Статья посвящена рассмотрению динамической теории материи в свете святоотеческого учения. Отправными положениями являются утверждения о единстве ипостасно-природной онтологии в Боге и человеке, о единстве материи и фокусном положении личности человека в динамике мира. Связь и единство ипостасного и природного начал позволяет через привлечение важнейших понятий богословия личности, таких как логос (λγος), тропос (τρπος), произволение (προαρεσις), а также энергия (νργεια) и сила (δναμις), определить основные положения динамической теории материи в ее святоотеческом понимании. Материя является одновременно «материалом» и «учителем» для человеческой личности, отражая в своей динамике характер личностных процессов и отношений человека с Богом и себе подобными. Святоотеческая мысль связывает позитивный или негативный характер динамики материи с движением к Богу, предначертанном в Божественных логосах, или от Него. Причиной искажения динамики стало грехопадение прародителей, в корне которого лежало растление произволения, направление его к идолопоклонническому наслаждению вследствие недоверия Богу и гордости. Воскресшая Плоть Христа – исходная точка движения материи к обожению. В преображенной телесности Христа все человеческое естество обрело потенцию безусловных бессмертия и нетления в отличие от телесности первозданного Адама, в которой тление и смерть существовали как возможность. В Воскресении Христовом человеческое естество получило новые логосы воскресения и нетления, реализация которых связана с тропосом, зависящим от направленности произволения. Путь к обожению, открытый для нас Христом, совершается в церкви через участие в таинствах и аскетическое делание и предполагает восстановление задуманной Богом иерархичности человеческого естества, где ум занимает главенствующее положение. Человек призван через исцеление произволения и укоренение в добродетелях, содействием нетварных Божественных энергий, привести материю мироздания к обожению, которое окончательно совершится в конце времен.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

СУЩНОСТЬ И МЕТОДЫ ИСТИННОГО ПАСТЫРСТВОВАНИЯ И НАШЕ ВРЕМЯ. Ничего нет на свете выше пастырского служения, ибо пастырское служение есть служение самому великому и святому делу – делу спасения душ человеческих. Спасения от чего? От греха – от того греховного устроения души, с которым после грехопадения наших прародителей рождается в мир каждый человек, – и от той вечной погибели, к которой ведет человека грех. Высочайшую цель ставит себе поэтому пастырское служение – цель, с которой не может сравниться никакое другое земное делание. Истинное пастырствование так определяет великий Апостол языков святой Павел в своем послании к Ефесянам  (4,12–13) : оно есть «дело служения к совершению святых, в созидание Тела Христова, Дóндеже достигнем вси в соединение веры и познания Сына Божия, в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова» . Главный залог успеха истинного пастырствования тот же святой Апостол Павел указывает в личности самого пастыря, который должен быть примером для своих пасомых в этой борьбе с грехом, в этом стремлении к христианскому совершенству. «Образ буди верным» – говорит он пастырю: «словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою» ( 1Тим.4,12 ) . бесплодны будут все усилия пастыря вести своих пасомых по пути христианского совершенства, если в нем самом они не будут видеть никакого стремления к этому высокому христианскому идеалу, если, не дай Бог ! он будет давать им обратный, отрицательный пример: – пример всецелого порабощения себя греху, вместо борьбы с ним. Борьба с грехом для достижения христианского совершенства – вот цель христианской жизни, и сущность пастырского служения состоит в том, чтобы содействовать, помогать людям в этой борьбе, духовно руководить этой борьбой, указывать правильные пути ее и предостерегая от путей ложных. Ясно, что для плодотворного успеха в таком руководстве пастырь должен быть сам хорошо знаком с методами этой спасительной борьбы и, прежде всего, по своему личному опыту. Что еще требуется от пастыря, дабы служение его было успешным и плодотворным?

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

ЧЛЕН I. О БОГЕ, КАК СУДИИ И МЗДОВОЗДАЯТЕЛЕ ДЛЯ КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА ПОРОЗНЬ I. О ЧАСТНОМ СУДЕ § 248. Обстоятельство, предваряющее частный суд: смерть человека Частный суд, как учит православная Церковь , бывает для человека вдруг по смерти его, которая, таким образом, является существенным обстоятельством, предваряющим этот суд (Прав. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 61). Учение о самой смерти, по частям нами уже изложенное прежде (§§ 90. 93), здесь довольно представить в следующих главных чертах: 1. Смерть человека есть разлучение души его от тела, и называется в св. Писании разными именами, как то: исходом ( Лук. 9. 31 ; 2Петр. 1, 15 ; Евр. 13, 17 ), концем ( Матф. 10, 22; 24, 13 ; 1Кор. 1, 11 ; Евр. 13, 6 ), изведением души из ее темницы ( Пс. 141, 8 ), разрешением от уз тела ( Фил. 1, 23 ), отшествием ( 2Тим. 4, 6 ), успением ( Деян. 13, 26 ) и под. При этом разлучении двух составных частей человека тело его, как персть, возвращается в землю, якоже бе, а дух возвращается к Богу, иже даде ею ( Еккл. 12, 7 ), и остается всегда живым и бессмертным (§ 81). 2. Причина смерти человека заключается в его грехопадении ( Быт. 2, 17; 3, 19 ). Ибо Бог созда человека в неистление ( Прем. 3, 23 ), и, для постоянного освежения его телесных сил, для поддержания его жизни навсегда, даровал ему в начале древо жизни ( Быт. 2, 9 ). Но так как чрез непослушание воле Божией он соделался недостойным пользоваться плодами благодатного древа ( Быт. 3, 22 ); так как грех, действие противозаконное и противоестественное, внес в тело человеческое разрушительное начало болезней и изнеможения: то неизбежным следствием и оброком греха и была смерть человека ( Быт. 3, 22 ) (§§ 92. 93). 3. Будучи следствием и оброком греха наших прародителей, распространившегося от них на все их потомство, смерть необходимо соделалась общим уделом всего рода человеческого: единем человеком грех в мир вниде, и грехом смерть, и тако смерть во вся человеки вниде, в немже вси согрешиша ( Рим. 5, 12 ; 1Кор. 15, 22 ; Пс. 88, 49 ). Примеры Еноха и Илии, равно как тех, о которых сказал Апостол: вси не успнем (т. е. не умрем), вси же изменимся: вскоре, во мгновении ока, в последней трубе ( 1Кор. 15, 51. 52 ; снес. 1Сол. 4, 16 ; 1Тим. 4, 5 ), составляют только исключение из правила, а не опровергают всеобщности закона смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Я.П. Бурлуцкий «Покаяние, по учению Св. Церкви, есть такое Таинство, в котором исповедующий грехи свои, при видимом изъявлении прощения от Священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом» 1 . В сем общем понятии о Таинстве Покаяния заключаются три частных понятия: I) понятие о том, что покаяние есть истинное Таинство, – II) понятие об образе совершения сего Таинства, и III) о плодах его. Подробное рассмотрение сих трех предметов, для сынов Православной церкви тем более необходимо, что она нередко видит в недрах своих людей, которые или не понимая, как должно, образа совершения покаяния и своих при сем обязанностей, дерзают приступать к нему без надлежащего внимания и благоговения, или же, не сознавая вполне важности и значения его в жизни Христианской, совершенно оставляют оное. I глава «Таинства, – говорит Блаженный Августин , – потому называются Таинствами, что в них иное видим, иное разумеваем» 2 . По сему и в покаянии, как Таинстве, Церковь различает: А) видимую, внешнюю его сторону, состоящую в устном исповедании грехов, совершаемом кающимся пред служителем Божиим, и Б) невидимую, именно – Таинственное действие благодати Св. Духа, очищающей грехи кающихся. То и другое, по ясному учению Писания и несомненному преданию Церкви, Сам Господь Своею властью и силою соединил в Таинстве Покаяния. Рассмотрим сие подробнее. А Устная исповедь грехов, как необходимое выражение памятования и сокрушения о них, существовала еще в Ветхом Завете. Начало ее можно видеть в образе Божественного суда над падшими прародителями. Господь вопрошал Адама: Адаме, где еси? ( Быт.3:9 ), – кто возвести тебе, яко наг еси ( Быт.3:11 )? – и Еву: что сие сотворила еси ( Быт.3:13 )? Всеведущий, конечно, знал как то, куда ниспал Адам своим грехопадением и от чего родилось в нем ощущение дотоле неощутимой наготы, так и образ прельщения жены и преступления мужа; а потому, если спрашивал их, то без сомнения только для того, чтобы возбудить к покаянию и исповеданию соделанного греха 3 . Тоже видим и в суде Божием над Каином, когда Господь отечески благоволил спрашивать его о соделанном преступлении, чтобы привести к раскаянию и исповеди ( Быт.4:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/o-t...

Я хочу сказать, что сейчас Новый год стал очень торжественным праздником. Но мы, православные христиане, не должны забывать, что впереди у нас ещё один праздник, который имеет для нас большее значение, чем Новый год. Этот праздник – Рождество Господа нашего, Иисуса Христа. Если мы хотим праздновать Новый год, то мы должны его праздновать через призму значимости Рождества Христова. В преддверии Нового года на православные сайты, теле и радиопрограммы приходит множество вопросов о том, как праздновать Новый год , когда и как встретить Рождество , почему существуют разные календари . На эти вопросы в эфире православной телекомпании «Союз» ответил Архиепископ Екатеринбургский Викентий — Владыко, что нужно делать в новый год, чтобы не нарушить поста? — Я хочу сказать, что сейчас Новый год стал очень торжественным праздником. Но мы, православные христиане, не должны забывать, что впереди у нас ещё один праздник, который имеет для нас большее значение, чем Новый год. Этот праздник – Рождество Господа нашего, Иисуса Христа. Если мы хотим праздновать Новый год, то мы должны его праздновать через призму значимости Рождества Христова. А Рождество для нас – величайший праздник, ибо в этот день пришёл в мир наш Спаситель и исполнился обет, который был дан ещё первым нашим прародителям. Господь, после их грехопадения, обещал им приход в мир Искупителя, Который спасёт их от греха, проклятия и смерти. Если мы будем помнить об этом, то и Новый год будем праздновать соответственно. Мы не знаем, что принесет нам наступающий год, может нас ждут скорби, трудности и испытания. Если серьёзно посмотреть на то, что нас ожидает, то мы должны обратиться в этот день с молитвой к Богу, чтобы Он благословил этот год, чтобы он был радостным и утешительным для нас. Чтобы Господь дал нам меньше скорбей. А все скорби даны нам по грехам нашим, по нашей безнравственной жизни. За это Господь нас карает всякими бедствиями, которые посылаются на нас: землетрясениями, наводнениями. Это – показатель гнева Божия. Если мы, как дети Божии, послушны воле Божией, мы не должны в этот праздник гневить Бога. Нужно иметь норму во всём. И в питии, и в веселье, и в пище, и в обращении друг к другу. Если всё будет находиться в рамках нравственного закона, Господь в новый год пошлёт нам все милости, которые мы от него ожидаем.

http://pravmir.ru/novyj-god-eto-novoe-bl...

Разделы портала «Азбука веры» Грех первородный – 1) то, же, что грех прародительский: нарушение первыми людьми, Адамом и Евой , заповеди Бога о верности Ему ( Быт.3 ), повлекшее ниспадение их из состояния богоподобия, бессмертия и богообщения в чувственность, тленность и рабство греху ; 2) греховная порча поразившая человеческое естество вследствие грехопадения прародителей , выражаемая в том, что все их потомки (исключение — Господь Иисус Христос ) рождаются поврежденными по душе и по телу, со склонностью ко злу; передаётся преемственно, наследственным путём. Когда появился термин «первородный грех»? Словосочетание peccatum originale было введено в V в. блаженным Августином . При этом он не является основоположником учения о повреждении человеческой природы грехопадением прародителей. Учение было и ранее, но сам этот термин был введён в V веке. Ранее использовались такие выражения, как тленность , порча , прародительский грех и др. По отношению к потомкам Адама и Евы, т.е. всему человечеству, первородный (прародительский) грех можно более точно именовать последствиями первородного греха . Таким образом под первородным грехом понимается и сам проступок прародителей, и его последствия. Несмотря на то, что термины прародительский и первородный грех иногда используются как синонимы, существует традиция относить термин прародительский грех к личному греху прародителей (Адама и Евы), а первородный грех — к наследственной греховной порче человеческой природы . Грехопадение первых людей и его последствия Грехопадение первых людей привело к потере человеком первозданного блаженного состояния пребывания с Богом, отпадению от Бога и ниспадению в нижеестественное греховное состояние. Слово падение означает утрату некой высоты, потерю возвышенного состояния. Для человека таким возвышенным состоянием является жизнь в Боге. Таким возвышенным состоянием человек обладал до грехопадения в  раю . Он пребывал в состоянии блаженного благобытия по причине личностностного сопричастия высшему Благу – всеблаженному Богу. Блаженство человека было связано с присутствующей в нем от самого сотворения Божественной благодатью . От самого создания в нем присутствовала благодать так, что он не знал опыта безблагодатного состояния. « Как в пророках действовал Дух и научал их, и внутри их был, и являлся им совне: так и в Адаме Дух, когда хотел, пребывал с ним, учил и внушал… » (св. Макарий Египетский ). « Адам, отец вселенной, в раю знал сладость любви Божией, – говорит св. Силуан Афонский . – Дух Святой есть любовь и сладость души, ума и тела. И кто познал Бога Духом Святым, те ненасытно день и ночь рвутся к живому Богу ».

http://azbyka.ru/grex-pervorodnyj

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Грехопадение. Фрагмент барельефа саркофага Юния Басса. 359 г. (Музеи Ватикана) Грехопадение Адама и Евы описано в 3-й гл. кн. Бытие. Экзегетическая традиция содержит разные варианты толкования этого текста: букв., нравственный (духовный), историко-критический, аллегорический. Последний вариант является наименее удачным, т. к. ведет к произвольному толкованию, при к-ром грехопадение как событие, совершившееся на заре истории, может даже отрицаться. Аллегорический метод толкования, берущий начало с Филона Александрийского , был использован при объяснении 3-й гл. кн. Бытие Оригеном и Климентом Александрийским . Впосл. с его помощью нек-рые протестант. секты ( арминианство , социниане ) фактически вернулись к учению Пелагия, не признававшего никакой генетической связи между Г. п. и последующими грехами человечества. В кругах либерального рационализма (Г. Э. Г. Паулус , В. М. Л. Де Ветте , Г. Г. А. Эвальд , Б. Бауэр , Д. Ф. Штраус , Ю. Велльгаузен , Г. В. Ф. Гегель , Ф. В. Й. Шеллинг и др.) аллегорическая произвольность привела к тому, что стал отвергаться сам исторический факт падения первых людей, а описание падения было воспринято как «миф, или символическое выражение идеи культурно-исторического прогресса человечества, поднявшегося от низшей ступени полного умственного и нравственного безразличия к способности различать добро от зла, истину от заблуждения» ( Покровский А. Грехопадение прародителей//ПБЭ. Т. 4. С. 776), или как «поворотный, критический момент в истории человечества на пути его эволюции от животного к высшему состоянию» (Грехопадение//Мифы народов мира. М., 1987. Т. 1. С. 321). Др. варианты толкования Быт 3 признают исторический характер библейского сказания, однако воспринимают эту историю не в обычном, совр. смысле слова. «Это скорее духовная история... где события глубокой древности переданы языком образов, символов, наглядных картин» ( Мень А. , прот. Исагогика: Ветхий Завет. М., 2000. С. 104).

http://pravenc.ru/text/166457.html

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Оглавление Кожаные ризы — 1) состояние смертности , тленности , которое стало свойственно людям в результате грехопадения прародителей (при аллегорическом/символическом толковании контекста: Быт.3:21 ); 2) одежды, данные прародителям Богом , после их грехопадения (при буквальном восприятии контекста: Быт.3:21 ). Откуда берёт начало выражение «кожаные ризы»? Выражение «кожаные ризы» содержится в Священном Писании : «И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их» ( Быт.3:21 ) – в церковнославянском переводе: «И сотвори Господь Богъ Адаму и жен его ризы кожаны, и облече ихъ». Каким был человек до грехопадения и облечения в кожаные ризы? Кожаные ризы, наше нынешнее состояние души и тела, – не естественны для человека. Согласно свидетельствам ряда святых отцов и учителей Церкви , первозданные люди не были смертными, но не были и бессмертными: бессмертие они могли бы стяжать в том случае, если бы жили праведной жизнью, в послушании Богу, в союзе с Ним; смертными же им надлежало стать в случае отступления от Бога, что, собственно, и произошло (см. об этом подробнее: Смертность: естественна ли она для людей? ). Кроме того, они не были тленными, не были склонными ко злу . Их внутренние душевные силы действовали гармонично – одна по отношению к другой. Гармоничным было и взаимодействие души с плотью. В результате грехопадения первозданные люди подверглись разладу, сделались дисгармоничными. Порче подверглось и само заключенное в них (человеческое) естество . Допустимо ли утверждение, что кожаные ризы – это тело? Выражение «кожаные ризы» не следует понимать в смысле «тело», ибо первозданные люди обладали телами и до грехопадения. Смысл утверждения, что они облеклись в кожаные ризы, состоит, в частности, в том, что их плоть огрубела. По этому поводу священномученик Мефодий Олимпийский пишет: «Как можно принимать только в рассуждении душ слова: “Плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю?” ( Быт.1:28 ) И еще: “И создал Господь Бог человека из праха земного” ( Быт.2:7 ), что очевидно сказано собственно о теле; ибо не от персти и не из тяжелого вещества душа получила существо. Таким образом, из всего этого по всей справедливости следует, что человек сотворен с телом прежде кожаных одежд, потому что обо всем этом сказано прежде его падения, а о том, что касается одежд, после падения. Поэтому приступим опять к рассмотрению того, что пред нами, достаточно доказав, что кожаные одежды не суть тела, но смертная принадлежность, приготовленная для разумного» (см. труд священномученика Мефодия Олимпийского «О Воскресении. Против Оригена» ). Может быть, кожаные ризы – это шкуры животных, в которые облачились первые люди?

http://azbyka.ru/kozhanye-rizy

IV. Предания народов о грехопадении первых людей, как источник зла в мире Замечательно, что Божественное первооткровение о грехопадении прародителей, как основном источнике и причине появления и распространения зла в мире, сохранилось почти у всех народов как древнего, так и нового времени, хотя в их преданиях оно, конечно, почти всегда является в довольно затемненном и искаженном виде. «Во всех странах земного шара, говорить Люкен 66 у всех языческих народов древнего и нового времени, насколько они нам сделались известными, мы находим предания, саги и мифы о первоначальном счастливом состоянии первых людей и о последовавшей затем утрате его вследствие грехопадения. Учение о грехопадении может быть названо одною из самых влиятельных догм в древних, особенно восточных религиях». Лучше сохранились эти предания вообще у тех народов, которые более или менее вели изолированную жизнь, не смешивались с другими народами и не подчинялись их влиянию. Впрочем, почти все языческие народы как древнего, так и нового времени знают из своих преданий, в общем, что первые люди, их родоначальники, вначале блаженствовали, живя в особой, счастливой местности, преимущественно на горе или особенных островах, не знали труда и забот, болезней и скорбей, употребляли напиток бессмертия, или ели плоды с древа бессмертия, и потому не умирали; но потом, в большинстве случаев чрез неповиновение богам, восстание против них или гордость, они потеряли это блаженство и стали подвергаться различным бедствиям, скорбям, труду, болезням и смерти. Грехопадение прародителей в преданиях народов почти всегда ставится в ту или другую связь с личностью любознательной женщины, при чем часто языческие верования упоминают здесь о змее, драконе, лягушке или каком либо страшном чудовище, как о представителе злой или враждебной Богу силе, содействовавшей потере блаженства первых людей, нередко упоминают также о яблоке, дереве какого либо особенного свойства или, по крайней мере, о каких либо плодах вообще. Древние семитические и хамитические народы западной Азии, как-то: древние ассирияне, вавилоняне и финикияне, без сомнения, подобно всем другим языческим народам древнего мира, веровали в существование золотого века и в утрату блаженства чрез грехопадение прародителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Прежде всего возникает вопрос, как смотреть на это повествование: как на действительную историю и понимать буквально или воспринимать как миф, аллегорию, иносказание? Сам бытописатель, несомненно, смотрел на это сказание как на подлинную историю, поместив его в начале своей исторической книги. За подлинную историю принимали повествование о грехопадении прародителей и священные писатели других книг, как канонических, так и неканонических. Так, в книге Премудрости Соломона говорится: «Бог созда человека в неистление, и во образ подобия Своего сотвори его; завистию же диаволею смерть вниде в мир» ( Прем.2:23–24 ). «От жены начало греха, и тою умираем вси, – говорит Иисус, сын Сирахов ( Сир.26–27 ). Пророк Иезекииль пользуется общими чертами библейского повествования о райской жизни и падении прародителей, чтобы изобразить величие и падение царя Тира: одно историческое событие освещается другим ( Иез. 28 ). Пророк Осия говорит о евреях: «Они... подобно Адаму, нарушили завет и... изменили Богу Израилеву» ( Ос.6, 7 ). В Новом Завете библейскому повествованию о падении также придается значение исторической достоверности. Апостол Павел говорит, что змий хитростью своею прельстил Еву ( 2Кор. 11, 3 ); или еще: «прежде создан Адам, потом Ева , и не Адам прельщен, но жена, прельстившись, впала в преступление» ( 1Тим. 2:13–14 ). Кроме библейского, существует внебиблейское, весьма древнее, предание языческих народов в пользу историчности Моисеева сказания о грехопадении. Особенно интересен в этом отношении весьма древний памятник, так называемый «халдейский цилиндр». Посредине этого цилиндра изображено дерево с семью ветвями и двумя плодами. По сторонам дерева сидят две фигуры с протянутыми руками, судя по головным уборам, – мужчина и женщина. Сзади женщины изображен поднявшийся змий. Нетрудно понять, что это наглядное изображение библейского сказания о грехопадении. Если прибавить еще, что и у многих других языческих народов имеются сходные с библейским сказания о начале зла в мире, то ясно, что в основе их лежит воспоминание о действительных событиях, совершившихся на заре человеческой истории и описанных в Библии.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010