Окружное или соборное послание, писанное к Флавиану, архиепископу Константинопольскому (против ереси Евтихия) Источник Возлюбленному брату Флавиану Лев епископ. Прочитав послание твоей любви, так запоздавшее к нашему удивлению, и разсмотрев порядок епископских деяний, наконец мы узнали, какой случился у вас соблазн и возстал против чистоты веры, и то, что прежде казалось тайною, ныне сделалось для нас явным. Таким образом Евтихий, удостоенный было имени и сана пресвитерского, оказался весьма безразсудным и столь великим невеждою, что и к нему могут быть отнесены слова пророка: «не восхоте разумети еже ублажити (делать добро), беззаконие умысли на ложи своем» ( Псал. 35, 4–5 ). А что беззаконнее, как нечестиво умствовать о вере и не следовать мудрейшим и опытнейшим? Но сему-то безумию подвергаются те, которые, встретив в чем-либо неясном затруднение к познанию истины, прибегают не к пророческим изречениям, не к писаниям апостольским, и не евангельскому авторитету, а к самим себе; и таким образом, не захотев быть учениками истины, становятся учителями заблуждения. Ибо какие мог приобресть успехи в знании священных книг Ветхого и Нового Завета тот, кто не уразумел первых слов самого символа? и что по всей вселенной исповедуется устами всех возрожденных, того еще не понимает сердцем этот старик. Поэтому, не зная того, что должно думать о воплощении Бога Слова, и не желая потрудиться на широком поприще священных писаний, чтобы сподобиться света ведения, он должен бы был принять внимательным слухом по крайней мере то всеобщее и единогласное исповедание, которое исповедуют все верующие: «веруем в Бога Отца Вседержителя, и в Иисуса Христа, единородного Сына Его, Господа нашего, родившагося от Духа Святаго и Марии Девы». Этими тремя изречениями низпровергаются ухищрения всех почти еретиков. Ибо когда веруем, что Бог есть и Вседержитель и вечный Отец, то этим уже доказывается, что Сын совечен Ему, и ничем не разнствует от Отца: потому что рожден от Бога Бог, от Вседержителя Вседержитель, от вечного совечный, а не позднейший по времени, не низший по власти, не разнственный по славе, не отдельный по существу. Он же – вечного Отца вечный Единородный родился от Святаго Духа и Марии Девы. Это временное рождение ничего не убавило у того божественного и вечного рождения, и ничего к нему не прибавило, но всецело предало себя на спасение заблудшего человека, чтобы и смерть победить, и силою своею сокрушить диавола, «имущего державу смерти» ( Евр. 2, 14 ). Ибо мы не могли бы победить виновника греха и смерти, если бы нашего естества не воспринял и не усвоил Тот, которого ни грех не мог уязвить, ни смерть – удержать в своей власти. Он зачался от Духа Святаго во чреве Матери Девы, которая как зачала Его пребыв девою, так и родила сохранив девство.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Velikij/ok...

Глава 7. Спор о законе и благодати. Истина так нежна, что только отступил от нее, впадаешь в заблуждение; но и заблуждение так тонко, что стоит немного отклониться от него, и оказываешься в истине. Блез Паскаль В 1712 году иеромонах Феофан Прокопович издал «Книжицу, в ней же Повесть о распре Павла и Варнавы с иудействующими, и трудность слова Петра Апостола, о неудобоносимом законном иге, пространно предлагается». Феофилакт Лопатинский, тогда еще тоже иеромонах, тут же написал на нее опровержение под названием «Иго Господне благо и бремя Его легко, си есть закон Божий с заповедями своими от призрачных новоизмышленных освобождает». «Вина сочинения книжицы сея, – писал Феофилакт, – есть писание противниче, вносящее в мир российский мудрования реформатския, доселе в церкви православной неслыханныя, о законе Божии и оправдании» 502 . Суть выдвинутых против Феофана обвинений можно понять из тех 11 пунктов, которые позднее митрополит Стефан, Феофилакт Лопатинский и Гедеон Вишневский считали препятствием к его архиерейской хиротонии. Вот они: «Учение пречестнаго отца Феофана Прокоповича , обретающееся в его письмах латинских и русских: I. Духа Святаго истина есть, яко грех первородный есть похоть. II. Похоть сия пребывает и ныне не токмо в неверных, но и в крещеных, того ради и в Павле Святом живяше по обращении. III. Закона Божия никто, аще бы и зело праведен, совершенно исполнити не может. IV.Чeлobek ни благодать Божию, ни славу вечную заслужить себе у Бога добрыми делами своими, аще и зело спасительными, не может. V. Не дается человеку от Бога правда внутренняя, но праведен бывает правдою Христовою, чрез веру себе приложенною, и единым невменением грехов от Бога. VI. Обещания монашеская и прочая всуе бывают, понеже их человек исполнити не может, аще бы и зело был оправдан. VII. Покаяние есть токмо дело наказательное, ни единыя подающее правды внутренния. VIII. Противящихся Евангелию, или согрешающих на Духа Святаго, того ради и зде и в будущем веке грех неотпустительный их, яко же к тому Бог не призывает их на покаяние.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Ах, друг мой! может ли такое слабое, ограниченное существо, как человек, судить сам собою о Боге, Существе безпредельном, превысшем всякого постижения и суждения – выводить положительные заключения о Боге из взглядов в себя? Оставь твои собственныя суждения и верь от всего сердца всему, чему научает нас Евангелие. Сам Спаситель сказал: “И идут сии в муку вечную” (Мф. 25, 46); в другом месте сказал: “во аде возвед очи свои” (Лк. 16, 23). Спаситель сказал, что есть ад, есть вечныя муки; – к чему твое возражение! Если-ж ты дашь место этому возражению, значит – сомневаешься в истине слов Спасителя, отвергаешь их. Кто из учения Христова отвергает хотя один догмат, тот отрицается Христа. Подумай хорошенько: твое сомнение – не такой легкий грех. Если-ж ты усвоишь его себе, будешь осуществлять словами, – впадешь в грех смертный. Одно слово веры может спасти, и одно слово неверия может погубить душу. Разбойник в час смерти, уже на кресте, исповедал Христа, – и отворил себе двери в рай; фарисеи, отвергнув Истину, похулили Духа Святаго, – и погибли. “От словес своих оправдишися, и от словес своих осудишися” (Мф. 12, 36), – возвестил Спаситель. – Если позволишь твоему разуму возражения против учения Христова, он найдет их тысячи тысяч: он неисчерпаем – когда попустим ему заразиться неприязнию ко Христу. Мало по малу он отвергнет все догматы христианские! Не новость – этот плод необузданного, самовольного суждения; сколько от него явилось в мире безбожников, богохульников! По наружности, для неопытных глаз, они казались умами блестящими, разорвавшими цепи, вышедшими на свободу, открывшими истину и показавшими ее прочим людям. Но последствия показали, что мнимая их истина – ужаснейшее, пагубнейшее заблуждение. Потоками крови омыты ложныя мысли, – и не вычистилась мысль этим омовением! Страшно запятнать мысль ложью: кровь человеческая не в силах омыть этих лютых пятен. Для такого омовения человечество нуждалось в крови Богочеловека. Оно получило эту кровь, умылось в ней, очистилось! держимое рукою веры, вышло на свет истинного Богопознания и самопознания, – вышло туда из глубокой, темной пропасти плотского, лжеименного разума. Этот разум призывает человека снова в пропасть, – и внемлет человек призыву убийственному! Что дивного? Человек сохранил свой характер: в раю, исполненном благоухания и наслаждения Божественного, он не остановился вверить свое внимание льстивым словам диавола.

http://ruskline.ru/analitika/2020/07/02/...

Беседа 25. Евангелие от Матфея, глава 7, 12–29. «Нагорная проповедь. Золотое правило» Сегодня мы продолжаем наши беседы по Евангелию от Матфея в общем цикле наших бесед по Четвероевангелию. И сегодня мы начинаем беседу с «золотого правила» Евангелия: Мф.7:12 . «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки». Подобное правило можно встретить и в ветхозаветных текстах. Так в Книге Товит сказано: «Что ненавистно тебе самому, того не делай никому…» ( Тов.4:15 ). Встречается подобное высказывание и у Гиллеля, жившего за 20 лет до Р. Х.. Но ветхозаветные люди призывают к пассивному добру – «не делай», а Сын Божий призывает к активному добру – «поступайте и вы » (то есть «делай»). Подобное отличие имеет принципиальное значение. Иудей стремился удерживать себя от зла, а христианин призывается идти далее – поступать добро. То есть занимать активную в добре позицию, наступательную против любых форм зла. Христос учит, что подлинный смысл учения закона и пророков именно в этом. Некоторые, или даже большинство верующих думают, что приблизиться к Богу они смогут только тогда, когда победят в себе грех. Но в действительности все наоборот! Мы сможем побороть грех только тогда, когда приблизимся к Богу. Христос учил: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» ( Ин.15:5 ). Рассмотрим этот вопрос более обстоятельно: Чтобы исполнить Заповеди Божии , недостаточно прочитать Библию, надо, чтобы Сам Бог вложил их, заповеди, в наши сердца. Сказано: «…вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом» ( Иер.31:33 ). Написать заповеди в наших сердцах Господь может Духом Святым, Который и дан нам для того, чтобы наставлять нас на всякую правду. А принять Духа Святаго в сердце мы можем только верою. Сказано: «…чтобы нам получить обещанного Духа верою» ( Гал.3:14 ). Вот почему апостол Павел и говорит: «Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем» ( Рим.3:31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

О грехе, страстях и борьбе с ними Отец Серафим (Розенберг) Спроси себя: есть ли вся жизнь твоя — предстояние Богу? Будь правдив к себе. Бездна грехов совершается тобой в неведении, волею злой, в слепоте. Слеп, кто в страсти, во грехе. Вся твоя внутренняя жизнь открыта и ясна Богу — Создателю Твоему. Любой грех не скрыт, но явен Богу и Ангелам и Святым. Постыдись в помыслах Бога и Святых, коим все видно как на ладони. Но ты не стыдишься, услаждаясь в мыслях блудом, злобою, тщеславием, осуждением, сластьми. Помни: грех не насытим . Молись Богу: «Господи, научи! Дай зреть и познать грехи моя мне — гору их, постоянно растущую; они целы, реальны — эти преступления воли Божией. Хочу видеть их, но не вижу, обманываюсь собою — самомнением, и посему не терпелив, осуждаю других, смущаюсь. Самолюбие меня слепит. Даруй мне, Господи, всегда по­мнить о них, о грехах моих и каяться в них всегда, яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну (Пс 50, 5). Господи и Владыко, избавь меня от бесчестных страстей — гордости, лени, осуждения, блуда, уныния, раздражительности, смущения сердца (смущение — это мост бесовский), нетрезвенности ума, лжи, маловерия, чревоугодия, любостяжания, скупости и прочих грехов». Знай: грехи против Духа Святаго таковы: 1) отчаяние, в котором не надеешься на милосердие Божие; 2) излишнее упование на это милосердие; 3) сопротивление познанной Истине Священного Писания и догматов веры, Апостолами и Святыми Отцами утвержденной; 4) зависть к духовным благам, которые твой ближний приемлет от Бога; 5) пребывание во грехах и состарение в злобе; 6) нерадение о душевном Спасении до конца своей жизни. Блажен не видевший Ангелов, а кто всегда видит грехи свои. Знай лишь свои грехи. Оплачь их, моли Господа избавить от них и омыть тебя. Скажи: «Грешен я; не могу воззрети на небеса». Даже если бы ты постоянно зрел Ангелов, жил во гробе Христовом и прочее — все равно не спасешься, если заповеди Божии не соблюдешь и себя не очистишь от страстей. Также и если живешь в нищете, да желаешь покоя и наслаждения — не спасешься; лучше, все имея, быть сердцем ни к чему не привязанным, быть нищим духом. Помни: Близ Господь сокрушенных сердцем, и смиренныя духом спасет (Пс 33, 19). Видящий свои грехи не осудит никого, не вознесется, не нерадит о Спасении.

http://pravoslavie.ru/35856.html

Письмо 8. К кесарийским монахам Показывает причины, по которым, удалившись от них, медлит своим возвращением; предостерегает от учения ариан и в опровержение возражений арианских объясняет, что Бог один по естеству, а не по числу, и что понятия подобного и неподобного не прилагаемы к Отцу и Сыну; также дает истинный смысл тем местам Писания, какие ариане приводили против единосущия Сына с Отцем; наконец, доказывает Божество Духа Святаго и заключает письмо умозрением о том, что Царство Небесное есть созерцание. (Писано в 360 г). Неоднократно дивился и что у вас за расположение ко мне, и отчего такую силу имеет над вами моя малость, которая разве немного и не за многое чего-нибудь стоит, а может быть, и ничем не привлекательна; между тем вы обращаете ко мне слово, напоминая и дружбу, и отечество, пытаясь отеческим сердоболием снова обратить к себе, как будто какого беглеца. Признаюсь и не отрицаюсь, что стал я беглецом; но узнайте и причину, если желаете уже знать. Всего более пораженный тогда неожиданностию, подобно людям, которых вдруг поражает внезапный шум, не удержал я помыслов, но «удалихся бегая» ( Пс. 54, 8 ) и довольно времени жил вдали от вас; а впоследствии овладели мною какая-то любовь к божественным догматам и желание любомудрствовать о них. Я говорил сам себе: «Как прийти мне в состояние, чтобы преодолеть живущий со мною грех ? Кто будет для меня Лаваном, избавителем моим от Исава, и детоводителем к горнему любомудрию?». Но поскольку, при помощи Божией, по мере сил достиг я цели, нашедши «сосуд избран» ( Деян. 9, 15 ) и глубокий кладезь, разумею уста Христовы – Григория, то немного, прошу вас, немного дайте мне времени. Прошу не потому, что возлюбил городскую жизнь (ибо не скрыто от меня, что лукавый подобными вещами вводит людей в обман), а потому, что обращение со святыми признаю всего более полезным. Ибо, сам рассуждая о божественных догматах, а чаще слушая рассуждающих, приобретаю навык к умозрениям, от которого трудно отказаться. И таково мое положение!

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Глава 2 О смертоносности греха вообще. Сколько зла он доставляет тем, кто грешит Первое основание труда над собой и первый камень в этом мыслимом твоем внутреннем строении, как объяснено выше, – твердо принять сердцем и остановиться на неизменном решении, что лучше тысячи раз (если возможно было бы) умереть, чем сделать смертный грех . Как честная и добродетельная жена предпочитает скорее умереть, чем променять честь своего мужа на позор и стыд, так должен мыслить и верный христианин. Он должен быть всегда верен Богу и во что бы то ни стало терпеть всякое зло в земной жизни, лишь бы не впасть, хоть малость, в грех против Бога. Ибо и малейшее зло, когда попадает через грех в душу, становится величайшим,– большим, чем самое худшее телесное зло, которое только может случиться. Не единичное зло случается душе твоей от греха, но многоразличное, поэтому мы пишем здесь о нем в напоминание, чтобы ты понял, какую «пользу» и «великую выгоду» тебе дает грех, и скольким злом он наделяет своих рабов. Так что беги от него, как от змеи. Греша, ты, в первую очередь, лишаешься благодати и дара Святаго Духа, что для нас есть величайшее благодеяние Всеблагого Бога в этой жизни. Таковая благодать есть как бы способ и вышеестественный образ, делающий человека, если так можно сказать, «родственником» Бога и причастником Божественной природы (действования). Греша, ты к тому же лишаешься Божественного дружелюбия и близости, которая всегда сопровождает благодать. И если большим злом считается потеря дружелюбия и расположения земного властителя или князя, то сколь большим злом является утрата дружбы Небесного Царя Самовластного?! Ты злобно отвергаешь дары Пресвятаго Духа, которыми был украшен пред лицем Божиим и вооружен против беса. Ты лишаешься наследия Небесного Царствия, нисходящего по благодати свыше- ибо слава даруется благодатью. Ты лишаешься дара усыновления, который делает нас сынами Бога и дает нам дерзновение духа и горение сердца к Нему. Ты уничтожаешь мир благой совести, а, значит, присутствие Пресвятаго Духа в себе – и плод, и награду всех добрых трудов, совершенных тобой прежде. Лишаешься Отеческого Промысла о тебе и Причастия справедливости Христа. Ведь ты больше не соединен с Ним благодаря Его любви и благодати как живой член Церкви. Все это зло ты получаешь из-за одного смертного греха! А «выгода» твоя здесь в том, что ты становишься осужденным на вечное мучение.

http://azbyka.ru/otechnik/Agapit_Land/gr...

Разделы портала «Азбука веры» Я то понимаю что “это” плохо и есть эдакое “необъяснимое” отвращение к этому, но не знаю почему. Похожие вопросы 5 Ответов Потому, что так сказал Бог. Его мудрость не сопоставима с человеческой, и все Его решения верны. Для христианина этого достаточно, а все остальное, включая наш внутренний протест против блуда, проистекает из Божьего запрета. Ведь совесть — это голос Бога в нашей душе. С уважением, Все очень просто. Бог сотворил мужчину и дал ему жену, таким образом установив законное супружество, которое является замыслом Божьим о мужчине и женщине. Супружеские отношения являются проявлением взаимной любви и инструментом для продолжения рода. Поэтому нарушение этого Божественного установления является грехом. Но если Бог именно так установил насчёт союза между мужчиной и женщиной — то почему же тогда не является нарушением этого установления христианское монашество, принимаемое молодыми людьми, никогда не состоявшими в браке, а также и любое другое безбрачие с сохранением пожизненной девственности? Монашество — это особый путь человека, всецело посвятившего себя Богу. Монашество — это не выбор между браком и Богом, а отречение от мира и всего мирского. Потому что безбрачие это тоже Божие установление, хотя и факультативное (Мф.19:10–12; Мк.10:29–30) Блуд как искажение отношений между полами, и заложенной в них Божественной цели — есть грех, ибо он предполагает лишь достижение чувственного само или взаимо наслаждения. Блуд посягает на чистоту и целомудрие человека, которые необходимы ему для богообщения и спасения . «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют» 1Кор.6:9–10 . «Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела. Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею. Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет! Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: два будут одна плоть. А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом. Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела. Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших, которые суть Божии» 1Кор.6:13–20 .

http://azbyka.ru/vopros/pochemu-blud-gre...

Рувим Рувима подражая окаянный аз, содеях беззаконный и законопреступный совет на Бога Вышняго, осквернив ложе мое, якоже отчее он. Рувим был старшим сыном Иакова от его брака с Лией и родился в Месопотамии. Из истории приключений его брата Иосифа известно, что Рувим воспротивился намерению братьев умертвить Иосифа и сохранил ему жизнь, дав совет лучше бросить его в ров, чем проливать невинную кровь. Но Рувим же оставил по себе недобрую память преступным поведением в отношении к отцу. Он осквернил ложе отца своего, вступив в преступную связь с его наложницей Валлой, за что в предсмертном завещании Иакова лишен прав первородства, которые перешли на Иуду ( Быт. 49:3–4, 49:8 ). Любодейство, особенно же кровосмешение, в чем провинился Рувим, – самый тяжкий грех . К сожалению, подобный грех допускается и в отношении к Богу. В Писании Ветхого и Нового Завета религиозный союз Бога с человеком представляется в образе брака и нарушение верности Богу, отступление от истинного богопочтения, уклонение к иным богам, называется блужением ( Исх.34:15 ; Ис.62:5 ; Иез.16:8–15 ; Мф.9:15 ; Апок.19:7; 21:2 ). Спроси себя, христианин, не виновен ли и ты в этом грехе, не оскорбляешь ли этим грехом Бога, как Рувим своего отца? Со времени возрождения в купели Крещения ты вступил в такое же тесное отношение к Господу, в каком находятся дети к отцу, жена к мужу. Устами восприемника ты дал обет верности Христу и закрепил этот обет в Таинстве Миропомазания, приняв печать дара Духа Святаго как залог верности Христу, подобный обручальному перстню. С тех пор ты обязался принадлежать единому Христу – и в сердце твое, которое должно быть ложем Его единого, не допускать Его врагов, врагов твоего спасения. Но не осквернил ли ты этого ложа, открыв его этим врагам? Не изменил ли ты Христу, променяв служение Ему на служение миру с его нехристианскими обычаями, плоти с ее самоугодием и нечистыми мудрованиями и требованиями, и диаволу, от которого отрекся в день Крещения, но который до сих пор действует в сынах противления, искушая их на всякое нечестие и неправду? Не вступил ли ты с этими враждебными силами в беззаконный и законопреступный совет на Бога Вышнего, рабски покоряясь их внушениям и дерзко восставая против заповедей и оправданий Господних?

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Звезда Вифлеемская — символ потерянного Рая (+Аудио) В чём заключается эта весточка Рождества Христова? 5 января, 2015 В чём заключается эта весточка Рождества Христова? Христово Рождество даёт нам особую весточку с неба, и эта весточка с неба в словах Ангела Божия, который явился Иосифу и сказал ему, что Младенец, Которого даёт ему Господь от Духа Святого, будет Иисус, что значит Спаситель, потому что Он спасёт людей от грехов их. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Христос Рождается! Христово Рождество даёт нам особую весточку с неба, и эта весточка с неба в словах Ангела Божия, который явился Иосифу и сказал ему, что Младенец, Которого даёт ему Господь от Духа Святого, будет Иисус, что значит Спаситель, потому что Он спасёт людей от грехов их. Это имеет огромное значение для всего мира и для каждого из нас лично. Иисус, что значит Спаситель, спасает нас и весь мир не просто от кого-то другого, как думали в то время, не просто прощает нам наши грехи, не просто избавляет нас от наказания за грехи. Нет, Он спасает нас от грехов, Он избавляет нас от самих грехов, и в этом есть суть и смысл всего Евангелия и всего Нового Завета, завета человека с Богом через Иисуса Спасителя, потому что грех – это именно то, что уничтожает каждого из нас лично и уничтожает наш мир, человечество и всю вселенную. И именно в наши дни эти слова Святого Евангелия становятся для нас столь очевидными, потому что в наши дни именно наука, о которой иногда говорят, что она якобы не согласуется с религией, на самом деле открывает нам изумительные тайны, в которых мы видим тайны Евангелия, потому что, что говорит нам самое последнее слово науки? Говорит нам о том, что невидимое существо, которое живёт по принципу греховного мира за себя и против других в борьбе за существование, внедряется в клетку человеческую и даёт такие страшные результаты, что человек не может выжить, и наступает нечто вроде чумы, эпидемия, которая не даёт спастись, с точки зрения медицинской, пока что никак. И это тесно, и ясно научно доказано, связано именно с грехом.

http://pravmir.ru/zvezda-vifleemskaya-si...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010