2 Ноября. 78. Как мало у нас дерзновения при совершении Св. Таинства Евхаристии! Умственно сопоставил я сегодня свое вялое, леностное, унылое служение с полным небесного огня, живости, дерзновения и силы служением великого светильника наших времен, о. Иоанна (Сергиева). Какими пигмеями жалкими выступаем пред ним мы, пред его величием и Богоугодностию! Каким страхом, дерзновением и умилением проникнуты все его возгласы и действия при священнослужении! Он как бы не просит, а прямо требует у Господа того или другого, и... получает невозбранно. Боже! научи нас с такою же силою совершать Твое таинство всегда! 2 Ноября. 79. О, как пагубно для души всякое празднословие, многословие, смех, веселость, гортанобесие! Как убивается ими молитвенное настроение, ревность, пламенность, умиленность и сосредоточенность служения Господу! Что для почивающего сном шум и неистовство, то для души почивающей в Господе – смехотворство и празднобеседование… 2 Ноября. 80. Призывая в молитве невидимых нам друзей Божиих, не забудем прибегать к ходатайству и видимых другов Его и наших – нищих и нуждающихся братий наших. Поможем им и деньгами, и ласковым словом, которое многие из них так редко слышат, – и возопиют они о нас ко Господу, и Он, не видя в самих нас достойного Его милостей, ради милуемых нами не отвратится от нас. Скажи им просто: „на-те, родные мои, св. милостыньку и молитесь за меня: имя мое – „окаянный грешник!...“ 3 Ноября. 81. Избегай ставить себя в шутливые, излишне словоохотливые и смехотворные отношения к ближним твоим. Через это в присутствии их, напр. при Божественной Литургии, смутишься духом и, вспоминая свое гортанобесие, потеряешь кроткого Духа Божия. Будь всегда со всеми строго сосредоточен, серьезен, хотя и не угрюм, любезен, но и умерен в веселии, ласков, но и не многословен, не смехотворен. Учись всему сему от пастыря о. И. Сергиева. 3 Ноября. 82. На вопрос. почему один пастырь уклонился однажды от священнослужения, он ответил, что не нашел в себе подобающего настроения.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

Достойны или недостойны мы приступать к причащению Св. Таин, Тела и Крови Христовой – об этом судить предоставлено священникам при Таинстве Покаяния. А сами себя почитающие недостойными и сами себя удаляющие от Причащения подобны еретикам и язычникам. Как избежать искушений перед Причастием? Перед Причастием враг искушает душу нашу; но прибегайте скорей к Богу – и Господь поможет вам и изгонит врага из сердца. Как мне быть, когда я не знаю, крестили ли меня в детстве или нет? Надо креститься, но с условной формой: «Аще не крещен». Можно ли соборовать больного, когда он без сознания? Судя по тому, что больной, над которым совершается Таинство Елеосвящения, должен перед елеосвящением приготовиться исповедью, а по совершении Таинства причащаться, нужно думать, что елеосвящение над человеком без сознания невозможно. Почему иногда глумятся над тем, кто часто исповедуется? «Враг человеческого спасения излил свою злобу на работающих Господу Богу, – отвечал иеросхимонах Александр Гефсиманский. – Он понимает великую пользу для души, какую приобретает человек через исповедание своих дел… Но поверь несомненно: на общей исповеди в один раз где же все припомнить, все недостатки, чтобы получить достойное врачевание всех душевных пороков? Это много удобнее при постоянном наблюдении над собою и постоянной исповеди своему духовнику». Все мы, без исключения, можем подражать этому пустыннику! О грехах В образцах исповеди часто употребляется слова «поздноядение», «раноядение», «скверностяжательство», «смехотворство», «гортанобесие» – объясните, что это значит? Поздноядение – это вкушение пищи после захода солнца. Раноядение – вкушение пищи до обедни. Скверностяжательство – это когда человек творит скверный (неправедный) прибыток. Смехотворство – смеяться самому и вызывать смех у других, шутить, рассказывать анекдоты. Гортанобесие – долгое удерживание приятной пищи во рту, когда вы не решаетесь проглотить ее, наслаждаясь вкусом. Что же: пища, деньги и слава – грех? Не пища зло, а чревоугодие; не деньги, а сребролюбие; не слава, а тщеславие; в сущности зло происходит от злоупотребления, говорит преподобный Максим Исповедник . – Прп. Максим Исповедник . Четыре сотни глав о любви. Сотница третья//Добротолюбие, Т. 3. Изд. Русского на Афоне Пантелеимонова монастыря, 1905.]

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Morda...

Если мы сами себя проанализируем, сколько нашего внимания занимает пища, мы поймем катастрофичность положения. И вот цель – сделать человека свободным от этого фундамента плотского бытия, чтобы дальше можно было преодолевать уже какие-то другие страсти. В этом, конечно, есть радость обретения свободы, некоего освобождения, облегчения. Утучненная душа – хуже взлетает. Один святой говорил, что если ты крепко поел, даже не вздумай молиться, у тебя ничего не получится. То есть радость в том, что дается после того, как человек получил навык воздержания, а не в самом воздержании. А если радость в самом воздержании – это беда, это как раз фарисейство, тщеславие. – Сейчас существует такое разнообразие постных продуктов, что можно и пост-то не почувствовать или просто объесться постными продуктами? – Пост состоит из двух направлений. Первое – это ограничение в качестве пищи, то есть мы не потребляем некоторых продуктов; второе – ограничение в количестве. То есть в пост безусловно надо есть меньше и, в общем-то, не очень важно что. Должно есть постную пищу, но не много. У аввы Дорофея говорится, что страсть чревоугодия делится на два вида – гортанобесие и чревобесие. Гортанобесие – это, когда неважно сколько, важно вкусненько и с удовольствием, а чревобесие – когда неважно вкусно или нет, важно, чтобы много. Надо преодолевать и то, и другое. Все эти советы известны: надо вставать из-за стола с чувством легкого голода, не наевшись досыта. Конечно, нельзя объедаться. Особенно если готовитесь к причастию. Поесть немного, чтобы были силы, но чтобы эти телесные силы не закрыли собой духовные силы человека. – А почему тенденция к смягчению поста в еде свойственна тем людям, которые давно ходят в церковь? Вот строгость поста почему-то соблюдают именно те, кто только начинают поститься. – Вы знаете, это две тенденции, с которыми человек сталкивается в своей жизни. Одна из них – это действительно некое искушение расслаблением: «я достиг, я попостился, у меня получается, это для меня пройденный этап» – некое расхолаживание. И если ослабление в посте случается по этой причине, это нехорошо.

http://pravmir.ru/post-shkola-svobodyi/

Ступени Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 32, 2002 26 ноября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 32, 2002 Сейчас принято оперировать понятием стиль жизни, которое, как правило, сводится к совокупности дорогостоящих, но настоятельно рекомендуемых рекламой удовольствий и приспособлений для получения этих удовольствий. Если же попытаться обнаружить то общее, что свойственно всем навязываемым разновидностям стиля жизни, то, пожалуй (за исключением тех видов чревоугодия, которые близятся к гортанобесию 1 ), объединяет их спешка. Очень хочется выучить английский за 59 часов (рань­ше реклама обещала 60, но “рынок диктует”), что невозможно, и быстренько улучшить свою внешность до неузнаваемо­сти, и без всяких усилий мгновенно сбросить половину веса и уже никогда не набирать, чего также не бывает, и разом исцелиться от всех болезней… и вмиг очистить не только тело, но и душу, — раз и навсегда. Мгновенное очищение души обещают не только целители, но и “духовные” руководители многочисленных сект, оккультных или возводящих себя к протестантизму, но отошедших от него настолько далеко, что их христианский характер становится сомнительным, если не отрицается несомненно. Их успех отчасти объясняется именно тем, что они идут в ногу с веком сим — и идут, торопясь изо всех сил; и общий их девиз — быстро и окончательно. Между тем православное понимание возрастания души, очищения ее от греховности ради вечного спасения в Боге основывается на принципе постепенности (об этом свидетельствует и сам термин, исходящий из представления о росте как процессе природном 2 и медленном) и определяется как путь (а не скачок), как восхождение, то есть движение вверх, сопряженное с усилием, необходимым для преодоления силы тяготения, естественным образом влекущей вниз, — ибо Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф 11:12; ср. Лк 16:16) 3 . Недаром одно из самых авторитетных православ­ных духовных руководств носит название Лествица 4 . Преподобный Иоанн выработал аскетическую систему, основанную на принципе умеренности: он был против сужения круга дозволяемой пищи, но советовал ограничивать в разумных пределах ее количество, и не проводил ночи напролет в бодрствовании, поскольку это может привести к повреждению ума, но спал не дольше, чем необходимо для поддержания сил, и не на голой земле, а на скромной постели. Преподобный говорил, что главный аскетический подвиг — это смирение перед Господом. Аскетика преподобного Иоанна Лествичника — хороший пример того срединного, царского пути, придерживаться которого всегда советуют святые Отцы.

http://pravmir.ru/stupeni-zhurinskaya/

...Душа, не порабощенная страстями, вся свободна, вся боговидна, вся господственна, вся световидна, вся обрадованна, богособранна, богорастворенна, небесна. Не такова душа, порабощенная и возобладанная страстьми – тиранами... Приемля повеление от демона, она беспрекословно делает повеленное (прп. Феодор Студит , 93, 342). Похоти же плотской, брачного или безбрачного смешения, сластей, гортанобесия, чревоугодия, многоспания, леностного бездействия, щегольства и многого другого подобного не тело ищет... но ищет этого душа посредством тела, приятным то себе находя, и услаждается тем, так как тесно соединена с этою перстию, т. е. телом, любит валяться в чувственных скверностях, как свинья в нечистотах, и жаждет сластей плотских, по причине сего соединения с перстию (прп. Симеон Новый Богослов , 77, 351). ...Всякая страсть и всякий грех оскверняют одежду души нашей и изгоняют нас из Царства Небесного... (прп. Симеон Новый Богослов , 77, 402). Источник. Источник. Когда ослабнут бразды владычественнейших (высших) чувств, тогда тотчас поднимается восстание страстей и приходит в движение действо раболепнейших (низших) чувств. Ибо обычно неразумным сим (чувствам), разрешась от уз воздержания (или удержания и обуздания), бросаться на предметы страстей и пастись на них, как на смертоносных пажитях... (прп. Никита Стифат , 94, 83). ...Душа не по причине красивых лиц, но по причине в ней самой залегшего расположения к сему злу подвергается крайне сильному влечению и тревоге страсти (прп. Никита Стифат , 94, 95). Страстные навыки суть задатки адских мук... (прп. Григорий Синаит , 94, 187). От произвольного содружества с грехом и от произвольного общения с духами отверженными зарождаются и укрепляются страсти... (свт. Игнатий Брянчанинов , 39, 291). Источник. Страсти – знамение греховного смертоносного недуга, которым поражено все человечество (свт. Игнатий Брянчанинов , 39, 528). Источник. Всякая страсть есть преступная любовь, есть преступное усвоение какому-либо виду греха (свт. Игнатий Брянчанинов , 43, 436). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Господь создавал человека совершенным по Своему Образу и Подобию. Однако грехопадение изменило человека — его тело приобрело «плотяность», «дебелость» по слову Отцов. Цикл «питания-выделения», безусловно, является свойством падшего мира. Святой Григорий Палама пишет, что «наслаждение, идущее от тела к уму, делает весь ум телесным, нисколько не освящаясь от слияния с высшим, а, наоборот, предавая уму свою низменность, от чего и весь человек становится «плотью»». Хотя потребность в пище и относится к естественным страстям, современный человек редко удовлетворяется простым насыщением, а волей-неволей впадает в грех чревоугодия, в форме как чревобесия (стремления к поеданию большего количества), так и гортанобесия (гурманства). Более того, человеческий организм устроен таким образом, что само по себе переваривание пищи (особенно тяжелой) требует усиленного кровоснабжения пищеварительной системы, что снижает кровоток, например, головного мозга. Как пишет прп. Григорий Синаит: «Когда стомах (желудок) отягчен бывает и ум чрез то помутится, тогда не может человек творить молитву крепко и чисто». Здесь, кстати, кроется ответ на вопрос, почему рыба «постнее» мяса. Мясо содержит тугоплавкие жиры, и на его переваривание требуется большее количество энергии, а значит и более длительное перераспределение кровотока. Таким образом, стяжание молитвы, стяжание Благодати является наиважнейшей целью поста. Пост без молитвы превращается в бессмысленную диету, которая в условиях хронического стресса, свойственного миру сему, не сможет покрыть потребность человека в питательных веществах (в среднем умеренный стресс повышает энергопотребность организма на 10%). Молитва же, стяжая Благодать, выводит человека из «юрисдикции» мира сего. Старец Иосиф Ватопедский, комментируя прп. Никиту Стифата, говорит: «Когда Благодать воздействует на душу человека, она изменяет свойства сущего. Благодать, входя в ум и душу, воздействует на тело, у которого на начальной стадии духовной жизни укрепляются природные силы и умножаются возможности».

http://pravmir.ru/post-mezhdu-golodom-i-...

Радует, что в нашем приходе люди чувствуют ответственность за храм. Слава Богу, наши мужчины все умеют делать сами. Сегодня, например, перегоревшие лампы кто-то уже поменял.  Надо было поставить утепленные двери. Люди несколько месяцев собирали деньги. Собрали и поставили. И так во всем. Это нормальное явление. Поскольку каждый человек, который ходит в церковь, член общины, точно такой же хозяин храма, как и я, и они должны любить церковь, как и свое жилище. Обжоры и срочное избавление от лукавого Стараюсь объяснять, что честнее назвать один грех, который действительно искажает твою жизнь, чем читать по записочке: —  мшелоимство, гортанобесие, тайноядение и так далее. Да не надо говорить такие непонятные слова, прятаться за «гортанобесием и неправдоглаголанием». Скажи просто – я обжора, или — я лжец. Как-то пришли к нам верующие из другого города со списками грехов на два, три листа.  Я уже такого давно не видел. «Фотинья», — представляется женщина. «Вы монахиня?, — спрашиваю, — Нет? Значит Светлана. А записочки о грехах спрячьте, давайте своими словами, так будет честнее перед Богом». Она не обиделась, искренне  исповедовалась. У нас есть интересный мальчик, Никита, пономарь, в алтаре прислуживает. Такой маленький философ.  И вот в конце службы мы соборно читали  благодарственные молитвы после причастия. Один священник стоял на солее и давал крест прихожанам, а другой священник разоблачался в алтаре. После благодарственных молитв была прочитана молитва «Отче наш» и надо было сделать возглас: «яко Твое есть Царство и сила и слава во веки веков. Аминь».   Никита подходит к священнику, который разоблачается (это был гость из другого прихода) со словами: «Батюшка, избави нас от лукавого». Тот не понимает ничего. Никита вновь: «Батюшка, избави нас от лукавого». Священник аж испугался: что с мальчиком, кого от чего избавлять?! А потом сообразил, что прослушал и не подал возглас. Про хрямзиков Тяжело, когда у наших церковных детей начинается переходный возраст. Я всегда глубоко переживаю, когда вижу, что они начинают меняться. Еще привык, что они  дети, а они уже выросли. И это каждый раз, каждый год. Я никак не привыкну, что дети могут взрослеть.

http://pravmir.ru/protoierey-aleksandr-p...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Гортанобесие — вид чревоугодия , гурманство (пристрастие к изысканной пище), страстное наслаждение пищей (неестественно долгое удержание пищи во рту с целью наслаждения вкусом, неумеренная еда с целью услаждения вкусом. Неизвестный художник. Обжора. 18 век Цитаты о гортанобесии «Есть два вида чревоугодия: первый, когда человек ищет приятной пищи, и не всегда хочет есть много, но желает вкусного; второй, когда кого борет многоедение, – и он не желает хороших снедей, и не заботится о вкусе их, но хочет только есть и есть, не разбирая, каковы снеди, и заботясь только о том, чтоб наполнить чрево. Первый называется – гортанобесие, а второй – чревобесие. – Кто хочет восприять пост во очищение грехов своих, тот должен избегать обоих сих видов чревоугодия; ибо ими удовлетворяется не потребность тела, а страсть, и если кто предается им, то это вменяется ему в грех». преподобный Авва Дорофей «Стало принято употреблять в пищу соевые продукты, которые по химическому составу как бы «постные», а вкус имеют продуктов скоромных – масла, молока, майонеза и так далее. Не гортанобесие ли это? Думается, что да, в чистом виде! Посудите сами: эти продукты не имеют той питательной ценности, какую имеют продукты скоромные, а лишь имитируют их. Что же они питают, будучи «пустышками»? Только вкус, иными словами – страсть». игумен Никон (Головко) Литература по теме Близкие понятия Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/gortanobesie

Вот почему, кажется, не здесь, но там – надлежит ожидать нам полной радости; не на земле, но на небе – после нашего воскресения; там, где уже не будет ни греха, ни слез. Не надобно забывать того, что еще живут на земле враги наши: грехи и диавол; а потому надобно помнить и другое слово Писания: «радуйтесь, но со страхом радуйтесь» ( Пс.2:11 ). – Скажешь: «какая там радость, где страх»? – Что делать? – Если есть враги у нас, то поневоле их надобно бояться. Разве можно без страха пройти мимо той пещеры, в которой живут лютые звери? – Разве можно без страха пройти чрез тот лес, в котором живут разбойники? – Можно ли, поэтому не бояться мира, если в нем царствуют соблазны и искушения? – Можно ли не страшиться своего тела, если в нем есть страсти? – Утих было немного, в протечение святой Четыредесятницы, шум, суета и клики в мире; но посмотрите, что будет далее? Замолкли было на время страсти от поста и молитвы, – посмотрите: как они заговорят? Поэтому – если увидишь, что соблазнительное – поскорби, и отвращай скорее очи свои в сторону. Услышишь, что не подобное, – закрывай слух. Увидишь роскошный стол, покрытый яствами и напитками, – вкушай и пей, но помни о чревобесии и гортанобесии. Увидишь пляски и увеселения – не ходи на путь нечестивых. Одевайся благоприлично в новую одежду – ради праздника; но бойся тщеславия и гордости. Не давай диаволу повода и случая, и оружия – опять забросит на тебя сеть, уловить тебя на петлю греха. Радуйся со страхом и трепетом; ибо из тех же белокаменных палат можешь переселиться на кладбище, вместо красивых нарядов переодеться в погребальные пелены; из-за стола подняться и лечь во гроб; из объятий друзей впасть в руки демонов: на лице и наружно радуйся, а внутри побаивайся. Окажи мне: видел ли кто Христа смеющимся или веселящимся? Видели, что Он плакал и над Иерусалимом, и над Лазарем. Плачет Он и над нашим городом, и над нераскаянным грешником и грешницею. Ведь нам надобно пройти тот же прискорбный путь, который Иисус Христос прошёл; так же пострадать, если не на кресте, то под крестом; так же умереть и воскреснуть.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010