- Господь сказал: «Молясь, не говорите лишнего, как язычники». А что подразумевается под словом «лишнего»? - Имелось в виду, что язычники молитвы украшали риторическими приемами, театральными витиеватостями. А надо все в простоте и по делу. - Как согласуются слова из Евангелия: «Бога не видел никто и никогда» и «Видевший Меня видел Отца»? - Абсолютно две адекватные фразы. Глядя на человека, в коем есть Святой Дух, можно увидеть Отца, можно увидеть Христа, можно увидеть Духа Святаго, всю Святую Троицу. Поэтому отдельные люди, апостол Петр например, во Христе увидели Отца. «Ты Сын Бога Живаго», - исповедовал Петр. - То есть, это не каждому в жизни дается? «Блаженные чистые сердцем». - Да. Но этого недостаточно, нужно еще стремление: «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» общением с Богом. Потому что человеку всегда на земле неймется. С младенчества, только родился, а уже орет. Что-то ему все не то, что-то ему постоянно нужно купить, куда-то уехать. А Бог насыщает человека Собой. Бог говорит: «Покайтесь, придите ко Мне, и Я упокою вас». - Отец Таврион выступал категорично против нумерации, электронных паспортов, карточек всяких, а ваше мнение по этому вопросу совершенно противоположное, хотя вы и являетесь духовным чадом отца Тавриона.  - Вот, например, преподобный Антоний Печерский был монахом-отшельником, пещерным жителем, а его духовный сын Феодосий - начальник общежитий в монастыре. И потом, я ничего такого от отца Тавриона не слышал и вообще не понимаю, какое отношение паспорта имеют к духовной жизни. У меня бездна грехов, которые нужно изжить, но то, что лежит в моем бумажнике, никак на духовную жизнь не влияет, вообще никак. Если у вас влияет, это ваши проблемы, занимайтесь ими, я же не против. Я полностью поддерживаю решение Архиерейского Собора нашей Церкви, обратившегося к правительству с просьбой, чтобы людям, которые смущены присутствием этих цифр, дать возможность пользоваться бумажными паспортами. Если будет такая возможность, я тоже буду пользоваться тем, что есть. Но лично для себя никакой угрозы в электронном паспорте не вижу. Мои грехи столь многообразны и велики, что если это окажется грехом, то это будет наименьший грех из тех, что отягчают мою жизнь.

http://radonezh.ru/text/po-kakim-priznak...

Кроме того, из писаний защитников УПЦ КП складывается впечатление, что в Церкви в течение последних нескольких сотен лет после присоединения Украины к России правит не Правда Божия, а ложь, корыстолюбие и политические интриги. Когда об этом говорят люди неверующие, то в этом нет ничего удивительного. Но когда таких взглядов на историю своей Церкви придерживаются люди, исповедующие себя православными, это вызывает, мягко говоря, недоумение! А как же вера филаретовцев в то, что Глава Церкви Иисус Христос и Он с нею пребывает до скончания века? Как Господь Бог смог допустить, что в Его Церкви возобладали грех и неправда, выраженные в том числе в насильственном уничтожении Московским Патриархатом всякой самостоятельности Православия в Украине? Понятно, что в Церкви есть люди грешные и среди иерархов. Но почему молчали святые, которые даже в самые темные времена безбоязненно возвещали волю Божию? Почему из них никто не возвысил свой голос против потери самостоятельности Церкви Украины? Заметим, что «Киевский Патриархат» в своей апологии никогда не ссылается на святых. Наверное потому, что они были сторонниками единства с Русской Церковью, например, святители Феодосий Черниговский (†1696), Димитрий Ростовский (Туптало) (†1709), Иоанн Тобольский (Максимович) (†1715), Иоасаф Белгородский (Горленко) (†1754). Даже когда вопрос Автокефалии (самостоятельности) Украинской Церкви стал на повестку дня в начале ХХ в., святые новомученики и исповедники Украины, такие как священномученик митрополит Киевский Владимир (Богоявленский), священномученик Максим Горлицкий (Сандович), преподобный схиархимандрит Алексий Карпаторусский (Кабалюк), преподобноисповедница София Киевская (Гринёва), священномученик архиепископ Онуфрий (Гагалюка), священномученик Иоанн Скадовский, преподобноисповедник иеромонах Серафим (Загоровский), преподобный Амфилохий Почаевский, преподобный Лаврентий Черниговский и многие другие выступали категорически против украинских «самостийников»-автокефалистов, а многие даже пострадали от них. Могут возразить, что этих «промосковских» святых канонизировали по политическим соображениям. Но как было сказано, «Киевский Патриархат» признает благодатность УПЦ (МП), а значит и реальность действия Духа Святаго в канонизации святых этой Церкви и по факту вынужден чтить их святость. А вот святых, которые бы выступали за Автокефалию Украинской Церкви, нет даже среди «канонизированных» «Киевским Патриархатом». Тем самым филаретовцы безумно противопоставляют свою беззаконную организацию сонму православных святых Украины. А разве может называться Церковью сборище противников святых? Таковой может быть только лжецерковь!

http://ruskline.ru/opp/2018/maj/23/kievs...

О всех почти грехах как великих, так и малых говорил Богоглаголивый Павел. Но ежели рассматривать, что сказал он о грехах, блудодеянии, то видеть можно, что говорил об оном более, и тяжчае, нежели что он говорил о всяком другом грехе. Он о грехе сем сказал: « тело же не блужению, но Господеви, и Господь телу » ( 1Кор.6:13 ). А сии слова значат, что кто впадает в сей грех, тот обижает не человека, но Самого Создателя и Господа твари: ибо тело не для того создано, чтобы блудодействовало, но чтобы работало Господу своему Иисусу Христу; блудник же делает оное рабом блуда. Он о грехе сем сказал: « взем ли убо уды Христовы, сотворю уды блудничи? » ( 1Кор.6:15 ) А сими словами показывает, что кто производит сей грех, тот есть худший распинателей Христовых. Ибо те не дерзнули раздирать уды Христовы, а блудник отъяв оные, делает их удами блудничими. Он сказал еще: « а блудяй во свое тело согрешает » ( 1Кор.6:18 ). Сим же научает, что делающий сей грех есть жестокосерднее всех человеков. « Никтоже бо когда свою плоть возненавидит, но питает и греет ю » ( Еф.5:29 ). Блудник же ков строит, и зло творит собственной своей плоти. Он о грехе сем говоря, сказал, что тело наше есть жилище Святого Духа, егоже прияхом от всещедрого Бога. « Или не весте, яко телеса ваша храм живущаго в вас Святаго Духа суть, егоже имате от Бога? » ( 1Кор.6:19 ) И что ни над душою, ни над телом нашим не имеем мы власти, ибо куплены предрогою Кровию Иисус Христовою. « И несте свои, куплени бо есте ценою » ( 1Кор.6:19–20 ). Видите убо ясно, что он делателя сего греха представил лукавнующим против Бога, худшим распинателей, жестокосердейшим всех жестокосердых, презрителем Святого Духа, отступником от достодолжного повиновения своему Владыце. О выражение сильное! Страх и трепет производят сии словеса. Что сего вящше? Но казнию, коею наказал он блудодействовавшего Коринфянина, грех сей блуд еще ужаснейшим представил. Поставил страстное судилище на сего грешника, собрал на оное верных, взошел и сам туда духом, и Самого Владыку Христа представил там седящего, и провозглашающего определение.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

2Кор.12:7 . И за премногая откровения да не превозношуся, дадася ми пакостник плоти, аггел сатанин, да ми пакости деет, да не превозношуся. Слышишь ли? За премногая откровения, говорит. Премногая, разумеется или по числу, то есть, по множеству откровений, или по величеству, то есть, по высоте и величию открываемых вещей, или и по тому и по другому вместе. А из оных откровений известны суть следующие: Видение, которое видел Павел, идя в Дамаск ( Деян.9:3 ): видение в нощи, когда пришел в Троаду ( Деян.18:9 ): явление Господа в видении нощном, когда пребывал в Коринфе: « явление Святаго Духа » ( Деян.20:23 ), свидетельствовавшее то, что ожидают его узы и скорби: откровение, когда молился во храме, и был во исступлении ( Деян.22:17 ): явление Господа, который дерзать ему повелевал против изготовленных на него Иудеями смертоносных бедствий: видение Ангела, когда бедствовал в море ( Деян.27:23 ): и ныне чтенное восхождение его до третияго небесе, и слышание неизреченных глаголов. О пакостнике же плоти и аггеле сатанине некоторые говорят, что сими именами означает Апостол болезнь ушей, или болезнь головную, причиненную ему содействием бесовским. Но сии не имеют на то никакого доказательства (Тертул. о чест. и Иерон. в гл. 4-й посл. к Галат.). Некоторые говорят, что пакостник и аггел сатанин означают многие и тяжкие мучения тела: иные, немощи: а другие, искушения, поношения, нужды, нападения врагов (Кипр. о смертном. Феоф. в он. мест. Феодорит. в он. мест.). Но таковые толкуют вообще и множественно то, что сказано Павлом частно и единственно. Другие пакостника и аггела сатанина приемлют за плотскую похоть (Августин. слово 2-е на 58 Псал.). Но сии, во-первых, обличаются здравым рассудком. Поелику Павел говорит, что пакостник плоти и аггел сатанин дадеся ему, да не превозносится, то есть, да не гордится. Если убо пакостник плоти и аггел сатанин означают похоть плотскую, то отсюда явствует, что Бог исцелял страсть страстию, гордость плотскую похотию, то есть грех другим грехом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

В семье, где есть дети, это величайшая и религиозная, и моральная, и социальная, и биологическая трагедия. Если такое несчастье случится в христианском браке – верная половина (муж и жена) должна остаться верной. Данте утверждал, что «истинная любовь не может не быть взаимной. И верность в ответ на измену иногда творит чудеса и возвращает через некоторое время заблудшего…»   (И. М. Андреев). Протоиерей Борис Ничипоров: Блудник или прелюбодей говорит сам себе, что никто не узнает его похождений. Но ведь сердце чувствует, что мистически это не только не сокрыто ни от кого, но об этом знают вообще все: и небо, и земля, и дети, и жена или муж… Вторая иллюзия состоит в том, что в блуде якобы есть только телесное сочетание и нет духовной порочности. На это отвечает апостол Павел, который говорит: «Ничто не должно обладать мною. Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела. Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею?  Ибо сказано: два будут одна плоть… всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела.  Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа»    (1е послание к Коринфянам, глава 6, стихи 12–13, 16, 18, 19). Следствием невероятной духовной и профессиональной деградации выглядят советы многих горепсихотерапевтов: «Если у вас половая несовместимость с мужем (женой) – найдите себе партнершу (или партнера)». Партнера! Эти «специалисты» ничего не смыслят в науке о человеке и вполне соответствуют евангельскому образу: «Они  – слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму»    (Евангелие от Матфея, глава 15, стих 14). Меня могут спросить, а что все же делать, если действительно несовместимость? И я отвечу. Надо разбираться в каждом конкретном случае, но твердо знать, что нравственное падение не рождает ни душевного, ни физического комфорта. Напротив, такие советы порождают еще целый ряд проблем и переживаний. Христианство несет в основе своей жертву. Господь ради спасения рода человеческого принес Себя в жертву за грехи людей и следующих за Ним учеников призывал к самопожертвованию – к несению своего креста. Устроение христианского брака как дела богоугодного также никогда не обходится без самопожертвования.

http://azbyka.ru/deti/pravoslavnaya-mama...

Нарушение заповеди Божией действительно (как и было обещано змием-Люцифером) привело человека к познанию зла, поскольку лишило его благодатной защиты и тем самым открыло воздействию носителей зла падших ангелов – его душу и тело. Теперь только люди смогли по-настоящему оценить то райское, но теперь утерянное состояние, в котором пребывали ранее. Прежде непоколебимо укорененные Божественной благодатью в добре и любви к Богу люди теперь, в этом новом для них состоянии оказались в положении акробатов с шестом, балансирующих на проволоке между добром и злом. Отныне перевес могла получить та сторона, к которой склонялась свободная воля человека. Однако, Творец не оставил человека без помощи в этом новом, шатком состоянии, наделив людей голосом совести, помогающим сделать выбор в пользу добра. Но и демоны не остаются в бездействии, соблазняя человека склониться к зову плоти, всегда с их помощью бунтующей против Бога, о чем пишет ап.Павел в Послании к Римлянам ( Рим.8:7 ). Таким образом, человек всякий Раз принужден своей свободной волей выбирать между любовью к Богу и любовью к своей плоти, между поклонением Творцу и поклонением плотским страстям, между добром и злом (будем при этом помнить, что тело, само по себе, есть дар Божий и что греховным является лишь стремление к эгоистическому удовлетворению гипертрофированных демонами его естественных инстинктов). Опыт духовной жизни Церкви, сконцентрированный в святоотеческих писаниях и молитвенных обращениях к Богу, неоспоримо свидетельствует, что только нетварные энергии Святаго Духа могут защитить человека от разрушительного влияния падших ангелов. Но именно этих-то благодатных энергий и лишились прародители, поддавшись дьявольскому соблазну. Закономерный процесс дальнейшего отпадения от Бога следующих поколений, как мы увидим, обусловлен действием двух основных духовных законов, объективирующих общественно-нравственный регресс всего человечества. ЗАКОН СООТНОШЕНИЯ ГРЕХА И БЛАГОДАТИ Итак, многие из потомков Адама, лишенные, как было показано выше, полноты Божественной благодати, отступили от заветов Творца, попрали голос совести и потянулись вслед соблазнам, которые, как приманку, духи зла подкинули им, чтобы легче уловить в свои сети. И чем более люди поддавались соблазнам, совершая один грех за другим, тем менее оставалось в них Божественной благодати – той духовной энергии, которая питает душу и укрепляет силу ее воли для борьбы с грехом. Это один из главных фундаментальных духовных законов, выявляемых всей историей жизни человечества на земле. В общих чертах (не количественно, но качественно) он может быть сформулирован так:

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/otrekayu...

Такой (человек) ничего уже тогда не желает, кроме воли Божией, но и самую временную жизнь эту оставляет с радостию, ради любви к Богу и ближнему, премудростию, и вселением Святаго Духа, и сыноположением, для того, чтобы быть распятым, погребенным, и воскреснуть, и вознестись духовно со Христом подражанием Ему, то есть пребыванию Его в мире. И просто: делается сыном Божиим по благодати и получает залог тамошнего блаженства, как говорит Богослов в слове о восьми помыслах: делается бесстрастен, праведен, благ и премудр, имея Бога в себе, как сказал Сам Христос, чрез соблюдение Его святых заповедей (Ин.14:21), в порядке, начиная с первой - и прочих, о которых скажу после этого, как должно совершаться исполнение заповедей. Но так как мы сказали о ведении добродетелей, то скажем и о страстях. Ведение озаряет нас, как солнце, и безумный самовольно закрывает глаза, то есть произволение, неверием и леностию, и тотчас предает ведение забвению, чрез праздность, рождающуюся от нерадения. Ибо от неразумения происходит нерадение от нерадения - праздность; от праздности - забвение, а от забвения - самолюбие, то есть любление своих хотений и своих разумений, называемое сластолюбием и славолюбием; от них сребролюбие - корень всех зол: ибо от него происходит попечение о житейском, от которого - совершенное неведение даров Божиих и своих согрешений, а отсюда водворение других страстей, то есть восьми главных: чревоугодия, говорю, от которого - блуд, чрез них - сребролюбие, а от него гнев, когда кто не достигает желаемого, то есть своей воли. От этого печаль, чрез которую уныние; потом тщеславие, от которого гордость; и от этих восьми - всякое зло, страсть и грех, чрез которые приходит (человек) в отчаяние, и совершенную погибель, и отпадение от Бога и делается подобным демонам, как было сказано. Среди этих двух путей стоит человек, то есть праведности и греха, и на какой хочет - вступает и идет по нему. Стезя же, которою он пошел, и ведущие его по ней или Ангелы и люди о Боге, или демоны и злые люди доводят его до самого конца пути того и против желания.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/954/...

Поскольку же всякий сознательный грех (для язычников -- хотя бы поступок против их совести) связан с убеждениями (известно, что поступая против своих знаний, человек обычно меняет свои убеждения или их силу), то как предлагаете его простить, а убеждения -- нет?  Сергей Мазаев 13 апреля 2012г. 19:13 Я предлагаю различать не грех и убеждения, а грех простой и грех по убеждению. Александр Жабенко 13 апреля 2012г. 23:47 Сергей Андреевич, такое различие существует. Но важно, что Христос не говорит: " Прощайте лишь то, что не по убеждению " ... А просто: " Прощайте... " . Второе -- о хуле на Духа Святаго -- сказанное мной -- правда. Александр Жабенко 12 апреля 2012г. 18:11 Когда Господь говорит о " хуле против Духа Святаго " ,  то речь идет о прощении Богом и только Богом. Сам контекст речи Спасителя (упоминание " даже богохульства " и будущего века) свидетельствует о том, что этот грех не прощается именно Богом. Люди здесь не при чем -- грех хулы против Духа Святаго -- не прощается Богом, а люди бессильны здесь (даже Апостолы). " Мне отмщение и Аз воздам " , -- говорит Господь Всевышний.  Люди же пусть позаботятся, чтобы не искушать людей. Для этой же цели есть и государственные законы.  Но следует ли всякое кощунство относить к " хуле на Духа Святаго " ? Если оно сознательно богоборческое, когда Богу в Лицо говорится: " я (мы) против Тебя -- кто сильнее? " , -- тогда да (прости, Господи, за упоминание грехов!). Если человек видит великие дела Божьи (в том числе чудеса, явную премудрость и проч.) и свирепствует в грехах сознательно окаянно, -- тогда да. А в иных случаях? Как думаете?.. Все же, вопрос непростой. Важно не только определить, что такое " хула на Духа Святаго " , но и что такое " всякий грех... простится людям " . Богом будет прощен.  Александр Жабенко 12 апреля 2012г. 18:22 Как, например, соединить два места: " Прощайте, то простится и вам " и " всякий грех... простится " ? Прощение ведь грехов Богом не означает, что они не существуют. Прощение не означает, что они уже не важны.

http://bogoslov.ru/article/2533480

Или, как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного? и тогда расхитит дом его Это третье опровержение. В отношении к И. Христу, эти слова имеют следующий смысл: дом сильного означает царство сатаны; Господь называет сатану сильным, указывая на его прежнюю большую власть над людьми (Злат.). Вещи сатаны, это демоны, которыми он пользуется для своих злых целей в отношении к людям, и люди, исполняющие его волю ( Ин. 8:44 ). Расхищать вещи значит изгонять бесов. Если Христос изгоняет бесов, то Он этим прямо удостоверяет, что победил князя бесовского. Зач. 47-е. Окончание речи по поводу исцеления бесноватого Читается в субботу 8-й недели по Пятидесятнице 30. Иже нсть со мною, на м и иже не собираетъ со мною, расточаетъ. Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает Слова эти и дальнейшие суть вывод, который делает Иисус Христос из мнений фарисейских, что Он изгоняет бесов будто силою диавола. Ими как бы так говорит Господь: «Я пришел на землю для того, чтобы привести людей к Богу, научив их вере и добродетели. Посему кто из знающих и слышащих Мое учение, не становится на Мою сторону, тот враг Мне, хотя бы и не делал ничего враждебного Мне, враг уже потому, что не действует в Мою пользу; тем более враг тот, кто каким бы ни было образом противодействует Мне». Таковыми и были не хотевшие веровать во Христа сами и противодействовавшие вере народа в Него, фарисеи. Таковыми бывают и из нас христиан те, которые равнодушно относятся к своему собственному спасению и ко спасению своих ближних. 31. Сег ради глю вамъ: вскъ грхъ и хла пститс человкмъ: а же на дха хла не пститс человкмъ: Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам 32. и иже аще речетъ слово на сна члвческаго, пститс а иже речетъ на дха стаго, не пститс ни въ сей вкъ, ни въ если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

иманл, Леонид 12 апреля 2012г. 20:03 Сергей, спасибо. Я не богослов, да и Писание знаю, к сожалению, плохо... Просто верю, как рыбаки - сказал Христос идите за мной, я и иду... Вы схитрили, друг. Если эта хитрость угодна Богу, то пусть будет так как сказано Вами. Грамматическую традицию знаю плохо, просто привык на Вы с большой буквы обращаться, считаю это уважительно. Сначала ведь помысел, потом уж убеждения. Я и ереси прощаю. Худо, знаю... но не могу иначе... худой совсем из меня христианин... Спаси Господи DIMOH71 12 апреля 2012г. 16:50 Простите ! Меня посетил вопрос : Как бы поступил Христос , не знаю, по этому пусть Господь их и судит ! " Барышни " конечно имеют убеждения ,по тому как не думаю,что сделали это за деньги .По себе знаю пока Господь Себя не открыл и хулил и такие непотребства " исполнял " и был убеждён ,что очень умно поступаю и правым себя считал ,а потом каялся. Простите ещё раз, дай им Господи прозреть ,но не моя воля ,но Твоя да будет . Александр Жабенко 12 апреля 2012г. 17:50 Уважаемый Сергей Андреевич! Если бы убеждения были не связаны с волей, тогда они не вменялись бы в грех. Если бы человек имел убеждения (хорошие, правильные или наоборот злые и ложные) безвольно, без своего вольного участия, тогда был бы просто жертвой. Но нет, Бог создал человека по образу Своему, и поэтому убеждения всегда предполагают свободную волю в их принятии и совершении действий, согласных им. " Вера без дел мертва " , -- означает в том числе и то, что верить, не действуя в согласии с верой, невозможно -- такой веры нет, точнее она " мертва " . То же самое (конечно, в значительно меньшей степени, ведь убеждения и вера -- далеко не одно и то же) относится к убеждениям. Итак, если человек грешит сознательно, " убежденно " , зная, что грешит, и при этом упрямствует и упорствует в своих " убеждениях " -действиях, будучи волен уклониться и уйти от греха, не будучи ничем понуждаем, то это и будет, согласно толкованию Отцов, одно из проявлений " хулы против Духа Святаго " . Она не прощается до его раскаяния (замечу, что не прощается именно Богом, а не людьми). Не прощается, потому что таковому Бог и прощение Его " не нуж-ен(-но) " (прости, Господи!). 

http://bogoslov.ru/article/2533480

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010