РАЗДЕЛ III. О БОГЕ СПАСИТЕЛЕ И ОСОБЕННОМ ОТНОШЕНИИ ЕГО К РОДУ ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ Глава 1. Грехопадение и его последствия 1.1. Сущность грехопадения Грехопадение есть преслушание, нарушение запрещающей заповеди (см.: Рим.5:19 ). В связи с этим событием и его последствиями возникает вопрос о соответствии тяжести преступления прародителей и строгости последовавшего за ним наказания. Эта заповедь – запрет вкушения от древа познания добра и зла – по сути является заповедью поста, воздержания. При этом в христианском понимании пост никогда не являлся самоцелью, пост есть приуготовление. Адаму пост был дан как необходимое испытание его свободной воли, как «закон для упражнения свободы» 874 , чтобы добродетель человека являлась не просто природным свойством, но была обусловлена его суверенным личностным выбором. Таким образом, этот пост являлся не самоцелью, а средством, с помощью которого человек должен был подняться на более высокую ступень совершенства. Но пост, установленный Богом, не мог быть нарушен человеком самовольно 875 . За грехом прародителей, внешне открывающимся как простое непослушание, скрывается страшный грех, который можно определить как нежелание нести свой крест. Бог не только указал человеку цель жизни – совершенство, но и предложил средство для ее достижения. Человеку был предложен труд – физический (возделывать и хранить рай – Быт.2:15 ) и интеллектуальный (наречение имен животных – см.: Быт.2:19–20 ), а также труд постнический, аскетический. Но человек добровольно отверг предложенный ему Богом путь и выбрал более легкий путь, предложенный змием, – вкусите... и вы будете, как боги ( Быт.3:5 ) – путь, который в дальнейшем получил наименование магии. Сущность этого пути заключается в стремлении приобрести знание, власть, силы и способности незаконным образом, не затрачивая для этого никакого труда, прежде всего нравственного. Поскольку первая заповедь в сжатом виде содержала в себе все заповеди, открытые впоследствии через Моисея 876 , грехопадение – это не просто непослушание, а целый комплекс греховных действий и состояний, среди которых блаж. Августин выделял «поругание святыни... духовное прелюбодеяние... воровство... и алчность» 877 . Центральное место среди них занимает гордость, т. е. такая установка сознания, когда весь мир начинает восприниматься человеком в эгоцентрической перспективе, когда человек предпочитает свои желания всему, в том числе и Божественным установлениям, а значит и Самому Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Приготовление рода человеческого к принятию Искупителя Приготовление рода человеческого к принятию Искупителя началось тотчас по грехопадении прародителей. С этого времени и до призвания Авраама в родоначальники избранного народа все люди были приготовляемы одинаково, т. е. одними и теми же способами и средствами. Но от призвания Авраама до явление Христа Спасителя иначе был приготовляем народ Израильский (преимущественно путем сверхъестественным), иначе все остальные народы, уклонившиеся в язычество. 397 § 68. Период общего приготовления – от Адама до Авраама. Первообетование искупления, как восстановление завета Бога с человеком, – Приготовление рода человеческого к принятию Искупителя началось откровением людям тайны искупления. По объявлении суда правды Своей над преступниками заповеди, Бог дал падшим и надежду на спасение чрез утешительное обетование о Семени жены, имевшем некогда сокрушить главу змия обольстителя. И вражду положу между тобою и между женою, говорил Бог змию в присутствии обольщенных им, и между семенем твоим и между семенем ее (у LXX – κα ν μσον το σπρματς σου κα ν μσον το σπρματος ατς). Оно будет поражать тебя в голову (Ατς σου τηρσει κεφαλν), а ты будешь жалить (τηρσεις) его в пяту ( Быт.3:15 ). В этом приговоре искусителю содержится благодатное обетование: 1) разрушение союза между искусителем и искушенными, который сам собою образовался через грех человека (через грех человек вошел в согласие с диаволом, сделался рабом греха, – Ин.8:34 ) и которого человек уже не мог расторгнуть собственною силою: вражду положу между тобою и между женою; – 2) продолжения борьбы со злом, как с семенем искусителя (родом злых людей – чад диавола) в избранном потомстве прародителей, как в семени жены: вражду положу... между семенем твоим и между семенем ее; – 3) наконец, решительной победы над искусителем, которая будет одержана семенем жены в лице необыкновенного Потомка прародителей, как вождя и главы всего избранного потомства их: оно будет поражать тебя в голову, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

А. Покровский Глава 3 I. Повествование третьей главы кн. Бытия открывает собой новую эру в истории первобытного человечества и его религии, резко различающуюся от предшествовавшей эпохи. Событием, разграничивающим два этих важнейших периода допотопной истории, служит печальный факт грехопадения прародителей и последующий за сим божественный суд над ними, изображение чего и составляет содержание данной главы. История грехопадения прародителей находится в самой тесной связи с предшествовавшей историей их невинного состояния, служит дальнейшим её продолжением и вместе с тем является как бы её обратной стороной. Начало этой истории находится в повествовании предшествующей главы, где говорится о первом завете Бога с людьми, условием которого со стороны последних должно было служить, по требованию божественной заповеди, безусловное воздержание от плодов древа познания, причем для предотвращения соблазна преступить эту заповедь, Бог оградил нарушение её угрозой смерти. И, однако, человек не устоял в послушании Божественной заповеди, расторгнул райский союз и подпал всем печальным последствиям вышеуказанной Богом тяжкой кары за преступление. Отсюда грехопадение человека, как нарушение, уничтожение первобытного союза человека с Богом, радикально изменило их взаимные отношения или, что тоже, сообщило существенно иной вид первобытной религии. Но прежде чем делать какие бы то ни было заключения о характере религии падения, обратимся к анализу самого текста Библии, с целью обстоятельного знакомства с фактической стороной этой истории и её всесторонне правильного уразумения. «В истории падения и восстановления первых людей описывается: 1) их искушение ( Быт.3:1–5 ); 2) грехопадение ( Быт.3:6,7 ); 3) обличение ( Быт.3:8–15 ); 4) суд Божий ( Быт.3:14–19 ); 5) наречение нового имени жене ( Быт.3:20 ); 6) начало одежды ( Быт.3:21 ); 7) изгнание Адама и Евы из рая ( Быт.3:22–24 )» 460 . Историю искушения бытописатель начинает с изображения самого искусителя, говоря о нем следующее: «Змей был хитрейшим из всех полевых зверей, которых создал Господь Бог .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/biblej...

Разделы портала «Азбука веры» Фэн-шуй, астрология, оккультизм, любовный приворот, целительство В.Ю. Питанов Коновалов С.С.: от медицины к оккультизму " decoding="" title="" > ( 2  голоса:  5.0 из  5) Оглавление Вопрос, на который мы попытаемся сегодня ответить, звучит просто: может ли православный христианин обращаться за помощью к оккультным докторам? В качестве примера мы рассмотрим деятельность известного в Санкт-Петербурге доктора С.С. Коновалова. В болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу, и Он исцелит тебя Сир.38:9 . Сотворив мир, Господь сказал о Своем творении, что оно «хорошо весьма», – читаем мы в Священном Писании ( Быт.1:31 ). Ни болезни, ни смерти не ведала первозданная чета в саду Эдемском, ибо «Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих» ( Прем.1:13 ), напротив: «Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего; но завистью диавола вошла в мир смерть, и испытывают ее принадлежащие к уделу его» ( Прем.2:23–24 ). Как тление, так болезнь и смерть становятся уделом человечества и всего мира вследствие грехопадения прародителей: «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков» ( Рим.5:12 ), «тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее…Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только [она], но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего» ( Рим.8:18–23 ). Священное Писание говорит нам о том, что человек нарушил заповедь Бога о невкушении плодов с «древа познания добра и зла» ( Быт.2:17 ), а также о тех последствиях, к которым Адама и Еву привело это нарушение: об отпадении от Бога, изгнании из рая. Грех, поразив природу человека, стал ее разрушителем, появились болезни. Искушение, которое стало причиной грехопадения прародителей, было искушением стать богами без Бога ( Быт.3:1–7 ). Этот соблазн жив и поныне: сотни тысяч контактеров, оккультистов, эзотериков, каббалистов и многих других служителей «общего блага», непрерывно искушают окружающих тем же соблазном, против которого не устояли Адам и Ева. Многие из этих деятелей занимаются оккультной медициной и под предлогом улучшения здоровья людей губят своих пациентов духовно, а часто и физически, активно внедряя в их сознание антихристианские идеи.

http://sueverie.net/konovalov-s-s-ot-med...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей протоиерей Олег Стеняев Проповедь в Неделю о Закхее " loading="" decoding="" title=""/> Во Имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодняшнее Евангельское чтение за Божественной Литургией — Евангелие о Закхее. Надо сказать, что весь порядок Воскресных Евангелий до начала Великого Поста будет медленно вводить нас в тему покаяния, т.е. раскрывать истинное назначение православного поста. Итак, 19-ая глава Евангелие от Луки, с 1ого стиха и ниже мы находим такие слова: Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него. Иерихон — это был проклятый Богом город. Когда Иисус Навин, пророк Бога, вел войны при вхождении в землю обетованную, то этот город был заклят. Чудесным образом стены его рухнули и как проклятое место он не предназначался для жизни, и никто не должен был там жить, потому, что заклятие было наложено на это место. Но по прошествии столетий люди как бы свыклись с этой мыслию, поселились там, стали жить в этом городе, люди разные, благочестивые, менее благочестивые. Но этот город не казался им уже проклятым. Он казался им не чем не хуже других городов. Тот мир в котором мы с вами живем в результате грехопадения, сама земля была подвергнута Божиему проклятью. Когда наши прародители ослушались Бога, то проклятие легло на землю и все мы видим последствия грехопадения: тлен, смерть, боль, страдания от всевозможных сложных обстоятельств, психические, внутренние духовные переживания, катастрофы, депрессивность. Но в то же время мы знаем, что Господь Иисус Христос пришел в этот мир спасать не праведных, а грешных. И то, что Он проходит через проклятый город Иерихон, это очень символично. Город в понимании александрийской школы — это душа человека. В результате грехопадения мы все оказались под проклятием греха. И души наши находятся в состоянии близком к адскому. Но Христос готов сойти в ад наших душ и облистать сиянием Божества. И здесь мы видим, как Он проходит через этот город и, далее: и вот некто имени Закхей, начальник мытарей, человек богатый искал видеть Иисуса — кто Он? Закхей был не только мытарем. Он был начальник мытарей. Мытари — это были презренные коллаборационисты, которые перешли на сторону римских оккупантов и собирали подати для врага. Но Закхей не просто мытарь — он начальник этих мытарей. Он наиболее продвинулся в деле диверсионной работы, если хотите в экономическом смысле против собственной страны, собственного народа, собственной земли. Далее мы видим, что к тому же он был маленького роста, такой духовный, физический пигмей. Конечно, верующие люди старались подальше держатся от Закхея. В талмуде сохранились записи, что ближе семи метров не подходить к мытарю. Только, если деньги платить. Потом надо совершать полное омовение в микве. Их презирали, от них боялись оскверниться. Но мы читаем про этого человека: вот некто именем Закхей, начальник мытарей, человек богатый искал видеть Иисуса — кто Он?

http://azbyka.ru/propovedi/propoved-v-ne...

I. Учение Откровения о состоянии нравственной природы человека до и после грехопадения По учению Откровения человек был создан Богом совершенным как по душе, так и по телу. Но этого совершенства нельзя понимать в том смысле, чтобы все его силы и способности достигли полного своего развития. Первозданный человек обладал восприимчивостью ко всему доброму и прекрасному, легко и свободно мог развивать свой ум, имел чистое, неиспорченное сердце, но, конечно, не был еще ученым и многознающим, а равно и не укрепил своей воли в добре. Всё это должно было составить дальнейшую задачу человеческой жизни. В частности, нравственное совершенство прародителей было природным божественным даром, а не их личной заслугою. Для того, чтобы оно сделалось таковою, им и была дана заповедь. Соблюдая ее, люди бы становились праведными и святыми, а в постоянном общении с Богом, природой, друг другом и всеми живыми существами, постепенно развивали бы свой ум, приобретали все новые и новые знания о мире, совершенствуясь во всех отношениях и делаясь подобными Богу. Все это служило бы для них источником высокого счастья, не омрачаемого ни внутренними муками совести, ни физическими страданиями, ни страхом смерти, явившимся после грехопадения в качестве его следствия ( Быт. 3:19 ; Прем. 2:23 ; Рим. 5:12 ). Блаженная жизнь первых людей в раю была нарушена их грехопадением, сопровождавшимся следствиями как для них самих, так и для всего человечества. Первородный грех внес яд заразы во всю природу человека, омрачил его разум, сделал волю удобопреклонной ко злу, исказил в нем образ и подобие Божие, послужил причиной болезней и смерти. Как виновность наших прародителей пред Богом и ответственность за нее, так и все гибельные следствия греха, перешли от Адама и Евы на все их потомство. В настоящее время, по выражению православного катехизиса, мы зачинаемся и рождаемся во грехах ( Пс. 50:7 ; Иов. 14:4 ; Ин. 3:6 ; Рим. 5:12 ). Природа падшего человека глубоко повреждена. Его ум мало восприимчив к истинам высшего духовного порядка.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Levitov/...

Беседы о каинитах и сифитах Каин и Авель Продолжаем наши беседы на Книгу Бытия. Тема следующей беседы: «Каин и Авель». Прочитаем первый стих 4-й главы: «Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа» ( Быт.4:1 ). Первым человеком, зачатым и рожденным от прародителей, был Каин – первый человекоубийца на земле. Но здесь надо заметить, что он, Каин, рожденный после грехопадения, родился в этот мир уже как следствие и мутация греха. В этом смысле первый человекоубийца не он, а дьявол . Сказано о сатане: «Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» ( Ин.8:44 ). Все эти качества мы можем обнаружить в Каине. Чей образ в падшем человечестве? Если первый человек Адам был сотворен «по образу Божию» ( Быт.1:27 ), то его потомки рождались по его (Адама) падшему подобию и образу. Сказано: «и родил [сына] по подобию своему [и] по образу своему» ( Быт.5:3 ). Как и в Послании сказано: «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» ( Рим.5:12 ). Мутации греха через кровь наших прародителей вошли в каждого из нас от начала нашего индивидуального бытия. Что и позволило Давиду сказать: «Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя» ( Пс.50:7 ). Каин и Авель родились в этот мир, наделенные ужасной греховной мутацией сознания. Имя «Каин» происходит от древнееврейского глагола «канна» («приобретать») и переводится дословно – «приобрела я». Ева , родив Каина, восклицает именно эти слова: «приобрела я…» Далее она говорит: «…человека от Господа». Что означают эти слова? Иными словами, она как бы говорит: «Создавая меня и моего мужа, Бог делал это один, а теперь и мы имеем отношение к тому, что Он чрез нас совершает». Прежде всего в ее словах звучит глубокое упование и надежда на пророчество о «семени жены» ( Быт.3:15 ). Она хочет, чтобы Тот, Который сокрушит главу змея и семя его, пришел как можно быстрее. Как эти надежды созвучны с богослужебным прошением – «от бесовския крови очисти мя». Стремление к лучшему заложено в каждом из нас, но – увы! – не каждый может его реализовать в своей жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Блаженное состояние первых людей в раю продолжалось недолго. Дух тьмы, диавол, терзаемый завистью 123 , решился лишить их рая и любви Творца, как сам был лишён неба и отвержен от Бога. Вследствие этого, он вошёл в змея и, чрез это мудрое животное, стал соблазнять Еву вкусить от древа познания добра и зла, и тем самым нарушить заповедь своего Творца. Таким образом, «слова те (которые мы слышим из уст змия, – Быт., III, 1. 4. 5.) принадлежали диаволу, который возбуждён был к сему обману своею завистью; а этим животным (змием) он воспользовался, как способным орудием, к тому, чтобы, прикрыв обман своей приманкою, обольстить сначала жену, как всегда более способную к обольщению, а потом, через неё, и первозданного» 124 . И действительно, «надмившись надеждою на равенство с Богом, Ева преступила заповедь» 125 и увлекла с собою Адама. – Едва прародители нарушили данную им заповедь, сбылись над ними слова Господа 126 : они и всё их потомство стали смертными. «Как в человеческих судах, когда кто-либо, быв приговорён на отсечение головы, затем посажен будет в темницу; то хотя бы он здесь и долго пробыл, ничем, однако же, не лучше будет мёртвых, будучи уже предан смерти приговором: подобным образом и прародители с того самого дня, в который получили приговор смертный, хотя и долго ещё прожили, но по приговору уже умерли (стали смертными)....» 127 . «Так перевёл и Симмах: «с того дня, в который вкусишь от древа, будешь смертен»» 128 , тогда как , не преступив заповеди, они могли бы быть бессмертными, так как «Бог сотворил его (человека) ни смертным, ни бессмертным, но, как сказали выше, способным к тому и другому, чтобы, если устремится он к тому, что ведет к бессмертию, исполняя заповедь Божию, получил от Него в награду за это бессмертие и сделался бы богом; если же уклонится к делам смерти, не повинуясь Богу, сам был бы виновником своей смерти. Ибо Бог сотворил человека свободным и самовластным» 129 . Следовательно, «не дерево, как думают некоторые, было смертоносно, но преслушание заповеди» 130 . Если бы человек устоял в искушении и не нарушил воли Божией, то, по мнению Св. Ефрема Сирина , это же самое дерево познания добра и зла не только перестало бы потом быть для человека вредным и опасным, а, напротив, – принесло бы для него несомненную и великую пользу. «Если бы змий, говорит Св. Отец, не вовлёк их (прародителей) в преступление, то вкусили бы они плодов древа жизни, и древо познания добра и зла тогда не было бы уже им воспрещено; от одного из сих древ приобрели бы они непогрешительное ведение, а от другого прияли бы вечную жизнь и в человечестве стали бы богоподобны» 131 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Protop...

Закрыть itemscope itemtype="" > 40 лет человеческого вторжения под покров Божией тайны 25 июля 1978 года родился первый человек — британка Луиза Браун — с помощью ЭКО 25.07.2018 1769 Время на чтение 3 минуты 25 июля отмечается 40 лет успешного эксперимента ученых с искусственным оплодотворением применительно к человеку. 40 лет со дня рождения британки Луизы Браун, появившейся на свет с помощью технологии ЭКО (экстракорпорального оплодотворения). И одновременно 40 лет грубого человеческого вторжения под покров Божией тайны. Пытливость - вещь в человеке неистребимая. Она, как огонь, выжигающий дотла, овладела нами после грехопадения, потому что именно пытливость была одним из оснований отпадения человека от благодати Божией. Прародители прельстились древом познания добра и зла: «увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание» (Быт. 3, 6). С тех пор погоня людей за сокровенными знаниями не останавливается ни на минуту. Наиболее же прельщает возможность уподобиться Создателю в неких творческих актах. Так Денница помыслил в сердце своем: «Буду подобен Всевышнему»; так прародители вняли его словам: «будете как боги». Действительно: какой великий труд уподобиться Создателю в добродетели - для этого необходим подвиг ежесекундного внимания, испытания сердца и помыслов! И как легко, как увлекательно, используя заложенные Творцом в природу законы и механизмы, мечтать о себе, что приближаешься к божественным знаниям и умениям. Богоборчество обыкновенно прикрывается возвышенными словами о помощи ближним и добродетели, потому что так легче обольстить двуногих. Продвигающие экстракорпоральное оплодотворение говорят, что этим преодолевается бесплодие, люди обретают радость материнства и отцовства. При этом умалчивается о возможности манипулировать так называемым биологическим материалом - человеческими эмбрионами. Если в современном мipe масса людей, занимающихся преступными манипуляциями в сфере финансов, где гарантии, что подобные манипуляторы не проникнут в банки биологических материалов? Если первые оперируют бездушными деньгами, вторые будут иметь дело с телами и душами человеческими.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/07/25/40...

Речь о гордости вообще и современной в особенности 49 «Начало гордости – удаление человека от Господа и отступление сердца его от Творца его» ( Сир. 10, 14 ). «Гордость, как ожерелье, обложила их, и дерзость, как наряд, одевает их» ( Пс. 72, 8 ). Известно из истории рода человеческого, что в нем во все времена и у всех народов были безчисленные и разнообразные преступления и пороки, с тем только различием, что в одни времена наиболее проявлялись одни пороки, в другие – иные. Слово Божие изображает кратко это печальное положение человечества: мир во зле лежит ( 1Иоан. 5, 19 ) т. е. он подавлен злом и не имеет средств и собственных сил, чтобы подняться и освободиться от него. Та же история свидетельствует, что везде, и в народах языческих, были служители разного рода религий, и люди, имевшие особое призвание, как например, философы, которые понимали бедственное положение человечества и старались, сколько могли, облегчить его, изобличая пороки и указывая пути добродетели. Самая же могущественная божественная сила для возрождения и спасения человечества от зла и гибели, как известно, по особому промышлению Божию, во все времена с большею, или меньшею ясностью проявлялась в Богооткровенной религии. С совершенною же полнотой и действенностью слово Божие, просвещающее человечество и благодатная сила, исцеляющая его нравственные недуги, как свет и жизнь, низошли с неба на землю в лице воплощенного Сына Божия Иисуса Христа и доселе спасительно действует в учрежденной Им Церкви. Казалось бы, что нам, христианам, унаследовавшим от веков древних сокровища истины и средства спасения от зла, нет причин отдаваться добровольно во власть зла и пороков и страдать от них, но та же история засвидетельствует в последствии о нашем времени, как наиболее обладающем средствами просвещения и в то же время, как особенно ознаменовавшем себя крайним размножением всяческих преступлений и пороков. Врачи знают, какое множество болезней издавна обременяет род человеческий и удивляются появлению с каждым веком новых. Точно также и наблюдатели нравственного состояния человечества знают, какое неисчислимое множество грехов, преступлений и пороков гнездится в человечестве и как они с течением времени еще и умножаются и разнообразятся. И те, и другие ищут начала и причины этого вдвойне бедственного состояния человечества. Но знает истинную причину его только Божественное Откровение и с дивною простотой и ясностью указало ее нам в изображении падения наших прародителей. Там мы видим, что причиною грехопадения нашего в лице прародителей было нарушение заповеди Божией, а побуждением к противлению воле Божией была гордость. „Начало греха – гордость», говорит учитель ветхозаветной церкви, и „обладаемый ею изрыгает мерзость» ( Сир. 10; 14, 15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010