Различия — неизбежны, ведь сколько людей, столько характеров, особенностей. И стричь всех под одну гребенку невозможно. Поэтому, если есть возможность выбора духовника, лучше походить по храмам, послушать проповеди священников, почитать их интервью, посмотреть, как они живут. И исходя из этого, выбрать священника, которому вы бы могли рассказать о своих духовных проблемах без боязни и стеснения, близкого вам по духу. Это, мне кажется, главный критерий выбора духовника. Священник может быть даже не особо искусным, «продвинутым» и известным, но если любит Бога и людей, а это обычно всегда видно, он будет хорошим духовным наставником. — Есть ли выход из противоречия: как врач не может лечить болезнь по телефону, Интернету, так и священник на расстоянии не узнает всех обстоятельств духовной жизни человека. С одной стороны, любое обобщение делает ответ неверным для кого-то другого, с другой — людям негде больше спросить, а вопросов масса. Многие ищут ответы на свои вопросы в опубликованных ответах на чужие и только потом решаются задать свой вопрос… — С этим сравнением я не соглашусь. Есть простые болезни, которые вполне лечатся по телефону: человек звонит, называет явные симптомы, и на основании этого квалифицированный врач может поставить достаточно точный диагноз и порекомендовать лекарства и методы лечения. Но бывает и так, что по телефону можно получить только первую медицинскую помощь, а глобально вылечить болезнь нельзя: необходимо стационарное лечение под наблюдением врача. Так и в духовной жизни — можно получить первую неотложную помощь удаленно, но без участия в таинствах, без личного участия священника, без благодати Божией, которую Господь подает через священнослужителей, преуспеть достаточно сложно. Беседовал протодиакон Александр Карпенко, главный редактор журнала «Фома в Украине». Фото из архива архиепископа Ионы Акривия [греч.  — строгость, точность] — способ решения вопросов с позиции строгой определенности, не терпящей отступления от основных начал христианского учения. — Ред.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Вообще в IV–VII вв. теология и философия были ближе друг к другу, чем в последующие периоды. Рождавшаяся в конфессиональных конфликтах потребность утверждать свою веру и разоблачать чужую жестким ведением аргументации толкала к рассудочной работе с понятиями и силлогизмами, стимулировала интерес к аристотелевской логике. Этот уклон, который в полной мере реализовался в западноевропейской схоластике, раньше всего выявился в В. Ф. (особенно у Леонтия Византийского и Иоанна Дамаскина). Не только перед лицом противника, но и в кругу ортодоксального единомыслия дух догматизма, страшащийся даже невольных отступлений, занимал умы поисками непогрешимо логических выводов из заданных верой посылок; это называлось «акривия» (греч. «строгость, точность») или «акривология». Парадоксально, что вера нуждалась в логическом оснащении именно постольку, поскольку была авторитарной: на «принудительность» логики возлагались те же функции, что и на государственные возможности принуждения, на мощь «благоверной» державы. Православное христианство и византийская идеология сакрализовапной государственности вместе составляли двуединую систему общеобязательного правоверия (т. н. политическая ортодоксия). Между тем это были разные идеологии с различным генезисом и содержанием, неизбежно вступавшие в конфликт, особенно в ранние периоды существования Византии. Насаждение императорами арианства в IV в., монофелптства в VII в н иконоборчества в VIII–IX вв. — это ряд последовательных попыток подчинить идею Церкви имперской идее; современная каждому из этих явлений православная оппозиция Афанасия Александрийского, Максима Исповедника, Феодора Студнта — ряд столь же последовательных попыток преодолеть имперскую идею во имя идеи Церкви (к этому же была еще ранее направлена борьба Иоанна Златоуста). Сопряжение христианства с имперской идеологией могло произойти только благодаря посредничеству платонически окрашенного символизма, характерного для осмысления государства в Византии: император, оставаясь смертным и грешным человеком, «участвует» в таинстве власти, понимаемой в духе теократии, как, по доктрине Платона, тленная вещь «участвует» в нетленной идее.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

А.Б. оказал влияние на католическую гимнографию. АКРИВИЯ (греч. ακρβεια) – точный смысл, точность, строгость, соответствующая букве закона; принцип решения церковных вопросов с позиции строгой определенности. Исходя из принципа А. должны разрешаться проблемы догматического характера. Вопросы каноники и церковной практики можно решать как с позиции А., так и с позиции икономии, то есть применительно к внешним обстоятельствам, допуская компромисс. Неправильно считать, что А. есть подход к решению вопросов с принципиальных позиций, а икономия – подход беспринципный, узкоутилитарный, ибо в основе того и другого лежат высшие церковные принципы. Преобладание акривии характерно для фундаменталистского типа сознания. АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ ШКОЛА . Так называют несколько поколений философов, богословов, математиков, астрономов, поэтов, медиков, риторов, подвизавшихся в Александрии под покровительством Птолемеев и их преемников цезарей в продолжение девяти столетий (от III в. до Р. Хр. по VI в. после Р. Хр.). В первые века христианства А. ш. приобретает особую известность как богословская школа, с действующим церковно-учебным заведением, имевшим определенное устройство и программу, т. н. огласительной или катехизической школой. Для богословской школы характерен чрезмерный аллегоризм в экзегетике Св. Писания. Аллегорические объяснения нередко порождали отрицание буквального смысла текста, что подрывало уважение к Св. Писанию и низводило его до уровня книг, исполненных загадок и мифов. В целом учителя и ученики А. ш. придерживались эклектизма, используя элементы различных философских систем для толкования вероучительных положений христианства. А. ш. имела огромное значение для распространения и защиты христианской веры, для развития библейской критики и экзегетики. Из нее вышли такие величайшие богословы, как св. Афанасий Великий , и такие известные экзегеты и критические исследователи библейского текста, как один из самых знаменитых ее преподавателей Ориген . АМИНЬ – слово древнееврейского происхождения, означающее: «несомненно», «воистину», «бесспорно». Произнести А. – то же самое, что признать нечто верным, скрепить утверждение или выразить участие в произнесенной молитве. Возгласом «Аминь» собрание молящихся присоединяется к молящемуся от его имени и подтверждает понимание смысла слов произнесенной молитвы. В Евхаристии слово А. получило значение свидетельства веры. При завершении древнехристианской Литургии, по свидетельству Апостольских Постановлений и других памятников, причастник на слова священника: «Тело Христово» – и диакона: «Кровь Христова» – отвечал: «Аминь». Священное Писание заканчивается словами: «Свидетельствующий сие говорит: ей, гряду скоро! Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе! Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами» ( Откр. 22:20–21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Вопрос: 80-е правило VI Вселенского Собора гласит: «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или кто-либо из сопричисленных к клиру, или мирянин, не имея никакой настоятельной нужды или препятствия, которым бы надолго устранен был от своей церкви, но пребывая во граде, в три воскресные дни в продолжении трех седмиц не придет в церковное собрание, то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет отлучен от общения». Значит ли это, что Русская Православная Церковь считает всех, кто три недели не был в храме, отлученными от Церкви? А если это не так, то возможно ли подробнее объяснить отношение Русской Православной Церкви к этому правилу? Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) : Правило, которое приведено в письме, сохраняется, но применение его в практике не встречается по причине сильного ослабления христианских начал в жизни современного человека. Церковь в своей жизни руководствуется двумя принципами: акривия (греч. строгость, точность ) – точность, строгость, соответствие букве закона и икономии (греч. устроение дома, дел ) – решение церковных вопросов с позиции снисхождения, практической пользы, целесообразности. Акривия необходима в вопросах веры, догматических определениях, а также в отношении важнейших канонов, касающихся жизни Церкви. Икономия – отношение к поступкам христиан, когда в пастырской практике учитываются возможные последствия наказания и ради духовной пользы отменяется епитимия за проступок. Это дает пастырю возможность принимать решение, нарушающее букву церковного канона, но не противоречащее его духу. 6 ноября 2008 г. Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/28172.html

Разделы портала «Азбука веры» Акривия – (греч.строгость, точность ), способ решения вопросов с позиции строгой определенности, не терпящей отступления от основных начал христианского учения; применяется в тех случаях, когда речь идет об основополагающих догматических началах церковной жизни, о самой сущности и целях существования Церкви и христианства. Акривии противостоит икономия  – обоснованное снисхождение к человеческим немощам и слабостям в церковно-практических и пастырских вопросах, не носящих догматического характера. Цитаты об акривии «Есть два церковных понятия – икономия и акривия. Акривия является строгим неукоснительным и бескомпромиссным следованием церковным понятиям. Икономия – это понятие, связанное с принятием некоторых компромиссов, проявления снисхождения к человеческой немощи, и к тем часто запутанным историческим и церковным ситуациям, которые сложились в связи с нашей греховной человеческой природой. Так часто священник по отношению к некоторым грешникам не применяет строгих церковных канонов, по которым их следует отлучить от причастия на многие годы. (Например, за убийство отлучают от причастия на 20 лет, за прелюбодеяние – на 15 лет, за блуд – на 7 лет). Но священник может применить церковную икономию к такому грешнику, исходя из конкретной духовной и церковной ситуации, в которой тот пребывает. А иногда, наоборот, следует применить строгость, чтобы побудить человека к покаянию и отрезать путь ко греху». протоиерей Алексий Уминский Литература по теме Близкие понятия Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/akriviya

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АКРИВИЯ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Акривия (греч.: κρβεια) - точный смысл, точность, строгость, соответствующая букве закона; принцип решения церковных вопросов с позиции строгой определенности. Исходя из принципа акривии, то есть абсолютной строгости, должны разрешаться проблемы догматического характера. Вопросы же канонов и церковной практики можно решать как с позиции акривии, так и с позиции икономии , то есть и применительно к внешним обстоятельствам. Если икономия является принципом практической пользы, удобства, то акривия - принцип абсолютности, строгой определенности, исключающей всякую двусмысленность, неопределенность и относительность, которые допустимы в области практической церковной жизни и пастырской деятельности, которые решаются согласно церковной икономии. Отсюда нельзя сделать вывод, что акривия есть подход к решению вопросов с принципиальных позиций, а икономия - подход " беспринципный " , узкоутилитарный, ибо в основе того и другого лежат высшие церковные принципы. Литература Использованные материалы Редакция текста от: 23.05.2008 10:33:42 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/2070.html

Подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? Вопрос змея есть клевета на Бога. Хитрость первых слов искусителя заключается в том, что он тщательно старается не дать заметить своей клеветы на Бога, чтобы жена не обнаружила его коварный замысел. Он хочет только вовлечь жену в разговор, как бы предлагая ей свое недоумение и бросая тень подозрения собственно на мужа. «Может ли это быть,– как бы так говорил змей,– чтобы всещедрый Бог запретил вам вкушать райские плоды? Не ошибся ли твой муж?» Этими словами змей преследует две цели. Во-первых, он хочет проверить, насколько Ева знает заповедь. Во-вторых, он намеренно преувеличивает строгость заповеди, чтобы смутить жену и вызвать в ней недовольство и недоверие к Творцу. Быт.3:2–3 . Ответ жены показывает, что она не знала заповедь в точности. Она ужесточает заповедь Божию, добавляя к ней слова не прикасайтесь, чего Бог не говорил. Это звучит как упрек в адрес Бога в устах Евы, как глухое недовольство. Также здесь указывается особенность психологии женщины, которой обязательно нужно потрогать, осязать каждую вещь. Вместе с тем жена говорит о причине соблюдения заповеди: чтобы вам не умереть. Но соблюдать заповедь Божию необходимо ради любви к Богу, а не из боязни смерти. Жена же о любви к Богу и не вспоминает, а внешний, случайный мотив выставляет как главный и единственный. Как говорит святитель Филарет (Дроздов) , «мысль строгости заповеди и страха смерти уже начинала затмевать в ней чистое чувствование любви и благоговения к Богу-Законодателю» с. 93]. Быт.3:4–5 . И сказал змей жене: нет, не умрете. Говоря: нет, не умрете, змей в точности повторяет слова Бога в Быт.2:17 (в еврейском оригинале), ставя перед ними отрицательную частицу (то есть буквально «не смертью умрете»). Таким образом, змей прямо представляет Бога лжецом, обманщиком, который использует наивность и доверчивость людей. Но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши. Змей обещает, что у людей откроются умственные способности и нравственные возможности.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

В описании порядка всесожжений часто встречаются слова о " приятном благоухании " , которое " обонял Господь " (Быт.8:21, Исх.29:18,25,41, и др.). Но, разумеется, эти слова нельзя понимать буквально. Кровавые жертвы, приносимые людьми по закону, ни в коем случае не являлись " умилостивлением " Бога, ибо Бог неизменяем и любовь Его не зависит от жертвоприношений. Это хорошо представлено в словах 49-го псалма: " Если бы Я взалкал, то не сказал бы тебе, ибо Моя вселенная и все, что наполняет ее. Ем ли Я мясо волов и пью ли кровь козлов? Принеси в жертву Богу хвалу и воздай Всевышнему обеты твои " (Пс.49:12). Посему правильно будет считать, что " приятное благоухание " , о котором говорится в Ветхом Завете, это, конечно, не запах сожженого тука, а духовное " благоухание " послушания, человеческой веры и надежды на Бога. Это знак благоугодности Богу всякого законного обращения к Нему, осуществляемого через посредническое служение священников, которое было центром и основой нравственности израильского народа. В десятой главе апостол пишет: " Невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи " (Евр.10:4), поэтому Новый Завет отменил закон, " ибо закон ничего не довел до совершенства " (Евр.7:19). Однако было бы не рассудительно совершенно отрицать положительное действие закона на духовно-нравственное состояние потомства Иакова. Сорокалетнее путешествие по пустыни под управлением Моисеева закона преобразило общество сынов Иакова. Свидетельствовал по вдохновению Божию корыстолюбивый пророк Валаам: " Как прекрасны шатры твои, Иаков, жилища твои, Израиль! расстилаются они как долины, как сады при реке, как алойные дерева, насажденные Господом, как кедры при водах; польется вода из ведр его, и семя его будет как великие воды, превзойдет Агага царь его и возвысится царство его " (Числ.24:4-7). И много лет Израиль набирал силу и расцветал под управлением закона. Наивысшего расцвета ветхозаветный Израиль достиг при царях Давиде и Соломоне. Но в конце царствования Соломона вновь стала повреждаться точность и строгость исполнения закона. С того времени Израиль стал быстро деградировать, и уже пророк Исаия говорит богоотступническому обществу слова Господни: " К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу " (Ис.1:11). И в Послании к Евреям апостол указывает на это: " Посему Христос, входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне " (Евр.10:5). Бог послал Сына Своего к людям по великой милости к ним, послал, чтобы жертвенной смертью Своего человеческого естества Он искупил людей из рабства диаволу. Вся ценность жертвы Христа в том и заключалась, что Он, будучи в человеческой плоти, пострадал в высшей степени естественным образом, не давая себе никакого преимущества, не совершив в своей земной жизни ни единого греха и ничем не дав повода к своему осуждению.

http://ruskline.ru/analitika/2008/06/12/...

И вы, господа, постигайте с ними также, умеряя строгость, зная, что и над вами самими и над ними есть на небесах Господь, у Которого нет лицеприятия ( Еф.6:1–9 ). Возлюбите все вы всё, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдёт сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе ( Флп. 4:7–8 ). И кто же такие сами штундисты, теперь вам в точности знать надлежит? И кто они именно такие, хорошенько выслушайте то, что будет сказано дальше. Они сами о себе говорят: Когда мы были православными, то мы были пьяницы, развратники, прелюбодеи, трубокуры, воры, разбойники, фарисеи, идолопоклонники и тому подобное, а теперь – штундисты, т. е. по-нашему, еретики, т. е., прежде достойные казней Божьих, а теперь осуждённые на лишения Царствия Божия. Так слышите, кто они такие были, по собственному их признанию, которое выше и ценнее всякого другого рода свидетельства, кто они были раньше и кто теперь? Значит, не мы, православные, все пьяницы, развратники, воры и т. п., ибо о нас никто так не говорит, кроме штундистов, и они, по собственным же их словам, были таковы. И если так, то как же они несчастны, как жалки! В таком случае надлежало бы им спешить во врачебницу – во Св. Храм, где врачи, веры, исцеляющие всякие болезни – священники, и где лекарство – благодатные Таинства, шли бы туда, двери всегда там открыты, врачевание подаётся туне, требуется лишь вера, которая потерпела у них такое сильное кораблекрушение ( 1Тим.1:19–20 ); и то они, бедные, уподобились псу, возвращающемуся на свою блевотину. В таинстве крещения они измылись и освятились, в таинстве покаяния это очищение повторялось не однажды, и теперь опять пошли они скверниться и валяться в той же греховной грязи, от которой, однако, не принимают никакого очищения. Познав Господа и отступив от Него, они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему ( Евр.6:6 ). Какой грех , какое преступление! но подумайте, какое же готовится таким грешникам и наказание: если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трёх свидетелях, без милосердия наказывается смерью, то сколь тягчайшему наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия, и не почитает за святыню Кровь Завета, которою освящён, и Духа благодати оскорбляет? ( Евр.10:28–29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Bogdanov...

И ответила жена змею: «Плоды с дерев мы можем есть. Только плодов с дерева, которое среди рая, сказал Бог: не ешьте и не прикасайтесь к ним, чтоб вам не умереть». Тем, что Ева вступает в беседу со змеем, не смотря на то, что услыхала от него клевету на Бога, показывает что её любовь к Богу еще не успела развиться, что она еще духовно незрела. И в ответе она явно поддается на обман змея: она тоже несколько извращает слова Божии, преувеличивая их строгость. Бог не сказал: «Не прикасайтесь к ним». Быть может, если бы Ева с совершенной точностью и правдивостью передала Божий слова, диавол бежал бы от неё, ибо он ненавидит только абсолютную правду Божиих слов. Искривленную же полуправду он выдерживает и продолжает свою тактику обольщения. «И сказал змей жене: «Нет, не умрете, но знаешь Бог , что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло». Клевета эта тонкая и многозначительная. Бог сотворил людей богоподобными и для постепенного всё большего и большего уподобления Ему, как учит св. Василий Великий : «Мы – тварь, но призваны стать богами по благодати». Впоследствии Сын Божий сойдет на землю, чтобы обожить человека, как многократно говорят о том церковные песнопения. «Бог стал человеком, чтобы человек стал богом». Не зная плана Божия в отношении человека, диавол мог, тем не менее, догадываться о нём, так как таков же был план Бога и о нем, когда он был еще ангелом света. Поэтому сатана знал, что соблазн «будете как боги» привлекателен человеку, для того сотворенного. Но вместо богоуподобления в любви к Богу и в единении с Ним, диавол предлагает богоуподобление в бунте и непослушании Ему. «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз, и вожделенно, потому что дает знание». Глубин духа человека, еще не испорченных грехом, диавол не знает, но поверхностные душевные движения, связанные с телесной природой, способной быть равно направленной к добру или ко злу, ему понятны. И их, как и всё, что у него есть в распоряжении, он мобилизует в этот решительный миг соблазна, повторяя потом свой прием соблазнения миллионы миллионов раз над всеми человеческими существами во всей многопечальной человеческой истории. «Похоть плоти, похоть очес, гордость житейская» – святые отцы именуют это « тройное искушение» , примененное на заре веков диаволом в отношении нашей праматери.

http://azbyka.ru/otechnik/Nafanail_Lvov/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010