Начиная с XIX в. эти «проклятые вопросы» постоянно всплывают в русских романах, драмах, фильмах, музыке, философии (например, у Николая Александровича Бердяева) и богословии — они затрагивают каждого, у кого есть хотя бы зачатки души или же проблески сознания. Эти вопросы оказываются одновременно как нашим проклятием, так и благословением нас как разумных существ, которые пытаются остаться людьми. Пророческо-апокалиптический тон основной части русского православного богословия, в отличие от более спокойных созерцательных размышлений большинства греческих православных богословов, наводит на мысль о том, что русские православные художники и богословы восприняли и адаптировали не столько греческую философию (как греческое православное богословие на протяжении двух тысячелетий), сколько миросозерцание античной трагедии, которое было богословски переосмыслено в контексте русской созерцательной апокалиптики. В этом случае русские мыслители могут подсказать всем нам, как лучше всего осмыслить одновременно ужас истории и её чудо — не только русской, щедро наполненной изматывающими надрывами и неожиданными продолжениями, но и всей истории в богословском, то есть созерцательном и умозрительном понимании.  Русские православные богословы могут оказать неоценимую помощь всем христианским богословам, специализирующимся на теме эсхатологии, сформулировать основные положения богословия истории — так же как греческие и румынские (например, Думитру Стэнилоаэ) богословы, изучающие космологию, могут помочь всем нам дать богословский ответ на «новую физику». Как заметила Вирджиния Вульф в своём великолепном эссе «Русская точка зрения», чтение русских писателей заставляет внезапно почувствовать себя в другом, гораздо более странном и глубоком мире, чем тот, в котором мы обычно живём. Временами кажется, что под нами разверзается земля. В. Вульф, безусловно, права, утверждая, что русское искусство и мысль пронизаны прежде всего душой. Русская душа со своими проклятыми вопросами посредством искусства и богословия пыталась расшевелить и напитать духовной пищей всё человечество.

http://bogoslov.ru/article/6172560

Иоанн Креста Испанский святой Дельрио Испанский мистик Дельгадо Испанский мистик Сотомагор Испанский мистик Пинеда Испанский мистик Ороезо Испанский мистик Иоанн Мих. Дильхер Иоак. Ланге Рамбах Штарке Густав Ян Историко-мистическое (Бог и Израиль) О граде Божием Мартин Лютер Реформатор. (Израиль времен Соломона), Brevis enarratio in Cantica Canticorum, Opp. ed. Erlang, vol. XXI Леон Хуг Кайзер Розенмюллер Пророческо-апокалиптическое Апоний Expositio in Cant. II, VI (Откровение мировой истории от творения мира до Страшного Суда) Николай де Лира Postilia in universa Biblia гл. 1–6 История Израиля от Моисея до Христа гл. 7–8 История христианства до царя Константина Эдерус Произвольно применяют к различным событиям истории реформации Иаков де Валентиа Иоанн Коцеюс Гроуневеген Райнхард Иоанн Марк Аскетическое (Христос и девственная душа) «Пир десяти дев» О девстве и браке Мариологическое (Христос и Приснодева Мария) Sermo de virginitate perpetua S. Mariae Руперт Дейцский Cant. Canticorum II.VII. Только указанное св. Амвросием излагает в виде последовательного толкования всей книги Дионисий Картузианус Парвус Гислерий, Салмерон Корнилий Лапид Христологическое (Слово и Его Плоть) «Пир десяти дев» Синопсис III. Библейская критика Концепция толкования Имя или источник Примечания Библейская критика Буквальное (брачная любовная песнь) Феодор еп. Мопсуетский ум. 429 Еретик Севастьян Кастелио ум. 1544 Изгнан Кальвином из Женевы Хуго Гроций Рихард Симон Иоанн Клерикус Иоанн Землер Махаэлис Генгстенберг Кистемакер Вельте Гэверник Гипотеза фрагментов (сборник любовных песен) Лессинг Гердер Eichhorn J. Kleuker Doderlein Belthusen J. Goab Magnus Heiligstedt Rebenstein Sanders Lobner Paulus Гипотеза драмы (любовная драма при одном или двух женихах, гипотеза пастуха) Jacobi Staudlin Umbreit Koster B.Hirzel Böttcher Hitzig Friedrich Baihinger Weisbach E. Renan Kaempf Гипотеза типистов (любовь Соломона к своей Невесте, как прообраз Христа) Luis de Leon J. Mercerus Bossuet J. Lightfoot Rob Lowth

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

И в наводимых нетерпеливства извет о всем полагающем варварско насилие нужд, – и вправду, – а о возможных что имуть рещи? Но по всему яко во озлоблении времене явихомся есмо неудобни к ношению, пророческо от Бога не помышляющем речение, еже «не стерпехом совета Его», еже совеща о нас очищением и в законе Его не изволихом ходити и «забыхом Бога, спасающаго ны»; к тому же и апостолово не помышляющем рекшее: «кто ны разлучит от Божия любви, об. скорбь ли, или теснота, гонение, ли раны», и прочая тамо бо речена, но ни мечь, ни самая смерть, ниже живот и во другом: «еда неправеден Бог наносяй гнев?». Но яко гневавшемся нам на Создателя своего, забывшем всех благодеяниих Его и чюдес Его, их же яви нам и претерпе о нас леты многими, богопочтеннаго сыновства делы отвергохомся, любодеищное паче изволихом; аще и словесни сущи, но бессловесных и нечювственых зданий 489 хужши явихомся. Скот бо не прекословит водящему, ниже вяжущему, яко и до самого заколения сопротивитися не совесть; млатобияния же всяка вещь, аще 260 и тмами зиждай ю во огнь искушения вмещет, обаче зодчаго воли повинуется непрекословне, – обоя же бо к нашему наказанию бываема, мы же о гресех ни мало очищения благодарне приемлем, но сопротивне извет сотворяем се или оно; обыкохом бо в жизни всей не возстязаеми бывати ни от Бога, ниже от человек, но никогда себе творим о своих беззакониих повиннех. Ни ли леть Богу во Своих сотворити? Веде, яко сотвореное Сотворшим умучится.об. О воровском бежании с Хутыни 490 и о приходе их Внезапное же иже стужающих ми належанием их бежание, да не реку отступление, от града сице преславно и чюдно бысть. В 11 день генваревы луны в преподобии дву памятных, Феодосия началника общежительным, и Михаила саллоса 491 , иже на Клопске, сугубаго сих празднества, с места, рекомаго Футыня, от иже на кождо день они прихождаху ратью досаждати моему градовному, тогда наставшая 261 нощ тмы делателей и змиев, ту гнездящихся, яко буря некая, силно ветрена, воздвигшися на ня, от места святаго изрину, и всячески и вскоре быша оттуду разсеяни; тма времене плотную тму отогна.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Timofeev/...

В. Период пророческо-царский. Сообщены предварительные сведения об общем характер церковно-исторической —27— жизни во времена пророков и царей, о начале этого периода, о пророчестве и пророческом служении, в частности о высоком значении деятельности Самуила, как шофета и как пророка, и об установлении царской власти. Эпоха трех первых царей неразделенного царства. Инспектор Академии, экстраординарный профессор по кафедре гомилетики и истории проповедничества Архимандрит Евдоким студентам III курса прочитал: 1. По истории проповеди: проповедь Спасителя, Апостолов, мужей Апостольских, Климента Александрийского , Оригена , Василия Великого , Григория Богослова , Иоанна Златоуста . 2. По истории гомилетики: историю гомилетики свято-отеческой и средневековой. Заслуженный ординарный профессор Василий Ключевский по кафедре русской гражданской истории студентам II курса прочитал курс русской истории до конца царствования Императрицы Екатерины II с кратким обзором дальнейшего времени до половины XIX века. Заслуженный ординарный профессор Петр Цветков по латинскому языку и его словесности студентам I курса объяснял «Fasti» Овидия, при чем особенное внимание обращал на разъяснение религиозных верований и религиозной обрядности в древнем Риме; студентам II курса объяснял «Georgica» Виргилия; студентам III курса – сатиры Горация. Кроме того, студентам III курса изложил историю римской литературы в архаический и классический периоды. Заслуженный ординарный профессор Николай Каптерев по древней гражданской истории прочитал студентам I курса: 1) историю науки, 2) историю Востока и 3) историю Греции. – История Рима не была прочитана. Заслуженный ординарный профессор Василий Соколов по истории и разбору западных исповеданий прочитал студентам III курса: Введение в науку. I) О причинах разделения церквей. —28— Историю отделения западной церкви от союза с восточной и попыток к их воссоединению. И) О причинах реформации XVI века. О предшественниках реформации, о гуманизме, о реформаторских соборах. О начале протестантизма, его существенных чертах и его разветвлении.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

То же самое сделал по отношению к этим книгам разум, как канон, отделив их от неправильных и развращенных, именно: одни из них испытал, одобрил и предложил для чтения благочестивым, другие – отвергнул и запретил читать. Ищи и то, что написано в последнем правиле святых Апостолов . Вальсамон . Последнее апостольское правило исчисляет книги Ветхого и Нового Завета , долженствующие быть чтомыми. А здесь святый отец, по-видимому, узнав, что некоторые прельщают простодушных в благочестии, то есть не имеющих никакой задней мысли, ничего выдуманного и хитрого, но совершенно простых, и говорят, что есть и некоторые другие книги, называемые апокрифическими, на самом – же деле – исполненные превратных догматов, написал, какие книги должны быть чтомыми. Не дивись ввиду того, что апостольское правило исчисляет некоторые другие книги, но прочти, что написано в толковании на упомянутое апостольское правило. Синопсис . Книг Ветхого Завета 22, сколько букв у евреев: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие, Исус, Судьи, Руфь, Царств 4, в 2х книгах, Паралипоменон 2, в 1 книге, Ездры 2, в 1 книге, Псалмы, Притчи, 12 Пророков – 1 книга, потом – Исаия, Иеремия с Варухом, Плачем и Посланиями, Иезекиль и Даниил. Нового Завета – следующие: Евангелия 4 – Матфея, Марка, Луки, Иоанна, Деяния Апостолов, Соборных апостольских посланий 7: Иакова 1 , Петровы 2, Иоанновых 3, Иуды 1 , Павловых 14, Апокалипсис Иоанна. Книги не канонические, но чтомые: Премудрость Соломонова, Сирах, Есфирь, Иудифь, Товит, так называемое учение Апостолов и Пастырь. Славянская кормчая . Ветхого Завета книги 22, елико же в иудеох слов грамоты: Бытие, Исход, Левитик, Числа, Второзаконие, Исус Навин, Судьи, Руфь, 4 Царства, Паралипоменона 2 книги, в 1х книгах, Ездры 2 в 1х книгах, Псалмы, Притчи, Екклесиаст, Песни песнем, Иов, Пророк, 12, книги 1ны. И потом Исаии, и Иеремии, с Варухом, Плачь и послание пророческо. Иезекиль, и Даниил. Нового же Завета книги, се суть: Евангелия,4, Матфеево, Марково, Лукино, Иоанново, Деяния Апостол, Послания соборные святых апостол, 7, Иаковле послание 1но. Петрова 2, Иоаннова послания 3. Июдино 1но. Павлова послания, 14. Иоанна Богослова откровение. Иныя же книги яже убо не уставлены в правилах, почитаемы же суть: Премудрость Соломоня, Премудрость Сирахова, Есфирь, Июдифь, Товиа. Нарицаемое учение апостольско, и Пастырь. Толкование еп. Никодима (Милаша) . См. по ссылке. Пидалион или «Греческая кормчая книга» . См. по ссылке. Популярное Сейчас в разделе 8  чел. Всего просмотров 550 тыс. Всего Правил 783 ©2024 Церковное право к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/pravo/afanasiya-velikog...

В. Период пророческо-царский. Сообщены предварительные сведения об общем характере церковно-исторической жизни во времена пророков и царей, о начале этого периода, о пророчестве и пророческом служении, в частности о высоком значении деятельности Самуила, как шофета и как пророка, и об установлении царской власти. Эпоха трех первых царей неразделенного царства. Инспектор Академии, экстраординарный профессор по кафедре гомилетики и истории проповедничества Архимандрит Евдоким студентам III курса прочитал: 1. По истории проповеди: проповедь Спасителя, Апостолов, мужей Апостольских, Климента Александрийского , Оригена , Василия Великого , Григория Богослова , Иоанна Златоуста . 2. По истории гомилетики: историю гомилетики свято-отеческой и средневековой. Сверхштатный заслуженный ординарный профессор по кафедре естественно-научной апологетики Димитрий Голубинский студентам I курса излагал историю открытия кафедры сей науки, говорил о ее задаче, о значении веры для знания и о целесообразном устройстве мира. Из физического отдела говорил о свойствах вещества, о действиях силы тяжести, о химическом сродстве и об электричестве. При сем указывал на следы премудрости и благости Божией в устройстве мира. Заслуженный ординарный профессор Василий Ключевский по кафедре русской гражданской истории студентам II курса прочитал курс русской истории до конца царствования —32— Императрицы Екатерины II с кратким обзором дальнейшего времени до половины XIX века. Заслуженный ординарный профессор Петр Цветков по кафедре латинского языка и его словесности объяснял студентам I курса «De oratore» Цицерона и «Fasti» Овидия; студентам II курса – «Georgica» Виргиния, студентам III курса – «Epistola ad Pisones» Горация. Кроме того, прочитал студентам III курса историю Римской литературы в архаический период, в век Цицерона и в век Августа. Заслуженный ординарный профессор Николай Каптерев по древней гражданской истории прочитал студентам I курса: 1) историю науки, 2) историю Востока и 3) историю Греции.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

дательству; в) события во время странствования Израильтян от Синая к Ханаану; г) состояние Израильского народа во времена Иисуса Навина и Судей. В. Период пророческо-царский. Сообщены предварительные сведения об общем характере церковно-исторической жизни во времена пророков и царей, о начале этого периода, о пророчестве и пророческом служении, в частности о высоком значении деятельности Самуила, как шофета и как пророка, и об установлении царской власти. Эпоха трёх первых царей неразделённого царства. Инспектор Академии, экстраординарный профессор по кафедре гомилетики и истории проповедничества Архимандрит Евдоким студентам III курса прочитал: Введение в науку. Определение науки. Предмет её, задача и метод. Разделение и план науки. Место науки в ряду других богословских наук. Источники и пособия. I. Историю проповедничества. Проповедь Спасителя. Проповедь Апостолов. Проповедь мужей апостольских. Ориген , как проповедник. Представители практически-ораторского и мистического плана проповеди в IV веке на Востоке: Василий Великий , Григорий Богослов , Иоанн Златоуст . Ефрем Сирин . Макарий Великий (Египетский). – Характеристика древнерусского проповедничества (древний период). Русская проповедь под латино-польским влиянием (средний период): Стефан Яворский . Феофан Прокопович , как проповедник. Придворная и академическая проповедь в России во второй половине XVIII столетия (новый период). Митрополит Платон (Левшин) , как проповедник. – Современное состояние проповеди во Франции: А. Винэ, как проповедник; Е. Берсье, как проповедник. II. Историю Гомилетики. Первая христианская Гомилетика. „Пастырское правило“ св. Григория Двоеслова . Средневековая Гомилетика. Судьбы Гомилетики в последнюю половину средних веков. Гомилетические воззрения Лютера и —30— Меланхтона. Гомилетические правила Як. Шпейера. Гомилетика Мозгейма. Теория красноречия Шотта. Риторика Франца Теремина. Теория духовного красноречия Юнгмана. Теория красноречия Винэ. III. Теорию Гомилетики. Понятие о типе проповеди. Генезис и генетическое развитие типов проповеди. Главные факторы генетического образования типов проповеди. Образование проповедника. Приготовление к проповеди. Значение „живого слова“ в деле проповеднического служения. Нужно-ли для проповедника знакомство с приёмами ораторского искусства?

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Хотя совр. наука подчеркивает зависимость Раймаруса от англ. деистов Дж. Толанда, А. Коллинза, Т. Вулстона, М. Тиндала и Т. Моргана ( Brown C. Jesus. 1985), он первым из нем. ученых воспринял идеи деизма в полном объеме и сделал на их основе методологические выводы. Раймарус усматривал различие между проповедью Иисуса, предвещавшей близость мессианского Царства в характерном для иудаизма политическом смысле и призывавшей к покаянию, и тем, как ее восприняли и передали в своих писаниях апостолы. Иисус, по Раймарусу, принадлежал к иудейской пророческо-апокалиптической традиции, а отделившееся от иудаизма христианство было создано апостолами. Раймарус объяснял разницу между политическо-мессианской проповедью Иисуса и верой апостолов в страдавшего, воскресшего и вновь грядущего Христа «теорией обмана»: ученики, чтобы скрыть крах своего религ. движения, выкрали тело Господа и через 50 дней выступили с проповедью о его Воскресении и Втором пришествии. Если Раймарусова «теория обмана» не нашла последователей в науке XIX-XX вв., то его положение о несовпадении провозвестия Иисуса Христа и учения апостолов о Нем оказало определяющее влияние на последующее развитие новозаветной Б., в к-рой исключительное внимание уделялось «исследованию жизни Иисуса» (нем. Leben-Jesu-Forschung) и истории первоначального христианства. Нач. XIX в. отмечено попытками написать «биографию» Иисуса, основанную на той или иной оценке историчности канонических Евангелий. Ф. Э. Д. Шлейермахер опирался в своих лекциях о «жизни Иисуса» (с 1819, опубл. посмертно в 1864) на повествование Евангелия от Иоанна, отвергнув синоптиков как неисторические документы; разделяя вместе со своим веком неверие в чудеса, он уделял больше внимания служению Иисуса, оставляя в тени Его смерть и Воскресение. Г. Э. Г. Паулус предложил «историко-прагматический обзор жизни Иисуса» на основе 4 Евангелий (1828), целью к-рого было отразить только исторические факты; автор полагал, что не все, о чем повествуется в Евангелиях, есть правдивое описание действительно случившегося и что чудеса могут быть объяснены естественными причинами.

http://pravenc.ru/text/149119.html

После того как библеистика пыталась выделить все обетования спасения и все притчи об Иудее как не аутентичные, сегодня она вернулась к более сдержанным суждениям. Представить пророка Осию только пророком бедствий означало бы исказить все его провозвестие, и вполне естественно то, что его взор обратился на соседнее царство — Иудею. Наверное, уместно предположить, что корпус речений пророка Осии, созданный в Израиле, после падения Северного царства оказался в Иудее и здесь один-два раза подвергся переработке. Следы этой “иудейской” редакции мы находим в надписании (Ос 1:1) и в ряде стихов, напр., Ос 1:7; 5:5; 6: 11; 12:3. Последний стих книги (Ос 14:10) — размышления учителя Премудрости пленной или послепленной эпохи о сути книги. Трудность толкования еще возросла для нас из-за плачевного состояния еврейского текста, который из всех ветхозаветных текстов сохранился хуже всего. Книга Осии глубоко повлияла на Ветхий Завет; мы находим ее отголоски в призывах поздних пророков обрести религию сердца, одухотворенную Божественной любовью. Так что неудивительно, что Новый Завет часто цитирует пророка Осию и тем самым испытывает его влияние. Образ брака для выражения отношения между Ягве и Его народом был воспринят пророками Иеремией, Иезекиилем и (Второ)Исайей. В Новом Завете и во времена первых христиан этот образ был перенесен и на отношение Иисуса Христа и Его Церкви. Христианские мистики распространили его также на верующие души. Книга пророка Михея Пророк Михей (которого не следует смешивать с Михеем, сыном Иемвлая, жившим при Ахаве, см. 3 Цар 22:8–28) был иудеем из Морасфита к западу от Хеврона. Он жил при царях Иоафаме, Ахазе и Езекии, то есть до и после захвата Самарии в 721 г. и, вероятно, вплоть до вторжения Сеннахирима в 701 г. Следовательно, он отчасти был современником Осии и Исайи. По своему крестьянскому происхождению он близок пророку Амосу; как и тот, он питает отвращение к большим городам, говорит вещественным и иногда грубым языком, любит ошеломляющие образы и игру слов.

http://pravmir.ru/vvedenie-v-vetxij-zave...

25 октября 1864 Письмо 556. Предостережение от лжепророков Юму нельзя верить. Такие господа говорят и предсказывают иногда удачно с тою целию, чтоб завладеть доверенностью людей и тем вернее вредить им. Так наставляет преподобный Антоний Великий . Бог изменял свои определения, объявленный и чрез святых Пророков, как то пророчество пророка Ионы о ниневитянах, Илии о Ахаве ( 3Цар. 21:29 ), Исаии о Езекии ( 4Цар. 20, 1–11 ); тем удобнее не сбыться предсказанию лжепророков, если б оно и имело какое основание. Кто предал себя и все воле Божией, тому ничего не нужно знать вперед. Над всеми нами да будет воля и милость Божия. 7 января 1866 Письмо 557. О мерах исправления монастырей и об общем упадке нравственности в христианском обществе Милосердый Господь да покроет остаток верующих в Него! Но остаток этот скуден; делается скуднее и скуднее. Н. Я. Ш. не мог умиротворить себя и окончательно вышел из монастыря. Я не счел себя в праве удерживать его уговариванием: это было б против совести; а посоветовал ему вступить в законный брак и жить благочестиво в мире. На монастыри делают нападки извне, но они и внутри себя истлели. [...] Очень верно отвечал Константинопольский Патриарх лютеранам, известившим его о своих действиях: «Вы хорошо сделали, что отвергли заблуждения папистов, но сделали худо, заменив эти заблуждения своими заблуждениями: Вам следовало бы обратиться к преданию вселенской первенствующей Церкви». То же можно сказать и о монастырях: для исправления уклонений должно возвратиться к правилам святых Отцов. Этого не захотят сделать защитники монашества из сонма Филаретов; им нужно сохранить многия уклонения для защиты выгод своих. И потому с обеих сторон порождается софистика. Для дела Божия не выйдет никакого результата, кроме разве того, что при посредстве этой меры Господь потерпит еще несколько времени нашей немощи, нашему расслаблению, нашей греховности. И за это – слава Богу. В «Дом. Беседе» за 1865 год, в выпуске 50-м помещена статья «Новое Миссионерское общество России». Я прочитал ее нарочно для того, чтоб ознакомиться с духом современной деятельности Синода. Видна пламенная ревность, за которою нам никак не поспеть, а потому должно быть очень осторожным и благочестивым.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010