Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей митрополит Владимир (Иким) Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление Слово 10. Об отверзении райских врат. В четверг Светлой седмицы С Богом моим восхожу на стену. ( Пс.17:30 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе! Счастлив изгнанник, после долгих суровых скитаний возвращающийся на родину. Испытавшему голод и холод еще дороже тепло родного очага, познавшему враждебность чужбины еще милее отчий край. Перенесший тяжкие беды научается ценить радость избавления от них. Вот таким же бедным изгоем, внезапно обретшим возможность вернуть былое счастье, представляется род человеческий, для которого Спаситель отверз райские врата. Утрата рая — нет горшего горя в памяти человечества. Воспоминание о блаженном Отечестве делает еще непереносимее этот извращенный мир с его злобой и жестокостью, ложью и грязью, страданиями и смертью. Кого винить в таком бедствии? Находясь в Царствии Света, первые люди сами впустили в себя мрак, променяли любовь Небесного Отца на ядовитую диавольскую приманку. Печатью этого преступления искажено все мироздание, помрачена изначально чистая человеческая природа — все мы сделались падки на смертоносную сладость греха и продолжаем срывать запретный, запрещенный Самим Богом плод. Для больных глаз нестерпим солнечный свет — так же оскверненная душа бежит от Отчего Сияния. Не Вселюбящий Бог, а мрак собственного грехопадения изгнал прародителей из рая — они бежали не оборачиваясь, их помутившиеся чувства устрашал даже отблеск небесного света от пламенного меча обращающегося ( Быт.3:24 ), поставленного рядом с Херувимом, Божиим слугой, вставшим у врат райских. Да, даже вид небесных вестников стал невыносим для омраченного грехом естества, позднейший пример тому — события у Гроба Господня, когда римские стражники, устрашившись явления молниевидного Ангела, стали, как мертвые ( Мф.28:4 ). Как же люди, жалкие «дети греха», могли мечтать о возвращении в райские обители, где все заполнено Светозарной Славой Божией?

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Почему Господь пришел в мир как младенец, а не как сложившийся, взрослый человек? 12 мин., 06.01.2024 Вера в то, что Бог пришел на землю как ребенок и, подобно всем детям, поначалу ничего не знал и не умел, с трудом укладывается в сознание. Знал ли маленький Иисус, что Он Бог? Может быть, Он только казался ребенком, а на самом деле им не был? Или Бог соединился с человеком Иисусом не сразу, а когда Тот вырос? Давайте разбираться. 1. Всесильный Бог, создавший мир, был младенцем, учился говорить и ходить... Разве в это можно поверить?  Поверить в это, конечно, трудно. Но не труднее, чем во все остальное, что мы знаем из Евангелия. Легко ли поверить, например, в то, что Бог стал человеком? Бог, существующий вечно, вне времени и пространства, Который словом творит галактики, для Которого пожелать что-либо — уже значит сделать, у Которого нет и не может быть никакого соперника, хоть сколько-нибудь соразмерного Ему!.. И — человек, рождающийся в мир на короткий промежуток времени, существование которого зависит от множества неподконтрольных ему случайностей, живущий в постоянном конфликте между желаниями и возможностями… Между нами громадная дистанция. Разница между нами больше, чем между гигантским Солнцем и крохотной песчинкой на берегу моря. И на этом фоне совсем не так важно, каким именно  человеком сделался Бог — взрослым или ребенком. Невозможно представить себе в принципе, что Бог стал человеком, вот в чем дело! А между тем именно это не укладывающееся в сознание событие и вспоминает Церковь, празднуя Рождество Христово. «Ибо для того Слово Божие сделалось человеком и Сын Божий — Сыном Человеческим, чтобы [человек], соединившись с Сыном Божиим и получив усыновление, сделался Сыном Божиим», — впервые эту мысль высказал еще во II beke по Р. Х. святой Ириней Лионский, чуть позже она отлилась в чеканную формулировку святителя Афанасия Александрийского ( 373): «Бог стал человеком, чтобы человек стал богом». Стоит за этими словами простой, если вдуматься, факт. Факт, понятный если не уму, то сердцу. Бог по-настоящему любит нас, людей, и очень хочет помочь нам выбраться из этого враждебного и бесчеловечного мира механических законов, причин и неотвратимых следствий, в котором мы оказались в результате грехопадения  наших прародителей Адама и Евы. Выбраться из этого мира и переселиться в мир Божий, мир вечной радости и любви. И поскольку не было для этого другой возможности, Бог Сам стал человеком, принял на Себя множество связанных с этим ограничений, неудобств и страданий, более того — добровольно пошел на распятие, самый страшный вид казни (это признавали сами римляне, придумавшие ее), претерпел «крест, гвоздия, копие, смерть», как говорится в одной из молитв ко Святому Причащению… И все это — ради любви к нам, ради того, чтобы мы смогли наконец вернуться в Его мир, светлый, радостный, не знающий смерти и горя. Тот самый, для которого Он нас когда-то и создал.

http://foma.ru/pochemu-gospod-prishel-v-...

священник Иоанн Туркин Вступительное замечание. «Многими завесами до времени», по выражению св. Иоанна Златоустог о, «сокрываемо было рождение Христово» 1 , и святая тайна воплощения Сына Божия открывалась с великой постепенностью. Таинственно приуготовлялась избранница Дева, имеющая по пророку родить Сына Божия ( Ис. 7:14 ); совершилось чудное Ее рождение от престарелой четы – праведных Иоакима и Анны. По действию Всемудрого Промысла Божия началось дело воспитания новорожденной Отроковицы «Введением Ее во храм» и продолжалось до законного Ее совершеннолетия. Но и по выходе из храма Богоизбранная Мария водительством того же Промысла Божия вручается на хранение Ее девства праведному Иосифу, не как мужу, а как хранителю Ее девической чистоты и непорочности. Все это совершилось при таинственной, известной только одному Богу, обстановке до тех пор, пока не настало время явления миру спасения, не настал день и час исполнения того райского обетования, которое дано было Богом нашим прародителям Адаму и Еве ( Быт. 3:15 ). Но вот приблизился и сам день, нетерпеливо ожидаемый, в который, по словам царственного Пророка Давида, «милость и истина сретостеся, правда и мир облобызастася» ( Псал. 84:11 ). «Бог, говорит св. Андрей Критский , с сожалением взирая на род человеческий, уже растленный грехопадением, вспомнил о творении рук Своих, и не хотя видеть его навсегда погибшим, сначала вручил Моисею письменный закон, начертанный на каменных досках. Поскольку же писанный закон не производил спасительных действий, то Он посылал Богодухновенных мужей, т. е. прозорливых Пророков, чтобы они показывали все правые пути к Богу. И после, когда те, к которым они были посылаемы, закрыв свои чувства, нимало не сделались лучшими от их уроков, Творец не презрел еще Своего создания, но из преблагих и пренепорочных недр Своих послал в конце веков Сына Своего, равного Себе и по власти, и по силе, и по благости» 2 . Ко времени пришествия Христа Спасителя на землю стали исполняться и пророческие вещания: скипетр от Иуды был отнят ( Быт. 49:10 ), седьмины Данииловы приходили к концу ( Дан. 9:24–27 ). Оставалось только совершиться самому таинству воплощения Сына Божия. Но от кого именно родится обетованный Избавитель, сей вожделенный Свет языков и слава Израилева? Какая Богоизбранная Дева, во исполнение пророчества Исайи, во чреве зачнет, и родит Сына Еммануила ( Ис. 7:14 )? Какое место будет избрано Всемогущим Промыслом Божьим для благовестия о приблизившемся рождении Сына Божия? Эта тайна еще была покрыта непроницаемой завесой неизвестности.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скачать epub pdf Доклад Архиепископа Аверкие на пастырском совещании духовенства Северной Америки и Канады 21 августа/3 сентября 1969 года. Ничего нет на свете выше пастырского служения, ибо пастырское служение есть служение самому великому и святому делу – делу спасения душ человеческих. Спасения от чего? От греха – от того греховного устроения души, с которым после грехопадения наших прародителей раждается в мир каждый человек, – и от той вечной погибели, к которой ведет человека грех . Высочайшую цель ставит себе поэтому пастырское служение – цель, с которой не может сравниться никакое другое земное делание. Истинное пастырствование так определяет великий Апостол языков св. Павел в своем послании к Ефесянам: оно есть «дело служения к совершению святых, в созидание тела Христова, дóндеже достигнем вси в соединение веры и познания Сына Божия, в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова» ( Еф. 4:12–13 ). Главный залог успеха истинного пастырствования тот же св. ап. Павел указывает в личности самого пастыря, который должен быть примером для своих пасомых в этой борьбе с грехом, в этом стремлении к христианскому совершенству. «Образ буди верным» – говорит он пастырю: «словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою» ( 1Тим. 4:12 ). Бесплодны будут все усилия пастыря вести своих пасомых по пути христианского совершенства, если в нем самом они не будут видеть никакого стремления к этому высокому христианскому идеалу, если, не дай Бог ! он будет давать им обратный, отрицательный пример, – пример всецелого порабощения себя греху, вместо борьбы с ним. Борьба с грехом для достижения христианского совершенства – вот цель христианской жизни, и сущность пастырского служения состоит в том, чтобы содействовать, помогать людям в этой борьбе, духовно руководить этой борьбой, указывая правильные пути ея и предостерегая от путей ложных. Ясно, что для плодотворного успеха в таком руководстве пастырь должен быть сам хорошо знаком с методами этой спасительной борьбы и, прежде всего, по своему личному опыту.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Скачать epub pdf Понятие о спасении. От чего спасает нас Господь Иисус Христос? Св. апостол Павел в своем послании к Римлянам очень ярко отображает то бедственное состояние, в котором находится каждый человек, происшедший от Адама и унаследовавший от него первородный грех вместе со всеми последствиями грехопадения прародителей. «Знаю, – говорит он, – что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которое хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу: уже не я делаю то, но живущий во мне грех . Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» ( Рим. 7, 18–24 ). Это место необходимо правильно понять. Если мы отнесемся к нему недостаточно вдумчиво, то можем легко впасть в ошибку. В самом деле, каким образом св. апостол Павел, этот богодухновенный проповедник Евангелия Христова, избранный сосуд благодати Божией, удостоенный великих откровений («он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» – 2Кор. 12, 4 ), творивший чудеса, полагавший душу свою за свою паству, мог говорить о себе такие слова, которые, казалось бы, приложимы лишь к человеку, еще не приобщившемуся к могущественно действующей (см. Кол. 1, 29 ) возрождающей и освящающей благодати Божией? Отчасти, конечно, он делает это по глубокому смирению, вследствие присущего каждому истинному христианину сознания и чувства собственного недостоинства перед лицом Божиим. Но ведь нельзя же по смирению говорить неправду. Значит, в словах апостола Павла сокрыта глубокая общечеловеческая правда, относящаяся ко всем людям, живущим на земле, хотя, конечно, и в весьма различной степени.

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Скачать epub pdf Сущность и методы истинного пастырствования в наше время Ничего нет на свете выше пастырского служения, ибо пастырское служение есть служение самому великому и святому делу – делу спасения душ человеческих. Спасения от чего? От греха – от того греховного устроения души, с которым после грехопадения наших прародителей рождается в мир каждый человек, – и от той вечной погибели, к которой ведет человека грех. Высочайшую цель ставит себе поэтому пастырское служение – цель, с которой не может сравниться никакое другое земное делание. Истинное пастырствование так определяет великий апостол языков св. Павел в своем послании к Ефесянам: оно есть «...дело служения к совершению святых, в созидание тела Христова, Дóндеже достигнем вси в соединение веры и познания Сына Божия, в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова» ( Еф.4:12–13 ). Главный залог успеха истинного пастырствования тот же св. ап. Павел указывает в личности самого пастыря, который должен быть примером для своих пасомых в этой борьбе с грехом, в этом стремлении к христианскому совершенству. «Образ буди верным, – говорит он пастырю, – словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою» ( 1Тим.4:12 ). Бесплодны будут все усилия пастыря вести своих пасомых по пути христианского совершенства, если в нем самом они не будут видеть никакого стремления к этому высокому христианскому идеалу, если, не дай Бог ! он будет давать им обратный, отрицательный пример, – пример всецелого порабощения себя греху, вместо борьбы с ним. Борьба с грехом для достижения христианского совершенства – вот цель христианской жизни, и сущность пастырского служения состоит в том, чтобы содействовать, помогать людям в этой борьбе, духовно руководить этой борьбой, указывая правильные пути ее и предостерегая от путей ложных. Ясно, что для плодотворного успеха в таком руководстве пастырь должен быть сам хорошо знаком с методами этой спасительной борьбы и, прежде всего, по своему личному опыту. Что еще требуется от пастыря, дабы служение его было успешным и плодотворным?

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Скачать epub pdf Цель жизни христианской по творениям преподобного Симеона Нового Богослова Содержание Бог-Троица Богом созданный человек Прародительское грехопадение и его последствия Значение спасительного Боговоплощения и Крестной Жертвы Сына Божия для личного спасения «Без Меня не можете творить ничего…» Грех – это болезнь души Благодать Всесвятого Духа в личной христианской жизни Христова Церковь и ее Таинства: Крещение, Покаяние и Причащение Царство Божие внутри нас Христианское догматическое учение о конечной судьбе мира и человечества Признаки совершения спасения Общие понятия о христианском подвижничестве Христианские добродетели и их развитие     Человек создан не для пребывания в этой жизни навсегда, а для приготовления к будущей вечной жизни и воспитания для нее в жизни земной. Этот мир есть место осуждения и праведного, но снисходительного, наказания за первое преступление Адама. Смерть же есть упокоение от мучительных тягостей мира. Главнейшее наше дело – жить Богоугодно и стремиться получить чрез Господа нашего Иисуса Христа полное благобытие, которое потеряно всем родом человеческим в первозданном Адаме. Мы должны признать в себе отсутствие этого благобытия, с воплем крепким и со слезами взыскать его от всей души и всего помышления своего. Благобытие есть плод Святого Духа и состоит в любви, радости, мире, долготерпении, вере, благости, милосердии, кротости, воздержании. Эти свойства даруются нам Христом в Духе Святом, лишь человек праведный, кроткий, благой, сострадательный, милостивый, щедрый, долготерпеливый, незлобивый и человеколюбивый достоин Бога. Мы и рождаемся для того, чтобы приобрести эти качества души. При наличии их мы входим в единение с Богом, участвуем в Его святости и достигаем полноты благодатного состояния или обожения. Нам надлежит стремиться к очищению самих себя покаянием и смирением, чтобы соединить с Единым и Преблагим Богом все наши чувства воедино. Тогда все Божественное мы познаем и уразумеем зрением, слышанием, созерцанием и откровением. Ни один человек, сам по себе, – не имеет в себе ничего из того, чем бы мог спастись, – ни праведный, ни грешный. Сам Бог говорит: «Кого миловать, – помилую, кого жалеть, – пожалею». Давид, исповедуя это, взывает к Богу: «Господи, Боже спасения моего!» Спасение в этом, чтобы стать причастником Божией святости. Подаяние же святости состоит в Божией воле. Ее удостаиваются не имеющие никакой кривости в помышлениях и направляющие к Богу свои сердца.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

Слово в Неделю по Рождестве Христовом Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Священномученик Иларион, небесный покровитель нашей обители писал, что «праздник Рождества Христова не есть воспоминание рождения на земле великого учителя в идиллической обстановке вертепа. Нет, это величайшее торжество о совершении великой благочестия, т.е. религиозной тайны: Бог явился во плоти (1 Тим. 3, 16) ». Событие Рождества Христова не было ни случайностью, ни исторической неожиданностью. Оно было исполнением обещания, произнесенного Богом еще в раю нашим прародителям, о том, что Семя Жены, тое есть Сын Матери Божией сотрет (поразит, сокрушит) главу змия . Ожидание исполнения сего обетования было долгим и томительным. Множеством святых мужей Божиих – пророков в Духе Святом предсказали, каким будет это великое событие, каким будет ожидаемый Мессия, тем самым укрепляя и утешая народ в этом ожидании. Среди этих пророков, которых Церковь именует и великими и малыми, был и ныне чтимый святой царь и псалмопевец Давид, прямой предок Царицы Небесной. «Богоотца вси восхвалим, Давида царя, из него бо пройде жезл – Дева. Из Нея возсия цвет – Христос» – так величает храмовое песнопение святого именинника. Жизнь Давида была наполнена и ратными подвигами и заботами о государственном устройстве, тогда еще полукочевого еврейского народа; были в его жизни и тяжкие грехопадения, были и примеры такого покаяния, которое и до ныне для нас остаются высочайшим примером и уроком. Сам будущий царь происходил из семьи старейшины города Вифлеема Иессея. Будучи самым младшим из восьми его сыновей он пас овец. Святой Давид от юности был кроток и боголюбив. Уже в юные годы в минуты досуга он, играя на псалтири, от избытка сердца слагал под ее звуки славословия Богу. За эту великую любовь к Богу, Господь избрал его себе царем и через пророка Самуила помазал его на царство и на пророческое служение. Это вызвало в царе Сауле ревность и от этого времени Саул, от которого отступил Дух Господень, мучился завистью и унынием .

http://pravoslavie.ru/43975.html

Содержание Глава I 1. Предварительные замечания о происхождении рассматриваемых религий.-Предки Будды.-Исторические и мифические свидетельства о его рождении. – Детские и отроческие годы Будды.-Душевный переворот и бегство в уединение.-Озарение аскета.-Победа над искусителем и первая проповедь 2. Происхождение Мохаммеда. – Впечатления детства.– Путешествие и женитьба.-Значение иудейства и христианства для склада его религиозных верований.-Влияние на них же эпилепсии «про­рока».– Первые его неудачи в распространении новой веры.– Несколько замечаний о нравственных качествах Мохаммеда сравнительно с Буддой 3. «Книга родства И. Христа».-Его происхождение «от Духа Свята и Марии Девы». – Безгрешность Богочеловека. – Его дет­ство и отрочество.-Крещение от Иоанна.-Искушение от диавола. – Значение этих событий.-Аналогичность священных повествований в рассматриваемых религиях и соображения в пользу божественности христианства Глава II 1. Буддийское учение об искуплении.-Уничтожение каст.– Причины успеха проповеди Будды.-Монашество.-Противники Будды.-Буддизм и браминство.-Взгляд на буддийскую этику 2. Мохаммед-проповедник единобожия.-Политическое значение его проповеди.-Геджра, и значение этого события в жизни Мохаммеда. – Отношение Мохаммеда к христианству. – Фатализм.-Коран.-Учение об Аллахе.-Средства распространения ислама.-Последние дни Мохаммеда.-Заключение 3. Выступление Господа Иисуса на проповедь. – Характери­стика Его учения по сравнению с буддийским и мохаммеданским.-Проповедь о царстве небесном.-Христианское «обращение“. – Искупление и его отличие от буддийского. – Чудеса Христовы, возражения против чудес, отличие последних от мусульманских.-Общее заключение о рассматриваемых религиях Глава III 1. Кончина Будды. – Его обоготворение. – Характеристика Будды.-Общественно-государственное значение буддизма.-История буддийской «церкви»: соборы, составление канона свв. книг и монашеских правил. – Светлые и черные дни буддизма. – Его распространение в Китае и в Японии. – Расколы. – Ламаизм.-Далай- и богдо- ламы.-Религиозный механизм 2. Смерть Мохаммеда.-Его внутренние качества и внешний облик.-Религиозный фанатизм мусульман и победы их над христианами. – Первые калифы. – Омайяды и Абассиды. – Турки Османлисы. – Падение Константинополя. – Эволюция исламского вероучения.-Реформаторское движение в мусульманском мире и порожденные реформой секты.-Гадания о будущем ислама 3. Несколько предварительных замечаний о бесценном значении принесенной Христом жертвы. – Глубина прародительского грехопадения и его тяжкие последствия.– Невозможность «культурного» самоискупления,– искупления посредством ангела или какого-либо другого тварного существа и потребность в Искупителе-Богочеловеке. – Вопрос о причине страданий Искупителя.– Их добровольная неизбежность и необыкновенная тяжесть.– Решение возражений против Божия правосудия и страдания Невинного за виновных. – Смерть и воскресение Христовы. – Заключение  

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

Соловьевская концепция пасхального догмата связана с той интерпретацией христианства, по которой последнее являет собою религию «богочеловечества», высшее откровение Бога в истории и мире вообще, создание нового, так сказать, биогенетического вида, в противоположность разумно-человеческому, животному, растительному, неорганическому – взятым в обратном порядке эволюции. К такой системе привели Соловьева, помимо оснований веры, библейского и святоотеческого учения, соображения собственного, «теоретического» разума, выходящего из идеи космоса: оправдываемой наблюдением всюду царствующего прогресса. Несмеловская концепция Воскресения Христова утверждается в противоположность Соловьевской, на антропологической оценке христианства, по которой оно является религией «спасения», восстановлением первоначального плана Божественного смотрения о мире и человеке, нарушенного грехопадением прародителей и злою волею падшего духа. Такое сотериологически-антропологическое понимание христианства имеет для себя еще более оснований в Священном Писании и церковном учении, но избрано оно было проф. Несмеловым, в качестве личного мировоззрения, по требованию собственной «сократовски-практического» разума, и исходящего из самопознания человека, как носителя идеи добра. Имеющая быть нами изложенной концепция пасхального догмата отправляется от иного воззрения на христианство, не умещающегося ни в рамки Соловьевской, ни в грани Несмеловской систем, ища не отрицающей в точки соприкосновения, опирающегося также на богооткровенно-патристическое учение, но лежащего в иной, мистической, плоскости разума. В противоположность идеям «космоса и человека» отправным началом является здесь Само Божество, опытно-динамически опознаваемое истинной религией в качестве высшей, благой силы – любви. «Космологизм» и «антропологизм» предшествующих систем заменяются здесь ориентацией, в которой Божественная сила любви иметь центральное и вместе отправное значение. «Разум» и «добро» передают свой приоритет благу. Статически понимаемые «реальности» уступают место динамическим, актуальностям. «Прогрессу» к «спасению» противопоставляется столь же всеобъемлющий акт последовательного самоограничения. Божества, или жертвы во все большее и большее благо твари.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Tube...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010