Вдруг газеты в Брюсселе сообщают, что самолет, на котором летела семья Воейковых, упал между Нью-Йорком и Монреалем и разбился. Весь экипаж и все пассажиры погибли. Анна Александровна, прочитав это сообщение, всё же решила сразу обратиться в авиакомпанию, чтобы удостовериться в случившемся и в судьбе своего сына и его семьи. Авиакомпания подтвердила, что Николай Николаевич и его семья были на этом рейсе и погибли. Тогда Анна Александровна сразу пошла к архиепископу Иоанну (Максимовичу) , рассказала о происшедшем и попросила его отслужить панихиду. Владыка ее выслушал и спокойно сказал: «Не панихиду надо служить, а молебен». Анна Александровна в недоумении посмотрела на него и со слезами на глазах умоляла его отслужить панихиду, утверждая, что ее сын с семьей погибли и что у нее имеется подтверждение об этом от авиакомпании. Владыка опять посмотрел ей в глаза и повторил: «Не панихиду, а молебен» – и ушел. Анне Александровне ничего не оставалось делать – она вернулась домой и, крепко помолившись, заснула. Рано утром зазвонил телефон. Анна Александровна ответила и услышала голос своего сына Николая. Он ей сообщил, что семья благополучно прибыла поездом из Нью-Йорка в Монреаль. Невозможно словами описать то, что Анна Александровна в эти минуты пережила. После шока утраты у нее появились невыразимые слезы радости. Оказалось, что когда Николай Николаевич с семьей прилетели в Нью-Йорк, они решили поездом проехать из Нью-Йорка в Монреаль, чтобы детям показать природу севера штата Нью-Йорк и провинции Квебек, причем они никому в авиакомпании не сказали, что покидают самолет. Далее Николай рассказал своей матери, что во время рейса из Брюсселя в Нью-Йорк какой-то внутренний голос ему подсказывал, что в Нью-Йорке надо выйти из самолета и продолжить путь поездом. Таким образом Николай Николаевич с семьей спаслись от верной смерти. После всего пережитого Анна Александровна вторично пошла к владыке Иоанну, чтобы сообщить радостную весть о семье, а также попросить у него прощения за недоверие к нему. Святитель Иоанн, как он при первой встрече с Анной Александровной предлагал, отслужил благодарственный молебен за спасение ее семьи.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

За годы первоиераршества митр. Антония Русская Зарубежная Церковь приняла, кроме прочих, следующие важные решения: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчинения церковной власти безбожникам, анафематствованы спиритизм, теософия, масонство и «софианство». В 1931 г. решением Архиерейского Синода РПЦЗ митр. Антоний за заслуги перед Церковью Божией был награжден титулом «Блаженнейший». 28 июля/10 августа 1936 г. митр. Антоний преставился ко Господу. Отпевание его совершил сербский патр. Варнава. Погребен митр. Антоний в Белграде. Значение церковной деятельности митр. Антония велико не только для Русской, но и для всей Христовой Кафолической Церкви. Это был поистине архипастырь вселенского масштаба. §2. Сочинения Сочинения митр. Антония касаются практически всех областей церковной литературы, они носят характер: догматический, экзегетический, канонически-правовой. нравственно-аскетический, апологетико-полемический, пастырелогический, церковно-публицистический, историко-политический, литературоведческий и литургический. Огромное число проповедей, указов и писем митр. Антония собрано в фундаментальном «Жизнеописании Блаженнейшего Антония, митр. Киевского и Галицкого», составленном архиеп. Никоном (Рклицким) , (Нью Йорк, 1956–1963 гг., тт. I-X). Основные сочинения митр. Антония были изданы в последующие годы под редакцией архиеп. Никона, как приложение к «Жизнеописанию», это: –      том I (в общей нумерации – XI) «Нравственные идеи важнейших христианских православных догматов», Нью Йорк, 1963 г.; –      том II (XII) «Достоевский, как проповедник возрождения», Нью Йорк, 1965 г.: –      том III (XIII) «Учение о пастыре, о пастырстве и об исповеди», Нью Йорк, 1966 г.; –      том IV (XIV) «Слова, беседы, речи. (О жизни по внутреннему человеку)». Нью Йорк. 1968 г.: –      том V (XV) «I. Согласование Евангельских сказаний о Воскресении Христовом. II. Психологические данные в пользу свободы воли и нравственной ответственности». Нью Йорк. 1969 г.; –      том VI (XVI) «Новый опыт учения о Богопознании и другие статьи», Нью Йорк. 1969 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

Щедрый дар и милостивые слова Вашего Величества: «Я жертвую от Себя 5 ООО руб. на это важное христианское дело» явились примером для всех благочестивых сынов Православной Руси, откликнувшейся на святое дело душевно и по-христиански и приславшей на оное не мало добровольных пожертвований. На тот же предмет Святейшим Синодом, по определению от 6–16 октября 1899 года, постановлено отпустить 43 988 р. из капитала американских церквей и миссий». (Всеподданнейший отчет Обер-Прокурора Святейшего Синода К. Победоносцева по Ведомству Православного Исповедания за 1899 год. С. 154–155.) Справедливости ради надо заметить, что, например, в Люблинской губернии, где еп. Тихона (Беллавина) знали не понаслышке, на постройку православного храма в Нью-Йорке собрали всего-навсего 35 руб. 73 коп. (!), и это без учета разновременных почтовых расходов по пересылке собранных денег в Хозяйственное управление при Святейшем Синоде [см. отношение Люблинского губернатора в Департамент общих дел МВД от 10 января (ст. ст.) 1903 г. за 243 (РГИА, ф. 1284, оп. 186, год 1899, отд. 5, стол 2, д. 233, л. 13)], и несмотря на сбор пожертвований на храм в Нью-Йорке, произведенный в церквах и монастырях Российской империи в праздник Богоявления 1901 года (Определения Святейшего Синода//ЦВ, 1900, 49, с. 370–371). 219 Напечатанный в «Американском православном вестнике» рисунок храма (Путешествие Его Преосвященства, Преосвященнейшего Тихона, Епископа Алеутского и Аляскинского//АПВ, 1900, т. IV, 3, с. 50) – это один из начальных проектов Нью-Йоркской церкви архитектора Ивана Викторовича Бергезена-Коллиандера, претерпевший впоследствии ряд изменений: 1) парадный вход в храм был сделан совершенно отличным от входа в квартиры причта, т.к. последний вход, согласно начальному проекту, обращал на себя внимание не меньше, чем церковный; 2) лестницу главного входа завершили площадкой; 3) главку у брандмауэра дома удалили как излишнюю; 4) поскольку проект не предусматривал устройства звонницы, постольку главы вокруг центрального купола сделали сквозными (в них решили поместить колокола); 5) детали фасада были доработаны в русском церковном стиле и т.п. 220 «В воскресенье, 20 Февраля с.г., Настоятель Нью-Йоркской церкви и редактор «Американского Прав. Вестника» о. Александр Хотовицкий совершал свою последнюю литургию в Нью-Йорке перед отъездом в пятимесячный отпуск в Россию» (Туркевич В. И. Из жизни Нью-Йоркского прихода//АПВ, 1900, т. IV, 5, с. 104). Согласно определению Свят. Синода от 19–26 июля (ст. ст.) 1900 г. за 2975, о продлении священнику Хотовицкому командировки в России, данной ему для сбора пожертвований на постройку православного храма в городе Нью-Йорке, командировка эта была продлена на три месяца, начиная с 15/28 июля 1900 г. (РГИА, ф. 796, оп. 209, год 1900, д. 2111, л. 457–457 об.). Вернулся Хотовицкий A.A. в Соединенные Штаты накануне праздника Рождества Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Рерихи прибыли в Нью-Йорк 3 октября 1920 г. На первых порах семья новых эмигрантов поселилась в фешенебельной гостинице «Hotel des Artists», а затем, три месяца спустя, Н. К. нанял студию в доме Греческой церкви на 54-й улице, в самом центре Нью-Йорка. В Северо-Американских Соединённых Штатах Рерихи проведут около трёх лет, прежде чем отправиться в сказочную Индию – с некой мировой духовной «миссией», инспирированной махатмами. Жизнь в Нью-Йорке и Америке вообще складывалась для Рерихов (Н. К., Е. И., Юрия и Святослава) вполне благополучно в отличие от многих других русских эмигрантов, среди которых было немало представителей искусства и литературы (С. А. Сорин, С. А. Судьбинин, С.      Ю. Судейкин, Г. В. Дерюжинский, Б. И. Арнсфельд, Д. Бурлюк и др.). Николай Константинович уже вскоре заявил о себе не только как художник, но и весьма предприимчивый культуртрегер, горящий желанием просветить не слишком образованную американскую публику с помощью русской культуры и искусства, вернее своего собственного интуитивно-мистического творчества. Сыновья Рерихов поступили в американские университеты – Юрий в Гарвардский в Кембридже, где продолжил занятия индологией, а Святослав в Колумбийский в Нью- Йорке, где изучал архитектуру. Довольно быстро вокруг Николая и Елены Рерихов образуется русско-американский кружок друзей, почитателей и меценатов – на почве интереса к искусству, равно как и увлечения оккультизмом. Среди этих людей в первую очередь следует назвать имена двух супружеских пар – Мориса и Зинаиды Лихтманов, Луиса и Нетти Хоршей, а также Фрэнсис Грант, которые, вместе с четой Рерихов, составили некое неформальное содружество или братство, именуемое в обиходе «Кругом сотрудников» или просто «Кругом». Но кто они, эти новые друзья и доброхоты Рерихов? Луис Хорш – бизнесмен, брокер на нью-йоркской бирже, человек состоятельный и с большими связями в мире капитала. Такой человек был совершенно необходим Н. К. в городе «Жёлтого Дьявола», как окрестил Нью-Йорк А.       М. Горький. Морис и Зинаида Лихтманы – пианисты, евреи-эмигранты из России. Фрэнсис Грант – журналистка, сотрудница журнала «Музыкальная Америка», одна из первых, кто интервьюировал Николая Рериха в нью-йоркской гавани, ещё до того, как он сошёл с корабля на берег; с Рерихами она сблизилась несколько позднее благодаря русскому танцовщику Адольфу Больму, участнику дягилевских «Сезонов».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/gimalajs...

Со смертью в 1934 году в Америке митрополита Платона (Рождественского) и митрополита Антония (Храповицкого) в 1936 году в Югославии, в Северной Америке появилась возможность снова наладить межцерковные связи. И действительно, при Митрополите всей Америки и Канады Феофиле (Пашковском) состоялось временное объединение Северо-Американской митрополии с архиереями, возглавлявшими американские приходы Зарубежной Церкви. Одним из значимых событий того периода была закладка в 1938 году Владимирского храма-памятника в г. Джэксон, штат Нью-Джерси. Это объединяло русских людей. Я там прислуживал еще мальчиком, и для меня храм стал моей церковной родиной. Спустя пятьдесят лет, к 1000-летию Крещения Руси, храм был полностью построен. В 1946 году, после окончания Второй мировой войны, в США хлынула новая волна русской эмиграции из Советского Союза. И снова людей, а за ними и церковное управление, разделила политика: холодная война, отношение к личности Сталина, репрессиям. Так было до сегодняшнего дня, когда иерархи официально сослужили в соборе и причастились из единой чаши. Это событие очень значимо для жизни Православной Церкви, потому что сегодня впервые три ветви единой Русской Церкви в Америке воссоединились в служении Богу. Знаменательно, что событие это произошло в патриаршем соборе. Если исходить из принципов дипломатии, то иначе нигде это и не могло бы случиться. Из принципа нейтральности не поехали бы зарубежные иерархи в главный собор ПЦА в Вашингтоне, как и американские – в синодальный собор Нью-Йорка. А Русская Православная Церковь является для всех матерью, и обе Церкви к Святейшему Патриарху Кириллу имеют глубокое уважение. Вот в день его тезоименитства оба иерарха и приехали в патриарший собор. Сегодняшнее торжественное событие важно не только для Америки, но и для Российского государства. Еще святой государь Николай II говорил, что «построение Свято-Николаевского собора в Нью-Йорке – дело государственной важности», потому что мы здесь представляем свой народ, свою страну и, самое главное, тот православный дух, который русские люди сюда приносят.

http://pravoslavie.ru/46741.html

Крестный путь на другой континент Беседа с протоиереем Георгием Зелениным, настоятелем храма архангела Михаила в г. Патерсоне (штат Нью-Джерси, США) Сентябрьские дни в Москве выдались солнечными и не по-осеннему теплыми. Очень верно сравнил их с пасхальными иеромонах Роман (Красовский) из Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле, один из 34 членов делегации Русской Зарубежной Церкви, сопровождавшей Курскую-Коренную икону Божией Матери в Россию. А протоиерей Георгий Зеленин, настоятель храма архангела Михаила в городе Патерсоне близ Нью-Йорка, заметил, что в храме Христа Спасителя, кажется, и время сегодня ощущается и течет по-иному. Несмотря на многочасовое дежурство у святыни, пение акафиста, стояние в длинной очереди, усталости не чувствуют ни священнослужители, ни люди, с утра до позднего вечера притекающие к долго ими жданному святому образу. Мы беседуем с протоиереем Георгием Зелениным, который первым среди священнослужителей РПЦЗ нес дежурство у чудотворного образа в храме Христа Спасителя. – Отец Георгий, вы были одним из первых священнослужителей, кто дежурил у чудотворной иконы в храме Христа Спасителя… – И ощущал в присутствии святыни то же чувство трепета, что и девятнадцать лет назад, когда семинаристом впервые сопровождал икону из Джорданвилля в Нью-Йорк. Тогда икона стояла у меня на коленях, и было необычайно острое ощущение, что ты прижимаешься к Матери Божией, к Ее Богомладенцу и что вся российская история в это время находится у тебя на коленях. И от этого единения рождалось особое чувство, ведь именно эта икона была в покоях царя Феодора Иоанновича, для нее царица Ирина своими руками вышивала ризу; вспоминался и князь Дмитрий Пожарский, который имел ее при своих войсках в годину Смутного времени, когда этой иконой благословлялось русское воинство изгонять из российских пределов тех, кто творил беззаконие в земле русской; вспоминался и почитавший образ фельдмаршал А.В. Суворов, единственный полководец за всю историю, который не проиграл ни одного сражения.

http://pravoslavie.ru/32155.html

5 . «Независимая Греческая православная церковь Соединённых Штатов», возглавляемая епископом Сан-Францисским Илией (Шинкевичем). В состав данной юрисдикции входят два прихода в Сан-Франциско и Лос-Анджелесе и Свято-Покровский скит в Альбукверке (штат Нью-Мексико) 1024 . В числе церковных представительств греческих старостильнических синодов можно выделить следующие: 1 . На территории США и Канады действует Автономная митрополия Северной и Южной Америки «флоринитского» синода церкви ИПХ Греции, возглавляемая синодом американских епископов. В состав данного синода включены митрополит Северной и Южной Америки Павел (Стратигеас) и епископ Феупольский Христодул (Михалакис), викарий Американской митрополии. 2 . На территории США действует Американская митрополия «каллиникитского» синода церкви ИПХ Греции, временным местоблюстителем которой является архимандрит Никифор (Гроус) 1025 . 3 . На территории США действует Американский Экзархат «Синода противостоящих» церкви ИПХ Греции возглавляемый архиепископом Этнийским Хризостомом (Гонсалесом). 4 . На территории США действует две епархии «Священного миланского синода», объединенные в Американский Провинциальный синод. Во главе «архиепископии Техаса и Запада Соединенных Штатов» стоит архиепископ Остинский Иларион (Виллиаме), а «архиепископию Нью-Йорка, Нью-Джерси и всех Восточных Штатов» возглавляет архиепископ Иоанн (Ло Бю). В составе Американского провинциального синода состоит викарный епископ Маспета Павлос (Мутопулос) 1026 . 5 . На территории США действует филиппинская епархия «матфеевского» синода церкви ИПХ Греции во главе с епископом Филиппийским Хризостомом 1027 . 6 . На территории США функционируют Церковные приходы «матфеевско-григорианского» синода церкви ИПХ Греции 1028 . 7 . На территории Канады действует церковный приход «кирико-матфеевского» синода церкви ИПХ Греции в Ванкувере. 698 συμβολ τν ζηλωτν γιορειτν πτερν ες τν ερν γνα τν Γ.Ο.Χ. (Συνχεια κ το προηγουμνου)… Σ. 16; Χριστδουλος Κ. Παρασκευαδης, μητροπολτης. στορικ κα κανονικ... Σ. 389; Lardas D. George. Op. Cit. P. 28–30.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

До Октябрьской революции в Северной Америке была всего одна Православная епархия в ведении Русской Церкви. Это распространялось на все православные общины в Соединенных Штатах и Канаде. Для арабоговорящих сирийских приходов был особый викарный епископ. Ситуация коренным образом изменилась после Октябрьской революции, когда была прервана связь Американской митрополии с Церковью в России. В настоящее время в Соединенных Штатах и Канаде имеется несколько Православных Церквей, организованных по национальным принципам и связанных с соответствующими национальными Церквями в Старом Свете: Греческая митрополия, Сирийская митрополия, Сербская епархия, Румынская епархия и т. д. Греческая митрополия включает две негреческие группы – Украинскую и Карпато-Русскую с национальными епископами. Первоначальная Русская Церковь в Америке не восстановила административную связь с Церковью в России и не была готова пойти дальше, чем признание морального авторитета Патриарха Московского (решение Панамериканской конвенции в Кливленде в 1947 году). Это оказалось неприемлемым для Москвы, и Православная Церковь в Америке является независимой de facto. С другой стороны, она постепенно утрачивает чисто русский характер, хотя наименование «русская» сохраняется по инерции и в целях исторической преемственности. Наряду с церковно-славянским в проповеди и воскресных школах и даже в богослужении теперь широко используется английский язык. В еще большей степени это касается Сирийской митрополии, где английский уже стал основным языком богослужения и проповеди. Многие православные общины в Соединенных Штатах стали всецело американскими. Проблема возникновения Американской Православной Церкви требует серьезного внимания, хотя в данный момент не может быть адекватно решена на практике. Первая духовная семинария для подготовки православных священников Северной Америки была открыта в Миннеаполисе в 1905 году (а затем переведена в Тенафлай, штат Нью- Джерси); ее пришлось закрыть в 1923 году из-за недостатка средств. Это была русская школа. Свято-Владимирская духовная семинария была учреждена в Нью-Йорке в 1938 году по инициативе Русской Церкви и по специальному соглашению с Колумбийским Университетом. В 1948 году семинария получила статус высшего учебного заведения по законодательству штата Нью-Йорк. Преподавание ведется на английском языке, принимаются все православные, независимо от национального происхождения.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Князь Белоссельский дал на ремонт большого дома три тысячи долларов, в то время как подрядчики просили кто пять, а кто и все восемь тысяч. И тогда владыка вспомнил о русском инженере В.И. Вишневском, которому в свое время помог добраться до Америки. «Вишневский, по моей просьбе, прибыл в Магопак, – писал владыка Серафим. – Внимательно осмотрел дом и согласился взяться со своей артелью за ремонт, заявив, что надеется произвести его не больше чем за... три тысячи долларов. Закипела работа, и в каких-нибудь десять-двенадцать дней весь дом был отремонтирован. Все обошлось в две восемьсот. Конечно, Вишневский со своими помощниками много не заработали, но, по их собственным словам, в убытке все же не остались». Инженер не только отремонтировал дом, но и соорудил на веранде скромный иконостас, превратив веранду в домовую церковь, которая спустя всего девятнадцать дней после приезда архиепископа Серафима в Магопак была освящена, и в Новой Коренной пустыни отслужили первую литургию. «Служить пришлось в единственном числе, с хором в два человека при меньше чем десяти богомольцам – гостях из Нью-Йорка, – вспоминал владыка. – Скромнее служить вряд ли возможно, но я не унывал. Гнездо свито и освящено. Дело за птенцами – братией...» Но еще во время ремонта настоятель не терял времени: собирал «копеечки» на новую обитель, а попутно разыскивал и братию, объезжая со списком чудотворной иконы друзей и знакомых в Нью-Йорке. Это был тот самый список, который по просьбе владыки Серафима был написан в Женеве и с благословения митрополита Анастасия привезен в новоустрояемую Новую Коренную пустынь. Владыка посетил приходы в Лейквуде, Вейнланде и Филадельфии. В Лейквуде (штат Нью-Джерси) было документально зафиксировано первое чудо от иконы. Одна женщина, много лет страдавшая изнурительными кровотечениями, подобно Евангельской кровоточивой, после молебна и горячей молитвы перед иконой сразу же исцелилась. Спустя месяц после первой литургии настоятель приступил к постройке постоянного храма. К тому времени братия монастыря пополнилось двумя иеромонахами – Адамом и Викторином.

http://pravoslavie.ru/48749.html

«Там не в чем упрекнуть нас, – писал он, – единственно, что могут поставить нам в вину, так это разве то, что мы исповедуем истинную веру и не утеряли ещё своих симпатий к единоверной нам России; но неужели же это достойно порицания и гонения? В этом нет никакой опасности для американского владычества на Аляске, как, быть может, иные и хотели бы истолковать вам этот факт, и уже потому, что наша Церковь никогда в политику не вмешивается». В 1898 г. епископ Николай был переведён на Таврическую кафедру в России, а затем стал архиепископом Варшавским и членом Государственного Совета Российской Империи. 6. Святитель Тихон в Америке С 1898 по 1907 год Алеутскую и Аляскинскую епархию возглавлял епископ Тихон (Белавин , 1865–1925), кандидат богословия Петербургской Духовной Академии. В 1917 г. в трагическое для России и Церкви время, теперь уже Митрополит Московский, Святитель Тихон вступил на Патриарший Престол, не занятый свыше двухсот лет. Во время управления Святителем Тихоном миссионерской епархией в Америке она продолжала расти и развиваться. Её название «Алеутская и Аляскинская» было изменено в «Алеутская и Северо-Американская», что соответствовало её распространению в самих Штатах. Её административный центр был перенесён из Сан-Франциско в Нью-Йорк, так как большинство православных находилось в восточной части США. В Нью-Йорке был воздвигнут, в основном трудами прот. А. Хотовицкого на пожертвования из России и лично от Государя-Императора Николая II, Свято-Николаевский кафедральный собор, в настоящее время – Представительство Московского Патриархата в США. Заботясь о пополнении недостаточных кадров епархиального духовенства, епископ Тихон в 1905 г. преобразовал миссионерскую школу в Миннеаполисе в духовную семинарию. В 1912 г. она была переведена в Тенефлай, штат Нью-Джерси, но была закрыта в 1923 г. из-за отсутствия средств. Вновь православное семинарское образование в Америке возобновилось только в 1938 г. Также по инициативе епископа Тихона возле г. Скрэнтона, в Пенсильвании, был основан мужской монастырь в честь Святителя Тихона Задонского и при нём приют и школа для сирот.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010