститель за попрание завета, Илия, прообраз того великого проповедника покаяния, который был предтечей Христа 222 . И он не был лишь проповедником слова. Нечестие при нем представляло собою высшую земную силу в лице царя и проявлялось в осязательных делах гнусной порочности и неправды; поэтому и пророк Илия явился представителем силы Божией, которую он ставил в противовес силе зла, и отсюда целый ряд великих чудес, которые должны были служить новою, более осязательною, чем словесная проповедь , формою назидания и обличения огрубевшей совести нечестивого царя с его заблудшим народом. Св. пророк Илия является в истории с поражающею внезапностью, – как молниеносная стрела, мгновенно озарившая полуночное небо. О его месторождении существуют только неясные догадки. Судя по его названию «фесвитянин», можно думать, что родом он был из Фисвы, городка в северной части Палестины, откуда он, однако же, переселился за Иордан, где и жил в пустынях Галаада, со всею простотою и суровостью образа жизни пустынника. Оттуда он и явился внезапно на блестящих улицах Самарии. Необычайный вид этого чужестранца – босого, с длинными волосами на голове, в грубом плаще из верблюжьего волоса, с кожаным поясом на чреслах и посохом в руках – сразу должен был произвесть немалое движение в преступной столице преступного царя; но пророк прямо направился ко дворцу и там пред лицем самого Ахава в кратких словах произнес страшный приговор Божий: «Жив Господь Бог Израилев», сказал Илия, тем самым обличая гнусное нечестие и неразумие идолопоклонства, – «в сии годы не будет ни росы, ни дождя; разве только по моему слову» 223 . Произнеся этот приговор, Илия удалился, избегая мщения нечестивой царственной четы. На время он укрылся у потока Хорафа, впадающего в р. Иордан, где «вороны приносили ему хлеб и мясо» каждое утро и вечер. Но вот поток высох, потому что приговор Божий вступил в свою силу, и Илия должен был удалиться в Сарепту, город во владениях царя сидонского.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Таким образом, носители власти в Иудее и Израиле не были представителями чистого истинного Богопочитания, вслед за ними, конечно, многие уклонялись от путей правых, но за этим нечестием, которое явно и грубо выставляло себя на свет, в тени скромно жило много благочестивых (19, 18). Однако и нечестие встречало себе явное и смелое противодействие со стороны пророков, и в деятельности этих пророков уже совершенно явно раскрывается условность еврейского национализма, раскрывается истина, что Бог Израилев есть Бог всех народов и что обособление Израиля имело своею целью и благо и этих народов, а не благо только Израиля. При первых израильских царях мы встречаем пророков обличителей нечестия этих царей (13 и 14 гл.), но по мере того, как история подвигается далее, мы видим, пророки начинают действовать на более широкой арене, и их речи и дела, оказывается, имеют в виду благо не одного Израиля. Это, прежде всего, открывается нам в деятельности Илии и затем Елисея. Пророческое служение Илии совершалось при Ахаве. Имя этого царя и особенно его жены Иезавели издавна сделались синонимами нечестия. Иезавель была дочерью сидонскаго царя Ефваала, она, видно, имела сильное влияние на мужа, и, отличаясь своеобразною религиозною ревностью, широко пропагандировала культ Ваала в Израиле. Нечестие Израиля было наказано бездождием и голодом, о которых предсказал Илия. И вот, – мы видим, пророк получает повеление от Господа на время голода удалиться в Сарепту Сидонскую. Если Иезавель принесла с собой из Сидона гибель и грех, то пророк перенес от Израиля в область Сидона святость и спасение. Рационалисты не прочь видеть в Илие кровавого ревнителя узкого национализма, почитателя и служителя грозного Иеговы – бога войны. Нужно читать особым своеобразным образом библейский текст, чтобы понимать Библию таким образом. Бог является Илии в тишине при Хориве (19, 12), и Илия посылается Богом к иноплеменнице, ей доставляется чудесное пропитание, пророк воскрешает ее умершего сына (17), и бедная иноплеменница исповедует, что Илия есть истинно человек Божий.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

После этого призыва к покаянию, Осия излагает, с своею обычною краткостью, в трех стихах (5, 6:7): 1-е, вину Израиля, который предается разврату, поклоняется ложным богам и им приписывает блага, полученные им от Бога (8), и возлагает свое упование на языческие народы, которых он исключительно любит, ищет союза с ними и путем торговли принимает участие в их богатстве (12), между тем как церковь Божия не должна обогащаться благами земли и дарами мира; – 2-е наказание Израиля: его путь будет закрыт ( Иов.3 ), и он будет так стеснен, что не будет в состоянии пошевелиться в своей тюрьме; 3-е, счастливые действия этого наказания, которое убедит Израиля в том, что для него нет спасения ни у ложных богов, ни у языческих народов и которое вдохнет в него искреннее раскаяние и истинное желание возвратиться к Превечному, его первому мужу (11:7). Это обращение посредством страдания служит тем именно звеном, которое соединяет взаимно угрозы и обетования первой главы. Заметьте здесь всю торжественность слова ибо в стихе 5 и за то вот в стихе 6. при перемене косвенного обращения речи в прямое – я загорожу путь твой. – Иезекииль в главе XVI заимствовал и развил символические образы стихов 3, 5. 7. Осия изложил до сего места всю свою мысль; он приступает к ее развитию и берет различные точки зрения, указанные им в стихах 3, 6, 7, чтобы разобрать их подробно и в том же порядке, от стиха 8 до конца главы. Превечный осыпал Евреев своими благами, а они, злоупотребляя милостями Божиими, обратили их на распутство и делали вещественно и духовно из золота и серебра, которыми обогатил их Бог, идолов. За это он обнажит их вполне, отнимет у них эти богатства, которые покрывают их позор, придавая пороку ложный вид величия; Он повергнет их в ту бедность, которая делает порок омерзительным в глазах всех. Он откроет срамоту их пред их союзниками, из которых ни один не спасет их от погибели (разрушение царства Самарийского Салманассаром). Их церковное служение прекратится со всеми их радостями (рассеяние десяти колен по всей земле, которое продолжается поныне; плен присужден для колена Иуды). Их виноградники и сады будут превращены в леса, в которых будут жить дикие звери (например, львы, пожиравшие иноземных поселенцев в Самарии, покоренной Ассириянами Цар.17:25). Так будут наказаны долгие дни служения Ваалов ( Ос.2:13 ), того идолослужения, которое началось спустя немного по смерти Иисуса Навина ( Суд.2:8 –13 ), продолжалось во всю эпоху судей (III, 7; VI, 25; VIII, 33) до времен Самуила ( 1Цар.7:4 ), которое, без сомнения, не прекратилось совершенно даже при Давиде и Соломоне, а проявилось с большею силою, чем когда-либо, при Ахаве ( 3Цар.16:31; 18:18 ). «Наказание будет соразмерно с продолжением этих дней идолослужения и разврата, когда она кадила пред идолами и, украсив себя серьгами и ожерельями, ходила за любовниками своими... а Меня забывала ( Ос.2:13 ), говорит Превечный».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

Но пророки этого времени, в отличие от Самуила, Гада и Нафана, остаются как бы на втором плане и руководящей роли в событиях не имеют. Их миссия сводится к какому-нибудь одному выступлению или к нескольким выступлениям эпизодического характера. Книги Царей (или 3-я и 4-ая Царств, как их озаглавливает греческий перевод Семидесяти и за ним славяно-русская Библия) и Паралипоменон (в евр. Библии – книги Хроник), рассказывая об этом периоде, называют около двенадцати пророческих имен. Первый названный пророк уже упомянутый Ахия Силомлянин; последний Захария, сын священника, убитый по приказу царя Иоаса в притворе Иерусалимского храма. Период этот покрывает около ста лет. Эти библейские данные подтверждают неложность слов Божиих, содержащихся в книге пророка Иеремии: «с того дня, как отцы ваши вышли из земли Египетской, до сего дня Я посылал к вам всех рабов Моих – пророков, посылал всякий день, с раннего утра» ( Иер.7:25 ср. Втор.18:15–18 ). Некоторым из этих пророков второстепенного значения было даже присуще некоторое величие, как, например, Михею, сыну Иемвлая ( 1Цар.22:9 , 2Хрон.18:1 и сл.). Но все они меркнут перед славою Илии и Елисея. С ними в истории пророческого движения начинается новая эпоха. 2) Илия: Илия Фесвитянин проходит свое служение в Северном Царстве. Он внес в пророческое движение новый дух и придал ему новое направление. Он выступает как ревнитель верности Богу Израилеву и яростно борется с наступлением воинствующего ваализма, который, благодаря царице Иезавели, жене царя Ахава и дочери Тирского царя и жреца Ваала, имеет сильную поддержку от царей династии Амврия. Его деятельность проходит при двух царях: Ахаве (874–853) и Охозии (853–852). Он как бы ищет погрузиться в самые истоки ягвизма, т.е., израильской религии, и с этой целью совершает паломничество на Синай, где Бог открылся Моисею и где был заключен Берит, т.е. пакт, союз или Завет между Богом и избранным Им Израильским народом. Там Бог открывается и ему, но не в грозе и буре, как это было Моисею, но в дыхании тихого ветра ( 1Цар.19:11–12 ), очевидно предвозвещая ему о грядущем явлении новозаветной благодати и любви.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij-Knyaze...

Далее рассказывается о разгроме города и об уничтожении его жителей (кроме спасшей евр. лазутчиков блудницы Раав и ее семьи), о посвящении захваченной добычи Богу и о проклятии Иисусом Навином тех, кто попытаются восстановить город (Нав 6. 25). При разделении земли обетованной юж. граница колена Ефремова и северная - Вениаминова проходили близ И., город был отдан последнему (Нав 16. 7; 18. 12, 21). Вновь И. упомянут в Библии уже в истории царя Давида (2 Цар 10. 5), хотя в это время (X в. до Р. Х.) на месте города были лишь развалины; в 3 Цар 16. 34 сообщается о его восстановлении при царе Ахаве (874-853 гг. до Р. Х.) Ахиилом Вефилянином, во исполнение заклятия поплатившимся первенцем и младшим сыном. Здесь поселились прор. Илия и «сыны пророков» (4 Цар 2. 4, 5, 15), высоко оценившие расположение города, но не воду в его источнике, и 1-е чудо жившего в И. прор. Елисея заключалось в том, что он бросил в воду соль и «сделал воду... здоровою... до сего дня» (4 Цар 2. 19-22; источник поныне почитается вблизи Сорокадневной, или Искушения, горы на Телль-эс-Султане). «Сыны пророков» предсказали вознесение прор. Илии и то, что потом сыны пророков определили как «опочил дух Илии на Елисее» (4 Цар 2. 15). На равнинах Иерихонских вавилонский царь Навуходоносор разбил войско царя Седекии (4 Цар 25. 5). После возвращения из вавилонского плена жители И. (1 Езд 2. 34) помогали в восстановлении стен Иерусалима (Неем 3. 2). И. неоднократно упомянут в более поздних, неканонических книгах (Сир 24. 15. ср.: 1 Макк 9. 50; 2 Макк 12. 15 и др.). В НЗ И. упоминается редко, но ясно, что Иисус Христос посещал его неоднократно (Мф 20. 29; Мк 10. 46; Лк 18. 35; 19. 1), т. к. через И. проходила единственная дорога из Галилеи в Иудею. О дороге из Иерусалима в И. по пустыне Иерихонской говорится в притче о милосердном самарянине (Лк 10. 30-37). По пути в Иерусалим Иисус Христос исцелил здесь слепых (Мф 20. 30-34), обрел нового ученика мытаря Закхея , наставлял апостолов правилам общинной жизни. Башня эпохи неолита

http://pravenc.ru/text/Иерихон.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010