Старец  Паисий Святогорец  для того, чтобы отучить себя от страсти гортанобесия, восемнадцать лет ел одну капусту. Для того, чтобы испытывать к пище только одно отвращение. Я не говорю, что вам надо делать это. Он монах, он преследовал определенную цель. Но стремление к простой пище, сознательное отсечение себя от всякого рода излишеств в повседневной жизни (я не говорю про праздники, про особые случаи) способствует тому, что человек преодолевает эту страсть. Посему каждый должен назначить себе столько воздерживаться, сколько требует брань его плотского восстания, силы, возраст и здоровье тела. Пища – дар Божий Нет пищи чистой и нечистой Во времена ветхозаветные израильскому народу было дано от Господа понятие так называемой кошерности, или чистоты (или нечистоты) пищи. И сегодня, дорогие братья и сестры, в среде псевдоправославных христиан мы сталкиваемся с явлением, когда поднимается вопрос о кошерности пищи, т. е. о явлении ритуальной чистоты или нечистоты пищи христиан. Появляются в некоторых газетах смущающие многих из вас перечни на тысячи продуктов и указывается, что вот этот продукт можно покупать, а этот нельзя. Перечисляются и фирмы-производители, и названия продуктов. Это вызывает соблазн и искушение у многих православных. Что же такое для нас с вами кошерность продукта? Важна ли она для нас сейчас? Когда святый апостол Петр пошел проповедовать язычникам, Господь послал ему видение, о котором он сам рассказывал так: «Сходил некоторый сосуд, как бы большое полотно, за четыре угла спускаемое с неба, и спустилось ко мне. Я посмотрел в него и, рассматривая, увидел четвероногих земных, зверей, пресмыкающихся и птиц небесных. И услышал я голос, говорящий мне: встань, Петр, заколи и ешь. Я же сказал: нет, Господи, ничего скверного или нечистого никогда не входило в уста мои. И отвечал мне голос вторично с неба: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым. Это было трижды, и опять поднялось все на небо» ( Деян. 11, 5–10 ). Конечно, это видение апостолу было предуготовительным для того, чтобы он не чуждался язычников и пошел на проповедь к ним. Но это же видение и прямо говорит нам о пище – что чисто все то, что Господь очищает через нашу молитву. Да, у древних евреев существовал перечень чистых и нечистых животных, он сохраняется у них и в наше время. Такой же перечень есть и у мусульман, там тоже есть понятие кошерности и правоверные мусульмане соблюдают эти принципы.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Если кто и мертвеца воскрешает и иные чудеса творит, но не живет по заветам святых отцов, то он в прелести, и отвергай его – смотри на его дела. 627. Что такое «гортанобесие»? Если кто приятную пищу долго удерживает во рту, наслаждаясь вкусом, не решаясь проглотить ее, – это и есть гортанобесие. 628. Можно ли говорить в смущении, то есть когда не спокоен? Со смущением ничего не говори, потому что зло добра не рождает. 629. Какие качества старцы считают главными для спасения души? Прежде всего смирение, терпение, молитва, а основными обязанностями духовных детей к своему старцу считается исповедание помыслов и полное послушание. Исповедание помыслов старцу должно быть непринужденное, полное, чистое, искреннее. Откровение чрезвычайно сильно поражает духа гордости и дает человеку несказанный мир душевный… Послушание должно быть совершенно добровольным, полным, беспрекословным и обязательным; не должно ни в чем противоречить старцу. Сила послушания так велика, что необыкновенно быстро поднимает ученика на степень духовного возрастания. Святое послушание награждает послушника истинным счастьем, глубоким душевным миром. Оно дает человеку основную христианскую добродетель – смирение. Диавол особенно яростно нападает на послушника, возбуждает в его душе чувство недовольства старцем. Он старается показать действительные или вымышленные недостатки и пороки старца с целью унизить его в глазах послушника. 630. Можно ли сокращать свое молитвенное домашнее правило? Можно, только по нужде. По мысли свт. Феофана Затворника только одним духовно окрепшим людям позволительно сокращение правила молитвы, а не всякому хотящему поскорее отвязаться от молитвы. 632. Нужно ли служить панихиды по младенцу? По младенцу не нужно служить панихид, а довольно поминать на проскомидии; панихиды служатся о прощении грехов, а на проскомидии приносится жертва; и о святых вынимаются частицы; погребение младенческое поется; прося не о прощении грехов, но «об упокоении младенца». 633. Когда бывает торжество духа, утешение в скорби, успокоение совести, умиление, и восторженная радость?

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Morda...

Покаяние выводит христианина на ступень борьбы со страстями. У борьбы против страстей есть своя антропологическая стратегия и тактика 121 . Борьба направлена против восьми основных страстей: чревоугодия, блуда, сребролюбия, печали, гнева, уныния, тщеславия, гордости. Силу страсти может набрать любой регулярно повторяемый грех , ставший жизненной потребностью человека, как бы его второй натурой. Страсти делятся на плотские (чревоугодие, блуд) и душевные (уныние, тщеславие). Означает ли это отступление от холистического принципа в антропологии? Нет. Душевная страсть уныния может довести человека до телесного вреда, вплоть до самоубийства. Блудная страсть, на первый взгляд, имеет вид физиологически оправданного действия, однако вред ее для человека хорошо просматривается с психологической стороны, когда выясняется, что блудник не способен быть хорошим мужем (опорой для жены) и отцом (воспитателем своих детей), что ему присуща психология потребителя в худшем значении этого расхожего понятия. Таким образом, страсть втягивает в поле своего действия всего человека, его душу и тело 122 . Побороть страсть означает побороть свою вторую натуру, но не только. Анализируя страсти, подвижники обнаруживают в страстных импульсах действие внешних энергий, неких демонических сил, которые разжигают греховные наклонности человека до накала страсти, чтобы через одержимость страстью порабощать человека. В аскетических текстах встречаются фрагменты, где демоны и человеческие страсти почти отождествляются. Конечно, отождествление надо понимать в энергийном смысле: демоническая энергия от энергии человеческого страстолюбия бывает практически неотличима. Поэтому человеческое чревоугодие, например, может обнаруживаться как гортанобесие ( γαστριμαργα). Гортанобесие повергает человека в одержимость злым духом, во всепоглощающее чревоугодие вместо богоугождения. Чревоугодник повергает себя в бездну безудержного самообожествления, про таких одержимых страстью людей апостол Павел говорит: «Их бог – чрево ( ν θες κοιλα)» ( Флп 3:19 ). Человек в страстном состоянии доходит до безумного ненасытного удовлетворения страсти, раз за разом он возвращается к страсти; время жизни у одержимого страстью благодаря этому превращается в циклическое. Борьба со страстями умудряет человеческий ум, дает подвижнику смиренномудрие. Смиренномудрый человек на опыте знает, что страсти победить своей силой невозможно, нужна внешняя энергия для преодоления страстей. Смирение открывает божественной энергии доступ к человеку и помогает бороться со страстями. Человек получает возможность в духовной практике, покаянии и борьбе со страстями перейти от циклического времени к линейному. Круг времени превращается в стрелу времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Serzhant...

— В чём различие понятий «гортанобесие» и «чревоугодие»? — Чревоугодие — это когда мы угождаем своему ненасытному чреву, поглощая неимоверное количество пищи, даже не будучи голодными. А гортанобесие — понятие более тонкое, это наша любовь смаковать изысканные блюда, желание лакомиться. — В пост можно картошку отварить, а можно вареников с картошкой налепить. Один батюшка спросил меня, что я люблю больше. «Вареники». — «Тогда ешь просто варёную картошку, без изысков». — Да ешьте вареники на здоровье. Пост вы этим не нарушите, а сожалеющих вздохов и уныния избежите. Вспомните из «Домостроя», что едали в посты наши предки, — они не боялись готовить вкусные постные блюда. Так меньше соблазна нарушить пост. — Душа тоже имеет свою вредную пищу. Как правильно поститься духовно? — В первый день Великого поста поётся стихира: «пост истинный, благоприятный…» Истинный пост — это пост не только телесный, но пост духовный. Чтобы почувствовать душой истинность поста — постарайтесь в первый день поста попасть на утреннее богослужение, почитайте канон св.Андрея Критского и соблюдайте полную меру поста с первого дня, если здоровье позволяет. Проводить пост надо в молитвах, в покаянии, в делах милосердия и любви и не унывать — пост должен быть радостным. А если пост тяжело даётся, ни в коем случае не срывать своё раздражение на близких людях — лучше отойти в сторонку, помолиться и попросить прощения, чтобы вернуть себе благодать. Но пост не бросать. Адрес: 188684, Ленобласть, пос.Невская Дубровка, Советская ул., 18. Тел.8(813-70)76-036. Записала Ирина РУБЦОВА http://pravpiter.ru/pspb/n218/ta001.htm Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

Если кто приходит для духовной цели: для слышания Слова Божия или вообще для назидания души, то таких надо принимать, не стесняясь, потому что время, какое мы пожертвуем для собеседования с ними, то есть утраченное, Господь воздаст за это самопожертвование. А если они приходят только провести время или, правильнее, убить время – попразднословить, посудить, о новостях поговорить, то таких отсекать от себя. Ибо добродетельный человек никогда не имеет праздного времени, он или читает, или «молится, или рукодельничает, или отдыхает, – одним словом, во всякое время праздным не бывает; ему некогда будет проводить время с теми, кои приходят для развлечения (старец Григорий Афонский). 1141. Слышал, что от причастия и до лобызания креста лучше не прикладываться к иконам и не целоваться с братьями, так ли это? Можно ли вообще прикладываться к иконам в причастный день? После принятия Святых Таин греха никакого нет прикладываться (лобызать) к иконам, кресту и другим Святыням, только воздерживаются это делать сразу, до принятия запивки. Ты в себя принял высшую Святыню и старайся ее оберегать от всего греховного: осуждения, празднословия, злобы, раздражения, чревоугодия и пр. В этот день (день причастный) не делают земных поклонов. 1142. В образцах исповеди часто употребляется слово «сводничество», «свада», «поздноядение», «раноядение», «скверностяжательство», «смехотворство» «гортанобесие» – объясните, что это значит? Вы занимаетесь сводничеством (свадой), когда знакомите людей, которые потом живут блудно, без церковного венчания. Поздноядение – это вкушение пищи после захода солнца. Раноядение – вкушение пищи до обедни. Скверностяжательство – это когда человек творит скверный (неправедный) прибыток. Смехотворство – смеяться самому и вызывать смех у других, шутить, рассказывать анекдоты. Гортанобесие – долгое удерживание приятной пищи во рту, когда вы не решаетесь проглотить ее, наслаждаясь вкусом. 1143. Можно ли обшивать икону под пленку? Для сохранения иконы делается специальный киот или рамка, где стекло может быть заменено прозрачным пластиком. 1144. Почему же не должно есть перед Богослужением?

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Morda...

Слово же гортанобесие даже у Н.  И.  Надеждина, воспитанника духовной школы и выходца из среды духовенства, употребляется не в своем первоначальном, церковно-книжном значении, а подвергается индивидуальному и несколько искусственному переосмыслению: им клеймится пристрастие к чужим языкам. «Богатые сокровища нашего языка, теряющегося своими корнями в неистощимом руднике языка славянского – благодаря гортанобесию, слывущему у нас вкусом гостиных – предаются спокойно в добычу рже и тлению» (Козмин Н.  К. Надеждин Н.  И. Жизнь и научно-литературная деятельность. 1804–1836//  Зап. ист. фил. ф-та СПб., ч. 11, 1912, с. 94). В академическом «Словаре русского языка» приводится еще слово женобесие – «похотливость, плотская страсть, непомерное женолюбие» (сл. Грота – Шахматова, т. 2, вып. 2, с. 351). Слово это взято из «Толкового словаря» В. И. Даля; примеров его литературного употребления нет. Возможно, что это позднее церковное новообразование. Ср., впрочем, старинный церковнославянизм – женонеистовство,о котором в словаре 1847 г. говорится: «Непомерная склонность к женщинам: похотливость. Нечестивым женонеистовством подстркаем, отсче главу Предтечеву (Мин. мес. авг. 29)» (1, с. 404). Вникая в историю этой группы слов, легко убедиться в том, что она представляет собою старый продукт церковно-книжной переводной письменности. Это все кальки греческих сложных слов, типичных для богословско-нравоучительного жанра древнерусской литературы. Возможно, что некоторые из этих церковнославянизмов (например, гортанобесие, чревобесие) образованы в период так называемого второго югославянского влияния. О том, что в XVI – XVII bb. в русском литературном языке, а также в югославянских языках -бсие осознавалось как продуктивный словоэлемент, может быть, свидетельствует слово чужебесие в языке Ю. Крижанича (перевод греческого ξενομανíα). В «Истории русской словесности» Порфирьева можно найти изложение мыслей Ю. Крижанича (Русское государство в половине XVII века, М., 1859, ч. 2, с. 41) о ксеномании или чужебесии: «Неисчислимы бедствия и срамоты, какие терпел и терпит весь наш народ от чужебесия, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

прот. Сергий Филимонов Страсть чревоугодия и борьба с ней В современном мире царит культ чревоугодия Страсть чревоугодия стоит на третьем месте после гордости и блуда. Дьявол всячески культивирует его. Он старается обелить этот грех , и возведя его на степень нормы жизни, опорочить святость. Христианин, живущий в миру, испытывает разнообразные искушения этой страстью. В современном мире царит культ чревоугодия. Разнообразные рекламы на улицах, по телевизору, по радио пропагандируют определенный стиль жизни, с которым связано потребление вкусной пищи, напитков, вина и прочих продуктов, служащих к удовлетворению этой страсти. Сознательно и насильственно разжигается пристрастие к утонченной пище, и с детства формируется гортанобесие. Пост высмеивается, и смысл его извращается. Вместо постов насаждается идея диеты, голодания, вегетарианства . Все это становится нормой жизни. Людей превращают в жующих и постоянно ядущих животных, как бы идущих на заклание. Вкусно поесть, сходить в кафе, ресторан – стало обычным времяпрепровождением для многих людей. Врачи, не знакомые с традицией аскетического воздержания Восточной христианской церкви, абсолютизируя значение диет, технологий, здоровья тела, без рассуждения запрещают больным воздерживаться в пище и навязывают свои медицинские воззрения. Страсть чревоугодия борет человека Сейчас по всей Европе идет, если можно так выразиться, прикорм людей. Когда я был там, я видел, что два развязных беса болтаются по всей Европе – это бес блуда и бес чревоугодия. Люди поставлены в зависимость от них. Все словно прикармливаются на каждом шагу. Только как бы человек не сошел с этого прикорма. Во время конференций, совещаний, собраний чрез каждые полчаса-час начинаются всякие кофе-брейки и чай-брейки. Знаете, как курицу откармливают перед забоем, так и людей. И видно, что человек только и заботится о том, как бы вкусно и много поесть, как можно больше заработать, чтобы вкусно поесть, потом отдохнуть и идти работать, чтобы снова вкусно поесть.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Жаль, что у Эль Греко эта «разность» не отражена, потому что единство Первоверховных Апостолов – свидетельство типично церковного единства, характеризующегося гармоничным сочетанием не уничтожаемых, а преодолеваемых противоречивых «особенностей». Все то, что не относится к сущности человека (возраст, пол, расовое, национальное и сословное происхождение, социальный статус, характер, внешние данные, развитие духовное, интеллектуальное, физическое и т.п.) – это хотя и не «безразличное», как у стоиков, но, все же, не более чем «особенности», которые, однако, часто становятся непреодолимыми препятствиями в отношениях между людьми, не объединяемых любовью во Христе. «Все мне позволительно, – рассуждает апостол Павел, – но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6; 12), – уточняет он, как бы давая нам некий алгоритм поста. Все эти биохимические классификации да кулинарные хитросплетения, которыми забиты стеллажи православных лавок, как-то не о том… Можно на одной растительной пище захлебнуться гурманством, а можно и, формально нарушая пост, не согрешить – все зависит от внутреннего состояния. Гортанобесие, например, как, впрочем, и чревоугодие, не так уж зависят от мясо-молочного компонента. Бывает, что человек вынужден есть мясо, независимо от того, какое время на дворе: пост – не пост, а у него режим и диета. Если он относится к уставному послаблению по немощи, как к поводу с чистой совестью стряхнуть с себя «бремена неудобоносимые» – это одно. Если же сознает, что, вынужденно отказываясь от соблюдения поста в пище, он лишается важного средства духовного оздоровления, и старается сводить это, хотя бы и не вменяемое в грех, отступление от церковной нормы до минимума, по возможности не увлекаясь ликованием плоти (лучше сказать, не давая себя увлечь) – это совсем другое. Все позволительно, потому что все чисто. Другое дело – полезно ли? А вот на этот вопрос каждый должен к своей совести прислушаться. Полезно ли пренебрегать церковными установлениями? Вопрос риторический.

http://pravmir.ru/petropavlovskij-post-c...

К началу XX века в связи с развитием математической логики параллельно стал складываться логический позитивизм, оказавший решающее влияние на развитие современной вычислительной техники и информатики. А в первой половине XX века начался победный марш позитивизма гуманитарного с его претензией изучать человека строго научными методами. Именитый социолог М. Вебер остроумно назвал весь этот процесс «расколдовыванием мира» и вменил ученому в качестве профессиональной добродетели «независимость от ценностей», но, что парадоксально, предсказал нашему времени «войну богов». Теперь спросим себя: если эти научные работники и технологи в самом деле ценностно-нейтральны по отношению к гуманитарным, а уж тем более к религиозным, нравственным, художественным и познавательным ценностям, то чем вся эта гуманитарная эпопея отличается от печально известной «перековки человеческого материала» советских времен? По сути дела, мало чем, разве что показной поликорректностью. Я думаю, трансгуманизм пусть и яркая, но все же пока периферийная страница антропологии. Что же касается идейных вызовов, рисков и угроз, то стоит согласиться с мнением социологов: мы действительно живем в обществах риска, кризисов и катастроф, спонтанных и намеренно инспирируемых. И каждый раз, выходя после литургического отпуста за ограду храма, взглянув мимоходом на икону Апокалипсиса или Торжества Православия, погружаемся в «море житейское», полное опасностей, защищенные не столько жизненным опытом, сколько верностью свидетельствования и исповедания веры и нашей личной опытностью молитвенно-созерцательного «умного делания». Почему оно именуется «внутренней бранью», всем хорошо известно. Я же могу лишь подчеркнуть, что, когда речь идет о вызовах и рисках идейных, а тем более духовных, от мысли требуются трезвенность, внимательность, сдержанность и терпение во много крат большие, чем в случае помыслов гортанобесия или сребролюбия. Человек тронулся! На переломе XIX-XX веков европейский гуманизм кое-как сохранял унаследованный от христианства посыл к возвышению человека. Но насколько одиноко звучал голос Г. Гессе, написавшего «Я верю в человека как в чудесную возможность!», во времена, поспешно названные «постхристианскими»!

http://pravmir.ru/ya-terminator-covrem/

Из постных продуктов можно приготовить изысканные блюда. Не является ли это грехом? Может быть, правильно в пост отказываться не только от скоромной, но и вообще от вкусной пищи? Протоиерей Александр БОРИСОВ, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана в Шубине (Москва): – Можно так разнообразить постную пищу, что и разговляться не захочется. Особенно Успенским постом — в конце лета много дешевых овощей и фруктов. Но такой пост теряет смысл. Ведь суть поста не просто в отказе от животной пищи, а в ограничении удовольствий. Сознательно лишая себя утешения, которое мы получаем от вкусной пищи и вина, мы становимся чувствительнее к духовной жизни. Если же человек озабочен, как поизысканнее поесть, ему не до духовного. Хотя он и отказывается от животной пищи, но радости жизни в Господе не получает. Всему свое время. Кончается пост — приходит праздник, и мы радуемся, накрываем праздничный стол, зовем гостей, угощаем их вкусной пищей, вместе славим Господа, в том числе и благодарим его за вкусную трапезу, ведь это тоже дар Божий. А постом заботы о еде должны занимать минимум времени. Но искусственно делать пищу невкусной не только не нужно, но и грешно — мы же во славу Божию вкушаем! Постная пища должна быть простой, здоровой и быстрой в приготовлении. И не надо забывать об умеренности — если простой картошкой до отвала наестся, тоже будет не до молитвы, не до чтения Евангелия, не до размышлений о вечном. – Мы от всего в жизни получаем удовольствие — от каждого цветка, от солнца, от пения птиц, шелеста листьев. Да и от того, что мы просто дышим. Что же, не жить? Просто нужна рассудительность. Получать удовольствие от разумного удовлетворения потребностей нормально. Грех — когда это удовлетворение переходит в страсть, мы хотим насыщаться все больше, есть все изощреннее. Первое — чревобесие, второе — гортанобесие. Конечно, пост подразумевает ограничение удовольствий, но только глубокие молитвенники и аскеты могут есть совсем невкусную пищу и не замечать этого. Большинству же людей, тем более мирянам, совсем без утешения даже в пост тяжело. Часто люди, особенно новоначальные, прочитав о подвигах святых, пытаются подражать им внешне, в том числе и постятся очень строго, безжалостно по отношению к себе, а в результате впадают в уныние, некоторые даже до нервных срывов себя доводят. Нужна мера, которая у каждого своя. Пища должна быть простой, но достаточно сытной и вкусной. Не может простой человек есть совсем без удовольствия.

http://pravmir.ru/letnie-posty/

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010