…Через столько лет… Господь судил нам заочно письмами друг к другу встретиться… Бог спас душу твою и ты хотя не смел лично просить у меня прощения, когда во  Владивостоке посвящали меня во епископа Камчатского и не смел подойти ко мне, но прежде суждено было тебе исповедать твой грех надсмеяния над крещением тебя с целью надругательства и ты просил прощения у шести Архиереев, рассказав им, как ты, обманув меня, крестился с целью поругания и насмешки. И только через полвека Бог судил найти меня и принести покаяние, прося простить тебя за кощунственную дерзость. Радуйся сему ты, радуюсь сугубо и я, молитвой духовного твоего отца в моем лице – я твой духовник… ныне Митрополит Нестор, властию, данной мне от Бога, прощаю и разрешаю тя, чадо мое Илья от купели Святаго Крещения, а ныне иеромонах Кириак, от сокрытого  греха твоего надругательства над Святым Таинством Крещения и надо мной, немощным твоим Крестителем в молодые твои годы и от всех грехов твоих во Имя Отца и Сына и Святаго Духа, Аминь. Какая великая милость Господня и к тебе, и ко мне, так как судил Бог дожить нам обоим до глубокой старости и Господь примирил нас через твое искреннее покаяние. Слава Богу и благодарение за все! …Знаменательно, что твоё письмо с покаянием я получил 16/29 октября сего 1960 года, т. е. через 44 года после моего посвящения в сан Епископа Камчатского. В этот день 1916 года ты был в соборе во Владивостоке, когда меня посвящали в Архиерея. 1/XI-1960 г.». О. Кириак в письме от 14.XI.1960 г.: «В своей жизни земной Господь помог достигнуть мне желанной вершины и эта вершина есть испрошение прощения великих грехов, содеянных мною в дни языческой молодости против Вас,  моего духовного Отца и Учителя. С того дня, как мне прочитали Ваше отпущение грехов моих мне стало весьма легко. Теперь ничего не страшит меня и я готов  спокойно умереть и отдать свою душу Создавшему меня Вечному Творцу всего сущего». Через 3 месяца отец Кириак с миром отошел ко Господу. Примечание: все вышецитированные фрагменты взяты из собрания писем, хранящихся в архиве Музея истории Православия на Камчатке (АМИП). Дело I-MH (Митрополит Нестор). Папка 1 (Переписка).

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Ах, брат мой, если бы ты подумал, как подобает, об этих трех копьях, которыми, согрешая, ранил Бога, я уверен, что ты зарычал бы и заревел, как лев, от воздыханий: Рыках от воздыхания сердца моего 17 , что ты возненавидел бы грех и возгнушался им и что сокрушил бы сердце свое на тысячу кусков, хотя бы оно было и самым жестоким и каменным и пролил бы кровавые слезы. Поэтому, насколько возможно, пребывай в размышлениях об этом тройном ущербе, для того чтобы стяжать святое сокрушение, являющееся благороднейшей и важнейшей составной частью покаяния, печалясь не столько о другом, сколько о том, что согрешил против Бога и оскорбил Святого Духа, по апостолу: И не оскорбляйте Духа Святаго Божия 18 . Как и Давид не скорбел ни о каких других потерях, принесенных ему грехом, но только о том, что он заставил его причинить ущерб единому Богу, хотя он причинил ущерб и самому себе и другим. Поэтому он и говорил: Тебе Единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих 19 . Подобно ему и Манассия только об этом скорбел, и сердце его никогда не получало ослабления. Поэтому он и говорил: Несть ми ослабления, зане прогневах ярость Твою и лукавое пред Тобою сотворих, не сотворивый воли Твоея и не сохранивый повелений Твоих 20 . О том, что грех наносит грешнику тройной ущерб Затем, для того чтобы стяжать терзание душевное, подумай, брат, и о том, сколько зла принесли грехи тебе самому: 1) О том, что они заставили тебя потерять вышеестественные дарования, данные тебе Богом в этой жизни — благодать оправдания, благодать усыновления, вечности и все остальные дарования, одно только достоинство которых само по себе ценнее всех благородств, всех премудростей, всех красот и всех сил, говоря кратко, — всех естественных дарований и самых ценных благ мира, как говорит Соломон: Все злато пред нею песок малый 21 . 2) Подумай о том, что они заставили тебя потерять все вечное блаженство райское, наслаждение Богом и созерцание Бога, созерцание сладчайшей Богородицы, Матери Божией и Матери всех христиан, соединение с ангелами, общение со святыми неизреченную радость, Небесное Царство, непрестанное упокоение, вечный свет и вообще все оные блага, которых око не видело, ухо не слышало и ум человеческий не может постичь; и они заставили тебя променять все это на одно малое, на одно горькое и мерзкое наслаждение и уничижить все это как что-то ничтожное, как оные жестокие иудеи уничижили образ рая Иерусалим: И уничижиша землю желанную 22 .

http://pravmir.ru/o-tom-kak-sleduet-kazh...

Если мы были утешены в наших трудах и скорбях в эти дни хоть каплей благодатного света, пусть она будет для нас путеводной звездой в сражении за чистоту сердца, без которой никто не может узреть распятого и воскресшего Христа. А если мы еще не начали по-настоящему покаяния, то святая Церковь говорит нам, что еще не поздно его начать. Ибо еще раз, правда, самый последний раз, этим Великим Постом, вместе со всеми мы сегодня воззовем: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». Аминь. Всенощное бдение Неделя пятая Великого Поста Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Сегодня последнее воскресенье накануне седмицы, предваряющей Страстную седмицу — страданий Христовых. Последний раз мы слышали «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». И в этот день совершается память преподобной Марии Египетской. Мы знаем,  что тот грех — та бездна падения, — о котором говорит житие Преподобной, сугубо обращен к нашим дням. Знает сатана, что человек не только душа, но и тело, — говорит апостол Павел и предупреждает: бегайте блуда. Всякий грех — вне тела, блудник же согрешает против собственного тела. Происходит уничтожение всей личности человека — и души, и тела. То развращение нации, в особенности детей, молодежи, которое мы наблюдаем сегодня — это дьявольская работа. Идет война, в которой Церковь не может не принимать участие. Мы все должны быть воинами Христовыми, противостоя злу, угрожающему нашему спасению. И самому главному греху — унынию, в котором все грехи, вместе взятые. Мы слышим сегодня в Евангелии рассказ о грешной женщине. «Господи, яже во многие грехи впадшая жена, — воспоет о ней Церковь в Великую Среду, — Твое ощутившая Божество, мироносицы вземше чин, рыдающи миро Тебе прежде погребения приносит». Она стоит, эта женщина, исполненная смирения, позади Христа, не смея взглянуть Ему в лицо. Она слезами омывает Ему ноги, и волосами своими отирает их. И она возливает драгоценное миро на ноги Спасителя. Глаза ее, которые когда-то были входами и выходами греха, теперь — источники слез. «Приими мои источники слез», — как поет Церковь. Лицо ее от рыданий потеряло всякую привлекательность и красоту, о которой она столько всегда заботилась. Теперь это не имеет для нее никакого значения. Все прежние грехи, которые как камень носила она в душе своей, изливаются сейчас плачем перед Спасителем. Святая Церковь дает нам образ кающейся и любящей Господа человеческой души.

http://moral.ru/слово-в-неделю-5-ю-велик...

Из сего следует, что если о молении за усопших и нет в Священном Писании особенной, определительной заповеди, а выводится оное только из понятий и заповедей о молитве, более общих; но если притом нет против сего моления в Священном Писании никакого запрещения, как и действительно нет: то самое сие незапрещение, самое молчание Священнаго Писания есть уже доказательство того, что моление за усопших Богу не противно, и человекам не безполезно. Охотник до сомнений спросит: не излишне ли молиться о тех, которые умерли с верою и упованием? – Ответствую: не излишне ли, по видимому, молиться о Святых? Однако, Святый Павел велит молиться «о всех святых». Не излишне ли молиться о Апостолах, которые суть распространители благодати на всех прочих, и первые из Святых в Церкви: «положи Бог в Церкви первее Апостолов» ( 1Kop. XII. 28 )? Однако Апостол Павел требует, чтобы молились о нем и не Апостолы, и притом тогда, как он уже приближался к венцу за подвиги Апостольства. Есть молитва в пользу самого Евангелия: «да слово Господне течет и славится», хотя Евангелие само есть «сила Божия во спасение всякому верующему» ( Puм. I. 16 ): – можно ли бояться излишества в молитве за верующих? Или, спросят, – не тщетна ли молитва за умерших во грехе? – Ответствую: тщетна – за умерших во грехе смертном, смертию духовною, и в сем состоянии постигнутых смертию телесною, – за тех, которые внутренно отпали от духовнаго тела Церкви Христовой и от жизни по вере, своим неверием, нераскаянностию, решительным и конечным противлением благодати Божией. Где просвещенному и безпристрастному оку явны признаки сей горькой смерти; там нет места утешению молитвы: «есть грех к смерти; не о том, глаголю, да молится». – Но что может сделать молитва «о брате, согрешающем грех не к смерти»? Может «дать ему живот». Неужели и умершему телесно? – Святый Иоанн, котораго словами теперь мы руководствуемся, не говорит: «да»; но не говорит и – «нет». Он не запрещает молиться о умершем, тогда как запрещает молиться о грешнике отчаянном и безнадежном.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше, - слышит Пилат (см. Ин.19:11). Отойдите от Мене все делатели неправды, не знаю вас, творящих беззаконие (см. Мф.7:23), - на все времена ко всем звучит суровое предупредительное слово Господа. В этих решительных действиях и словах Богочеловека являет себя другая, обратная сторона епитимии как явления Божественной воли и власти, направленной на врачевание человеческих пороков и страстей. Этот жизненно важный принцип отделения, или отсечения чужеродного был заложен в Церковь Божию как Тело Христово в таинственный момент ее зарождения (Тайная вечеря); вспомним удаление одного из двенадцати апостолов. Исследуя Священное Писание как Ветхого, так и Нового Завета, можно убедиться в том, что там, где высшей волею Божией и верою людей определяется обществу или избранному народу, как живому организму, быть Церковью Божией, там появляется задача защиты как со внешней, так и с внутренней сторон жизни. И самым мощным духовным средством до нашего времени остается средство отлучения, запрещения. В Апостольском Соборе мы не найдем готовых, зафиксированных догматических определений, касающихся покаянной дисциплины, но в самих постановлениях - ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите (Деян.15:28-29) - уже можно почувствовать определенную форму запрета, позволяющую в дальнейшем развиться в канонические нормы. Из той же книги Деяний одновременно можно видеть, что в практической жизни первохристианских общин имели место и решительные проявления апостольской власти там, где духовно-нравственной жизни Церкви грозила опасность. Вспомним решение апостола Павла передать кровосмесителя сатане, да дух спасется (см. 1Кор.5:5), или пламенную реакцию апостола Петра на чрезвычайный тяжести грех против Духа Святаго Анании и Сапфиры, страшный по своей ложной изначальности, могущей в самые основы зарождающейся Церкви Христовой заложить яд полуправды: Что [...] согласились вы искусить Духа Господня? (Деян.5:9).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/173/...

Вера в сердцах того, кто верует. И тот никогда не польстится на греховные желания, будут они " западными " или " русскими " . Но оправдание насилия - ? Мы выбрали свой путь, это факт, который нужно признать всем! А все, что делает Россия дальше - это человеческая бойня! Татьяна 2014/04/26, 11:29:09 Братья и сестры! В это тяжелое время Всевышний устроил нам испытание не телу, а духу. Крепитесь ибо вера есть путь истинный! Обращаюсь к Вам Христиане давайте вместе помолимся Всевышнему, что бы он изгнал из наших правителей бесов и недопустил кровопролития христиан. Александр 2014/04/18, 14:23:27 как нельзя разделить святую троицу отца и сына и святаго духа-это един господь бог так нельзя разделить россию украину и беларуссию -этовместе -святая русь.преп.лаврентий черниговский. михаил 2014/03/31, 11:23:49 Странно видеть даже здесь взаимные упреки! Господи, прости и помилуй нас всех! Константин 2014/03/30, 09:35:45 Святая Русь, храни веру истинную!!! В ней тебе спасение!!! Господи Иисусе Сыне Божий помилуй нас грешных!!! Ростислав 2014/03/24, 22:30:18 Величайшая боль за братский украинский народ. Наши деды и прадеды отстаивали Русь Святую и Православную веру, а сейчас полный разброд. За двадцать с лишним лет после разрыва единой Руси западные " демократы " и их приспешники так забили голову, что многие, особенно молодежь, перестали видеть разницу между добром и злом, светом и тьмой. Европа давно отреклась от Бога Слова и поклоняется только комфорту. Мало того, извратили основу человеческого бытия, установленную Господом Богом. Грех возводят в ранг обыденности и естественности (я имею в виду так называемые однополые браки и прочие мерзости). Украина польстилась на Европейские ценности, суть которых заключается в получении хлеба и зрелищ. Но, судя по всему в планы Европы не входит создание сильной, независимой и процветающей Украины. Нужен только лишь плацдарм для размещения натовских ракет, направленных на Россию. Янукович это понял и западные партнеры воспользовавшись народным возмущением против возглавляемой им бездарной власти, фактически насильственным путем отстранили его от власти и Украина вторглась в хаос. Сейчас там культивируется истерия против России. Все это страшно и больно. Закулисные кукловоды, проводя в действие принцип " разделяй и властвую " , прилагают все усилия на то, чтобы разъединить украинский и русский народ, чтобы разрушить славянский мир, являющийся последним оплотом Православной Веры в этом мире. Господи, дай нам мудрости, дай нам терпения, научи нас верить, надеяться и любить.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=31&iid=177...

Иисус Христос, Который так строго осуждал даже сладострастные мысли и желания, когда хотел показать глубину морального падения людей, называл их «родом прелюбодейным и грешным» (Мк. 8: 38). С такой строгостью выражался об этом грехе и апостол Павел, часто повторяя, что «блудники… Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6: 9–10). Указывая недозволенность этого греха для христиан, он определенно желал, «чтобы блуд даже не именовался у вас, как прилично святым» (Еф. 5: 3). Наиболее полно свой взгляд на этот порок апостол изложил в следующих словах: «Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет! Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: два будут одна плоть. А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом. Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела. Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших…» (1 Кор. 6: 15–20). Ясно, что невозможно в одно и то же время быть христианином и блудником. Одно исключает другое. И жизненный опыт очевидно подтверждает нам всю вредоносность этого греха, этого основного телесного и душевного извращения жизни. Лица, которые вступают на путь блуда, становятся недостойными и неспособными к чистой и благословенной брачной жизни. Такие люди загрязняют свой телесный сосуд, губят свой организм, подвергаются различным заразным болезням. И таким образом наказание Божие и месть природы исполняется на них и их потомстве. Человек, который злоупотребляет телесными похотями, подрывает благосостояние семьи и всего общества. Пастыри Церкви должны энергично встать на борьбу против этого порока, который подкапывает корень моральной и физической жизни нашего народа, чтобы, по слову апостола Павла, из душ и тел людских удалялись «блуд, страсть и злая похоть» (Кол.

http://pravoslavie.ru/30733.html

Всего лучше и надежнее в своих грехопадениях во всем осуждать только самих себя, укорять за все одних себя. Самоосуждение отвратит от нас строгость суда Божия, преклонит к нам Его милость и исходатайствует нам прощение во грехах. «Тот на добром пути и может ожидать себе прощения во грехах, кто сам собою недоволен: у Праведного и Милосердного Судии тот себя извиняет, кто обвиняет себя», — пишет блаженный Августин. «Если душа обвиняет себя пред Богом, Господь ее возлюбит», — говорит преподобный Пимен Великий. За что подвергся осуждению от Бога фарисей? Не за самооправдание ли? Чем снискал себе благоволение мытарь? Не самоосуждением ли? При самоосуждении себя за грехи мы должны сердечно сокрушаться о них и проливать по мере беззаконий своих горькие слезы. «Кто хочет очиститься от грехов своих, слезами очищается от них», — учит авва Пимен. Временным плачем мы можем сохранить себя от плача вечного. «Кто не плачет о себе здесь, тот вечно будет плакать там. Итак, необходимо плакать: или здесь — добровольно, или там — от мучений», — говорит тот же великий Отец. Если падение наше невелико, довольно для нас немногих слез, если же падение велико, то должен быть поток слезный. Блажен, кто постоянно оплакивает свои грехи. Как после проливного дождя воздух делается чистым и приятным, так и по пролитии слез настает тишина и ясность и мрак греховный рассеивается. И как не плакать о своих грехах, когда чрез грех мы навлекаем на себя гнев Отца Небесного, становимся распинателями Христовыми, оскорбляем Духа Святаго, вооружаем против себя Небесных Ангелов и всю тварь, небо и землю, порабощаем себя исконному врагу диаволу, губим душу и тело, становимся общниками с бесами и готовим себе ад с вечными и нескончаемыми мучениями! Можно ли после этого не оплакивать своих грехов? Апостол Петр во все последующее за отречением время не мог равнодушно слышать полуночного пения петуха, но тотчас вставал и проливал горькие слезы, молил Господа не помянуть тяжкого греха его. Пребывая в таком настроении, он сохранил себя верным и преданным Господу до самой мученической своей смерти.

http://pravmir.ru/poka-my-zhivem-gospod-...

Недостаточная «духовность» коринфян связана с их разделениями (3:3). Коринфяне «плотские». Термин «плоть» в богословии ап. Павла V. Апостольское служение (3.5 – 4:21) 1. Апостольское служение и единство Церкви 2. Образы Церкви а) Божия Нива б) Божие строение. Храм Божий 3. Значение Христа и Бога а) «Возрастил Бог» (3:6) б) Христос основание здания. Дух Божий живет в храме 4. Место апостолов а) работники на ниве (3:5 – 6) б) строители (3:10). Домостроители (т. е. управители, экономы) таин Божиих (4:1 – 2) Надменность коринфян и смирение апостола. Смирение апостола – подражание Христу. Призыв к подражанию (4:16) VI. Нравственные нормы христианской жизни 1. Отношение к блудодеянию (5:1 – 13; 6:9 – 20) Коринфский кровосместник. Мнение о нем толкователей (архиеп. Аверкий, С. 206) Опасность пребывания такого грешника в христианской общине. Образ закваски и параллели с пасхальными обрядами ( Исх. 12:15 – 19 ). Предание грешника сатане (что это Значит? См. архиеп. Аверкий. С. 206) Апостол призывает не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается» грешником, а не с грешниками вообще. (Объяснить, почему) Чем особенно опасно блудодеяние: а) тело христианина – часть Тела Христова. Тела – «храм живущего Святаго Духа " б) «Совокупляющийся с блудницею становится одно тело (с нею)», разрушая при этом единство Тела Христова в) «Всякий грех , какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела» 2. Брак и безбрачие (7) Брак как средство от похоти: «(Во избежание) блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа» Совет апостола: «Соединен ли ты с женой? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены». Две связанные между собой причины а) «Время уже коротко» (7:29), «Проходит образ мира сего» (7:31) б) «Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу, а женатый заботится о мирском, как угодить жене» (7:32 – 33). То же самое и о жене Запрет развода с неверующим супругом, если он согласен жить с христианкой. Причины запрета Семинар 8. Об идоложертвенном. Поведение на богослужебных собраниях (Вечеря Господня; духовные дары). О воскресении (1 Кор. 8 – 16)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Хула на Святого Духа считается тяжким непростительным грехом, поскольку такой богохульник попирает и крайне уничтожает ценнейшее и высочайшее откровение благодати Божией, считая дело Духа Божия делом сатаны. Вопреки всем очевидным действиям и свидетельствам Духа Святого и собственному убеждению возмущаясь против света и познания истины, он отрицает глубочайшую и святейшую истину собственного сознания и, говоря себе и другим ложь, что Евангелие Христово есть ложное Евангелие, что чудеса Его – действие силы бесовской, сам предается вере своей лжи. Отсюда он изрекает несомненно весьма худые и богохульные слова не по неведению или легкомыслию, не по слабости, подобно апостолу Петру, отрекается от своего Господа или от признанной святой истины, но вследствие внутреннего извращения нормального отношения сердца к Богу и истине, по внутреннему упорству и ожесточению, по сознательному такому всецелому самопреданию духу лжи, что оно – как проявление величайшей злобы – необходимо влечет за собой постоянную вражду против Бога. Такому именно греху и повинны были современные Иисусу Христу иудеи, особенно фарисеи и книжники, которые в противодействии делу Духа Святого зашли так далеко, ожесточились настолько, что сделались неспособными видеть добро, истину, слышать Его голос. Страшная злоба на Спасителя, зависть к упехам Его учения сделали их яростными врагами действовавшего в Нем Духа Божия за то, что Он содействием Своим поддерживал ненавистного им Учителя истины к подрыву их влияния на народ. Явное противление истине, обнаружившее в умах врагов Христовых совершенное извращение законов суждения, в сердце – окаменение чувства, их ничем не победимое упорство против действий Духа Божия само собой исключали всякую возможность раскаяния и исправления, которыми обусловливалась бы прощаемость их грехов. Находящиеся в таком враждебном настроении к Духу благодати сами удаляют ее от себя и являются вместе недостойными спасительных ее действий на их души. Вне же благодати они постепенно могут настолько ожесточиться в хуле на Духа Святого и закоснеть во зле, что их нравственное состояние, состояние упорного неверия и нераскаянности, ничем не будет отлично от состояния диавольского – это состояние уже бесповоротное, безнадежное в отношении раскаяния и сопровождающего его прощения от Бога. Потому и Спаситель предостерегает врагов Своих строгой угрозой, что хула на Святаго Духа как тяжкий неисправимый грех не отпустится ни в сей век, ни в будущий, то есть что на таком хулителе и в нынешней жизни тяготеет осуждение, и в будущий век оно перейдет с ним; такой подлежит вечному наказанию (ср. Мк. 3, 29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010