Л. И. Бриллиантов Книга Бытия Первые пять книг св. Писания Ветхого Завета – Бытие, Исход, Левит, Числ, Второзаконие, написанных Моисеем и составляющих по своему содержанию, как повествующая об основных законах нравственной и гражданской жизни и главных религиозных обрядах ветхозаветных людей, отдел книг законоположительных в своей совокупности называются одним общим названием Пятикнижия. Можно полагать, что это наименование дано книгам Моисеевым теми толковниками, которые в III веке до Рождества Христова переводили Слово Божие с еврейского языка на греческий. У евреев же в древнее время эти книги составляли одну книгу, которая называлась Законом, она подразделялась на пять частей, озаглавливавшихся своими начальными словами. Но впоследствии каждая из этих частей получила вид отдельной книги и название, указывающее на ее содержание. Время, место, главный предмет и цель написания книги Бытия О времени и месте написания книги Бытия определенных и достоверных известий нет; но так как Моисей призван был Господом к пророческому служению лишь после бывшего ему богоявления на горе Хорив (Исх., III гл.), то с вероятием можно полагать, что она написана им не раньше этого времени, а позже, во время странствования Евреев по пустыне Аравийской. В книге Бытия, как показывает самое название ее, повествуется о происхождении (бытия) мира, человека и падение людей – это первая часть книги. Вторая часть излагает первобытную историю падшего человечества до всемирного потопа и после него. Наконец, третья часть книги заключает в себе историю установления Богом завета с патриархами. Кратко содержание книги Бытия можно передать так. После повествования о сотворении мира и человека, грехопадении прародителей и наказании их, Бытописатель рассказывает о данном тогда же первом обетовании о Спасителе, потом о размножении человечества и усилении на земле пороков, которые вызвали правосудный гнев Божий, выразившийся в наказании нечестивцев всемирным потопом. Один праведный Ной со своим семейством спасается от этого великого бедствия, и Господь с Ноем, как представителем послепотопного человечества, заключает завет, вторично обещая спасение миру чрез пришествие Искупителя. Далее священный Бытописатель рассказывает о том, как снова нечестие широкой волной распространилось в человечестве и как Промыслу Божию благоугодно было избрать из среды всех народов народ Еврейский, чтобы сделать его хранителем в роде человеческом истинной веры в Бога и обетований о Спасителе. Родоначальниками или патриархами народа еврейского были: Авраам, Исаак и Иаков. Переселение их в землю Ханаанскую и сохранение их здесь, заключение завета с Авраамом и неоднократное повторение обетования о Спасителе всем этим троим патриархам составляет содержание третьей части книги Бытия, которая и заканчивается повествованием о смерти патриарха Иосифа в Египте.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

Л.Ф. Шеховцова Глава 1. Страсть гордыни Гордыня является самым тяжелым и опасным недугом. Каждая страсть имеет свою противоположность – добродетель и губит в основном только ее. Так, страсть чревоугодия борется против добродетели воздержания; блудная страсть – против целомудрия; гнев противостоит добродетели кротости и терпения. Человек, попавший под власть какого-либо одного порока, может сохранять другие свои добродетели. Совершенно иное происходит с гордыней. Страсть гордыни портит все, с чем соприкасается, любую добродетель извращает, из каждой берет себе «пищу» для возрастания и укрепления. Каким бы страстям ни был подвержен грешник, блудник ли он, или вор, или пьяница, – он осознает себя грешником, ощущает нужду в покаянии, ищет Божиего прощения и потому имеет надежду, что может быть спасен. Человек, зараженный гордыней, своей страсти не замечает. Именно гордыня погубила сатану и способна погубить человеческую душу безвозвратно. Ведь в состоянии гордыни человек не видит своих изъянов и не стремится к спасению. 1.1. Происхождение гордыни и ее проявление в святоотеческом понимании Гордыня есть духовная болезнь, смертный грех, или одна из восьми страстей. По учению Церкви, весь корень зла мира лежал в гордыне падших духовных сил. Бог гордым противится , – говорит Священное Писание ( Иак. 4:6 ). После грехопадения прародителей разрушился душевный покой человека. Человеческая душа ощутила тоску и томление. Целостность человеческого существа нарушилась. Человек вышел из-под власти закона Божия, сам себя лишил защиты и Его покровительства. Преподобный Иоанн Лествичник пишет: «Гордость есть крайнее убожество души, которая мечтает о себе, что богата, и, находясь во тьме, думает, что она во свете. Сия скверная страсть не только не дает нам преуспевать, но и с высоты низвергает. Гордый подобен яблоку, внутри сгнившему, а снаружи блестящему красотою» с. 159]. Что же это за болезнь и как она проявляется? Какие особенности она имеет? Почему ее так трудно в себе признать? Что это за врач, который ее лечит? И какова наша доля участия в содействии своему исцелению? Вот ряд вопросов, на которые мы постараемся ответить.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕЛЬВЕТИЧЕСКОЕ СОГЛАСИЕ [лат. Formula consensus Helvetica], вероисповедный документ, принятый швейцар. реформатами в 1675 г. для защиты строгого кальвинизма от либеральных учений профессоров Академии в Сомюре (Франция). Реформатская церковь Франции на 23-м Национальном синоде (Алес, 1620) приняла решения Дортского (Дордрехтского) Синода (1618-1619), т. н. Дортские каноны (1619), защищавшие строгий кальвинизм и осуждавшие арминианство , в качестве вероучительного стандарта для церкви наряду с собственным вероисповедным документом - Галликанским исповеданием (1559). Все проповедники и старейшины подписали каноны и принесли торжественную клятву - защищать их «до последнего дыхания». Однако Академия в Сомюре, созданная в 1604 г. герцогом-протестантом Ф. Дюплесси-Морне, стала центром развития либерального реформатского богословия. Наибольшую известность получили работы профессоров М. Амиро, Л. Каппеля и Ж. де ла Пласа. Каппель был одним из первых библеистов XVII в., сделавших тексты евр. писаний предметом специального исследования. Он создал теорию «вербального вдохновения», в к-рой утверждал, что богодухновенность ВЗ не зависит от того или иного прочтения гласных, т. к. гласные не имеют отношения ни к морали, ни к вере. Ла Плас отвергал непосредственное вменение греха (вменение всем потомкам Адама его греха как их собственного) как несправедливое. С т. зр. ла Пласа, такое понимание греха делает всех потомков Адама ответственными за его непослушание, как если бы и они были непосредственными участниками (in actu) грехопадения прародителей. Он пропагандировал теорию т. н. опосредованного вменения, признававшую наследственную греховность, идущую от Адама; только она вменяется в вину и подлежит осуждению. Национальный синод Реформатской церкви Франции в Шарантоне (1645) отверг теорию ла Пласа (не упоминая его имени) как искажающую природу первородного греха и сводящую его лишь к наследственной испорченности Адамова потомства.

http://pravenc.ru/text/161979.html

Наши прародители Адам и Ева, преступив заповедь Божию в раю, навлекли на себя и на весь человеческий род гнев Божий и наказание за грех . Будучи изгнаны из прекрасного райского жилища, наши праотцы должны были в поте лица своего возделывать землю; душевные силы их потерпели изменение: разум затмился, воля развратилась, совесть потеряла первобытную чистоту и невинность; тело заразилось болезнями и подверглось тлению и смерти. Но что всего хуже – грех положил разделение между Богом и человеком: Ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света со тьмою? ( 2Кор. 6:14 ). Весь человеческий род чрез происхождение от прародителей наследовал горькие плоды греха их: Как одним человеком, – говорит Апостол, – грех вошел в мир и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили ( Рим. 5:12 ). Согрешили в Адаме все люди, так как он был родоначальником их. Забвение Бога, страсти и пороки, привязанность к земному и чувственному, тление и смерть: вот что сделалось уделом грешного человечества. Все люди стали по природе чадами гнева ( Еф. 2:3 ) Божия, все согрешили и лишены славы Божией ( Рим. 3:23 ). Так как, говорит святой Иоанн Дамаскин , «надобно было подкрепить и обновить естество человеческое, надобно было самим делом научить человека, указать ему путь добродетели, который бы отводил его от тления и вел к жизни вечной, – то, наконец, открывается целое море Божия человеколюбия». В Предвечном Совете Триипостасного Божества определено было спасти падшего человека чрез воплощение Второго Лица Пресвятой Троицы – Сына Божия. Божественным учением Своим, святою жизнью на земле, чудесами и крестною смертью Господь Иисус Христос совершил искупление наше, сделавшись для нас как бы Вторым Адамом, заглаждающим грехопадение первого Адама, – родоначальником нового мира верующих в Него. Первый человек, – говорит Апостол, – из земли перстный, второй человек – Господь с неба: каков перстный, таковы и перстные, и каков небесный, таковы и небесные ( 1Кор. 15:47–48 ). Таким образом Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям прегрешений их ( 2Кор. 5:19 ); люди примирились с Богом смертию Сына Его ( Рим. 5:10 ); оправданы кровию Его, спасены Им от гнева Божия ( Рим. 5:9 ). Сын Божий уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам, смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной ( Флп. 2:7–8 ), для того, чтобы как преступлением одного всем человекам осуждение, – так правдою одного всем человекам оправдание к жизни ( Рим. 5:18 ); как непослушанием одного человека соделалисъ многие грешными, – так и послушанием одного соделалисъ праведными многие ( Рим. 5:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

Необходимость воздержания в пище, в обуздании чрева вытекает из самого устройства человека, имеющего, кроме тела, бессмертную душу. Из-за греховной испорченности человеческой природы нарушена гармония между человеческим телом и душой, в результате чего греховные желания тела большей частью берут верх, а иногда и совсем подавляют в человеке все добрые порывы его души. Человек превращается в раба своих страстей. Обуздать насилие своей физической природы, дать раскрыться и окрепнуть возвышенным стремлениям души возможно только с помощью поста. Вот почему Церковь придаёт посту такое большое значение и утверждает, что без него невозможна христианская жизнь. Воздержание, или своего рода пост, было заповедано нашим прародителям Адаму и Еве, когда они ещё находились в раю и были безгрешными ( Быт. 2:17 – запрещение вкушать плоды дерева «познания добра и зла»). Тем более пост стал необходимостью после грехопадения, и поэтому на протяжении всей священной истории мы видим, как праведные люди строго постились в разные периоды своей жизни. Великий пророк Моисей, законодатель Ветхого завета, постился в течение сорока дней перед получением от Бога десяти заповедей на Синайской горе ( Исх. 34:28 ). Часто постился праведный царь Давид, что можно заключить из его боговдохновенных псалмов. Постился великий пророк Илия ( 3Цар. 19 ), взятый живым «яко на небо». Постился пророк Даниил перед тем, как получил откровение от Бога о судьбах своего народа ( Дан. 10 ). Пророк и креститель Господень Иоанн был великим постником, научившим поститься и своих учеников. Пророчица Анна, не отходя от храма, служила Богу постом и молитвой день и ночь, и удостоилась благодати Божией и откровения о рождении Спасителя ( Лк. 2:37 ). Постился даже безгрешный Богочеловек, Господь наш Иисус Христос , в течение сорока дней, перед тем как выйти на общественное служение, не потому, что Сам нуждался в посте, но чтобы нам дать пример. Постились и Его ученики, святые апостолы ( Деян. 13:3 ; 1Кор. 7:5 ; 1Кор. 9:27 ; 2Кор. 6:5 ; 2Кор. 11:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

О цели человеческой жизни Господь положил целью земной жизни и вечной загробной жизни человека стяжание и умножение благодати Святого Духа. Благодать есть светоносная невещественная сила существа Божия. Потемненные грехом и страстями очи человека ее не видят, а очищенные способны ощущать даже чувственно. Благодать Божия иначе называется еще «славой Божией» 2 . Божия слава облекала первозданных прародителей собою, как светоносной одеждой, до того времени, пока грехопадение не обнажило их от благодати. Верующие во Христа вновь облекаются славою Божией через таинства Святой Церкви. Благодатная сила, усвояемая молитвою, смирением, постничеством, целомудрием и делами милосердия, приносит по мере человеческого усовершения в чистоте и любви блаженство облагодатствованному. Постепенное восполняемое осиявание славою Божией представляет в христианской жизни восхождение от славы в славу 3 . Проявления благодатного действия в человеке прекрасны. Видящие эти проявления невольно движутся славить Бога и возвеличивать Его славу 4 . Служение христиан друг другу дарами многоразличной благодати Божией наглядно показывает силу облагодатствующего их Бога Отца и Сына и Святого Духа. Добродетели верующих душ, чистота тел, трезвенность, воздержание, святость во всех самых обыкновенных и маловажных житейских делах представляют в общем внешние обнаружения благодати Святого Духа. В них «просвещается свет» христиан пред людьми, живущими вне Церкви, и многие из них, видя добрые дела верующих, прославляют Отца Небесного 5 . Все христианские души укрепляются небесным светом единого Божества и дарованиями единого Духа. Как сосуд, в котором долго хранится благовонная масть, заимствует от нее силу благоухания, так самое тело христианина – место обитания благодати – проницается ею во всем своем составе и даже благоухает ею для других, что мы видим в мощах святых. Наиболее доступный способ умножения в себе благодати есть молитва к Богу. Как дыханием мы вдыхаем воздух и в нем – жизненность и силу, так молитвою открываем себя Духу Божию и от Него воспринимаем жизнь и духовную силу. При уединении, воздержании и благоговении можно приумножить благодать и дома. Но более удобно обогащаться благодатью в храме. В церковных собраниях среди верующих присутствует Сам Христос Господь, согласно Его обещанию 6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

Об оглашении послания Священного Синода в связи с вредоносным поветрием августа 2020 Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий благословил огласить во всех храмах и монастырях епархии после Божественной литургии в праздник Успения Пресвятой Богородицы, 28 августа, " Послание Священного Синода Русской Православной Церкви епископату, клиру, монашествующим и мирянам в связи с нашедшим в этом году вредоносным поветрием " . +++ Послание Священного Синода Русской Православной Церкви епископату, клиру, монашествующ им и мирянам в связи с нашедшим в этом году вредоносным поветрием Воздавая хвалу Милосердному Богу, который повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Мф. 5, 45), Церковь усиленно молится об окончательном избавлении людей от нашедшего в этом году вредоносного поветрия. Священный Синод призывает архиереев, клириков, монашествующих и мирян не ослабевать в этой молитве и просить Всемогущего Господа о даровании Его помощи всем, кто трудится ради преодоления постигшей мир напасти. Священным долгом православных христиан является и молитва о упокоении почивших от коронавирусной инфекции и её последствий. С особой благодарной любовью будем помнить тех скончавшихся священнослужителей и мирян, особенно врачей, которые, до конца исполняя свой долг, по евангельскому слову положили душу свою за други своя (ср. Ин. 15, 13). Размышляя о причинах посетившего нас бедствия, следует сохранять христианское трезвомыслие, осторожность и рассудительность. Да, скорби, посещающие отдельных людей и целые народы, подчас бывают следствием отказа человеческих сообществ от спасительного Божия покровительства. По свидетельству святого апостола Павла, все беды, постигающие творение, имеют первопричиной грехопадение прародителей, в результате которого  " вся тварь совокупно стенает и мучится доныне " (Рим. 8, 22). Однако неверно и полагать, что человеческие страдания непременно бывают связаны с личным грехом. " Думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? " - такими словами Спаситель откликнулся на известие о постигшем Святой Град бедствии (Лк. 13, 4), напоминая, что судьбы Божии нередко бывают до времени сокрыты от нас. От скоропалительных и незрелых суждений, которые почти всегда приводят к горделивому обвинению одних людей другими, предостерегает апостол, призывая христиан в смирении ожидать откровения полноты судеб Божиих в день второго Пришествия Христова: " Не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога " (1 Кор. 4, 5).

http://mitropolia.spb.ru/docs/ob-oglashe...

П.В. Добросельский Скачать epub pdf Послесловие В результате грехопадения прародителей в раю гармония душевных сил человека и его гармония с окружающим миром были нарушены. Протоиерей Владислав Свешников говорит: «Чем острее и внимательнее сознание всматривается в жизнь человека, стремясь раскрыть ее нравственные смыслы и содержание, чем обширнее становится опыт общения с людьми и с миром, тем трагичнее раскрывается эта описанная в Библии онтологическая и нравственная катастрофа, случившаяся с человеком. Начала всех человеческих катастроф как общего и исторического характера, так и совсем личных, известных только мокрой от ночных слез подушке, – берут начало в этом, по-видимому, простом событии» (84: 58). Возможность греха, заложенная в природе первозданного человека, превратилась в склонность (приверженность) ко греху 179 . Священное Писание прямо говорит о всеобщности человеческого греха: «И воззрел (Господь) Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле» ( Быт. 6:12 ); «... Нет человека, который не грешил бы...» ( 3Цар. 8:46 ); «…Нет правдивых между людьми…» ( Мих. 7:2 ); «... Но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы» ( Ин. 3:19 ); «... Весь мир лежит во зле» ( 1Ин. 5:19 ). (См. также сноски 100, 124, 130, 133 и приложения 5, 8). Это нравственное состояние мира святой Иоанн Предтеча характеризует как грех мира 180 . В результате процветания зла на земле, когда увидел Господь, что велико развращение человеков на земле и что все мысли и помышления сердца их было зло во всякое время ( Быт. 6:5 ), Он навел на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни( Быт. 6:17 ) и все, что имело дыхание духа жизни в ноздрях своих на суше, умерло ( Быт. 7:22 ). В дальнейшем, за грехи людей Богом были уничтожены города Содом и Гоморра: «И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба, и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и произрастения земли» ( Быт. 19:24,25 ). Впоследствии Бог, наставляя людей к правде, неоднократно наказывал их за грехи. При этом Он заранее предупреждал людей о наказании (проклятии) за невыполнение Его повелений и о благословении – за послушание (см., например, Втор. 28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Пн Методические рекомендации об участии Русской Православной Церкви в природоохранной деятельности 13 липня 2015 р. 20:11 Документ принят на заседании Священного Синода 13 июля 2015 года ( журнал 40 ). 1. Основания церковной экологической деятельности Мир есть творение Божие, данное в удел человеку, дабы он хранил и возделывал его (ср. Быт. 2:15), владычествовал в нем (ср. Быт. 1:26). После грехопадения земля была проклята за грех прародителей, и человек стал добывать пропитание тяжкими трудами (ср. Быт. 3:17). С момента наступления промышленной эпохи человечество стало причинять мировой окружающей среде значительный урон: начали происходить массовые загрязнения атмосферы и водных источников, неправильная утилизация бытовых, химических и ядерных отходов, неконтролируемая вырубка лесов и добыча ископаемых ресурсов, браконьерство, опасные эксперименты в области генной инженерии, разработка бактериологических средств поражения. Мир поставлен на грань глубокого экологического кризиса, когда естественная регенерация природы по своим темпам не может обойти негативного воздействия человеческой деятельности. Русская Православная Церковь, основываясь на Священном Писании и святоотеческой традиции, на протяжении истории неоднократно заявляла о необходимости бережного и ответственного отношения человека к окружающему миру. В современный период тема отношения Церкви к вопросам экологии нашла свое отражение в концептуальных документах: Основах социальной концепции Русской Православной Церкви (раздел XIII), Основах учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека (гл. III, п. 5), Позиции Русской Православной Церкви по актуальным проблемам экологии. Церковь видит корни экологических проблем в оскудении нравственной и культурной стороны жизни общества — человечество стало потреблять природные богатства в значительно большей степени, чем это необходимо для благополучного существования. Неумеренность, алчность, стяжательство, бескультурье являются прямыми источниками нынешней сложной экологической ситуации в мире.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4158738...

Позиция Русской Православной Церкви по актуальным проблемам экологии 4 февраля 2013 г. 18:28 Документ принят Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 4 февраля 2013 года. Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви (2-5 февраля 2013 года) Позиция Русской Православной Церкви по актуальным проблемам экологии Все человечество несет ответственность за состояние природы — творения Божия. Истощение ресурсов и загрязнение окружающей среды на фоне роста населения планеты с особой остротой ставят вопрос о солидарных усилиях всех народов для сохранения многообразия жизни, о рачительном использовании природных ресурсов и предотвращении экологических катастроф, спровоцированных человеческой деятельностью. Грехопадение прародителей повлекло за собой искажение первозданной природы. Священное Писание свидетельствует об этом: «Тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее» (Рим. 8:20). Загрязнение и разрушение природы — прямое следствие человеческого греха, его зримое воплощение. Многообразные проявления греховного отношения к природе характерны для современного «общества потребления», ставящего главной целью получение прибыли. Единственная возможность восстановить здоровье природы состоит в духовном возрождении личности и общества, в подлинно христианском, аскетическом отношении человека к собственным потребностям, обуздании страстей, последовательном самоограничении. Главные положения позиции Русской Православной Церкви по проблемам сохранения живой природы и окружающей среды содержатся в Основах социальной концепции (раздел XIII, «Церковь и проблемы экологии») и Основах учения о достоинстве, свободе и правах человека (раздел III.5). Руководствуясь заповедью Божией о хранении тварного мира (Быт. 2:15) и заботясь о духовном и физическом здоровье человека, Русская Православная Церковь считает своим долгом и далее участвовать в обсуждении вопросов экологии, а также трудиться на этом поприще в соработничестве со всеми, кто озабочен состоянием окружающей среды, думая о сохранении здоровья и нормальной жизни людей.

http://sobor.patriarchia.ru/db/text/2775...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010