Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АКРИВИЯ [греч. κρβεια - строгость, точность], способ решения вопросов с позиции строгой определенности, не терпящей отступления от основных начал христ. учения; применяется в тех случаях, когда речь идет об основополагающих догматических началах церковной жизни, о самой сущности и целях существования Церкви и христианства. А. противостоит икономия , т. е. снисхождение к человеческим немощам и слабостям в церковно-практических и пастырских вопросах, не носящих догматического характера. Икономия предполагает известное отклонение от канонических правил в указанной выше сфере и частичную замену законности целесообразностью. Сочетание А. и икономии составляет метод правового регулирования в церковном праве . Такое понимание метода вытекает как из сущности регулируемых отношений, так и из самого духа евангельского благовестия. С одной стороны, наиболее ценные объекты правового регулирования и охраны (вероучение, основы христ. нравственности) нуждаются в эффективной правовой защите, причинение им ущерба рассматривается как явление недопустимое, не могущее в принципе повлечь снисхождения, а следов., подлежащее А. С др. стороны, Сам Христос пришел не судить, но спасти мир; Он проявил милосердие и снисхождение к человеческому роду и заповедал Своим последователям (а значит, и Церкви, ибо она их союз) делать то же по отношению друг к другу. Сочетание А. и икономии по существу является соотношением законности (понимаемой как четкое и неуклонное, букв. соблюдение нормативного предписания) и целесообразности (полезности, удобства). Метод А. имеет не только научное значение при толковании и использовании тех или иных канонических норм, но и практическое применение. История знает немало примеров применения метода А.: случай с Ананией и Сапфирой (Деян 5. 1-11); случай с Симоном Волхвом (Деян 8. 9-24); непримиримость ап. Павла к расколам (1 Кор 1. 10-17; 3. 3-9, 21-23); осуждение ап. Павлом нарушения Евхаристической Трапезы (1 Кор 11. 27-34); в III в. Римская, Александрийская и др. Церкви отстояли практику перекрещивания еретиков; в 405 г. на Соборе в Карфагене блж. Августин высказался за самое жесткое отношение к расколу донатистов (Деян. V Всел.); осуждение четвертого брака визант. имп. Льва VI , отлучение его от св. Причащения и мн. др. Примерами А. могут служить отношение РПЦ к укр. автокефальному расколу 1989 г., заявления Святейшего Синода (1989), Архиерейского Собора (янв. 1990) и Поместного Собора (июнь 1990) и последующие документы о непризнании хиротоний самочинной автокефалии; заявление Святейшего Синода РПЦ от 23 февр. 1996 г. о прекращении канонического и евхаристического общения с К-польским Патриархатом и Финляндской автономной Церковью по причине их вмешательства в дела Эстонской Апостольской Православной Церкви, находящейся в юрисдикции Московского Патриархата.

http://pravenc.ru/text/63908.html

А.Б. оказал влияние на католическую гимнографию. АКРИВИЯ (греч. ακρβεια) – точный смысл, точность, строгость, соответствующая букве закона; принцип решения церковных вопросов с позиции строгой определенности. Исходя из принципа А. должны разрешаться проблемы догматического характера. Вопросы каноники и церковной практики можно решать как с позиции А., так и с позиции икономии, то есть применительно к внешним обстоятельствам, допуская компромисс. Неправильно считать, что А. есть подход к решению вопросов с принципиальных позиций, а икономия – подход беспринципный, узкоутилитарный, ибо в основе того и другого лежат высшие церковные принципы. Преобладание акривии характерно для фундаменталистского типа сознания. АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ ШКОЛА . Так называют несколько поколений философов, богословов, математиков, астрономов, поэтов, медиков, риторов, подвизавшихся в Александрии под покровительством Птолемеев и их преемников цезарей в продолжение девяти столетий (от III в. до Р. Хр. по VI в. после Р. Хр.). В первые века христианства А. ш. приобретает особую известность как богословская школа, с действующим церковно-учебным заведением, имевшим определенное устройство и программу, т. н. огласительной или катехизической школой. Для богословской школы характерен чрезмерный аллегоризм в экзегетике Св. Писания. Аллегорические объяснения нередко порождали отрицание буквального смысла текста, что подрывало уважение к Св. Писанию и низводило его до уровня книг, исполненных загадок и мифов. В целом учителя и ученики А. ш. придерживались эклектизма, используя элементы различных философских систем для толкования вероучительных положений христианства. А. ш. имела огромное значение для распространения и защиты христианской веры, для развития библейской критики и экзегетики. Из нее вышли такие величайшие богословы, как св. Афанасий Великий , и такие известные экзегеты и критические исследователи библейского текста, как один из самых знаменитых ее преподавателей Ориген . АМИНЬ – слово древнееврейского происхождения, означающее: «несомненно», «воистину», «бесспорно». Произнести А. – то же самое, что признать нечто верным, скрепить утверждение или выразить участие в произнесенной молитве. Возгласом «Аминь» собрание молящихся присоединяется к молящемуся от его имени и подтверждает понимание смысла слов произнесенной молитвы. В Евхаристии слово А. получило значение свидетельства веры. При завершении древнехристианской Литургии, по свидетельству Апостольских Постановлений и других памятников, причастник на слова священника: «Тело Христово» – и диакона: «Кровь Христова» – отвечал: «Аминь». Священное Писание заканчивается словами: «Свидетельствующий сие говорит: ей, гряду скоро! Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе! Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами» ( Откр. 22:20–21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Акафист ( греч. ακθιστος – «неседальиый»; гимн, поющийся стоя) – одна из форм церковного гимна, ведущая свое начало от Великого А., хвалебного песнопения в честь Богородицы («Взбранной Воеводе...»), составленного в начале VII века в память избавления Константинополя от нашествия иноверных. А. посвящен прославлению Богородицы, Иисуса Христа, какого – либо праздника или святого и состоит из последовательно чередующихся 13-ти кондаков и 12-ти икосов. Каждый кондак (кроме начального) завершается возгласом «Аллилуиа», каждый икос содержит ряд приветствий, начинающихся со слова «радуйся»; последний, 13-й, кондак является молитвенным обращением к прославляемому. Будучи одной из вершин византийской религиозной поэзии, А. отличается виртуозной звуковой и словесной организацией, построен на многоплановой символике. А. выражает собой догматическое и поэтическое созерцание чуда, чем объясняется его статичность, это как бы словесная икона священного лица или благодатного события. Особенно широкое распространение А. получили в России, где с XVIII века становятся особым жанром церковного гимнотворчества и одной из любимых народом форм молитвословий. Были составлены десятки А., посвященных святым, праздникам и многим чудотворным иконам Богородицы. А. предназначены в основном для келейного чтения; в богослужение по Уставу входит только Великий А., который читается на утрене в субботу пятой недели Великого поста (Суббота А.). Акафистник – богослужебная книга, содержащая акафисты Спасителю, Божией Матери, отдельным праздникам, установленным в память событий из земной жизни Господа Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы (Страстям Христовым, Успению Богородицы и т. д.), чудесно явленным иконам Божией Матери, а также святым. Акривия ( греч. ακρβεια – точность, тщательность) – точный смысл; принцип решения церковных вопросов с позиции строгой определенности, в соответствии с буквой закона. Исходя из принципа А., т. е. абсолютной строгости, должны разрешаться проблемы догматического характера; вопросы же каноники и церковной практики можно решать, как с позиции А., так и с позиции икономии, т. е. и применительно к внешним обстоятельствам. В основе А., как и икономии, лежат высшие церковные принципы.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

По поручению Синода Зедергольм ездил в командировки, в т. ч. в 1860 г. с управляющим синодальной канцелярией П. И. Саломоном в Грецию и Османскую империю для сбора сведений о состоянии православных церквей, мон-рей, учебных заведений. Побывал на Афоне, в Афинах, К-поле, Иерусалиме. В путевых заметках Зедергольма (часть которых была опубл. в 1867-1868 в ж. «Душеполезное чтение» ) много места отведено описанию Афона, приведены беседы с дипломатами, духовными лицами, в частности с прп. Иларионом Грузином (Новым), бывш. К-польским патриархом Григорием VI , к-рый произвел на автора сильное впечатление. Зедергольм свидетельствовал о тяжелом положении христиан, притесняемых турками, о том, что в политических греч. кругах растет недоверие к России, но мн. греки по-прежнему возлагают на нее надежду, что пользуется популярностью «История государства Российского» Н. М. Карамзина в переводе на греческий К. С. Крокидаса. Отмечал, что не следует соблазняться недостаточностью разработки правосл. богословской системы по сравнению с католической и протестантской, т. к. Православие держится не человеческими усилиями, а могуществом Божиим. Писал, что «не безденежье, а безверие губит Россию». Знакомство с Афоном окончательно убедило Зедергольма в необходимости стать монахом. 1 марта 1862 г. вышел в отставку. 31 марта того же года вступил в Иоанно-Предтеченский скит при Оптиной пуст., 9 сент. 1863 г. определен в число братии. 3 авг. 1863 г. настоятелем мон-ря прп. Исаакием (Антимоновым) был пострижен в рясофор, а 16 дек. 1867 г.- в мантию с именем Климент. Калужским архиеп. Григорием (Митькевичем) рукоположен 7 сент. 1870 г. во диакона. На средства Толстого с юж. стороны скита был устроен деревянный корпус для К.; строительство велось по плану, составленному прп. Амвросием (Гренковым) , и под его наблюдением. В корпусе размещалась большая б-ка, висели портреты старцев и мирских друзей К. Почти все время пребывания К. в Оптиной пуст. его келейником был мон. Тимон (Трунов). К. исполнял послушания библиотекаря в скиту и письмоводителя старца Амвросия, к-рому был очень предан. Привел в порядок синодики в скиту. Отличался особой точностью и строгостью к себе и к другим в совершении богослужений по церковному уставу и исполнении монашеских правил, вспыльчивостью. К. был привязан к своей обители и говорил: «Когда я по нужде бываю в миру, я не дождусь вернуться сюда. Мне скучно, если я не в Оптиной». Сообщалось о готовящемся назначении К. настоятелем Малоярославецкого Черноостровского во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря , но оно не состоялось из-за его смерти.

http://pravenc.ru/text/1841359.html

Устав келии был таков: неопустительное совершение богослужений суточного круга и ежедневная Божественная Литургия. Накануне каждого воскресного дня вместе с отцами соседних келий они совершали всенощное бдение-то в одной, то в другой келии по очереди. В те времена район Малого скита святой Анны был очень бедным, безмолвным и безводным. Но все эти трудности превозмогала ревность отцов к жизни аскетической. Отец Григорий с братией жили за счёт рукоделия: они вязали свитера и носки, а также делали простую деревенскую обувь. Кроме этого, у них был маленький огород, чтобы обеспечивать себя необходимыми овощами. Отцы жили безмолвной и подвижнической жизнью, не отвлекаясь на лишнее и не занимаясь ненужным. Немногие посетители, осилившие подъём до их каливы, просили отца Григория принять их на исповедь, поскольку распространилась молва о добродетельном и рассудительном духовнике. Как духовник он отличался строгими принципами. Смотря на исповедовавшихся у него монахов сквозь призму подвижничества, отец Григорий был взыскателен, требовал акривии и совершенства. ( Акривия (греч. κρβεια — точность, строгость) — принцип отношения к священным канонам, монашеским правилам и установлениям и вообще к Преданию Церкви с позиции строгой определённости и ненарушимости) Его отличали духовные сила и ведение Он был настолько строгим постником, что в среду и пятницу никогда не разрешал себе вкусить пищи с растительным маслом, даже на Светлой седмице. Нравом отец Григорий был кроток, очень молчалив, сострадателен, благодать его души сияла и была видна другим. Образование у него было лишь самое элементарное, однако, постоянно читая Священное Писание и аскетические сочинения святых отцов, он приобрёл духовные знания Отец Григорий обладал огромным опытом, умел распутывать даже самые сложные духовные случаи, подобно искусному врачу предлагая исповедающимся те или иные духовные лекарства. Кроме этого, старец отличался прозорливостью в различении помыслов и видений братии. Однажды иеромонах Даниил из каливы Трёх Святителей пришёл к отцу Григорию и открыл на исповеди, что ему было видение святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Он рассказал, как поспешил пасть в ноги Василию Великому, и тот подставил ему для поклонения большой палец ноги

http://pravmir.ru/ob-ieromonaxe-grigorii...

иеромонах Иов (Гумеров) Правило, которое приведено в письме, сохраняется, но применение его в практике не встречается по причине сильного ослабления христианских начал в жизни современного человека. Церковь в своей жизни руководствуется двумя принципами: акривия (греч. строгость, точность)точность, строгость, соответствие букве закона и икономии (греч. устроение дома, дел) – решение церковных вопросов с позиции снисхождения, практической пользы, целесообразности. Акривия необходима в вопросах веры, догматических определениях, а также в отношении важнейших канонов, касающихся жизни Церкви. Икономия – отношение к поступкам христиан, когда в пастырской практике учитываются возможные последствия наказания и ради духовной пользы отменяется епитимия за проступок. Это дает пастырю возможность принимать решение, нарушающее букву церковного канона, но не противоречащее его духу. Что означают буквы N I K A возле распятия? иеромонах Иов (Гумеров) Греческое слово νικα (лат. транслитерация – nika) означает «побеждает». Святой равноапостольный Константин Великий после чудесного явления на небе креста и одержанной им победы над Максентием сугубо почитал изображения креста. Он распорядился установить в Константинополе в центральных местах города три креста с золотой надписью по-гречески «IC.XC.NIKA» – «Иисус Христос побеждает» (IC.XC – аббревиатура имени Господа Иисуса Христа, образованная первыми и последними буквами ΙΗΣΟΥΣ ΧΡΙΣΤΟΣ). Почему апостолу Фоме посвящено особое воскресение? иеромонах Иов (Гумеров) Вера в великое чудо Воскресения пришла ученикам не сразу. Первыми свидетелями были жены-мироносицы. Было еще темно, когда они пришли к пещере в саду Иосифа Аримафейского. Камень, которым был закрыт вход в гроб, оказался отваленным. Пока они были в недоумении, предстал перед ними Ангел и сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь – Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь ( Мф. 28:5–6 ). Чтобы поверить, им было достаточно пустого гроба и слов Ангела. Их чутких и любящих сердец не коснулось сомнение. Когда же они побежали возвестить апостолам, Сам Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему ( Мф. 28:9 . Апостолы не поверили им ( Мк. 16:11 .

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

28 . Филиокве (лат. Filioque – «и от Сына») – учение Римско-католической Церкви об исхождении Святого Духа не только от Бога-Отца (на чем настаивают православные богословы), но и от Бога-Сына. Оно входит в принятое Римско-католической Церковью, на Толедском соборе в 589, прибавление к разделу Никео-Константинопольского Символа веры , касающемуся исхождения Святого Духа: qui ex patre filioque procedit («который исходит от Отца и Сына») – вместо to ek tou patros ekporeuomenon («исходящий от Отца»), стоящего в греческом тексте. Центральным пунктом богословских расхождений Востока и Запада «филиокве» становится только с 11 в. 29 . Левант (от франц. Levant или итал. Levante – Восток) – общее название стран, прилегающих к восточной части Средиземного моря (Сирия, Ливан, Израиль, Египет, Турция, Греция, Кипр), в узком смысле – Сирии и Ливана. 30 . Кутневич Василий Иванович (1786–1865) – русский богослов, профессор философии Московской духовной академии, основатель школы «философствующего теизма», обер-священник военно-морского флота и член Священного Синода, протопресвитер. 31 . Amabilis sane sententia, sed perniciosissima doctrina (лат.) – «прекрасное мнение, но пагубное вероучение». 32 . Quoad (лат.) – «в отношении», «что касается», «в качестве». 33 . Никон (Никита Минов; 1605–1681) – патриарх Всероссийский (1652–67), духовный писатель. Проект церковной реформы, предложенной Никоном, предусматривал унификацию церковной жизни и литургической практики, с ориентацией на греческие образцы. Преобразования, инициированные Никоном, породили сопротивление, вылившееся в движение старообрядцев, сохранивших до настоящего времени дониконовские церковные обряды и богослужебные книги. 34 . Схизма (греч. «раскол») – церковный раскол или разделение. Здесь отделение Православной Церкви как вышедшей из подчинения Папе Римскому в 867 (Фотиев собор) и окончательное разделение Церквей при патриархе Михаиле Керуларии и папе Льве 9 в 1054. 35 . Икономия (греч. ο κονομα – доел, «домостроительство», «ведение хозяйства») – термин византийского церковного права, означающий отказ от применения в определенных обстоятельствах церковных законов во всей строгости. Принцип икономии предполагает, что Церковь , из-за человеческой слабости, до некоторой степени поступается точностью ради сохранения церковного мира и блага.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

   С другой стороны, принцип твердости, строгости и точности (греч. ακρβεια) в пастырской практике должен смягчаться и регулироваться снисхождением и осторожностью (греч. οκονομα). Меру снисхождения может подсказать пастырю его опыт, благодатно руководимый, ибо и благодать Божия долготерпит, не хотя, да кто погибнет, но да все придут в покаяние (ср.: 2 Пет. 3:9). Таким образом, в силу благодатного посредничества, пастырское самосознание приобретает следующие черты, или признаки: а) хождение пастыря пред Богом в чувстве посланничества свыше и своего экономства в Церкви; б) возвышенное смирение и благоговение его; в) твердую надежду на Бога с равновесием в пастыре принципов экономии.    Высказанное нами понимание сущности пастырства вполне разделяется инстинктивно верующими нашей Православной Церкви. Они обычно смотрят на своего пастыря как на благодатного посредника и Божия представителя. Главную его привилегию они полагают в совершении им Таинств, богослужения, молитв и руководств старческого порядка. Лучшие из верующих ценят в пастыре благодатные полномочия больше личности и в проповеди слышат скорее голос Божий, чем человеческое учительство. Наш православный народ прибегает к лицам священного сана именно с просьбами о посредничестве пред Богом. Если те не омрачены худой жизнью, то народ с верою воспринимает от них благодать Святых Таинств и просит их молитв во всех случаях своей жизни: в болезнях, путешествиях, бедствиях, пред началом дел и по окончании их.    Православная русская паства отличается истовостью своих молитв, любит получать пастырское благословение, благоговейно касается лицом архиерейской или священнической одежды, при встрече с духовенством просит пастырских молитв. Она ищет в пастыре живых проводников благодати. Если кто из них выделяется жизнью, даром молитвы или учительства, тех она особенно чтит, пред теми благоговеет. Основа описанного настроения всеобща в нашем церковном обществе.    Наш народ, при взгляде на пастырей как на проводников Божией благодати, снисходителен к ним. Он желает проповеди пастырской, скорбит при отсутствии ее, ограничиваясь утешением пастырской общей молитвы в храме. Если пастыри глубоко верующие, душевно-простые, приветливые и усердные к своему служению, то народ замечательно и благодушно прощает им недостатки, вроде грубости и пристрастия к вину, жалеет их и не перестает любить. Но если пастырь при нравственной чистоте горделив и маловерующий, то его чуждаются и называют «барским». Народное чутье совершенно точно определяет сущность пастырства в благодатном посредничестве, для которого пастырские недостатки не ставят неодолимых преград.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

В последнем отношении, между прочим, важно более или менее твердое дерзновение без излишней, чрезмерной осторожности и опасливости в обращении с сектантами и вообще разного рода отпадающими, хотя бы, например, современными интеллигентами. Пастыри как-то боязливо заискивают у последних, готовы идти на уступки для них, а к первым тоже снисходительны через меру. Между тем пастырская обязанность по самому своему назначению заставляет пастыря относится не только весьма внимательно, но даже как бы подозрительно к хищным волкам. Разумеется, это больно для доброго сердца вообще, пастырского тем более и «ласкосердого» в особенности. Однако должно даже бороться с этого рода пастырской сентиментальностью за принцип дерзновения. «Если у нас, – говорит св. Иоанн Златоуст , – кто-нибудь будет обличен в самых постыдных делах и на него захотят наложить как-нибудь епитимию, то все весьма беспокоятся и боятся; как бы говорят, он не отделился от нас и не пристал к другим. – Пусть отделяется хоть тысячу раз!.. Я говорю не о согрешивших только, но хотя бы и вовсе был безгрешен (отделяющийся), если хочет отложиться, пусть отложится. Хотя я печалюсь и страдаю, огорчаюсь и мучусь внутренно, лишаясь в таком как бы собственного члена, но огорчаюсь не так, чтобы опасение всего этого могло принудить меня сделать что-либо недолжное» (XI, 104). А с другой стороны, необходимо, чтобы этот принцип твердости, строгости, точности (греч. ακρβεια) умерялся другим регулирующим началом – снисхождения, осторожности (греч. ο " ικονομα), ибо благодать Божия, посредником которой является пастырь, долготерпит на нас, нехотя да кто погибнет, но да вси в покаяние приидут ( 2Петр.3:9 ). Где положить меру? Это подскажет рассудительный опыт пастырский, руководимый Божией Благодатию (см. ниже). Вот те наиболее характерные черты пастырского самосознания, проистекающие из основного принципа – благодатного посредничества. В параллель с этим, а также и для большего выяснения важности данного понимания и определения сущности пастырства обратимся и к сознанию паствы в нормальном (положительном) его проявлении, которое поэтому должен поддерживать в ней со своей стороны и сам пастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

С другой стороны, принцип твердости, строгости и точности (греч. κρβεια) в пастырской практике должен смягчаться и регулироваться снисхождением и осторожностью (греч. οκονομα). Меру снисхождения может подсказать пастырю его опыт, благодатно руководимый, ибо и благодать Божия долготерпит, не хотя, да кто погибнет, но да все придут в покаяние (ср.: 2Пет. 3:9 ). Таким образом, в силу благодатного посредничества, пастырское самосознание приобретает следующие черты, или признаки: а) хождение пастыря пред Богом в чувстве посланничества свыше и своего экономства в Церкви; б) возвышенное смирение и благоговение его; в) твердую надежду на Бога с равновесием в пастыре принципов экономии. Высказанное нами понимание сущности пастырства вполне разделяется инстинктивно верующими нашей Православной Церкви. Они обычно смотрят на своего пастыря как на благодатного посредника и Божия представителя. Главную его привилегию они полагают в совершении им Таинств, богослужения, молитв и руководств старческого порядка. Лучшие из верующих ценят в пастыре благодатные полномочия больше личности и в проповеди слышат скорее голос Божий, чем человеческое учительство. Наш православный народ прибегает к лицам священного сана именно с просьбами о посредничестве пред Богом. Если те не омрачены худой жизнью, то народ с верою воспринимает от них благодать Святых Таинств и просит их молитв во всех случаях своей жизни: в болезнях, путешествиях, бедствиях, пред началом дел и по окончании их. Православная русская паства отличается истовостью своих молитв, любит получать пастырское благословение, благоговейно касается лицом архиерейской или священнической одежды, при встрече с духовенством просит пастырских молитв. Она ищет в пастыре живых проводников благодати. Если кто из них выделяется жизнью, даром молитвы или учительства, тех она особенно чтит, пред теми благоговеет. Основа описанного настроения всеобща в нашем церковном обществе. Наш народ, при взгляде на пастырей как на проводников Божией благодати, снисходителен к ним. Он желает проповеди пастырской, скорбит при отсутствии ее, ограничиваясь утешением пастырской общей молитвы в храме. Если пастыри глубоко верующие, душевно-простые, приветливые и усердные к своему служению, то народ замечательно и благодушно прощает им недостатки, вроде грубости и пристрастия к вину, жалеет их и не перестает любить. Но если пастырь при нравственной чистоте горделив и маловерующий, то его чуждаются и называют «барским». Народное чутье совершенно точно определяет сущность пастырства в благодатном посредничестве, для которого пастырские недостатки не ставят неодолимых преград.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

  001     002    003    004