Хула на Святого Духа считается тяжким непростительным грехом, поскольку такой богохульник попирает и крайне уничтожает ценнейшее и высочайшее откровение благодати Божией, считая дело Духа Божия делом сатаны. Вопреки всем очевидным действиям и свидетельствам Духа Святого и собственному убеждению возмущаясь против света и познания истины, он отрицает глубочайшую и святейшую истину собственного сознания и, говоря себе и другим ложь, что Евангелие Христово есть ложное Евангелие, что чудеса Его – действие силы бесовской, сам предается вере своей лжи. Отсюда он изрекает несомненно весьма худые и богохульные слова не по неведению или легкомыслию, не по слабости, подобно апостолу Петру, отрекается от своего Господа или от признанной святой истины, но вследствие внутреннего извращения нормального отношения сердца к Богу и истине, по внутреннему упорству и ожесточению, по сознательному такому всецелому самопреданию духу лжи, что оно – как проявление величайшей злобы – необходимо влечет за собой постоянную вражду против Бога. Такому именно греху и повинны были современные Иисусу Христу иудеи, особенно фарисеи и книжники, которые в противодействии делу Духа Святого зашли так далеко, ожесточились настолько, что сделались неспособными видеть добро, истину, слышать Его голос. Страшная злоба на Спасителя, зависть к упехам Его учения сделали их яростными врагами действовавшего в Нем Духа Божия за то, что Он содействием Своим поддерживал ненавистного им Учителя истины к подрыву их влияния на народ. Явное противление истине, обнаружившее в умах врагов Христовых совершенное извращение законов суждения, в сердце – окаменение чувства, их ничем не победимое упорство против действий Духа Божия само собой исключали всякую возможность раскаяния и исправления, которыми обусловливалась бы прощаемость их грехов. Находящиеся в таком враждебном настроении к Духу благодати сами удаляют ее от себя и являются вместе недостойными спасительных ее действий на их души. Вне же благодати они постепенно могут настолько ожесточиться в хуле на Духа Святого и закоснеть во зле, что их нравственное состояние, состояние упорного неверия и нераскаянности, ничем не будет отлично от состояния диавольского – это состояние уже бесповоротное, безнадежное в отношении раскаяния и сопровождающего его прощения от Бога. Потому и Спаситель предостерегает врагов Своих строгой угрозой, что хула на Святаго Духа как тяжкий неисправимый грех не отпустится ни в сей век, ни в будущий, то есть что на таком хулителе и в нынешней жизни тяготеет осуждение, и в будущий век оно перейдет с ним; такой подлежит вечному наказанию (ср. Мк. 3, 29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Нет болшаго искушения надежде, как когда помыслы возстающии в совести глаголют: «несть спасения ему в Бозе его» ( Пс. 3, 3 ), когда страх суда Божия, ужас геенны и отчаяние смущают и колеблют душу и утесняют совесть. Удобнее человеку всякое претерпевати внешнее искушение, нежели сие совести утеснение. От сего бывает, что человек никогда не может веселитися, всегда мраком печали покровен; и что прочиих веселит, тое ему большую к печали причину подает. В так тяжком искушении паче прочиих потребно есть терпение, молчание, из глубины сердца воздыхание, донележе сильная сия непогода пройдет или облегчится (2:322). Отчаяние есть грех против милосердия Божия Отчаяние есть тяжкий грех, и есть грех противу милосердия Божия. Бог человеколюбивый «хощет всем спастися, и в разум истины приити» ( 1Тим. 2, 4 ). Чего же и отчаяватися? Бог «призывает всех к покаянию, и кающимся обещает и хощет явить милость» ( Мф. 4, 17 ; Мф. 14, 28 ). А когда грешник от грехов обратится, и за грехи кается и жалеет, и прочиих грехов бережется, того Бог хощет и тое ему угодно, и на таковаго грешника Бог милостиво призирает, и грехи ему всю отпущает, и тех «не поминает уже» (5:352). Отчаяние, т. е. отсутствие надежды на милосердие Божие, есть грех против Святаго Духа (1:3; см. ГРЕХИ, 247). Как противиться помыслу отчаяния Приводит тебе сатана ко отчаянию, и глаголет тебе в сердце твоем: несть тебе спасения, ты много согрешил, ты толико и толико зол соделал. Ты отвещай ему: ты осужденный, а не судия; тебе несть спасения; но уготован вечный огнь. Моя надежда и спасение Христос Бог, Который пришел в мир грешники спасти. Спасет убо и мене: понеже и я един от грешников, которых Он пришел спасти (4:53). Размышление о правде и о милости Божией удерживает от греха и отчаяния (3:269; см. ГРЕХ , 287). Бороться с отчаянием надеждой на милосердие Божие Прежде греха правосудие Божие представляяй себе, да не согрешишь; но когда проступишися и согрешиши, помышляй о величестве милосердия Божия, да не впадеши в отчаяние Иудино. Якоже бо величество Его, тако и милость Его. Сколько у тебе грехов ни есть, и как бы велики ни были, у Бога еще более милости и щедрот: только кайся и впредь грешить берегись, да не дознаеши на себе правосудие Божие (4:268).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Ах, брат мой грешник, если бы какой-то человек, подобный тебе, захотел сделать тебе одно единственное благодеяние из всех этих, ты не знал бы, что сделать, чтобы его отблагодарить, а в то время как не какой-то человек, но Вышний Бог , Творец всех ангелов, сделал тебе столько и столько благодеяний, ты, напротив, являешь себя по отношению к Нему столь неблагодарным! Подивись, брат, подивись, как тебя носила земля и не разверзлась, чтобы поглотить тебя живым! Подивись, как небо не испустило молнии, чтобы тебя попалить, как воздух, который ты осквернил своими грехами, не возвеял на тебя свои ядовитые дуновения, чтобы тебя отравить, и как все стихии не восстали против тебя, как звери, чтобы пожрать тебя живым, не терпя того, чтобы видеть, как ты, отступник и наветник, воздаешь своими грехами такую неблагодарность их Создателю и таковому величайшему твоему Благодетелю: «Роде строптивый и развращенный, сия ли Господеви воздаете?» ( Втор. 32:5, 6 ). Ты нанес ущерб Богу, ибо своими грехами сотворил неслыханную несправедливость и показал пренебрежение по отношению к искуплению, совершенному для тебя Сыном Божиим, потому что ты вознес Его на крест и во второй раз, попрал Его любовь, осквернил всесвятую Его кровь, оскорбил благодать Духа Его, открыл Его раны, возобновил заплевания, заушения, терновый венец, бичевания, гвозди, копие и все страдания и поношения, так как сотворил грех , ставший причиной Его распятия: «Второе распинающих Сына Божия себе и обличающих» ( Евр. 6, 6 ). Ах, брат мой, если бы ты подумал, как подобает, об этих трех копьях, которыми, согрешая, ранил Бога, я уверен, что ты зарычал бы и заревел, как лев, от воздыханий: «Рыках от воздыхания сердца моего» ( Пс. 37, 9 ), что ты возненавидел бы грех и возгнушался им и что сокрушил бы сердце свое на тысячу кусков, хотя бы оно было и самым жестоким и каменным и пролил бы кровавые слезы. Поэтому, насколько возможно, пребывай в размышлениях об этом тройном ущербе, для того чтобы стяжать святое сокрушение, являющееся благороднейшей и важнейшей составной частью покаяния, печалясь не столько о другом, сколько о том, что согрешил против Бога и оскорбил Святого Духа, по апостолу: «И не оскорбляйте Духа Святаго Божия» ( Еф. 4, 30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Ах, брат мой грешник, если бы какой-то человек, подобный тебе, захотел сделать тебе одно единственное благодеяние из всех этих, ты не знал бы, что сделать, чтобы его отблагодарить, а в то время как не какой-то человек, но Вышний Бог, Творец всех ангелов, сделал тебе столько и столько благодеяний, ты, напротив, являешь себя по отношению к Нему столь неблагодарным! Подивись, брат, подивись, как тебя носила земля и не разверзлись, чтобы поглотить тебя живым! Подивись, как небо не испустило молнии, чтобы тебя попалить, как воздух, который ты осквернил своими грехами, не возвеял на тебя свои ядовитые дуновения, чтобы тебя отравить, и как все стихии не восстали против тебя, как звери, чтобы пожрать тебя живым, не терпя того, чтобы пожрать тебя живым, не терпя того, чтобы видеть, как ты, отступник и наветник, воздаешь своими грехами такую неблагодарность их Создателю и таковому величайшему твоему Благодетелю: «Роде строптивый и развращенный, сия ли Господеви воздаете?» (Втор. 32:5, 6).    Ты нанес ущерб Богу, ибо своими грехами сотворил неслыханную несправедливость и показал пренебрежение по отношению к искуплению, совершенному для тебя Сыном Божиим, потому что ты вознес Его на крест и во второй раз, попрал Его любовь, осквернил всесвятую Его кровь, оскорбил благодать Духа Его, открыл Его раны, возобновил заплевания, заушения, терновый венец, бичевания, гвозди, копие и все страдания и поношения, так как сотворил грех, ставший причиной Его распятия: «Второе распинающих Сына Божия себе и обличающих» (Евр. 6:6). Ах, брат мой, если бы ты подумал, как подобает, об этих трех копьях, которыми, согрешая, ранил Бога, я уверен, что ты зарычал бы и заревел, как лев, от воздыханий: «Рыках от воздыхания сердца моего» (Пс. 37:9), что ты возненавидел бы грех и возгнушался им и что сокрушил бы сердце свое на тысячу кусков, хотя бы оно было и самым жестоким и каменным и пролил бы кровавые слезы. Поэтому, насколько возможно, пребывай в размышлениях об этом тройном ущербе, для того чтобы стяжать святое сокрушение, являющееся благороднейшей и важнейшей составной частью покаяния, печалясь не столько о другом, сколько о том, что согрешил против Бога и оскорбил Святого Духа, по апостолу: «И не оскорбляйте Духа Святаго Божия» (Еф.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Ибо ты, говоря кратко, явился неблагодарным по отношению к таковому Владыке, который даровал тебе столько благодеяния естественных, благодатных, общих, частных, скрытых, явных, и, что страшнее всего, в то время как ты получал все эти дарования, ты, неблагодарное создание пред очами Его, дерзал воздавать ему за это своей злобой. Ах, брат мой грешник, если бы какой-то человек, подобный тебе, захотел сделать тебе одно единственное благодеяние из всех этих, ты не знал бы, что сделать, чтобы его отблагодарить, а в то время как не какой-то человек, но Вышний Бог, Творец всех ангелов, сделал тебе столько и столько благодеяний, ты, напротив, являешь себя по отношению к Нему столь неблагодарным! Подивись, брат, подивись, как тебя носила земля и не разверзлись, чтобы поглотить тебя живым! Подивись, как небо не испустило молнии, чтобы тебя попалить, как воздух, который ты осквернил своими грехами, не возвеял на тебя свои ядовитые дуновения, чтобы тебя отравить, и как все стихии не восстали против тебя, как звери, чтобы пожрать тебя живым, не терпя того, чтобы пожрать тебя живым, не терпя того, чтобы видеть, как ты, отступник и наветник, воздаешь своими грехами такую неблагодарность их Создателю и таковому величайшему твоему Благодетелю: Роде строптивый и развращенный, сия ли Господеви воздаете? 15 3) Ты нанес ущерб Богу, ибо своими грехами сотворил неслыханную несправедливость и показал пренебрежение по отношению к искуплению, совершенному для тебя Сыном Божиим, потому что ты вознес Его на крест и во второй раз, попрал Его любовь, осквернил всесвятую Его кровь, оскорбил благодать Духа Его, открыл Его раны, возобновил заплевания, заушения, терновые венец, бичевания, гвозди, копия и все страдания и поношения, так как сотворил грех, ставший причиной Его распятия: Второе распинающих Сына Божия себе и обличающих 16 . Ах, брат мой, если бы ты подумал, как подобает, об этих трех копьях, которыми, согрешая, ранил Бога, я уверен, что ты зарычал бы и заревел, как лев, от воздыханий: Рыках от воздыхания сердца моего 17 , что ты возненавидел бы грех и возгнушался им и что сокрушил бы сердце свое на тысячу кусков, хотя бы оно было и самым жестоким и каменным и пролил бы кровавые слезы. Поэтому, насколько возможно, пребывай в размышлениях об этом тройном ущерба, для того чтобы стяжать святое сокрушение, являющееся благороднейшей и важнейшей составной частью покаяния, печалясь не столько о другом, сколько о том, что согрешил против Бога и оскорбил Святого Духа, по апостолу: И не оскорбляйте Духа Святаго Божия 18 .

http://pravoslavie.ru/58264.html

Телесно мы тоже члены: телесно крещаемся, миропомазуемся, причащаемся Тела и Крови Христовых. Мы телесные члены, тело создано Богом, а не каким-нибудь злым божком, или получилось в результате какой-нибудь случайности и аномалии во вселенной. И оно никогда не будет упразднено. Потому что оно — Божие дело. «Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет! Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: два будут одна плоть. А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом» (1 Кор. 6, 15–17). Здесь вам придется выбирать одно из двух, т.е. ты не можешь сказать, что будешь и один дух с Господом, и одно тело с блудницей. Не можешь ты этого сказать: или одно, или другое, т.е. тело увлекает за собой дух, и наоборот. Апостол хочет сказать здесь, что если ты один дух со Христом, то будешь и одним телом с Ним. А если ты одно тело с блудницей, то будешь одним духом с ней. «Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела» (1 Кор. 6, 18). Здесь мы тут же слышим амбициозные крики: — А разве я не имею права делать со своим телом, что хочу? Разве оно не мое? А чье же оно? Попы, убирайтесь отсюда! Одно время шла дискуссия об абортах, и, помню, проходили демонстрации каких-то феминисток, которые кричали: — Я имею власть над своим телом! Священники им возражали, а они кричали: — Священники пусть занимаются своей службой: литургиями, вечернями и водосвятными молебнами! Занимайтесь духовными делами, а телесными будем заниматься мы. А разве я согрешаю не своим телом, разве оно не мое? Я ведь не согрешаю посредством твоего тела. Должна быть веская причина, чтобы святой апостол Павел сказал это. Какова же она? «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою» (1 Кор. 6, 19–20). Вы куплены ценою, вы выкуплены, вы проданы и выкуплены. Вы храм Святого Духа — в том смысле, что чувствуете это присутствие Святого Духа. Поэтому, когда человек не чувствует присутствия Святого Духа, всё, о чем мы сейчас говорим, не имеет смысла. Важно, чтобы человек чувствовал присутствие Святого Духа. Для этого нам не надо выходить из телесного измерения, не надо всем становиться монахами, просто человек чувствует, что его критерии очень сильно меняются.

http://pravoslavie.ru/132901.html

А Вы уверены, что прочувствованные Вами ощущения в тот момент при встрече с о. Илией (Ноздриным), против которого я конечно ничего не имею, а только приветствую - это ЕСТЬ действие Благодати Святаго Духа? И почему же Вы с такой уверенностью это утверждаете? Могу с такой же уверенностью ответить и окажусь возможно правым, что все эти Ваши ощущения " посещения благодати " - это всего лишь кровяное и страстное Ваше состояние, Вам умело и скрытно подсунутое бесами. Благодать присутствует только в чистом сердце - свободном от бесовских страстей. А в наших с Вами сердцах присутствуют порочные страсти. И чтобы освободиться от них, надо отвергнуться себя - вести многолетнюю и непримиримую аскетическую с ними борьбу. А когда кто-то из мирян заявляет, что после исповеди и благословения старца, его вдруг " посещает " благодать в виде каких то приятных душевных и физических ощущений, то это называется одним словом - впал в прелесть. С сожалением об этом говорю, потому что созерцание нетварного света свойственно только христианам с чистым сердцем, ибо они Бога узрят. А чтобы это совершилось - нужны годы и годы покаяния, поста и молитвы. Мы же, как слепые котята хотим все и сразу. Поэтому легко идем на поводу у бесов и часто попадаемся в их сети. С НАМИ БОГ! 8. Ответ на 8, Валерий: В Священном Писании все намного проще, буду придерживаться ПЕРВОИСТОЧНИКА, как говорил СПАСИТЕЛЬ. Что Вы пишите, что в России нет старцев. Это только ваш весьма скромный духовный опыт. Только на портале " Религия " 15 имен православных старцев с Благодатной прозорливостью, хотя конечно их больше. Был на исповеди в Оптиной Пустыне у духоносного старца о. Илия ( Ноздрина) , на себе почувствовал Благодать Святого Духа, а у вас только буквицы, буквицы и буквицы. 7. Ответ на 7, учитель: Гордыня - тяжкий грех. Святые отцы делят грехи на три части: смертные, тяжкие и простительные. Гордыня - это страсть, включающая в себя как смертные, тяжкие, так и простительные грехи. Этот грех утягивает душу на самое дно ада); С НАМИ БОГ!

http://ruskline.ru/news_rl/2021/03/10/ne...

Ницше повторяет то же самое. С этой точки зрения Спиноза положил начало тому, что расцветает сегодня. Он — наш современник. Мы, христиане, тоже знаем, что личность человека — это не только его душа, но и тело. Но в отличие от Спинозы мы понимаем слова апостола Павла: «Всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела. Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1 Кор. 6, 18—20). Сравните эти слова с цитатой из Фрейда, которую радостно приводит в «Литературной газете» современный писатель: «Мы все переполнены подавленной агрессией и похотью и завидуем насильникам, которые явно делают то, о чем мы мечтаем тайно». Перед нами самый гнусный грех — не просто как норма, но как сокровенный идеал. После этого мы не должны удивляться информации, появившейся в интернете на сайте Newsru.com. и перепечатанной различными СМИ. В контексте нашей статьи ее невозможно не повторить. «Реабилитация плоти» доведена до логического конца: «Бельгийские предприниматели планируют растворять тела умерших и смывать их в канализацию. У нового метода, по мнению его авторов, есть несколько «преимуществ»: это менее затратно, чем захоронение на кладбище, и практически не наносит ущерба окружающей среде в отличие от дымящих крематориев, пишет «The Daily Mail». Для полного растворения тела в щелочном растворе требуется не больше 3 часов. В свою очередь «The Daily Telegraph» цитирует представителя фламандской Ассоциации предпринимателей, который рассказывает, что тело после помещения в контейнер для утилизации превратится в золу и жидкость, которые могут быть слиты в канализационную систему и затем попадут на очистительные сооружения. Власти Бельгии еще обсуждают возможность подобной «утилизации» умерших. Изучается этот метод и в ЕС, и, если предложение будет одобрено, «смывать» человеческие останки будут по всей Европе.

http://moral.ru/тело-я-и-ничего-больше/

Слава Богу за все 2013/03/18, 17:36:52 Когда начинаешь славить Бога за всё и за доброе и за злое, и за то, что тебе нравится и за то, что не нравится, то тогда, постепенно начинаешь понимать, что в мире нет ничего злого, кроме тех злых мыслей, которые находятся в тебе самом. И чем больше это понимаешь, тем больше принимаешь Благодати Святаго Духа, а чем больше наполняешься Духом Святым, тем больше Благодати видишь и во всё мире Божием, во всех людях, во всей вселенной. И даже когда это пишу, Благодать во мне усиливается и заполняет мне весь рот, а в уме; непрестанно возникают слова: Вкусите и видите яко Благ Господь. Аминь. Слава Благому Богу за всё. Слава Богу за всё 2013/03/08, 15:17:16 Откуда это вообще пошло, что самоубийство это непростительный грех? Кто это придумал? Потому что, ни в Новом Завете, ни в Ветхом, ничего подобного не говорится. Тем более, прежде Суда Божия осуждать кого бы то ни было и даже запрещать поминать, ведь дьявол человекоубийца искони. Так что же нам делать, дьяволу помогать убивать людей или Богу спасать? И против кого мы вообще ведём войну, против плоти и крови, или против духов злобы поднебесных. И что вообще, в физическом, телесном мире есть не самоубийство? Тяжёлая работа-самоубийство, курение-самоубийство, алкоголизм-самоубийство, любое телесное усилие, любая телесная нагрузка, во временном, физическом мире, по физическим законам, есть самоубийство. Потому что физический закон гласит: чем больше нагрузка на тело, тем больше износ тела, а значит, его убийство. И какая разница за сколько времени человек себя убъёт, за минуту, за час, за год, или за десять лет, да хоть за сто, у Бога ведь нет времени. Так зачем же осуждать невиновных и приносить их в жертву дьяволу? Если бы вы знали, что такое милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных: говорит Господь. И ещё говорит: отпускайте, кто на кого что имеет, ибо , если вы не отпускаете другим грехов их, то и Отец ваш Небесный не отпустит вам ваших грехов.Так может, пора прекратить искать виновных среди людей и приносить их в жертву аду, смерти, дьяволу, погибели, думая, что этим служим Богу, Который от нас милости друг к другу хочет, а не жертвы. И Которому Слава во веки веков. Аминь

http://isihazm.ru/1/?id=252

4. Блажени алчущие и жаждущие правды. Правда здесь разумеется та, которую пришел сотворить Христос, – правда вечная, совершенная чрез ходатайство Его за нас к Богу Отцу, когда Он смертию Своею удовлетворил за грехи мира и гнев Божий претворил в милость. Алчут и жаждут правды те, которые, будучи нищими духом, плачущими и кроткими, с верою во Христа ищут себе от Бога милосердия, оставления грехов и усыновления. Просят же они и плодов этой правды, то есть даров Духа Святаго для совершения добрых дел. 5. Блажени милостивии. Милостивый, любя Бога, любит ближнего и желает ему всякого добра, в нуждах помогает, в бедствиях заступает, в недоумении наставляет и прощает ему прегрешения, соделанные против него. Дела милости суть двоякие: телесные и духовные. К телесным относятся следующие: дать алчущему есть от праведного имения, напоить жаждущего, одеть нагого, посетить в темнице и утешить, чтобы не впал в отчаяние, посещать немощных, принять странника в дом и погребать мертвых. Духовные же суть следующие: увещать кого-либо, чтобы он жил законно и ненавидел грех , научить невежду Божьему познанию, советовать истину, молить Бога за ближнего, переносить терпеливо укоризну и прощать прегрешения согрешивших пред нами. 6. Блажени чистии сердцем. Чистые сердцем – это те, которые являются прямыми и простосердечными христианами и которые тщательно хранят в себе любовь к Богу и ближнему. Сюда относится телесное и духовное девство, соблюдаемое по силе, от Бога данной, для лучшего угождения Богу. Здесь не имеет места то девство, которое хотя и не имеет телесного смешения, но внутри блудит соизволением. 7. Блажени миротворцы. Миротворцем называется тот, кто братию свою, раздраженную несогласием и враждою между собой, приводит к миру, согласию и любви. При сем нужно сказать, что тот, кто советует мир, противный Божьему закону, такой миротворец окаянен, а не блажен. 8. Блажени изгнани правди ради, – и 9. Блажени есте, егда поносят вам и изжденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще Мене ради.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010