Архив: Послужный список о. Герасима (Новикова) (19241929). АЕУА. Лит.: Евлогий, митр. Путь моей жизни. Герасим ( Романов Леонид Георгиевич , 15.6.1928, Париж, Франция – 22.2.2005, Джорданвилль, Нью-Йорк, США), игумен. Родился в семье русских эмигрантов, поселившихся во Франции, отец его – Георгий Романов (см.) – стал священником. Среднее образование получил в Париже, состоял в юрисдикции РЗЦ, в конце 2-й мировой войны вступил послушником в приютившуюся в Женеве братию обители прп. Иова Почаевского , вместе с братией отправился в США в Джорданвилльский Троицкий монастырь (1948), пострижен в монашество (1949), иеродиакон (10.9.1950), иеромонах (19.8.1958), хиротонию совершил митр. Анастасий (Грибановский) , настоятель русской церкви в Тегеране (195821.1.1961), помощник настоятеля церкви Всех русских святых в Париже (21.1.19611968), игумен (1966), Архиерейский Синод собирался назначить его на должность начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, но назначение не состоялось и вместо него послали архим. Антония (Граббе), взамен был назначен настоятелем церкви Всех русских святых в Париже (19681969), переселился снова в США (1969), служил на приходе в Чикаго-Детройтской епархии, а затем в Восточно-Американской епархии, последняя должность – настоятель церкви в г. Ньюарке (Нью-Джерси), вышел за штат но болезни (1990), жил на покое в Троицком монастыре в Джорданвилле. Лит.: Сообщение о смерти о. Герасима Романова на сайте РЗЦ. Герасимов Григорий (дата рождения не установлена – сконч. после 1960, Кливленд, Огайо, США), протоиерей. Во время 2-й мировой войны клирик Украинской Автономной Православной Церкви, эмигрировал в Германию и принят в клир РЗЦ (1944), уехал в США (1950), помощник настоятеля Воскресенской церкви в г. Кливленде (1950после 1960), больше сведений о нем не имеется. Архив: АГЗ. Гермоген ( Золенко , мирское имя не установлено; около 18707.2.1957, Иерусалим), архимандрит. Из семьи крестьян. Постриженник Курского Знаменского монастыря, иеромонах, эмигрировал через Крым и Константинополь в Сербию (19191920), вместе с еп. Феофаном Курским (см.) вывез на своей груди чудотворную икону Коренной Курской Божией Матери, член братии одного монастыря в Сербии (19211926), состоял в юрисдикции РЗЦ, член Иерусалимской Духовной Миссии (19261939, вторично 19541957), духовник Вознесенского Елеонского монастыря (19261939), архимандрит, настоятель русской церкви в Бейруте (19391954).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В начале 70-х годов русскими белоэмигрантами, по благословению священноначалия Русской Православной Церкви Заграницей, в австрийском городе Лиенц было открыто символическое мемориальное казачье кладбище и установлена восьмиметровая стела в память атаманов Краснова, Шкуро, фон Паннвица и всех казаков 15-го кавалерийского корпуса и Казачьего стана, воевавших против Сталина и насильственно выданных англо-американцами на уничтожение в сталинский СССР. Символическая мемориальная плита в память солдат Русской Освободительной армии была также установлена и освящена священниками РПЦЗ в городке Платлинг под Мюнхеном в Германии. На православном Свято-Владимирском кладбище в городе Джаксон (штат Нью-Джерси, США) построена и освящена православная часовня в память казаков, выданных в Лиенце. В Глендоре под Лос-Анжелесом на православном кладбище установлен пятиметровый крест в память казаков и всех участников антисталинского освободительного движения в годы Второй мировой войны, выданных после окончания войны в сталинский ГУЛАГ. Православная часовня в память воинов Русского корпуса, воевавших на Балканах в 1941—45 гг., установлена на православном кладбище в Ново-Дивеево под Нью-Йорком (США). В северной Италии (область Фриули, село Тимау) воздвигнут католический храм во имя Пресвятой Богородицы, посвященный памяти казаков 15-го кавалерийского корпуса и Казачьего стана. В столице Чехии Праге на Ольшанском кладбище в 1993 г. установлен православный пятиметровый крест воинам Русской Освободительной армии (1-й дивизии РОА), освободившим Прагу от эсэсовской дивизии «Адольф Гитлер» 6—8 мая 1945 г. и спасших город от полного разрушения. Десятки аналогичных памятников установлены по благословению священноначалия РПЦЗ в Канаде, Австралии и других странах. Но для нас особенно важно, что в 1998 г. подобный памятник был установлен и в Москве. Инициатором его создания стал ветеран Великой Отечественной войны, участник штурма Рейхстага гвардии полковник Ерофей Михайлович Левшов. В 1953 г. (после свержения Берии) Е.М. Левшов получил доступ к архивам НКВД-МГБ и много лет работал там с секретнейшими документами. В самом начале хрущевской «оттепели» Е.М. Левшов не побоялся написать диссертацию о красном терроре и «раскулачивании», гонениях против Православной Церкви, насильственной коллективизации и сталинских концлагерях, о причинах участия части казачества во Второй мировой войне на стороне Германии и послевоенной трагедии насильственной выдачи казаков.

http://e-vestnik.ru/history/o_primirenii...

Принял монашество и рукоположен в сан иеромонаха (1924). Служил на Холмщине, в Почаеве, в Литве. Настоятель Жировицкого монастыря (1935). Епископ Новогрудский, викарий Черниговской епархии автономной Украинской Церкви (1941). Епископ Екатеринославский и Мелитопольский (1942), Екатеринославский и Запорожский (1942), Донецкий (1943). После войны – в Германии: некоторое время жил и служил в лагере Шлейсгейм. С 1949 г. в США. Архиепископ Бостонский и Нью-Ингландский, а также Пенсильванский в юрисдикции Северо-Американской митрополии Русской Православной Церкви. Погребен на Св.-Владимирском русском кладбище близ собора Рождества Пресвятой Богородицы (г. Джексон, штат Нью-Джерси). Дионисий (Валединский Константин Николаевич) (1876–1960), митрополит. Родился в семье священника. Окончил Казанскую духовную академию (1900). С 1902 г. ректор Холмской духовной семинарии, архимандрит. Епископ Кременецкий (1913). Участник Всероссийского Поместного Собора. С 1919 г. в эмиграции в Польше в связи с изменением государственных границ. Архиепископ Волынский и Кременецкий, член Священного синода православной митрополии в Польше (1922). С 1923 г. – митрополит Варшавский. Принял участие в образовании Польской Автокефальной Православной Церкви и в 1925–1939 гг. возглавлял ее. В 1939 г. арестован гестапо, но вскоре освобожден. С 1940 г. снова возглавлял Польскую Православную Церковь . С 1948 г. (по другим сведениям, с 1947 г.) находился на покое. Проживал в г. Сосновец (Польша). В 1948 г. воссоединился с Московской Патриархией. Добровольский Григорий, протоиерей. Во время Великой Отечественной войны в Псковской Православной миссии обслуживал приходы Добровидки и Русски. Дубровицкий Владимир Антонович, протоиерей. В блокадном Ленинграде служил в Никольском соборе. Награжден медалью «За оборону Ленинграда». Дубчук Владимир Калистратович, протоиерей. Обновленческий епископ Новомиргородский (1923–1924), Купянский (1924–1926), Белоцерковский (1926), Юхновский (1927–1928). В 1945 г. принес покаяние.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1959 год в истории РПЦЗ Этот год ознаменовался для Русской Зарубежной Церкви в Северной Америке общим подъемом сил. Активно действовал Фонд св. прав. Иоанна Кронштадтского. Одних только пособий к Рождеству 1958 года – «одиноким, больным в санаториях, нуждающимся в лагерях и монастырях» – было отправлено на сумму 1766 долл. 87 центов . Был открыт филиал фонда в Австралии . Свято-Владимирское общество активно собирало средства на постройку в Джексоне, штат Нью-Джерси, храма-памятника св. кн. Владимиру и крещению Руси. За 1958 г. было собрано 26 450 долл . В Северной Америке и Австралии действовали Свято-Владимирские кружки молодежи . В сентябре 1959 года в здании Архиерейского Синода в Нью-Йорке была открыта Свято-Сергиевская гимназия, имевшая статус американской средней школы ( high school ). Для обеспечения финансирования гимназии был создан специальный комитет под председательством кн. Теймураза Константиновича Багратион-Мухранского . В начале 1958 г. вице-председатель совета директоров Первого национального банка Бостона и талантливый инвестор Сергей Яковлевич Семененко (†1980) предоставил Архиерейскому Синоду РПЦЗ средства для приобретения и переустройства исторического особняка в восточной части Парк-авеню на Манхэттене . Осенью 1959 г. в новом здании состоялся Архиерейский Собор РПЦЗ, на который прибыли 15 иерархов из Европы, Австралии, Северной и Южной Америки . А 25 октября было проведено великое освящение Знаменского синодального собора, места пребывания Курско-Коренной иконы Пресвятой Богородицы – путеводительницы русской церковной эмиграции. Освящение возглавил первоиерарх РПЦЗ Митрополит Анастасий . Заседания собора были беспрецедентны по продолжительности – с 18 октября по 14 ноября. Публичная часть встреч прошла в зале гостиницы «Дипломат» в центральной части Манхэттена. Торжества и масштаб мероприятия показывали, что Русская Зарубежная Церковь, которая в 1945 году, казалось, прекратила свое существование, на самом деле полна сил. Одним из важнейший решений собора стало учреждение Церковно-певческой комиссии при Архиерейском Синоде. Главная задача, поставленная комиссии, – повышение квалификации регентов и устройство церковно-музыкальных съездов . Кроме того, Архиерейский Собор поставил архиепископа Западно-Европейского Иоанна (Максимовича, свят. †1964) во главе Братств духовного обновления, создание которых подразумевалось при каждом приходе РПЦЗ .

http://bogoslov.ru/article/6021339

В 1912 г. Мейчен прочёл речь «Христианство и культура» («Christianity and Culture»), которая должна была обозначить ведущую тему его профессиональной деятельности. Он сформулировал главную проблему для христианской церкви как соотношение между знанием и благочестием. В вопросе об этом соотношении существует три подхода, указывал он. Либеральные протестанты подчиняют евангелие науке и отбрасывают всё сверхъестественное. Фундаменталисты сохраняют сверхъестественное, но отвергают науку. Предложенное Мейченом решение состояло в том, чтобы соединить стремление к познанию с религией. К 1914 г. Мейчен был в Принстонском университете полноправным профессором по курсу Нового Завета. После Первой мировой войны Северная пресвитерианская церковь и Принстонская семинария претерпели фундаментальный сдвиг в своём богословии, сместившись от исторического христианства и традиционного кальвинизма к либеральному, модернистскому подражанию немецким богословским течениям. В последующих битвах конфессия и семинария раскололись. В 1929 г. Мейчен, Освальд Т. Аллис (Allis), Корнелиус °Ван Тил (Van Til) и Роберт Дик Уилсон вместе с двадцатью своими студентами покинули семинарию. Под руководством Мейчена эти люди основали Вестминстерскую семинарию в Филадельфии. В 1933 г. Мейчен, чтобы противостоять нарастанию либерализма в Пресвитерианской церкви США, основал Независимое бюро по пресвитерианским миссиям за границей. Это бюро сертифицировало и принимало под свою эгиду ортодоксальных миссионеров, предоставляя, таким образом, консервативным общинам альтернативу – вместо нежелательной поддержки либерализма в виде спонсирования либеральных миссионеров. Генеральная ассамблея потребовала, чтобы Мейчен ушёл из бюро. Он отказался, и был обвинён в нарушении данного при рукоположении обета. Не получив даже возможности объяснить свои действия, он был отстранён от служения Нью-Брансуикской пресвитерией в г. Трентон, штат Нью-Джерси. Вместе с другими он был отлучён от Пресвитерианской церкви США в 1936 г. Незамедлительно была создана новая организация, Пресвитерианская церковь Америки. Всего лишь через несколько месяцев Мейчен скоропостижно скончался во время своего проповеднического турне в поддержку новой конфессии. Без его целенаправленного руководства новорождённая церковь разделилась в соответствии с личными тенденциями её лидеров. В конце концов остались две деноминации – Ортодоксальная пресвитерианская церковь и Библейская пресвитерианская церковь.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Беседы на воскресные и праздничные дни церковного года. П., 1938. Архив: Послужный список о. И. Ктитарева (19221953). АЕУА. Лит.: Евлогий, митр. Путь моей жизни Ломако Гр., протопр. Памяти протопр. И. Ктитарева. ЦВ. 1954. 2 (27) Ковалевский П.Е. Протопр. Иаков Ктитарев (некролог). РМ. 11.11.1953. 605 Ковалевский П.Е. Памяти протопр. И. Ктитарева. РМ. 29.10.1954. 706. Кузьмин Александр (188631.8.1961, Мюнхен, Германия), протоиерей. Эмигрировал в Германию, псаломщик церкви в Меммингене, состоял в юрисдикции РЗЦ, диакон (16.3.1952), священник (23.3.1952), 3-й помощник настоятеля Св.-Николаевской каф. церкви в Мюнхене (19521961), по совместительству настоятель церкви в Аугсбурге. Архив: АГЗ. Кузьмин-Полянский Николай (1907, Ровно 20.3.1993, Джэксон, Нью-Джерси, США), протодиакон. Клирик Польской Православной Церкви, диакон (1935), принят в клир РЗЦ в связи с изменением государственных границ (1939), эмигрировал в Германию (1944), протодиакон в Берлинском Воскресенском соборе, уехал в США и принят в клир Северо-Американской Русской Митрополии (1950), протодиакон Покровского каф. собора в Нью-Йорке (195070-е гг.), протодиакон Св.-Владимировского храма-памятника в Джэксоне, вышел за штат (1981). Архив: АГЗ. Лит.: Com. List. Кулешев Тимофей (21.2.1888, Донск. обл. 1971, Ганновер, Германия), протопресвитер. Из донского казачества. Окончил Ставропольское городское училище (1906), псаломщик на приходах Екатеринодарской епархии (1.10.1908), сдал экстерном экзамены в Ставропольской Духовной семинарии (1915), диакон (28.3.1917), священник (23.7.1917), клирик Польской Православной Церкви (19241944), протоиерей, эмигрировал в Австрию и принят в клир РЗЦ (1944), настоятель церкви при старческом доме в Вюрглыуте (6.1.19501.6.1950), настоятель церкви в Куфштейне (19501955), переселился в Германию (1955), настоятель церкви при лагере Функтурм, настоятель церкви в Аугустдорфе (нач. 19558.4.1955), настоятель церквей в Мангейме и Гейдельберге (8.4.19551957), настоятель церкви при лагере Фишбека под Гамбургом (19571958), овдовел (1956), благочинный приходов в земле Северная Рейн-Вестфалия (3.8.1957), перешел в юрисдикцию Русского Экзархата КП (5.10.1958), разъездной священник в Западной Германии, настоятель Покровской церкви в Ганновере, протопресвитер (30.4.1967).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Основные события жизни 19 января 1865 года в семье сельского священника Торопецкого уезда Псковской губернии родился сын Василий. 1878–1883 годы — учеба в Псковской духовной семинарии. 1883–1888 годы — обучение в Санкт-Петербургской духовной академии. 1891 год — принятие монашества с именем Тихон. 1890е годы — преподавание, ректорство в Холмской духовной семинарии. 1898 год — возведение в сан епископа. 14 сентября 1898 года — назначение для несения службы в сане епископа Алеутского. 1900–1903 годы — открытие, освящение ново-построенных храмов в Нью-Йорке, Бруклине, Чикаго. Издание православного «Вестника». Непрерывные поездки по Аляске, Канаде, Америке. Название епархии Алеутской и Североамериканской. 19 мая 1905 года — возведение в сан архиепископа. 1905 год — преобразование миссионерской школы в духовную семинарию. Перевод ее из штата Миннесота в штат Нью-Джерси. 1907 год — собор духовенства и мирян всей епархии. В том же году — назначение на Ярославскую кафедру в сане архиепископа. 1913 год — перевод на Литовскую кафедру в Вильно. 21 июня 1917 года — избрание архиепископа Тихона московским архиереем. 15 августа 1917 года — открытие Всероссийского Поместного собора. Председателем его избран возведенный в сан митрополита высокопреосвященный Тихон. 21 ноября 1917 года — торжественное возведение на патриарший престол в Успенском соборе Кремля. Несение креста патриаршества с 1917 года до кончины 7 апреля 1925 года. Непрерывное служение, написание воззваний, защита святынь православия. Перед кончиной заключение в Донском монастыре. День памяти Святейшего Патриарха Тихона — 26 сентября. Владимир, митрополит Киевский и Галицкий Большевистские гонения на Православную Церковь начались с Киева. Именно в городе, славу и сияние которого предсказал святой Первозванный Апостол Андрей. С Киева, в котором было Крещение Руси при великом князе Владимире. Бесовская, большевистская злоба пыталась убить в людях память о Христе. Но чем более пылала эта злоба, тем выше и величественней восходила слава святых, погибающих за имя Христово. Первым Мучеником Нового времени был митрополит Киевский и Галицкий Владимир.

http://azbyka.ru/fiction/vvys-k-nebesam-...

Итак, ко времени революции в России (1917 г.) в Северной Америке была одна православная юрисдикция «Русская Православная Греко-Кафолическая Церковь » – так была официально зарегистрирована русская миссионерская Алеутская и Северо-Американская епархия, впоследствии известная также как «Митрополия», и был один правящий архиерей и четыре викарных епископа. В эту епархию входили сиро-арабская, сербская и албанская миссии. Большинство греческих приходов считали себя независимыми, но, когда им было нужно, обращались к русскому епархиальному архиерею. В епархии была Духовная Семинария и два духовных училища. Печатались четыре духовных журнала и газета. Насчитывалось 306 церквей и часовен, 242 священнослужителя и до 300 тысяч молящихся 80 . Основную массу верующих составляли русины, бывшие униаты. После революции и установления богоборческой власти в России православное церковное единство в Америке стало разрушаться. Поместные церкви начали назначать сюда своих епископов и создавать свои епархии. Появились Греческая, Сиро-Арабская, Сербская, Болгарская, Албанская независимые друг от друга юрисдикции. Большинство русских и русинских приходов сохранило верность своему епархиальному священноначалию. Но Алеутская и Северо-Американская епархия переживала глубокий кризис. Оборвалась нормальная связь с церковным центром в России. Привычная финансовая помощь из Петербурга прекратилась, из-за чего административный центр в Нью-Йорке и отдельные приходы испытывали большие материальные затруднения. Всплыли личные амбиции, неповиновение; разыгрались человеческие страсти, политические и национальные споры. После революционных событий 1905 г. в Америке оказалось много крайне левых политических эмигрантов из России. Они вели активную пропаганду против религии и духовенства в приходах миссии. Многие священники чувствовали себя неуверенно в своих общинах и просили о переводе. Вот, например, иеромонах Ионикий, настоятель прихода в Пасаике, штат Нью-Джерси, писал архиепископу Тихону: «Не знаю, что они (прихожане) сделают со мной. Думаю, что-нибудь очень скверное, как они уже делали другим священникам. От них можно всё ожидать… Секретарь Волчок кричал на меня и хотел побить. Смиренно умоляю Вас, Ваше Высокопреосвященство, переведите меня куда-нибудь» 81 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

17 сентября 2010 г. в Москве, на торжествах в честь 90-летия Государственного Архива Российской Федерации, состоялся обмен копиями документов между ГА РФ и Свято-Троицкой семинарией в Джорданвилле, ранее организации проводили совместные выставки. 512 Из церковных архивов, находящихся в США, М. В. Шкаровский выделяет Синодальный архив Русской Православной Церкви за границей в г. Нью-Йорке (часть его материалов в 1945-м была вывезена из Германии советскими войсками и ныне находится в ГА РФ). В составе его документов по нашей теме имеются материалы нескольких десятков дел: переписка председателя Архиерейского Синода митрополита Анастасия и Берлинского епископа Серафима 19381939 гг., заявления православного духовенства, желающего выехать в Россию и письма об отправке церковной литературы и утвари на территорию СССР 19411942 гг., документы обновленческого архиепископа Николая (Автономова), который окормлял казачьи части, переписка митрополита Анастасия с гражданскими и церковными инстанциями во время оккупации Югославии 19411944 гг., документы русских общин в Венгрии 19411942 гг., материалы русских приходов в Италии и во многих других странах, протоколы заседаний Архиерейского Синода РПЦЗ за 28 ноября 1940 – 18 сентября 1946 гг. и протоколы Архиерейских Соборов 19211949 гг., личные дела митрополита Анастасия (Грибановского) , архиепископа Аверкия (Таушева) , епископа Георгия (Граббе) и т.д. 513 Среди других интересных архивов в США А.В. Попов отмечает личный архив выдающегося богослова и философа прот. Г. Флоровского, который хранится в Файерстонской библиотеке Принстонского университета (штат Нью-Джерси) (в Отделе редких книг и рукописей под рубрикой «Собрание Георгия Флоровского ») и в Библиотеке Свято-Владимирской семинарии в Крествуде. 514 Франция Во Франции наиболее ценным архивом для историков русского зарубежного Православия является парижский Архив Архиепископии русских православных приходов в Западной Европе, который находится в Париже при знаменитом Свято-Сергиевском богословском институте. Именно его материалами пользовался митрополит Евлогий при подготовке своих мемуаров. Из фондов Архива можно выделить фонд «Канцелярия епархиального управления Западноевропейского Русского Экзархата Константинопольской Патриархии». До сих пор этот фонд не описан. Его научной обработкой занимается специальная комиссия, в которую входят Н.А. Струве, А. Нивьер и Н. Росс. К сожалению, нам не удалось установить историю и состав материалов этого фонда. Но, судя по отдельным публикациям документов из архива в журнале «Вестник Русского Христианского Движения», эти материалы представляют большую ценность для истории и историков православия. В Париже, видимо, находится и Архив РСХД, ссылки на который также встречаются на страницах вышеупомянутого журнала. 515

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Личность митрополита Вениамина (Федченкова) хорошо известна большинству верующих Русской Церкви. Главным образом, несомненно, известны его многочисленные книги, где автор излагает и свой личный духовный опыт, и воспоминаня о многих подвижниках благочестия, и свои мысли на различные аскетические и богословские темы. В предисловиях к этим книгам обычно изложена краткая (или более пространная) биография владыки Вениамина. Что часто обращало при этом внимание – это крайняя скудость биографических данных о его архиерейском служении в США. Между тем, американский период – самый долгий в его служении (14 лет – дольше, чем югославский, чехословацкий и парижский вместе взятые). Будучи клириком Патриарших приходов в США и служа в храме, где служил когда-то владыка Вениамин (а, по некоторым устным свидетельствам, возможно, он и проживал у в этом храме какое-то время), автор данной статьи естественно хотел узнать подробнее о том, как владыка подвизался в Америке и что здесь вообще происходило в церковной жизни в то время. Идея этого исследования, таким образом, возникла еще в 2003 году, когда тогдашний настоятель Свято-Никольского храма г. Байон (штат Нью-Джерси) (ныне покойный) протоиерей Александр Креницкий сообщил автору этих строк указанные выше сведения. К сожалению, по разным причинам, начало работы откладывалось и вплотную приступить к исследованию удалось лишь в 2010 г. Первое, с чем пришлось столкнуться, - разрозненность и немногочисленность письменных источников и архивных материалов. В кафедральном Свято-Николаевском Соборе г. Нью-Йорка существуют лишь архивы за 1945-47 гг., самые ранние архивы (1933-35 гг) в свое время «перекочевали» в канцелярию Православной Церкви в Америке в г. Сайоссет. «Военный период» в архивах отсутствует полностью. Сохранилась также переписка митрополита Вениамина личного характера с Л. Надежиной, хранящаяся в библиотеке конгресса США. Отрывочные данные можно обнаружить в архивах А.Л. Казем-Бека в Колумбийском университете. Совсем немного осталось живых свидетелей того времени. Одна из них – Ольга Николаевна Штембер, семья которой жила на Серафимовском подворье (домовой храм митрополита Вениамина) и которая много помнит сама и что-то усвоила от своих родителей.

http://bogoslov.ru/article/2823600

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010