«ПРИИДИТЕ, ВСИ языцы, БЛАГОСЛОВЕННОМУ ДРЕВУ ПОКЛОНИМСЯ, ИМЖЕ БЫСТЬ ВЕЧНАЯ ПРАВДА!..» Такими словами Церковь Христова призывает все народы земли – все человечество – поклониться «благословенному древу» Креста Господня, которым все мы искуплены от греха, проклятия и смерти, тяготевших над нами со времени грехопадения наших прародителей. В честь величайшей для нас святыни Креста Господня и установлен нарочитый торжественный праздник всемирного Воздвижения Честного и Животворящего Креста, празднуемый 14-го сентября по ст.ст. Он является заключительным в ряду прочих великих праздников. Нарисовав нам дивную картину всего домостроительства Божия о нашем спасении в целом ряде празднуемых ежегодно Господских и Богородичных праздников, св. Церковь в заключение приводит нас к поклонению Кресту Господню, как бы говоря каждому из нас: «Ты видел все, что сделано Богом для твоего спасения, но ты еще не знаешь, что именно надлежит делать тебе, дабы улучить вечное спасение. Вот сегодня я и говорю тебе: если хочешь спастись, прильни ко Кресту Христову – и спасешься! В нем, орошенном Пречистою Кровью Спасителя твоего и Бога, сокрыты чудодейственные животворные силы, которые воскресят твою душу, умерщвленную грехами. Возлюби же Крест Господень – это великое знамение любви Божественной и дивное орудие спасения твоего, возлюби это воистину «благословенное» и «треблаженное древо» превыше всего на свете – прильни к нему, не только устами лобызая его, но всею душою твоею, всем сердцем, всем внутренним существом твоим – и спасешься!» Да будет ведомо всем вам, братие, что наименование Креста Господня «животворящим» это не есть только одно красивое образное название, лишенное смысла и значения. Нет! в Церкви у нас нет ничего без смысла и значения и каждое слово, каждое наименование вполне выражает действительную сущность вещей Крест Господень потому называется «животворящим», что он «животворит» – «оживляет», делает живым все, что с ним входит в соприкосновение. Ярче всего и нагляднее всего эта животворная сила Креста проявила себя при самом его нахождении.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

«ПРИИДИТЕ, ЛЮДИЕ, ТРИИПОСТАСНОМУ БОЖЕСТВУ ПОКЛОНИМСЯ, СЫНУ ВО ОТЦЕ СО СВЯТЫМ ДУХОМ»... (Стихира Пятидесятницы). Так взывает к нам св. Церковь в нынешний великий день Пятидесятницы. Великий праздник у нас сегодня, братие, великое торжество! Ведь только сегодня свершилось, наконец, все то, чему предопределил быть Бог для нашего спасения. Славным сошествием Святого Духа на Апостолов закончилось все дело Божественного домостроительства – дело спасения падшего рода человеческого от греха, проклятия и смерти. Велик и славен радостный праздник Рождества Христова, несравненна слава праздника праздников и торжества торжеств светлого Воскресения Христова, но ни от того, ни от другого не было бы нам, окаянным грешникам, никакой пользы, если бы не сошел ныне Дух Святый. Без благодати Духа Святого, мы, по своей греховной нечистоте и крайней испорченности нашей природы, были бы совершенно неспособны воспринять все богатство благости, которого удостоила нас любовь Бога Отца, нашего Творца и Промыслителя, и любовь Бога Сына, нашего Спасителя и Искупителя: мы не смогли бы даже воспользоваться плодами принесенной за нас искупительной жертвы Христовой. И вот то, «чему благоволил быть Бог Отец и что исполнил на Себе Бог Сын, то присвоить верующим сошел ныне Дух Святый» (Еп. Феофан Вышенский ) . Бог Отец, от вечности благоволивший спасти род человеческий, разными промыслительными действиями в Ветхом Завете предуготовлял это спасение; Бог Сын, исполняя волю Отца Небесного, принес Самого Себя в жертву за грехи людей, сделавшись орудием нашего спасения; Бог Дух Святый закончил все это дело Божественного домостроительства, явившись для того, чтобы помочь нам усвоить плоды искупительной Жертвы Христовой, чрез уврачевание наших душевных недугов, чрез очищение нас от всякой греховной нечистоты и скверны, чрез преобразование нас в  новую тварь, способную к вечной нетленной жизни, для которой мы и были созданы первоначально Богом, и которой лишились чрез грехопадение прародителей. Только однажды сошел Дух Святый в великий день Пятидесятницы, и с тех пор, по обетованию Христову, данному Его Божественным ученикам на Тайной Вечери ( Иоан. 14, 16–17 ), неизменно пребывает в истинной Церкви и преподается верующим чрез законно-поставленных Им пастырей Церкви. Церковь – это и есть «Царствие Божие, пришедшее в силе», о котором предрекал Господь во время Своей земной жизни ( Марк. 9. 1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

прот. Николай Сахаров Источники Богооткровенного Учения Понятие о Священном Писании . Священные ветхозаветные книги. Канон ветхозаветных книг и книги неканонические Богооткровенные истины сохраняются и распространяются двумя способами: посредством Священного Писания и Священного Предания. Под именем Священного Писания разумеются книги, написанные, по вдохновению от Святого Духа, освященными от Бога людьми, которые называются пророками и апостолами. Собрание всех священных книг называется Библией. Одни книги написаны до Рождества Христова, другие после Р. X.; первые называются книгами Ветхого Завета, последние – книгами Нового Завета. Ветхозаветных книг, если считать каждую книгу и отдельности. – 38; но обыкновенно соединяют несколько книг в одну и насчитывают двадцать две книги, удерживая счет древних евреев («вверена быша им (т. в. евреем) словеса Божия»; Рим. 3:2 ), которые считали свящ. книги по числу букв еврейского алфавита.. По содержанию ветхозаветные священные книги разделяются на четыре отдела: Законоположительные: 1) Бытия. 2) Исход, 3) Левит, 4) Числ, 5) Второзаконие; Исторические: 6) Иисуса. Навина, 7) Судей и Руфь, 8) Первая и вторая книги Царств, 9) Третья и четвертая Царств, 10) Первая и вторая книги Паралипоменон, 11) Книга Ездры и Неемии, 12) Есфирь; Учительные: 13) Иова, 14) Псалтирь, 15) Притчи Соломона, 16) Екклезиаст, его-же; 17) Песнь песней, его-же; Пророческие: 18) Исаии, 19) Иеремии, 20) Иезекииля, 21) Даниила, 22) Двенадцати малых пророков. Книга Бытия повествует о сотворении мира и человека, о жизни прародителей в раю, об их грехопадении и наказании за грех , о всемирном потопе, об Аврааме, Исааке и Иакове и заканчивается повествованием о смерти Иосифа в Египте. В книге Исход рассказывается о состоянии евреев в Египте по смерти Иосифа, о рождении и воспитании Моисея, о выходе евреев из Египта, о чудесном переходе их через Чермное море, о путешествии их к горе Синай и о Синайском законодательстве. Оканчивается книга Исход историей построения и освящения скинии. Книга Левит содержит в себе изложение законов обрядовых и частью нравственных и гражданских. Книга Числ начинается перечислением еврейского народа после Синайского законодательства и содержит историю дальнейшего странствования евреев по пустыне. Второзаконие содержит повторение Моисеем некоторых важнейших законов.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hri...

прот. Николай Сахаров Предварительные понятия Понятие о религии. Происхождение религии. Всеобщность религии в человеческом роде. Несостоятельность возражений против всеобщности, изначальности и врожденности религии. Значение религии. Религия прародителей. Религия патриархальная Религия (от латинского слова religare, соединять, связывать) есть живой, сознательный, свободный духовный союз или общение между Богом и человеком, установленный по неизреченной милости Божией, во славу Божию и для блаженства людей. Бог . Творец и Промыслитель мира и человека, открывает людям Себя и Свою волю, сообщает им благодатные средства для соединения с Ним, Источником жизни и блаженства, и ведет их ко спасению. Человек, со своей стороны, через веру, знание и богоугодную жизнь, стремится всеми силами своего духовного существа к посильному усвоению богооткровенных истин и богодарованных средств и к единению с Богом. В религии, таким образом, человек возвышается к Богу и Бог нисходит к человеку. В Слове Божием этот богочеловеческий союз называется «заветом» (напр., Быт. 6:18 : «И сказал Господь Бог Ною: ....с тобою Я поставлю завет Мой....»). Религия есть явление «изначальное», то есть, произошла одновременно с появлением на земле человека: она «врождена» человеку, т. е. составляет необходимую часть его духовной природы и, вместе с другими существенными потребностями, – нравственной, эстетическом, умственной..., – переходит от родителей к детям, от предков к потомках. Так именно учит о происхождении религии Слово Божие. Книга Бытия повествует, что Творец отличил человека перед всеми другими созданиями Своими тем, что вложил – при творении его – в, душу его Свой «образ и подобие» ( Быm. I:26–27 ). 1 Человек получил, так сказать, частицу Божественного существа, в нем уже при самом творении возгорелась искра Божественного света. Грехопадение исказило человеческую природу, но не угасило окончательно этой Божественной искры. Образ и подобие Божии в человеке и были основой богочеловеческого союза, т. е. религии: человек с первого момента появления своего на земле стремится – сознательно или бессознательно, с большей или меньшей силой – к Божеству, как к Существу родственному себе, как к своему Высочайшему Первообразу ( Пс. 41:2–3 ). Священный восторг испытывает человек, приближающийся к Богу (см., напр., псалмы Давида, изречения пророков, переживания св. подвижников) и, наоборот, чувство неудовлетворенности, злобы отчаяния овладевает им по мере удаления от своего Божественного идеала (Каин, Иуда, Ирод, Нерон и пр.). «Ты, Боже, – говорит блаженный Августин , – создал нас со стремлением к Тебе, и беспокойно наше сердце, пока не успокоится в Тебе».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hri...

прот. Николай Сахаров Учение о Боге, как спасителе падшего человека Падение в мире ангельском. Начало зла. Грехопадение прародителей, его тяжесть и следствия. Возникновение и преобладание в человеке эгоизма и чувственности с сопровождающими страстями духовными и плотскими. Греховное потемнение в сознании человека относительно смысла жизни и ее цели. Изменение в отношениях природы к человеку. Болезни. Телесная смерть. Научные данные о состоянии первобытного человека Все сотворенное Богом носило печать совершенства «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» ( Быт. 1:31 ). Зло явилось в мире тогда, когда свободно-разумные существа злоупотребили своей свободой, когда они, по гордости, стали забывать бесконечные милости Божии, перестали повиноваться всеблагой воле Божией и через то лишились близости к Богу и блаженства. Падение в мире ангельском. – Первыми нарушителями Божественной воли были некоторые ангелы, которые во главе с одним из высших духов ( Ис. 14:12 ), нарушили долг повиновения Богу, отпали от Него и впали в самолюбие, гордость и злобу. Все падшие духи объединяются лишь стремлением к одной цели – злу; во всех других отношениях они в постоянной вражде и между собою ( Сир. 10:15 ; 1Тим. 3:6 ; 2Сол. 2:4 ). Апостол Иуда говорит о них, что они «не сохранили своего достоинства, но оставили свое жилище» ( Иуд. 1:6 ). Причиной падения ангелов представляется гордость, желание приобрести независимость от Бога и основать особое царство ( 1Тим. 3:6 ). Они пали так глубоко, что уже не могут раскаяться и вновь обратиться на путь добра; все существо их так развращено грехом, «что ложь сделалась как бы существенною потребностью их злой природы. Спаситель говорит о злом ангеле, что «нет в нем истины; когда говорить он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» ( Ин. 8644 ). Вследствие такого глубокого нравственного падения злые ангелы осуждены на вечные мучения. Они, как говорит Ап. Иуда: «соблюдаются в вечных узах, под мраком, на суд великого дня» ( Иуд. 1:6 ), и им уготован огонь вечный ( Мф. 25:41 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hri...

Разделы портала «Азбука веры» Богослужения Последование богослужений наряду Православный календарь Пятница, 19 января 2024 г. (6 января ст.ст.) Седмица 33-я по Пятидесятнице Глас 7, Поста нет Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа . Преставление свт. Феофана, Затворника Вышенскаго (1894) . Литургия свт. Иоанна Златоуста. Богоявление: Утр.: Мк.1:9-11 Лит.: Ап.- Тит.2:11-14,3:4-7 Ев.- Мф.3:13-17 Тропари, кондаки, молитвы и величания Крещению Господню Тропарь Крещению Господню, глас 1 Во Иордане крещающуся Тебе, Господи,/Троическое явися поклонение:/Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе,/возлюбленнаго Тя Сына именуя,/и Дух в виде голубине,/извествоваше словесе утверждение./Явлейся Христе Боже,//и мир просвещей, слава Тебе. Кондак Крещению Господню, глас 4 Явился еси днесь вселенней,/и свет Твой, Господи, знаменася на нас,/в разуме поющих Тя:/пришел еси, и явился еси,//Свет неприступный. Величание Крещению Господню Величаем Тя,/Живодавче Христе,/нас ради ныне плотию крестившагося/от Иоанна//в водах Иорданских. Молитва на Крещение Господне Господи Иисусе Христе, Сыне Божий Единородный, от Отца прежде всех век рожденный, Свете от Света, просвещаяй всяческая, в последняя же лета от Пресвятыя Девы Марии нетленно воплощенный и в мир сей на спасение наше пришедый! Ты бо не потерпел еси видети от диавола мучима рода человеча и сего ради в пресветлый день Богоявления Твоего пришел еси на Иордан ко грешником и мытарем креститися от Иоанна, безгрешен сый, да исполниши всякую правду и да возьмеши в водах Иорданских грехи всего мира, яко Агнец Божий, во еже понести их на Себе и искупити Крещением крестным, пречистою Кровию Твоею. Сего ради погрузившуся Тебе в водах, отверзошася Тебе небеса Адамом заключенная и Дух Святый сниде на Тя в виде голубине, просвещение и обожение носяй естеству нашему, и Пребожественный Отец Твой возвести Тебе небесным гласом благоволение Свое, зане сотворил еси волю Его и человек грехи восприял еси и Себе на заклание уже предуготовал еси, якоже Сам рекл еси: «Сего ради любит Мя Отец, яко Аз душу Мою полагаю, да паки прииму ю», и тако во всесветлый день сей, Ты, Господи, положил еси начало искупления нашего от грехопадения прародительскаго.

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-01-...

Разделы портала «Азбука веры» Зачем крестить детей? Когда вырастут, сами определятся. Вопрос закрыт для новых ответов. Похожие вопросы 8 Ответов Да, каждый человек лично решает: обрести истинное счастье или отвернуться от Отца. Тем не менее, родительское воспитание имеет большое значение в дальнейшем самоопределении человека. Родители отдают детей в школу, кружки, учат их правилам поведения в надежде, что это даст благие плоды. И в мировоззренческом выборе нелепо бросить ребёнка на произвол судьбы, не помочь ему в самом главном жизненном выборе. Наша задача научить его лучшему, а как он в дальнейшем распорядится этим опытом и знанием — будет уже его выбором. Иначе из чего он сможет выбирать? Из чужих мнений… Посмотрите сколько умных, выдающихся людей крайне необразованны в религиозной области. Я не про то, что они сделали неправильный выбор, а про то, что они не имеют даже элементарных знаний о вещах духовных. Из того, что они когда-то где-то случайно прочитали, крайне сложно прийти к Истине. Не верно считать ребёнка за беса, который избрал зло, привьём его к Богу, в надежде, что он изберёт благую часть . См. Зачем ребёнку Церковь? Крещение не отменяет самоопределения. Крещение, несколько утрируя, восстанавливает “настройки по умолчанию” для души, искажённой первородным грехом. Именно после него человек может осознанно самоопределяться. Дело в том, что вопреки расхожему мнению, люди не появляются на свет добрыми и праведными; человек заражен грехом от утробы матери. «Кто родится чистым от нечистого? Ни один» ( Иов.14:4 ) – говорит Священное Писание. Грехопадение наших прародителей привело к тому, что «прародительский грех перешел от Адама во все человеческое естество, поскольку все мы тогда находились в Адаме; и, таким образом, через одного Адама грех распространился на всех нас. Поэтому мы и начинаемся и рождаемся с этим грехом, как учит Священное Писание: “Одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, [потому что] в нем все согрешили” ( Рим.5:12 )» (Православное исповедание, Ч. 3, вопр. 20).

http://azbyka.ru/vopros/zachem-krestit-d...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Любовь – 1) одно из имен Божьих , отражающих одно из Его сущностных свойств и указывающих на то, что, с одной стороны, Бог есть Сам в Себе всесовершенная Любовь и с другой стороны, Он изливает любовь на Свое творение; 2) основополагающая христианская добродетель , «совокупность совершенства» ( Кол.3:14 ); 3) глубокое сердечное стремление одного лица к другому как к представителю противоположного пола; привязанность к кому-либо, чему-либо. Христианская любовь (как добродетель) по происхождению есть дар Духа Святого , по своей сущности – обожение человека, по форме – жертвенное служение. Любовь Божественная Любовь – одно из самых главных имен Божьих. В своем Первом соборном Послании евангелист Иоанн Богослов дважды повторяет, что «Бог есть любовь». Имя Любовь отражает одно из самых главных и существенных для человека свойств Бога. По слову св. Григория Богослова ,  если у христиан кто-нибудь спросит, что они чествуют и чему поклоняются, то их ответ будет готов: мы чтим Любовь. Божественная любовь проявляется в творении мира. Бог не творит мир по необходимости, а творит его по Своей высочайшей, свободной и благой любви. По Своей любви Он дарует Своим разумным созданиям возможность познания Себя вплоть до соединения с Собой,   обожения . Бог не оставляет Своей любовью человеческий род после грехопадения прародителей и распространения греха по всей Земле, подготавливая человечество ко спасению. Наконец, Бог Сам вочеловечивается ради спасения людей, освобождает и искупает их от власти греха через Свои добровольные крестные страдания, смерть и Воскресение: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин.3:16 ). Заповедью всех заповедей, учил Христос, является любовь к Богу всем сердцем, всей душой и всеми силами, и любовь к ближнему, имеющая своим источником любовь к Богу. Учение Христа было путем к любви, Его жизнь – примером любви, Его смерть – откровением новой, жертвенной любви, Его Воскресение – залогом того, что любовь в христианской общине имеет источник неиссякающий.

http://azbyka.ru/lyubov

Разделы портала «Азбука веры» Пелагианство — еретическое учение, связанное с именем и воззрениями еретика Пелагия, распространившееся в V в. на Западе, состоявшее, в частности, в отрицании подверженности людей скверне первородного греха как результата грехопадения прародителей, минимизировании значимости роли Божественной благодати (в православном значении этого слова) или даже в отрицании необходимости благодатной помощи человеку в деле его духовно-нравственного совершенства, в деле спасения (осуждено III Вселенским Собором ). Согласно одной точке зрения, Пелагий был монахом, а согласно другой — мирянином, который вел аскетический образ жизни. По разным оценкам, он происходил из Британии или Шотландии. Прибыв (ок. V – нач. V в.) в Рим, Пелагий столкнулся с массовыми нарушениями Божественных заповедей римскими христианами, оправдывавшими свою нравственную распущенность духовной немощью, как следствием падения человека, в силу чего они-де и неспособны противостоять греху. Такой подход к самооправданию не соответствовал учению Церкви, которая хотя и утверждает, что человек не в состоянии избавляться от греховности и стяжать праведность исключительно собственными силами, однако настаивает, что он может и должен делать это в соработничестве с Богом, при содействии Божественной благодати. Возражая же оппонентам, Пелагий, вместо того чтобы встать на позицию Церкви, впал в крайность и стал учить тому, что грех преодолим для человека при условии, что сам человек желает не грешить. При этом он превознес личные возможности человека и обанкротил значимость благодати (в христианском понимании слова). Богословие В современном научном понимании под пелагианством подразумевается система еретических взглядов, близкая к системе взглядов Пелагия, однако не во всех своих компонентах и элементах соответствующая ей с детальною точностью. Что касается личных воззрений Пелагия, в значительной мере они отражены в его сочинениях: Толкования на послания апостола Павла, Послания к Деметриаде, к Целантии, к Ктесифону, Книжка о вере к папе Иннокентию, Книга о христианской жизни, Послание о девстве; а также сохранившиеся частично: («О вере в Троицу», «Избранные места из Божественных Писаний», «Защитительная записка», «О природе», «О свободном выборе», Послание к Ливании). Кроме того, отчасти воззрения Пелагия отмечены в богословских произведениях и документах, направленных на разоблачение его лжеучения.

http://azbyka.ru/pelagianstvo

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Оглавление Глава 12. Причащение умирающих Один из духовных даров, который мы получаем в результате приобщения Телу и Крови Господним, полностью проявит себя только после нашей смерти. Какой именно из плодов Святого Причащения имеется в виду? Залог будущего воскресения и бессмертия. О том, что мы его непременно получаем во время причащения, Господь сказал ясно и определенно:  «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную; и И воскрешу его в последний день»  ( Ин.6:54 ). Болезни и смерть — следствия грехопадения наших прародителей. Отпав от Бога, они, а в их лице и всё человечество, потеряли дар бессмертия. В таинстве Святого Причащения мы вновь соединяемся с Богом и обретаем свободу от власти смерти. Вкушая Тело и Кровь Христа, мы получаем как бы новую закваску для наших тела и души. И хотя по законам земной жизни нам предстоит вкусить смерть, она становится для нас неким формальным актом, уже не имеющим прежнего ужасающего значения. Недаром первые христиане день смерти называли рождением в вечную блаженную жизнь. Христовы Тайны являются Божественной пищей, которая таинственным и неприметным образом изменяет наше естество, подготавливая его для вечного бытия в Царстве Небесном. Помня о значении причащения для будущей жизни, христиане перед смертью стремятся приобщиться Святых Тайн. Если внешние обстоятельства препятствуют этому, то людям, близким к смерти, часто приходит помощь свыше. Иногда она проявляется чудесным образом. Архиепископ Иннокентий (Ястребов; 1867–1928) в разгар большевистских гонений на Церковь лежал с тяжелым заболеванием в клинике Первого московского мединститута. На Страстной седмице он сказал своей сестре монахине Талиде, что ему очень хочется причаститься из чаши, как это обычно делают священнослужители. Мать Талида ответила, что это невозможно, ведь владыка находится в одной из центральных советских клиник. Кругом студенты-практиканты, которых воспитывают в духе воинствующего атеизма. Кто разрешит здесь причащаться?!

http://azbyka.ru/chudo-svyatogo-prichash...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010