Прежде всего мы будем говорить о страстях — чревоугодии и блуде. Об этих страстях у подвижников Добротолюбия написано очень много в смысле собственно борьбы с этими страстями. Здесь мы приводим только некоторые изречения подвижников, определяющие эти страсти и их свойства. Вот некоторые изречения подвижников, касающиеся чревоугодия. Кассиян Римлянин: «Мерное употребление пищи состоит в ежедневном употреблении столько пищи, чтобы после вкушения ее не чувствовался голод. Такая мера сохранить душу и тело в одинаковом состоянии и не попустит человека вдаваться ни в чрезмерный пост, расслабляющий тело, ни в пресыщение, подавляющее дух». Ефрем Сирин : «Многоедение и многопитие в настоящем только имеет приятность, а на следующий день оставляет в помысле неприятность и расслабление». Нил Синайский : «Туман скрывает солнечные лучи, а густое испарение потребленных явств омрачает ум». Иоанн Лествичник : «Как тучные птицы не могут высоко летать, так и угождающему своей плоти, невозможно взойти на небо». Авва Дорофей : «Есть два вида чревоугодия: первый, когда человек ищет приятной пищи и не всегда хочет есть много, но желает вкусного; второй, когда кого берет многоедение и он не желает хороших снедей, и не заботится о вкусе их, но хочет только есть и есть, не разбирая, каковы снеди и заботясь только о том, чтобы наполнить чрево. Первый называется гортанобесие, а второй — чревобесие. Кто хочет восприять пост в очищение грехов своих, тот должен избегать обоих сих видов чревоугодия ибо ими удовлетворяется не потребность тела, а страсть». Варсануфий и Иоанн: «Что значит по прихоти принимать пищу и что по требованию естества? По прихоти значит хотеть принимать пищу не по потребности тела, а для угождения чреву (и гортани). Если, однако же, видишь, что тело твое охотнее принимает иную пищу не по сласти, а по легкости, то принимать ее не будет прихоть. Если желаешь узнать, одержим ли ты страстью чревоугодия, вот как узнаешь: если пища обладает помыслом твоим (так что ты не можешь противиться ему), то ты чревоугодник. Если же такого обладания нет, и ты свободно принимаешь всякую пищу, — в меру потребности тела, то у тебя нет чревоугодия».

http://azbyka.ru/nevidimyj-mir-demonov

Таким, вот, образом, путем духовного наставления, зарождается в нас сознание о будущем, и, путем истинной любви каждого к своей душе, рождаются в нас верующих желание и страх в отношении будущих вещей, и, вследствие сего, усердная и непрестанная молитва и моление к Богу, и, вследствие непрестанной молитвы, любовь к Нему и преданность и, по причине этой преданности, рождается всякая добродетель, придающая смирение к познанию Его, Производящего в нас добродетели  . Но каким образом, вследствие любви к телу, рождается любовь к миру, и, вследствие сей любви, дурные страсти, и создается множество грехов? — Как душа, по природе своей, стремится к будущему наслаждению, так тело — к присущему и мимотекущему, а это услаждение — чувственно и совершается путем наших органов чувств  и проистекает от чувственных вещей, которые и представляют мир; посему любящий тело является любителем мира. Из–за этой же любви к телу, мы, неумеренно желая мирских удовольствий и гоняясь за ними и любя их, облекаемся в многообличное безобразие страстей. Ибо поскольку мирское услаждение совершается путем чувств, а у нас чувств много и они различны, то и удовольствия, связанные с ними, многи и различны, как и отвечающие им страсти: одни (отрасти) проистекают от зрения; другие от слуха; иные от обоняния; опять же иные от осязания; а иные от вкуса. Но не еда является причиной дурных страстей, связанных со вкусом, но — неумеренность в отношении пищи, т. е. — распущенность: а это выражается в чревобесии, гортанобесии, неумеренном употреблении вина и пьянстве. Чрево же, ради услаждения вкуса принимающее излишки в пище и питье, предоставляет обильный материал для зла, являясь как бы неким истоком, исполненным нечистоты и издающим нечистоту, которой поддерживаются низменные страсти, как то: блуд, прелюбодеяние, распутство, бесчинство и всякая плотская нечистота. А эти, поработив слух, зрение и обоняние, делают их любителями грязи, постыдных слов, блудных песен, сатанинских хороводов, натирании, в целях соблазна, благовонным маслом, отвратительных массажей, нарядов путем драгоценных одежд и головных уборов, которые со вне украшают страстных людей, а внутри облекают, как уродливая маска, бесчестные страсти, и, действительно, уподобляют их гробам повапленным, с внешней стороны кажущимися украшенными, внутри же — исполненными зловония и всякой нечистоты: потому что органы чувств, — будучи порабощены злу, как с внешней стороны, так и с внутренней, стягивают близко и издали ненавистные (греховные) впечатления, и таким образом чрез присущие нашему естеству «окна», не только исходит, но и входит в нас грех, ведущий к смерти. Ибо: «исходящая из уст, от сердца исходят, и та сквернят человека» (Мф. 15:18); и: — «Иже воззрит на жену, ко еже вожделети ея, уже любодействова с нею в сердце своем» (Мф. 5:28).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Чревоугодие (чревообъедение) – данная страсть вызывает сильную зависимость человека от пищи и пития. Она характеризуется тем, что человек постоянно имеет непреодолимое желание к еде и различным напиткам. Мысли о еде прочно овладевают человеком, и он сам не отказывается от них, а жаждет их реализовать. В данном случае может возникнуть вопрос: в чем же собственно заключается грех чревоугодия? Дело в том, что сама необходимость употреблять пищу не является греховной страстью, это т. н. страсть естественная, т. е. та, которая естественна для человека в разумных пределах. Пища необходима для поддержания жизни и физических сил в человеке. Однако, когда употребление пищи переходит в культ, а от самой еды возникает зависимость – это уже ситуация ненормальная, это и есть страсть. Человек теряет верные ориентиры в жизни, удаляется от Бога, а место Бога занимают яства и пития. От этой страсти происходит и общее ухудшение здоровья человека: развивается лень, появляются различные заболевания. Как отмечает св. Ефрем Сирин: «Многоедение и многопитие в настоящем только имеет приятность, а на следующий день оставляет в помысле неприятность и расслабление» . В целом необходимо отметить, что чревоугодие является далеко не автономной страстью; наоборот, она вызывает развитие и усугубление еще одной плотской страсти в человеке – страсти блуда. Также стоит добавить, что страсть чревоугодия довольно разнообразна в своих разновидностях, т. е. есть различные пристрастия, которые являются вариациями главной страсти (например: гортанобесиестрасть к изысканным блюдам). Это относится и ко всем другим страстям, как к плотским, так и к духовным. Блуд (любодеяние). Это вторая из плотских страстей, которая во многом имеет тесную взаимосвязь со страстью чревоугодия. О том, что страсть чревоугодия во многом подталкивает человека к страсти блуда и усугубляет ее, неоднократно говорят многие святые отцы. Что же представляет собой страсть блуда в своей основе? Блудная страсть представляет собой ненормальные и противоестественные для людей плотские отношения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

99. Апостол заповедал искушать, что есть воля Божия, благая, и угодная, и совершенная ( Рим. 12, 2 ), чтобы потом и действовать по ней. Какая же есть воля Божия благая? Та, чтобы любить друг друга, быть сострадательными, творить милостыню и тому подобное – вот воля Божия благая. А какая есть воля Божия благоугодная? Не всякий делающий что-либо благое делает сие благоугодно Богу. Случается, например, что кто-нибудь находит сироту убогую и красивую собой; она нравится ему по красоте своей, и он берет ее и воспитывает, хотя как сироту убогую, но вместе и как красивую собой. Вот сие воля Божия и благая, но не благоугодная. А благоугодная та, когда кто делает дело милосердия не по какому-либо побуждению человеческому, но ради Бога, заповедавшего сие, ради самого добра, из одного сострадания – сие благоугодно Богу. Совершенная, наконец, воля Божия есть та, когда кто творит дело милосердия не со скупостью, не с леностью, не с презрением, но всей силой и всем произволением, творя милость так, как будто бы принимал сам, и так благодетельствуя, как будто бы сам принимал благодеяния, тогда исполняется совершенная воля Божия. Вот как исполняет человек волю Божию благую, и благоугодную, и совершенную. 100. Есть два вида чревоугодия: первый, когда человек ищет приятной пищи и не всегда хочет есть много, но желает вкусного; второй, когда кого берет многоядение и он не желает хороших снедей и не заботится о вкусе их, но хочет только есть и есть, не разбирая, каковы снеди, и заботясь только о том, чтобы наполнить чрево. Первый называется гортанобесие 57 , а второй – чревобесие 58 . Кто хочет восприять пост во очищение грехов своих, тот должен избегать обоих сих видов чревоугодия, ибо ими удовлетворяется не необходимость тела, а страсть, и если кто предается им, то сие вменяется ему в грех. 101. Не только, однако же, сказанное пред сим правило о пище должны мы соблюдать постясь, но должны удерживаться и от всякого другого греха, чтоб как постимся чревом, так поститься нам и языком, удерживаясь от клеветы, от лжи, от празднословия, от уничижения братий, от гнева и от всякого другого греха, совершаемого языком. Должно также и глазами поститься, то есть не смотреть на суетные вещи, не давать глазам свободы, ни на кого не смотреть бесстыдно и без страха. Также и руки, и ноги должны удерживать от всякого дела злого.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/azb...

Помимо мужественного терпения, которое способствует исполнению природного назначения гневливой части души, другие лекарства от уныния врачуют вожделеющую часть души, тоже пострадавшую, утратившую свои добродетели и уже не способную соответствовать заданной от природы цели: «Дело целомудрия – бесстрастно созерцать вещи, возбуждающие в нас неразумные мечтания; дело терпения – с радостью отвергать все наслаждения гортани». 287 Можно легко распознать те формы уныния, которые ополчаются на эти две добродетели души; в качестве примера мы уже называли необузданное желание недоступного или неосуществимого и всевозможные иррациональные вожделения. Мы не можем привести здесь всех многочисленных средств, которые Евагрий предлагает для исцеления вожделеющей части души. Подробно остановимся лишь на воздержании. Проблемы чревобесия (необузданного аппетита) и гортанобесия (нездоровой потребности постоянного наслаждения от вкушения пищи) – их природа и сегодня остаётся неизвестной – как и многие другие, были хорошо известны древним отцам. По этическим соображениям в таких случаях прибегали к средству, которое сегодня можно применять разве что в эгоистических или терапевтических целях, – голодание. Всё сказано в одной фразе: «Владеющий чревом умаляет силу страстей». 288 Под голоданием, «постом», подразумевался не только полный или частичный отказ от вкушения того или иного рода пищи (например, мяса) – скорее уж монахи руководствовались правилом апостола Павла: «ешьте без всякого исследования». 289 Гораздо важнее было уметь добровольно ограничить собственные потребности, 290 отказаться от изысканных и дорогостоящих яств, 291 особенно тогда, когда очень хочется разнообразных и вкусных блюд. 292 В этом отношении Евагрий опять же не был непреклонным ригористом. Кто по слабости или болезни должен питаться три раза в день или чаще (тогда как монахи обычно принимали пищу только раз в день, после 15 часов) не должен печалиться об этом. 293 Ещё менее следует огорчаться, когда святое и превыше всех правило гостеприимства требовало нарушить пост, иногда по нескольку раз в день. 294

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Bunge/...

Итак, повторим уже сказанное, что каждый, желающий в сии дни очиститься от грехов своих, соделанных им в течение целого года, прежде всего должен удерживаться от разнообразных снедей, ибо неумеренность в пище, как говорят отцы, рождает для человека всякое зло. Потом он должен также остерегаться того, чтобы не нарушать поста без великой нужды, чтобы не искать вкусной пищи и чтобы не отягощать себя множеством пищи или пития, избегая чревоугодия. Есть два вида чревоугодия. Первый вид - когда человек ищет приятности в пище и не всегда хочет есть много, но желает вкусного; тут и случается, что таковой, когда вкушает снедь, которая ему нравится, до того побеждается ее приятным вкусом, что удерживает эту снедь во рту, долго жует ее и, по причине приятного вкуса, не решается проглотить ее. Этот вид чревоугодия называется лемаргия, что в переводе с греческого означает гортанобесие. Второй вид, когда человека борет многоядение, и он не желает хороших снедей и не заботится о вкусе их: хороши ли они или нет, но хочет только есть и не разбирает, каковы они, заботится только о том, чтобы наполнить свое чрево. Этот вид чревоугодия называется гастримаргия, что в переводе с греческого означает чревобесие. Итак, кто желает очиститься от грехов своих, тот должен с большим вниманием остерегаться и избегать этих видов чревоугодия, ибо ими удовлетворяется не потребность тела, но страсть, и если кто предается им, то это вменяется ему в грех. Например, в законном браке и блудодеянии действие бывает одно, но цели совершенно разные, ибо один совокупляется для рождения детей, а другой - для удовлетворения своего сластолюбия. То же можно найти и в отношении пищи: вкушать по потребности и есть для услаждения вкуса - одинаковое действие, а грех заключается в намерении. Есть по потребности - значит, когда кто-нибудь определит себе, сколько принимать пищи в день, и если видит, что это определенное им количество пищи отяготило его и нужно оное несколько уменьшить, то он и уменьшает его. Если же оно не только не отяготило его, но и недостаточно для тела, так что надобно прибавить немного, то он и прибавляет несколько. И таким образом, хорошо по опыту определив потребность, он следует ей потом в определенной мере и вкушает пищу не для услаждения вкуса, но желая поддержать свои телесные силы. Однако и то немногое, что употребляется в пищу кем-либо, должно приниматься с молитвою и с мысленным осуждением себя как недостойного никакой пищи и утешения. Не должно также обращать внимания на то, что другие, по какой-либо встречающейся потребности или нужде, бывают успокоены, чтобы и самому не пожелать покоя, и вообще не должно думать, что успокоение (тела) безопасно для души. Сие сказали мы о воздержании чрева.

http://zavet.ru/book/post-yv.htm

Вадим 22 октября 2011, 22:17 Здравствуйте,дорогой батюшка Павел. Благодарю вас за эти поучительные статьи. Благослови вас Господь. Дмитрий 15 сентября 2011, 22:44 Курю 10 лет и теперь понимаю, что курение - дочь гортанобесия и чревоугодия. Курящий человек прекрасно знает, как его рука тянется к сигарете, если он поел, если попил или еще хуже выпил, а если не поел, то еще хуже. А так же любой курящий прекрасно знает, как много он начинает есть, если все же пытается бросить курить. Вдыхание дыма - процесс имитирующий поглощение еды или воды. И в основе страстного курения - именно страсть к поглощению. Курильщику все равно, какие сигареты курить, если у него нет своих. Курильщик не получает никакого удовольствия от табака, но только от процесса поглощения. Предложите курильщику покурить не " в затяг " , вряд ли он согласиться. Бес курения очень изощрен и отогнать его навсегда очень тяжело. Он приходит и в унынии, и в пресыщении, и в голоде, и в болезни, редко в счастье, но часто в мирском успокоении, чаще всего в лени или безделии. Я бросал многократно и каждый раз он возвращался. Под каждую жизненную ситуацию он умеет вписаться так, будто это мы сами хотим покурить. Среди мирских способов борьбы с курением лучший - любой труд. Человеку, занятому делом, в голову не придет покурить, а если и придет, то достаточно продолжить работать, чтобы это желание тут же исчезло. Бес курения бежит от труда как ошпаренный. Но основное средство - это благодать Божия, которая вымещает собой всякие страсти. И чем больше и чаще она будет в нас пребывать, тем меньше возможностей будет и у беса курения забраться к нам в душу. Помилуй нас, Господи. Таня 29 августа 2009, 13:03 Здравствуйте! Мне очень интересно является ли гортанобесием любовь к сладкому, и периодическая потребность в шеколаде и желание время от времени съесть пироженное или еще что вкусное. А еще где можно в церкви найти духовника если я священников вижу только на службе а потом они куда-то испаряются. Т.е. я новичек и не знаю где они вообще есть

http://pravoslavie.ru/29403.html

— А как, Геронда, можно отсечь привычку много есть? — Надо себя маленько притормаживать. Не надо есть то, что тебе нравится, чтобы не разжечь аппетит, потому что потихоньку-полегоньку, а «гумно» становится все больше и больше. Потом желудок — этот, как говорит авва Макарий, злой «мытарь» — постоянно просит еще и еще. Вкушая что-то, ты получаешь удовольствие, однако потом тебе хочется спать: ты не можешь даже работать. Если же есть пищу одного вида, это помогает отсечь аппетит. — Геронда, а если на столе разнообразие блюд, однако в малых количествах, то человек встречается с той же самой трудностью? — Э-э, трудность та же самая. Только партийные фракции невелики, и поэтому они не могут сформировать правительство!.. Когда есть разнообразие блюд, это похоже на то, что в животе собирается много политических партий. Одна партия раздражает другую, они сцепляются, бьются между собой – и начинается несварение желудка… Удовольствие от умеренной пищи больше, чем то удовольствие, которое дают самые вкусные кушанья. Будучи ребенком, я уходил в лес и в день съедал только кусочек бублика. О, да я не хотел ничего другого! Самые вкусные блюда не могли бы заменить того духовного удовольствия, которое я испытывал. Но я делал это с радостью. Однако многие люди никогда не чувствовали удовольствия легкого живота. Вначале, кушая что-то вкусное, они чувствуют удовольствие, а потом подключается гортанобесие, чревоугодие, они едят много и – особенно в пожилом возрасте – чувствуют тяжесть. Так они лишают себя удовольствия легкого живота. ______________________________________________ Старец Паисий Святогорец. Слова. т.4. «Семейная жизнь». — М., «Святая гора», — 2005. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели.

http://pravmir.ru/v-duxovnoj-borbe-neobx...

2. Мореплаватели, чтобы отправиться в путь, дожидаются попутного ветра, и сразу распускают паруса, а если поднимется противный ветер, то немедленно, пока еще только намечается шторм, выбрасывают лишний груз за борт. После этого можно противостоять буре, а когда она кончится, снова направить корабль к цели.   Так и мы, когда враждебный дух нападает на нас, поднимем крест как крепкий парус и решительно направим свой корабль вперед.    Как-то, когда святой спасался на острове недалеко от Каламия от нашествия турок, враг надумал поразить его тяжкой и непереносимой болезнью — опухолью в детородном органе. Боль была дикой и страшной. Враг явился ему во сне и показал одну траву, которой, по его словам, можно исцелиться от постигшей болезни, но вместе с тем дал ясно понять, что, получив облегчение, он потеряет свою награду за терпение.    Когда святой проснулся, то уже не мог предпочесть злое полезному. Он не избрал временное облегчение недуга, вместо вечного воздаяния, и решил страдать до тех пор, пока Господь, ведающий нашу жизнь и засчитывающий нам за деяние одно наше намерение, не исцелит рану так, как Сам знает, полностью сохранив будущую награду для страдальца.    Добродетели бывают телесные и бывают душевные. Телесные — это пост, бдение, служение, сон на земле, рукоделие ради того, чтобы никого не обременять и раздавать милостыню, и тому подобные. Если из-за какой-то нужды или телесного обстоятельства, например, болезни или чего-нибудь еще в том же роде, случится, что мы не сможем исполнять плотские добродетели, то получим прощение от Господа, знающего наши возможности. Но если мы не выполняем душевные добродетели, то никакого извинения нам не будет, ибо они исполняются не по необходимости.    Говорили об авве Амое, что он болел и лежал без движения много лет, но никогда не позволял своему помыслу рассматривать внутренность кельи и пересчитывать, какие вещи в ней лежат. Ему, как немощному, приносили разные яства. Когда ученик входил или выходил, или клал перед ним еду, старец смыкал глаза, чтобы не видеть, что именно принес брат. Такую строгость старец соблюдал даже в немощи и хранил себя, чтобы не потакать гортанобесию и не искать чего-либо ублажающего его желания. Он довольствовался с радостью всем, что готовил и приносил ему ученик. Постараемся и мы по возможности подражать этому старцу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3712...

Но теперь, когда созерцало сии тайны твое сердце, насколько это было доступно его чистоте, и видел ум, насколько это позволяло его просвещение, ты видишь себя таким никчемным и распутным, потому что удостоверился, какой крайней чистотой обладают божественные Ангелы и какую непостижимую и невыразимую красоту и чистоту имеет Господь. Потому и говорил этот благословенный отец, небесный более, чем земной, бесплотный более, чем во плоти, Симеон Метафраст : «Уже бо и делы содеях: блуд, прелюбодейство, гордость, кичение, укорение, хулу, празднословие, смех неподобный, пиянство, гортанобесие, объядение, ненависть, зависть, сребролюбие, любостяжание, лихоимство, самолюбие, славолюбие, хищение, неправду, злоприобретение, ревность, оклеветание, беззаконие; всякое мое чувство и всякий уд оскверних, растлих, непотребен сотворих, делателище быв всячески диаволе» 91 . Ибо кто более или менее не причастен этому? Конечно, все мы, как носящие тело, живущие в мире и прельщаемые диаволом, причастны этому. Поэтому мы говорим, что это покрывало является вместилищем диавольского лукавства, его сокровищницей, потому что там у сатаны собраны все семена зла. Оттуда исходит блуд, оттуда исходит нецеломудрие, оттуда исходит распутство, оттуда исходит и проистекает мужеложство, оттуда истекает сребролюбие, лихоимство, злоприобретение, хищение, неправда. Оттуда исходит сластолюбие, гордость, возношение, человекоугодие. Оттуда происходит ненависть, вражда, зависть, осуждение. Оттуда проистекает злоупотребление, похвальба, злое вожделение, хула и, если сказать вкратце, оттуда, как из некоего грязного и зловонного источника, истекает всякое зло. Об этом свидетельствует и сказанное Господом в Его Святом Евангелии: Из сердца человека исходят любодеяния, убийства, хуления – это оскверняет человека 92 . Значит, если не заботиться об очищении внутренности своего сердца, то есть об очищении внутреннего человека, тогда сердце, то есть внутренний человек, все становится жилищем и сосудом сатаны, из которого проистекает всякое зло, оскверняющее человека и мучающее душу.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/trezve...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010