Пост и истинное православие. «Воздержанием тело смирити вси потщимся, Божественное преходяще поприще непорочнаго поста, и молитвами и слезами Господа спасаю- щаго нас взыщем...»  (Стихира в Нед. Сырную).     «Аще, кто епископ, или пресвитер, или диакон, или чтец, или певец, не постится во святую четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия от немощи телесныя, да будет извержен. Аще же мирянин да будет отлучен»  (Пр. св. Апостол 69-е). «Постное время светло начнем»  – взывает св. Церковь при наступлении Великого поста, и в целом ряде умилительных песнопений призывает нас радоваться тому, что  «прииде пост, мати целомудрия, обличитель грехов, проповедник покаяния, жительство ангелов и спасение человеков»   (стихира в 1-ый день поста), ибо  «преблагословенна благодать всечестнаго поста» (седален во вторник). В то же время св. Церковь напоминает нам, что  «непорочный пост, иже есть душам спасение» (стих. на стих. во вторник) состоит не в одном только телесном воздержании:  «истинный пост», «приятный и благоугодный Господеви»  – это  «злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления»   (стих. на стих. в понедельник). Телесное воздержание необходимо, чтобы  «погасить плотския страсти пламенеющыя»   (седален во вторник), чтобы  «на нас мучительствующую плоть поработити»   (стих. на стих. во вторник), но с ним должен быть соединен и чисто-духовный подвиг борьбы со своими греховными страстями: «постящеся, братие, телесне, постимся и духовне»  (стих. в среду). Перед самым наступлением Великого поста – в Неделю Сыропустную – св. Церковь приводит нам на память грехопадение наших прародителей Адама и Евы и изгнание их из рая, то есть потерю ими того райского блаженства, для которого они были созданы. Это скорбное воспоминание объясняет нам  для чего  нужен пост. Мы унаследовали от наших прародителей поврежденную грехом природу, а потому и сами грешим – грешим так же, как и они,  непослушанием Богу и невоздержанием,  увлекаясь всевозможными страстями и пороками, душевными и телесными. Мы не здоровы, а больны, а какой больной не хотел бы выздороветь? Кому охота постоянно болеть без всякой надежды на выздоровление?

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Скачать epub pdf 4. Грех, его свойство и виды Грех, также как и добродетель, можно рассматривать в трех видах проявления: как грешное дело, как греховное расположение или страсть и как общее греховное состояние души. Также грешная жизнь человека имеет свои возрасты, подобно как и добродетельная. Что такое грех? Грех есть преступление (нарушение) заповеди Божией или по выражению апостола: «грех есть беззаконие» ( 1Ин. 3:4 ), т.е. неисполнение воли Божией. Св. Иоанн Златоуст говорит: «грех есть ни что иное как действие против воли Божией» (св. Иоанн Златоуст . Творения, т.6, кн. I; СПб. 1900, с.184). Слово Божие открывает нам, что грех возник вследствие злоупотребления со стороны первых людей дарованною им свободою, что он не был необходим, что первые люди могли не согрешить. Они могли пережить грех только в уме или представлении, могли только представить себя нарушителями заповеди Божией, но не было никакой необходимости, чтобы это представление из области возможного перешло в область действительного. «Начало греха, – говорит св. Иоанн Златоуст , – не в природе, но в душевном расположении и в свободной воле» (его же. Творения, т. IV, кн. I, СПб, 1898, стр. 312), в сознательном противлении воле Божией. «Прародителей наших хотя искушал ко греху диавол, но он не связывал их свободы, а только обольщал; поэтому они, когда преступили заповедь, согрешили свободно, сами собой», – говорит еп. Феофан (еп. Феофан. Начертание христианского нравоучения, с. 146). Чтобы согрешить, от нас для этого не требуется так много усилий, как от наших прародителей. Это потому, конечно, что каждый из вас, потомков Адама, уже от природы носит в себе наклонность ко греху в виде греховного пожелания или «похоти» – по выражению ап. Павла. Эта врожденная человеку похоть есть самый глубокий и первый источник искушения, с которого начинается всякий грех . «Каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственной похотью» ( Иак. 1:14 ), – говорит ап. Иаков. Другим источником искушений людей на грех и грехопадение является диавол. Он наводит на душу помрачение и, содержа ее как бы в каком опьянении, доводит до того, что она впадает в грех, сначала в себе, а потом и во вне. Однако это не извиняет человека в грехе, в его свободе противостоять греховному искушению. Развитие греха от мысли к делу

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Часть третья. Раздел II. О Боге Спасителе и особенном отношении Его к роду человеческому [К Оглавлению] 1. Содержание учения о Боге Спасителе Бог, будучи премудр и всеблаг, после грехопадения не оставил человека на безвозвратную гибель, но предопределил спасти его от осуждения. Совокупность благодатных действий Бога как Спасителя людей от греха, проклятия и смерти, т. е. Искупление со всеми его предварительными действиями и со всеми его последствиями, называется Божественным домостроительством (греч. " oikonomia " — искусство управления домом, правила управления домом). Слово имеет библейское происхождение, встречается, в частности, в Еф. 1, 10; 3, 2-9 и в Кол. 1, 25. Тайна Божественного домостроительства во всей полноте для человеческого сознания недоступна, но Слово Божие открывает нам ее в той мере, в которой это для нас необходимо и спасительно. По Своей любви к человеку Бог от вечности благоволил избрать чрезвычайное средство спасения падшего человека через Единородного Своего Сына и Животворящего Духа Святого. Обетование в этом было дано прародителям сразу же после грехопадения в словах о семени жены, которое сотрет главу змия (Быт. 3, 15). В течение многих веков Бог приготовлял людей к принятию Искупителя. И когда пришла полнота времен, Единородный Сын Божий, воплотившись от Святого Духа и Марии Девы, воспринял в единстве Своей Ипостаси человеческое естество. Воплотившись, Господь совершает дело Искупления человеческого рода от осуждения на вечную смерть, сообщая тем самым людям возможность бьгть чадами Божиими и наследниками Его Царства. Святый Дух, в свою очередь, Своею силою прилагает и усвояет людям спасительные плоды Искупления, совершенного Сыном Божиим. Для этой цели основана Церковь, которой дарованы все необходимые к освящению людей благодатные средства, в первую очередь таинства. Завершение тайны домостроительства последует во Второе Пришествие Христово, после кончины мира и всеобщего воскресения мертвых. 2. Предвечный Совет Пресвятой Троицы о спасении рода человеческого. Участие Лиц Прсв. Троицы в спасении человека

http://sedmitza.ru/lib/text/443338/

§ 12. История православной догматики Часть первая. БОГ В САМОМ СЕБЕ Отдел первый. БОГ В СУЩНОСТИ § 13. Бытие Бога § 14. Содержание, качество и границы богопознания § 15. О существе Божием и Его свойствах § 16. Подразделение Божественных свойств § 17. Общие свойства Божия существа § 18. Божий ум Свойства Божия ума § 19. Божия воля Свойства Божией воли § 20. [Духовное] Божие чувство Свойства Божия чувства § 21. Единственность Божия существа Отдел второй. Учение о Святой Троице § 22. Догмат о Святой Троице § 23. Троичность Лиц в единосущном Боге. Учение Святого Откровения и Священного Предания § 24. Божество и единосущие Лиц Святой Троицы § 25. Личные свойства Божественных Лиц Пресвятой Троицы § 26. Антитринитарные ереси § 27. Filioque (краткая история) § 28. Критика римско-католического учения о Filioque Часть вторая. ОТНОШЕНИЕ БОГА К ТВАРИ Отдел первый. БОГ КАК ТВОРЕЦ МИРА Происхождение мира в целом § 30. Еретические учения о происхождении мира § 31. Происхождение духовного мира § 32. О бесах § 33. Ложные учения о в Ангелах и бесах § 34. Происхождение человеческого мира § 35. О первоначальном состоянии человека § 36. Первородный грех, его причины и последствия Примечание к параграфу о первородном грехе § 37. Сущность и значение прародительского греха § 38. Последствия первородного греха для прародителей § 39. Преемственность первородного греха § 40. Ложные учения о первородном грехе § 41. Обзор и критика римско-католического и протестантского учения о первородном грехе Отдел второй. БОГ КАК ПРОМЫСЛИТЕЛЬ § 42. О Божием Промысле § 43. Промышление Божие о человеке до грехопадения § 44. Божие промышление о человеке после грехопадения § 45. Отношение Божия Промысла к свободе разумных тварей и к злу к мире § 46. Еретические учения о Божием Промысле § 47. Предвечный Совет Божий о спасении людей § 48. Подготовка человеческого рода к спасению § 49. Подготовка человеческого рода от Адама до Авраама § 50. Подготовка избранного Божия народа § 51. Подготовка язычников к принятию Спасителя и спасения Отдел третий. БОГ КАК СПАСИТЕЛЬ ХРИСТОЛОГИЯ 1. Тайна Боговоплощения 2. О Лице (Личности) Господа Иисуса Христа 3. Образ ипостасного соединения двух естеств в Господе Иисусе Христе 4. Последствия ипостасного соединения двух естеств в Господе Иисусе Христе 5. О совершенной святости и безгрешности Господа Иисуса Христа 6. Обожение человеческого естества Господа Иисуса Христа 7. Нераздельное поклонение Иисусу Христу и как Богу, и как человеку 8. Христологические ереси Отдел четвертый. О ПРЕСВЯТОЙ БОГОМАТЕРИ, ПРИСНОДЕВЕ МАРИИ, БОГОРОДИЦЕ Краткий обзор и критика римско-католического учения о непорочном зачатии Святой Девы Марии  

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Закрыть itemscope itemtype="" > Зачем нам Евангелие? Часть 3. Заповедь о покаянии (окончание) 12.04.2023 583 Время на чтение 17 минут Фото: из открытых источников Часть 1. Часть 2. Продолжу писать о главной и основополагающей евангельской заповеди «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4:17), которая совмещает в себе все другие заповеди Господа и в которой, по словам святых отцов, заключено всё Евангелие. Её исполнение мы рассматриваем в свете учения о покаянии святителя Игнатия (Брянчанинова). 1.6. Святитель Игнатий пишет: « Действуют помыслы падшего человеческого естества... из себя или под влиянием духов отверженных и лукавых. Представляют они возможность покаяния в старости или при конце жизни – удерживают этим во грехе… Указывают они на множество грешащих и на ничтожное число воздерживающихся от грехов смертных, – этим умаляют значение греха. Извиняют они жизнь сладострастную требованием естества, юностию, качеством телосложения, – этим усиливаются облегчить тяжесть греха пред совестию грешащего. Ложно объясняют они и тайну милосердия Божия и тайну покаяния, – этим отвлекают от истинного покаяния, не допускают в отеческие объятия благости Божией» . Как часто мы доверяем своим мыслям и чувствам, считая их своими собственными, правильными, справедливыми, богоугодными. Как легко мы извиняем и оправдываем свою леность, нерадение в вопросах, касающихся нашего покаяния! Бывает, что, услышав о какой-нибудь евангельской заповеди, которую мы не исполняем и исполнять не хотим, в нашем уме тут же возникает примерно такая мысль: «Это к нам не относится, ведь мы же не монахи», как будто бы Господь дал Свое Евангелие только монахам, а мирянам оно вовсе не обязательно для спасения, как будто бы миряне могут войти в Царство Небесное и без его исполнения. Помним ли мы о том, что после грехопадения прародителей человеческое естество полностью исказилось грехом, в результате чего человек стал пленником греховных страстей и демонов? Знаем ли о том, что все наши мысли и чувства, рождающиеся в наших страстных сердцах и умах, помраченных страстями, также не могут не быть отравленными, искаженными в результате этого грехопадения, и потому содержат в себе большую или меньшую примесь лжи? Неужели нам не интересно знать о том, что очень часто за нашими своевольными рассуждениями о вопросах веры и покаяния кроются лукавые духи, которые коварно пользуются нашим неведением и привычкой доверять своим мыслям и удобно заставляют нас думать и действовать так, как им это нужно для того, чтобы погубить нас?

http://ruskline.ru/news_rl/2023/04/12/za...

иерей Борис Левшенко Раздел 4. О Боге-Спасителе О Боге-Спасителе и особенном отношении его к роду человеческому Содержание учения о Боге-Спасителе Самый первый вопрос – содержание учения о Боге Спасителе. Прошлый семестр мы завершили тем, что рассмотрели грехопадение наших прародителей и его следствия; как вошла смерть в этот мир и каким образом наш мир стал лежащим во зле. Казалось бы, Бог должен был очень разгневаться и отвергнуть народ, который от Него отвернулся, но Он остается. Промыслителем человеческого рода даже после того, как род этот уклонился от истинного пути. Совокупность всех благодатных средств, с помощью которых Господь не только поддерживает нас, но и направляет к спасению, – все это в целом и носит название домостроительства Божия, или смотрения Божия, или икономии. Есть общий Промысл Божий о мире, и мы изучали его, говорили о том, что Бог поддерживает и сохраняет бытие и силу тварей, а с другой стороны, направляет этих тварей к благам целям, а зло, которое проистекает из уклонения от добра, либо пресекает, либо направляет опять к добрым последствиям. Это общее учение о Промысле, и, казалось бы, надо думать о том, чем же выделяется здесь человек, каковы формы Промысла о нем. Тем более что грехопадение человека повлекло за собой и искажение всего мира. Следовательно, необходимо восстановление всего мира. Потому что из-за человека проклята земля, из-за человека возникли страшные искажения в природе, а природа желает быть совершенной (если мы фигурально припишем желания природе, что будет отнюдь не догматическим, а образным выражением, потому что в Откровении нигде не говорится о воле природы). Бог избирает особенные средства для того, чтобы нас поддерживать, помогать нашему исправлению, когда мы находимся в греховном состоянии – если мы сами к этому исправлению стремимся. Эти особеннейшие средства и являются предметом нашего изучения. Во- первых, надо вспомнить, что Бог Всезнающ, поэтому от Бога при творении мира не было скрыто, что человек падет. Поэтому и заранее в отношении нас (а в Боге, в Котором времени нет, предвечно) было и решение о том, каким образом спасти нас. Когда мы говорим об этом, мы говорим о Предвечном совете. Само слово “совет” как будто предполагает некоторое совещание Лиц Св. Троицы, но этого нельзя допустить, потому что у Бога мысль и воля одна. Ни о каком совещании нет речи, но это решение Пресвятой Троицы, и мы должны его какими-то словами выразить. Кроме “совета”, есть еще несколько слов, отражающих суть дела. Но остановимся пока на том, что было Предвечное решение о спасении рода человеческого.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Мы продолжаем знакомить достолюбезного читателя с наследием преподобного Романа Сладкопевца (кон. V – сер. VI вв.). На сей раз предлагается изометрический перевод и комментарий первого кондака ветхозаветной тематики – на грехопадение Адама и Евы, назначенного, согласно единственной сохранившейся рукописи (Patmiacus213, XI век), на среду 2-ой седмицы Великого поста. Однако событие, описываемое в книге Бытия, привлекается автором лишь для иллюстрации основной идеи этого кондака – показать спасительность поста и губительность его нарушения, как в случае с прародителями. Такая двойственность темы совсем не удивительна для жанра кондака – этой своеобразной поэтической гомилии, или проповеди в стихах нараспев – в силу исключительно литургического его назначения. Применительно к кондакам ветхозаветной тематики (всем, кроме Кондака на Илию и Кондака на Трех отроков) это означает, что ключевые события книги Бытия, читаемой в Церкви в период предпасхальной подготовки (в Древней Церкви – в рамках оглашения готовящихся принять святое крещение в день Пасхи), будут самым непосредственным образом соотноситься с темами поста и ожидания Страстей и Воскресения Христовых (и даже – темой крещения) как важные вехи в истории спасения. Однако назначение нашего кондака на среду 2-ой седмицы вызывает некоторое недоумение: по содержанию (увещание к посту и к покаянию) он более уместен в воскресенье сыропустное, когда даже до сего дня воспоминается изгнание прародителей из «рая сладости», и после шестой песни канона исполняются несколько строф из древнейшего, еще доромановского кондака «Плач Адама», закрепленного за этим днем в том числе и в Патмосской рукописи. Х. Гродидье де Матон, французский издатель творений преподобного Романа, разбирая этот вопрос, советует не доверять редактору Патмосской рукописи в вопросе литургической даты, даже допуская, что Роман, возможно, писал кондаки для великопостных сред и пятниц 1 . Вместе с тем, именно два Патмосских и группа Синайских кондакарей позволяют частично реконструировать древний ветхозаветно-постовой цикл воспоминаний, отраженный в гимнографии:

http://azbyka.ru/otechnik/Roman_Sladkope...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Падение Адамово Свт. Иннокентий Херсонский. Сборник слов и бесед «Падение Адамово». Свт. Иннокентий относиться к типу «Отцов-философов», к тем из них кто ставил самые серьезные вопросы  и отвечал на них не только из глубин Предания и Писания, но и в контексте современной им философии, своей собственной ищущей мыслью. Понятно, что когда такой человек решиться обдумать одну из самых  — если не самую — большую тайну богословия: грехопадение, надо, как минимум, прислушаться. «Падение Адамово!.. Когда произносишь слова сии, то кажется весь мир восстает против тебя: со всех сторон несутся вопли, стоны и упреки; всюду представляются потоки крови и слез, нами пролитых; все злое и преступное — в прошедшем, настоящем и будущем — является налицо и требует за себя ответа; небо и земля, солнце и звезды, растения и животные идут на суд против тебя и говорят: ты лишил нас первобытного совершенства!» «Что это? Уж не говорил ли змий в самом деле правды? Ибо вот, чем угрожал Господь, то по видимому не сбылось над нашими прародителями; а что обещал змий, то является. Господь сказал: в оньже аще день снесте… смертию умрете, — а Ева и Адам живы! Змий обещал: в оньже аще день снесте… отверзутся очи ваши, — и вот, они действительно отверзлись! И отверзошася очи обема. Судите посему, как злохитро придумано было искушение, когда, и после падения искушаемых, оно все еще как бы оправдывается опытом… Но, братие мои, если когда и где, то в сем случае не должно останавливаться на поверхности вещей, а надобно проникать в их глубину и сущность.» Слово в Неделю сыропустную, огласительное Если когда, братие мои, довлело бы нам начать беседу с вами не словами, а воздыханием и слезами, то в настоящий день, когда Святая Церковь воспоминает и оплакивает злополучное грехопадение прародителей наших, а в лице их - и всего рода человеческого, следовательно, каждого из нас. Падение Адамово!.. Когда произносишь слова сии, то кажется весь мир восстает против тебя: со всех сторон несутся вопли, стоны и упреки; всюду представляются потоки крови и слез, нами пролитых; все злое и преступное - в прошедшем, настоящем и будущем - является налицо и требует за себя ответа; небо и земля, солнце и звезды, растения и животные идут на суд против тебя и говорят: ты лишил нас первобытного совершенства!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=123...

Предварительные сведения, необходимые для усвоения новозаветной священной истории. Предвечный совет Божий о нашем спасении. Господь Бог, от вечности зная, что дьявол соблазнить людей ко греху, определил спасти нас. Дело сего спасения благоволил принять на Себя единородный Сын Божий, Второе Лице Пресвятой Троицы, Господь наш Иисус Христос . Первая весть о Господе Спасителе. Первая весть о Господе Спасителе была объявлена нашим прародителям, Адаму и Еве, тотчас после их грехопадения, в радостнейших словах, что семя жены сотрешь главу змия. Спаситель наименован семенем жены, потому что имел родиться и родился от Пресвятой и Пречистой Девы Марий. Время пришествия Спасителя. Спаситель явился в мир не скоро после грехопадения людей, а по прошествии более пяти тысяч Лет, для того, чтобы человеческий род мог приготовиться к принятию Его. Это приготовление человеческого рода к принятию Спасителя совершалось особенными великими путями. Божественного провидения во времена Ветхого B чем состояло приготовление человеческого рода к принятию Спасителя? 1) Избран быль особенный народ, среди которого имел явиться Спаситель мира, а именно народ еврейский. Он произошел от Авраама, которому Бог более чем за две тысячи лет до рождества Христова обещал, что именно из его потомства родится Спаситель мира. Этот народ сохранил истинную веру до самого пришествия Господня. Ему даны были ясные признаки, по которым он мог узнать Спасителя, а именно указаны были род, из которого произойдет Спаситель, от кого именно Он родится, кто явится перед Спасителем, где Господь начнет проповедовать, какие чудеса будет творить, как пострадает и примет смерть за всех нас, как прославится и победит всех врагов нашего спасения. 2) Другие народы сами пытались освободиться от бедствий греховных, но никак не могли сделать этого своими силами и впали в идолопоклонство и нечестие. Перед временем пришествия Господня они познали свое бессилие и ожидали Спасителя, как Избавителя от зол и бедствий. Все ли евреи одинаково были готовы к принятию Господа Спасителя?

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/s...

Разделы портала «Азбука веры» Сейчас в разделе   чел. Всего просмотров Всего записей 116 поделиться: ©2024 Сайт священника Константина Пархоменко Попадут ли животные в вечность? …У одной девочки, моей прихожанки, умерла любимая собака. Девочка много плакала, а через несколько дней во сне увидела свою собаку – здоровой и жизнерадостной. Самое интересное то, что от собаки исходило сияние. Как эта девочка потом мне сказала – «Я перестала плакать, потому что поняла, что моя собачка находится в лучшем мире». Как относиться к этому сну? Как к фантазии, или как к какому-то знаку от Бога?.. В любом случае он поднимает огромную и важную тему: Какова судьба животных? Прожить отведенный им, иногда весьма краткий срок, и кануть в небытие? Тогда зачем они вообще были созданы Богом? Чтобы развлекать людей, быть для человека игрушкой и пищей? Об этом сегодня и поговорим. Но сначала мы должны усвоить одну важную вещь: Церковь никогда не пряталась от таких вопросов. Их ставили богословы и святые отцы всех времен. Другое дело, что наверняка решить эти вопросы мы не можем. Нам не открыто это! Лишь иногда Священное Писание и Предание деликатно касаются этой темы. Итак, судьба животных, или более широко – вечная судьба природы… Какова она? Напомню, что согласно православному богословию, наш нынешний мир находится в состоянии поврежденности, отпадения от Бога. Виной всему – Грехопадение прародителей. Если мы вспомним библейский рассказ об Адаме и Еве мы увидим, что в Эдеме, прекрасном райском саду, они жили в любви со всем живым творением. Так и было задумано Господом, чтобы и человек и все творение жили в любви и единстве друг с другом и с Ним, Творцом и любящим Отцом всяческих. Грехопадение явилось катастрофой космического масштаба, и оно имеет последствия не только для человека, но и для всего мироздания. Повредился человек, повредился весь мир… «Падение человека было в то же время и падением природы, проклятие человека, стало проклятием природы. И с тех пор человек и природа, как два неразделимых близнеца, ослепленные одним и тем же мраком, омертвленные одной и той же смертью, нагруженные одним и тем же проклятием, рука об руку идут через историю по бесконечным беспутьям греха и зла; вместе спотыкаются, вместе падают, вместе и поднимаются, непрестанно стремясь к далекому концу своей печальной истории» (преп. Иустин Сербский).

http://azbyka.ru/parkhomenko/popadut-li-...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010