В силу многих очень непростых обстоятельств научная деятельность В. М. Истрина в 1920-е гг. уже не была такой производительной. Но как гражданин и ученый он был непоколебим в отстаивании правды. В невероятно сложное для Отделения русского языка и словесности время он (после смерти А. А. Шахматова в 1920 г.) занимает должность председателя вплоть до закрытия ОРЯС в 1930 г., а с 1923 г. – товарища председателя Славянской комиссии при ОРЯС. Каким мужеством, самообладанием и стойкостью должен был обладать человек, живший в ином мире, не привыкший к бесконечным интригам и «разборкам». Область изучения памятников старины, славистика были объявлены реакционными. Закрывались многие институты, остальные «реорганизовывались» по единому образцу, где все меньше и меньше отводилось места древностям. Да и сама атмосфера научной и преподавательской деятельности была очень тяжелой. Самое страшное, что предвидели многие из его коллег и тщетно пытались приостановить, – это уничтожение академических кадров и традиций, разрушения Отделения русского языка и словесности. В 1923 г. академики В. М. Истрин  и М. Н. Сперанский писали в Докладной записке «В защиту ОРЯС»: «Отделение ясно сознавало свою высокую национальную задачу и быстро оценило всю важность и все значение своего существования как отдельного целого» 45 . И далее: «Если в настоящее время и можно с успехом работать на русским языком во всем его разнообразии, над истории литературы допетровского периода и над славяноведением в широком смысле, то всем этим русская наука обязана главнейшим образом Отделению русского языка и словесности… Кроме чисто научной стороны, есть и другая, где Отделение уже выступает из замкнутых стен Академии и получает значение научно-общественное. Наука движется не одними академиками, а совокупностью сотен и тысяч лиц, стоящих вне Академии, но объединенных какой-либо силой, какой-либо идеей, внутренней и внешней» 46 . В. М. Истрин  и его коллеги защищали в первую очередь сокровища национальной культуры: рукописные памятники, древние книги, словарные картотеки 47 , которые были и остаются достоянием вековых традиций русского народа, традиций, которые в 1920-е гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Istrin...

Приводя мнения авторитетных православных канонистов, Львов утверждал, что государю принадлежит власть в Церкви не государственная, но каноническая, определенная правилами святой Церкви. Так, канонист Павлов писал: «В делах церковного управления Императору принадлежат: во-первых, – право созывать соборы, во-вторых, – право избрания на высшие церковно-иерархические должности, в-третьих, – право верховного наблюдения за общим ходом церковных дел, в-четвертых, – право законодательства по делам Церкви в духе и на основании канонов». «Если Верховная власть, – продолжал докладчик изложение своего понимания симфонии, – в Российской Империи никогда не пользовалась и не желает пользоваться своею государственной властью в отношении к Русской Православной Церкви, а только тою властью, которая ей предоставлена канонами Церкви, то на каком основании какое-либо государственное учреждение в Российской Империи может желать пользоваться частицей своих государственных прав в отношении к Русской Православной Церкви, которой предоставлена по статьям Основных Законов полная автономия?.. Если церковно-приходские школы входят в область церковного управления, то, следовательно, ... эта область, вполне автономная и самостоятельная, в которую русская государственная власть, даже в лице Верховной власти, никогда не вторгалась и не вторгается, имеет и собственный порядок и право на полную самостоятельность, право на невторжение какого-либо государственного учреждения в область церковных прав Русской Православной Церкви». Далее необходимо было выяснить вопрос, относится ли это основное законодательство к церковно-приходским школам? С этой целью Львов цитирует толкование Сперанского, фактического автора первого варианта Основных Законов, который в своем «Руководстве к познанию законов» писал: «Власть Синода равна Сенату. Предметы Ведомства: 1) вообще дело церковного управления в высшем их отношении – избрание архиереев, определение архимандритов и игуменов; 2) законы, суд и благочиние, – подразумеваются церковные, – часть судная в преступлении должностей, дела бракоразводные, церковная цензура; 3) обучение – ведомство духовных училищ».

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserko...

48 В.П. Андрианова. Житие Алексея человека Божия в древней русской литературе и народной словесности. Петроград, 1917, (Здесь и далее подстрочные примечания Г. Федотова . В примечаниях сохранены авторские библиографические сокращения. -Ред.) 49 А.П. Кадлубовский. К ист. рус. дух, стиха о преп. Варлааме и Иоасафе. Рус. Фил. Вестн., 1915, 2. 52 Федотов излагает точку зрения М.Н. Сперанского, несколько смещая при этом акценты. В тексте, на который ссылается Федотов, сказано следующее: «…конец XV-XVII в. – время создания стиха в той форме, как мы его знаем теперь» (Сперанский М.Н.Духовные стихи из Курской губернии//ЭО, 1901, т. 50, 3, с. 18. В последние десятилетия в результате открытия новых письменных источников была уточнена хронология ряда духовных стихов. Например, установлено, что духовный стих о царевиче Иоасафе сложился на основе стиха покаянного 8-го гласа «Приими мя пустыня…» не позднее середины XVI в. и первоначально вообще не был связан с Повестью Варлааме и Иоасафе (см.:Петрова Л.А.К вопросу об истоках рукописной традиции цикле стихов о Варлааме и Иоасафе//Материалы и сообщения по фондам Отдела рукописной и редкой книги. 1985. Л., 1987, с. 39–51). Однако в целом вопрос о времени появления духовных стихов до сих пор не может считаться решенным. Не использованы в полной мере и возможности, которые открывают новейшие публикации покаянных (умиленных) стихов по рукописям XV-XVII вв. 53 Утверждение имеет принципиально важное значение для Федотова, поскольку позволяет рассматривать духовные стихи, зафиксированные в XIX в., в контексте русской средневековой культуры, ср.: «В России – в народных слоях ее – средневековье удержалось до середины XIX века» (Фед. НГ, с. 82–83). 54 Петр ВасильевичКиреевский(1808–1856), русский фольклорист, археограф, публицист, создал огромное фольклорное собрание, публикация которого продолжается и в наши дни. При жизни П.В. Киреевскому удалось издать лишь небольшую часть духовных стихов, имевшихся в его распоряжении (Русские народные песни, собранные П. Киреевским, ч. 1. Русские народные стихи//М., 1848). Материалы из архива П.В. Киреевского легли в основу наиболее полного собрания русских духовных стихов – «Калеки перехожие», подготовленного к печати П.Л. Бессоновым.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

Московские врачи извлекли из тела 4-летней девочки 36 магнитных шариков 16 ноября, 2023. Новостная служба Проглоченные детали конструктора повредили ребенку кишечник и чуть не стоили жизни 16 ноября. ПРАВМИР. Врачи из детской больницы имени Г. Н. Сперанского в Москве сделали сложную операцию 4-летней девочке. Ребенок проглотил 36 магнитных шариков, которые повредили кишечник ребенка в шести местах, сообщает пресс-служба Департамента здравоохранения города Москвы. Девочку привезли в больницу с болью в животе, многократной рвотой и слабостью. Врачи сначала извлекли из организма ребенка 29 деталей конструктора и зашили отверстия в кишечнике, который повредили магниты. «Далее, и это осложняло ситуацию, хирурги обнаружили, что еще семь шариков «гуляли» в двенадцатиперстной кишке, куда было не так просто добраться. Здесь врачи использовали комбинированный подход, пригласив врача-эндоскописта, который с помощью гибкого эндоскопа с металлическим наконечником примагнитил шарики и быстро их извлек», — говорится в сообщении ведомства. Через десять дней ребенка выписали домой «с хорошим прогнозом», как говорят врачи. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 4 мая, 2024 3 мая, 2024 3 мая, 2024 29 апреля, 2024 18 апреля, 2024 17 апреля, 2024 10 апреля, 2024 10 апреля, 2024 10 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/moskovskie-vrachi-izvl...

УНЫНИЕ 1. Тоску и скуку враг наводит Пишете, что тоска и скука томит. Беды ведь внешней – видимой – никакой нет?! Так это вражье дело. Враг не любит покойных сердец... и вот он ухитряет каким-то образом сердце сжимать и сладкий покой из него изгонять. Молитесь к Господу и Божией Матери... и пройдет... Только не ропщите и не досадуйте на это, а говорите: по делам, по делам! И прибавляйте: прости, Господи, грехи мои, ведомые и неведомые. Враг томит без толку, а вы, обратив сие томление в томление о грехах, перехитрите его, сделав его орудием доброго душевного чувства (3, с. 93). 2. Появление уныния: а) при отсутствии благодатных влечений; б) при пресыщении от чтения и размышления Сказав, что «Царствие Божие обнаруживается», Сперанский продолжает: «Тогда, когда все размышления, все рассуждения о предметах небесных становятся сухими, скучными, безвкусными...» Нет, не так: то влечение не есть следствие этого безвкусия, а безвкусие есть следствие того влечения. Надобно сказать так: когда то влечение обнаружится, тогда прекращается всякая своеличная деятельность, умом ли или другими силами, и желания ее нет; разве только враг может подходить и на что-нибудь наводить, внушая, что то и то тебе надо сделать или обдумать, чтоб развить начинающееся доброе состояние. У Сперанского это выражено слишком сильно: «сухими, скучными, безвкусными», тогда как довольно было сказать: все прекращается и оставляется. Если эти слова Сперанского понять так, как они звучат, то они будут указывать на бывающие в духовной жизни остановки от сухости, безвкусия и скучности. Это припадки духа уныния, мучителя подвижников. Но тогда не бывает никаких благодатных влечений; напротив, отсутствие их и бывает причиною уныния. Тут место только молчаливому терпению. Бывает также нечто похожее на это, когда кто долго читает со вниманием и углубленно размышляет о читаемом; душа насыщается тогда и читать более не хочет, и требует утомленному вниманию отдыха в молитве. Само собою видно, что тут бывает влечение совсем не то, о котором идет речь: тут обычная потребность отдыха, обнаруживаемая утомленною душою, подобно тому, как обнаруживается она утомленным телом (10, с. 39–41). Читать далее Источник: Симфония по творениям святителя Феофана, Затворника Вышенского. Изд. 2-е. - М., " ДАРЪ " , 2008. - 640 с. I8BN 978-5-485-00165-0 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

  - Да, но это тайна. Молитва — это тайна, а умная молитва тем более..   Страшная прелесть может возникнуть по причине неправильной умной молитвы. Обычно молитвы мы просто произносим и слышим их ушами. Эти молитвы имеют другой образ. Но умная молитва — это нечто иное, высшее.   Если в умной области воспламенится же­лание не от доброго твоего «Я», но от другого, от эгоистичного, тогда точно начнешь видеть свет, но не свет Христов. Обязательно начнешь чувствовать ложную ра­дость, но в своей внешней жизни, в общении ты будешь более диким, более раздражительным и более беспокой­ным.   И вот признак прельщенного человека. Прель­щенный не соглашается с тем, что он в прелести. Он — фанатик и делает зло. Так бывает и с ревнителями, если ревность у них не по разуму.               Поучения: перейти к оглавлению второй части Поучений... Порфирий Кавсокаливит   Автобиография Карта сайта   Комментарии Всего комментариев: 4 2013/09/03, 23:58:18 " Еще раньше 24 апреля 1937 г. я открыл старцу свое смущение и боязнь, вызванныя тем, что я прочитал у еп. Феофана в “Письмах о духовной жизни” (стр. 257) по поводу графа Сперанскаго предостережение занимающимся умной молитвой и тоже у св. Григория Синаита и Каллиста Игнатия Ксанфопуллов, что “без наставника руководителя самому в умно-сердечной молитве успеть невозможно, но легко уклониться в заблуждение и погибнуть, вместо пшеницы, увы, собрать плевелы”. О чем я с верою и спросил старца. На что он ответил: “Это было сказано применительно к тем временам, когда кругом были наставники такого делания, а в наше время более подходяще правило Никифора уединенника, ибо по нужде и закона пременение бывает”. В тот же вечер старец повторил: “Чтобы заниматься умным деланием, надо удерживать ум от воображения и разсуждений, сердце держать в покаянии и сокрушении, а волю удерживать от самонадеяннаго напряжения сил”. " (Схимонах Никодим Карульский, Наставления старца о молитве) Или, например, объяснения Никифора Подвижника: " Если же... не найдется он, то в духе сокрушенном и со слезами призвав Бога и помолившись Ему прилежно со смирением, сделай, что скажу тебе. " И далее по тексту описание практики.

http://isihazm.ru/?id=1205

Домострой свидетельствует о распространении альманахов. Ими интересовались и духовные лица, как видно из того, что один игумен, кир Алексей, заказал списать таковой некоего Ивана, писавшего книгу альманах (календарь) «от еллинских и латинских ученых (доктор), ведущих добре звездные течения и лекарские науки, их же аз готовые учения обретох, собрав воедино и вам, исправя, предложих». И далее: «календарь сиречь святцы по еллинскому и латинскому обычаю, якоже римстии и еллинстии астрологи знаменуют» (Соболевский, Перев. лит. 132–134). В библиотеке Бориса Годунова называются: «Тетрадь в полдесть, травник немецкой печатной, 5 тетрадей в полдесть, выписано из звездочетья, 2 книги в десть, польские, печать литовская» (Белокуров, О библиотеке, 322). Об отношении астрологических верований и позднейших календарях, где удерживались предсказания на разные политические темы (Пекарский, Наука и лит., I, 277–313); Древне-рус. отречен. верования (Аристотелевы врата) и календарь Брюса, Извекова (Ж. М. Н. Пр. 1874 г. 3 и 4); о разн. альманахах, громниках и пр. А.Архангельский (Уч. зап. Казан. унив. 1900, 9). М.Н.Сперанский. Из ист. отреч. книг. Арист. врата и тайная тайных, Спб. 1908. По свидетельству Контарини, во время зимы в Москву съезжалось множество купцов из Германии и Польши для покупки мехов 1144 ; эти купцы могли привозить с собою и календари, что подтверждается более поздним известием 1145 . Так, Маскевич, в своем «Дневнике» говорит: «В правление известного тирана ( Uoahha IV ) один из наших купцов, пользовавшихся правом приезжать в Россию с товарами, привез с собой кучу календарей, царь, узнав о том, велел часть этих книг принесть к себе. Русским они казались очень мудреными; сам царь не понимал в них ни слова, поэтому, опасаясь, чтобы народ не научился такой премудрости, приказал все календари забрать во дворец, купцу заплатить сколько потребовал, а книги сжечь» 1146 . И у М.Грека есть прямое указание на то, что иностранцы, проживавшие в России, распространяли между русскими астрологические сведения. В «слове обличительном на альманаха», обращаясь к распространителям их, он говорит так: «иногда латинскими злоучениями не боитесь развращать апостольское и отчепреданное мудрование, иногда же валаамовыми злоухищрениями и бесовскими гаданиями по звездам увещевать простых людей, стараясь низвести в ту же пропасть множество верных» 1147 . В приведенном месте прямо указывается, что в распространении звездочетства при М.Греке участвовали те же лица, которые действовали в пользу латинства, и в своих обличениях на звездочетство он более всего нападает на «латиномудрствующих герман», немцев, старающихся таковую прелесть вкоренить в мыслях православных 1148 . § II

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

Таким образом, общая реформа государственного строя была остановлена и отвергнута, а созданные в связи с нею министерства сохранились. Нужен был человек, который сумел бы вывести вновь созданные учреждения из их фальшивого положения и, так сказать, приспособить их к русской действительности. Осуществление этой задачи потребовало почти трех четвертей столетия, но на первых порах и вообще более всего пользы этому делу принес знаменитый М. М. Сперанский. Его мощный ум сумел выйти из затруднений, и новые учреждения были спасены для жизни. В настоящее время существуют в России до 15 министерств и равных им учреждений. Организация министерств далеко не однообразна, но общий тип их все-таки выступает совершенно ясно. Обыкновенно рядом с министром функционируют учреждения, ведающие доклады по делам – канцелярии и департаменты, и коллегиальные учреждения – министерские советы. За последнее время все более и более входит в обычай приглашать в министерство для совещания людей, часто не занимающих никакого положения в официальном мире, и вообще замечается в министерской деятельности стремление придать министерствам более жизненности, усилить коллегиальное начало, причем некоторые совещательные учреждения получают более самостоятельное значение. Из всех министерств особенной широтою полномочий облечено министерство внутренних дел. Таковым оно было с первых дней возникновения. С течением времени, несмотря на изъятие некоторых дел из ведения этого министерства, в общем, компетенция его все более и более расширялась; один перечень его отделов, советов, комитетов и проч. занял бы целую статью. Деятельность его усилилась особенно с изданием положения 12-го июля 1889 года о земских участковых начальниках, что предоставило министерству весьма сложные обязанности судебные и судебного надзора. Нужно надеяться, что по поводу столетия министерств появятся обстоятельные труды по их истории. Труды эти представят несомненный и выдающийся интерес и составят ценный вклад в историю внутренней жизни нашего отечества в минувшее, столь важное в его жизни столетие. Читать далее Источник: Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Восторгова : В 5-ти том. - Репр. изд. - Санкт-Петербург : Изд. «Царское Дело», 1995-1998./Т. 4: Статьи по вопросам миссионерским, педагогическим и публицистическим (1887-1912 гг.). - 1995. - 654, IV с. - (Серия «Духовное возрождение Отечества»). Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

—244— ресно и верно: иудеи – эллинисты воспользовались созвучием еврейского слова с греческим и составили, не спрашиваясь у европейских филологов 19-го века, имя, где первый элемент ( ερ ς ) значит „священный“. А ведь сам же о. Добровольский приходит к тому заключению, что при всяком филологическом объяснении имени Иерусалим выделяется из ряда других городов, как, город священный, как место священных событий и соединённых с ними священных воспоминаний (стр. 35). Общее моё заключение о прочитанном сочинении священника Василия Добровольского таково; сочинение очень хорошее и заслуживает полного одобрения и автор его вполне достоин степени кандидата богословия“. 15) О сочинении студента Епифановича Григория на тему: „Математические науки в русских духовных семинариях XIX века и желательная постановка их в настоящее время“. а) Инспектора Академии – и. д. ординарного, заслуженного профессора А.П. Шостьина: „В качестве вступления к исторической части исследования г. Епифанович помещает (стр. 1–35) краткое сообщение о преподавании математических наук в Петровских цифирных школах, в которых получали образование дети духовенства, и затем в духовных семинариях XVIII столетия (до реформ 1808–1814 гг.). Далее он довольно подробно говорит о преподавании математических наук в духовных семинариях и академиях до 40-х гидов XIX столетия (до Протасовской реформы) и затем по „Положению“ 1840 г. до реформы 1867–1869 гг. (стр. 36–131). Сравнительно короче говорит он о математических науках в наших духовных семинариях по реформе 1867–1869 г. и по Уставу 1884 г., кончая суждениями Предсоборного Присутствия 1906 г. (стр. 131–166). Вся эта историческая часть исследования г. Епифановича написана очень обстоятельно и документально. Она основывается не только на внимательном изучении различных „Историй“ духовных семинарий (прот. Смирнова, Агнцева, Надеждина, Благовещенского и др.), или известных трудов митр. Мака- —245— рия. г. Титлинова и Сперанского, но и на непосредственном знакомстве с духовно-школьными Уставами и объяснительными к ним записками. Многие страницы сочинения заняты разбором тогдашних программ и характеристикой современных им учебников, с указанием степени успешности математического обучения по отзывам различных ревизоров и преосв. Архиереев.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

И будущие деятели наши нравственно обязаны прислушаться к этому голосу общества. Пусть они успокоятся: не через «мошенников пера и разбойников печати» наше общество высказывало свои pia disideria, а через людей, имена которых дороги каждому честно убежденному русскому человеку – Аксакова, Самарина, Валуева. «Ужели же, восклицал один публицист освободительной эпохи, среди всех этих реформ только церковной жизни, жизни по самому существу своему наиболее свободной, не коснется этот дух времени, оживляющей сухие и мертвые кости, дух жизни свободной и самодеятельной, – ужели с нее только не будут сняты те бюрократические оковы, которые исторические обстоятельства наложили на нее, вместе с другими сторонами и областями русской жизни?.. И те люди, которые всему верили, даже чисто внешним, чисто временным историческим обрядам и учреждениям церковным, хотят придать характер догматической неизменности и упорно противятся всяким, даже самым незначительным реформам церковным, оказывают дурную услугу своей церкви: они губят самый живой родник религиозной жизни уничтожают и извращают самый могущественный и возвышенный мотив человеческой жизни» («Странник», декабрь, 884, 885 стр.). Перечислим остальные статьи по Истории Русской Церкви, которые не нашли места в нашем обзоре: Проф. М. Н. Сперанского, Переводные сборники изречений в славянорусской письменности (Чт. Общ. Ист. и Др. кн. 199), И. М. Покровского , Казанский архиерейский дом, его средства и штаты, преимущественно до 1764 г. (Прав. Соб. январь – октябрь) – это целые обширные исследования; Проф. П. В. Знаменского , Несколько материалов для истории Алтайской миссии и участия в ее делах Н. И. Ильминского (Прав. Соб. октябрь – декабрь); П. Потоцкого, Голос пастырей церкви о крепостной зависимости в эпоху императрицы Екатерины II (Вера и Разум, октябрь кн. 2-ая). С. Смирнов 2 Эта характеристика издана Поповым, Изборник статей, внесенных в рус. хроногр., стр. 200–201, также в Истории Соловьева II кн. (изд. Общ. Польза) стб. 809. 4 Последние главы VI–X, содержание которых здесь передается, напечатаны в ноябрьской и декабрьской книжках «Странника». Весь очерк вышел и отдельной книгой (цена 1 р. 50 коп.). Читать далее Источник: Смирнов С. И. Обзор журналов: Статьи по истории Русской Церкви//Богословский вестник 1902. Т. 1. 2. С. 384–410 (2-я пагин.). Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010