Грехопадение прародителей Грехопадение прародителей . Печальный факт грехопадения первых людей, о котором древнейшая летопись человечества повествует нам, на одной из начальн. своих страниц (Быт.3гл.), красной нитью проходит через всю историю не только ветхоз., но и новоз. религии, являясь тем основным узлом, около которого сосредоточивается и развивается вся драма мировой истории. Подлинный смысл этого безыскусственного библейского повествования совершенно прост и ясен, и кратко может быть передан в следующих немногих словах. Первозданная чета наслаждалась в раю полным блаженством и бессмертием. Сам Бог являлся им и руководил их духовно-нравственным развитием, даровав им для этой цели, а равно для испытания их благодарности к Нему и послушания Его святой воле, особую, весьма легкую заповедь о невкушении плодов с одного из множества райских деревьев. Такому невозмутимому блаженству прародителей позавидовал диавол и решился погубить их. Для этой цели он вошел в змия и приступил с искусительной беседой к Еве, в которой он сначала поколебал уверенность ее в непреложности заповеди, затем поселил чувство недоверия к Богу, затем возбудил горделивое желание сравняться с Богом и, наконец, воздействием на ее внешние чувства окончательно склонил ее волю к нарушению заповеди. Согрешив сама, Ева к тому же увлекла и своего мужа Адама. Так пали прародители человечества, а в лице их и все будущее их потомство, т. е. весь человеческий род. Общей причиной грехопадения прародителей послужило, по смыслу Библии, злоупотребление с их стороны свободой своей воли, более частной – преступное желание жены выйти из подчинения Богу и сравняться с Ним; наконец, поводом ко всему этому явился соблазн, прираженный жены извне, от диавола. Несмотря на такую ясность и определенность данного библейского повествования, не было и нет недостатка в попытках так или иначе перетолковать его значение с тем, чтобы отвергнуть его исторический характер. В сущности, все эти попытки можно свести к двум основным типам: аллегористов и мифологистов.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Грехопадение. Фрагмент барельефа саркофага Юния Басса. 359 г. (Музеи Ватикана) Грехопадение Адама и Евы описано в 3-й гл. кн. Бытие. Экзегетическая традиция содержит разные варианты толкования этого текста: букв., нравственный (духовный), историко-критический, аллегорический. Последний вариант является наименее удачным, т. к. ведет к произвольному толкованию, при к-ром грехопадение как событие, совершившееся на заре истории, может даже отрицаться. Аллегорический метод толкования, берущий начало с Филона Александрийского , был использован при объяснении 3-й гл. кн. Бытие Оригеном и Климентом Александрийским . Впосл. с его помощью нек-рые протестант. секты ( арминианство , социниане ) фактически вернулись к учению Пелагия, не признававшего никакой генетической связи между Г. п. и последующими грехами человечества. В кругах либерального рационализма (Г. Э. Г. Паулус , В. М. Л. Де Ветте , Г. Г. А. Эвальд , Б. Бауэр , Д. Ф. Штраус , Ю. Велльгаузен , Г. В. Ф. Гегель , Ф. В. Й. Шеллинг и др.) аллегорическая произвольность привела к тому, что стал отвергаться сам исторический факт падения первых людей, а описание падения было воспринято как «миф, или символическое выражение идеи культурно-исторического прогресса человечества, поднявшегося от низшей ступени полного умственного и нравственного безразличия к способности различать добро от зла, истину от заблуждения» ( Покровский А. Грехопадение прародителей//ПБЭ. Т. 4. С. 776), или как «поворотный, критический момент в истории человечества на пути его эволюции от животного к высшему состоянию» (Грехопадение//Мифы народов мира. М., 1987. Т. 1. С. 321). Др. варианты толкования Быт 3 признают исторический характер библейского сказания, однако воспринимают эту историю не в обычном, совр. смысле слова. «Это скорее духовная история... где события глубокой древности переданы языком образов, символов, наглядных картин» ( Мень А. , прот. Исагогика: Ветхий Завет. М., 2000. С. 104).

http://pravenc.ru/text/166457.html

IV. Предания народов о грехопадении первых людей, как источник зла в мире Замечательно, что Божественное первооткровение о грехопадении прародителей, как основном источнике и причине появления и распространения зла в мире, сохранилось почти у всех народов как древнего, так и нового времени, хотя в их преданиях оно, конечно, почти всегда является в довольно затемненном и искаженном виде. «Во всех странах земного шара, говорить Люкен 66 у всех языческих народов древнего и нового времени, насколько они нам сделались известными, мы находим предания, саги и мифы о первоначальном счастливом состоянии первых людей и о последовавшей затем утрате его вследствие грехопадения. Учение о грехопадении может быть названо одною из самых влиятельных догм в древних, особенно восточных религиях». Лучше сохранились эти предания вообще у тех народов, которые более или менее вели изолированную жизнь, не смешивались с другими народами и не подчинялись их влиянию. Впрочем, почти все языческие народы как древнего, так и нового времени знают из своих преданий, в общем, что первые люди, их родоначальники, вначале блаженствовали, живя в особой, счастливой местности, преимущественно на горе или особенных островах, не знали труда и забот, болезней и скорбей, употребляли напиток бессмертия, или ели плоды с древа бессмертия, и потому не умирали; но потом, в большинстве случаев чрез неповиновение богам, восстание против них или гордость, они потеряли это блаженство и стали подвергаться различным бедствиям, скорбям, труду, болезням и смерти. Грехопадение прародителей в преданиях народов почти всегда ставится в ту или другую связь с личностью любознательной женщины, при чем часто языческие верования упоминают здесь о змее, драконе, лягушке или каком либо страшном чудовище, как о представителе злой или враждебной Богу силе, содействовавшей потере блаженства первых людей, нередко упоминают также о яблоке, дереве какого либо особенного свойства или, по крайней мере, о каких либо плодах вообще. Древние семитические и хамитические народы западной Азии, как-то: древние ассирияне, вавилоняне и финикияне, без сомнения, подобно всем другим языческим народам древнего мира, веровали в существование золотого века и в утрату блаженства чрез грехопадение прародителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

РАЗДЕЛ III. О БОГЕ СПАСИТЕЛЕ И ОСОБЕННОМ ОТНОШЕНИИ ЕГО К РОДУ ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ Глава 1. Грехопадение и его последствия 1.1. Сущность грехопадения Грехопадение есть преслушание, нарушение запрещающей заповеди (см.: Рим.5:19 ). В связи с этим событием и его последствиями возникает вопрос о соответствии тяжести преступления прародителей и строгости последовавшего за ним наказания. Эта заповедь – запрет вкушения от древа познания добра и зла – по сути является заповедью поста, воздержания. При этом в христианском понимании пост никогда не являлся самоцелью, пост есть приуготовление. Адаму пост был дан как необходимое испытание его свободной воли, как «закон для упражнения свободы» 874 , чтобы добродетель человека являлась не просто природным свойством, но была обусловлена его суверенным личностным выбором. Таким образом, этот пост являлся не самоцелью, а средством, с помощью которого человек должен был подняться на более высокую ступень совершенства. Но пост, установленный Богом, не мог быть нарушен человеком самовольно 875 . За грехом прародителей, внешне открывающимся как простое непослушание, скрывается страшный грех, который можно определить как нежелание нести свой крест. Бог не только указал человеку цель жизни – совершенство, но и предложил средство для ее достижения. Человеку был предложен труд – физический (возделывать и хранить рай – Быт.2:15 ) и интеллектуальный (наречение имен животных – см.: Быт.2:19–20 ), а также труд постнический, аскетический. Но человек добровольно отверг предложенный ему Богом путь и выбрал более легкий путь, предложенный змием, – вкусите... и вы будете, как боги ( Быт.3:5 ) – путь, который в дальнейшем получил наименование магии. Сущность этого пути заключается в стремлении приобрести знание, власть, силы и способности незаконным образом, не затрачивая для этого никакого труда, прежде всего нравственного. Поскольку первая заповедь в сжатом виде содержала в себе все заповеди, открытые впоследствии через Моисея 876 , грехопадение – это не просто непослушание, а целый комплекс греховных действий и состояний, среди которых блаж. Августин выделял «поругание святыни... духовное прелюбодеяние... воровство... и алчность» 877 . Центральное место среди них занимает гордость, т. е. такая установка сознания, когда весь мир начинает восприниматься человеком в эгоцентрической перспективе, когда человек предпочитает свои желания всему, в том числе и Божественным установлениям, а значит и Самому Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Д.В. Новиков Скачать epub pdf II. Состояние человека по грехопадении 1. Грехопадение Живя в своем блаженнейшем и прекрасном жилище – раю, человек имел только добрые и соответствующие божественному замыслу силы и проявления души, но, имея свободную личную волю, не был еще окончательно утвержден в добре. Для «упражнения свободы» 45 ему была дана заповедь не вкушать плодов лишь от одного дерева в раю: древа познания. Это упражнение свободы состояло в том, что человек добровольно и непринужденно выбирал жизнь в согласии с волей Божией и, произвольно избирая добродетель, был бы уже непоколебимо утвержден в добре благодатью 46 . Диавол, желая погубить человека, в качестве орудия соблазна использует змия, который, как уже говорилось, был, видимо, очень красивым животным и «его плавные движения радовали глаз». Беседуя через змия с Евою, диавол соблазняет ее вкусить от запрещенного дерева. Она делает это и привлекает к тому же Адама. Грехопадение Адама и Евы оказывается целым комплексом греховных деяний: это и гордость (стать Богом помимо Бога), и неверие (не поверить Богу), и отступничество от Бога и переход на сторону Его врага, и неблагодарность Богу за все Его милости и щедроты. Блаженный Августин называет грехопадение Адама «неизъяснимым» отступничеством, поскольку в природе человека не было никакой предпосылки, даже, можно сказать, никакой возможности падения, и все же – его свободная личность избирает зло. Личность избирает противное своей природе и желает противное своей природной воле! За этим следует впадение в противоестественное состояние. Следует отметить, однако, одно несколько извиняющее человека обстоятельство: в отличие от самостоятельно согрешившего диавола, человек пал в результате обольщения, пришедшего извне, от другого существа. Грех прародителей произвел в человеке и условиях его существования множество последствий, среди которых можно назвать: поврежденность человеческой природы после грехопадения («физические» 47 последствия); всеобщность распространения греха (нравственные последствия);

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Приготовление рода человеческого к принятию Искупителя Приготовление рода человеческого к принятию Искупителя началось тотчас по грехопадении прародителей. С этого времени и до призвания Авраама в родоначальники избранного народа все люди были приготовляемы одинаково, т. е. одними и теми же способами и средствами. Но от призвания Авраама до явление Христа Спасителя иначе был приготовляем народ Израильский (преимущественно путем сверхъестественным), иначе все остальные народы, уклонившиеся в язычество. 397 § 68. Период общего приготовления – от Адама до Авраама. Первообетование искупления, как восстановление завета Бога с человеком, – Приготовление рода человеческого к принятию Искупителя началось откровением людям тайны искупления. По объявлении суда правды Своей над преступниками заповеди, Бог дал падшим и надежду на спасение чрез утешительное обетование о Семени жены, имевшем некогда сокрушить главу змия обольстителя. И вражду положу между тобою и между женою, говорил Бог змию в присутствии обольщенных им, и между семенем твоим и между семенем ее (у LXX – κα ν μσον το σπρματς σου κα ν μσον το σπρματος ατς). Оно будет поражать тебя в голову (Ατς σου τηρσει κεφαλν), а ты будешь жалить (τηρσεις) его в пяту ( Быт.3:15 ). В этом приговоре искусителю содержится благодатное обетование: 1) разрушение союза между искусителем и искушенными, который сам собою образовался через грех человека (через грех человек вошел в согласие с диаволом, сделался рабом греха, – Ин.8:34 ) и которого человек уже не мог расторгнуть собственною силою: вражду положу между тобою и между женою; – 2) продолжения борьбы со злом, как с семенем искусителя (родом злых людей – чад диавола) в избранном потомстве прародителей, как в семени жены: вражду положу... между семенем твоим и между семенем ее; – 3) наконец, решительной победы над искусителем, которая будет одержана семенем жены в лице необыкновенного Потомка прародителей, как вождя и главы всего избранного потомства их: оно будет поражать тебя в голову, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

А. Покровский Глава 3 I. Повествование третьей главы кн. Бытия открывает собой новую эру в истории первобытного человечества и его религии, резко различающуюся от предшествовавшей эпохи. Событием, разграничивающим два этих важнейших периода допотопной истории, служит печальный факт грехопадения прародителей и последующий за сим божественный суд над ними, изображение чего и составляет содержание данной главы. История грехопадения прародителей находится в самой тесной связи с предшествовавшей историей их невинного состояния, служит дальнейшим её продолжением и вместе с тем является как бы её обратной стороной. Начало этой истории находится в повествовании предшествующей главы, где говорится о первом завете Бога с людьми, условием которого со стороны последних должно было служить, по требованию божественной заповеди, безусловное воздержание от плодов древа познания, причем для предотвращения соблазна преступить эту заповедь, Бог оградил нарушение её угрозой смерти. И, однако, человек не устоял в послушании Божественной заповеди, расторгнул райский союз и подпал всем печальным последствиям вышеуказанной Богом тяжкой кары за преступление. Отсюда грехопадение человека, как нарушение, уничтожение первобытного союза человека с Богом, радикально изменило их взаимные отношения или, что тоже, сообщило существенно иной вид первобытной религии. Но прежде чем делать какие бы то ни было заключения о характере религии падения, обратимся к анализу самого текста Библии, с целью обстоятельного знакомства с фактической стороной этой истории и её всесторонне правильного уразумения. «В истории падения и восстановления первых людей описывается: 1) их искушение ( Быт.3:1–5 ); 2) грехопадение ( Быт.3:6,7 ); 3) обличение ( Быт.3:8–15 ); 4) суд Божий ( Быт.3:14–19 ); 5) наречение нового имени жене ( Быт.3:20 ); 6) начало одежды ( Быт.3:21 ); 7) изгнание Адама и Евы из рая ( Быт.3:22–24 )» 460 . Историю искушения бытописатель начинает с изображения самого искусителя, говоря о нем следующее: «Змей был хитрейшим из всех полевых зверей, которых создал Господь Бог .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/biblej...

Не в шестый ли посему день, по сотворении человека, и не в шестый ли час дня последовало и грехопадение прародителей наших? – Не можем утвердить этого за подлинно; но не можем и не признать этого вероятным. Не утверждаем за подлинно: ибо день и час смерти Господа, хотя не вполне, определен у Евангелистов; а о дне и часе падения Адамова ничего не сказано в бытописании Моисеевом, как бы для того, чтобы это мрачное событие вместе с грехом навсегда изгладилось из свитка времен. Между тем весьма вероятно, как заметили мы, что день и час падения Адамова суть те самые, в которые последовало распятие на Кресте Господа нашего, то есть день и час шестый. И во-первых, что касается часа, к этой последней мысли препровождает нас, хотя не прямо самое сказание Моисеево: ибо в нем, между прочим, говорится, что для обличения прародителей наших во грехе Господь явился пополудни; следовательно, самое грехопадение последовало до полудня. В какой час? Очевидно, не в раннее утро, ибо в таком случае древо не показалось бы так добрым в снедь; это бывает в то время, когда, по закону естества, ощущается потребность в пище, то есть, около полудня, и следовательно, в то самое время, когда последовало распятие Господа: ибо час шестый, в который последовало оно, по нашему счислению часов, равен полудню. Можно убедиться в том же и другим путем тому, кто способен взирать на страдания Господа оком веры возвышенным, а именно из Евангелий видно, что день и час смерти Господа не были предоставлены случаю, а предопределены и избраны: посему и говорится, например, «не ...пришел час Его» ( Ин. 7:30 ). Если же этот день и этот час избраны, то нет сомнения, что избраны между прочим в соответствие дню и часу падения Адамова. Ибо Господь, как вторый Адам, пришедший загладить грех Адама первого, по тому самому и действовал, где можно, применительно к деяниям Адамовым. Так, Он прошел победоносно искушение от диавола в тех же видах обольщения, каким уловлен был Адам. Самый род смерти избран в соответствие грехопадению едемскому: от древа мы пострадали и потеряли рай; на древе, а не иначе, пострадал Господь и возвратил нам рай. Не должно ли ожидать после этого, что Искупитель мира, так расположив обстоятельства Промысла Божия, прострет на Кресте руки Свои в ту самую минуту, когда несчастная праматерь наша простерла свою руку к плоду запрещенному? Если мы не можем сказать, что такое соответствие, по времени, было необходимо в деле спасения нашего; то, с другой стороны, нельзя не признать, что оно в этом случае так прилично, так трогательно и так поучительно, что ему веришь невольно, не ища на то других доказательств.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Her...

Разделы портала «Азбука веры» протоиерей Олег Стеняев Проповедь в Неделю о Закхее " loading=" lazy " decoding=" async " title=" Проповедь в Неделю о Закхее "/> Во Имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодняшнее Евангельское чтение за Божественной Литургией — Евангелие о Закхее. Надо сказать, что весь порядок Воскресных Евангелий до начала Великого Поста будет медленно вводить нас в тему покаяния, т.е. раскрывать истинное назначение православного поста. Итак, 19-ая глава Евангелие от Луки, с 1ого стиха и ниже мы находим такие слова: Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него. Иерихон — это был проклятый Богом город. Когда Иисус Навин, пророк Бога, вел войны при вхождении в землю обетованную, то этот город был заклят. Чудесным образом стены его рухнули и как проклятое место он не предназначался для жизни, и никто не должен был там жить, потому, что заклятие было наложено на это место. Но по прошествии столетий люди как бы свыклись с этой мыслию, поселились там, стали жить в этом городе, люди разные, благочестивые, менее благочестивые. Но этот город не казался им уже проклятым. Он казался им не чем не хуже других городов. Тот мир в котором мы с вами живем в результате грехопадения, сама земля была подвергнута Божиему проклятью. Когда наши прародители ослушались Бога, то проклятие легло на землю и все мы видим последствия грехопадения: тлен, смерть, боль, страдания от всевозможных сложных обстоятельств, психические, внутренние духовные переживания, катастрофы, депрессивность. Но в то же время мы знаем, что Господь Иисус Христос пришел в этот мир спасать не праведных, а грешных. И то, что Он проходит через проклятый город Иерихон, это очень символично. Город в понимании александрийской школы — это душа человека. В результате грехопадения мы все оказались под проклятием греха. И души наши находятся в состоянии близком к адскому. Но Христос готов сойти в ад наших душ и облистать сиянием Божества. И здесь мы видим, как Он проходит через этот город и, далее: и вот некто имени Закхей, начальник мытарей, человек богатый искал видеть Иисуса — кто Он? Закхей был не только мытарем. Он был начальник мытарей. Мытари — это были презренные коллаборационисты, которые перешли на сторону римских оккупантов и собирали подати для врага. Но Закхей не просто мытарь — он начальник этих мытарей. Он наиболее продвинулся в деле диверсионной работы, если хотите в экономическом смысле против собственной страны, собственного народа, собственной земли. Далее мы видим, что к тому же он был маленького роста, такой духовный, физический пигмей. Конечно, верующие люди старались подальше держатся от Закхея. В талмуде сохранились записи, что ближе семи метров не подходить к мытарю. Только, если деньги платить. Потом надо совершать полное омовение в микве. Их презирали, от них боялись оскверниться. Но мы читаем про этого человека: вот некто именем Закхей, начальник мытарей, человек богатый искал видеть Иисуса — кто Он?

http://azbyka.ru/propovedi/propoved-v-ne...

I. Учение Откровения о состоянии нравственной природы человека до и после грехопадения По учению Откровения человек был создан Богом совершенным как по душе, так и по телу. Но этого совершенства нельзя понимать в том смысле, чтобы все его силы и способности достигли полного своего развития. Первозданный человек обладал восприимчивостью ко всему доброму и прекрасному, легко и свободно мог развивать свой ум, имел чистое, неиспорченное сердце, но, конечно, не был еще ученым и многознающим, а равно и не укрепил своей воли в добре. Всё это должно было составить дальнейшую задачу человеческой жизни. В частности, нравственное совершенство прародителей было природным божественным даром, а не их личной заслугою. Для того, чтобы оно сделалось таковою, им и была дана заповедь. Соблюдая ее, люди бы становились праведными и святыми, а в постоянном общении с Богом, природой, друг другом и всеми живыми существами, постепенно развивали бы свой ум, приобретали все новые и новые знания о мире, совершенствуясь во всех отношениях и делаясь подобными Богу. Все это служило бы для них источником высокого счастья, не омрачаемого ни внутренними муками совести, ни физическими страданиями, ни страхом смерти, явившимся после грехопадения в качестве его следствия ( Быт. 3:19 ; Прем. 2:23 ; Рим. 5:12 ). Блаженная жизнь первых людей в раю была нарушена их грехопадением, сопровождавшимся следствиями как для них самих, так и для всего человечества. Первородный грех внес яд заразы во всю природу человека, омрачил его разум, сделал волю удобопреклонной ко злу, исказил в нем образ и подобие Божие, послужил причиной болезней и смерти. Как виновность наших прародителей пред Богом и ответственность за нее, так и все гибельные следствия греха, перешли от Адама и Евы на все их потомство. В настоящее время, по выражению православного катехизиса, мы зачинаемся и рождаемся во грехах ( Пс. 50:7 ; Иов. 14:4 ; Ин. 3:6 ; Рим. 5:12 ). Природа падшего человека глубоко повреждена. Его ум мало восприимчив к истинам высшего духовного порядка.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Levitov/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010