Только когда 3 янв. 1913 г. западноарм. писатель и адвокат Г. Зохраб во время заседания Национального собрания выступил с речью в защиту О., бывш. патриарх был оправдан. В том же году ему предлагали разные церковные должности, от к-рых он отказался. В мае 1914 г. О. отправился в Иаковов святых армянский монастырь в Иерусалиме , где активно занимался преподавательской и научно-лит. деятельностью. С началом геноцида армян (1915) его положение стало опасным. В кон. 1917 г., когда брит. войска вторглись в Иерусалим, О. вместе с др. насельниками мон-ря был вынужден покинуть город и нашел убежище в Дамаске. В мае 1918 г., после заключения Брестского мирного договора, О. вернулся в К-поль, где с каждым днем увеличивалось число арм. сирот и бездомных, чудом спасшихся от геноцида. 16 нояб. того же года, призывая в проповеди паству помочь пострадавшим, О. был так взволнован, что упал в обморок. Через 3 дня он скончался. Сочинения O. был выдающимся арм. ученым, обладал энциклопедическими знаниями, кроме родного армянского владел еще 8 языками: арабским, турецким, французским, немецким, английским, латинским, итальянским и персидским. Он оставил большое научно-лит. наследие, к-рое можно разделить на 3 части в соответствии в периодами его жизни: до перехода в ААЦ (1879), до ухода с Патриаршего престола (1908), до кончины (1918). В 1-й период в основном были написаны работы, связанные с каноническими вопросами отношений между Ватиканом и католиками восточного обряда : «Reversurus, или Турция и папство» (1872; имеется в виду булла «Reversurus», в которой папа Пий IX резко ограничивал автономию Армянской католической Церкви), «Гражданские права и религиозная свобода восточных католиков» (1872), «Ватикан и армяне» (1873). Во 2-й период О. был активно вовлечен в решение внутренних проблем ААЦ, и это нашло отражение в его проповедях, лекциях, исторических исследованиях и др. Для учеников Армашской семинарии О. написал учебники «Практическая литургика» и «Основы богословия». Поскольку одной из главных целей О. было религиозное просвещение арм. народа, он за годы Патриаршества составлял и частями публиковал «Церемониальный словарь», включающий сведения о праздниках, церковной утвари и богослужении ААЦ.

http://pravenc.ru/text/2581563.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НЕРСЕС ЛАМБРОНАЦИ [Арм. ] (1153, крепость Ламброн, Киликия - 14.07.1198, мон-рь Скевра, там же), свт. Армянской Апостольской Церкви (ААЦ), архиеп. Тарса ; писатель, ученый, философ, поэт, музыкант, переводчик, гос. деятель Киликийской Армении . Мирское имя Смбат. Сын кн. Ошина II Хетумяна и Шахандухт Пахлавуни, племянницы католикоса Нерсеса IV Шнорали . Отец владел крепостью Ламброн. Первыми учителями Смбата были монахи мон-ря Скевра, а также его мать, к-рая обучила его греч. языку. Когда юноше исполнилось 16 лет, она отправила его в Ромклу, крепость на Евфрате (Сев. Сирия), где в то время находилась резиденция католикосов ААЦ. Там он учился в Высшей школе Католикосата под покровительством родственников, католикосов Григора III Пахлавуни и Нерсеса IV Шнорали; в совершенстве овладел греческим, латинским, сирийским, коптским и еврейским языками. Нерсес IV Шнорали рукоположил его во священника в 16 лет и дал ему свое имя. В 1176 г. католикос Григор IV Тха возвел его в сан архиепископа Тарса. Последние годы жизни Н. Л. провел при дворе киликийского царя Левона I Великого, заведовал делами гос. управления, был советником и переводчиком. Несмотря на свое знатное происхождение, с юности Н. Л. избрал духовное поприще, посвятил себя церковной, научной и лит. деятельности. Свое наследство в 30 тыс. золотых он потратил на собирание арм. рукописей, создание школ, книгохранилищ, восстановление армянских храмов и мон-рей. Н. Л. сделал многое для упорядочения гос. жизни Киликийской Армении. Он переводил и составлял своды законов для всех сфер гражданской, военной, церковной и дипломатической жизни страны. Известность Н. Л. как влиятельного церковно-политического деятеля распространилась за пределами Киликии. Он стал признанным ученым на всем Ближ. Востоке. Благодаря своему риторическому таланту Н. Л. прославился и как проповедник. Армянские и иностранные авторы сравнивали его с Демосфеном, Цицероном, со свт. Иоанном Златоустом. За свою мудрость и благочестие он почитался греками, сирийцами, римлянами. В 1178/79 г. Н. Л. участвовал в Соборе ААЦ в Ромкле. По поручению кн. Левона II Рубенида в 1190 г. встречал войско крестоносцев во главе с кор. Фридрихом I Барбароссой. В 1196/97 г. в качестве посла отправился к К-поль, чтобы урегулировать отношения Киликийской Армении с Византией.

http://pravenc.ru/text/2565086.html

Новгороде наступил в 90-х гг. XX в. В 1993 г. была создана обл. общественная орг-ция «Нижегородская армянская община», к-рая объявила одной из своих главных задач строительство храма. В мае 1996 г. армянская община направила письмо главе администрации Н. Новгорода И. П. Склярову с просьбой выделить земельный участок под проектирование и строительство церкви. В июне 1996 г. городской администрацией было принято решение о выделении участка рядом с прежним историческим местом, в районе Нижегородской ярмарки, на территории, прилегающей к бывш. Армянской ул., однако этот проект не был реализован. В авг. 1999 г. арм. общине был предоставлен участок в районе строящегося метромоста, а в 2002 г. за ней был закреплен др. участок в том же районе. Здание церкви было спроектировано в 2003 г. нижегородскими и арм. архитекторами с учетом рекомендаций и замечаний, поступивших из Вагаршапата. Приход «Церковь Сурб Аменапркич» («Церковь Христа Спасителя») ААЦ был образован 5 дек. 2007 г. в составе Ново-Нахичеванской и Российской епархии ААЦ. 24 дек. 2008 г. еп. Ново-Нахичеванский и Российский Езрас (Нерсисян; с 2013 архиепископ Российский и Ново-Нахичеванский) освятил фундамент и заложил 1-й камень в фундамент буд. храма. Первое богослужение состоялось 6 янв. 2012 г., на праздник Рождества Христова; его совершил назначенный в Н. Новгород свящ. Себеос Галачян. 26 окт. 2013 г. глава Арагацотнской епархии ААЦ еп. Мкртич (Прошян) совершил чин освящения крестов и купели. Чин великого освящения нового храма 25 мая 2014 г. совершил архиеп. Езрас (Нерсисян), тогда же свящ. Себеос Галачян был утвержден настоятелем и духовным пастырем армян Н. Новгорода. Значительную роль в приходской жизни играет армянский молодежный центр «Гехард», целью к-рого является воспитание у арм. молодежи национальных и духовных ценностей. А. А. Корнилов Протестантские церкви, деноминации и секты Первая община лютеран сформировалась в Н. Новгороде в 1580 г. из пленных немцев - участников Ливонской войны 1558-1583 гг. В правление царей Феодора Иоанновича (1584-1598) и Бориса Феодоровича Годунова (1598-1605) к членам общины ежегодно приезжал для религ.

http://pravenc.ru/text/2565206.html

В нач. 90-х гг. XX в. сформировался приход в Оренбурге (зарегистрирован 22 февр. 1995), к-рому 19 окт. 1993 г. возвращено историческое здание костела. После реставрации 23 нояб. 1997 г. костел освящен во имя Пресв. Божией Матери Лоретанской апостольским администратором для католиков лат. обряда севера европ. части России архиеп. Т. Кондрусевичем . В 1994 г. зарегистрирован приход в Бугуруслане (перерегистрирован в 1999, снят с регистрации 21 янв. 2015), в 1999 г.- в Новотроицке (снят с регистрации 11 янв. 2018) и с. Блюменталь Беляевского р-на (снят с регистрации 20 февр. 2008). 27 янв. 2001 г. в Оренбурге зарегистрирована благотворительная орг-ция «Каритас» (см. «Caritas Internationalis» ). С 2002 г. католические приходы О. о. входят в Епархию св. Климента. 25 июня 2006 г. был освящен костел Неустанной Помощи Пресв. Божией Матери в Орске. Армянская Апостольская Церковь (ААЦ). Армяне появились в регионе еще в сер. XVIII в., однако до нач. XX в. их численность была незначительной (в 1897 - 19 чел.). В основном это были лица, временно проживавшие в Оренбургской губ.,- приезжие торговцы, военнослужащие и ссыльные. В 1903-1910 гг. на территорию губернии в админстративном порядке были высланы под надзор полиции не менее 289 армян, среди которых были беженцы из Османской империи, участники революционного движения, члены партии «Дашнакцутюн» и др. «политически неблагонадежные лица». В Оренбургском крае отбывали ссылку и 7 армяно-григорианских священнослужителей, в т. ч.: викарий Эриванской епархии архиеп. Сукиас (Парзянц); викарий Елисаветпольский, председатель Елисаветпольского духовного арм. правления архим. Беник; викарий Александропольский, председатель Александропольского духовного арм. правления архим. Саак (Багдасарян); приходские священнослужители Баграт Тер-Арзуманянц, Гевонд Тер-Вартанов, Амазасп Тер-Григорьянц, Саркис Тер-Эмануэлянц. Из-за отсутствия в крае храмов ААЦ ссыльные армяне не имели возможности исполнять свои религ. обряды. К 1913 г. в Оренбургской губ. проживали 68 верующих ААЦ (в т. ч. в Оренбурге - 63 чел.).

http://pravenc.ru/text/2581503.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Магакия Орманян, патриарх К-польский (ААЦ). Фотография. Нач. XX в. Магакия (Малахия; в миру Погос) [арм. ] (23.02.1841, К-поль (Стамбул) - 19.11.1918, там же), патриарх К-польский Армянской Апостольской Церкви (ААЦ; 1896-1908), общественно-политический деятель, богослов, историк, филолог, публицист, арменовед. Жизнь Род. в семье, принадлежавшей к Армянской католической Церкви . Начальное образование получил в школах католических орденов мхитаристов и антонитов в К-поле. В 1851 г. продолжил учебу в монастырской школе св. Григория Просветителя антонитов в Риме. 25 дек. 1855 г. был посвящен в дарохранителя и наречен именем Магакия. В 1858 г. принял постриг, став членом ордена. Высшее образование получил в Риме, в частности в папском ин-те св. Аполлинария. 24 авг. 1863 г. был рукоположен во иерея. В 1865 г. в присутствии гос. секретаря Св. Престола кард. Джакомо Антонелли выступил с обоснованием учения о папском примате. Некоторое время состоял учителем арм. языка в миссионерской коллегии Конгрегации пропаганды веры в Риме. В 1866 г., вернувшись в К-поль, О. стал секретарем в мон-ре антонитов. Он активно выступал против церковно-политической деятельности католикоса армян-католиков Антония Петра IX, к-рый был поборником полной ассимиляции армяно-католич. общины Римско-католической Церковью. В 1867 г. О. стал смотрителем в уч-ще антонитов в Риме. В 1868 г. был избран членом Римской богословской академии. На Ватиканском I Соборе (1869-1870) был одним из советников армяно-католич. епископов, выступал против принятого Собором догмата о непогрешимости папы Римского . После Собора из-за гонений на противников догмата О. был вынужден вернуться в К-поль, где продолжил борьбу уже на литературно-публицистическом поприще. От лица армяно-католич. общины он составил полемический ответ (изд. в К-поле в 1870 на армянском, французском и итальянском языках) на циркулярное письмо апостольского нунция в К-поле архиеп. Йозефа Плёйма, к-рый под угрозой отлучения потребовал от армян признать полную власть папы Римского в вопросах, касающихся не только веры и нравственности, но и управления Церковью. Три сочинения О., посвященные истокам и сути современного ему армяно-католич. конфликта, в 1874 г. были включены Ватиканом в список запрещенных книг, что заставило его задуматься о переходе в ААЦ. В 1875 г. в Италии О. встретился с лидером итал. народно-освободительного движения Дж. Гарибальди и обсудил с ним вопросы, касавшиеся освободительных движений итальянского и армянского народов. В 1876 г. вернулся в К-поль и через год обратился к арм. К-польскому патриарху Нерсесу II Варжапетяну с просьбой принять его в лоно ААЦ, но тот посоветовал ему не спешить.

http://pravenc.ru/text/2581563.html

Очень точное определение монофизитства, на наш взгляд, дает в своем исследовании «Иисус Христос в восточном православном богословии» протопресвитер Иоанн Мейендорф: «Монофизиты – последователи Диоскора и Тимофея Элура, считавшие Халкидонский Собор возращением к несторианству и потому отвергавшие его. Формула св. Кирилла «единая воплощенная природа Бога-Слова» представлялась им единственно приемлемой в христологии; в их понимании эта единая природа несомненно состояла «из двух природ» (κ δο σεων), поскольку слово «природа» дополнительно имело значение родового понятия; но конкретно исторический Христос был «одной единственной природы». Согласиться с Халкидонским вероопределением в том, что Господь «был в двух природах» (ν δο σεσιν) после соединения представлялось им равнозначным признанию во Христе двух отдельных самостоятельных существ» . Таким образом, для православного богословия аутентичное, святоотеческое понимание термина «монофизитство» предполагает исповедание не только евтихианства (лишь божественной природы во Христе), но исповедание вообще одной природы Христа, которая может иметь и богочеловеческий характер, соединяя в себе как божественные, так и человеческие свойства. Севир Антиохийский для обозначения этой природы, в частности, использует термин «единая сложная природа» . С этой точки зрения, миафизитство ААЦ является одним из направлений умеренного монофизитства , в отличие от крайнего монофизитства Евтихия, не допускающего единосущия плоти Христа нашему существу. Представители ААЦ приводят лингвистический аргумент недопустимости именования сторонников формулы «μα σις» монофизитами. По их словам, «μνο» может обозначать один и только один предмет, а «μα» – один, состоящий из двух и более; то есть «моно», в отличие от «миа», – это однозначное отвержение составного единства . Однако, даже если принять этот аргумент в расчет, говоря об одной состоящей из двух природ природе Христа, представители ААЦ, тем не менее, не допускают выражения «две природы Христа после единения»; т.е. природа Христа для них одна и только одна, а именно – богочеловеческая. Именно поэтому, на наш взгляд, православные полемисты использовали термин «монофизитство» в отношении своих оппонентов, подчеркивая тем самым, что сложная или составная природа антихалкидонитов – это в любом случае одна природа.

http://bogoslov.ru/article/4493923

К. управлял ГПЦ в период обострения борьбы между Ираном и Византией, в церковной сфере это выражалось в противостоянии монофизитства, поддерживаемого персами, и дифизитства. К. выражал приверженность решениям Халкидонского Собора 451 г., проводил национальную религиозную политику и сыграл важную роль в вопросе политической ориентации Грузии на Византию. Взойдя на престол Предстоятеля ГПЦ, К. содействовал возвращению представителей разных конфессий в Православие. Он отправил посла в Иерусалим и Рим, чтобы узнать мнение глав этих Церквей о необходимости повторного крещения несториан, желающих воссоединиться с Православием. Сохранилось ответное письмо папы Римского Григория I ( Gregorius I, Papa (Magnus). 1902. С. 24-26, 575-577). Следуя рекомендациям папы, К. принял в Православие покаявшихся сирийцев-несториан и даже хиротонисал некоторых во архиереев. Тесную связь поддерживал К. с Иерусалимом, особенно во время прений с монофизитами. Политика К. спровоцировала раскол ГПЦ и ААЦ. Эпоха его правления в контексте отделения ААЦ от православных Церквей описана в трактате «О разделении Грузии и Армении». На Двинском Соборе 554-555 гг., созванном арм. католикосом Нерсесом II Багревандци, ААЦ отвергла решения Халкидонского Собора (подробнее см. в ст. Двинские Соборы Армянской Апостольской Церкви (VI-VIII вв.)). Как указано в источнике, «в связи с этим вся Картли и четвертая часть Армении отделились от рукоположения армянским духовенством. А эры и сивнийцы одно время отделились, но потом опять воссоединились с ними» ( Арсений Сапарели. 1980. С. 27). Как считают некоторые историки, под «всей Картли» подразумеваются исторические провинции Тао, Басиани и прилегающие к ним регионы; под «четвертой частью Армении» - пров. Айрарат с окрестными территориями ( Анания (Джапаридзе), митр. 2011. С. 122). Они опираются на сведения Арсения Сапарели: «Попросил Авраам у Кириона эту епархию (Цуртавскую.- Авт.), но он не дал, и увеличилась вражда между ними. Созвал Авраам священнослужителей Арарата и сказал им: или отрекитесь от Халкидонского Собора, или изыдите из нашего владычества... Католикос Авраам силой изгнал священослужителей - Иоанна, предстоятеля святой соборной Церкви, а также Ошакана, Эливарда, Арамунта, Гарниса из всех монастырей всего Арарата» ( Арсений Сапарели. 1980. С. 22-30). Другие исследователи (Алексидзе и его последователи) понимают под Картли Вост. Грузию. На основании того что Басиани, согласно «Книге посланий», являлась мощным центром монофизитства даже при византийцах (с 591), Тао не входила в состав Картли до 1-й пол. VIII в., а Айрарат с центром в Двине был владением арм. католикоса, под «четвертой частью Армении» они подразумевали Четвертую Армению.

http://pravenc.ru/text/1840497.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОВАННЕС III ОДЗНЕЦИ [Имастасер (Философ); арм. (?)(?) ] (ок. 650, сел. Одзун Гугаркской провинции обл. Ташир Вел. Армении - 729, там же или сел. Ардви), армянский святой (пам. в субботу 3-й недели Великого поста), католикос Армянской Апостольской Церкви (ААЦ; 717-728), богослов, философ, правовед. Жизнь Образование получил в Айрарате (пров. Арагацотн) под руководством известного арм. богослова Теодороса Кртенавора; изучал экзегетику, богословие, философию, грамматику, риторику. Предполагают, что О. О. учился также в Сюникской школе, к-рая была известным научно-образовательным центром грекофильской философской направленности в Армении. Биографические сведения об О. О. до избрания его католикосом довольно скудны. Во епископа его рукоположил, вероятно, католикос Елия I Арчишеци (703-717) и поручил ему управление Арагацотнской или, по мнению патриарха Магакии Орманяна , Гугаркской епархией. В трудный период подчинения Армении Арабскому халифату О. О. всячески стремился усилить политическое и экономическое влияние ААЦ. По сообщениям арм. источников, ок. 719 г. он отправился в Дамаск к халифу Умару II с просьбой освободить ААЦ от нек-рых налогов, прекратить преследования христиан во владениях Омейядов и гарантировать им свободу вероисповедания. Халиф дал письменное согласие, а католикос пообещал обеспечить лояльность арм. населения к властям. По нек-рым сведениям, в эдикте Умара II были также утверждены землевладельческие права ААЦ на территории Армении и дано согласие на возвращение арм. князей, плененных в результате подавления арм. бунта 703-705 гг. (араб. источники в целом подтверждают эти действия Умара II, к-рые, очевидно, были связаны с его политикой по возрождению принципов раннего ислама - см.: Большаков О. Г. История халифата. М., 2010. Т. 4. С. 143; арм. историк Гевонд сообщает, что с аналогичной миссией ездил к араб. наместнику Мухаммаду ибн Марвану католикос Саак III Дзорапорци (677-703) - Там же. С. 60); О. О. удалось достичь соглашения с Умаром II относительно борьбы с халкидонитами (православными) и павликианами .

http://pravenc.ru/text/2578125.html

Духовным главой греко-католиков Ливана является патриарх Антиохии, Александрии, Иерусалима и всего Востока. Он располагает двумя резиденциями, одна из которых находится в Египте, в городе Александрии, а другая в столице Сирии — Дамаске. Представители этой общины составляют около 6 % населения Ливана и около 12 % ливанских христиан. Более 2/5 всех греко-католиков проживает в мухафазе Бекаа, из них подавляющее большинство в г. Захли, который является центром ливанских мелькитов. По установившейся традиции мелькитская община избирает шесть своих депутатов в парламент. Армянская апостольская церковь [ править править код ] Четвёртой по числу приверженцев христианской (мусульмане и грузины только ошибочно считают армян нехристианами из-за того, что ААЦ в литургии использует не общепринятый среди всех остальных христиан Никео-Цареградский символ веры, а Никейский символ веры с добавлениями, в основном, заимствованными из Никео-Цареградского символа, читаемого всегда находившимися в евхаристическом общении с ААЦ сиро-яковитами) церковью является Армянская Апостольская церковь. Это - армянская национальная автокефальная церковь, принадлежащая к православным церквям дохалкидонской традиции, во главе которой стоит католикос всех армян, имеющий свою резиденцию в Эчмиадзине, под Ереваном. Армяне — самое многочисленное неарабское национальное меньшинство Ливана, составляющее около 6 % всего населения страны. Православные армяне составляют около 4/5 армянского населения Ливана, или около 6 % всех жителей страны. Из них более 67 % проживает в Бейруте, около 25 % в городах мухафазы Горный Ливан. Армяне сохраняют свой язык, традиции, обычаи и имеют свои религиозные и культурные организации, школы, колледжи, периодическую печать и т. д. В парламенте православные армяне представлены несколькими депутатами. В большинстве своём армяне переселились в эти области уже в XX веке в результате бегства от геноцида, устроенного младотурками в 1915 году. Большинство армян в период с 1915 по 1924 г. были замучены и погибли, но некоторым удалось бежать в труднодоступные районы Османской империи, одним из которых традиционно был Ливан.

http://azbyka.ru/palomnik/Категория:Лива...

«Слово “ипостась” (по-гречески πστασις) состоит из двух частей – “ипо” (внизу, снизу, под) и “стасис” (расстановка, устанавливание, стояние). В этом смысле калькой греческого “ипо-стасис” является латинская “суб-станция”. Вот основные значения этого на удивление многозначного древнегреческого слова: выдерживание, поддерживание, основание, фундамент, основа, план, схема, стойкость, уверенность, твердость, оседание, опадание, осадок, отстой, сгущение, уплотнение. Из этих простых понятий, вытекает представление о некоей, так сказать, “материальной основе”, “веществе” или “сути вещей”. С развитием греческого языка, возникают более сложные смыслы многозначного слова “ипостась”, которые и усваиваются античной философией, а через нее и христианским богословием: субстанция, сущность, существо, существование, бытие, реальность, действительность… Такое свободное понимание было до терминологической реформы великих отцов каппадокийцев, когда ипостась в христианском богословии стала обозначать только конкретного субъекта – индивида, особы, личности, оставив смысл общего, то есть “существа вообще”, за термином “сущность”. Такое каппадокийское понимание ипостаси человека, как целостной в своей субстанции и самосознании личности, сохранилось поныне в богословии дохалкидонских Православных Церквей, в том числе и в ААЦ, где по-армянски ипостась называется “андз”» . Очевидно, что данное понимание «ипостаси» созвучно православному богословию, в частности, «Философским главам» прп. Иоанна Дамаскина: «Слово “ипостась” имеет два значения. Взятое в общем смысле, оно означает сущность вообще. В собственном же смысле “ипостась” означает индивидуум, а также отдельное лицо» . «…Святые отцы названиями “ипостась”, “лицо” и “индивидуум” обозначали одно и то же, а именно то, что состоя из сущности и случайностей, существует само по себе и самостоятельно, различается числом и выражает такого-то, например, Петра, Павла, такого-то коня» . Как для ААЦ, так и для православных, «ипостась» – это «Петр, Павел или такой-то конь».

http://bogoslov.ru/article/4493923

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010