В январе 1938 года в г. Иваново было возбуждено дело против нелегальной контрреволюционной организации церковников, так называемой «Автокефальной черной церкви». Организация эта якобы была создана обновленческим духовенством и ставила перед собой следующие задачи: 1 .     Создать массовую антисоветскую организацию церковников, для чего добиваться объединения всех церковных группировок. 2 .     Систематически и организованно вести борьбу с мероприятиями Советской власти, добиваясь сохранения Церкви в СССР. 3 .     Развертывание активной контрреволюционной агитации с тем, чтобы создать враждебное отношение к существующему строю и тем самым обострить внутреннее положение во время интервенции. 4 .     Насаждение тайного монашества, как наиболее враждебного и контрреволюционно устойчивого кадра организации. 5 .     Вредительство в колхозах. К отягчающим обстоятельствам НКВД относило то, что вся эта деятельность проводилась под прикрытием обновленчества и показаний лояльности Советскому Правительству 55 . В состав «контрреволюционной организации» «Автокефальная черная церковь » якобы входили следующие лица: архиепископ Евстафий, митрополит Тихон Попов, митрополит Пимен, митрополит Петр, епископ Арсений Белевский, протоиерей Михаил Тархов, митрополит Александр Введенский , митрополит Николай Автономов, митрополит Александр Смоленский, епископ Владимир, епископ Серафим Андриевский, епископ Андрей и другие 56 . Контрреволюционные группы были якобы созданы в Московской области – несколько групп (г. Москва) – осуществляет руководство, «центр» организации; в г. Можайске – 1 группа, руководит иеромонах Парфений; в г. Орехово-Зуево – 1 группа, руководит священник Леонид Фаустов; в Ивановской области несколько групп; во Владимире – 1 группа, руководитель заштатный священник Петр Щукин; в г. Александрове – 1 группа, руководитель – заштатный протоиерей Михаил Тархов; в Калужской области – одна группа с центром в г. Калуга, руководитель – епископ Андрей; в Новосибирске возглавляет митрополит Александр Введенский ; в Брянской области – 1 группа с центром в г. Брянске, руководитель епископ Владимир 57 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Некоторые, правда, останавливали свое внимание и на этой последней стороне деятельности м. Филарета, касаясь вообще его жизни, сначала как пастыря, а потом как архипастыря. Таково, напр., по своему содержанию и заглавию сочинение студента С.-Петербургск. Дух. Акад., X. Е. Острогорского: «Митрополит Филарет, как пастырь Церкви и иерарх» 21 . Таково же наше сочинение, писанное в 1891/2 году на степень кандидата богословия в бытность нашу студентом Моск. Дух. Акад., на тему: «Митрополит Филарет, как пастырь Церкви и учитель о пастырстве». Таковы же, думаем, сочинения студентов той же Академии: Андрея Покровского, студ. 57 курса, выпуска 1902 г., на тему: «Педагогические воззрения Филарета, Митроп. Моск.» 22 , писанное в виде кандидатской и магистерской диссертации, и Димитрия Августова, студ. 68 курса, выпуска 1913 г., на тему: «Из истории Московской Духовной Академии. Отношение Митрополита Московского Филарета к Московской Духовной Академии» 23 . Но все эти сочинения, при всем старании их авторов дать характеристику м. Филарета в означенном отношении, не дают нам, конечно, цельного и полного облика м. Филарета, как «пастыря овцам великого», по Примеру Пастыреначальника Христа Спасителя. Церковно-общественная и политически-государственная деятельность м. Филарета нашла себе место в следующих научных сочинениях разных авторов, касавшихся личности и разрабатывавших учение почившего святителя: 1) «Деятельность Филарета, Митроп. Московск., в холеру 1830–1831 годов», проф. И. Н. Корсунского . М. 1887 г.; 2) «Воссоединение униатов и Филарет, Митрополит Московский», его же 24 ; 3) «Пастырская деятельность Филарета, Митроп. Московск., во время неурожая, постигшего Россию в 1833–34 г.г. и в 1839–40 г.г. прошлого столетия» 25 ; 4) «Деятельность Филарета, Митр. Моск., против раскола», соч. студ. Моск. Дух. Акад. А. Я. Зыкова 26 ; 5) «Митрополит Филарет о господствующих в современном нравственно-правовом сознании понятиях». И. А. (ныне епископа Тихвинского Алексия, в мире Симанского) 27 . К этого же рода сочинениям о м. Филарете нужно отнести также и следующие сочинения: а) «Государственное учение Филарета, Митроп. Московского». В. Н. (Владимира Назаревского). М. 1888 г., изд. третье – вновь дополненное; б) «Монархическое учение Филарета, Митроп. Московск.» М. 1907 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Romas...

«Приб. к твор. св. отец». 1883 г.; 8) Письма к разным лицам, сообщенные Архимандритом Григорием и напечатанные им в журнале Общ. Ист. и Древн. Российск. при Московск. Унив. 1880 г.; 9) Письма к Григорию, Митроп. Новгородск. и С.-Петербургск., вышедшие под общим заглавием: «Материалы для истории Русской Церкви»; 10) Письма к Виталию, Епископу Дмитровскому. «Православное обозрение». 1887 г.; 11) Письма к Евлампию (Пятницкому) , бывшему инспектором Моск. Дух. Акад. и ректором Вифанск. Дух. Семин. «Чтения в Общ. Л. Д. Пр.»: 12) Письма к Иннокентию Алеутскому, «Русский Архив»; 13) Письма к духовным лицам. Тверь. 1888 г.; 14) Письма к разным лицам. Тверь. 1888 г.; 15) Письма к Леониду, Еп. Дмитровскому. 1883 г.; 16) Письма к Высочайшим Особам и разным другим лицам. 1888 г.; 17) Письма к игумении Сергии. Тверь. 1890 г.; 18) Письма Ф., изд. Публичной Библиотеки. СПБ. 1891 г.; 19) Письма к С. Д. Нечаеву. СПБ. 1895 г. В последнее, сравнительно близкое к нам, время вышли отдельным изданием письма м. Филарета к игумении Спасо-Бородинского монастыря Марии (Тучковой). Точно также и резолюции почившего Святителя, печатавшиеся в прежнее время преимущественно в «Душеполезном Чтении», а также в других духовных журналах, вышли уже несколькими отдельными изданиями. Первое такое издание их было сделано в Орле в 1889 г. и вышло под следующим заглавием: «Резолюции Митрополита Филарета по разным разделам и главам Устава Духовных Консисторий и по управлению духовно-учебными заведениями». Затем, были Московские издания. Прежде всего, издание Общ. Л. Д. Пр., появившееся в 1883 г., по случаю исполнившегося в 1882 г. столетия со дня рождения м. Филарета. Гораздо позднее появились издания журналов: «Душеполезное Чтение» и «Московские Церковные Ведомости», в которых печатались резолюции м. Филарета под редакцией протопресвитера М. Б. Успенского Собора, а потом Кафедрального во имя Христа Спасителя Собора протоиерея В. С. Маркова. Таких изданий, под заглавием: «Полное собрание резолюций Филарета, Митрополита Московского», существует семь томов.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Romas...

Лит.: Мануил (Лемешевский) , митр. Русские православные иерархи Павел, иером. Еп. Иннокентий (Сокаль), епископ Смоленский и Дорогобужский (Некролог). ЖМП. 1965. 7 Косик В.И. Русская Церковь в Югославии. Иоанн, епископ см. Ковалевский Евграф Евграфович . Иоанн ( Куракин Иоанн Анатольевич , князь; 1.8.1874, Царское Село С.-Петербургск. губ. – 27.10.1950, Париж, Франция), епископ. Из семьи княжеского рода. Окончил юридический факультет Харьковского университета, поручик Лейб-Гвардии Кавалергардского полка (18971902), женился на гр. С.Д. Толстой (154.1901), Мологский уездный предводитель дворянства (1902), камер-юнкер (1902), камергер Императорского Двора (1904), предводитель дворянства Ярославской губернии (1906), член III Государственной Думы от Ярославской губернии (19071913), принадлежал к фракции октябристов, член ЦК партии «Союз 17 октября», шталмейстер Императорского Двора (1913), действительный тайный советник (1913), попечитель Варшавского учебного округа (19151917), овдовел (28.7.1917), министр финансов Белого правительства в Архангельске (19181919), эмигрировал во Францию (1920), член приходского совета Св.-Александро-Невского собора в Париже (19211931), состоял в юрисдикции митр. Евлогия (Георгиевского), диакон (23.8.1931), священник (28.8.1931), рукоположение совершил митр. Евлогий в Св.-Александро-Невском соборе в Париже, настоятель Св.-Николаевской церкви в Милане (28.8.19311.9.1935), настоятель Рождественского храма во Флоренции (1.10.193527.10.1950), протоиерей (2.5.1937), по совместительству настоятель храма Христа Спасителя в Сан-Ремо (19481950), пострижен в монашество (4.12.1949), архимандрит (6.12.1949), епископ Мессинский, викарий митр. Владимира (Тихоницкого) (9.10.1950), архиерейскую хиротонию возглавил митр. Владимир в храме Сергиевского подворья в Париже, скончался семь дней спустя после хиротонии от удара сердца. Архив: Послужный список еп. Иоанна (Куракина) (19311950). АЕУА. Лит.: Хиротония во епископа Мессинского архим. Иоанна (Куракина). ЦВ. 1950. 6 (27)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кульман Г. М., лектор немецкого языка в Киевской духовной Академии. Лебедев В. И., протеиерей, духовник Ея Императорского Высочества, Великой Княгини Александры Петровны. Лебединцев П. Г., кафедральный протоиерей Киево-Софийского собора. Лебединцев Ф. Г., действительный ст. советник. Леонид, Архимандрит, наместник Троицкой Сергиевой лавры. Ливчак А., протоиерей в г. Варшаве. Линицкий П. И. , профессор Киев. дух. Академии. Лисицын И. Е., учитель первой Киевской Гимназии. Малинин В. Н., профессор Киевской дух. Академия. Малышевский Ив. Игн., заслуженный профессор той же Академии. Мацеевич Л. С., учитель Одесск. дух. Семинарии. Мелетий, Епископ Селенгивский, викарий Иркутской епархии. Милорадович Гр. Ал., граф, генерал-маер свиты Его Величества. Миропольский С. И., член ревизор Учебного Комитета при Св. Синоде. Мисевский А., коллежский ассесор, помещик Козелецкаго уезда, Черниговской губернии. Михайловский А. И., лектор английского языка в Киевск. дух. Академии. Модестов В. И., бывший профессор С.-Петербургской дух. Академии. Николаев Вл. И., киевский епархиальный архитектор. Олесницкий А. А., профессор Киев. дух. Академии. Олесницкий М. А., профес. той же Академии. Орнатский Ф. С., доцент той же Академии. Писарев М. В., учитель Волынской духовной Семинарии. Подгурский К., священник с. Краснополки, Уманского у., Киевской губернии. Покровский Г., протоиерей, законоучитель Астраханской Гимназии. Покровский Ф. Я., доцент Киевской дух. Академии. Поликарп, Епископ Уманский, второй викарий Киевской митрополии. Помяловский И. В., профессор С.-Петербургского Университета. Пономарев Д. О., начальник Седлецкой Учебной дирекции. Попов К. Д. , профессор Клевск. дух. Академии. Поспехов Д. И., заслуженный профес. той же Академии. Прахов А. В., профес. С.-Петербургск. Университета. Певницкий В. Ф. , заслуж. профес. Киев. дух. Академии. Розов А. А., помощник смотрителя Киево Софийского духовного Училища. Сольский С. М., профес. Киевской дух. Академии. Суручан Ив. Касс., дворянин. Сычугов В. И., архитектор, академик.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

Булгаков С. Н., прот. Памяти кн. Г.Н. Трубецкого. Вестник РСХД. 1930. 2 Сборник памяти Гр.Н. Трубецкого. П., 1932 Евлогий, митр. Путь моей жизни Struve N. Un laïc engagé. Le prince Grégoire Troubetskoï. Mélanges Pierre Pascal. P., 1982. Трубников Александр Георгиевич (10.3.1908, Царское Село С.-Петербургск. губ.– 9.10.1988, Медон, Франция), митрофорный протоиерей. Из семьи дворянства, сын гусарского офицера. Поселился во Франции вместе с отцом, назначенным военным атташе в Париже во время 1-й мировой войны, после революции жил в Ницце, затем в центральной области Франции, по окончании средней школы работал на ферме в Марокко, а затем в нефтяной компании во Франции, одновременно окончил военные курсы в Риве, а затем Высшие военные курсы ген. Головина в Париже (1935), после чего был принят в Объединение Ахтырской) гусарского полка, воспитатель в интернате для русских мальчиков в Веррьере (1937), прихожанин Знаменской церкви в Париже, состоял в юрисдикции РЗЦ, и. д. епархиального секретаря Западно-Европейской епархии РЗЦ при еп. Нафанаиле (Львове) (1946), епархиальный секретарь (22.7.1949), диакон (1949), священник (14.10.1949), рукоположение совершил еп. Нафанаил, настоятель церкви при кадетском корпусе в Версале (19491953), духовный руководитель организации «Витязи» (1949), настоятель Воскресенской церкви в Тунисе (1954), настоятель Воскресенской церкви в Медоне (19551984), настоятель домовой церкви при старческом доме Русского Красного Креста в Шелле (19601984), протоиерей (1963), благочинный приходов РЗЦ во Франции, наблюдатель на Ватиканском соборе (1964), член епархиального совета Западно-Европейской епархии РЗЦ (19691975, 19781981), настоятель церкви Всех русских святых в Париже (4.10.19731979), участник 3-го Зарубежного собора в Джорданвилле (1974), митрофорный протоиерей, редактор информационного бюллетеня «Новости православного мира» (на фр. яз.), член редакционной коллегии журнала «Русское Возрождение», вышел на покой по старости (1984). Соч.: Ближний Восток, колыбель Православия. Мадрид, 1964

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Серафима (Ляде) в Берлине (1942), состоял в юрисдикции РЗЦ, диакон (12.6.1942), личный секретарь митр. Серафима (19421949), священник (20.5.1947), рукоположение совершил митр. Серафим (Ляде), настоятель церкви в Констанце (19471949), уехал в Австралию (1949), настоятель церкви в Мельбурне (19491952), Архиерейским Синодом РЗЦ запрещен в священнослужении и лишен сана за двоеженство (25.12.1953), принят в клир Австралийской епархии КП (19.1.1954), протоиерей, вернулся в Европу и принят в юрисдикцию Западно-Европейского Экзархата МП (1.10.1959), настоятель церкви Св. Марии Магдалины в Гааге (1.10.19591960), настоятель Крестовоздвиженской церкви в Мюнхене (1960), благочинный приходов МП в Западной Германии (1.1.19641966), овдовел, пострижен в монашество (28.1.1966), архимандрит (29.1.1966), епископ Берлинский и Западно-Германский (30.1.1966), архиерейскую хиротонию возглавил патр. Алексий I в Троице-Сергиевой лавре, епископ Баденский и Баварский (24.2.1971), возведен в сан архиепископа (9.9.1971), архиепископ Венский и Австрийский (13.3.1975), митрополит (9.9.1986), был обвинен в разных русских и заграничных СМИ в тесных связях с советскими органами, об этом же писал в своих воспоминаниях архиеп. Василий (Кривошеин) . Лит.: ЦЖ. 1954. 20; Дело Игоря Зуземиля. Единение. Мельбурн, 17.11.1967 Архиерейская хиротония еп. Иринея. ЖМП. 1966. 3 Мануил (Лемешевский) , митр. Русские православные иерархи ROGOR Press Release: US colonel who spied for KGB recruited by clergyman of the Moscow Patriarchate. www.orthodoxe.net. 16.6.2000. Иртель Георгий см. Сергий, иеромонах . Исаакий ( Виноградов Иван Васильевич ; 1895, Ямбург С.-Петербургск. губ. – 12.1.1981, Елец), архимандрит. Из семьи интеллигенции. Окончил 1-е реальное училище и два первых курса С.-Петербургской Духовной академии (1916), был призван на военную службу в чине прапорщика, служил на Румынском фронте, во время Гражданской войны служил в чине штабскапитана в Дроздовской дивизии (19181920), участник 2-го Кубанского похода, адъютант штаба ген.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

мон. за 1642 г., изданная архимандритом Макарием, стр. 24 и 53). По свидетельству описной вотчинной книги Кирилло-Белозерского монастыря за 1675 г., в Белозерской городской церкви Происхождения Честных Древ над верхним ярусом иконостаса был образ Спасов, а в Успенской церкви в том же городе был «над пророки образ Господа Саваофа» (Рукопись Кирилло-Белозерского монастыря в библиотеке с.-петербургск. дух. акад. 37 Деяния московского собора 1666–67 года, изданные Братством Петра митрополита. Москва 1881 г., лист печатный 24, а в рукописи 45. 38 По монастырским описям за 1601 год и 1718 г., хранящимся ныне в библиотеке с.-петербургской дух. академии, под и 97/1334, наверху упомянутого иконостаса не было креста, а по описи за 1802 г., находящейся в той же библиотеке под сей иконостас был увенчан крестом с предстоящими. 39 Кстати упомянем, что нам пришлось познакомиться с одним мнением касательно происхождения иконостасного яруса страстей Христовых, вполне согласным с нашим и принадлежащим автору «Исторического описания московского Донского монастыря» И. Е. Забелину, который говорит, что страсти Христовы появились сначала в храмах царского дворца, а потом отсюда уже перешли в другие церкви, преимущественно же в те, которые воздвигались царскою казною или по обету лиц царского семейства (Истор. опис. Донск. монастыря. Москва 1865 г., стр. 31). Наше согласие с Забелиным состоит в определении времени происхождения яруса страстей Христовых: как он, так и мы относим этот ярус к концу XVII столетия. 40 Определить точно время указанной перемены в составе деисусного яруса невозможно. Мы только приблизительно относим эту перемену к половине XVII столетия, основываясь на старинных церковных описях, в которых самые первые известия о старинных иконостасах с деисусным ярусом, составленным из одних только апостольских образов, встречаются не ранее второй половины указанного столетия. Притом, многие сохранившиеся доныне иконостасы, имеющие деисусный пояс с одними только апостолами, устроены, как нам известно в точности, не ранее второй половины XVII столетия.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/starinny...

син. и рече Мар. Мир. (приб. им) Ник. Конст. Ал. поздн. вм. древн. друг. и глагола им (Асс. приб. пакы), прибавл. им согл. Сир. пеш. и син. Саг. Коп. Эф. 2454 Вм. γνου код. D σθι. После потом приб. же Асс. Мар. Зогр. Мир. Ник. в греч. нет, в Сир. пеш. и сказал, иер. и потом, син. потом (же?) Ал. таче вм. потом. Ал. глет (точно) – неси – принеси. Мар. перста твоего. Слав. ребра моя – множ. вопреки греч. и перев. 2470 «Молодая» в отношении зрелости, она стара по времени. Древние предания особенно драгоценны только в том, что не подлежит развитию. 2471 Очень жаль, что петербургск. академическое издание Иоанна Златоуста много теряет от того, что тексты приведены в нём по-славянски. Ясная речь – и вдруг иногда совсем непонятное изречение. Большинство читателей не подыскивают и не разгадывают этих текстов; а эта потеря и сама по себе вредна, и ослабляет действие златоустой речи. 2472 Почему-то мы всё «соблазняем». А какой-нибудь проходимец ведет народ, куда угодно, как послушное стадо. 2476 ibid. – Фамилия Влысонова на Ветке неизвестна. Вероятно это искаженная фамилия Тимофея Матфеева Лысеника, или его ученика Василия Власова, – диаконовцев, выходцев на Ветку с Керженца, боровшихся здесь на Ветке – со «старцем» Феодосием и другими ветковцами за четвероконечный крест Эта борьба продолжалась с 17 09 / 10 -го по 1728 год (Лилеев – «Из истории раскола в Старод. и на Ветке», стр. 191–202). В «Сказании» говорится, что эти последователи Влысонова «вмещаху и четвероконечный крест в поклонение» (стр. 101). 2492 Каменный шестиконечный крест Преп. Антония – в монастыре Преподобного в Новгороде – имеет лишь мозаические буквы «Ic. Хс.». 2494 ibid.; ср. «Житие Сем. Денисова» – ркп. И. П. Б. Q. I, 1064, л. 51 обор. – А в «Краткой истории о соблазнах феодосиева согласия» (ркп. И. П. Б. Q. I, 443, см. л. 155) говорится, что это сожжение было произведено еще на беседе 1727 года. Но «Краткая история» смешивает события. Она рассказывает о беседе 1727 г., не как о первой из двух, а указывает на факт беседы вообще, как на доказательство миротворных попыток, и аксессуары обеих бесед соединяет в один случай.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Филаретом (см. выше), не был издан у нас в печати 451 . Остальные явления из рассматриваемого нами периода, так или иначе относятся к области Нравственного Богословия, считаем необходимым пройти совершенным молчанием по тем же причинам, какими мы руководились в подобных случаях и раньше 452 . 416 У нас в руках 2-е изд., вышедшее в следующем 1855 г. Очень знаменательный факт, свидетельствующий о потребности в такого рода книгах как нельзя более красноречиво, а также и вообще об отсутствии таковых на лицо!.. 417 Об арх. Платоне см., напр., у С. К. Смирнова в op. cit. («Ист. Моск. дух. Акад. до её преобраз. 1814–1870». Москва, 1879 г.), стр. 428–429; отчасти в «Энцикл. Слов.» Брокг.-Ефр., полут. 46; Спб., 1898 г., стр. 853. И там, и сям указаны и другие его произведения (напр., «Напоминание священнику об обязанностях его при совершении таинства покаяния», «Памятная книжка для священника или размышление о священнических обязанностях»). 428 В том же 1854 году в Киеве вышла книга Григ. Крамарева: «О христианском препровождении времени«… – Затем вышло несколько сочинений проф. П.С.Казанског : а) «История православного монашества на Востоке (М. 1854–1857 гг.)», б) «История православного русского монашества (М. 1855 г.)» и др. (о них будет упомянуто после). В 1855 г. изданы: »Ботена Превосходство нравственного учения евангельского пред унением философов древних и новых (перев. с франд.)»; иерод. Владимира Мусатова «Сто вопросов келейного учеяия» (Москва) [а еще раньше: в 1852 г. им издан «Сборник свидетельств о необходимости церковнаого поминовения усопших» (Киев)]... В 1856 г. изданы: Н. Сергиевского «О поведении древних христиан в воскресные и праздничные дни (Москва)», С. Орнатского «Речь о единстве всеобщего высшего закона правды, в сравнении с множеством и разнообразием положений законов в разных человеческих обществах (Москва)»; архим. Петра «О монашестве (Москва)» и мног. друг. – Все эти сочинения могут быть только упомянуты в нашем очерке: делать их характеристику нет надобности. 432 См. о нем, напр., у И. А. Чистовича: «С.-Петербургск. Духовн. Академия за последнии 30 лет (1858–1888 гг.)». Спб. 1889 г., стр. 42–43.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010