В Сочельник нередки голодные обмороки (гипогликемические состояния, связанные с падением уровня глюкозы в крови), а в Рождественскую ночь народ начинает активно разговляться. И если у людей, пост не соблюдающих, новогодняя трапеза превращается просто в обжорство, то человек православный, воцерковленный, не только предается любимому греху чревобесия, впихивая в себя неимоверное количество пищи, но и сочетает его с грехом гортанобесия, желая усладить себя некоей пищей необычной. Но, поскольку в нашей стране, зимнее гортанобесие неразрывно связано с пищей жирной и жареной, а цены растут, то на столе красуется чаще всего не молочный поросенок или ягненок, а полноценный шмат запеченной жирной свинины и пресловутый тазик оливье. Здравствуйте, дедушка холецистит и братец панкреатит. Все вышесказанное не означает, что «Скорую» вызывать не надо. Если заболели, то надо. Просто желательно самому себя в болезнь не загонять. И всегда нужно помнить о том, что «Скорая» – это не бесплатное маршрутное такси «квартира – больница». Необходимость госпитализации определяет прибывший медработник, исходя из состояния пациента. Следует знать также, что «Скорая» (не только она, но она в первую очередь) работает строго по регламентирующим документам, поэтому вызывать бригаду на «провериться» не следует. На «Скорой» приезжает фельдшер или врач-специалист по неотложным состояниям, сам он в вашей патологии досконально может не разбираться (не его специальность), неотложного состояния нет, а госпитализировать вне этого состояния регламентирующие документы прямо запрещают. Но, если бригада предлагает госпитализацию, – ехать надо. Значит, есть причина. Бояться того, что «в больнице никого нет» не следует: дежурная бригада присутствует, следовательно, необходимая помощь будет оказана. Кроме того, часть дней в больницах присутствуют не только дежуранты, но и заведующие отделениями и лечащие врачи (по графику рабочей субботы). Также организована работа территориальных поликлиник. Следует помнить и о том, что во многих городах (в частности, в Москве) существует круглосуточная служба неотложной медицинской помощи при поликлиниках, в задачу которой входит оказание помощи при состояниях, не угрожающих жизни (температура, понос, подъем артериального давления, различные боли и т.д.). Там всегда приезжает врач, а не фельдшер.

http://pravmir.ru/novogodnie-prazdniki-g...

Второй аргумент в поддержку воздержания от животных продуктов, в том числе рыбы, который также напоминает вегетарианство, заключается в том, что таким образом предотвращается жестокое обращение с животными: «Мысль о том, что хотя бы 50 дней ради меня никого не убивают – греет. И пока я пощусь легко и радостно с этой мыслью» (Вегетарианство и православный пост, 2018b). Такие объяснения редки, даже экзотичны, но они очевидно не совпадают с установившейся церковной позицией по вопросу употребления в пищу мяса. Хотя такие аргументы выглядят поддержкой традиционного поста, на самом деле они двусмысленны. Православный пост – не веганство, рыба – в отличие от молока и яиц – общепринятый постный продукт. Таким образом, защита животных может легко стать аргументом против традиционного поста, в пользу употребления молочных продуктов и неоплодотворенных яиц. Аргументы, приведенные ниже, еще более двусмысленны. Сторонники традиционного поста часто утверждают, что постная пища не только здоровая, но и вкусная, намного лучше обычной. Батюшка Гермоген сопровождает рецепт постного текста замечанием: «Тесто получается настолько легкое и вкусное, что многие мои знакомые готовят его не только постом, но и в праздники» (Студия Неофит, 2011). Упоминание о вкусности типично для большинства рецептов в интернете и других источниках. Некоторые люди не видят проблемы в том, чтобы есть вкусную постную пищу: «Когда моя мама ругает меня по поводу поста, я ей говорю, что в пост еда лучше, чем в обычное время!» (Постный стол на Новый год, 2009); «В кафе сегодня пришлось идти, ела кабачок, фаршированный рисом с пережаренной морковкой, луком и грибами – никогда бы не подумала, что это так вкусно» (Великий пост. Наше меню на завтра, 2016a). Другие верующие считают, что употребление в пост вкусной пищи является особой разновидностью греха чревоугодия – гортанобесием. По их мнению, вкусные постные блюда противоречат если не букве, то духу поста: «Но вот я готовлю вполне себе постное блюдо – гречка с грибами! А оно мне нравится ну больше мяса! И что ж получается, уже не пост это?» (Понуждение себя Христа ради, 2012); «В пост едим чрезвычайно много вкусных вещей Не самообман ли это?» (Что «постнее»? И другие вопросы питания в пост, 2009a). Подобные сомнения и тревоги не были присущи предыдущим поколениям, которые изобрели много способов приготовления вкусных постных блюд. Но для «новых прихожан» вопрос неожиданно проблематизировался. Очевидно, что вкусные постные блюда можно использовать как аргумент и в пользу традиционного поста, и против него. В последнем случае верующие могут обратиться к нетрадиционным практикам, которые изобретают в процессе рефлексии над осуществлением поста.

http://bogoslov.ru/article/6027078

Вадим К. 31 марта 2019, 14:17 Засчитывается или не засчитывается. Нельзя младенцу давать сухари и от первоклассника требовать умения решать квадратные уравнения. Для кого-то отказаться хотя бы на неделю от мяса и есть разносолы немалый подвиг. Как преп. авва Дорофей пручал преп. Досифея монашескому посту? И не у него ли в книге порицается как раз попытки заставлять новичков сразу всходить на высоты постнического подвига? Несомненно, каждый должен нести свой подвиг, если хочет угодить Богу, но по силам, которые Бог же и дает. Вот именно: тут пусть каждый будет себе сам судья. Катерина 31 марта 2019, 00:27 Всё правильно, пост это ограничение СЕБЯ во имя Христа. Се-бя. Но не других. Если бы постящиеся следовали бы этому принципу требовательно относиться именно к себе хотя б кулинарном отношении, то данной дискуссии не могло бы быть здесь. PS: Чрезмерное увлечение балованием вкусовых сосочков языка постника постными разносолами называется у святых отцов гортанобесием и тоже не засчитывается. Анна С. 30 марта 2019, 18:23 И ещё. Моя бабушка всегда ужасалась тому, что и мама, и я постимся. Она считала это голоданием и что пост вреден для здоровья. Сейчас у неё оказался очень повышен холестерин и ей пришлось сидеть на очень жёсткой диете. И впервые за последние лет 30 в начале поста она сказала: хорошо, что вы поститесь, вы, получается, постоянно периодически отказываетесь от животного жира. Революция сознания человека, для которого жизнь без мясного борща, пирожка с мясом и трех котлет из свининки на второе - голод. Теперь варит овощные супчики и знакомится с авокадо. И на деле поститься почти весь год, иногда ест обезжиренный творог и грудку индейки. Пост - не диета. Но св. Отцы не лгут, что пост - здоровье Ирина 30 марта 2019, 17:13 Многие ограничивают себя во имя здоровья, фигуры или по необходимости (из-за отсутствия средств) и оспаривать или послаблять условия таких ограничений никто не собирается. Пост же -это ограничение себя во имя Христа.Истинный христианин тоже не должен оспаривать необходимость поста, или искать лазейки для его послабления.

http://pravoslavie.ru/120164.html

Я осуждал всех, я, наверное даже Бога осуждал, за то, что Он сделал мир не таким, как бы мне хотелось… Господи! Прости мне этот грех, Ты Сам, Господи, не осуди меня! — Бог простит, Алексей! Не клеветал ли на кого? — Конечно клеветал, Господи прости! Ещё как клеветал! Учителям клеветал на родителей, чтоб за невыученные уроки не ругали, родителям на учителей, что те придираются. Клеветал ребятам на девчонок, что те «не девочки», клеветал на завуча, что он с физруком в учительской пьянствует после занятий, клеветал в институте на старосту, что она «стучит» в деканат, на бригадира в колхозе, что нашу выработку себе приписывает, клеветал на работе, клеветал на жену, клеветал, клеветал, клеветал… Какая же я — гадость! Господи, прости меня! — Бог простит, Лёша! Следующее мытарство чревоугодия… — Чрево… что? Прости, отец Флавиан, не понял. — Чревоугодие — угождение чреву, то есть — брюху. Оно бывает в двух формах; гортанобесие — это когда гоняются за вкусовыми ощущениями, и чревобесие — набивание брюха, погоня за насыщением до осоловелости. Сюда же пьянство относится и наркомания. — Грешен! В обеих формах! Наркотой, правда, никогда не баловался, с пьянством тоже проблема — чуть выпью — тошнить начинает, потому не напиваюсь, хотя стопочку дорогого коньячку сосать буду с удовольствием, а, вот с едой! Слаб поесть, люблю в ресторан зайти, разные кухни пробовать, люблю и вкусно и много. Ирка-то у меня хорошо готовила, но я всё равно по гостям наедаться любил. Иной раз так объешься, что аж пьянеешь от еды! Как свинья, честное слово, кажется за жратву родную мать продал бы, вон вчера у Семёна так объелся, чуть не помер… Скотство, конечно… Господи, прости меня! — Бог простит, Алексей! Мытарство лени и праздности. Грешен? — Грешен, батюшка, как ещё грешен! С детства грешен и до сих пор. Уроки всегда делал «из под палки», работу свою на кого-нибудь спихнуть — героизмом считал, только «перестройка» эта заставила шевелиться, а то с голоду помрёшь… Так и сейчас, где можно вместо работы видимость создать, чтоб начальству «втереть» — никогда не упущу! Ирка меня сколько этой ленью шпыняла, а мне — «с гуся вода»! С работы пришёл, живот набил и на «родной» диван у телевизора «смену отрабатывать».

http://azbyka.ru/fiction/flavian/7/

Соблюдение телесной чистоты, забота о своем здоровье – это ведь тоже ответственность. Другое дело, когда человек заболевает; но тут уж воля Божия. Чистоплотность тела необходима: тело – храм живущего в нас Духа Божия. К нему нельзя относиться кое-как, небрежно – не мыться, например; это как раз безответственное отношение к себе – к телу, душе, духу, то есть ко всему своему составу, к своим внутренним силам. Так что к телу должно быть ответственное отношение; и потом уже, конечно, к предметам, ко всему внешнему. Отношение к своему здоровью тоже входит сюда. Но речь не идет о мнительности. Некоторые люди чуть что сейчас же готовы лечиться, лечиться и лечиться. Нужно здравое отношение: если заболел – прими меры, зная, что лекарства от Бога, но и результат – выздоровеешь ты или не выздоровеешь – всё равно от Бога. Однако специально во вред своему здоровью, своему телу, человек не должен ничего делать: курение, алкоголь, тем более наркотики; и всякие непомерные вещи, когда человек, скажем, знает, что ему нельзя поднимать тяжести, а он поднимает, игнорируя свое здоровье. Это неправильно: здоровье – дар Божий; если оно тебе дано, ты должен его беречь, относиться к нему ответственно. Но не больше того: если нужно пожертвовать своим здоровьем ради ближнего, ты, конечно, пожертвуешь; это вполне естественно, например, спасти замерзающего, забывая себя. Совершить самоотверженный акт ради другого, но не для себя, не для того, чтобы бравировать своим здоровьем. Господь знает меру: когда, что и как; поэтому надо довериться Богу в отношении своего здоровья и не вредить себе. Когда человек поздно ложится – это он явно делает во вред себе. Это как медленное самоубийство: человек делает что-то во вред себе, и, зная это, всё равно продолжает делать. Чревоугодие тоже нарушение ответственности по отношению к своему телу, а через это, естественно, и к душе, потому что это страсть. Желание удовлетворить свои вкусовые пристрастия, жить этим и мечтой об этом в аскетике называется гортанобесием; словом, всякое удовлетворение своим страстям, которое противоестественно, чрезмерно, не нужно, излишне – всё это безответственное отношение к своему телу. Отсюда и душе вред наносишь, потому что это грех, нарушение внутренней гармонии.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/byt...

Я растерялся и не знал, что мне ответить, да и сейчас не знаю, что сказать «на это». Сегодня мне хочется разобрать ещё две страсти: чревоугодие и гортанобесие. Всех людей можно разделить на три разряда: жрущих, или лопающих; едящих и вкушающих. Есть такие люди – их можно всюду наблюдать: в вокзалах, буфетах и тому подобном... Сидит человек в буфете, например, и весь поглощён одной мыслью, что ему сейчас съесть, берёт ещё только карточку с меню, а глаза уже загораются похотливым огоньком, он уже мысленно смакует блюда, с видимым наслаждением выбирает меню и ждёт... Наконец ему подают заказанное, и вот здесь можно увидеть нечто отвратительное: он начинает буквально лопать по-скотски, теряя человеческий облик, потому что в этот момент всё духовное, мысли, настроения у него в одном наслаждении от принятия в себя пищи. Эти люди бывают часто недовольны приготовленной пищей, никто им угодить не может при всём желании и старании. Люди второго типа едят всё, что им ни подадут, только бы быть сытыми, наполнить побольше чрево. Такие люди могут есть целый день. Идёт мимо шкафа, откроет, что-нибудь положит в рот. Зайдёт в чулан, наложит в карманы еду и так весь день ходит и ест. И третьи – вкушают, то есть отдают себе отчёт в том, что делают, и благодарят Бога за Его милость к ним, потому что считают себя недостойными за свои грехи есть такую пищу. Вот поэтому один прозорливый старец, сидя за трапезой, видел, как некоторые монахи едят конный помёт, вторые – простой хлеб и третьи – пшеничный, необыкновенной белизны. То есть первые жрут, вторые едят, а третьи вкушают с молитвой. Отсюда вытекает, что бы кто ни ел, хотя бы очень сладко, все это только по попущению Божию, по Его Святому Промыслу; потому что если Он чего-нибудь не захочет дать, то хоть лоб расшиби, а не получишь, и надо за всё принимаемое благодарить Бога, как за дар. Ещё можно разобрать страсть зрения. От нехранения глаз много страстей входит в человека. Знаю, в пустынных монастырях монахи всегда смотрели в землю, чтобы через зрение не давать возможности скитаться помыслам по предметам, которые перед глазами проходят, а непрестанно пребывать в Боге.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

А телесные страсти, рождающиеся из самолюбия, таковы: чревоугодие, гортанобесие 208 , услада, пьянство, тайноядение, разные виды сластолюбия, блуд, прелюбодеяние, остервенение, нечистота, кровосмешение, деторастление, скотоложство, злые похоти и все противоестественные и постыдные страсти, воровство, святотатство, разбой, убийство из ревности или в зверском гневе, всякое телесное успокоение и удовлетворение хотениям плоти, особенно когда тело здорово, волшебства, чародеяния, заговоры (заклинания), гадания по птицам, прорицания, щегольство, наглость, нега, украшения, натирания лица, распутство, азартные игры, пристрастная преданность мирским удовольствиям, жизнь плотоугодная, одебеливающая ум и делающая его оземленившимся и скотоподобным и никогда не позволяющая ему помыслить о Боге и делании добродетелей. А первоисточников у страстей – три: любовь к наслаждениям, славолюбие и сребролюбие. И никто не совершит ни одного греха, пока не будет побежден следующими тремя исполинами, а именно: забвением, леностью, неведением, а их порождают наслаждение, и покой, и любовь к людской славе и развлечению. Первопричина же последних и некая злая матерь их, как я показал выше, – это самолюбие, которое есть чрезмерная любовь к телу 209 . Еще из проклятого самолюбия рождаются такие тонкие страсти, как саможаление, бережение себя, самодовольство, самооправдание, самохвальство, само-превозношение, восхищение собой, самовольная дерзость, самомнение, надменность, самоуверенность, самоуважение, бесчувственность, зазнайство, само-цен, окаменение сердца и другие многие и бесчисленные страсти, разнообразие и злобу которых могли раскрыть только святые Божии своим умом, просвещенным Пресвятым Духом. Вот по какой причине, братия мои, Пресвятый и Премудрый Господь и Спаситель наш дал такую первую заповедь тем, кто хочет любить Его и следовать за Ним, – отвергнуться себя. Потому что кто действительно отвергся себя, тот все страсти душевные и телесные, описанные выше, отвергает от себя, ибо все они имеют, как некую злую матерь и корень, самолюбие, как мы показали выше. Верно, что грехи, опустошающие человеческое естество в мире сем, бесчисленны, по свидетельству Пресвятаго Духа, Который говорит: кто поймет ошибки свои? (ср.: Пс. 18, 13 ). И потому, братия мои, будем молиться Преблагому и Преблагосердому Богу помочь нам познать их хотя бы отчасти и беречься их.

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/ve...

Я осуждал всех, я, наверное даже Бога осуждал, за то, что Он сделал мир не таким, как бы мне хотелось… Господи! Прости мне этот грех, Ты Сам, Господи, не осуди меня! — Бог простит, Алексей! Не клеветал ли на кого? — Конечно клеветал, Господи прости! Ещё как клеветал! Учителям клеветал на родителей, чтоб за невыученные уроки не ругали, родителям на учителей, что те придираются. Клеветал ребятам на девчонок, что те «не девочки», клеветал на завуча, что он с физруком в учительской пьянствует после занятий, клеветал в институте на старосту, что она «стучит» в деканат, на бригадира в колхозе, что нашу выработку себе приписывает, клеветал на работе, клеветал на жену, клеветал, клеветал, клеветал… Какая же я — гадость! Господи, прости меня! — Бог простит, Лёша! Следующее мытарство чревоугодия… — Чрево… что? Прости, отец Флавиан, не понял. — Чревоугодие — угождение чреву, то есть — брюху. Оно бывает в двух формах; гортанобесие — это когда гоняются за вкусовыми ощущениями, и чревобесие — набивание брюха, погоня за насыщением до осоловелости. Сюда же пьянство относится и наркомания. — Грешен! В обеих формах! Наркотой, правда, никогда не баловался, с пьянством тоже проблема — чуть выпью — тошнить начинает, потому не напиваюсь, хотя стопочку дорогого коньячку сосать буду с удовольствием, а, вот с едой! Слаб поесть, люблю в ресторан зайти, разные кухни пробовать, люблю и вкусно и много. Ирка-то у меня хорошо готовила, но я всё равно по гостям наедаться любил. Иной раз так объешься, что аж пьянеешь от еды! Как свинья, честное слово, кажется за жратву родную мать продал бы, вон вчера у Семёна так объелся, чуть не помер… Скотство, конечно… Господи, прости меня! — Бог простит, Алексей! Мытарство лени и праздности. Грешен? — Грешен, батюшка, как ещё грешен! С детства грешен и до сих пор. Уроки всегда делал «из под палки», работу свою на кого-нибудь спихнуть — героизмом считал, только «перестройка» эта заставила шевелиться, а то с голоду помрёшь… Так и сейчас, где можно вместо работы видимость создать, чтоб начальству «втереть» — никогда не упущу! Ирка меня сколько этой ленью шпыняла, а мне — «с гуся вода»! С работы пришёл, живот набил и на «родной» диван у телевизора «смену отрабатывать».

http://azbyka.ru/fiction/flavian/?full_t...

Поэтому не нужно думать, что если ты наелся, даже поел плотно, то это обязательно грех. Кому как. Есть такие крепкие, которым надо немного недоесть, а есть немощные. Тут надо смотреть не на то, толстый ты или худой, а на свое физическое состояние. Потому что все зависит от обмена веществ, от многих других причин. Но, конечно, если человек очень толстый, то сама полнота приносит ему вред. Тут уже можно воздерживаться ради здоровья. Но мы про это не говорим. Здоровье - дело врачей. Я говорю, что надо ориентироваться на свою телесную крепость, зная, конечно, и свое здоровье. А устанавливать для себя норму нужно, разумеется, при помощи старицы. Я про себя скажу. Когда меня рукоположили в иеродиакона, я решил не ужинать, чтобы можно было лучше подготовиться к службе и побольше помолиться. Я несколько дней не поужинал, утром пришел на службу, - а у меня нет голоса. Еле-еле что-то издаю (певчие меня поймут). Физически вроде ничего, а голоса нет. Стал ужинать - и голос появился. Вопрос. Батюшка, а чревобесие - любой вид чревоугодия так называется? Ответ. Нет, Иоанн Лествичник, например, различает чревобесие и гортанобесие. Гортанобесие - это когда человек наслаждается вкусом пищи, а чревобесие, - когда ему все равно что есть, лишь бы побольше. Вопрос. Батюшка, а бывает то и то? Ответ. Все бывает. Если вкусно, тогда я могу съесть много, а если не вкусно, тогда я и мало не поем. Еще надо иметь в виду, что когда человек болезненный и у него часто бывает плохой аппетит, то он ищет пищи более разнообразной и приятной на вкус. Тут много разных факторов. Сейчас немало людей больных, немощных, и это все нужно учитывать. Не исключено, что кто-то может подвизаться, как Антоний Великий, а другой, наоборот, нуждается в диете, режиме питания, как в больнице. Вопрос. Боюсь обличения, особенно при всех. Считаю себя немощной и укоряю себя, что ничего не могу потерпеть. В то же время кажется, что меня недостаточно смиряют, и унываю, зная свою немощь. Ответ. Ты не ищи, чтобы тебя смиряли, но когда тебя смиряют, тогда терпи.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Святые отцы расценивают чревоугодие как болезнь, исходя из всех приведенных выше аспектов и, в частности, из того факта, что данная страсть представляет собой извращение естественного и правильного использования пищи 950 . Преподобный Иоанн Кассиан , например, говорит о трех описанных им формах этой страсти следующее: «Существуют три очага душевных болезней, настолько же страшных, насколько многочисленных» 951 . Ясно также, что отцы могут рассматривать ее и как разновидность безумия 952 . Авва Дорофей использует в качестве дополнительного аргумента даже происхождение слов «гортанобесие» и «чревоугодие»: μαργανειν означает у языческих писателей «быть вне себя», а безумный называется μργος. Итак, если к кому-либо приходит сей недуг (νσος) и безумие (μανα) о наполнении чрева, то это называется чревоугодие (γαστριμαργα), то есть безумие чрева. Когда же речь идет только об услаждении гортани, то это называется гортанобесие (λαιμαργα), то есть безумие гортани 953 . Болезнью и безумием являются не только отношения, которые лежат в основании чревоугодия, оно таково еще и по причине своих многочисленных патологических последствий на разных уровнях. Кроме того что чревоугодие терзает человека, делает безумными его желание еды и удовольствие от нее, делает его несвободным по отношению к Богу и удаляет человека от его центра, оно также производит множество нежелательных последствий в его душе и одновременно подвергает опасности телесное здоровье 954 . Святые подвижники отмечают прежде всего, что переизбыток еды или питья (каких бы то ни было) лишает ум энергии 955 и жизненной силы 956 , отягощает его 957 , погружает в состояние помрачения 958 , оцепенения и сна 959 , то есть вызывает последствия, которые отражаются на всей душе в целом. «Тело, отягощенное множеством яств, делает ум (νος) слабым (δειλς [слово, означающее также «робкий, вялый”]) и ленивым (δυσκνητος [слово, также означающее «малоподвижный, медленный”])»,– отмечает блаженный Диадох Фотики йский 960 . Подобное состояние делает затруднительным взлет человека в мир духовный, препятствует должной аскетической брани, делает тягостной его молитву 961 , порождает небрежение 962 и значительно его ослабляет. Преподобный Исаак Сирин пишет, что в этом случае «человек потерял половину своей силы, иными словами... повержен без боя еще прежде, нежели пошел воевать. Он побежден волей, которую ослабила плоть, без малейшего усилия со стороны врагов» 963 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010