Вопрос о составе собора обсуждался у нас в церковной печати в начале ХХ века, когда в 1905 г. подготовка к созыву Собора стала главной церковной темой. Тогда по этому вопросу обнаружились разногласия. В Петербурге образовалась «группа 32» священников, провозгласившая задачу обновления самых основ церковной жизни. Эта группа потребовала в записке, опубликованной в «Церковном вестнике» 17 марта 1905 г., широкого представительства на предстоящем Соборе клириков и мирян и чтобы при этом клирики и миряне получили на Соборе равные права с епископами. В данной тенденции откровенно проявились сословно-партийные интересы обновленцев, стремление закрепить побольше прав и привилегий за белым духовенством за счет епископата и монашества; монашествующих не епископов представители «группы 32» вообще считали нецелесообразным и даже неканоничным призывать на Собор. «Не считая правильной мысль, что первый Собор, по встречающимся для совершенной организации его затруднениям, может состоять из одних только епископов, мы полагаем, что он-то, прежде всего, и должен обладать характером всецерковного представительства, – утверждалось в записке «группы 32», поданной митрополиту Петербургскому Антонию (Вадковскому) в мае 1905 г., – двухсотлетнее отсутствие соборов и современное положение высшей иерархии, не избираемой, как встарь, самими церквами, то есть клиром и народом самих вдовствующих церквей, обязательно требует участия на соборах низшей иерархии и мирян». Обновленцы пугали своих оппонентов церковным расколом, который произойдет, если их требования о равноправном участии клириков и мирян в Соборе не будут приняты. «Епископы выработают и утвердят на соборе проект устроения; но решение их не получит силы только от того, что оно будет единогласным желанием всех епископов. Церковь скажет или, по крайней мере, может сказать, что не одобряет такого устроения дел, не желает его и признает не соответствующим ни действительным ее потребностям, ни хранимому ею Преданию. Права или не права будет эта, невольно отрешенная от епископов Церковь , но раскол произойдет», – писал член «Братства ревнителей церковного обновления» Н.П. Аксаков .

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanony...

Николаю II «Всеподданнейший доклад о преобразовании управления Российской Церковью на соборном начале». В докладе указывалось, что по решениям Никейского собора 325 г. поместные соборы должны созываться каждые полгода, а у Русской Православной Церкви не было собора уже более 200 лет (последний состоялся в 1689 г.). Синод испрашивал разрешения царя на созыв Поместного Собора в ближайшие месяцы в Москве, выборе патриарха, изменении самого состава Синода, который должен играть роль совещательного органа при патриархе и под его руководством. Победоносцев категорически настаивал не допускать созыва церковного собора. Сам царь по своему обыкновению занял половинчатую позицию. В своей резолюции на доклад Синода 31 марта 1905 г. царь писал: «Признаю невозможным совершить в переживаемое ныне тревожное время столько великое дело, требующее и спокойствия, и обдуманности, каково созвание Поместного Собора. Предоставляю себе, когда наступит благоприятное для сего время, дать сему великому делу движение и созвать Собор Всероссийской Церкви для канонического обсуждения предметов веры и церковного управления» 340 . (Когда революционные события в стране приняли для царизма особенно угрожающий характер, Николай II согласился и на скорейший созыв Поместного Собора, о чем будет сказано ниже.) 13 марта 1905 г. для обсуждения поднятого вопроса собрался Петербургский Пастырский совет. 17 марта 1905 г. группа из 32 петербургских священников, возглавляемая Антонием Вадковским , опубликовала в «Церковном вестнике» свою программную статью «О необходимости перемен в русском церковном управлении», которая на следующий день была перепечатана в либеральной газете «Русское слово». Лейтмотив статьи – немедленное возвращение к каноническим нормам православия и освобождение Церкви от тех ограничений, которые наложила на нее светская власть. Авторы предлагали проводить регулярные созывы поместных соборов, избрание Собором Св. Синода, прекращение практики ежегодного перемещения епископов из одной епархии в другую, избрание епископов клиром и мирянами, увеличение числа епархий, создания митрополичьих округов с несколькими епархиями в каждом, немедленный созыв Всероссийского Поместного Собора Русской Церкви, широкое развитие самостоятельности церковных приходов, настаивали на участии духовенства во всех звеньях государственного аппарата – вплоть до Комитета министров.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Рассмотрение Собора 1917-1918 гг. возможно исключительно в контесте эпохи конца XIX-haчaлa XX вв., изменений, происходивших на уровне государства и общества, с которыми теснейшим образом была связана Русская Церковь. Созыв и проведение Всероссийского церковного собора 1917-1918 гг. происходили в особой атмосфере, которая формировалась в условиях более чем двухсотлетнего перерыва в созыве церковных Соборов, копившихся церковных вопросов и не находивших своего решения в рамках синодальной системы высшего церковного управления, а также популярности в общественной, а также церковно-общественной среде демократических идей представительства, которые в переложении на церковную почву приобретали характер идеи всецерковного представительства. Известно, что вопрос о составе ожидаемого в начале XX в. Поместного собора был поднят еще в 1905 г. во время активной церковно-общественной дискуссии, нашедшей свое отражение на страницах церковной и светской печати. Отличительной чертой данной дискуссии были несомненная глубина осмысления проблематики состава Собора, а также высокий уровень церковного сознания. К сожалению, в выражавшихся мнениях порой присутствовала и определенная сословная заинтересованность, чуждая стремлению ко благу Церкви, не опирающаяся на церковное Предание, закрепленное в канонических установлениях. Началом дискуссии можно считать обращение группы петербургских священников («группа 32-х») к митрополиту Антонию (Вадковскому), в то время возглавлявшему столичную кафедру. В своем обращении представители столичного духовенства изложили свой взгляд на состав Поместного собора. Они потребовали широкого представительства на Соборе клириков и мирян, а также предоставления возможности клирикам и мирянам иметь на Соборе равные с епископами права. Вот что писали в своей записке священники: «Не считая правильной мысль, что первый Собор, по встречающимся для совершенной организации его затруднениям, может состоять из одних только епископов, мы полагаем, что он-то, прежде всего, и должен обладать характером всецерковного представительства. 200-летнее отсутствие соборов и современное положение высшей иерархии, не избираемой, как встарь, самими церквами, то есть клиром и народом самих вдовствующих церквей, обязательно требует участия на соборах низшей иерархии и мирян» .

http://bogoslov.ru/article/304763

«Миф о группе «32-х» наконец развенчан. Юлия Балакшина показала: нет оснований говорить о том, что группа «32-х» была предтечей «обновленчества». Главная отличительная черта последних – беспредельный сервилизм, тогда как группа «32-х» выступала за максимальное освобождение Церкви от диктата государства», -- резюмировал один из главных итогов исследования известный историк Церкви, профессор Санкт-Петербургской духовной академии протоиерей Георгий Митрофанов. По его словам, утверждение обратного стало «глубоко укорененным мифом», кочующим из книги в книгу, из-за того, что до сих пор серьезного изучения «Братства ревнителей церковного обновления» не предпринималось. Книгу Ю. Балакшиной можно считать первым подобным исследованием.  Как рассказала автор, в монографии предпринята попытка осветить историю возникновения и развития группы «32-х» петербургских священников (в дальнейшем известной как «Союз церковного обновления» и «Братство ревнителей церковного обновления»). Она отметила особенности своего подхода к изучаемой теме: это «подход через личность, через человека» в широком культурно-историческом контексте. Поэтому при работе с многочисленными архивными документами Ю. Балакшина обращала внимание не только на фонды церковных учреждений,  но и на личные письма, записки, дневники членов движения «32-х» --  Николая Петровича Аксакова, о. Григория Петрова, о. Николая Егорова и других. В приложении к монографии впервые опубликована переписка одного из лидеров группы «32-х» священника Константина Аггеева с профессором Киевской духовной академии Петром Кудрявцевым — важный источник для изучения церковной, общественной и культурной жизни России начала XX века. Эти письма хранились в Париже, они были переданы автору главным редактором «IMCA-press» профессором Никитой Струве. Как заметила Ю. Балакшина, этот личностный подход стал приносить «неожиданные плоды» – с ней связались потомки членов группы «32-х»; некоторые из них выступили на презентации со словами благодарности. По словам автора книги, работа с документами убеждает, что представители «Союза церковного обновления» -- «люди жертвенного служения Богу и народу, люди глубокой христианской совести».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

О том, что власти даже не собирались приобретать на украденные у Церкви ценности продовольствие для голодающих, свидетельствует следующая шифровка, полученная Симбирским губотделом ГПУ: «Симбирск, губотдел ГПУ, из Москвы. Циркулярно. Компомголам губерний, автономных областей и союзных республик. Замена церковных ценностей хлебом и другими продуктами не допустима. Замена золотом и серебром равного количества допустима в отдельных случаях с разрешения губкомиссии по изъятию ценностей. Необходимо начинать изъятие с городов и богатых приходов, благоприятно настроенных, затем переходить к деревне, руководствуясь политическими соображениями. Член президиума ЦК Помгол ВЦИК Винокуров» . Изъятие в епархии прошло довольно спокойно, а благодаря усилиям архиепископа Александра удалось сохранить и без того малочисленное духовенство. Между тем властям удалось собрать в Симбирской епархии более 3,5 тонн серебра, не считая золотых и платиновых изделий, огромное количество бриллиантов и других драгоценных камней. Все это было изъято как лом, без расчета художественной ювелирной ценности предметов. По современным подсчетам, за три мешка полученного в Поволжье зерна только церковными ценностями, не считая изъятого у самого народа, расплачивались по 1 килограмму серебра, а также бриллиантами, жемчугом и другими драгоценными камнями, подсчитать количество которых теперь не представляется возможным . 27 июня 1921 года в помощь архиепископу Александру был рукоположен овдовевший симбирский протоиерей Иаков Благовидов. Отец Иаков был выпускником Казанской духовной академии, законоучителем Симбирской мужской классической гимназии, в которой в свое время учились В.И. Ульянов (Ленин) и А.Ф. Керенский. Позже отец Иаков стал членом правления Симбирской духовной семинарии. Неоднократно удостаивался правительственных и церковных наград. После смерти супруги отец Иаков принял монашеский постриг с именем Иоаким и был рукоположен в епископа Алатырского, викария Симбирской епархии. «В годы гражданской войны в среде духовенства активизировались модернистские группировки, подхватившие идейное наследие группы 32 священников, а также образованного в Петрограде при Временном правительстве Всероссийского союза демократического духовенства и мирян, который возглавили священники А.И. Введенский, А.И. Боярский, И. Егоров» . В Петербурге создаются различные модернистские группировки: священником И. Егоровым – «Религия в сочетании с жизнью», священником А. Боярским – «Друзья церковной реформации». С 1921 года существует так называемая Петербургская группа прогрессивного духовенства. Опорой в епископате для обновленцев стал заштатный епископ Антонин (Грановский), известный своими сомнительными новшествами в богослужении, за которые он и был запрещен Патриархом Тихоном .

http://pravoslavie.ru/sm/31261.htm

VI. Мнения о проекте духовно-судебной реформы епархиальных и преосвященных Составленный комитетом «проект основных положений преобразования духовно-судебной части», по Высочайше утвержденному 16 мая 1873 года определению святейшего Синода, был разослан на предварительное заключение епархиальным архиереям, главным священникам и в духовные консистории с тем, чтобы эти последние представили свои мнения независимо от епархиальных преосвященных. Представленные от этих лиц и учреждений в святейший Синод мнения отпечатаны в С.-Петербургской синодальной типографии, без изменения и малейших отступлений от оригиналов-архиерейские отдельно от консисторских. При помощи этих мнений можно судить не только о том, как взглянули на предположения комитета представители нынешнего суда и администрации в духовном ведомстве, но и о том, как они желали бы устроить духовно-административную и судебную часть 57 . Всех мнений до настоящего времени напечатано 32 епархиальных преосвященных, в том числе мнение главного священника армии и флотов, покойного протоиерея П. Е. Покровского. Если прочесть напечатанные мнения епархиальных архиереев относительно проекта преобразования духовно-судебной части, сравнить их между собой и уразуметь их содержание, то откроется, что архиерейские мнения о проекте заметно распадаются на три группы. Одни из этих мнений, несочувственно относясь к самой мысли о необходимости предположенн6ого преобразования и оправдывая существующее положение вещей, восстают против проекта духовно-судебной реформы и его предположений, видят в нем попытки, направленные к тому, чтобы поколебать начала порядков в христианской церкви, и с опасение указывают на гибельные последствия, имеющие произойти от осуществления сего проекта в разных отношениях. Другие из мнений, не отвергая необходимости предпринятого преобразования и не отрицая существующих в нынешнем духовном суде недостатков, возражают против отдельных, но основных положений проекта, как -то: разделения судебной и административной власти, учреждения духовно-окружных судов, присутствия прокурорского надзора; при этом одни между подобными мнениями возражают против всех перечисленных предметов, и осуждают проект; другие, указывая только на некоторые из сих предположений, требуют нового их пересмотра при окончательном утверждении проекта Третья группа мнений, соглашаясь в существе с проектом и с необходимостью преобразования нынешнего духовного суда, предлагает сделать некоторые исправления в предположениях проекта с целью последовательного проведения принятых в нем начал и больших гарантий правильного отправления правосудия Дабы дать понятие о духе и характере мнений первого рода, достаточно заметить, что по свидетельству одного из таковых мнений между составителями проекта духовно-судебной реформы полагаются либералы, распускающие в печати мысль о недовольстве духовенства теперешним духовным судом.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Скачать epub pdf Под таким названием в 1909 г. вышла в свет единственная небольшая брошюра, посвящённая жизни и деятельности выдающегося русского церковного учёного Николая Петровича Аксакова . К 165-летию со дня его рождения мы публикуем фрагмент из готовящейся к изданию монографии Ю.В. Балакшиной «Братство ревнителей церковного обновления (группа «32-х» петербургских священников). 1903–1907. Документальная история и культурный контекст». Николай Петрович Аксаков родился в 1848 г. в Александринском уезде Тульской губ. в родовом имении своего отца П.Н. Аксакова. Аксаковы принадлежали к древнему дворянскому роду и почитали среди своих предков Шимана, сотрудника преп.  Феодосия Печерского . Первоначальное воспитание Николай Аксаков получал дома под руководством матери, «женщины очень образованной, глубоко религиозной» 1 . В девятилетнем возрасте Надежда Александровна Аксакова побывала в Сарове и познакомилась с преп. Серафимом. Свои детские воспоминания она записала и впоследствии издала в 1903 г. в виде брошюры «Отшельник 1-й четверти XIX столетия (из детских воспоминаний)». Во время поездки за границу вместе с матерью и остальным семейством Николай Аксаков имел возможность продолжить образование в европейских университетах. В 16-летнем возрасте он прослушал несколько семестров в высшей философско-богословской школе в г. Монтобане (Франция). «Школа эта была протестантская, но, уважая свободу верований учащихся в ней, знакомила их с учениями всех религий и не влияла на свободу их совести» 2 . Затем он слушал лекции в университетах Гейдельберга и Галле. Во время пребывания в Гейдельберге курс лекций по истории церкви Аксакову прочёл известный православный учёный, канонист проф.  А.С. Павлов , находившийся в Германии в научной командировке. «Занятия под руководством проф. Павлова дали направление богословским воззрениям и научно-церковным интересам Николая Петровича, который не прерывал духовной связи со своим учителем и по возвращении на родину» 3 . В 1868 г. в 19 лет Аксаков выдержал окончательный экзамен в Гессенском университете и там же публично защитил диссертацию по философии, написанную им на немецком языке – «Идея Божества».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Aksako...

Делегация Санкт-Петербургской православной духовной академии посетила монастыри Финляндской Православной Церкви 17 декабря 2013 г. 12:32 13-16 декабря 2013 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и по приглашению архиепископа Карельского и всей Финляндии Льва  паломническая группа Санкт-Петербургской духовной академии во главе с ректором епископом Петергофским Амвросием посетила святыни Финляндской Православной Церкви . В первый день паломники посетили храм святителя Николая в г. Иматра. Настоятель священник Тимо Тюнккюнен рассказал об истории храма и особенностях жизни православных приходов в Финляндии. В тот же день паломники прибыли в Спасо-Преображенский монастырь на Новом Валааме. Паломническая группа была тепло встречена настоятелем обители архимандритом Сергием (Райаполви), который познакомил гостей с храмами монастыря, рассказал о трагической истории основания обители, представил архив, монастырскую библиотеку и народный университет. Преподаватели и студенты смогли увидеть древние рукописные русские монастырские книги, письма святителя Игнатия (Брянчанинова), преподобного Германа Аляскинского, валаамских монахов. 14 декабря в Свято-Троицком храме Линтульского женского монастыря в Палокки епископ Амвросий в сослужении духовника обители архимандрита Германа (Левинена) и духовенства из паломнической группы совершил Божественную литургию. За богослужением молились и причастились Святых Христовых Таин игумения Михаила (Рёпелинен) и сестры обители, учащиеся академии и гости монастыря. По окончании богослужения епископ Амвросий обратился к молящимся с архипастырским словом: «Для нас значимым событием в жизни и большой радостью является совместная молитва в этот день в Свято-Троицком храме Линтульского монастыря. Среди святынь этой обители мы видим иконы из русских монастырей, что свидетельствует о неразрывной духовной связи, которая существует между Русской и Финляндской Православными Церквями, единстве, к которому призывает нас Господь. Те, кто некогда пришел на это место и учредил Линтульскую обитель, прожили подлинно исповедническую жизнь, понеся трудности гонений. Но они обладали величайшим духом и неиссякаемой верой. Эта вера позволила им выстоять в тяжелейшие годы испытаний. Сегодня Господь дает нам другие условия жизни вовсе не потому, что мы лучше или достойнее тех, кто был до нас, а именно потому, что мы духовно намного слабее их, в годы гонений явивших беспримерный подвиг стойкости и веры. Я хотел бы поблагодарить матушку игумению и сестер обители за возможность совершить Божественную литургию и пожелать быть настоящими духовными преемницами тех сестер, которые освятили это место своими страданиями, слезами и молитвами».

http://patriarchia.ru/db/text/3445272.ht...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ ХРАМ В ЛИГОВО Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Макет храма Преображения Господня в Лигово Центр священномученика Вениамина Петроградского Приход Преображения Господня в историческом районе Санкт-Петербурга Лигово ведет свою историю с 1992 года, когда при Санкт-Петербургском отделении Всецерковного Православного Молодежного Движения (ВПМД) образовалась Секция восстановления храмов, которая организовывала поездки групп паломников в монастыри и церкви, требующие восстановления. Тогда группа педагогов Красносельского района Санкт-Петербурга совершила первую поездку со школьниками и их родителями в летние каникулы на восстановление Иверского монастыря на Валдае. По приезде в город нашлось пустующее помещение в торгово-бытовом центре на ул. Тамбасова, д. 32, и своими силами они отремонтировали его. Помещение часовни освятил иерей Михаил Жаков . При освящении он подарил общине икону священномученика Вениамина, митрополита Петроградского, вырезанную из дерева и в честь и память его община стала именоваться Молодежным Православным Центром священномученика Вениамина митрополита Петроградского . Создание Центра благословил председатель Санкт-Петербургского отделения Всецерковного Православного Молодежного Движения игумен Александр (Федоров) . Община Центра проводила большую просветительскую и воспитательную работу с подростками района, с воспитанниками Детского дома 17. Работало несколько кружков ремесел, обучали хоровому пению. Также членами центра осуществлялось попечительство и духовное окормление престарелых жителей близлежащих микрорайонов. Приглашаемые священники служили молебны, проводили беседы. Членами центра читались акафисты, совершались паломнические поездки в монастыри, в которых вся группа жила по монастырскому уставу, оказывая посильную помощь на различных послушаниях. В православные праздники Рождества Христова, Пасхи и Троицы проводились гуляния в старых русских традициях.

http://drevo-info.ru/articles/25277.html

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви От проклятия до преображения Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются. Новости 22 марта 2009, 23:13 Петербургская инициативная группа " Азбука веры - Омега " вместе с представителями православной молодежи из Москвы готовит общероссийскую акцию против абортов, которая должна пройти в День защиты детей 1 июня. 22 марта 2009, 21:23 Сюжет фильма разворачивается вокруг процессов изготовления, транспортировки, установки и освящения креста в валаамском скиту. Казалось бы, авторы только наблюдают за этими этапами. Но у зрителя возникает чувство духовной радости. 21 марта 2009, 18:55 Команда вертолетчиков под руководством заслуженного пилота России Вадима Базыкина и спасателя Романа Юринова сумела снять металлическую конструкцию с купола со второй попытки. 21 марта 2009, 14:17 Это весьма ответственное и почетное послушание: личность духовника, его пастырство влияют на формирование образа священника, который должны обрести учащиеся духовных школ, считает отец Вячеслав. 21 марта 2009, 13:40 Такие ссылки, как " сообщили в епархии " , " сообщает пресс-служба епархии " и т. п., недопустимы в отношении " Воды живой " и являются некорректным цитированием. " Вода живая " - не пресс-служба епархии, а самостоятельное СМИ. 21 марта 2009, 13:32 Ужесточить уголовную ответственность для педофилов предложил Дмитрий Медведев в минувший понедельник. По официальным данным, число сексуальных преступлений против детей с 2003 года выросло в России в 26 раз. 20 марта 2009, 23:48 Руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев представит в программе своего любимого детища - Московского Пасхального фестиваля - произведение из золотого фонда мировой литературы. 19 марта 2009, 18:25 Мастера укрепляли все, что можно было сберечь. Сложнейшие технические работы в интерьерах памятника архитектуры, особенно в Зале Присутствия, заняли много времени. 18 марта 2009, 23:32 Пока нет денег на то, чтобы сохранить облик храма, который на глазах теряет свое великолепие. В замене нуждается черепица. Сложность заключается в способе изготовления и монтаже конструкций. 18 марта 2009, 22:26 Парламент северной столицы утвердил во втором чтении соответствующее дополнение к закону " О праздниках и днях памяти в Санкт-Петербурге " . Поправка была предложена депутатом Виктором Евтуховым. В блогах 20 апреля 2011 29 марта 2011 25 марта 2011 Быстрый поиск:

http://old.aquaviva.ru/news/?offset=82

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010