Епископ Якутский Роман: Погружение в прорубь полезно только с молитвой Никакое сакральное действие не может совершаться помимо нее, без нее, вопреки ей. 17 января, 2013 Никакое сакральное действие не может совершаться помимо нее, без нее, вопреки ей. Епископ Якутский и Ленский Роман на сайте «Православная Якутия» обратился  к боголюбивой пастве в дни Крещения Господня: Дорогие братия и сестры! В эти светлые дни Православная Церковь, торжественно прославив Рождество Спасителя нашего Иисуса Христа, отмечает великий праздник – Крещение Господне, или Богоявление. Издавна наш благочестивый народ любит всем сердцем Праздник Крещения Господнего. Обращаясь к неисчерпаемому источнику богословия – православному богослужению – мы вместе со всей полнотой Православия призваны уяснить духовный смысл Богоявления. Вода – древнейший религиозный символ. В Священном Писании в рассказе о сотворении мира упоминается о воде: «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою». (Быт.1:2) Таким образом, вода становится символом зарождения и обновления жизни. Именно поэтому вода часто воспринималась во многих культурах как первичная субстанция. Но после грехопадения прародителей – вся земля несет печать проклятия (Быт. 3:17). Не осталось ничего, чтобы было изъято из катастрофических последствий, все подвержено тлению, в том числе и символ жизни — вода. Господь Иисус Христос – Новый Адам (1Кор.15:45); и как через ветхого Адама все существующее стало причастно тлению и смерти, так через Иисуса Христа – все освящается, обновляется, оживотворяется. Во Христе весь мир получает новое существование, становится новым творением (2Кор.5:17). В молитве, которую священник от имени всех молящихся читает во время освящения воды, говорится «Ты и иорданские струи освятил, ниспослав с небес Всесвятого Твоего Духа и сокрушил головы гнездящихся там змиев». Слова эти объясняют нам, что Господь Иисус Христос, приняв Крещение от руки Иоанна Предтечи, тогда, две тысячи лет назад, освятил и изъял водную стихию из абсолютной власти тления, уничтожив над ней власть духов злобы и назначив ей стать источником возрождения, очищения и чистоты.

http://pravmir.ru/episkop-yakutskij-roma...

Если не считать кратковременного периода блаженной жизни наших прародителей до их грехопадения, то вся история мира и человечества представляет собой отчасти арену, отчасти активное выражение напряженной борьбы сил добра за восстановление нарушенного грехом богоустановленного течения жизни. Инициатива, решающее участие и победное завершение этой борьбы принадлежат Богу любви и мира ( 2Кор.13:11 ), Который есть Альфа и Омега, начало и конец ( Откр.1:8 ); однако необходимое деятельное участие в ней принадлежит и человеческой свободе, добровольно отдающей себя на служение Богу, творящему все новое ( Откр.21:5 ). Ради восстановления мира и человека совершилось и продолжает совершаться домостроительство нашего спасения ( Еф.3:9 ). Ради него основана Христова Церковь – Царство благодати и мира. Ради него каждый христианин, воспринявший на себя благое иго исполнения заповедей любви, совершает свое служение примирения. Мир (ερνη) – не есть какое-то случайное, хотя и очень важное и весьма желательное состояние космоса, но самое существо космической жизни, ее благоустановленный порядок ( 1Кор.14:33 ). Именно поэтому быть миротворцем, «творить мир» – значит, в то же время, с сыновним дерзновением ( Мф.5:9 ) участвовать в пересоздающей мир («космос») деятельности нашего Небесного Отца.       Первозданный человек, созданный по образу Божию и призванный к непрестанному богоуподоблению ( Быт.1:26 ), не только обладал высокими совершенствами своей духовной и материальной природы и безупречной нравственной чистотой. Как венец творения и образ Творца и Промыслителя, он получил необходимые способности, силы и благословение Божие на разумную созидательную деятельность по устроению Царства Божия на земле ( Быт.1:28; 2:15 ). Человек был удостоен почести вышнего звания Божия ( Флп.3:14 ). Любовь Божия предоставила ему ни с чем несравнимую радость быть деятельным участником, живым инструментом славы Божией. Понятие «славы Божией» имеет весьма важное место в православном миропонимании и мироощущении, хотя богословски оно выяснено, по-видимому, недостаточно.

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

ЗАВЕТ.RU - ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ ПРОПОВЕДЬ НА РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО Протоиерей Валерий Захаров. 2001 г. См. также: Церковный год > > Рождество Христово Дорогие отцы, братья и сестры, сердечно поздравляю вас с великим, мироспасительным и радостным праздником Рождества по плоти Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Сегодня ликуют и радуются сердца всех верующих людей; ликуют и радуются в осознании того, что в эту священную и спасительную ночь для всего мира и для человека пришло искупление. Ибо для нас и нашего ради спасения на эту плачевную земную юдоль приходит Спаситель мира. Приходит для того, чтобы разрушить преграду между тварью и Творцом, положенную грехопадением, и даровать обновленному человечеству Вечную жизнь и радость Богообщения. Сын Божий стал Человеком, чтобы человек мог стать сыном Божиим. В Своем воплощении Бог отдает миру Самого Себя безраздельно и без остатка. В этом проявляется акт высочайшей Любви, которая не ищет своего, но ради другого жертвует собою. Но, несмотря на то, что уже прошло две тысячи лет с этого радостного события, разум человеческий до сего дня не может понять этой тайны воплощения. Мы знаем, что человек, рождаясь во времени, рождается для вечности. А Предвечный, Надмирный Бог рождается во времени — рождается для того, чтобы избавить нас от той тяжести греха, в котором пребывало человечество, начиная от праотца Адама, не выполнившего Божественного завета, нарушившего заповедь и за это вместе с нашей прародительницей Евой изгнанного из рая. Но Господь любит Свое создание. И мы знаем об этом из Священного Писания, «ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 16). Бог Отец посылает миру Сына Своего, Свою Единородную Любовь, чтобы мир познал любовь и научился любить. И вот Он «изъязвлен был за грехи наши, наказание мира нашего на Нем, ранами Его мы исцелились» (Ис. 53,4). Глубока тайна смерти Бессмертного, как и нынешнее начало Безначального! Итак, любовь побуждает Бога стать Человеком, прийти в этот грешный мир для того, чтобы взять Крест и взойти с ним на Голгофу, пострадать, умереть, воскреснуть и через Свое Воскресение и Вознесение на небеса показать нам путь нашего воскресения и нашего вознесения.

http://zavet.ru/kalendar/rx-001pr.htm

Закрыть itemscope itemtype="" > Зачем нам Евангелие? Часть 1. Как научиться покаянию в грехах 25.03.2023 983 Время на чтение 19 минут Фото: Из интернет-источников В предыдущей статье я начал писать о необходимости изучения Евангелия. Продолжу эту тему. Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: « И ныне многие ежедневно читают Евангелие, и вместе никогда не читали его, вовсе не знают его». Причина этого парадокса в том, что большинство современных христиан относятся к Евангелию не как к Закону, обязательному для исполнения каждому, кто хочет спастись, а как к книге либо исторической, либо нравственной, указывающей нам определенные ценности как некий идеал, хотя и весьма похвальный, но стремиться к достижению которого для нас вовсе не обязательно. Такое отношение к Евангелию является гибельным заблуждением. Если мы не уясним себе значения евангельских заповедей как единственных спасительных для нас правил жизни, то так никогда и не начнём его изучать по-настоящему. Не изучив его, никогда не сможем применить его для своего спасения, а значит, так и останемся пребывать в своём падшем погибельном состоянии, которое мы унаследовали после грехопадения наших прародителей. Только исправление нами своего падшего естества через исполнение евангельских заповедей может спасти нас от вечной смерти, от рабства своим страстям и злым духам, как учит нас Церковь. «Исполнение этих заповедей, противное и враждебное падшим воле и разуму человеческим, исцеляет наше естество от недуга и заразы, произведенных в нем падением, исцеляет с тою решительностию и силою, которая свойственна одному Божественному врачевству. Никакое человеческое нравоучение, никакая человеческая мудрость не могут производить такого действия на человека, не могут производить тени того действия, какое производят евангельские заповеди, когда человек исполняет их. Они изменяют ум, сердце, тело», – пишет святитель Игнатий (Брянчанинов). Но очень и очень немногие из тех, кто считает себя нынче православными христианами, понимают важность деятельного изучения Евангелия как определяющего их вечную участь. Большинство же современных христиан, часть из которых «воцерковлены» уже много лет, Евангелие читают редко, евангельских заповедей не знают, а когда речь заходит о необходимости жизни по Евангелию, предпочитают побыстрее закончить этот неудобный для них разговор. Если бы современные христиане действительно понимали всю важность изучения Евангелия, то жили бы совсем не так, как живут сейчас. Да и сама окружающая нас политическая, экономическая и социальная обстановка в стране и в мире, конечно, была бы совсем другой, если бы хоть та мизерная часть из крещёных людей, которые еще посещают нынче храмы, относились к Евангелию так, как этого требует от нас Бог.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/03/25/za...

Закрыть itemscope itemtype="" > О существенных свойствах печати антихриста Печать по своей сущности должна соответствовать сущности чаяний сатаны, а именно, сделать отречение от Христа практически необратимым, т.е. лишить обладающего ею возможности покаяния 02.06.2020 9757 Время на чтение 8 минут Об этой печати, которой пока ещё, слава Богу, нет, приходится говорить, чтобы понять ныне существующие её прообразы или образы, типа ИНН и чипов. Итак, в своё время печально известный и ныне запрещенный протодиакон Андрей Кураев решил, что сущность этой печати в отречении от Христа. Согласиться с этим мнением нельзя, поскольку, как это ни прискорбно, но следует признать, что, бывало, христиане отрекались от Христа и без всякой печати; например, во время гонений от язычников. Бывали и другие случаи, как, скажем, упоминаемый в Житиях святых св.Димитрия Ростовского некий церковный эконом, который отрекся и от Господа, и от Божией Матери, поклонился сатане и заключил с ним договор. И тем не менее, затем раскаявшись, этот эконом после долгого покаяния умолил Пресвятую Деву, и Её молитвами был спасён. Чем подтвердились сомнения и нарекания диавола (упоминаемые в том же житии) ещё перед заключением вышеозначенного договора: что, «мол, вы все христиане сначала договариваетесь, а затем бежите каяться…». Итак, отсюда следует, что а) отречение от Христа не есть сущность печати антихриста, поскольку не является чем-то только ей одной свойственным; б) но такое отречение является сущностью грехопадения христианина, потому что это самый большой грех, который он может совершить; и, наконец, в) очевидно, эта печать, исходя из вышесказанного, по своей сущности должна соответствовать сущности чаяний сатаны, а именно, сделать отречение от Христа практически необратимым, т.е. лишить обладающего ею возможности покаяния! Как это электронно-мистически должно происходить на практике, можно понять из Св.Писания и Св.Предания. Но для этого необходимо сделать небольшое православное догматико-аскетическое предисловие. Человек, как создание Творца, по своей природе есть образ и подобие Божие (ср. Быт. 1: 26-27). Этот образ был повреждён в грехопадении прародителей, но восстанавливается в нас Христом чрез наше участие в Таинствах Церкви (особенно Крещении, Миропомазании, Евхаристии) и благочестивую христианскую жизнь.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/06/02/o_...

Закрыть В поисках утраченного Рая О книге М.А. Тарковского «42-й до востребования» Валентина Ефимовская   23:02 29.08.2023 1362 Время на чтение 35 минут Фото: из открытых источников (Тобольск: Общественный благотворительный фонд «Возрождение Тобольска». Дизайн И. Лукьянов. 2023 г.) нет истины, где нет любви . А.С. Пушкин Рай, на языке Св. Писания, это место, где находится Господь. Рай – это пространство вечной жизни и первозданное состояние человека, утраченное вследствие грехопадения прародителей – Адама и Евы. Первые люди пребывали там в постоянном богообщении, в состоянии христианской радости. И в тоже время Рай, в эсхатологическом понимании, это грядущее состояние человечества, достигаемое в конце времен преодолением разделений и противоречий. Преподобный Серафим Саровский говорил, что если бы человек знал, как ужасен ад и как сладок Рай, то он готов был бы вытерпеть самые страшные муки здесь, на земле. Герои новой книги известного современного прозаика Михаила Александровича Тарковского «42-й до востребования», не рассуждают ни о Рае, ни об аде. Они, созерцая неумолимое течение времени, испытывая горести выпавших на их долю тяжких событий, плача над родными гробами, не ругая жизнь, с надеждой проносят сквозь свое земное существование золотую, радостную мечту о чем-то неосязаемом, утраченном и духовно приближаются к нему, находясь во власти центростремительной силы веры и любви. Это состояние, наверное, можно пояснить немудреными словами послушника с Афона: « Я, быть может, спасусь, если буду усердно просить Бога, чтобы простил Он мне грехи, но если в раю я не увижу своих родителей, то буду о них скорбеть, ибо я их люблю. Какой же это будет для меня рай, если я буду там скорбеть за своих родных, которые, быть может, находятся во аде?» (Силуан Афонский) . Автор, являющийся также действующим лицом книги – посвящает ее своим родственникам и современникам. А, главное, своему – земному ангелу – бабушке Марии Ивановне Вишняковой. Он не знает посмертной судьбы своих любимых родных, но от полноты своего любящего сердца представляет их всех в красках и пространствах рая земного, в зримом бытии. Он позволяет себе это допущение, и бо сказано в Писании: « он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель — Бог (к Евреям 11:10).

http://ruskline.ru/analitika/2023/08/29/...

К читателям Предлагаемая вниманию читателей книга под именем Слово истины составлена из поучений, первоначально напечатанных в Душеполезном Чтении и затем вошедших в состав особого сборника уже разошедшегося. О достоинстве поучений автор не имеет права судить, пусть судят читатели. Скажу только, что при составлении поучений я заботился об общедоступности их для всех и о практической пригодности. С сей целью я всячески избегал отвлеченности в раскрытии истины и старался оживлять изложение чертами, имеющими близкое отношение к жизни, к нуждам времени, и указывал на явления, наглядно изображающие раскрываемые мысли. С целью не утомлять внимания слушателей, я старался сосредоточить их внимание на немногом, но существенно важном для размышления, предпочитая качество количеству, краткость многоглаголанию. Наряду с поучениями в предлагаемой книге помещено приветственное послание автора к бывшим его московским прихожанам по случаю празднования двухсотлетнего юбилея их приходского храма. Название сборника, Слово истины, дано потому, что автор поучений старался быть верным пастырскому долгу «право править слово истины» ( 2Тим.2:15 ). Епископ Виссарион. 1903 г. Января 13. Сила благодати и сила вражия – Поучение в праздник Богоявления Явися благодать Божия спасительная всем человеком ( Тит.2:11 ). Что это за спасительная благодать Божия? Это благодать искупления Господом Иисусом Христом грешного человечества. Со времени грехопадения прародителей, люди подпали гневу Божию, осуждены на смерть телесную, сделались пленниками диавола. Всем людям грозила вечная погибель, – не только жившим вне закона, но и под законом. Ясно сказано: «елицы беззаконно (не имея закона) согрешиша, беззаконно (вне закона) и погибнут, и елицы в законе согрешиша, законом суд приимут» ( Рим.2:12 ). В первом случае идет речь о язычниках, которые не знали закона откровенного и жили только по закону совести. Они будут судимы по этому закону и погибнут за то, что поступали вопреки совести. Во втором случае разумеются иудеи, которым дан был закон писанный, и за нарушание этого закона они подвергнутся осуждению.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Какова миссионерская часть нашего мирского деланья в храме и вообще - в христианстве? 07.12.2016 09:15:21 Протоиерей Олег Стеняев Слушать: http://radonezh.ru/radio/2016/11/13/21-00.html Отец Олег: - Радио «Радонеж» в прямом эфире. Как обычно по воскресеньям у микрофона Олег Стеняев и Владимир Носов. Сегодняшняя передача будет состоять из ответов на ваши вопросы. Владимир Носов: - Вопрос от Светланы из Донецкой области. «Здравствуйте! Помогите правильно понять текст из Священного Писания пророка Иезекииля: «По всему так говорит Господь Бог: Вот я на ваши чародейные мешочки, которыми вы там уловляете души, чтобы они прилетали, и вырву их из-под мышц ваших, и пущу на свободу души, которые вы уловляете, чтобы прилетали к вам. И раздеру покрывала ваши, и избавлю народ мой от рук ваших, и не будут уже в ваших руках добычею, и узнаете, что Я Господь. За то, что вы ложью опечаливаете сердце праведника, которое я не хотел опечаливать, и поддерживаете руки беззаконника, чтобы он не обратился от порочного пути своего и не сохранил жизни своей». Это из книги пророка Иезекииля, 13 глава. Вопрос: разве не в руках Бога и жизнь, и смерть человека, несмотря на лукавое слово лукавого языка лукавых пророков? С уважением, Светлана. Отец Олег: - Что можно сказать? Я подобрал цитату из Андрея Кесарийского, но, прежде всего, надо понять: в Ветхозаветные времена дьявол мог непосредственно проявлять насильство над родом человеческим через идолопоклонство, колдовство и другие меры воздействия. Так как в лице наших прародителей Адама и Евы, в их грехопадении через свободное произволение, их зло обрело некую легитимность. Сказали: сорвали от древа, они поверили змею древнему больше, чем Богу, своему Создателю. Эта легитимность была утрачена дьяволом во время голгофских страданий Сына Божия. Например, в Первом Послании коринфянам( 1 Кор. 15, 21-22) стих, мы находим такие слова: «Ибо как смерть через человека, так через человека, т.е. второго Адама, Христа Иисуса, и воскресение мертвых. Как в Адаме, т.е.

http://radonezh.ru/text/kakova-missioner...

Когда послушание спасительно? О ценности добродетели послушания. – Воля Божия открывается человеку в Священном Писании и Предании. – Чем христианское учение о послушании отличается от восточных практик повиновения гуру. – Послушание с рассуждением. – Каким должен быть духовный наставник. – О поисках духоносных старцев. – Если духовник кажется строгим. Сегодняшнюю беседу я хотел бы посвятить добродетели послушания. Какое великое значение имеет для нас эта добродетель, можно понять из слов преподобного Григория Синаита : он говорит, что одной только ступенью послушания мы сразу восходим на небо. Кроме того, многие из вас слышали распространенное выражение: «Послушание выше поста и молитвы». На основании этого выражения также можно сделать вывод о том, как высоко ценится в среде православных христиан добродетель послушания. Но что под ней подразумевается, в какой степени каждому из нас, монаху, мирянину или священнослужителю, нужно ее исполнять, когда слушаться можно и когда нельзя, кого слушаться надо, а кого нет – все эти вопросы часто приводят нас в недоумение. Апостол Павел, а вслед за ним и святые отцы, видят образец послушания, конечно же, в Самом Господе Иисусе Христе, Который был послушлив Небесному Богу Отцу даже до смерти. А образцом преслушания, если можно здесь употребить слово «образец», считают наших прародителей, Адама и Еву. С их преслушания, собственно, и началось падение человеческого рода: они преступили Божественную заповедь и таким образом ввели грех в род человеческий. Сами отпали от Божественной благодати и явились виновниками многих бедствий своих потомков. Из всего сказанного становится ясно, что такое послушание в самом широком смысле. Это следование Божественным заповедям, следование воле Божией. Но каким образом человек может знать волю Божию? Адам и Ева , пребывая еще в раю, знали ее непосредственно от Самого Бога. После грехопадения люди стали удаляться от Бога и постепенно оказались настолько чужды богообщения, что им понадобился письменный закон, который и был дан Богом через Моисея. Когда же человечество удалилось от Бога до такой степени, что этот закон уже ничего не мог сделать с человеческой греховностью, своеволием и непослушанием, тогда в мир был послан Сын Божий. Бог воспринял на себя человеческое естество и общался с людьми как человек: будучи Богом, открывал нам Свою Божественную волю при помощи обыкновенной человеческой речи. И поскольку нужно было донести это откровение до всех следующих поколений людей, то апостолы записали учение Спасителя и описали Его жизнь. Итак, нам, современным людям, воля Божия открыта в Священном Писании и Предании. Теперь никто не может сказать, что он не знает, как ему правильно жить и как спастись.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Крест Христов – орудие спасения нашего. «Ты – Божественная победа, Ты – соделование нашего спасения, Ты – верным соодоление, и Божественная Жертва, о Всечестный Кресте! поющыя Тя освяти!» (Тропарь 4-й песни канона). Крест Христов, торжественное изнесение («происхождение») которого празднует Церковь 1-го августа, есть величайшая святыня для нас, христиан, ибо, по учению нашей Св. Церкви, Христос-Спаситель, распявшись на кресте, совершил этим  великое таинство искупления  человеческого рода от греха, проклятия и смерти: на кресте Он «пригвоздил рукописание грехов наших» и Своею смертию на нем, поправ смерть, даровал нам жизнь вечную, которой мы лишились чрез грехопадение наших прародителей Адама и Евы. Вот почему крест именуется «хранителем всея вселенныя», «красотой Церкве» и прочими возвышенными наименованиями. И не только в дни определенных праздников, но и каждую среду и пятницу в течение всего почти года, когда вспоминается предательство Иуды (в среду) и Распятие Господа на кресте (в пятницу), Церковь в своих богослужебных чинопоследованиях прославляет крест, как орудие спасения нашего и как орудие на диавола. Три раза в году установлено особенно торжественное прославление креста Господня: в Неделю 3-ью Великого поста, так и называемую «Крестопоклонной», сегодня 1-го августа в день праздника «Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня» и 14-го сентября – в день великого праздника «Всемирного Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня». В эти дни на утрени после Великого Славословия Крест Господень с особой торжественностью выносится из алтаря на середину храма, полагается на аналое и перед ним совершается троекратное поклонение до земли с пением:  «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим!» Сегодняшний праздник 1-го августа произошел от существовавшего в Константинополе обычая износить (откуда и название «происхождение») часть Животворящего Древа Креста Господня из храма св. Софии и обносить ее торжественным крестным ходом по городским улицам и площадям для освящения города и предотвращения болезней, часто постигавших Константинополь в это время года, что соединялось также с чином освящения воды. Жители Константинополя свято веровали в целительную силу Креста Господня, как орудия спасения нашего, припадали к нему и с благоговением лобызали его.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010