В 2003 г. был создан Одесско-Крымский экзархат УГКЦ. 13 февр. 2014 г. папа Римский Франциск утвердил предложение главы УГКЦ Святослава Шевчука об отделении от Одесско-Крымского экзархата УГКЦ Крымского верховно-архиепископского экзархата с центром в Симферополе. Временным администратором Крымского экзархата стал Тубурсико-Буренский еп. Михаил Бубний, его интронизация состоялась 12 апр. 2014 г. в Одессе. Центром Крымского деканата УГКЦ является Троицкий храм в пос. Отрадное Ялтинского горсовета (освящен в 2011). В 2012 г. в этот храм из Львова перенесли частицу мощей сщмч. Климента. Армянская апостольская Церковь (ААЦ). Посл. четв. XVIII - нач. XXI в. После вхождения К. в состав Российской империи в 1783 г. часть крымских армян вернулась в родные места, на полуостров также приезжали переселенцы из Вост. и Зап. Армении. Правительство создало армянам привилегированные условия: им были возвращены храмы, земли, городские кварталы; в Ст. Крыму и Карасубазаре созданы городские национальные самоуправляемые общины. Крымские армяне входили в Нахичевано-Бессарабскую епархию. Главой епархии в 1780-1801 гг. был Иосиф (Аргутинский-Долгорукий) , благодаря усилиям к-рого укрепилась арм. община К. В 1794 г. был возрожден Сурб-Хачский мон-рь близ Ст. Крыма, оставленный насельниками в 1778 г. В 1-й пол. XIX в. в К. было восстановлено 11 арм. церквей. В 1803 г. начало работу Карасубазарское духовное правление, в 1812 г. учреждено Карасубазарское наместничество Верховного патриарха-католикоса всех армян, в 1842 г. должность патриаршего наместника была заменена на должность главного попечителя арм. церквей Таврической губ. В 1820 г. архиеп. Иоаннес избрал местом своего пребывания Карасубазар, позднее кафедра была перенесена в Феодосию. В 1858 г. архиепископом Нахичевано-Бессарабской епархии стал Гавриил (Айвазян или Айвазовский, брат И. К. Айвазовского). Под его руководством были восстановлены мн. арм. храмы К. Епархиальная кафедра размещалась в церкви Рештакапетац (Архангелов) в Феодосии. Архиепископ добился открытия в Феодосии арм. уч-ща. В 1879 г. кафедра епархии переведена из Феодосии в Кишинёв. На рубеже XIX и XX вв. были построены новые храмы в Евпатории, Ялте, Симферополе, Феодосии, для 2 последних ряд икон написал И. К. Айвазовский. В 1897 г. в Таврической губ. насчитывалось 7494 армяно-григорианина и 1206 армяно-католиков.

http://pravenc.ru/text/2462085.html

Меружанян А., Мкртчян К. Различие и Меружанян А., Мкртчян К. Различие и Вероятной успешности способствовало расширение границ Византии BX–XI bb. и широкомасштабная иммиграция Армян на территорию Византии. Пападакис А. Мейендорф И., прот. Христианский Восток и возвышение папства. Церковь в 1071–1453 гг. М., 2010. С. 170. Антихалкидониты. Великое искушение//Давыденков О. иер. Вели благочестия тайна: Бог явися во плоти. М., 2002. С. 156–173; Выступление митрополита Киринейского Павла на заседании Смешанной Богословской комиссии в Дамаске (2–6 февраля, 1998 г.)//Давыденков О. иер. Вели благочестия тайна: Бог явися во плоти. М., 2002. С. 174–181; St.Nerses Theological Review. 1996, 1, 1. Pp. 51–91. Дамаскин (Папандреу), митр. Богословский диалог Православной Церкви с Древне-восточными Церквами//Дамаскин (Папандреу), митр. Православие на пороге третьего тысячелетия. К., 1999. Сс. 241–252 и др. Даыденков О. прот. В чем разница между православием и армянским Комментарии ( 3): Алекс1977 14 февраля 2012г. 14:45 Добрый день, в данной статье на мой взгляд допущено несколько ошибок: 1. Иоанн Златоуст не был армянином. 2. Этническое происхождение Македонской династии остается дискуссионным, основателем династии считается Василий1, следующим императором стал Лев 6 Мудрый или Философ, большинство ученных считает его не родным сыном Василия1, а сыном Михаила 3 из Аморийской династии. 3. Что значит обмен населением? 4. Григорий Просветитель не армянин, а парфянин.      ampelios 14 февраля 2012г. 23:13 Научный уровень статьи ниже плинтуса. Полное незнакомство с современной литературой. Ошибки с первых строк: Ааргус вместо Орхуса, династия Македонян вместо Македонской династии — очевидны следы неумелого перевода. Grigor_yan 27 августа 2012г. 17:49 Прискорбно, но при общем доброжелательном тоне автора в отношение ААЦ, статья у него получилась ужасной. Такого количества хронологических и фактических несоответствий мне встречать еще не приходилось. Такое ощущение, что текст составлен в виде лоскутного одеяла, из слухов, цитат из некомпетентных источников и собственных предположений. Если начать все это перечислять и исправлять, то получится новая статья. 

http://bogoslov.ru/article/2302835

Есть и молитвенные встречи. Уже дважды мы собирались на совместную молитву в приделе святителя Григория Армянского в храме Василия Блаженного на Красной площади: на панихиду в день памяти Геноцида армян и на молебен в день памяти святого Григория. Мы надеемся в будущем расширить деятельность общества, проводить миссионерские встречи, переводить святоотеческие творения на армянский язык, устроить воскресную школу, где помимо Закона Божия, основ Православия и церковно-славянского языка изучались бы и армянский язык, история армянского народа и его культура. Планов много, надеюсь, с Божией помощью получится их воплотить в жизнь. Отец Георгий: Большое спасибо за ваш рассказ. Очень важно, что вы засвидетельствовали, что на самом деле часть армянского народа всегда оставалась и доныне остается в лоне Православной Церкви, признающей Халкидонский Собор. И это тоже часть истории и наследия армянского народа. Думаю, это важно знать и иметь в виду тем армянам, которые делают выбор. Желаю вам помощи Божией! Рейтинг: 9.7 Голосов: 319 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  « Монофизитство  – это христологическое учение, сущность которого состоит в том, что в Господе Иисусе Христе только одна природа, а не две, как учит Православная Церковь. Исторически оно появилось как крайняя реакция на ересь несторианства и имело не только догматические, но и политические причины. Современные нехалкидониты стараются модифицировать свое учение, утверждают, что их отцов обвиняют в монофизитстве несправедливо, поскольку те анафематствовали Евтиха, но это изменение стилистики, не затрагивающее сути монофизитского вероучения. Работы их современных богословов свидетельствуют о том, что принципиальных изменений их доктрины не происходит, существенных различий между монофизитской христологией VI в. и современной нет» ( Давыденков Олег,  прот. В чем разница между Православием и армянским христианством?//  ). Подробнее об этом см.:  Лысый Сергий,  свящ. Основные вопросы полемики с представителями ААЦ на современном этапе//  http://www.bogoslov.ru/text/4493923.html ;  Хачатрян Тигрий,  свящ. К вопросу о диалоге между Православной Церковью и Древними Восточными Церквями//  http://www.bogoslov.ru/text/510783.html .

http://pravoslavie.ru/88621.html

По выражению Р. Тафта, «армянская Патараг ( - Жертва; обычное арм. обозначение Евхаристии.- Ред.) - Божественная литургия - является одним из наименее изученных евхаристических последований восточного христианского мира» (OCP. 1993. Vol. 59. P. 274). Неизвестно, какая именно литургия совершалась в Армении в III-IV вв., скорее всего это была традиц. каппадокийская евхаристическая служба. C IV в. этот евхаристический чин называется литургией свт. Василия Великого , поскольку он был отредактирован самим святителем (J. Fenwick). В нач. V в. эта литургия (содержащая раннюю, т. н. краткую, версию анафоры свт. Василия) была переведена на арм. язык и под именем литургии св. Григория Просветителя стала в V в. основной литургией ААЦ ( Мартиросян. С. 21-29; Taft. The Armenian. P. 181). К кон. V в. были сделаны 2 новых перевода литургии свт. Василия (с пространной версией анафоры): 1-й получил имя св. католикоса Саака (Исаака) Великого ( H ä nggi, Pahl. P. 332-336; в тексте анафоры св. Исаака даже сохранилось большое число оставшихся непереведенными греч. фраз, буквально совпадающих с соответствующими фрагментами анафоры свт. Василия), 2-й - свт. Кирилла Александрийского (Ibid. P. 337-341), он проявляет сходство с 1-й (до IX в.) визант. редакцией литургии свт. Василия, а также с греч. литургией «свт. Григория Богослова», носящей следы монофизитского влияния. Кроме того, известны еще 2 арм. анафоры этого времени - приписываемые свт. Григорию Богослову и свт. Афанасию Великому (Ibid. P. 319-331). Ок. X в. на арм. язык была вновь переведена литургия свт. Василия Великого, уже в развитой к-польской форме; в XIII в. ( Taft. The Armenian. P. 183) был сделан перевод к-польской литургии свт. Иоанна Златоуста ( Aucher. La versione. P. 370-404). В XI-XIV вв. под влиянием традиций Яковитской Церкви на арм. язык были переведены основной евхаристический чин яковитов - сир. редакция литургии ап. Иакова , брата Господня (Ibid. P. 342-346), а также еще одна традиц. зап.-сир. анафора сщмч. Игнатия Богоносца ( Winkler. Armenian Worship. P. 50; Τρεμπλας. Σ. 372-373). Кроме того, известны арм. переводы рим. мессы и литургии преждеосвященных Даров , а также (в греч. переводе утраченного арм. антимонофизитского сочинения - Sinait. gr. 1699. Fol. 91, XIV в.) фрагменты анафоры под именем свт. Епифания Кипрского ( H ä nggi, Pahl. P. 262-263), близкие к анафоре «Апостольского предания» . Несмотря на указанное разнообразие литургий, с X в. (по крайней мере) главной, а после XIII в. и единственной совершаемой на практике становится литургия, носящая имя свт. Афанасия Великого, в к-рой отчетливо прослеживается сильное визант. и в гораздо меньшей степени рим. влияние. Помимо рукописей литургий важнейшими источниками по истории арм. евхаристического чина ( Taft. The Armenian. P. 183-195) являются литургические комментарии еп. Хосрова Великого (Андзеваци) ( ок. 963), Нерсеса Ламбронаци ( 1198), Ованнеса Арчишеци ( ок. 1330). Анафоры

http://pravenc.ru/text/Армянский ...

В 1997 г. новосибирская община возобновила издание периодического органа Белокриницкой иерархии «Сибирский старообрядец», в 1999 г. издание получило епархиальный статус. При соборе действует воскресная школа. В сент. 1999 г. решением новосибирского епархиального совещания епархия была разделена на Восточное (Томская, Кемеровская, Иркутская области, Красноярский край, Республики Хакасия и Тыва) и Западное (Новосибирская, Омская области, Алтайский край, Республика Алтай, страны Центр. Азии) благочиния. В окт. 1999 г. решением Освященного собора из части епархии создана Уссурийская и всего Дальнего Востока епархия (Приморский и Хабаровский края, Еврейская автономная обл., Амурская, Магаданская, Камчатская, Читинская области, Чукотский АО, Республики Саха (Якутия) и Бурятия). 21 окт. 2015 г. решением Освященного собора РПСЦ на территории Томской и Кемеровской областей, Красноярского края, Республики Хакасии и Республики Тыва образована Томская епархия. 30 окт. 2016 г. в новосибир. соборе в честь Рождества Пресв. Богородицы открылся Музей истории старообрядчества Сибири. Н. А. Старухин, И. В. Октябрьская, С. Ф. Ахмадиева Общины раскольнических структур В Новосибирске действует зарегистрированный 20 марта 2006 г. приход во имя ап. Андрея Первозванного Московской архиепископии Российской православной кафолической церкви (во главе с «архиепископом Московским, митрополитом Всероссийским» Михаилом (Анашкиным)). В Н. о. также известны немногочисленные последователи Русской истинно православной церкви (см. в ст. Истинно православные христиане ), Русской православной церкви за границей (попытка организовать приход оказалась неудачной, ок. 2004 он прекратил существование), Русской православной церкви Киевского патриархата (см. Украинская православная церковь Киевского патриархата ). Численность их прихожан определяется в неск. десятков чел. Армянская Апостольская Церковь (ААЦ). Арм. диаспора в Н. о. формировалась в ХХ в. К 2000-летию Рождества Христова в Первомайском сквере Новосибирска был установлен крест-камень «Хачкар» из армянского туфа.

http://pravenc.ru/text/2577869.html

Когда у меня не получается евангельская проповедь, я не расстраиваюсь, но черпаю вдохновение у отца Даниила. Всегда стараюсь следовать его наставлениям, стоять в положении человека, у которого в руках Истина. Ведь наша сила во Христе Спасителе. Враг никогда не сможет победить смиренного последователя Христа, если тот в молитвенном духе ходит с Господом. Сам Бог пообещал, что «если враг придёт как река, дуновение Господа прогонит его» (Ис 59:19). Мне бы хотелось нести тот свет Евангелия, который я некогда сам увидел через священномученика Даниила Сысоева, своим братьям по крови Мне бы хотелось нести тот свет Евангелия, который я некогда сам увидел через священномученика Даниила Сысоева, своим братьям по крови. Я мечтаю, чтобы Армянская Православная Церковь была в лоне Единой святой соборной Церкви. К сожалению, есть историческо­богословские причины, которые отделяют Армянскую Апостольскую Церковь от единства с другими Поместными Православными Церквями. В связи с этим, у нас нет и евхаристического общения на протяжении полутора тысяч лет, что является печальным доказательством нашей разобщенности. Нужен серьезный богословский диалог между представителями Православных Поместных Церквей и ААЦ. Надеюсь, что когда-нибудь Армянская Апостольская Церковь во главе со святым Григорием Просветителем будет снова в единстве веры, любви и благочестия со всей полнотой Поместных Православных Церквей, снова станет живой частью Единой Святой и Соборной Апостольской Церкви. Милостью Божией число православных армян в последнее время увеличивается, благодаря проповеди Евангелия. Я не могу передать, насколько я рад тому, что появляются настоящие православные армяне и армянки. Наш народ жаждет слова Божиего, и насытиться им можно только через Священное Писание и Предание Православной Церкви. Рейтинг: 9.9 Голосов: 300 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Леонид 22 ноября 2019, 00:13 В память вечную.будет праведник. Мэздэгу-Адыгэ 29 марта 2015, 20:39 Поезжайте в Моздок, и там вы увидите много Кабардинцев Православных Христиан, около 15 тыс.чел.! Которые исповедуют Христианство с 5-6 века.Я сам из их числа))) И все старые Адыгские обычаи традиции сохранились именно в Моздоке))) По всей России около 50 тыс. Адыгов Христиан.

http://pravoslavie.ru/75288.html

Напрестольный крест. 1744 г. Мон-рь Лим (Музей-сокровищница Эчмиадзин) Напрестольный крест. 1744 г. Мон-рь Лим (Музей-сокровищница Эчмиадзин) в арм. традиции называется полуденным часом ( [чашу жам]). Она долго считалась не частью литургии, а отдельным последованием. В то время как ныне литургия может совершаться в любой день года, кроме Великой пятницы , в древности дней без литургии было больше (запрещалось совершение литургии в будние дни Великого и Начального постов; литургия часто не служилась и в др. дни); в этом случае полуденный час совершался без литургии. По мнению Р. Тафта, в этом случае во время полуденного часа могло совершаться причащение преждеосвященными Дарами ( Taft. The Armenian. P. 187). Древний порядок чина отдаленно напоминает визант. изобразительны (также первоначально использовавшиеся в качестве службы келейного Причащения). Согласно комментариям католикоса Ованнеса III Одзнеци († 728) и еп. Степаноса Сюнеци († 735), полуденный час включал в себя: антифон (по воскресеньям из Пс 92), возвышение Евангелия, возглас: «(?)(?)» [Пр " осхумэ] (греч. πρσχωμεν -  ), неск. прошений, чтение Свящ. Писания и Символ веры. В рукописи Lond. Brit. Museum. Orient. 4551 (сер. XVII в.) последование полуденного часа приводится без надписания в конце 9-го часа в следующем составе: евангельские чтения (Мф 5. 1-12; Мк 3. 13-19; Лк 14. 12-15; Ин 10. 11-16), Никейский Символ веры, молитва св. Григория Просветителя «Прославим Сущего прежде веков...», прошения (частично совпадают с визант. просительной ектенией), молитва Господня «Отче наш», аккламация «Один Свят, один Господь...» (=«    » визант. литургии), славословие Пресв. Троицы в виде диалога священника и клирика («Благословен Отец Святой, истинный Бог» - «Аминь»), к-рый заканчивается молитвой, сходной с читаемой священником в конце визант. литургии свт. Иоанна Златоуста («            ...»), стих Пс 33. 2, произносимый диаконом, и ответное благословение священника. Совр. чин Основная особенность евхаристического богослужения ААЦ - совершение литургии на вине, не разбавленном водой (здесь арм.

http://pravenc.ru/text/Армянский ...

практика не имеет себе аналогов), и на опресноках (в этом арм. практика находит соответствие католич.). Эта особенность арм. богослужения была одним из главных моментов критики со стороны православных (ср. Трул. 32), видевших в ней выражение аполлинарианских, монофизитских и афтартодокетистских взглядов ( Троицкий. С. 179-186, 193). Арм. авторы обычно говорят об этой особенности как о благочестивой местной традиции ( Мартиросян. С. 113-120), но мн. исследователи полагают, что эта особенность, действительно, была сознательно введена в арм. богослужение в целях противопоставления арм. богослужебной практики практике христиан-халкидонитов ( Троицкий. С. 177-198). В арм. традиции не принято сослужение за литургией неск. священников - Евхаристия всегда совершается только одним из них. Священник может совершить в день только одну литургию, на одном престоле в день не может совершаться более одной литургии. В церкви всегда хранятся запасные Святые Дары. Чинопоследование Божественной литургии ААЦ разделяется на 3 части: (подготовительная часть, соответствует визант. протесису, т. е. проскомидии ), (Полуденный час, т. е. литургия оглашенных), (Чистая Жертва, т. е. литургия верных). Служба совершается только на одной просфоре круглой формы. Причащение происходит под двумя видами, частицами Тела Христова, омоченными в Св. Крови. Детей, принявших св. Крещение , причащают не так, как в правосл. Церкви, влагая в уста каплю Св. Крови, а касаясь губ младенца частицей Святых Даров (т. н. Причащение губами - Малахия Орманиан. С. 105). Епитрахиль. 1716 г. Канакер (Музей-сокровищница Эчмиадзин) Епитрахиль. 1716 г. Канакер (Музей-сокровищница Эчмиадзин) Порядок подготовительной части ( (?) · . P. 140-153; СДЛ. Т. 2. С. 164-179; Raes. P. 72-74): 1) чтение священником молитвы Господней «Отче наш» и дополнительного прошения; 2) облачение священника и диакона в ризнице (при надевании одежд священник произносит особые стихи, аналогичные тем, что существуют в визант. и рим. практике), хор в это время поет песнь на облачение; 3) accessus ad altare (см.

http://pravenc.ru/text/Армянский ...

Верховный патриарх и католикос всех армян Мкртич I. Фотография. Нач. XX в. (Ванеци) [арм. (?) - почетный титул Айрик - «отец»] (4(16).04.1820, Ван - 29.10(11.11).1907, Эчмиадзин), католикос Армянской Апостольской Церкви (ААЦ) (избран в Эчмиадзине заочно 5(17) мая 1892; интронизация 26 сент. (8 окт. 1893), патриарх К-польского патриархата Армянской Церкви (1869-1873); общественный деятель, публицист, церковный писатель. Его отец был купцом, торговал одеждой в Крыму; с этим связано и происхождение фамилии Хримян (Крымский). Начальное образование получил в школах при мон-рях Лима и Ктуца (Васпуракан, Зап. Армения, территория Османской империи); в 1842 г. переехал в К-поль (Стамбул), где в 1848-1850 гг. преподавал в ряде арм. жен. школ. В 1847 г. предпринял поездку по Закавказью и Ирану, где посещал арм. общины, совершил паломничество в Иерусалим. В 1851 г. по поручению Армянского К-польского патриарха отправился в Киликию, чтобы ознакомиться с условиями жизни местных армян и изучить состояние арм. учебных заведений. В 1853 г. вернулся в Ван. В февр. 1854 г. в храме монастыря Ахтамар принял монашеский постриг и был рукоположен во иерея; 25 марта прочел 1-ю проповедь. М. Х. был воодушевлен идеей сделать центром арм. духовной культуры о-в Ахтамар по примеру о-ва Св. Лазаря в Венеции, где находился орден мхитаристов . Однако в условиях османского владычества реализация этого плана оказалась невозможной. В 1855 г. в К-поле М. Х. основал ж. «Арцив Васпуракани» (Орел Васпуракана). В своих статьях самой большой опасностью для арм. народа он назвал его эмиграцию, а высочайшим проявлением патриотизма - возвращение на родину. К-польская паства стекалась послушать его смелые вдохновенные проповеди, в т. ч. толкования Евангелия. Однажды он призвал Ованеса Татьяна, к-рый занимался производством пороха по заказу тур. властей, выслать в Армению партию пороха для самообороны арм. населения, а придворного архит. Карапета Бальяна - отправиться в Армению «для восстановления и реставрации архитектурного наследия своих предков - армянских храмов, крепостей, башен и дворцов». В 1856 г. М. Х. возвратился в Ван; в 1857 г. был назначен настоятелем мон-ря Варагаванк , в котором в том же году основал духовную семинарию, в 1858 г.- типографию; продолжил издание ж. «Арцив Васпуракани». В 1860 г. М. Х. посетил регионы Вост. Армении, входившие в состав Российской империи, побывал в Тифлисе.

http://pravenc.ru/text/2563852.html

Лебон Ж. Христология сирийского монофизитства/Пер. с франц. под ред. проф. Н. А. Заболотского. ЛДА, 1975 [машинопись] «Одной из причин, по которой термин “монофизитство” используется в отношении нехалкидонской стороны полемики, это защита ею выражения “одна природа Бога Слова воплощенная”». Samuel V. C. The Christology of Severus of Antioch//Abba Salama. 4. 1973. P.126-190. Полемические сочинения/Леонтий Иерусалимский, Феодор Абу-Курра, Леонтий Византийский. – Краснодар, 2011. – С.116. Адриан (Пашин), иеромонах. «Путеводитель» преподобного Анастасия Синаита как опыт раскрытия христологического учения Церкви./Машинопись. Сергиев Посад: Московская Духовная Академия, 2009 г. 159, LXXXIV с. См., например, Grillmeier, Aloys. Christ in Christian tradition. Volume 2, part 2, p. 159-162. Давыденков О., иерей. Христологическая система Севира Антиохийского. С.191-206. Считается, что Севир Антиохийский вместе с Юлианом Галикарнасским были анафематствованны ААЦ на соборе в Манцикерте (726 г.). Однако, по замечанию Ларше, этот собор, осудив отдельные высказывания этих богословов о тленности или нетленности тела Христова, не подверг анафеме их самих. Собор также «не подверг ни малейшему сомнению все остальные (то есть самые существенные) христологические воззрения Юлиана и Севира, и поэтому нельзя считать, что этот собор осудил христологические доктрины Юлиана и Севира в целом или что он знаменует собой отдаление от монофизитской христологии по существу». Ж. К. Ларше. Исторические основания антихалкидонизма и монофизитства Армянской Церкви (V-VIII вв.). С. 185, 187. Кирилл Александрийский, свт. Два послания к Суккенсу, епископу Диокесарийскому (Перевод с древнегреческого иеромонаха Феодора (Юлаева))/Богословский Вестник, Сергиев Посад: МДАиС. – 2010. С. 19-20. Деяния Вселенских Соборов. Т. 2. – Казань: Типография Императорского Университета, 1892. С. 160. В греческом тексте вместо «Христос» - «Сын». Cyrilli Alexandrini. Epistola 40 ad Eulogium presbyterum Constantinopolitanum. PG 77, 225d.

http://bogoslov.ru/article/4493923

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010