В числе протестующих были самые замечательные церковные деятели России: митроп. Петр, арестованный и сосланный, но не отказавшийся от своих прав законный первосвятитель Русской православной церкви, местоблюститель патриаршего престола; митрополит Агафангел, старший иерарх Рус. Церкви, бывший заместитель Патриарха; митрополит Кирилл Казанский, первый кандидат на местоблюстительство, намеченный св. патр. Тихоном; митроп. Иосиф Петроградский, кандидат в заместители митроп. Петра; архиепископ Серафим Угличский, бывший заместитель патриаршего местоблюстителя; архиеп. Иларион (Троицкий) знаменитый сподвижник патриарха Тихона; архиеп. Пахомий Черниговский, архиеп. Прокопий Херсонский; еп. Виктор Глазовский, еп. Варлаам Пермский; еп. Евгений Ростовский; еп. Дамаскин Глуховский, еп. Василий Прилукский; еп. Алексий Воронежский; еп. Иерофей Никольский; еп. Иларион викарий Смоленский; еп. Димитрий Гдовский; еп. Сергий Нарвский; еп. Максим Серпуховской; еп. Павел Новомосковский; епископы: Гавриил, Аверкий, Нектарий, Феодор, Филипп, Стефан, Петр и друг. епископы, находившиеся в ссылках и концлагерях. Среди протестующих были и замечательные представители священства, богословы-профессора и церковно-общественные деятели: знаменитый богослов и философ проф. Моск. Дух. Акад. о. Павел Флоренский , проф. Моск. Дух. Акад. о. Феодор Андреев, бывш. президент Петербург. Религиозно-Философского О-ва, знаменитый рус. философ проф. С. А. Аскольдов, философ А. А. Мейер, проф. Петербургск. Дух. Акад. А. И. Бриллиантов , известн. изд. Религиозно-Нравствен. б-ки проф. М. А. Новоселов; проф. Моск. Консерват. философ А. Ф. Лосев ; проф.-психиатр В. Н. Финне, диакон-доцент Петерб. Университета В. В. Финне, проф. Петрогр. Универ-та Д. И. Абрамович и В. Л. Комарович; профессора Военно-Юридическ. Акад. С. С. Абрамович-Барановский и А. Н. Колосов , философ доктор М. Н. Маржецкий, о. Василий Верюжский , о. Сергий Тихомиров , о. Валентин Свентицкий, о. Александр Сидоров, о. С. Мечов, о. Викторин Добронравов, о. Никифор Стрельников, о. Николай Прозоров, о. Александр Кремышанский, о. Николай Пискановский, о. Сергий Алексеев, о. Анатолий Жураковский , игум. Варсонофий (Юрченко), протоиерей Григорий Селецкий, протоиер. Антоний Котович и мн. др.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan-Andreevsk...

Орловским 215 . – Рязанский Преосвященный 216 , говорят, прислал прошение об увольнении на покой. Овербек 217 издает или будет издавать в Лондоне журнал Orthodox Christian Review. В субсидию на это издание назначено от Св. Синода 1500 р. Классные оклады 218 в тех семинариях, где введено или будет введено преобразование, положено не выдавать. Поскольку студенты Петербургск. Академии, ныне окончившие, по новому положению, не получают назначения, то Д.-Уч. комитет хочет принять для этого какие-то меры 219 . Вы спрашиваете, Ваше Высокопреподобие, о моих при- —134— обретениях. Не знаю, как определительно ответить на Ваш вопрос. Одно могу сказать утвердительно, что стараюсь по возможности не терять времени и доселе не воспользовался ни одним приглашением провести вечер на даче. Тружусь иногда с довольным успехом, иногда же с малым. Впрочем, от меня зависит только желание трудиться, успех же от Воли Божией. В академической библиотеке, наконец, взял много книг, которые и просматриваю теперь. Для преемства Александру Львовичу хвалят здесь очень ныне окончившего студента Андрея Волкова 220 . Он сын протоиерея Владим. еп. из Иванова или из Шуи. Говорят, человек очень дельный и весьма скромный, не заготовивший себе даже места прежде окончания – по здешнему обычаю, но намеревающийся поступить туда, куда назначат. Если это правда, то таков нам подобаше. Отец ректор Академии, когда будет в Лавре, сообщит Вам точные и верные сведения о сем; за несомненность моих сведений я не могу поручиться. Прося себе благословения Вашего, с истинным почитанием и глубочайшей преданностью имею честь быть Вашего Высокопреподобия преданнейшим слугой Э.-о. профессор Александр Лавров. 30 июля 1867 Петербург. Соколов В.А. К современному вопросу. [Рец. на:] Керенский В. Старокатолицизм – его история и внутреннее развитие преимущественно в вероисповедном отношении: Ист.-крит. исслед. основных начал старокатолицизма в их отношении к православию. Казань, 1894//Богословский вестник 1895. Т. 1. 1. С. 135–152 (2-я пагин.)

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Некоторые же, преимущественно из светских лиц, взгляды которых нашли себе место в светских журналах и газетах, видят в м. Филарете чисто гражданского или, лучше сказать, государственного деятеля, видят в нем многоученого мужа и талантливого писателя, видят в нем больше светского сановника в рясе и, притом, с внешней формально-служебной стороны его деятельности, нежели духовного пастыря, в строгом смысле этого слова, – —51— пастыря, преследующего духовные интересы своей паствы и заботящегося о духовном благе своих пасомых. Некоторые, правда, останавливали свое внимание и на этой последней стороне деятельности м. Филарета, касаясь вообще его жизни, сначала как пастыря, а потом как архипастыря. Таково, напр., по своему содержанию и заглавию сочинение студента С.-Петербургск. Дух. Акад., X. Е. Острогорского: „Митрополит Филарет, как пастырь Церкви и иерарх“ 105 . Таково же наше сочинение, писанное в 1891/2 году на степень кандидата богословия в бытность нашу студентом Моск. Дух. Акад., на тему: „Митрополит Филарет, как пастырь Церкви и учитель о пастырстве“. Таковы же, думаем, сочинения студентов той же Академии: Андрея Покровского, студ. 57 курса, выпуска 1902 г., на тему: „Педагогические воззрения Филарета, Митроп. Моск.“ 106 , писанное в виде кандидатской и магистерской диссертации, и Димитрия Августова, студ. 68 курса, выпуска 1913 г., на тему: „Из истории Московской Духовной Академии. Отношение Митрополита Московского Филарета к Московской Духовной Академии“ 107 . Но все эти сочинения, при всем старании их авторов дать характеристику м. Филарета в означенном отношении, не дают нам, конечно, цельного и полного облика м. Филарета, как „пастыря овцам великого“, по Примеру Пастыреначальника Христа Спасителя. Церковно-общественная и политически-государственная деятельность м. Филарета нашла себе место в следующих научных сочинениях разных авторов, касавшихся личности и разрабатывавших учение почившего святителя: 1) „Деятельность Филарета, Митроп. Московск., в холеру 1830–1831 годов“, проф. И. Н. Корсунского . М. 1887 г.; 2) „Воссоединение униатов и Филарет, Митрополит Московский“, его же 108 ; 3) „Пастырская деятельность Филарета,

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Если кто из архиереев, оцениваемый с точки зрения духа времени, потребностей и запросов его, оказывается в большей или меньшей мере не соответствующим этому идеалу епископа, то, без сомнения, лучше было бы для него и не возлагать на свои рамена бремени епископства. Не без основания же 2-е правило 7 вселенского собора гласит: «Если хиротонисуемый епископ обнаружит колебание и не выразит радостной готовности так поступать и учить (как требуют правила), то пусть не хиротонисуется, потому что Бог изрек: ты умение отверг еси, отвергу и Аз тебе, еже не жречестовати Мне». ( Ос. 4:6 ). 1 Слово «момент» не значит только мгновение, но значит главная точка, обстоятельство времени. 15 Творен. его в рус. пер. Т. 6, стр. 189. М. 1848. Дальше в тексте, ради краткости цитации, мы будем указывать лишь надлежащие страницы этого тома, не обозначая его. 23 В своих работах нам приходилось уже говорить о недостатках западного духовенства. См. книгу: «Духовенство древней церкви», стр. 363–367. М, 1905; а также нашу статью: История итальянского духовенства в одну из средневековых эпох. («Чтен. Об. Люб. Дух. Просв.», 1892, т. 1). 24 Духовный регламент, стр. 61. Спб. 1818. По этому же изданию будем и ниже цитировать приводимые отсюда места, обозначая для краткости лишь страницы, без дальнейших подробностей. 26 Это перевод слов Златоуста проф. Е. Е. Голубинским (История русск. церкви. Том 1, первая полов., стр. 364. М. 1901). В петербургском же издании Златоуста тоже место переведено так: «Если епископ не будет ежедневно посещать домов, более городских смотрителей, то отсюда происходят невыразимые неудовольствия» (Творен. Златоуста в изд. Петербургск. Академии. Том 1, 436. Сиб. 1895). Разница в переводе выходит оттого, что слово (μλλων) τν αγοραων проф. Голубинский переводит «разносчики», а петербургские издатели – «городские смотрители». Точное значение спорного слова, нужно сказать, не совсем ясно. 31 Мы точно не знаем, в чем заключалась первоначальная цель сочинения о. Морошкина. Принимая же в соображение то, что говорится в предисловии автора и краткой ремарки издателей, можно думать, что собирались эти материалы церковного характера с целью критически оценить положение церкви продолжительного царствования Николая и указать, в каких отношениях это положение нуждалось бы в реформах.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Соч.: Русское литургическое творчество. П., 1951. Спиридон ( Ефимов Никодим Васильевич , 31.10.192, г. Кронштадт С.-Петербургск. губ. – 1.9.1984, Пало-Алто, США), архимандрит. Из семьи рабочих, сын плотника Балтийского флота. Окончил 1-й Сибирский кадетский корпус (1918), участник Гражданской войны в рядах Добровольческой армии на Сибирском фронте, эмигрировал через Китай (1922), переселился в Сербию (1924), окончил богословский факультет Белградского университета (1935), одновременно учился также на философском факультете, служил помощником келейника митр. Антония (Храповицкого) , а затем келейником митр. Анастасия (Грибановского) в Белграде (19371944), эмигрировал из Югославии в Италию (1950), пострижен в монашество (5.5.1951), иеродиакон (6.5.1951), иеромонах (7.5.1951), рукоположение совершил архиеп. Иоанн (Максимович) в Версале, состоял в клире Западно-Европейской епархии РЗЦ, настоятель церкви при лагере для перемещенных лиц в Сан Сабба Аннекс под Триестом и законоучитель в русской школе при том же лагере (19511956), настоятель русской церкви в Бейруте (19561960), игумен (25.1.1957), переехал в США (1960), настоятель церкви синодального подворья Ново-Коренной Пустыни в Магопаке под Нью-Йорком (19601962), помощник настоятеля Покровской церкви в Пало-Алто (1962–1964), архимандрит (1.3.1965), помощник настоятеля Скорбященской церкви в СанФранциско (19641966), настоятель церкви в Пало-Алто (19661984). Соч.: Воспоминания. ПР. 1997. 2829. Лит.: А.Н.М. Отец архим. Спиридон. ПР. 1985. 1. Ставровский Алексей Владимирович (28.8.1905, СПб. 1972, Мадрид, Испания), церковно-общественный деятель. Учился в гимназии в С.-Петербурге, затем в Ялте, эмигрировал в Константинополь (1920), закончил среднее образование в Русской гимназии Союза городов в Константинополе (1921), слушал лекции в Софийском Ближневосточном институте политических и экономических наук, а затем на философском и богословском факультетах Берлинского университета, переселился во Францию (1924), учился в Парижском Св.-Сергиевском богословском институте (19251926), оставил учебу в знак протеста против софиологических воззрений о.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

52 Впоследствии игумен Антоний, настоятель Череменецкого монастыря, Петербургск. губ. Лужского уезда; петербургский уроженец, получивший хорошее воспитание. 55 Простоте, или искренности и незлобию, противополагается лукавство, или лицемерие. Св. Иоанн Лествичник говорит: «Как лукавый есть нечто двойственное, один по наружности, а другой по сердечному расположению (т. е. по наружности ласков, а в сердце таит злобу), так простой – не двойствен, но есть нечто единое (т. е. и в сердце имеет любовь ко всем ближним, и по наружности приветлив и почтителен)». (Сл. 4. Гл. 21). 59 Исповедание помыслов на коленях в знак смирения – древний христианский обычай. (См. Лествицу. Сл. 4, отд. 62–34.) 63 В одном периодическом издании описанная картина вставлена была в очерк жизни Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. – Но зачем же так? Оптинские старцы имели свои особенности. Старец Амвросий при жизни говорил: «У старца Льва (Леонида) было просто: и мужчины, и женщины, и монахи, и монахини нередко вместе окружали его и открывали свои помыслы». – У старца же Амвросия было иначе. Хотя и он преподавал общее благословение, но особо мужчинам и особо женщинам; для откровения же помыслов принимал поодиночке. – Скажут: тут нет особенной важности. Но все же лучше говорить правду. 64 Некоторые думают и даже с уверенностью говорят, что курить и нюхать табак не грешно. Но это недоумение разрешается очень простым соображением: курить и нюхать не есть необходимая естественная потребность, а есть прихоть; прихоть же есть грех . Еще: св. апостол сказал: плоти угодия не творите в похоти. По-русски: попечения о плоти не превращайте в похоти ( Рим. 13, 14 ). Курение же и нюхание что иное, как не удовлетворение своего хотения или похоти? Следовательно, курящие и нюхающие табак суть преступники апостольской заповеди. 66 Впоследствии архимандрит Леонид, наместник Троице-Сергиевой Лавры, скончавшийся в начале девяностых годов XIX столетия. Читать далее Источник: Жития Оптинских старцев. Преподобный Лев./Изд.: Свято-Введенская Оптина Пустынь. 2006. 444 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

1, 22) и издана в первый раз в «Православном Собеседнике» 1863 (1, 87–106, 202–220). Вот главы этой граматы о вдовствующих попах и диаконах: параграф 38. Також бы протопопы и поповские старосты и десятские священники и диаконы по всем бы святым церквами не владели, а владели б святыми церквами служащие священники и диаконы; которые обещаются чистоту хранити; и тебе стояли в церквах во клиросе и имали бы у служащих священников и диаконов во всех церковных доходах четвертую часть; а патрахили б вдовствующие священники держали у себе в дому и по своему достоинству причащалися в олтари. Параграф 39. Так же бы вдовствующие диаконы держали стихири и орари и причащалися во олтари. А зазорных бы лиц вдовствующие попы и диаконы у себя в дому не держали, кроме матери и сестры и тетки по правилом святаго шестого вселенского собора. Параграф 40. А которые вдовствующие попы и диаконы учнут у себя в домех держати зазорные лица кроме священных правил, и учнут мирские действовати; и тем вдовствующим попам и диаконам на клиросе не стояти и четвертой части в доходех не имати. Параграф 41. А которые вдовствующие попы и диаконы учнут житии в чистоте и потом восхотят во иноческий чин пострищися и обновить себя чистым покаянием, и аще будут достойни, и тогда по благословению святительскому да служит и вся священная действуют во святых церквах и монастырях, а не в мирских местах, а в мирских местах никогда же не живут, ни действуют. (Правосл. Собеседник 1863. 1. 208 209). 53 В июне 1667 г. Дополн. к Акт. Истор. V, стр. 493–495; Полное собран. зак., т. 1, 412. стр. 709, 710; Сравн. в книге Полн. Собр. Деян. Рукоп. С.-Петербургск. Синод. библиот. л. 155. 54 13 марта 1687 г. грамота патр. Иоакима о пошлинах, в описании документов Московс. Архива министерства Юстиции 1, прилож. стр. 6. 55 Прихожане вологодской Мироносицкой церкви, в 1686 г. подавали от себя челобитную Вологодскому архиепископу Гавриилу, в коей просили о дозволении, уже три года во вдовстве служившему у их церкви, дать благословение служить ему впредь.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Lavrov...

20. Пастырское слово о благодатной воде, текущей в жизнь вечную. Прот. И. Сергиева. С. 727–731 21. О свободе веры. (По поводу речи М. А. Стаховича.) Свящ. С. В. Страхова. С. 732–760 Отдел 2 22. Еще пятнадцать лет служения Церкви борьбой с расколом (Продолжение.) Профессора И. И. Субботина. С. 86–116 23. То же. С. 245–284 24. То же. С. 436–468 25. То же. С. 615–646 26. То же. С. 797–835 27. Неплюевские братства и школы. Свящ. Н. Гр. Побединского. С. 117–141 28. Церковное пение в России в его прошедшем и настоящем. Свящ. В. М. Металлова. С. 285–315 29. Религиозно–философские воззрения гр. Л. Толстого и их психологический генезис. А. И. Солоникио. С. 316–344 30. То же. С. 491–505 31. То же. С. 659–684 32. То же. С. 851–874 33. Памяти Высокопреосвященнейшего Амвросия, архиепископа Харьковского и Ахтырского. 1, 2 – Свящ. А. А. Полозова и 3 – Л. М. Багрецова. С. 469–490 34. Наша «земледельческая культура» и Церковь Свящ. И. И. Филевского. С. 505–545 35. Памяти Г. Аф. Иванова и И. У. Палимпсестова. С. 647–658 36. То же. С. 836–850 37. Из педагогических итогов. С. 685–697 38. Вопрос о свободе веры на Орловском миссионерском съезде и в периодической печати. С. 875–895 39. К статье: «О беседе иезуита Шепницкого с о. Пафнутием». Н. Субботина . С. 896–900 БИБЛИОГРАФИЯ 40. Творения св. Амвросия Медиоланского , по вопросу о девстве и браке. С. 142–144 41. Евангелие, как основа жизни. Свящ. В. М. Гобчанского. С. 145–155 42. Чтения по Закону Божию для слушательниц педагогических курсов при С.–Петербургск. женских гимназиях. Прот. С. С. 156–162 43. Митрополит Антоний. Речи, слова и поучения. Свящ. Филевского. С. 163–164 44. Симфония на Ветхий и Новый Завет . С. 345–349 45. Нужна ли Церковь христианину? Прот. С. С. 349–354 46. Учение о богослужении православно–христианской Церкви с изложением в тексте главнейших богослужебных молитвословий, песнопений и чтений с переводом их на русский язык. Старого законоучителя. С. 355–364 47. Жизнь и время Иисуса Мессии. С. 513–518 48. Обозрение журнальных статей и отдельных изданий по поводу послания Св. Синода о гр. Л. Толстом. С. 519–530

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Петрова чужое выдавать за свое невольно заставила нас усомниться и в том, ему ли принадлежит следующее наглядно-образное разъяснение различия любви Божией от любви человеческой. Человеческая любовь всегда эгоистична. Человек прежде всего и больше всего любит себя, потом ближайших родных, далее друзей, знакомых и уже после всего – ближнего вообще. Для наглядности объяснения оратор привел в пример различие кругов на воде после брошенного в нее камня. Всплеск поднявшейся в месте падения камня воды и её волнение около того места, это – любовь человека к самому себе и к ближним родным, а отдаленные, едва приметные круги – любовь вообще к ближнему. Не то любовь Божия, любовь к нам нашего Искупителя. О Матери Своей и о любимом ученике Он вспомнил уже в предсмертные Свои минуты, после молитвы за врагов Своих. О Своем же собственном страдании, и томившей Его жажде, о предании Своего духа «в руце Отца» проглаголал Он еще позже, перед тем как настала минута испустить дух. При наглядном объяснении любви Искупителя, при помощи кругов на воде после брошенного в нее камня, круги те нужно понимать в совершенно противоположном сказанному выше значении. Вот объяснение о. Петровым факта присутствия при кресте св. апостола Иоанна Богослова, с уверенностью можно сказать, принадлежит ему самому. С таким объяснением едва-ли кто мог выступить когда! Покинули ученики своего Учителя и, будто бы, сидели, запершись «страха ради иудейска». Ко кресту явился один только Иоанн. Но и он, – так выразился о. Петров, – «не заслуживает особой нашей похвалы». Он ничем не рисковал и бояться ему было нечего, ибо «бе знаем архиереови». Но такое объяснение положительно несостоятельно и не заслуживает даже опровержения. То, что о. Петров высказал его не в церкви, а около церкви, нисколько не оправдывает оратора. Своеобразный, безцерковный характер содержания духовных бесед о. Петрова отмечен не нами одними. Беспристрастные слушатели прямо называют эти поучения «банальностями и побасенками с сантиментальными цветочками» («С.–Петербургск.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Preobrazh...

XXXV. Домовое хозяйство У Феофана было два дома в С.-Петербурге: деревянный на Аптекарском острове на речке Карповке, давший название улице – архиерейской, сохраняющееся и до сих пор; – каменный на адмиралтейской стороне; 532 – приморская дача (мыза) между Петергофом я Ораниенбаумом (на месте, занимаемом в настоящее время Собственною дачею Его Величества), состоявшая из каменного дома и угодий, в число которых входило и место, занимаемое ныне дачею её императорского высочества, в. к. Марии Николаевны: здесь помещалась семинария; – дом в Москве на Мясницкой улице и дом в подмосковиом селе Владыкином. «У него (Феофана) – писал иностранец фон-Гавен – сильная страсть к постройкам, которыя хотя опустошают его казну, зато очень кстати в Петербурге, где так много не застроенных мест. Еще за несколько дней перед смертью он показывал одному лицу проэкт и чертеж дома, который предполагал строить и просил сделать на него свои замечания. 533 Биограф его у Шерера замечает о нем: «arcpimecmurae eum fuisse studiosissimum atque peritum demonstrant varia palatia cum hortis, quae Mosqua, Petropoli in Carpovka et prope Petroviam ingeniose extruxit, quin et templa, quae sacris vestibus, stolis, horologiis et imaginibus tam sculptis, quas pictis docemmer ornavit». Большую часть года (обыкновенный петербургск зимний сезон) Феофан жил на Карповке. Дом его окружен был лесом и имел прекрасные виды. Феофан так дорожил этими видами, что когда лейб-медик Ригер предположил провесть в лесу две аллеи: то Феофан просил его не направлять их к его дому, но провесть в стороне, «Мне не деревьев – писал он к Ригеру – жаль; но прекраснаго вида». 534 На речке, подле его дома, стоял целый маленький флот, состоящий из судов разной величины и устройства для речных прогулок Феофана. Впрочем, по мелководью Карповки, речное катанье было не всегда удобно. Зато в хорошую воду Феофан езжал на своей барже или па яхте в Синод, в не Невский монастырь, в приречные дома и, по заливу, до своей приморской мызы. В 1723 году, 11 марта, Феофан взял к себе из Спасского училищного монастыря иеродиакона Адама, в помощь для домового хозяйства и для надзора за учениками. 535 Этот Адам был фактотумом Феофана и исполнял все возможные его поручения. Родышевский считал его таким же лютеранином, каким – по его понятию – был сам Феофан. Феофилакт Лопа-тинсий также говорил о нем, что он «только для виду православный, все по лютеранским домам бегает и у Брюса (отъявленнаго атеиста) чуть не живет».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010