«Не надевай одежды, сделанной из разных веществ, из шерсти и льна вместе» ( Втор. 22: 11 ). Опять об искусственной пище. Можно ли монаху вкушать искусственное мясо? Вкушать искусственную пищу, например, искусственное мясо, изначально не было благословлено Богом. Человек его вкушает на свой страх, он как бы искушает Бога: то ли заболею, то ли нет. То ли заболеют мои дети или внуки, то ли нет. А правнуки? Но, главное, мы воздерживаемся в пост не только от жирной пищи, но и от вкусной и сладкой. А мясо из сои услаждает вкус, приятно для гортани. Это искусственное лакомство. Сей грех именуется гортанобесием. Итак, искусственное мясо - не постная пища, хотя и не жирная. Впрочем, при современном развитии технологий, уже производят из растений или растительных веществ «подлинное мясо», со всеми жирами, калориями, как и в мясе животного. Из растений делают кулинарный животный жир, такой же, как и из животных. Молоко, сливочное масло и сыр могут сделать из пальмового масла. Это постная еда? В некоторых растениях есть животные жиры в малых долях, и люди научились извлекать эти жиры. Уже научились вводить в растения гены животного и в животного гены растения, производят геномодифицированные объекты (ГМО), «продукты» измененные или насыщенные другими свойствами, коих не было изначально. Научились из человеческих уметов, экскрементов получать масло. Можно ли его есть, не оскверняясь в совести? То же, что и о соевом мясе, нужно сказать и о созданных из сои (или генетически измененной сои) молоке, сыре, майонезе. Они могут вредить и телу, ибо генетически измененные растения и животные не имели благословения Божия при сотворении мipa. Господь Бог благословил то, что Сам сотворил, создал в дни творения. А наше творение благословлял ли Творец? Могут ли искусственные огурцы быть так же полезны, как огурцы естественные, произведенные землею, по слову Бога-Творца? Нет, человеческое творчество никогда не сравняется с творчеством Божиим. Длинные, полуметровые огурцы, водянистые, без вкуса, никогда не сравняются с огурцами, которые растут на наших грядках со времен Адама и Евы.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/03/11/mo...

Николай Тихонов 14 февраля 2018, 15:13 Людей главное не кушайте. Наталия 14 февраля 2018, 14:36 Кстати, хотела сказать. Пощусь всеми постами не первый год. Но никакой духовной пользы от пищевого поста не вижу вообще. Что котлету съем, что капусту - как были те же грехи, так и остаются. Разницы ноль. А нам, в т.ч. в данной статье говорят, что пищевой пост способствует борьбе со грехами. Но в реальной жищни этого нет вообще. Совсем. И так еще у многих, я спрашивала. Кто-нибудь знает, почему пищевой пост на деле не приносит никакой духовной пользы? Павел 14 февраля 2018, 14:33 Страдаю от сего греха, спаси Господи за материал. Учту на ближайшее будущее. Н.М. 14 февраля 2018, 14:27 Спасибо Владимир, просветили. Не понял про грызунов - бобра и свинку. Их можно в пост или это послабление? Надежда 14 февраля 2018, 13:20 Искренне считаю,что пост должен быть " по силам " . Может кто-то впервые будет поститься и для него и просто продержаться вкушая постную колбасу уже подвиг. Все таки это длительный пост и силы и обстоятельства у всех разные. Уж наверное лучше поститься и есть постную колбасу чем не поститься вообще. Все индивидуально. В монастырской кухне то же показывают очень разнообразные блюда и постные сладости. Это наверное личное дело каждого, но такие статьи настраивают на ограничения! Андрей, 56 лет 14 февраля 2018, 11:53 Статья актуальная, спасибо. В иное время и картошка с луком может оказаться поводом к гортанобесию (в первые два дня первой седмицы Великого поста, например). Правда, нельзя впадать в крайности, и нельзя осуждать других, более немощных. Ольга 14 февраля 2018, 11:47 А вот у меня перелом руки и нужно есть желе, холодец и творог, а не то плохо будет срастаться. Я в полном недоумении как поститься. Буду конечно больше молиться, читать псалтырь. Полагаю автор мне посоветовал бы все равно соблюдать пост. Евгения 14 февраля 2018, 11:08 Я бы добавила об отце Паисии. Еще один оттенок. «…огород отца Паисия. Правда, он выращивал не все виды овощей, а только те, которые не требовали дальнейшего приготовления. Остальные были несовместимы с его подвижническим образом жизни». (Митрополит Месогейский и Лавреотикийский Николай. В каливе отца Паисия. http://www.pravoslavie.ru/95258.html)

http://pravoslavie.ru/110687.html

Многие из них носили грубые власяницы, облагали себя железными веригами, изнуряли тело непрестанными трудами. Осязание может быть проводником в душу греха и независимо от изнеженности тела. Говорим о грехах нецеломудрия. Нецеломудренный помысл бывает иногда порождением неосторожного прикосновения к лицам другого пола, или если он возник независимо от этого прикосновения, то усиливается от него. Иногда нецеломудренное осязание допускается под предлогом святого дела. Так христосование в дни пасхи есть святое дело, как выражение духовной радости и христианской любви по поводу великого праздника; но иные христосуются совсем не по этим духовным побуждениям, а по чувственным, – желают испытать приятное чувственное ощущение от прикосновения к устам лиц другого пола. Это можно назвать кощунством, которое отчасти напоминает гнусные обычаи некоторых сектантов, Христовой любовью прикрывающих грубое любострастие. Иногда грех нецеломудрия совершается посредством любострастного прикосновения к членам своего тела. Особенно молодым людям свойствен этот грех. Родители и воспитатели должны бдительно смотреть за своими детьми и предохранять их от этого в высшей степени гнусного и для здоровья вредного греха. Вкус и обоняние. Чувство вкуса имеет связь с питанием. Ощущение вкусности пищи и приятности питья дано для того, чтобы знать, что питательно для нас, что нет. Таким образом вкус не сам по себе имеет значение, но по отношению к питанию, – он есть средство для него, а отнюдь не цель. Но чувственный человек часто обращает средство в цель. Он, например, сыт, а все продолжает есть; он столько пил, что пора бы перестать чувствовать жажду, а он все продолжает пить сверх утоления потребности, и для того только, чтобы испытывать приятное ощущение от питья. На церковном языке этот грех называется гортанобесием, т. е. доведенным до чрезвычайности пристрастием к удовольствиям гортани, органа вкуса. В ком укоренено это пристрастие, тот заботится не о том, чтобы быть сытым и не чувствовать жажды, а о том чтобы возбудить и поддержать в себе приятное ощущение, доставляемое вкусом. Отсюда, именно из угождения вкусу, происходит неистощимая изобретательность в приготовлении кушанья и напитков, отсюда лакомство и объядение; отсюда привычка к пьянству, пагубная для здоровья, разорительная для хозяйства, вредная для семейного мира, враждебная целомудрию, ведущая пропившихся к воровству и подающая иногда повод к преступлениям тех лиц, которых пьяница выводит из терпения своим поведением. Недавно в Воронеже судима была жена, убившая пьяницу-мужа. Присяжные впрочем оправдали убийцу. Таким образом пьянство дало повод к двум преступлениям: одно лицо совершило убийство, другие признали убийцу не виноватой, поправ законы Божеские и человеческие, и поблажкой одной уголовной преступнице внушив надежду безнаказанности другим преступникам.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Иван 15 февраля 2018, 00:14 Думаю, вполне достаточно борьбы с чревоугодием. Надо же, слово какое придумали - гортанобесие)) Впадают в крайности. Такое бывает, когда вера переходит в фанатизм. Нет ничего зазорного в том, чтобы питаться полезно и вкусно, на то нам и даны Господом эти самые рецепторы. И постная пища может быть аппетитной, главное мера. Всем помощи Божией. Диана 14 февраля 2018, 23:58 По-моему тут слегка увлеклись обсуждениями о сластолюбии, обжорстве и гартанобесии, и о предстоящем Великом посте. Но давайте вспомним что все посты - включая Великий - могут быть во многом смягчены в случае болезни человека.Еслита или инаяеда небходимы человеку для поправки здоровья то ему МОЖНО ее есть...Во всяком случае пока этот человек болеет. Сергей 14 февраля 2018, 21:57 Для многих, это будет откровением. Но монашеская аскетика (серьёзная), не приводит к укреплению здоровья и продолжительности жизни. Прп.Паисий Святогорец, отказывался прервать сугубый пост, при ухудшении здоровья. Врач велел, а он отказывался. С болью,кровью и потерей здоровья, аскеты отвоёвывали у плотяной души, место для духа. Это реальная война не на жизнь, а на смерть. Автор рассказывает о методах ведения этой войны. А вот нужна ли она вам? И если нужна, то в какой мере - это сугубо личный выбор. Как бы хотелось укрыться от этой войны, за формальным соблюдением постного меню. Но это профанация. Лучший индикатор того что мы постимся, это " безрадостная " посадка за стол. Но это не для всех Ксения 14 февраля 2018, 21:29 Да... Очень серьёзно и актуально! Во всяком случае, для меня... Всё никак не могла определиться с причинами особого интереса к еде - всё оказалось не очень сложно. Впервые слово такое узнала -гортанобесие! Не могу не согласиться с теми, кто опасается болезней- сама такая! Однако для решения подобных вопросов есть добрые советчики - батюшка ничего не посоветует во вред, в том числе, и касаемо поста для болящих. Спаси, Господи, автора за своевременное вразумление! р.Б 14 февраля 2018, 20:58

http://pravoslavie.ru/110687.html

Итак, храни язык свой в чистоте и уста свои во святыне. А для этого возлюби молчание, которое любили все праведники. Чревоугодие Все мы любим вкусно поесть. И часто случается, что теряем чувство меры. Кто-то из нас склонен к перееданию, кто-то к излишнему лакомству, к разборчивости и капризам в еде. В главе о питании мы уже говорили об этом подробно. Пояснение Святые Отцы причисляют чревоугодие к восьми главным страстям. Святитель Игнатий Брянчанинов относит к нему: – объядение, пьянство, нарушение постов, тайноядение, лакомство; – неправильное и излишнее любление плоти, ее живота и покоя, из чего составляется самолюбие, от которого нехранение верности к Богу, Церкви, добродетели и людям. Люби дни постные и люби простую пищу. И при этом не забудь, что лишней или особо вкусной пищи часто хочет не тело твое, а душа. Тело, может быть, уже сыто и вполне довольно, а душа наша все еще требовательна, потому что грехолюбива. Это она может начать так капризничать, что, тебе будет казаться, будто ты умираешь от голода. Привыкни кушать просто, притом в определенное время, не переедая и соблюдая посты. Тогда и душа твоя не станет требовать для себя лишнего удовольствия, коварно обращаясь к тебе от имени желудка. Не станешь следить за этой страстью и обуздывать ее – можешь в конце концов испортить желудок, кишечник, печень. Посмотри, как тяжело приходится людям, страдающим излишней полнотой, они никогда не бывают здоровыми. А быть может, будь они с детства приучены к воздержанию в пище – им было бы легче. Борьба с чревоугодием Есть два вида чревоугодия. Первый, когда человек ищет приятности пищи и не всегда хочет есть много, но желает вкусного. Это называется гортанобесием. Другого борет многоядение, и он не желает хороших снедей и не заботится о вкусе их, но хороши они или нет, он хочет только есть их и не разбирает, каковы они, он заботится только о том, чтобы наполнить чрево свое. Это называется чревобесием. Авва Дорофей Поучения святых Отцов (о грехе чревоугодия) Так употребляй пищу и питие – при всех других осторожностях, – чтобы начальствовать над сластями, а не быть у них под началом, чтобы властвовать над плотию, а не быть во власти ее.

http://azbyka.ru/deti/uroki-o-zdorove-i-...

Господь исцелил несчастную, и это исцеление было тоже проповедью – безгласной, но самой сильной, воочию показавшей людям, что пред ними Великий Чудотворец, Мессия и Спаситель мира. Это сознавали и Его враги, и начальник сонмища, то есть первый из возглавлявших синагогу. Он с притворным негодованием воскликнул: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний ( Лк.13:14 ). Это были коварные слова. Старейшина синагоги как бы хотел сказать народу: «Какой силой совершает Иисус чудеса? Если эта сила Божественная, то почему Он нарушает закон Моисея и наш обычай, предписывающий ничего не делать в субботу? Не силой ли сатанинской и демонической творит Он такие дела?» Но Господь ответил ему, что если иудеи в субботу могут заботиться о нуждах своего скота, то как может оставить дела милосердия и любви хотя бы на один день Тот, Чье имя – Милосердие и Любовь? Братия и сестры! Женщина, сгорбленная до земли, как будто обвязанная тяжелой цепью и веревками своей многолетней болезни, является образом нашей греховной души, связанной сатанинскими узами; души, которая погрязла в грехах, которая ползает по земле, которая не может распрямиться и взглянуть на небо. Святые Отцы указывают на восемь главных страстей, восемь главных ран нашей души, восемь гнойных язв, отравляющих наш дух, восемь путей, которые ведут в ад, восемь ворот, через которые диавол входит в нашу душу и делает ее своим жилищем, делает ее мрачной и смрадной. Затем – шесть грехов, вопиющих к небу. Это те грехи, за которые наказание следует уже в этой жизни. Затем, четыре греха против Духа Святого – эти грехи не прощаются, и два сатанинских греха. Сегодня я вкратце скажу вам о восьми главных страстях. Первая, по учению святых Отцов, – это чревоугодие, когда человек не ест для того, чтобы жить, а живет для того, чтобы есть. Святые Отцы говорят: «Как тучная птица не может высоко летать, так ум чревоугодника не может чисто молиться и размышлять о Боге». Чревоугодие святые Отцы делят еще на несколько страстей. Во-первых, – чревобесие, когда человек хочет беспрерывно и как можно больше поглощать пищи. По словам преподобного Иоанна Лествичника, чревобесие – это притворство чрева, которое, будучи насыщено, кричит: «Я еще есть хочу». Затем – гортанобесие, когда человек из еды делает наслаждение, лакомство; тайноядение, когда человек лицемерно перед другими показывает свое воздержание, а будучи один, объедается; не вовремя ядение – раноядение. Затем, к грехам чревоугодия относится неблагоговейное поведение за трапезой: смех, шутки, брань и ругань, хула пищи. Также к чревоугодию относится употребление яств, которые вредны для здоровья. Св. Василий Великий говорит: «Пища нам дана для того, чтобы подкреплять тело, а не разрушать его».

http://azbyka.ru/propovedi/put-xristiani...

Обличая и порицая объядение, как греховное проявление страсти чревоугодия, святые отцы-подвижники строго предостерегают молодых «ревнителей не по разуму» ( Рим. 10:12 ) от пагубной его противоположности – самовольного «неядения» (голодания). Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин приводит следующее изречение преподобного Макария Великого : «Монах так разумно должен вести дело пощения, как бы имел прожить в теле сто лет; и так обуздывать душевные движения, – забывать обиды, отревать печаль, ни во что не ставить скорби и потери, – как могущий умереть каждый день» (Добротолюбие. Т. 2. С. 32). Третий вид чревоугодия есть стремление к лакомствам, называемое ещё гортанобесием. Здесь чревоугодник, пренебрегая пищей простой, недорогостоящей, стремится к наслаждению во вкусе и ставит это наслаждение целью своей всей жизни. Даже самое соблюдение установленных постов превращается в служение сластолюбию: люди богатые употребляют изысканные яства, разного рода лакомства по мере желания независимо от места и времени; люди бедные так же съедают лакомую пищу, как только она у них появляется, невзирая на время. Хочется напомнить, что речь у нас идёт не о поддержании жизненных сил, а о страсти чревоугодия; не об употреблении лучшей или худшей пищи, а о греховной роскоши. Богослужебный устав (Типикон) вырабатывался святыми отцам в монастырях и стал со временем обязательным для всей Церкви. В этом уставе есть указание о монастырской трапезе. Указание на Типикон содержится во всех богослужебных книгах. Так в конце служб великих праздников мы читаем: «На трапезе же бывает утешение братии велие» (Цветная Триодь. Неделя Антипасхи). Мясная пища монаху не положена (см., в частности, наставления отшельникам преподобного Антония Великого . Добротолюбие. Т. 1. С. 97). Однако в больничных условиях, где о страстях не может быть и речи, где речь идёт о восстановлении здоровья, потребного для духовного дела, монастырским уставом преподобного Пахомия Великого больничнику (старшему по больнице) вменяется в обязанность назначать болящему разную, в том числе и мясную пищу, если это необходимо для поправки здоровья (Древний иноческий устав преподобного Пахомия Великого . Правило 221. С. 141). Тот, кто гнушается мясом не ради подвига воздержания, по правилам Святой Церкви должен исправиться, иначе он отлучается от Церкви (Апостольское правило 51. Гангрского Собора правило 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Nikolaev...

Святые Отцы указывают на восемь главных страстей, восемь главных ран нашей души, восемь гнойных язв, отравляющих наш дух, восемь путей, которые ведут в ад, восемь ворот, через которые диавол входит в нашу душу и делает ее своим жилищем, делает ее мрачной и смрадной. Затем – шесть грехов, вопиющих к небу. Это те грехи, за которые наказание следует уже в этой жизни. Затем, четыре греха против Духа Святого – эти грехи не прощаются, и два сатанинских греха. Сегодня я вкратце скажу вам о восьми главных страстях. Первая, по учению святых Отцов, – это чревоугодие, когда человек не ест для того, чтобы жить, а живет для того, чтобы есть. Святые Отцы говорят: «Как тучная птица не может высоко летать, так ум чревоугодника не может чисто молиться и размышлять о Боге». Чревоугодие святые Отцы делят еще на несколько страстей. Во-первых, – чревобесие, когда человек хочет беспрерывно и как можно больше поглощать пищи. По словам преподобного Иоанна Лествичника, чревобесие – это притворство чрева, которое, будучи насыщено, кричит: «Я еще есть хочу». Затем – гортанобесие, когда человек из еды делает наслаждение, лакомство; тайноядение, когда человек лицемерно перед другими показывает свое воздержание, а будучи один, объедается; не вовремя ядение – раноядение. Затем, к грехам чревоугодия относится неблагоговейное поведение за трапезой: смех, шутки, брань и ругань, хула пищи. Также к чревоугодию относится употребление яств, которые вредны для здоровья. Св. Василий Великий говорит: «Пища нам дана для того, чтобы подкреплять тело, а не разрушать его». Святые Отцы учат: «Как человеку определить меру нужной для него пищи? Возьми столько, сколько ты привык есть до насыщения, раздели эту пищу на три части, съешь две части, а третью оставь». Другие Отцы говорят: «Вставай из-за стола, когда ты утолил голод, но еще не чувствуешь насыщения». Они также советуют: во время трапезы помнить о том, что Иисус Христос на Кресте вкушал уксус и желчь, и также думать о том, что придет время, когда само наше тело будет пищей для червей.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2176...

Есть такое зло под солнцем , что Бог даёт человеку богатство и славу, но не даёт ему Бог пользоваться этим . Не было бы богатства, не обидно было бы, что и пользоваться нечем. Что это за круг – Бог даёт тебе и не без твоего труда и заслуг, а пользуется тем чужой человек? Это не вписывается в правду, а праведности ещё нет. Где смысл? Нет, это – суета и тяжкий недуг! И нет от него исцеления. Сколько раз достигшему богатства и славы пели «многая лета», но сколь бы ни умножались дни жизни его , даже если произошло бы совершенно невероятное и прожил бы две тысячи лет , но при этом не наслаждался добром своим, счастливее была бы участь выкидыша ! Да, выкидыш – это очередная бессмыслица! Он напрасно пришёл в мир сей и тут же отошёл во тьму могилы и шеола. Его имя покрыто мраком , ведь оно и не было наречено. Он даже не видал и не знал солнца . Но даже при этой бессмыслице выкидышу покойнее, нежели тому богачу, который много обрёл, много пожил и не наслаждался добром . Богачи и славные цари вместе с выкидышами пойдут в одно место . Земля и шеол поглощают всех одинаково. Только одним при этом горе от ума, а другим всё равно. Одним на земле томление духа , а другим покойнее . А что будет там? …Нет! Всё это – суета и тяжкий недуг! Выкидышу покойнее, чем славному Соломону. Приехали. Все труды человека для рта его, а душа его не насыщается. Эти слова можно понимать двояко, смотря чей рот имеется в виду. Если рот человека , то ясно – все труды направлены на удовлетворение гортанобесия и чревоугодия. Гортань и чрево человека богато пируют, а душа его не насыщается , она бедствует и томится. Если же рот , в связи с предыдущими словами, относится к одному месту , к всепожирающей пасти земли и шеола, куда одинаково отходят и богач, и выкидыш, то там душа богача не насыщается , в том царстве теней она вечная скиталица, не имеюшая никакого пристанища. Какое же преимущество мудрого перед глупым? Или проще: «Чем мудрый лучше глупого?» Всепоглощающая пасть могилы делает эту разницу неочевидной.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   Вообще, при рукоположениях, как сами Апостолы, так и рукополагаемые постились. «Рукоположивше же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Котораго уверовали»  (Деян. 14:23).    Обращенный св. Апостолом Петром ко Христу Корнилий-сотник о видении им ангела говорит так:«Четвертаго дня я постился до теперешняго часа и в девятом часу молился в своем доме, и вот стал предо мною муж в светлой одежде и говорит: Корнилий, услышана молитва твоя» (Деян. 10:30—31).    Полагаем, что и этих немногих мест достаточно для утверждения нас в той истине, что святые посты вполне согласны с учением Слова Божия, душеспасительны и Богу приятны.    Как же можно после этого отвергать посты?    Но вот, что замечательно, так это данные современной медицины, свидетельствующей, насколько посты полезны не только для души, но и для тела.    В современной медицине может считаться вполне установленным фактом, что большинство наших телесных болезней происходит от невоздержания - от того, что мы злоупотребляем пищей и питием — едим и пьем гораздо больше, чем это нужно для подкрепления нашего тела и его сил, а часто едим и пьем то, что приносит нашему телу несомненный вред, едим для услаждения вкуса (грех гортанобесия) или для наполнения нашего чрева (греха чревобесия, или чревоугодия), а не для утоления естественного чувства голода, и для укрепления сил. Вся эта излишняя, потребляемая нами пища и питие, служат причиной самых разнообразных болезней нашего тела, вызывает преждевременное одряхление и приводит к смерти. Не говорим уже о пище и питии, которые кажутся нам приятными на вкус, но приносят явный вред, служат как бы отравой для нашего телесного организма и медленно, но верно нас убивают.    Весьма интересна ставшая в последнее время модной система лечения голоданием, причем голодание продолжается 40 дней, как наши многодневные посты.    Один из выдающихся русских врачей засвидетельствовал, что гигиена и медицина вместе с медицинской статистикой не только не относятся отрицательно к христианскому посту, но напротив того — вполне подтверждают его величайшую пользу в отношении телесного здоровья человека. Статистика показывала, что в прежней дореволюционной России наибольшим здоровьем и наибольшей продолжительностью жизни отличалось именно духовенство и монашество, как наиболее строго выполнявшие все посты, установленные Церковью («Голос Истины» 4 за февраль 1913 г. статья Др. Пясковского).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2766...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010