4 . Углубление состояния гордости приводит, в конце концов, к отвержению Божественного авторитета. Методы борьбы 52 заключаются в том, чтобы стяжать противоположную гордыне добродетель смирения, восхождение к которой начинается с осознания глубокой душевной и телесной немощи человека. Вторая стадия борьбы – это самоукорение, когда во всяком неприятном случае человек обвиняет себя, а не других. Третья стадия заключается в том, чтобы с благодарностью встречать те скорбные искушения, которыми полна жизнь каждого человека. Смирение подразумевает, что все, что вы делаете, словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца ( Кол. 3; 17 ). Смирение не требует наград: Кто из вас, имея раба пашущего или пасущего, по возвращении его с поля, скажет ему: пойди скорее, садись за стол? Напротив, не скажет ли ему: приготовь мне поужинать и, подпоясавшись, служи мне, пока буду есть и пить, и потом ешь и пей сам? Станет ли он благодарить раба сего за то, что он исполнил приказание? Не думаю. Так и вы, когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать ( Лк. 17; 7–10 ). Признаки смирения описывают святые Варсонофий и Иоанн : «Совершенное смиренномудрие состоит в том, чтобы сносить укоризны и поношения, и прочее. Это служит и признаком того, что человек коснулся и совершенной молитвы, – именно то, что он не смущается более, хотя бы и весь мир его оскорблял». Чревоугодие Естественная потребность: необходимость в пище как источнике энергии для нормальной жизнедеятельности человеческого тела. Страсть как извращение и преувеличение естественной потребности выражается в многоядении, гурманстве, лакомстве, гортанобесии (специальном выборе блюд, особо услаждающих вкус), пьянстве. Признак развивающейся страсти: постоянное стремление к сытости и услаждению пищей и вином. Результаты извращения естественной потребности страстью: развивается сластолюбие, обжорство, праздность, леность. Все это ведет к богозабвению : И [ел Иаков, и] утучнел Израиль, и стал упрям; утучнел, отолстел и разжирел; и оставил он Бога, создавшего его, и презрел твердыню спасения своего ( Втор. 32; 15 ). Сытость провоцирует ослабление внимания и потворствует развитию саможаления и самооправдания. Кроме того, чревоугодие становится причиной развития другой страсти – блуда: «Чем больше дров, тем сильнее пламя; чем больше яств – тем яростнее похоть» (Авва Леонтий).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

рб Марина 14 февраля 2018, 10:30 СПАСИ ГОСПОДИ ВЛАДИМИР за вразумление!!!ПРОСТИ ГОСПОДИ И ПОМИЛУЙ нас грешных!!! Наталия 14 февраля 2018, 10:01 Все так, но все равно как то грустно, с учетом того, что еда эконом класса в магазинах пластмассовая. Я например говядину уже давно не могу себе позволить из-за цены (да и не только её), а некоторые люди говядиной кормят домашних собак. В дикой природе животные сейчас питаются пожалуй получше многих людей, а мы едим круглый год одни отходы производства -курица надутая, молочные продукты искусственные, шоколад ненастоящий, из рыбных продуктов - караси да минтай в лучшем случае. Одно радует -можем купить хотя бы это, слава Богу за все! Наталия 14 февраля 2018, 08:24 Занимаюсь спортом, в связи с чем в пост буду есть так называемое соевое " мясо " . Надо быть большим фантазером, чтобы назвать этот продукт " лакомством " . С таким же успехом этим словом можно назвать сырую капусту. Не представляю, как соевое мясо может " усладить " вкус: оно безвкусное. Хоть какой-то вкус ему придают соль и приправа. А православные едят сей продукт, дабы не загнуться за 50 дней без полноценного белка, а не потому, что погрязли в " гортанобесии " . Безвкусное и растительное соевое мясо и гортанобесие несовместимы. Давайте без крайностей. Кстати, непонятен запрет на молочное. Для меня кисломолочное - это лекарство для желудка.И какое там может быть гортанобесие,совершенно непонятно. Виктория 14 февраля 2018, 07:41 Спаси Господь! Перед Великим постом очень нужная статья. Отрезвляет и настраивает на нужный лад. Алла 14 февраля 2018, 02:48 Я не согласна к такому отношению к еде. Одно дело пост, тут понятно, что не нужно сильно изощряться, чтобы сделать еду повкуснее из постных продуктов. Потому что просто неправильно в пост слишком думать про еду. Но в остальное время лишать себя радости съесть что-то вкусное? Что плохого в том, чтобы лакомиться кофе или любимым салатом (такие примеры в статье)? Зачем лишать человека всех радостей в жизни? Одно дело избегать кутежей с выпивкой, избегать обжорства, и другое дело считать вкусную еду чем-то греховным.

http://pravoslavie.ru/110687.html

Нередко чревоугодник, уставший от груза собственного тела, доводящего до одышки и изнеможения, и от необходимости постоянно преодолевать как преграду размеры собственного живота, когда необходимо нагнуться, чтобы поднять вещь с пола или завязать шнурки на туфлях, решает объявить войну бесу чревоугодия и уничтожить как врага собственный жир. Он выписывает диеты из журналов, и объявляет своим близким, что скоро его фигура будет походить не на фламандскую живопись, а на статую Аполлона. Однако такой чревоугодник, севший на диету, чаще всего оказывается в роли гладиатора, который без оружия вступил в схватку с диким зверем: в первую минуту он еще сопротивляется, но затем падает, растерзанный когтями и клыками хищника. Первое время чревоугодник придерживается строгой диеты и смотрит на окружающих победоносно, как Геракл после очередного подвига, но затем, не выдержав скребущей боли в желудке, набрасывается на пищу, словно хочет наверстать упущенное. В чревоугодии можно различить две страсти: чревобесие и гортанобесие. Чревобесие – это ненасытное желание пищи, это агрессия тела против души, постоянное домогательство чрева, которое, как жестокий мытарь, требует от человека непомерной дани, это безумие чрева, которое без разбора поглощает пищу, как голодная гиена добычу. Желудок такого человека подобен мешку, куда скупой хозяин запихивает без разбора вещи, собираясь в дальнюю дорогу, а затем с трудом волочит ненужный груз. Гортанобесие – постоянное желание лакомой и изысканной пищи, это сладострастие гортани. Человек должен есть, чтобы жить, а здесь он живет, чтобы есть. Он заранее составляет меню с таким озабоченным видом, как будто решает ребус или математическую задачу. Он тратит на лакомства все деньги, как игрок в азарте проигрывает свое состояние. Есть еще другие виды чревоугодия, это: тайноядение – стремление скрыть свой порок; раноядение – когда человек, едва проснувшись, принимается за еду, еще не испытав чувства голода; поспешное ядение – человек старается быстро наполнить чрево и глотает пищу не разжевывая, словно индюк; несоблюдение постов, употребление из-за похоти гортани вредных для здоровья продуктов. Древние аскеты считали чревоугодием также чрезмерное употребление воды.

http://pravoslavie.ru/37593.html

для Наталии 14 февраля 2018, 14:36 В посты организм замедляет свою работу, а ум становится яснее. Движения делаются неторопливыми, основательными, экономными. Исчезает какая-то суетливость из тела и ума. И на многие промахи ближних смотришь как бы отстранённо: лишний раз не доказываешь свою " правоту " , не поправляешь в мелочах. Меньше спишь. Разве не так? А если так, то духовная польза от поста есть. Александр А 14 февраля 2018, 20:15 Наталье 14 февраля 2018, 14:36 Понимаете в чём дело, пост является не самоцелью, а инструментом для покаяния, кроме него есть другие инструменты для борьбы с грехами: молитва, воздержание языка(не осуждение), милостыня и т.п. Ещё есть такой момент, который присущ нам всем православным в той или иной мере - это теплохладность; наберите в поисковике здесь на этом сайте это слово, почитайте, я думаю это будет ответом на Ваш вопрос... Я сам соблюдаю все посты и среду с пятницей, но увы-увы очень далёк от совершенства... Елена 14 февраля 2018, 19:30 Добрый день! Для меня очень важны такие статьи. Как холодной водой окатить, омыть. Я грешна обжорством без сытости - это когда ем до горла. Ем быстро, заглатывая и давясь. Сейчас даже вкусы не совсем различаю как раньше. Бороться очень тяжело. Господи, помилуй! Помоги должным образом провести Великий пост! 14 февраля 2018, 16:49 Все понемногу правы. Спасибо Господи за всё и за разум особо. Георгий 14 февраля 2018, 15:50 Алла14 февраля 2018, 02:48 Я не согласна к такому отношению к еде. Дело в том, что лакомство есть заедание уныния, которым поражены люди. Если не убрать лакомство, то не получится начать борьбу со страстями. Лакомство также способствует блуду, гневу, раздражительности. Если не убрать лакомство спастись не получится. Если не уберете сами, а Бог захочет вас спасти, то пошлет вам такую болезнь, при которой вам придется отказаться от лакомства. Другого пути - нет. Прихожанка 14 февраля 2018, 15:24 По ТК " Спас " довольно часто идет передача " Православная кухня " , по-моему. Ув. монахи демонстрируют процесс приготовления разных блюд, в основном, постных. Я иногда хватаюсь за голову: ничего себе, " постные блюда " (простите,без всякого осуждения). Просто на такие деликатесные ингредиенты у меня не хватит денег.И потом, действительно, для кого какая эта " гортанобесия " . Когда батюшка на исповеди посоветовал мне, что есть при болезни, я сжала губы, т. к.мне было стыдно: на такую пищу моей пенсии тоже не хватит.Ну разок- другой побалуюсь, и все. И сейчас я на лечении. Хочу держать пост, но как бы не свалиться совсем. Живем на севере.Все дорого, на крупах не протянешь. Это что, " забвение Бога " ?

http://pravoslavie.ru/110687.html

Гади (мн. ч.) – пресмыкающиеся. Гаждение – поношение; бесчестие; ругань. Газофилакия – казнохранилище во храме Иерусалимском. Ганание – загадка; притча. Гастримаргия – чревобесие; обжорство. Гащи – штаны; нижнее мужское белье. Геенна – долина Гинном около Иерусалима, где идолопоклонствующие иудеи при царе Ахазе сжигали своих детей в честь идола Молоха. Иносказательно: место будущих мучений, загробных наказаний. Генварь – январь. Гибель – трата; расход. Главизна – глава; начало; причина. Главотяж – головная повязка у иудеев. Глагол – слово; речь. Глаголати – говорить; рассказывать. Глаголемый – называемый; так называемый. Глас – голос; напев. Глезна – голень; ступня. Глоба – казнь; наказание. Глумец – кощун; пересмешник. Глумилище – место для скачек, плясок, маскарадов и т. п. Глумитися – забавляться; тешиться; получать удовольствие. Глумы (мн. ч.) – шутки; смех; игры. Глядати – смотреть; глядеть. Гнати – гнать; преследовать; идти; следовать за кем или чем-либо. Гной, гноище – навозная куча; раны. Гнушатися – считать гнусным; презирать. Гобзование – изобилие, довольство. Гобзовати – изобиловать; избыточествовать; быть богатым (см. угобзити). Гобзующий – живущий в довольстве. Говение – почитание (например, поста). Говети – чтить; почитать (например, пост). Говядо – рогатый скот. Годе – угодно; приятно; подходяще. Година, год – час; время; пора. Голоть – гололедица, лед. Гомола – ком; комок; катыш; кусок. Гонзати – убегать; спасаться бегством. Гонзнутие – избежание. Гонитель – преследователь. Горе – ввысь; вверх. Горее – хуже; бедственнее. Горлица, горличишь – дикий голубь. Горнец – горшок; котелок; жаровня. Горнило – кузнечный горн; плавильня; место для плавки или очищения огнем. Горница – верхняя комната; столовая. Горний – высокий; вышний; небесный. Горохищный – пасущийся; блуждающий по горам; украденный диким зверем с горного пастбища. Гортанобесие – пристрастие к лакомствам. Горушный – горчичный. Горший – злейший; худший. Господствия – один из чинов ангельских. Господыня – госпожа.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Иногда нецеломудренное осязание допускается под предлогом святого дела. Так христосование в дни Пасхи есть святое дело как выражение духовной радости и христианской любви по поводу великого праздника; но иные христосуются совсем не по этим духовным побуждениям, а по чувственным, желают испытать приятное чувственное ощущение от прикосновения к устам лиц другого пола. Это можно назвать кощунством, которое отчасти напоминает гнусные обычаи некоторых сектантов, Христовою любовью прикрывающих грубое любострастие. Иногда грех нецеломудрия совершается посредством самоосквернения. Особенно молодым людям свойствен этот грех . Родители и воспитатели должны бдительно смотреть за своими детьми и предохранять их от этого в высшей степени гнусного и для здоровья вредного греха. Вкус и обоняние Чувство вкуса имеет связь с питанием. Ощущение вкусности пищи и приятности питья дано для того, чтобы знать, что питательно для нас, что нет. Таким образом, вкус не сам по себе имеет значение, но по отношению к питанию, он есть средство для него, а отнюдь не цель. Но чувственный человек часто обращает средство в цель. Он, например, сыт, а все продолжает есть, он столько пил, что пора бы перестать чувствовать жажду, а он все продолжает пить сверх утоления потребности и для того только, чтобы испытывать приятное ощущение от питья. На церковном языке этот грех называется гортанобесием, т.е. доведенным до чрезвычайности пристрастием к удовольствиям гортани, органа вкуса. В ком укоренено это пристрастие, тот заботится не о том, чтобы быть сытым и не чувствовать жажды, а о том, чтобы возбудить и поддержать в себе приятное ощущение, доставляемое вкусом. Отсюда, именно из угождения вкусу, происходит неистощимая изобретательность в приготовлении кушанья и напитков, отсюда лакомство и объедение; отсюда привычка к пьянству, пагубная для здоровья, разорительная для хозяйства, вредная для семейного мира, враждебная целомудрию, ведущая пропившихся к воровству и подающая иногда повод к преступлениям других лиц, близких к пьянице, и также посторонних.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Таким образом, можно дать следующую схему разветвлений этого «запрещенного древа». I. Плоды: 1) Еда прежде времени 2) «Разносолы и деликатесы» 3) Все равно, что есть, но лишь бы «повкуснее и послаще» 4) Еда «до отвала» 5) «Жранье», «прожорливость», «ест инда давится», «за скулами трещит» II. Листья 235 1) «До законного часа». 2) «Лакомство, 3) «Наполнение чрева», «Любовь к смачному». III. Ветви 236 1) «Гортанобесие» (лемаргия). 2) «Чревобесие» (гастримаргия). IV. Корень: 1) Чревоугодие. История и наука жестоко бичуют все виды чревоугодия, жития же святых передают вещи, которые должны приводить богобоязненную душу в великий страх. Вот несколько примеров. Относительно многократной еды в течение дня европейцев еще в «Корабле дураков» Гейлера фон-Кейзерсберга (1445–1519) приводятся следующие стихи: Qui semel est deus est, bis homo, sed bestia qui ter, Est daemon quater, quin quies est sua mater. Тот бог, кто ест на день однажды, Человек – кто ест дважды, А трижды кто – скот, кто четырежды – бес, А пять – его матерь лишь ест 237 Но предел скотоподобного состояния человека показали нам римские комики и сатирики. Они беспощадно бичуют разных лукуллов, тримальхионов своего времени и блюдолизов-гостей при их чудовищных столах, давая им позорные клички «мух», «котов», «паразитов», «саранчи». Гладиаторов и борцов не только за физическую силу, но и за обжорство называли саркастически «непобедимыми, непреодолимыми». И действительно, Милону Кретонскому, знаменитому атлету древности 238 нужно было в день двадцать фунтов мяса, столько же хлеба и без малого два ведра вина. Император Максимин (235–238), известный гонитель христиан, мог в один день выпить пять с половиной ведер вина и съесть пуд мяса. Нечего удивляться поэтому, что он одним ударом кулака перешибал ногу у лошади и пальцами растирал в порошок камни 239 Но, кстати сказать, получил и законное возмездие в седалищах этих своих страстей за преследование христиан. Где удовлетворяется чрево, там и подчревность ублажается; так и у Максимина было. И вот, говорит св. Григорий Богослов в обличительной речи на гонителей христиан, он потерпел «ужасную казнь, гнусную язву телесную (как известно, Максимин умер от зловонных ран на половых органах. – Еп. Варнава), которой знаки изображены, как на позорных столбах, на его статуях, стоящих и доныне в публичных местах» 240 Хороши же были и культура, и общество, допускавшие такие статуи!

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Остановимся подробнее на каждой из перечисленных страстей. Чревоугодие Питание – важная сторона человеческой жизни, далеко не безразличная спасению и духовному совершенствованию. В монастырях братия вкушают пищу за общей трапезой, которая освящается молитвой, сопровождается чтением святых отцов и рассматривается Церковным Уставом как продолжение богослужения. Поэтому трапезная часто устраивается в притворе храма. В пище мы должны иметь воздержание, вкушать не более, чем требуется для поддержания телесного здоровья и исполнения возложенных на нас обязанностей. «Хлеб наш насущный даждь нам днесь», – просим мы в молитве Господней, этим свидетельствуя, что дать нам необходимое для жизни – дело Промысла Божия. Грехи, связанные с принятием пищи, происходят от страсти чревоугодия. Рассмотрим их. Объядение, обжорство – это пресыщение, часто имеющее следствием расстройство здоровья: тяжесть в животе, затрудненное дыхание и прочее. Страдание бессонницею и холера и резь в животе бывают у человека ненасытного, – говорит Писание ( Сир. 31, 23 ). Лакомство , называемое также гортанобесием , – это услаждение не количеством, а вкусом пищи, чрезмерная заботливость о приобретении и приготовлении пищи изысканной и вкусной. Безвременное ядение – прием пищи в неустановленное время. В церковной традиции не принято также есть ночью и утром перед Литургией, кроме исключительных случаев и болезни . Тайноядение – прием пищи украдкой, тайком от других. Употребление табака, алкоголя сверх меры, наркотиков . Привыкание к ним до зависимости. Нарушение постов, установленных Церковью . Хотя посты ограничивают, в первую очередь, потребности тела, они имеют духовные цели: напоминают о самой первой Божьей заповеди, нарушенной Адамом в раю, помогают бороться со страстями, оживляют духовную жизнь, укрепляют волю христианина в послушании Богу и Церкви. Некоторые усердные постники из новоначальных пытаются исключить из питания не только мясо в согласии с традицией русского и афонского монашества, но также рыбу и молоко. Это удается в течение первых нескольких лет (обычно не более пяти), пока организм имеет внутренние резервы, а затем им все-таки приходится вернуться к употреблению рыбы и молока в непостные дни. Сейчас здоровые люди встречаются редко, у большинства – хронический гастрит, язва желудка или двенадцатиперстной кишки, болезни печени или поджелудочной железы, сахарный диабет… Больным людям в посты, по благословению духовника, допускаются различные послабления, особенно если начинается обострение болезни. Лучше ослабить пост, насколько этого требует болезнь, чем совсем слечь, оставив работу и свои повседневные обязанности, которое будут возложены на родных и близких, или попасть во время поста в больницу, где нерассудительный подвижник вовсе лишится богослужения и вынужден будет есть все, что дадут.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Псалмопевец говорит: И вино веселит сердце человека, умастити лице елеем и хлеб сердце человека укрепит ( Пс. 103:15 ). Из этих слов видно, что главное для человека – это хлеб. Он даёт человеку силы. Это подтверждается и в молитве на благословение хлебов на всенощном бдении. В этой молитве сначала упоминаются хлеб и пшеница, как самое необходимое, повседневное, а затем вино и елей, употребляемые в праздничные дни. О мясе и рыбе в молитве не упоминается совсем, хотя Господь Иисус Христос вместе с хлебами благословил и рыбу. Есть молитва на благословение мяса, но читается она только в день Святой Пасхи. Мирянину в непостное время мясо не запрещено, но это ещё не значит, что мирянам мясо положено употреблять без всякого ограничения во все скоромные дни. Мясо относится к лакомой, праздничной пище. Одно из Апостостольских правил гласит: «Аще кто, епископ или пресвитер, или диакон, во дни праздников не вкушает мяса и вина, гнушаяся, а не ради подвига воздержания: да будет извержен, яко сожженный в собственной совести, и бывающий виною соблазна многим» (Книга правил. С. 21, Апостольское правило 53). Таким образом из этого правила мы видим, что мясо и вино отнесены к трапезе праздничной; в прочие же дни они рассматриваются как лакомства, позволительные только немощным. Несвоевременное их употребление можно отнести к греху гортанобесия. Что же касается вина, то здесь возникают ещё и другие проблемы. Господь наш Иисус Христос благословил вино на браке в Кане Галилейской и возвысил его в Таинстве Евхаристии ( Ин. 2:1–11 ; Мф. 26:27 ). Спирт, составляющий основу вина, издревле и до наших дней употребляется в медицине и как лечебное средство. Но спиртные напитки, употребляемые сверх меры, приносят огромный вред. Чрезмерное их употребление рассматривается как чревоугодие в самом худшем смысле: оно особенно разжигает блудную страсть; ведёт за собой и другие страсти, разрушает телесную и душевную природу человека и делает его жалким пленником и пожизненным рабом тёмной силы. Его воля окончательно поражается и становится неспособной ни к какому противостоянию. Враг делает с таким человеком что хочет.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Nikolaev...

Разделы портала «Азбука веры» Задайте вопрос о православном христианстве Здравствуйте! Как всем известно, пост предназначен для очищения души и для укрепления взаимосвязи с Богом. В пост не разрешается есть продукты животного происхождения и конечно обильную и изысканную пищу. Но даже постясь, можно употреблять вкусную пищу. Есть очень много вкусных ПОСТНЫХ блюд. Так вот смысл поста в том,чтобы не есть продукты животного происхождения или не употреблять вкусную пищу? Я очень люблю ананасы, мандарины, гранаты, салаты из помидор и огурцов, но если употреблять их, так как они вкусные, то смысла в посте не будет? Похожие вопросы 6 Ответов Кушайте фрукты на здоровье. Но если смущает уровень строгости Рождественского поста, то Устав (Типикон) в целом предусматривает питание в будние дни этого поста 1 раз после 15-00 (т.е. после службы 9-го часа). Пользуйтесь, это требует реальных усилий. Не надо усложнять. Поститесь так, как Вам по силам, как можете. Лучше давайте исключим из нашего " рациона " , хотя бы на время поста, " острые лакомства " гнева и злословия, сплетен, зависти, мстительности и прочего. А от мандаринов с ананасами вреда не будет. С уважением, В монастырской практике рассматривается грех гортанобесия . Но нужно иметь в виду, что ощущали это грехом те, кто свою жизнь посвятил молитве, воздержанию и послушанию. Это " высший пилотаж " духовной жизни. Для мирян это не закон, а ориентир. Многое зависит от  духовного возраста христианина. То, что для новоначального может быть постным подвигом, для совершенного - падением. У одного человека спросили насколько строго он постится? Он ответил, что по сравнению с преподобным Серафимом Саровским он весь пост предаётся чревоугодию, а по сравнению со среднестатистическим прихожанином - постится достаточно строго. А кормить в пост детей слабых духом  пресной, невкусной пищей может быть и грехом. Смысл поста в том, что это не цель, а средство для ведения правильной духовной жизни. Цель духовной жизни христианина заключается в уподоблении Христу, в постоянной внутренней борьбе со своими грехами и страстями и трудах по взращиванию в себе христианских (Христовых) добродетелей. И не только в пост, а всегда и везде. Вот на это и ориентируйтесь.  Любой пост который не помогает, а тем более мешает этой цели - плох и бессмысленен. Есть вкусную пищу не грех, грех не благодарить за возможность её вкушения Бога. Сомневаюсь, что гранаты и мандарины могут как-то мешать духовной жизни, впрочем, всё хорошо в меру.

http://azbyka.ru/vopros/mozhet-li-postna...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010