Для иудеев времен Иустина —11— ожидаемый Мессия был лишь νϑωπος ξ νϑπων 1162 . Таким образом, мы решаемся утверждать, что в основе евионитской ереси лежит именно извращенное понимание христианского учения о Церкви. Они отвергали апостольское учение о Церкви, отвергали вообще Церковь , не желая в христианстве видеть ничего нового, сравнительно с иудейством 1163 . Поэтому борьба церковных писателей с евионитством имеет некоторое значение в истории догмата о Церкви, тогда как христология евионигов в истории догматов не оставила заметных следов 1164 . Впрочем, следует заметить, что все иудаистические тенденции настолько противны были новозаветной идее Церкви, что оставалось только их отвергнуть с точки зрения уже создавшегося понятия о Церкви 1165 . Поэтому в истории догмата о Церкви противопоставление Церкви иудейству не имело особенно большого значения. Это противопоставление не оставило по себе заметного следа: оно почти не давало повода к раскрытию положительного учения о Церкви. Противоиудейская полемическая литература поэтому скорее показывает нам, как апостольское учение было усвоено древнейшими церковными писателями, и как оно противополагалось иудаистическим заблуждениям. С другой стороны, эта же литература показывает нам, какими рассуждениями древне-церковная мысль оправдывала тот факт, что Церковь , отвергши иудейство, усвоила себе ветхий завет. В новозаветных писаниях устанавливается на Церковь и ее отношение к иудейству совершенно определенный взгляд. Из новозаветных священных книг более яркую противоиудейскую окраску имеют евангелие от Иоанна и послание к евреям. Здесь мы видим ясно выраженную мысль о том, что ветхий завет имел свое законное действительное значение до основания Церкви Христовой. Когда же основана Церковь Христова, в ветхом завете с его жертвенными обрядами и всеми вообще законами нет нужды. Священное Писание ветхого завета имеет ценность, по- —12— скольку там содержатся пророчества и преобразования Церкви новозаветной. Пророческо-типологическое понимание ветхозаветных писаний должно сменить понимание буквальное.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Часть III (Иов. – Сир.) призывает каждого человека к поиску истинной, спасительной мудрости в молитвенном/медитативном изучении Торы, которая открывается в Творении и в указаниях, данных Израилю, всем, кто открывается ей. Часть IV (Ис. – Мал.) рисует картину завершения мира и истории; это произойдет тогда, когда все народы соберутся у Сиона, чтобы Яхве научил их Торе/закону мира ( Ис.2:1–5 : канонический программный текст в начале части IV) и чтобы принять участие в великом обновлении, предсказанном всей Земле в пророческих книгах; это случится не помимо Израиля, но через Израиль и с помощью Израиля. В свете книг пророчеств, которые во многих религиозных течениях во время жизни Христа воспринимались как эсхатологические обетования, то есть как видение драмы последних времен на Земле, Тора (часть I) получает, с одной стороны, специфическую пророческо-эсхатологическую динамику; с другой стороны, эсхатологическое действие Яхве, о котором свидетельствует Новый Завет, осуществленное в Иисусе и через Него (особенно в событии Пасхи), может быть понято как решающий акт в драме последних времен, возвещенной через пророков. Так в христианской Библии пророчества открываются в направлении Нового Завета, который следует непосредственно за ними. 3. Первая часть единой двухчастной христианской Библии (1) Обе части единой христианской Библии имеют параллельную композицию: Основа Евангелия Прошлое Исторические книги Деяния апостолов Настоящее Книги премудрости Письма апостолов Будущее Книги пророков Апокалипсис Иоанна (2) Первая и последняя книги христианской Библии – Бытие и откровение Иоанна Богослова – образуют универсально-историческую рамку; эту рамку подчеркивает повторение ключевых слов. Быт.1–3 : «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился под водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош; и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один...

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

Ректор Академии, Арсений, Епископ Волоколамский, по кафедре библейской истории студентам I курса прочитал: Введение в науку. Здесь были рассмотрены вопросы: понятие о науке, уясняемое из анализа названия ее и из отношения ее к другим богословским наукам, близким к ней по содержанию: научный метод изложения и его ограничение; разделение истории Ветхозаветной Церкви на периоды; источники науки – библейские и внебиблейские; очерк литературы библейской истории. А. Первый период истории Ветхозаветной Церкви (патриархальный). После краткого очерка истории Ветхозаветной Церкви от начала ее до призвания Авраама, подробно был рассмотрен патриархальный период от отца верующих до конца времени патриархов. Особенное внимание посвящено —24— было обзору внутреннего состояния Ветхозаветной Церкви в период патриархальный. Б. Период Синайского законодательства. Рассмотрены были следующие отделы: а) образование избранного народа и приготовление его к вступлению в Завет с Богом; б) устройство Церкви и гражданского общества по Синайскому законодательству; в) события во время странствования Израильтян от Синая к Ханаану; г) состояние Израильского народа во времена Иисуса Навина и Судей. Б. Период пророческо-царский. Сообщены предварительные сведения об общем характере церковно- исторической жизни во времена пророков и царей, о начале этого периода, о пророчестве и пророческом служении, в частности о высоком значении деятельности Самуила, как шофета и как пророка, и об установлении царской власти. Эпоха трех первых царей неразделенного царства. Инспектор Академии, экстраординарный профессор по кафедре гомилетики и истории проповедничества Архимандрит Евдоким студентам III курса прочитал: 1 . По истории проповеди, проповедь Спасителя, Апостолов, мужей Апостольских, Климента Александрийского , Оригена , Василия Великого , Григория Богослова , Иоанна Златоуста . 2 . По истории гомилетики: историю гомилетики святоотеческой и средневековой. Заслуженный ординарный профессор Василий Ключевский по кафедре русской гражданской истории студентам II курса прочитал курс русской истории до конца царствования Императрицы Екатерины II с кратким обзором дальнейшего времени до половины XIX века.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Понимание Зах. 6:15 в том смысле, что здесь речь идет не об иудеях, а о язычниках, имеющих войти в церковь , можно находить и у некоторых западных ученых, напр., у Келера 293 и Велльгаузена 294 . Правда, Костерса подобное объяснение Зах. 6:15 едва ли может удовлетворить, так как в настоящее время отрицательная критика пытается поколебать взгляд на пророков, как служителей будущего Завета и органов Духа ( 1Пет. 1:21 ). Но против мнения Костерса о том, что в Зах. 6:15 имеется в виду возвращение иудеев из плена, мы можем сослаться на контекст речи: в 15 ст. нет упоминания ни об иудеях, ни о Вавилоне, ни о «северной стране» ( Зах. 2:6 ), под которою также разумеется Вавилон, ни «о земле Сеннаар» ( Зах. 5:11 ), а просто говорится «издали придут». Характерна также прибавка Захарии: «и вы узнаете, что Господь Саваоф послал меня к вам, и это будет, если вы усердно будете слушаться гласа Господа Бога вашего» (15.), ясно указывающая на его пророчество, как относящееся к отдаленной эпохе. Итак, мы приходим к заключению, что ссылка Костерса на Зах. 6:15 далеко не может говорить против факта возвращения иудеев во время самого пророка; для опровержения аргументации Лейденского профессора не нужно прибегать к смелым и остроумным соображениям Гуанаккера и Селлина, принимающих место Зах. 6:10–15 пророка Захария за идейную, воображаемую картину и переносящих эту картину в пророческой перспективе ко времени перед падением Вавилона, а можно на основании параллельных данных Ветхого и Нового завета указать на пророческо-мессианское содержание этого пророчества, тем более, что контекст 15 ст. нисколько не подтверждает того предположения Костерса, что здесь идет речь о возвращении иудеев. Притом Костерс, как мы видели, совершенно отрицает участие возвратившихся иудеев в постройке храма: по его мнению, храм был построен оставшимися от плена, стены Иерусалима восстановлены, а потом уже пришла и gola с Ездрою. Пророчество Захарии является, очевидно, непонятным и на почве теории самого Костерса.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пророческо-эсхатологическое наследие преп. Серафима касается следующих тем: об устроении Дивеевской лавры и ее будущей промыслительной судьбы, о прославлении мощей преподобного, о судьбе святой царской семьи государя императора Николая II, о России и революции, об отступничестве от Православия многих пастырей и архипастырей, о физическом воскресении преп. Серафима Саровского и его всемирной проповеди покаяния, об антихристе и последних временах. §32. Иеромонах Аникита ( кн. Ширинский-Шихматов; † 1837 г.) являет собой редкий в послепетровские времена пример духовного поэта. Он современник А.С. Пушкина, они оба скончались в один год. Православная и патриотическая поэзия иером. Аникиты отличается хорошим литературным качеством. За поэтическое творчество и. в частности, за стихотворение «Песнь Сотворшему вся» иером. Аникита получил золотую медаль от Академии наук. Кроме стихотворений и поэм иером. Аникита написал записки о паломничестве в Иерусалим и на Афон. §33. Архимандрит Фотий ( Спасский; 1792–1838 гг.) ревностный борец с какими-либо проявлениями масонства, вольнодумства, революционных настроений и неправославного западного мистицизма. Этим темам посвящено его главное сочинение – «Житие архимандрита Фотия, описанное им самим, по неотступной просьбе графини А.А. Орловой». В связи с агио-автобиографическим характером сочинения заметим, что напрасно указывают иногда, что после протопопа Аввакума никто не повторил опыта написания собственного жития. «Житие» оканчивается 1825 годом и состоит из пяти частей; последние три части включают в себя письма, критику, деловые бумаги, связанные с противостоянием автора вольнодумству, во всех его формах. Кроме «Жития» архим. Фотии написал «Устав Юрьева монастыря», учебник «Огласительного богословия» и «Житие блаж. Иннокентия, епископа Пензенского, написанное учеником его. игум. Фотием, в 1821 г.». §34. И.В. Киреевский ( 1806–1851 гг.) – один из первых русских религиозных философов. Сочинения его немногочисленны, но важны для судеб русской религиозной философии. Они были изданы в двух томах после кончины автора и разделяются на религиозно-философские и литературоведческие. Наиболее важные статьи И.В. Киреевского – «О характере просвещения Европы по его отношению к просвещению России», «О возможности и необходимости новых начал для философии».

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

B. Период пророческо-царский. Сообщены предварительные сведения об общем характере церковно-исторической жизни во времена пророков и царей, о начале этого переда, о пророчестве и пророческом служении, в частности о высоком значении деятельности Самуила, как шофета и как пророка, и об установлении царской власти. Эпоха трех первых царей неразделенного царства. Инспектор Академии, экстраординарный профессор по кафедре гомилетики и истории проповедничества Архимандрит Евдоким студентам III курса прочитал: 1. По истории проповеди: проповедь Спасителя, Апостолов, мужей Апостольских, Климента Александрийского , Оригена , Василия Великого , Григория Богослова , Иоанна Златоуста . 2. По истории гомилетики: историю гомилетики святоотеческой и средневековой. Сверхштатный заслуженный ординарный профессор по кафедре естественно-научной апологетики Димитрий Голубинский студентам I курса говорил о предмете и задаче этой науки, объяснял, при помощи разных примеров, необходимость для нее точного исследования фактов, говорил о —27— значении веры для знания и о целесообразном устройстве мipa. Далее преподавал физический отдел о веществе и силах, с частным обозрением их действий; при сем указывал на следы премудрости и благости Божией в устройстве мipa. Из отдела о свете в сем году преподано было немногое. Заслуженный ординарный профессор Василий Ключевский по кафедре русской гражданской истории студентам II курса прочитал курс русской истории до конца царствования Императрицы Екатерины II с кратким обзором дальнейшего времени до половины XIX века. Заслуженный ординарный профессор Петр Цветков по кафедре латинского языка и его словесности студентам III курса изложил историю римской литературы и объяснял сатиры Горация; студентам II курса объяснял Георгики Виргилия; студентам I курса объяснял De oratore Цицерона. Заслуженный ординарный профессор Николай Каптерев по древней гражданской истории прочитал студентам I курса: 1) историю науки, 2) историю Востока и 3) историю Греции. – История Рима не была прочитана.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Отвечая Гуанаккеру и Селлину, мы не будем вести речь вместо основания об окончании храма Зоровавелем, а Костерсу указывать на участие 2-й gola – gola Ездры не в построении храма, а в реставрации и украшении храма – это отдаленный комментарий к тексту. При объяснении Зах. 6:10–15 мы должны отличать символ от выражаемой им идеи, пророческая перспектива в данном случае имеет более широкие границы, чем каких-либо 20 лет прошлой исторической жизни, хотя она и рассматривалась бы под теократическим углом зрения (Гуанаккер, Селлин), или 80–100 лет будущей истории (Костерс). Пророческий взор охватывал собой нередко целые многовековые эпохи и направлялся к новозаветной истории. Если мы примем именно такое толкование текста Зах. 6:10–14 , то отсюда уже нетрудно понять и слова 15 ст.: «издали придут и примут участие в построении храма Господня». Под «Отраслью» разумеется Христос, храм, основываемый этой Отраслью, – церковь Христова, следовательно, и люди, которые придут издали, – будущие члены церкви, как тела Христова, выражение же, употребляемое в применении к лицам, имеющим прийти и строить храм, «издали» указывает на призвание в церковь Христову язычников. Подобное понимание Зах. 6:15 не является необоснованным комментарием, комментарием apriori, в пользу его можно привести много мест из новозаветного текста о церкви и призвании в нее язычников. Правда, мы не встречаем, чтобы кто-либо из священных новозаветных писателей ссылался прямо на это место Захарии, как на пророческо-мессианское, но это обстоятельство не может смущать нас, так как далеко не все ветхозаветные пророчества цитируются в Новом Завете с указанием их источника; причем часто дается не буквальная цитация, а и довольно свободный перифраз, указывающий на внутренне логическое соотношение новозаветного текста с ветхозаветным. В Новом Завете часто делаются даже ссылки на «Писание», т. е. Ветхий Завет , с указанием иногда даже того или другого священного писателя, однако в том и другом случае трудно бывает иногда отыскать более или менее буквальное сходство между ссылкой новозаветной и указываемым ей местом в Ветхом Завете 292 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Для христианской же церкви обычай петь песни важен и потому еще, что он освящен примером Нового Законоположника, Иисуса Христа 330 и его Апостолов, 331 которые побуждали первенствующих христиан воспевать Господа в псалмех, пениих и песнех духовных. 332 Первенствующая церковь со всяким тщанием следовала примеру своих Божественных наставников. Не только её молитвенно-общественные собрания оглашались пением псалмов и гимнов; но и вне этих собраний хвалебное пение, по примеру псалмопевца, 333 было всегда в их устах; и тем самым, как говорят восточные патриархи, церковь исполняла дело Божие, дело Апостольское и пророческое. 334 С полною уверенностью в достоинство своих песнопений, употребляемых при Богослужении, Православная церковь от глубокой древности свято хранила и соблюдала их, как истинное и Богодарованное ей сокровище, которое, можно думать, на основании слов Апостола Павла: вся вам благообразно и по чину да бывают, 335 имело свой чин и совершалось по установленному Апостолами порядку. Связь Христианского песнопения с Иудейским А) В Христианском Богослужении пение Ветхозаветное, а в частности, если можно так выразиться, пророческо-гармоническая лира Царя Давида или псалтырь, как лучший памятник Ветхозаветной церковной поэзии, 336 имевший преимущественное употребление при Богослужении в то именно время, когда живые струны в избранном народе Божием ослабели после времен пророческих, восстановлена в новой силе пришедшим Восстановителем всего прекрасного в мире и передана собранному им новому Израилю. Сам Господь, Иисус Христос, при последней Ветхозаветной Пасхе вместе с Апостолами воспел псалмы Давидовы, 337 и своим примером ввел псалмопение в употребление в Христианской церкви, дав ему свое высшее освящение. 338 Святые Апостолы, научая верующих благоустроять свои Богослужебные собрания, заповедали им назидать и вразумлять себя тоже пением псалмов, гимнов и песней духовных. 339 Об употреблении псалмов Давидовых при Богослужении кроме слова Божия говорит нам и История церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Goloso...

Опись отмечает, что клиросы, тот и другой, по наружности резные. На правом клиросе располагалась икона Иоанна Предтечи с житием (1а 6в х 1а 2,5в), на левом клиросе - образ Богоматери Владимирской (1а 4в х 1а 1в). Клиросные иконы Спасского храма не выявлены. Иконы помещались в киотах и резных рамах, киоты увенчало резное сияние со Святым Духом и два резных херувима. Одна из двух упомянутых в описях резных рам от клиросных икон присутствует в оформлении местного образа Петра и Павла Петропавловского иконостаса Успенской церкви. Другая рама сохранилась во фрагментах. Клиросная рама прямоугольная, волнистых очертаний, с выступающими пальметтами на углах. На осях укороченные лепестки пальметт обращены вовнутрь. Судя по наличию голубя, сияния и двух херувимов над иконами, клиросы должны были иметь фронтоны и не отмеченные в описях венчающие кресты. В качестве варианта для оформления фронтонов можно указать на клиросы, расположенные в Успенском храме. Скульптора Спасского иконостаса Херувимы. Четыре херувима обозначены над резным Саваофом. Два херувима присутствовали в оформлении резного Распятия, еще два крепились среди 16-ю металлических звезд на дуге, обрамляющей распятие с предстоящими. В Спасском иконостасе 12 херувимов фланкируют оси шести икон в нижнем праздничном ряду. Еще 11 (очевидно, к моменту составления описи один херувим был утрачен) следует предполагать на осях икон апостольского и пророческо-праотеческого чина, в составе фризов. Общее число херувимов в оформлении Спасского иконостаса равнялось 32. Резные херувимы широко распространены в декоре иконостасов, обрамлений икон, киотов, клиросов, темниц и кафедр в 18 в. Особенностью херувимов Спасскою иконостаса является их строго фронтальное и симметричное изображение. Херувимы не образуют характерных для развитых барочных иконостасов групп. В боковых пряслах иконостаса они расположены на осях, в центральном прясле они помещены по сторонам главной оси. Равномерное и симметричное расположение, привязка к осям, рамам и фризам свидетельствуют об орнаментальном использовании мотива.

http://sobory.ru/article/?object=15136

В первой половине нашего века в Англии и Германии появились более краткие и менее специальные работы. Среди них «Возникновение Нового Завета» Дэвида Маззи (The Rise of the New Testament, D. S. Muzzey) 64 и «Формирование Нового Завета» Джорджа X. Ферриса (The Formation of the New Testament, G. H. Ferris) 65 ; в последней ставится под вопрос идея письменного канона. Более глубокими кажутся две другие монографии. Одна написана Эдвардом Муром (Е. С. Moore) 66 , профессором богословия в Гарварде, который соотнес развитие канона и эволюцию форм церковной организации в толковании Рудольфа Сомма (R. Sohm). Автор другой – Генри Веддер (Н. С. Vedder) 67 , профессор церковной истории в Кроузеровской богословской семинарии (Crozer Theological Seminary), который пылко возражает Гарнаку и Феррису. Уместно вспомнить здесь и «Формирование Нового Завета», которую прочитал в Страсбурге, в церкви Св. Николая, Генрих Хольтцман (Н. J. Holtzmann) 68 , ведущий в своем поколении специалист по Новому Завету, а также цикл из пяти лекций под общим названием «Как книги Нового Завета стали Св. Писанием?» 69 . Их прочитал в Бонне группе учителей из Рейнланда и Вестфалии многообещающий ученый из Йены Ганс Лицман (Lietzmann). В обоих случаях весьма доступно дан серьезный обзор имеющегося исследовательского материала. Менее привычен подход Иоганна Бестмана (J. Bestmann), который в основном сосредоточился на том, как писались поздние книги Нового Завета и как они связаны с Песнями Соломона, 4–й Книгой Ездры и Заветами 12 патриархов 70 . Более традиционны публикации Пауля Эвальда (Р. Ewald) 71 , Пауля Дауша (P. Dausch) 72 и Натана Бонвеча (N. Bonwetsch) 73 . Продолжал заниматься каноном и Гарнак (см. окончание предыдущей главы). Наиболее значимой стала его книга «Возникновение Нового Завета и важнейшие последствия нового творения» (Die Entstehung des Neue Testament und die wichtigsten Folgen der neuen Schцpfung, Leipzig, 1914) 74 . В ней среди прочего он отстаивал такие мнения: а) текст Нового Завета обязан своим происхождением пророческо–апокалиптической литературе; б) создателем христианской Библии был Маркион; в) канон Муратори – официальный документ Римской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kanon-n...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010