Разделы портала «Азбука веры» Я прочитал, что Он это сделал что бы людские грехи на Себя взять и очистить их и дать возможность людям в рай попасть и т.п. Но зачем нужно все это? Почему просто нельзя простить. Вот Иисус это Одно из лиц Троицы. Зачем Богу нужна жертва, что бы простить? Например мой сын провинился передо мной очень сильно, зачем мне или моей жене или другим моим детям прыгать в печку, распинаться на кресте, что бы мой сын был прощен если я могу просто простить его и все? Ну пусть что-нибудь сделает что бы искупить грех. Я понимаю что сейчас найдется человек, который скажет, что грех человека так велик, что искупить его лично невозможно. Да мой друг ты прав, но и смертью Иисуса моя душа не исправлена, я должен что-то делать, как-то трудится иначе не будет никаких перемен. В итоге я от ада не освобожден. Сколько бы Иисус не умер, я если ничего делать не буду, то в ад попаду. Поэтому я что-то делать обязан что бы исправить душу и сделать ее богоугодной. Так что жертва Иисуса и его смерть вообще напрасны. Да и веры не достаточно, что бы в рай попасть. Как говорится и бесы веруют и трепещут. Так вот повторю свой главный вопрос “В чем смысл жертвы Иисуса?”. Похожие вопросы 4 Ответа Грехопадение не было простым непослушанием — это была катастрофа вселенского масштаба, которая разорвала связь человека с Богом и “сломала” гармонию внутри самого человека. Несколько кратких тезисов: Бог есть любовь. Спасение — приобщение человека к любви Божьей. Рай — это место, где царствует Бог, царство любви. Крест – высочайшая форма Божественного Откровения , беспредельное выражение любви – Бог добровольно идёт на крест ради спасения Своего творения. Т.е. Крест – это любовь, доведённая до предела, максимума. Через крестную жертву Бог раскрывает нам Свою безмерную любовь и призывает к ответной любви. Бог открыл нам, как Он нас любит – до полной самоотдачи. Вот в чём суть Его жертвы. Мог ли Бог просто простить прародителей? Для этого необходимы были их действия: 1. Раскаяние. Бог два раза явно подвигал их к этому Своими вопросами, а они не только не раскаялись во грехе, но фактически обвинили в нём Самого Бога. Грехопадение было возможно из-за свободы воли разумных существ, но изменить направление свободной воли возможно только изнутри, любовь не м.б. навязана насильно. Спасение человека требовало его свободного согласия. Прощение со стороны Бога предполагает изменение самого человека, Бог не мог просто объявить зло добром, назвать грешника праведником.

http://azbyka.ru/vopros/v-chem-smysl-zhe...

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Актуальность первых заповедей В шестой день, непосредственно после творения животных, Господь творит человека. Протоиерей Андрей Кудрявцев предлагает вспомнить, какие заповеди были получены человеком непосредственно после творения, и выяснить, сохраняется ли их актуальность в настоящее время. Статья Умножение рода человеческого Первой заповедью, полученной прародителями от Бога, была заповедь об умножении рода человеческого: « плодитесь и размножайтесь» (Быт.1:28). Оставим за пределами внимания возможную форму выполнения этой заповеди Адамом и Евой до грехопадения. Этот вопрос довольно подробно освящен святоотеческой мыслью, которая считает, что исполнение этой заповеди не имело в основе сексуального влечения. «“Раститеся и множитеся”, не означает непременно размножения через брачное соединение. Ибо Бог мог размножить род человеческий и другим способом, если бы люди до конца сохранили заповедь ненарушенною» . Бог « предусмотрел, что произволение человеческое не пойдет прямым путем к прекрасному и потому отпадет от равноангельской жизни, то, чтобы не сделалось малым число душ человеческих, утратив тот способ, каким ангелы возросли до множества, поэтому самому промышляет для естества способ размножения, сообразный для поползнувшихся в грех, вместо того что прилично ангельскому величию, насадив в человечестве скотский и бессловесный способ взаимного преемства» . Хоть сам святитель Григорий Нисский сомневался в правильности своего предположения о том, что лишь после грехопадения происходит изменение самого способа размножения людей, так же, как Григорий Нисский, думали, например, святитель Иоанн Златоуст, преподобный Максим Исповедник, блаженный Феодорит Кирский и многие другие византийские богословы .

http://bogoslov.ru/article/5052856

Скачать epub pdf Глава 19. Грехопадение – болезнь и смерть Ни в Священном Писании, ни в творениях отцов Церкви мы не найдем конкретного определения болезни, однако связь ее с грехопадением очевидна. Христианская антропология, на которой основывается православно-пастырский подход, учит о первоначальном райском состоянии человека и объясняет, почему после грехопадения прародителей их потомки оказались слабыми и беззащитными перед воздействием внешних и внутренних разрушительных сил. Человек – вершина Творения, он объединяет в себе два мира – духовный и материальный. «Человеческое естество, – пишет святой Григорий Нисский (IV в.), – есть среднее между двух неких, одно от другого разделенных и стоящих на самых крайностях, между естеством Божественным, бестелесным и жизнью бессловесной, животной». От всех других земных тварей человека отличает дух, связывающий его с Богом. «Все роды существ наземных извела по повелению Божию земля, из земли изошла и всякая душа земных тварей. Душа человеческая хотя и сходна с душой животных в низшей своей части, но в высшей она несравненно превосходнее ее. То, что она является такой в человеке, зависит от сочетания ее с духом. Дух, вдохнутый Богом, сочетавшись с ней, возвысил ее над всякой нечеловеческой душой», – пишет епископ Феофан Затворник (1815–1894). Пока человек находился в состоянии внутренней гармонии, он мог своей деятельностью устанавливать подобную гармонию и в окружающем его мире. «Бог, пребывающий в человеке, – говорит епископ Феофан Затворник , – дает духу его силу властвовать над душой и телом, а далее над всем, что вне его». Человек был призван внести свой вклад в дело созидания окружающего мира, быть соучастником в завершении замысла Божиего о мире. «Даю тебе творческую власть – сотвори землю небом, ибо ты можешь сделать это», – перефразирует святой Иоанн Златоуст (ок. 347–407) заповедь Божию первому человеку. Но человек не выполнил своего предназначения. Он пожелал независимости, автономии от Бога. Следующий шаг отделил его от Источника Жизни, нарушил его внутреннюю гармонию. Дух, прежде властвовавший над душою и телом, находясь в живом общении с Богом и получая от Него Божественную силу, теперь оказался предоставленным самому себе. Дух человеческий утратил власть над душой и телом и сам был покорен ими. Над человеком возобладала душевность, а через нее и телесность. «Это недоброе... состояние было бы еще сносно, если бы не страсти... Вошли же они вместе с самостью... Из нее потом развилось все полчище страстей: гордость, зависть, ненависть, скорбь, уныние, чувственность – со всеми их многочисленными порождениями. Расплодившись внутри, они еще более возмущают и без того смятенную душу...», – пишет епископ Феофан Затворник .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

153. Слово на освящение храма Воскресения Христова, в селе Гуслицах (Говорено 22 сентября; напечатано отдельно и в собраниях 1844 и 1848 гг.) 1840 год Ныне прилично сей обновленный храм огласить Псаломским возглашением: «се ныне благословите Господа вси раби Господни, стоящии в храме Господни, во дворех дому Бога нашего» ( Пс.133:1 ). Правда, и во всякое время, на всяком месте должно хвалить и славить Бога. Ибо если неодушевленныя «небеса поведают славу Божию» ( Пс.18:2 ); если «всякое дыхание хвалит Господа» ( Пс.150:6 ): то как не делать сего существу разумному, паче прочих тварей Богом ущедренному? Но при особенных благодеяниях Божиих, особенно прилично приносить хвалу и славу Богу благодарным сердцем. А сие не есть ли новое благодеяние Божие для братий святаго храма сего, что многотрудное и многопопечительное дело храмоздательства наконец добрым тщанием довершено; что благолепный храм сей освящен, и чрез то приял новое осенение, посещение и вселение благодати Божией. Ибо что Бог обещал храму Ветхозаветному, который имел в себе только «сень грядущих благ» ( Евр.10:1 ): то конечно дарует храму Новозаветному, который имеет самыя блага, в Ветхом Завете обещанныя. «Будут, – рек Он, – очи Мои ту, и сердце Мое во вся дни» ( 3Цap. IX. 3 ). И так «ныне» особенно, «благословите Господа вси раби Господни, стоящии в храме Господни». И как облагодетельствованные и благодарные, при новом благодеянии, охотно воспоминают прежния милости благодетеля: то благословим Господа, в начале даровавшаго роду нашему бытие и жизнь, Свой Божественный образ и блаженное райское пребывание, и райскую Церковь основавшаго. Восхвалим Господа, яко и грехопадением прародительским в конец разрушиться Церкви Своей не попустил, но ее обетованием Спасителя вновь на веки утвердил, и человека грешника покаянием в нее паки призвал; и во времена неведения человеческаго не несвидетельствованна Себе оставил, но благодеяниями Своего промысла и чудесами Своими Свою благость и силу возвещал, Божественными судами и наказаниями пути грешных пресекал, житием Святых Своих и словом Пророков Своих путь спасения показывал, жертвами, священством и храмом Ветхаго Завета, единую всемирную, крестную жертву Новаго Завета, священство Христово и Церковь Христову спасительно предзнаменовал, озаряя единым светом веры настоящее, прошедшее и будущее.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

А.В. Попов Поучение в праздник Рождества Христова Кто, братие, был внимателен к настоящему богослужению, тот не мог не заметить, как часто св. Церковь повторяет ныне в своих песнопениях ангельское славословие при рождении Христа: «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение» ( Лук.2:14 ). Этим церковь указует на то, что настоящий праздник Рождества Христова есть по преимуществу праздник мира, благоволения и радости. И в самом деле, от самого грехопадения прародителей наших вплоть до пришествия Христова не было на земле истинного мира: человек не имел мира ни с Богом, ни с людьми, ни с самим собою. Своим грехом человек прервал мир с Богом, ибо кое общение правды Божией с неправдою человеческою, света с тьмою? Люди падшие в очах Божиих были чада гнева, сыны противления ( Ефес.2:2–3 ); жертвы и приношения их Господь не восхотел и всесожжений о гресе не благоволил; невозможно бо крови юнчей и козлей отпущати грехи ( Евр.10:4–5 ). Не имея мира с Богом, люди не имели мира и между собою. Это не были братья, дети одного отца; это были враги, все свои помыслы направлявшие к тому, чтобы господствовать друг над другом: одно царство покоряло другое, и один народ угнетал другой; повсюду были брани и слышания бранем, под тяжестью коих стоном стонала окровавленная земля. А раз не было у людей мира ни с Богом, ни между собою, то не могло быть мира и в их душе: совесть немолчно обличала падшего человека за отступление от закона: несть мира в костех моих от лица грех моих, яко беззакония моя превзыдоша главу мою, яко бремя тяжкое отяготеша на мне; пострадах и слякохся до конца, весь день сетуя хождах; озлоблен бых и смирихся до зела, рыках от воздыхания сердца моего ( Пс.37:4,5,7,9 ), так взывал Псалмопевец. Лучшие язычники также чувствовали отсутствие в душе своей мира и, не имея сил водворить его там, впадали в глубокую тоску и отчаяние. Но вот является в мир давно жданный и желанный Князь мира и мира его несть предела ( Ис.9:6–7 ). Христос умиротворяет всяческая: Он примиряет людей с Богом; научает, что все они братья, дети одного Отца небесного и посему должны любить друг друга; вносит также в душу человека мир и радость. Посему ангелы при самом рождении Его уже воспевают мир на земли и в человецех благоволение.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

А.В. Попов Поучение при бракосочетании 5 Приветствуя вас, возлюбленные о Христе, с законным браком, хочу вместе с сим сказать вам и несколько слов в назиданье. Св. Церковь в чине венчания заповедует предлагать новобрачным поучительное слово, сказу я им, что есть супружеская тайна, и како в супружестве богоугодно и честно жительствовати имут. О браке и о семейной жизни говорится немало и особенно в последние годы, но слышатся о сем не всегда здравыя словеса. Надлежит посему твердо знать и содержать, а тебе, возлюбленный женише, как служителю Православной Церкви, и других поучать, что есть супружеская тайна, и како в супружестве богоугодно и честно жительствовати. Не добро быти человеку единому: сотворим ему помощника по нему (Бытия2:18), изрек Сам Бог, когда прародитель наш Адам был еще в раю. Без помощника неполно было для Адама и самое блаженство рая: одаренный способностью мыслить, говорить и любить, первый человек своею мыслью ищет другого существа мыслящего; его речь печально звучит в воздухе, и только мертвое эхо служит ему ответом; его сердце, полное любви, ищет другого сердца, близкого и равного ему; все его существо жаждет другого существа, подобного ему, но такого существа нет: твари мира видимого, его окружающие, ниже его и не могут быть помощниками по нему; а существа мира невидимого, духовного, выше его. Тогда всеблагий Бог, заботящийся о блаженстве человека, удовлетворяет его потребности и творит ему помощника по нему – жену. Но если нужен был помощник для мужа в раю, стране блаженства, то гораздо нужнее сделался он после грехопадения, в юдоли плача и печали. Ветхозаветный мудрец изрек справедливо: двоим лучше, нежели одному, ибо, если упадет один, то другой поднимает товарища своего; но горе одному, когда упадет, а другого нет, который бы поднял его ( Еккл.4:9–10 ). Лишь немногие способны переносить туту духовного одиночества, – достигается это с трудом немалым, и далеко не все вмещают слово сие, но кому дано ( Матф.19:11 ), а для прочих – не добро быти человеку единому – без помощника.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

А. Иванов Одобрена (во 2-м издании) Св. Синодом и Министерством Народн. Просвещения в качеств учебного руководства для приходских и уездных училищ Министерства Народн. Просв, и для народных школ. Издание пятое исправленное и значительно дополненное законоучителем Тульской Гимназии прот. А. Ивановым согласно с программою, утвержденною Св. Синодом для церковно-приходских школ, и приспособленное к программе приготовительных классов гимназий духовных училищ, и I-ro класса женских епархиальных училищ. Священная История Ветхого Завета Сотворение мира и человека В начале Бог сотворил небо и землю из ничего Земля была сначала неустроена и устроилась постепенно, в шесть дней. В первый день Бог сотворил свет; во второй – твердь, или видимое небо: в третий – отделил воду от земли и произвел растения; в четвертый день сотворил светила небесный; в пятый – рыб и птиц; в шестой – животных земных и, наконец, сотворил человека. Бог сказал в совете Святой Троицы: «сотворим человека по образу Нашему и по подобию». И создал. Бог тело человека из земли и вдунул в него душу бессмертную. И все, что сотворил Господь, было прекрасно. В седьмой день Он перестал творить и людям повелел шесть дней работать и делать все дела свои, а в седьмой день прославлять Творца за все дела Его. Адам был первый человек. Господь из ребра его сотворил ему жену и помощницу Еву. Первые эти два человека были безгрешны. Они жили в раю. Рай был прекрасный сад, в котором было много разных плодовых деревьев, а по средине было два дерева: одно – древо жизни, а другое – древо познания добра и зла. Вкушая от плодов древа жизни, человек мог жить и не бояться смерти: но о древе познания добра и зла Господь сказал людям: «не ешьте от плодов его; когда же вкусите от них, то смертью умрете " ». Грехопадение прародителей и обетование Спасителя Адам и Ева не исполнили заповеди Божией. Диавол, в виде змия, сказал Еве: «если вы вкусите от плодов с древа познания добра и зла, то будете, как Бог, знать все – и доброе и злое». Ева соблазнилась и вкусила от запрещенного плода: Адам вкусил по ее примеру. Это непослушание воле Божией было первым грехом. который лишил человека райского блаженства. В наказание Господь определил жене в болезнях рождать детей и покоряться мужу; Адама осудил добывать пропитание в тяжелых трудах, а злому духу возвестил, что родится от женщины, то есть от Пресвятой Девы Марии. Спаситель, который уничтожить его власть. Так Господь, в великой Своей милости, при самом наказании дал людям утешение в надежде на пришествие Спасителя. Каин и Авель

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashh...

архим. Михаил (Козлов) IV. О необходимости Таинств в церкви Христовой (Против безпоповцев) Не смотря на важность Божественных Таинств, были и в настоящее время есть такие еретики и вольнодумцы, которые, руководясь лжеименным разумом, крайне заблуждаются в своих мнениях о таинствах. Таковые например: Лютеране, Кальвинисты. Социниане, Квакеры, наши беспоповец и проч. Некоторые из них признают Таинства простыми знаками Божественных обетований для возбуждения веры во Христа; другие принимают Таинства за знаки Божественной благодати, которыми удостоверяется избранный в принятой им вере, или еще более, удостоверяет всю церковь в своей вере; иные же, отвергая совершенно видимую сторону Таинств, признают только внутренние духовные действия небесного света. Приписывая такое значение Таинствам, ослабляя их важность и необходимость, они не ограничиваются еще сим, но дерзновенно утверждают и то, что не все Таинства необходимы в церкви и по сему силятся сократить число Таинств. Почти все эти еретики, с большим или меньшим разногласием, признают только два Таинства: Крещение и Евхаристию, да и то в превращенном виде. Наши русские беспоповец довольствуются только крещением и покаянием, прочие-же оставляют, говоря: и без них можно спастись. Кроме сих еретиков, появлялись и таковые, которые совершенно отвергали необходимость благодати Божией для человека. Таковы Пелагиане и другие, которые говорят: так как Адам через свое грехопадение ни мало не повредил своей природы, и следовательно потомки его рождаются без всякой естественной порчи и прародительского греха, то они и могут одними естественными силами достигать нравственного совершенства и не нуждаются в сверхъестественной помощи Божией. Рационалисты говорят, что человек естественными силами способен избегать зла, а посему и не имеет нужды в сверхъестественной помощи Божией. Все сии вольнодумцы направляли и направляют свои стрелы против православной нашей церкви, которая признает всесовершенно необходимыми семь Таинств единственными средствами для достижения цели своего назначения.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/besedy-s...

Беседа LIX. О девятом члене символа веры. Об основании церкви Господом Иисусом Христом Во едину, святую, соборную и апостольскую Церковь . В прошедшей беседе, братие, мы сказали с вами, что необходимо существование Церкви Божией на земле, как общества людей, соединенных между собою православною верою, законом Божиим, священноначалием и таинствами. Но, братие, мы еще более увидим необходимость существования Церкви Божией на земле, и посему еще более должно увеличиться наше уважение и благоговение пред нею, наша обязанность повиноваться ей, если примем во внимание то, что Церковь Христова есть не простое общество людей, собравшихся только по влечению свой природы, а установлена Самим Господом нашим Иисусом Христом. Начало Церкви Божией положено было еще в раю. Это была Церковь безгрешных прародителей. После их грехопадения, когда Бог дал им обещание о Спасителе, положено было основание Церкви спасаемых верою в обещанного Спасителя. Церковь эта до пришествия Иисуса Христа на землю называется ветхозаветною, принадлежавшие к ней люди спасались верою в Него грядущего. После пришествия Его основана была новозаветная Церковь , в которой люди спасаются верою уже в пришедшего Спасителя. Основание новозаветной Церкви положил Сам Господь наш Иисус Христос. Прежде всего, братие, обратим внимание на то, что во время Своей земной жизни Господь неоднократно выражал желание основать из последователей своих единое общество – Церковь . Так напр., после того, как Апостол Петр исповедал Иисуса Христа Сыном Божиим, Он сказал: ты ecu Петр (камень), и на сем камене (т. е. исповедании, вере в него, как Сына Божия) созижду Церковь Мою, и врата адовы не одолеют ей ( Мф.16:18 ). В своей молитве к Богу Отцу Иисус Христос говорил о своих верующих: да еси едино будут, якоже Ты Отче, во Мне, и Аз в Тебе, да и тии в Нас едино будут ( Ин.17:21 ). Нередко говорил Он о будущей Церкви Своей в притчах, т. е. иносказаниях или подобиях; так, напр., Он изображал Себя под образом Пастыря, а верующих в Него под видом стада, причем так говорил об обращении к Церкви язычников: и ины овцы имам яже не суть от двора сего: и тыя Ми подобает привести, и глас Мой услышат: и будет едино стадо, и един Пастырь ( Ин.10:16 ). То же учение о Церкви видим мы в притче о семени и плевелах, выросших на одном поле вместе ( Мф.13:24–43 ); о неводе, брошенном в море и извлекшем множество разных рыб, и хороших и худых ( Мф.13:47–48 ); о зерне горчичном, возросшем в великое дерево, так что прилетают к нему птицы небесные (т. е. люди) и укрываются в ветвях его ( Мк.4:30–32 ) и др. Все это показывает, братие, то, что Господь имел намерение основать из Своих последователей единое Общество – Церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Беседа LXXXVI. Об одиннадцатом члене символа веры. О смерти телесной и приготовлении к ней Чаю воскресения мертвых В прошедшей беседе мы сказали с вами, братие, что смерть человека состоит в разлучении души и тела, что тело обращается в землю, а душа живет сознательною жизнью и по разлучении с телом, за гробом. Собеседуем теперь, братие, о том, как произошла смерть человека, какое она имеет значение по отношении к земной жизни его и как христианин должен готовиться к ней. Из истории сотворения человека мы знаем, братие, что Бог сотворил его, как говорит древний мудрец в неистление ( Прем.2:23 ), и для поддержания в нем жизни навсегда насадил в раю древо жизни, чтобы, питаясь плодами его, человек и телом был безболезнен и бессмертен. Но после того как первые люди возгордились пред Богом, оказали непослушание Ему, согрешили, явилось и неизбежное последствие греха, оброк его, смерть первых людей: они были изгнаны из рая и не могли пользоваться плодами древа жизни. Будучи последствием греха, смерть от первых людей перешла и на все их потомство, на весь род человеческий: от расстроенных грехом и смертных прародителей не могло, конечно, и произойти нерасстроенное и бессмертное потомство. Единым человеком, говорит слово Божие, грех в мир вниде, и грехом смерть, и тако смерть во вся человеки вниде, в нем же вси согрешиша ( Рим.5:12 ; 1Кор.15:22 ; Пс.88:49 ). Но и теперь, братие, несмотря на неизбежность смерти, мы не можем не сознавать, что она явилась уже после грехопадения, как наказание людям. Каждый из нас невольно чувствует смущение и страх при виде смерти, каждый невольно более или менее испытывает скорбь при приближении ли своей кончины, или при виде кончины близких ему людей. А это, несомненно, свидетельствует нам о том, что Бог смерти не сотворил, что она явилась после, как наказание людям за грех. Господь и теперь, при обращении тела человека в землю по смерти, оставляет тела некоторых святых угодников нетленными, указывая нам, что первые люди сотворены были в неистление. Так, братие, смерть явилась последствием греха первых людей, как наказание, и распространяется на весь род человеческий.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010