В таком понимании, Святой Дух это не равнодушное и холодное, но живое, чистое, совершенное Восприятие, это только правда, и никакой лжи. Недопустима хула на Святого Духа как вид публичного ложного обвинения об ошибках Святого Восприятия, реально невозможные вследствие Его Чистоты. Хулящие на Святого Духа лгут намеренно на Того, Кто не может ошибаться в Своём живом, чистом, правдивом и праведном Восприятии. Говорящие против услышанного Слова (Христа) имеют некое право ссылаться на своё субъективное (личное мнение о мыслях Христа) понимание Мысли, и на следующее за этим неверное представления о Слове и Уме. Но хулители Святого Духа знают о живой Чистоте Восприятия, здесь нет личной субъективной оценки, нет увязки на личность самого обманщика, но имеется намеренная ложь о якобы ошибках Восприятия, публично обвиняемого в неправде, отчего хулители как упорные клеветники, не могут иметь прощения ( Лк. 12:10 ). Любые наши представления о Боге и о Лицах Троицы будут несовершенны, вследствие нашей ограниченности и греховности, мы можем узреть только некие параллели, некое сходство с миром, через то, как Бог промышляет о мире, действует в нём. С днем Святого Духа! Обратимся к классическому толкованию блж. Феофилакта Болгарского : «И всякому, кто скажет слово на Сына Человеческого, прощено будет. Это значит, что кто скажет хулу на Меня, по виду своему простого Сына Человеческого, ядущего, пьющего, обращающегося с мытарями и блудницами, тот, покается ли или не покается в своей хуле, прощен будет. Ибо таковому человеку неверие его в грех не вменяется. Ибо что он видел располагающего к вере? Напротив, чего он не видел достойного хулы? Он видел человека, обращающегося с блудницами, и говорит хулу на него, а посему грех не вменяется ему. Ибо, естественно, он мог подумать: что же за Сын Божий тот, кто обращается с блудницами? Посему того, кто так поступает, а между тем выдает себя за Сына Божия, он может поносить и назвать обманщиком. А кто скажет хулу на Святаго Духа, тому не простится. Слова эти имеют такое значение, что кто, видя Божественные знамения и великие и необычайные дела, не верует и поносит, действия Святого Духа приписывая веельзевулу, тот, изрыгая хулу на Святого Духа и говоря, что знамения сии совершаются духом лукавым, а не Божиим, если не раскается, не будет извинен и прощен. Говорящему хулу на Сына Человеческого не вменяется грех, а посему он прощается и без покаяния, а видящему дела Духа Божия и хулящему без покаяния не будет прощено, но вменится в величайший грех».

http://azbyka.ru/vopros/pochemu-hula-na-...

Употребляемые многими людьми сквернословия – это эвфемизмы, то есть не договоренные до конечного смысла слова, только намеки, полуназвания. А откровенная ругань без прикрас – страшна и ужасна! Один заключенный Соловецкого лагеря особого назначения рассказывал с трепетом о том, как он слышал полноценные ругательства больших мастеров такой ругани среди заключенных в 1936 году. Он говорил, что человек, который так виртуозно ругался, не учился ни в семинарии, ни в духовном училище, но ругался с такими тонкостями и почти невозможным для простого человека знанием догматики и богословия, что становилось видно, что это трансляция мыслей и слов тех страшных сил, которые борются с Богом всегда. Повторение таких слов есть присоединение к той силе, которая именно так воспринимает Бога. Облегченные смыслы и эвфемизмы не устраняют самой сути и силы этих слов. Вот почему надо твердо и ответственно беречься от употребления таких слов и избегать сначала подчинения, а потом порабощения этим бесовским силам. Протоиерей Максим Козлов : Сквернословя, мы погрешаем против одной из черт подобия Божиего в нас – способности слова – Грех сквернословия, на мой взгляд, страшен тем, что мы погрешаем против одной из черт подобия Божиего в нас. Этой чертой является, по преподобному Иоанну Дамаскину, способность слова. Соответственно, враг рода человеческого более всего желает исказить в человеке то, через что человек становится Богу подобным. Исказить любовь, исказить чистоту, простоту души. Стремится он исказить и употребление дара слова, отличающего нас от всего иного видимого творения. И борьба против сквернословия – это не борьба против вредной привычки. Это борьба за то, чтобы оставаться христианином. Как не поддаться искушению сказать гнилое слово Протоиерей Олег Стеняев : – В Священном Писании говорится о том, что надо опасаться праздных слов, надо опасаться гнилых слов. Так, в Послании к Ефесянам апостол Павел пишет: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим. И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления» (Еф. 4: 29–30).

http://pravoslavie.ru/90957.html

Христос даровал право отпускать грехи Своим ученикам: Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин 20: 23). Именно это обетование, данное Спасителем апостолам уже после Его Воскресения из мертвых с одновременным ниспосланием им Духа Святаго (Ин 20:22), толкуется святыми отцами как установление таинства Исповеди. До этого момента под покаянием подразумевалось в основном действие самого человека — его раскаяние и старание не повторять грех вновь. В таинстве же действует не только человек, но и Бог. Для человеческого зрения Бог невидим, Он действует тайно (отсюда и слово «таинство»), но — не символически, а самым непосредственным образом. Он прощает грехи, в которых кающийся признался при свидетеле-священнике и обрел решимость исправиться, и дает человеку силы для этого исправления — той самой «перемены ума», которую и подразумевает греческое слово μετνοια (в русском варианте — «покаяние»). Эта невидимая глазу, но реальная и ощутимая помощь, которую получает от Господа стремящийся к единению с Ним человек, в Церкви называется благодатью. Более того, Господь освобождает человека от власти совершенного им греха, чего никакое самое решительное человеческое усилие все равно сделать никогда не сможет. Анания возвращает зрение Савлу. Жан Ресту, 1719, Лувр Даже Савл — будущий великий апостол Павел, которому Христос внезапно открылся по дороге в Дамаск, — получил прощение грехов только после того, как на него возложил руки с молитвой пресвитер Анания (Деян 9: 10–18). Возложение рук было внешним действием, которое запечатлело внутреннее перерождение Савла — его освобождение от власти дьявола и обращение ко Христу. Его покаяние. Как каялись христиане первых веков? В покаянной практике первых христиан главную роль играла сама христианская община, возглавляемая епископом. Грехи отпускали епископ или пресвитер (священник) как прямые наследники апостолов, получившие благодать для совершения священнодействий через рукоположение, совершенное епископами-предшественниками. Но свидетелями покаяния христианина часто становились все члены общины. Христиане осознавали Церковь как единый организм, в котором все друг с другом связаны и взаимно друг от друга зависят, и делали отсюда вывод, что и исповедовать грех всякий член общины должен перед всеми. Ведь, делая что-либо недолжное, он, член Тела Христова, согрешает и против всех остальных.

http://foma.ru/tainstvo-pokajanija-kak-o...

Предполагается, что есть грехи к смерти. И есть грехи не к смерти. Что значит «грехи к смерти»? Это грехи, которые человеку не простятся. Вот Христос называет в Священном Писании только один такой грех. «Все грехи вам простятся, кроме хулы на Духа Святого». А смертными грехами в XVII-XVIII веке в школьном богословии, в учебниках для духовенства назывались особо тяжкие грехи. И в этом смысле уподобили перечень грехов Уголовному кодексу. Есть грехи особо тяжкие. Их стали называть смертными. Стали выделять отдельно семь смертных грехов, противопоставляя их семи добродетелям. Грехи тяжкие, грехи менее тяжкие, грехи мелкие или бытовые. Это условное деление, конечно. Потому что всякий грех наносит удар по человеку. И это ясно. Господь говорит насчет хулы против Духа Святаго, и она может быть очень разнообразна в конкретных проявлениях. Ясно, что грех убийства тяжелее, чем грех курения. Но в конечном итоге подвигает человека к смерти. Просто некоторые из грехов делаются очень быстро, как в скоростном лифте, только вы движетесь не вверх, а вниз. А другие медленнее и накапливаются дольше. Но их порой и выводить тяжелее. Очень интересная есть книга архиепископа Иоанна Шаховского Сан-Францисского «Антология греха». В ней он рассказывает о том, как, казалось бы, незначительный грех, с которым человек не считает необходимым быть начеку, сопротивляться ему - как этот грех меняет духовное лицо человека. А интересно, как преподобный Силуан Афонский комментирует такие вещи. Он говорит: то, что вы считаете греховным или негреховным, вы испытываете таким образом: хочется вам закурить, например. Вы попробуйте перед тем, как закурить, прочитать «Отче наш». Как перед принятием пищи. Пойдет у вас после этого курение   или не пойдет? По идее - должно не пойти. Тогда вы должны понять, что это греховная ситуация, и Бог ее не допускает. Вот таким образом можно какие-то мелкие, бытовые грехи увидеть в себе, определить их. В исповедях это сплошь и рядом происходит. Человек говорит: ну, есть у нас бытовые грехи, как у всех.

http://radonezh.ru/text/chto-takoe-smert...

Но есть еще один особый, ужаснейший и погибельный род греха. Это – смертный грех. Человеку, находящемуся в состоянии такого греха, не поможет даже и церковная молитва! Об этом прямо говорит Ап. Иоанн Богослов (1 Иоан. 5:16), когда он, призывая нас молиться за согрешающего брата, прямо указывает на бесполезность молитвы за непрощаемого грешника... Сам Господь Иисус Христос об этом грехе говорит, что этот грех – хула на Духа Святаго – не отпустится, не простится людям ни в сем веке, ни в будущем. Эти грозные слова Он произнес против фарисеев, которые ясно видели, что Он все творит по воле Божией и силою Божией – и, однако, ожесточенно извращали истину, клеветнически утверждая, будто бы Он действовал силой злого, нечистого духа. Они погибли в своем богохульстве, и этот пример их поучителен и грозен для всех тех, кто грешит смертным грехом – упорным и сознательным противлением несомненной истине, а поэтому и хулой на Духа Истины – Святаго Духа Божия... Необходимо заметить то, что даже хула на самого Господа Иисуса Христа может быть прощена человеку (по Его же словам), т. к. она может быть совершена по неведению или временному ослеплению. Хула же на Св. Духа может быть, по учению св. Афанасия Великого, прощена только тогда, когда человек прекратит ее раскаявшись, но – увы этого обычно не бывает, т. к. самый род, самый характер греха таков, что делает для человека почти невозможным возврат к истине. Ослепленный может прозреть и возлюбить открывшуюся ему истину, загрязненный пороками и страстями может омыться покаянием и сделаться исповедником истины, – но кто и что может изменить хулителя, видевшего и знавшего истину и упорно отрицавшему и возненавидевшему ее?! Это ужасное состояние подобно состоянию диавола, который верует в Бога и трепещет, и однако, ненавидит Его, хулит Его и противится Ему... Когда пред человеком предстаёт соблазн, искушение грехом, то исходит обычно это искушение из трех источников: от собственной плоти человека, от мира и от диавола. Что касается плоти человека, – то совершенно несомненно, что она во многих отношениях является гнездилищем, источником противонравственных предрасположений, стремлений и влечений. Прародительский грех – это печальная общая наша склонность к греху, наследственность от грехов наших предков и наши личные греховные падения – все это, суммируясь и взаимно усиливаясь, и создает в нашей плоти источник искушений, греховных настроений и поступков.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2995...

Сергей Мазаев 12 апреля 2012г. 12:48 Вот что действительно интересно: за кого именно молился Христос, говоря: " Отче! Прости им, ибо не ведают, что творят " ? За распинавших Его римских воинов, вроде сотника Лонгина, простых служак, необразованных язычников, которые и своих-то философов не читали, не то что израильских пророков, или за Анну с Каиафой? Если верно второе, то придется признать, что молитва Спасителя почему-то оказалась бессильной: см. последующую судьбу Иерусалима. Остается повторить еще раз: прощать можно грехи, но не убеждения. Андрей, благодарю за то, что подкинули мне лишний аргумент в защиту моей позиции. Sergej Bortnyk, Heidelberg 12 апреля 2012г. 14:16 В отличие от Андрея я не считаю текст глупостью. Главный его плюс - " прощать можно грехи, но не убеждения " . Но минус, который сразу бросается в глаза - противоречие словам Христа " Отче, прости им, ибо не ведают... " . Если эту идею лучше развить, то может получиться хорошо. Сергей Мазаев 12 апреля 2012г. 15:23 Леонид, есть слова Христа: " Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем "  (Мф.12:31-32). Когда человек противится Истине, не зная, что это Истина (как, например, римский сотник Лонгин, распинающий Спасителя), то он совершает грех и больше ничего. Это можно и нужно простить. Если же он противится Истине намеренно (Анна с Каиафой прекрасно знали, Кого они распинают), это не только грех, но и убеждение, та самая хула на Духа Святого. Почему Господь не прощает " зло по убеждению " ? Потому, что подобное прощение - это насилие над личностью. Если его Сам Бог Себе не позволяет, в пору ли нам заниматься подобными вещами? Известные кощунницы прекрасно знали, что они делают. Если бы папуас, ничего не слышавший о Церкви, устроил в храме песни и пляски, его бы непременно простили. Но русские девушки, родившиеся и выросшие в России (да еще успевшие поучиться на философском факультете МГУ), не могли не знать против чего они выступают.

http://bogoslov.ru/article/2533480

Песнь вторая Первая строфа этой песни – от сердца, переполненного сознанием своей отделенности от Бога: «Вонми, небо, и возглаголю, и воспою Христа, от Девы плотию пришедшаго». Святой обращается к Небу, к земле, он чувствует себя покинутым Богом, потому что он отделен от Него своим грехом. Так же, как Адам и Ева, изгнанные из рая, из Едема, оказались в совершенно иной обстановке – как бы с другим небом и с другой землей, покинутые Богом, – вот таково сейчас положение нашей души. Если мы не будем каяться сейчас, в этой жизни, стремясь все это постичь, то кто знает, как мы придем к смертному часу? Как Адам и Ева были изгнаны из рая, мы из нашей более или менее благополучной жизни – куда попадем? Никто не знает... Потому и нужно нам следовать за покаянием, которому предавался Адам, будучи изгнанным из рая. «И плакася Адам, против рая седя...». Мы – эгоисты, мы трусливы, мы друг друга обманываем, мы завистливы Оказывается, что «буря злых обдержит мя...», «оттуда лежу наг и срамляюся...». И что же делать? Это драматическое песнопение, вторая песнь, показывает нам, что если мы честно взглянем на себя, то мы в себе ничего хорошего не обнаружим. На самом деле мы не добрые, хотя «даяния благая» умеем делать нашим детям, а по сути – мы не добрые. Мы – эгоисты, мы трусливы, мы друг друга обманываем, мы завистливы. Все это мы во множестве в себе имеем. И все это как раз называется «духовной наготой». Но не все потеряно, потому что Господь Иисус Христос открыл нам путь спасения через почитание Святой Троицы. И канон заключается, как всякий другой канон, воспеванием Троицы: «Единого Тя, Боже всех, пою – Отца, и Сына, и Духа Святаго». Песнь третья Песнописец обращается опять-таки к Священному Писанию Ветхого Завета, и он вспоминает страшные грехи, которые последовали уже после изгнания из рая людей. А что же там было? Там было множество всяких грехов. Он их разбирает, почерпая примеры из разных библейских книг. И прежде всего – вспоминает содомский грех. Почему содомский грех, когда были и более ранние грехи? Ну, это был, конечно, выбор самого духовного писателя. Но надо сказать, что для нашего времени, боюсь, это как нельзя более подходит, потому что и сегодня существует содомский грех. И он очень распространен, как мы знаем, особенно в Западной Европе. Тем не менее, к сожалению, он встречается и в нашей земле.

http://pravoslavie.ru/119782.html

Покаянием разбойнику отверзты райские двери. Покаянием и горькими слезами ап. Петр, троекратно отрекшийся от Господа, снова возведен в звание апостольское. Ап. Петр призывал к покаянию Симона волхва ( Деян.8:22 ) и даже тех иудеев, которые распяли Мессию (2, 22, 37, 38), a И. Христос молился о них: Отче, прости им; не ведят бо, что творят ( Лк.23:24 ). Ап. Павел разрешил понесшего временное отлучение и покаявшегося кровосмесника ( 2Кор.2:7 ). О себе ап. Павел говорит, что он прежде был хулитель, а теперь помилован ( 1Тим 1, 13 ). Правда, И. Христос говорил о хуле на Духа Святаго, что этот грех не отпустится ни в сей век, ни в будущий ( Мф.12:32 ), a ап. Иоанн не повелевает и молиться о прощении греха смертного ( 1Ин.5:16 ). Но под таким грехом разумеется совершенное ожесточение во зле и нераскаянность, высшая степень злобы и вражды против Бога. Причина невозможности отпущения этого греха, следовательно, не в том заключается, что этот грех превышает бесконечную благость Божию, а в нравственном состоянии впавших в этот грех, – в том, что их ожесточение во зле достигло степени невозможности для них раскаяния, как в падших духах. § 157. Епитимии, их происхождение и значение Господь, установляя таинство покаяния, облек апостолов властью не только решить, во и вязать грехи. Здесь лежит основание для употребления в таинстве покаяния т. н. епитимий ( τυ πιτιμον – наказание, возмездие). В церкви православной под епитимиями разумеются запрещения или духовные наказания за грехи и вообще дела покаяния, налагаемые духовником на некоторых из кающихся, смотря по важности грехов и состоянию совести кающихся, с целью уврачевания их нравственных болезней, короче – «врачества, приличные недугу» (VI Всел. Соб. 102 пр.). Употребление епитимий встречается еще в церкви апостольской. Пример этого видим в наложении ап. Павлом епитимии на коринфского кровосмесника. Узнав о появившемся беззаконии, яков о же ни во языцех именуется, яко некоему имети жену отчую (т. е. мачеху), апостол повелевает Коринфской церкви предати во имя Господа И.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Сказано: " Благодарите Бога за всё " . Как мне вознести благодарность Господу за скорби душевные, если гордое сердце противиться? Не будет ли это фарисейством, чисто внешним благодарением? - Если наша молитва произносится не на перекрестке, допустим, Калужского шоссе и Ломоносовского проспекта, в мегафон, а дома, в келье, то здесь свидетель - только один Бог и ангелы-хранители, никакого фарисейства тут нет. - На душе ропот, а слова-то благодарности произносятся... - Ну, что ж... Если человек будет со вниманием и упорно благодарить Бога вопреки, то эти греховные чувства улягутся. - Т.е. даже несмотря на возмущение души против Бога? - Ну, даже в молитвослове написано: ты сначала постой, пусть твои чувства улягутся, потому приступай к молитве: " Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.. " . " Когда Господь прощает умерших грешников, тогда их грехи не ложатся на плечи потомков " , - говорит свт. Николай Сербский. Отвечаем ли мы за грехи предков? И как возиожно взять на себя чей-то грех? - Я не в курсе как можно взять чей-то грех, особенно, когда человек живет в христианскую эру, когда Христос взял на себя грехи всего мира. Что у нас еще один Христос что ли объявляется? Бывают случаи практические. Я, например, столкнулся с таким случаем: одни человек участвовал в разорении храма, его сын стал христианином и много средств дал на восстановление храма. А уже его внук стал священником. Вот в этом случае вполне можно сказать, что он взял на себя этот грех и восполнил его, можно засчитать как молитву за своего деда. Это вот и есть покаяние в детствии. Вот таким образом это мне понятно. От Бога ли жизненный кризис? Не могу повлиять на обстоятельства, что делать: терпеть ли со смирением или что-то предпринять? -  Это вопрос, на который нет ответа. Это человек сам решает. Мою двоюродную сестру покрестили в автокефальной Церкви Киевского патриархата, действительно ли такое крещение?  - Нет, конечно. Перед крещением в РПЦ надо обязательно в этом покаяться. Если это было принято сознательно, то даже и епитимью понести. А если человек в этом не разбирался, то все равно надо это назвать.

http://radonezh.ru/text/pryamoy-efirot-2...

 -Олег Брянский- это святой преподобный, и Олег Рязанский- это тоже святой. А когда мы говорим, что человек святой, это не значит, что в его жизни не было ошибок. Многие святые совершали ошибки и до обретения дара святости, и после. Вот, например, возьмите ситуацию в связи с апостолом Петром. До принятия Духа Святаго он трижды отрекся от Господа. А после принятия Духа Святаго у него была конфликтная ситуация с апостолом Павлом. Смотрите 2-е послание Петра, 3 глава, 15-16 стих. И послание к Галатам, где апостол Павел решительно высказывается по поводу поведения Петра. О котором он пишет, что Петр поступал не по- евангельски, то есть неточно. Таким образом, мы устанавливаем, что святой человек и до обретения дара святости может совершать какие-то ошибки. Человек остается человеком и после обретения дара святости. Но мы прославляем этих людей, потому что их, что называется, окончательное решение- это что они свои души предали Господу. Как сказано: кого в чем застану, так и буду судить. Поэтому тут вся жизнь должна браться в рассмотрение. Да, у князя Олега Рязанского были проблемы. Он не поддержал единство русских князей, прежде всего Великого князя Московского против нашествия татаро-монголов. Он считал, что Рязань- его вотчина. Это была длительная борьба. И она продолжалась где-то до времен Иоанна IV Грозного, который прекратил междоусобицы. Но мы -то почитаем Олега Брянского не за то, что у него сложные отношения с Московским правительством, а за то что он стяжал через смирение, самоуничижение благодать божию и чудесами, знамениями и церковной канонизацией засвидетельствовано его достоинство. А если вы хотите вместе со мной порадоваться о преподобном князе Олеге Брянском, то это надо делать 3 октября. Потому что 3 октября по новому стилю как раз день памяти Олега Брянского. Я привожу большую икону князя Олега в житиях. И также у меня есть частичка мощей князя Олега Брянского. И мы совершаем службу, я приглашаю хор, который поет всю литургию древними распевами, какие были во дни жизни князя Олега Брянского, чтобы духом проникнуться и приблизиться к тем временам. И система чтения та же самая, как это было в те времена.

http://radonezh.ru/text/kak-kritikovat-p...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010