«Поесть и попить сладко, повеселиться на свете», вот его задача в жизни! И в этом первая его вина. – Затем, так как жизнь в плотских удовольствиях требует состояния, или средств (нищему нельзя быть чревоугодником в полном смысле этого слова), то чревоугодник, не имеющий состояния наследственного или раньше приобретенного, заботится изо всех сил нажить себе состояние. Но цель здесь одна: «пожить в свою плоть». Это вторая вина его. – Наконец, когда у него уже будет состояние, когда даже все польется ему, как из источников; когда он будет и здоров (больному также трудно быть чревоугодником); когда, придумывая разные плотские удовольствия, развлечения и будет пользоваться ими, так что почти ничего противного или неприятного в жизни не будет встречать, тогда думает, что и во весь век не расстанется с такою жизнью. Будущая жизнь после этого и не приходит к нему на память (чей-либо разговор о смерти, или взгляд на мертвеца для него отвратительны); только плоть свою, эту рабыню духу, он утучняет: «изыдет яко из тука неправда их» (выкатились от жира глаза их) ( Пс.72:7 ), а душу, эту госпожу над плотью, оставляет в голоде 5 . Это третья его вина. Пример такого чревоугодника во всех указанных нами видах находим в евангельском богаче. Богач предавался чревобесию и гортанобесию; «и желаше (Лазарь) насытитися от крупиц, падающих от трапезы» ( Лк.16:21 ). Богач спокойно и в свое лишь удовольствие наслаждался богатством: «бе богат, а нищ... Лазарь лежаше пред враты его» ( Лк.16:20 ). Он любил украшать свое тело дорогими одеждами: «облачашеся в порфиру и висссон». Любил обеды, пиры до того, что можно было у него обливаться вином, любил в своем доме и у других всевозможные увеселения, и все это было не исключением каким-либо, или редкостью в порядках его жизни, а жизнью каждого дня: «веселяся на вся дни светло» ( Лк.16:19 ). По первому взгляду в этой жизни не представляется ничего страшного или преступного: так-то и ныне каждый плотоугодник не считает себя великим грешником, а думает, о себе, что живет как следует на свете жить, что это жизнь благородная.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Popov/...

В аскетической литературе у св. отцов различаются несколько видов чревоугодия, соответственно различным способам отношения человека к принятию пищи. Преп. Иоанн Кассиан допускает три рода чревоугодия, от которых происходят разные и самые злые недуги души. Авва Дорофей различает два вида этой страсти. Такое различие их обусловливается тем, что второй имел в виду появление неумеренного в человеке чувства наслаждения в отношении количества и качества пищи, а первый кроме этого имел в виду также и неурегулированное отношение ко времени принятия пищи с целью получить от этого наслаждение. Есть два вида чревоугодия, говорит авва Дорофей . Первый, когда человек ищет приятности пищи и не всегда хочет есть много, но желает вкусного; и случается, что таковой, когда вкушает яства, которые ему нравятся, до того побеждается их приятным вкусом, что удерживает снедь во рту, долго жует ее, и, по причине приятного вкуса, не решается проглотить ее. Это называется по-гречески laemargia – гортанобесие. Иного опять борет многоядение, и он не желает хороших снедей и не заботится о вкусе их; но хороши ли они, или нет, он хочет только есть и не разбирает, каковы они; он заботится только о том, чтобы наполнить чрево свое; это называется gastrimargia – чревобесие. Есть иной вид чревоугодия, когда монах вкушает пищи раньше установленного часа, и при этом делает это тайно от других; тогда это называется тайноядение (latrophagia). Все эти три вида чревоугодия свидетельствуют о том, что человек принимает пищу в данном случае не ради «потребности», а преимущественно для «услаждения», для удовлетворения чувству предосудительного сластолюбия. Этим, собственно, и характеризуется чревоугодие как страсть, которая создается на неправильном отношении нашей психической стороны к вопросу удовлетворения себя пищей. Вопрос этот является определяющим самую страсть: правильное его разрешение ограждает человека от чревоугодия, превратное – вводит в самую страсть. Пища, по условиям жизни, является необходимой для человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Mogile...

Давайте, дорогие, помогайте: какая страсть противоположна добродетели воздержания? – Невоздержание. – В святоотеческой традиции и терминологии говорится о чревоугодии. Это угождение всему чреву, всякое угождение своей плоти. Существует три формы чревоугодия: первая – многоядение, когда не можешь остановиться; лучше пузу лопнуть, чем добру пропадать. Вторая форма чревоугодия – гортанобесие или сластолюбие (вкусненько поесть, можно, например, очень изысканно, утонченно поститься, даже поголодать, но не отказать себе в неких сладостях и деликатесах). Бес в гортани нас мучает: возьми шоколадку, она же постная. Вчера зашел в магазин, а там реклама – постный горький шоколад для Великого поста. Третья форма чревоугодия – беспорядочная еда или тайноядение. Ночью человек просыпается, тихо открывает холодильник, и начинается действие, от которого трудно отказаться. Или хуже того – человек весь день ничего не ест, а вечером приходит и объедается. Это совсем не то, что завтрак, обед, ужин по расписанию или прием пищи хотя бы один раз в день. Даже если собачку или кошечку кормить в одно и то же время, они к этому привыкают. Павловский условный рефлекс – в определенный час киска уже у миски, у нее слюна выделяется. На самом деле и человеку так проще. Через режим питания вообще можно успокоиться, как бы встать на определенные рельсы. Война войной, а обед по расписанию. Это задает некую ритмичность – физиологическую, а потом и духовную. Когда мы эту ритмичность теряем, едим когда попало, как попало – происходит нарушение всего мира в душе. Еще хуже, когда пища принимается без молитвы, без духовного чтения. А ведь можно включить магнитофон с житием святых или духовными наставлениями старцев Фаддея Витовницкого или Паисия Афонского . Кушать и слушать. – А можно читать и есть одновременно или это нехорошо? – Можно, если вы в состоянии совмещать и чтение и еду. Или кто-то вам почитает. Обычно за трапезой читается либо житие, либо специальные духовно-нравственные рассказы, наставления. В Греции множество таких сборников – чтение за трапезой – для монашествующих, для семьи.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Разделы портала «Азбука веры» Задайте вопрос о православном христианстве По словам «Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит». Ведь можно соблазнить кого-нибудь на курение, начиная с маленьких детей. Сегодня наткнулся на эти слова. Понятно, что это и так грех, люди дышат этим, себе врежу, но что если посмотреть на этот вопрос еще с этой стороны? Ничего естественно не помогает, так может эти слова помогут. Сам я неверующий, но это ведь не просто так написано. Похожие вопросы 4 Ответа Разумеется, вы правильно понимаете вопрос с курением: это занятие уже само по себе грех, кроме того, вы отравляете других людей, и вводите в соблазн тех, кто может последовать вашему примеру и тоже начать курить. Лучше всего - это бросить курить. В свое время я очень много курил (до 4 пачек в день), а бросил по молитве. Попросил Бога помочь мне бросить курить - и бросил достаточно легко. Только три для " поколбасило " , и то вполне терпимо. С уважением, Я молился, но мне не помогло. Наверное потому что веры нет. Вы уже были верующим когда молились? Наверное это важный момент в молитве. А так она просто видимо «не долетает» до Бога. И прикладывали ли вы собственные усилия? Здравствуйте, Александр. Курение, я думаю, относится скорее не ко грехам, а к страстям. А именно - к страсти чревоугодия.... Если уж быть более точным, то к " подразделу " этой страсти - гортанобесию. То, что курение наносит вред не только самому курильщику, но и окружающим - давно доказанный медицинский факт. Так что находясь в одном помещении с некурящими лучше воздержаться от курения(впрочем - лучше в помещении вообще не курить). Что же касается " дурного примера " , то это вопрос скорее риторический, чем богословский. Если курить на виду у взрослых людей, то никого этим вы не соблазните. Скорее даже наоборот. Если же курить на виду у детей, то и они смотрят в первую очередь на наши отношения с ближними, а уже потом - на то, что у нас во рту. В этом отношении дети значительно мудрее взрослых.

http://azbyka.ru/vopros/greh-li-kurit-na...

Разделы портала «Азбука веры» Задайте вопрос о православном христианстве Здравствуйте! Скажите, правда ли, что пища в пост должна быть не в радость? Если человеку по состоянию здоровья необходима скоромная пища, нужно ли готовить её так, чтобы было невкусно? 6 Ответов В этом вопросе слово " должна " не уместно. Пост индивидуален для каждого человека. Зависит он от духовного возраста, состояния здоровья и пр. В пост принято есть простую пищу, без изысков, этого вполне достаточно. Болезненные состояния не причина избегать поста. Если врачи рекомендуют особую диету, то это обязывает иное доброделание: усиленная молитва, волонтёрская помощь в храме или в монастыре. Здравствуйте! Нет, не стоит понимать пост как время, когда что-то должно становиться не в радость. Смысл его вовсе не в этом. Что касается скоромной пищи по нужде, то старайтесь употреблять ее столько, сколько нужно для здоровья. И все пусть будет во славу Божию. Апостол учит нас: попечения о плоти не превращайте в похоти. Если Вам нужна, например, кисломолочная продукция, пейте свой кефир без сладостей и не упивайтесь, заменяя кефиром нехватку белковой пищи. Нужно почему-то мясо - ешьте его по возможности меньше и так, чтобы не было гортанобесия. Во всяком случае, в нарушении поста по болезни необходимо исповедоваться как в невольном грехе. И вообще по вопросу о качестве и объеме скоромной пищи крайне желательна консультация врача. Нередко люди даже сами себе устанавливают послабления на пост просто из страха добросовестно поститься. И - удивительное дело - считают, что без труда воздержания смогут легко войти в Царство Небесное. Скажите, правда ли, что пища в пост должна быть не в радость? Такой цели у поста нет. И нет задачи делать пишу гадкой и отвратительной, чтобы она была не в радость. Поступать так - верный путь к тому, чтобы пост стал ненавистен. Пост нужен для того, чтобы учиться воздержанию, для борьбы со страстями. Если человеку по состоянию здоровья необходима скоромная пища, нужно ли готовить её так, чтобы было невкусно?

http://azbyka.ru/vopros/pishha-v-post-do...

Разделы портала «Азбука веры» Задайте вопрос о православном христианстве Если я правильно понимаю, то чревоугодие - это сытость, даже незначительная. Так вот я пробовал многое: Не есть полдня, есть очень малое количество еды, но я постоянно чувствую малую сытость, после трапезы я чувствую то, что называется достаточностью, когда мне не хочется есть. Живот не болит, гортанобесия нет. Еда максимально обычная. Это чревоугодие? Если да, то подскажите, пожалуйста, как мне бороться с ним? Уже побаиваюсь есть, в связи с чем часто чувствую голод. Похожие вопросы 4 Ответа Чревоугодие есть греховное пристрастие к пище и питию, проявляющееся в том, что человек переходит меру необходимого при удовлетворении естественной потребности в поддержании своих телесных сил. - Основы православного нравственного учения . Не вижу, чтобы здесь было что-то про сытость. Я бы не забивал на Вашем месте голову такими мыслями, а просто старался бы не объедаться. Роман, сытость - это сытость, и это нормально для физиологии человека. Поел и насытился. Чревоугодие - это пресыщение без меры, пристрастие к еде. Хорошо, спасибо за ответ. Извините, если как-то смутил вас. Есть по потребности значит, когда кто-нибудь определит себе, сколько принимать пищи в день; и если видит, что это определенное им количество пищи отяготило его и нужно оное несколько уменьшить, то он и уменьшает его. Или, если оно не отяготило его, но и недостаточно для тела, так что надобно прибавить немного, он прибавляет несколько. И таким образом, хорошо испытав свою потребность, следует потом определенно , и вкушает пищу не для услаждения , но желая поддерживать силу своего тела. Однако и то немногое, употребляемое кем-либо в пищу, должно принимать с молитвою и осуждать себя в помысле своем как недостойного никакой пищи и утешения. Авва Дорофей Подобно тому как корабль, нагруженный больше того, что может вместить, будучи обременяем тяжестью груза, идет ко дну, так точно и душа, и природа нашего тела, приняв пищу в размерах, превышающих свои силы, переполняется и, не выдерживая тяжести груза, погружается в море погибели и губит при этом и пловцов, и кормчего, и штурмана, и едущих, и сам груз. Как, следовательно, бывает с кораблями, находящимися в таком состоянии, так точно и с пресыщающимися. Как там ни тишина моря, ни искусство кормчего, ни множество корабельщиков, ни надлежащее снаряжение, ни благоприятное время года, ни что другое не приносит пользы обуреваемому таким образом кораблю, так и здесь ни учение и увещание, ни наставление и совет, ни страх будущего, ни стыд, ни порицание присутствующих, ни что другое не может спасти обуреваемую таким образом душу.

http://azbyka.ru/vopros/jeto-chrevougodi...

Довольно часто в нас сочетаются все виды чревоугодия. Страсть чревоугодия кажется на первый взгляд безобидной, но на самом деле она опасна. Состояние сытости или опьянения притупляет ум и ослабляет волю к борьбе с грехом. Вспомните состояние сытости: оно очень часто сопровождается расслабленностью, сонливостью, ощущением тупого довольства жизнью. После хорошего обеда одолевают лень и желание праздности. Хочется спать, что многие и делают (послеобеденный сон). Кроме того, уже давно научно доказано, что рацион питания во многом определяет некоторые черты характера. Есть целый ряд продуктов питания (в том числе мясо), которые «повышают потенцию» (сексуальную возбудимость), то есть распаляют блудную страсть. То же самое мясо повышает в человеке агрессивность, а значит, гневливость. Вспомним описания оргий: всегда разврату предшествует пир с обильной выпивкой и закуской. И падение Содома и Гоморры начиналось, по преданию, с больших пиров. Гортанобесие же потакает сребролюбию, поскольку для приобретения вкусной пищи требуются деньги. О вреде пьянства говорить, наверное, не обязательно. Вред этот, наносимый и душе, и телу, совершенно очевиден каждому. Стоит только посчитать, сколько дурных поступков совершаем мы в состоянии пусть даже не самого сильного опьянения, поступков, которых в трезвом виде никогда бы, возможно, не совершили. За первой стадией веселья приходит вторая, когда человек начинает терять контроль над собой. Алкоголь воздействует на центральную нервную систему, и человек в стадии алкогольного опьянения не может координировать не только движения и речь, но и свои морально-нравственные устои со своими же поступками. Он оказывается в неправильной системе координат: не может верно оценить расстояние, время, силу удара. Точно так же не может верно оценить свое поведение: так, многие деятели искусства любили выходить на сцену «подшофе», в полной уверенности, что их исполнение в таком состоянии превосходно. На самом же деле они пели или играли очень плохо, просто не могли оценить свое исполнение адекватно. В результате человек абсолютно лишается «тормозов», и все его дурные наклонности, которые он умеет сдерживать в трезвом состоянии, тут же проявляются.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Нередко чревоугодник, уставший от груза собственного тела, доводящего до одышки и изнеможения, и от необходимости постоянно преодолевать как преграду размеры собственного живота, когда необходимо нагнуться, чтобы поднять вещь с пола или завязать шнурки на туфлях, решает объявить войну бесу чревоугодия и уничтожить как врага собственный жир. Он выписывает диеты из журналов, и объявляет своим близким, что скоро его фигура будет походить не на фламандскую живопись, а на статую Аполлона. Однако такой чревоугодник, севший на диету, чаще всего оказывается в роли гладиатора, который без оружия вступил в схватку с диким зверем: в первую минуту он еще сопротивляется, но затем падает, растерзанный когтями и клыками хищника. Первое время чревоугодник придерживается строгой диеты и смотрит на окружающих победоносно, как Геракл после очередного подвига, но затем, не выдержав скребущей боли в желудке, набрасывается на пищу, словно хочет наверстать упущенное. В чревоугодии можно различить две страсти: чревобесие и гортанобесие. Чревобесие – это ненасытное желание пищи, это агрессия тела против души, постоянное домогательство чрева, которое, как жестокий мытарь, требует от человека непомерной дани, это безумие чрева, которое без разбора поглощает пищу, как голодная гиена добычу. Желудок такого человека подобен мешку, куда скупой хозяин запихивает без разбора вещи, собираясь в дальнюю дорогу, а затем с трудом волочит ненужный груз. Гортанобесие – постоянное желание лакомой и изысканной пищи, это сладострастие гортани. Человек должен есть, чтобы жить, а здесь он живет, чтобы есть. Он заранее составляет меню с таким озабоченным видом, как будто решает ребус или математическую задачу. Он тратит на лакомства все деньги, как игрок в азарте проигрывает свое состояние. Есть еще другие виды чревоугодия, это: тайноядение – стремление скрыть свой порок; раноядение – когда человек, едва проснувшись, принимается за еду, еще не испытав чувства голода; поспешное ядение – человек старается быстро наполнить чрево и глотает пищу не разжевывая, словно индюк; несоблюдение постов, употребление из-за похоти гортани вредных для здоровья продуктов. Древние аскеты считали чревоугодием также чрезмерное употребление воды.

http://azbyka.ru/o-strasti-chrevougodiya

Типикон придуман не только для того, чтобы лишь монахи ему следовали, он вообще для всех. Другой разговор, что Типикон — это не просто образец, это идеал, а среди нас мало идеальных христиан, поэтому мы в тех или иных ситуациях от Типикона отступаем. Например, мы же практически не служим по Типикону. В книге «Толковый Типикон» М. Скабаллановича есть воспоминания, как в Киевской духовной академии монахи служили идеальную всенощную и всенощная вместе с литургией занимала 17 часов. В реальности даже на Афонском подворье богослужение занимает меньше 12 часов. Точно так же мы пост не всегда соблюдаем по Типикону. А уж насколько мы его не соблюдаем, — зависит от наших сил, возможностей, и от нашего благочестия, и от нашего здоровья. Нельзя сказать, что для мирян какой-то иной пост. Точно такой же, просто по силам. Богу не надо, чтобы мы умирали во время поста. Пищевые ограничения необходимы в том числе для того, чтобы мы больше времени уделяли молитве. Именно поэтому рыба постнее мяса. Казалось бы, в чем разница. А разница только в одном — в рыбе нет белка эластина, поэтому переваривается она гораздо быстрее, меньше крови уходит на работу пищеварительного процесса, больше крови приходит к сердцу и голове. И постольку, поскольку это переваривается быстрее, соответственно, больше времени остается на молитву. Просто древние люди про эластин не знали, они на практике все это видели. По уставу в среду и пятницу у нас соблюдается строгий пост, то есть без вина и елея. Еще есть строгий пост в понедельник, но в нашей культуре он считается либо чисто монашеским, либо обетным. Причем даже не во всех монастырях соблюдается пост в понедельник. Иеромонах Феодорит (Сеньчуков) Вообще, пожалуй, это самый мягкий пост. Но всегда нужно понимать, зачем тебе нужен этот пост, почему ты себе делаешь послабления, если делаешь. Потому что если это просто от пищевой невоздержанности, от пищевого разврата — это одно дело. Если по болезни — совершенно другое. Потому что если ты больной, то у тебя и пост вообще совершенно другой. Духовник может благословить по твоему здоровью и молочные продукты есть. Только не устраивай гортанобесия, а ешь ровно, что тебе нужно — творог, например.

http://pravmir.ru/bogu-ne-nado-chtobyi-m...

отец Евгений, спасибо за ответ! В свое время, готовясь к генеральной исповеди, я вспомнил и записал все, что в моих поступках откровенно и однозначно противоречило Заповедям Божиим, все, что лежало тяжким грузом на совести. Эта исповедь стала одним из важнейших событий в моей христианской жизни, и именно тогда я обрел своего духовного отца. Советую и Вам пойти таким путем. А на все эти мудрёные " многоблагопопечительности " , " мшелоимства " , " гортанобесия " и прочее не отвлекайтесь, иначе просто запутаетесь и потеряете сам смысл Таинства Покаяния. Такие вещи - для духовно-умудренных людей, а не для нас, духовных младенцев. ИМХО, конечно. С уважением, Максим, спасибо Вам большое! Да я вот тоже читая такие слова как «мшелоимство..». и подобные, понимаю что они как бы чужие для меня слова, даже просто использовать эти слова не совсем искренне будет. Не за что, Людмила. Божией Вам милости! С уважением, Здравствуйте! Прежде всего, нужно постараться вспомнить и записать смертные грехи, совершенные с момента последней исповеди, адаптировав упоминание некоторых из них под свою ситуацию. То есть, если Вы хорошо помните какой-то свой ужасный поступок, то надо сказать о нем более конкретно, чем просто общими словами (потому что конкретные обстоятельства и условия, могут усугублять или смягчать вину греха). Если Вы что-то забудете или упустите, не стоит излишне переживать, главное сознательно не утаивать. Вспомните - скажете на следующей исповеди. Главное же - это искреннее сожаление о грехах и твердое намерение измениться к лучшему, с помощью Божией. Прежде всего, бескомпромиссное прекращение совершения смертных грехов прямо с этого момента. Первая исповедь: что нужно знать? Книги «Вопросы и ответы» Самое популярное Сейчас в разделе 61  чел. Всего просмотров 5.6 млн. Всего вопросов 4033 ©2024 Вопросы и Ответы к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки:

http://azbyka.ru/vopros/stoit-li-gotovit...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010