Цель поста вернее будет достигнута, если ребенок не только заменит один вид пищи другим, но и ограничит себя в излишествах и развлечениях: например, откажется в соответствующие дни от лакомств, от баловства, от слишком шумных игр, от смотрения телевизора. Какие же именно страсти и злые навыки помогает ребенку преодолеть христианский пост? Чревоугодие Говоря о грехе чревоугодия, мы втайне думаем обычно, что у нас есть грехи и посерьезнее: какое там чревоугодие! А уж к детям-то, как нам кажется, этот грех вообще не имеет отношения. Чревоугодие ассоциируется у нас с ломящимися столами, огромными раздувшимися животами, с какими-то толстяками и великанами, похожими на героев Рабле. Наши хилые и бледные дети совсем на них не похожи. Это потому, что большинство людей знают только один вид чревоугодия — обжорство (или, по-церковному, объядение). Между тем страсть чревоугодия сложна и многовидна. Она может проявляться в виде тайноядения: это когда, помимо общей трапезы, ребенок или взрослый имеет дурную привычку «хватать куски» (то печеньице, то бутербродик, то кусочек торта, то пряничек) и съедать их без молитвы, наедине. А еще бывает рано- или поздноядение: первое — когда, потакая чреву, едят в воскресные и праздничные дни рано утром, до окончания литургии; второе — вкушение пищи после общего ужина и даже после вечерних молитв, иногда ночью. Есть еще такой вид чревоугодия — лакомство (в аскетике его называют гортанобесием): оно заключается в прихотливости к пище, желании дорогой, изысканной — особо вкусной пищи. «Чревоугодие есть изобретатель приправ», — сказано в «Лествице». Все это (и не только это) святые отцы считают проявлениями чревоугодия. И объясняют, что именно объединяет столь разные явления. Всякое чревоугодие — это еда (или питие) не по телесной потребности, а по угождению чреву. А как отличить одно от другого? Откуда человеку знать, почему его так и тянет к столу или к холодильнику? Почему не хочется выходить из-за стола: то ли это действует телесная потребность, то ли он грешит чревоугодием?

http://azbyka.ru/deti/zachem-i-kak-posti...

Ты идешь, скажем, спасать замерзающего; забывая себя, ты можешь делать что-либо для ближнего, это одно дело, когда ради другого проявляешь самоотверженность. Но не для себя, не для того, чтобы бравировать своим здоровьем, — вот этого не надо этого делать. Господь знает меру, когда, что и как; поэтому надо довериться Богу в отношении своего здоровья и не совершать вредных действий. Курение, алкоголь, или когда человек поздно ложится — это он явно делает во вред себе; правда, среди людей бывают “совы”, тут уж трудно что-то сделать. Это как медленное самоубийство, когда человек всё делает во вред себе и зная это, все равно продолжает делать. Чревоугодие — это именно нарушение ответственности по отношению к своему телу, а через это, естественно, и к душе, потому что это страсть или желание удовлетворить свои вкусовые пристрастия, жить этим и мечтой об этом — то, что называется в аскетике гортанобесием; словом, всякое удовлетворение своим страстям, которое неестественно, противоестественно, чрезмерно, ненужно, излишество всякого рода, лакомство — всё это безответственное отношение к своему телу. Отсюда и душе вред наносишь, потому что это грех, нарушение внутренней гармонии. Но для христианина существенен еще один род ответственности: ответственность перед обществом, перед законом, перед своей страной, перед сотрудниками учреждений, с которыми мы связаны — перед почтой, скажем, перед телефонисткой. Это кажется формальностью: ну подумаешь, ну что такого — опоздал с платой, скажем, за квартиру. Но это ударило по тем чиновникам, которые этим занимаются, с них будут спрашивать головой: что же ты не востребовал и так далее; а потом их могут уволить с работы из-за нашей небрежности — вот ведь это во что упирается, и об этом тоже надо думать; и о тех, с кем ты работаешь в учреждении, если работаешь. Это все не мелочи, к этому нельзя небрежно относиться, так что и здесь должна быть предельная пунктуальность и педантичность даже; это безусловно тоже нравственная категория. Очень обширен круг тех вещей, перед которыми мы ответственны.

http://pravmir.ru/fragmentyi-iz-besed-o-...

Разделы портала «Азбука веры» Началась подготовка к Великому посту. Время духовного совершенствования призывает нас оставить житейские заботы (насколько это возможно) и устремить все свои мысли в глубины души. В деле мирских ограничений не последнюю роль играет воздержание плоти от излишнего потребления пищи. Нам это кажется самым понятным: исключи мясо, рыбу и молочное из рациона – и дело с концом. Однако за этой простой формулой мы забываем «утонченную и изысканную» страсть, способную ужалить ядом всё наше великопостное намерение. Страсть лакомства имеет и более отрезвляющее название – гортанобесие. Это некрасивое и даже страшное слово уже само по себе довольно точно раскрывает всю глубину греха. Наша гортань, полная вкусовых рецепторов, в погоне за самоуслаждением вслед за чревом вопиет к человеку: хочу вкусненького! Много, часто, иногда уже и без осознанного участия человека. Каждый из нас может вспомнить свою привычку съесть на несколько конфет больше, регулярно заказывать в кафе один и тот же салатик, с наслаждением по несколько раз в день смаковать кофе. Нам кажется, что наша маленькая гастрономическая приверженность вряд ли серьезно повлияет на дело спасения (или не повлияет вообще). Но это не совсем так. Священное Писание говорит нам: «Не пресыщайся всякой сластью и не бросайся на разные снеди» ( Сир. 37:32 ). О необходимости питаться просто, без сытости говорят и святые отцы. Например, преподобный Иоанн Лествичник призывал на время поста исключать из своего рациона всё, «что услаждает вкус». В этой связи довольно странным кажется появление в продаже соевых и так называемых «постных» продуктов –заменителей белковых. Еще более странным кажется спрос среди православных на эти продукты. Наш современник старец Паисий Святогорец 18 лет ел одну лишь капусту. Таким образом он стремился победить страсть гортанобесия. Пожалуй, для мирян этот пример нельзя назвать абсолютом для подражания. Но задуматься о том, насколько серьезно греческий старец относился к борьбе со страстью лакомства, безусловно, заставляет.

http://azbyka.ru/zabytyj-greh-lakomstva

   «Чревоугодие есть притворство чрева, потому что оно, и будучи насыщено, вопит: “Мало!”, будучи наполнено и расседаясь от излишества, взывает: “Алчу!”... Чревоугодие, — говорит преп. Иоанн Лествичник, — есть изобретатель приправ, источник сластей, прельщение очей снедями, ибо какое бы ни было на столе множество яств, чревоугодие готово проглотить их все разом».    При наступлении поста чревоугодник печалится, во время поста с нетерпением ждет его окончания, считая дни, сколько осталось до праздника, и за много дней приготовляет снеди. «Раб чрева рассчитывает, какими снедями почтить праздник, а раб Божий помышляет, какими бы духовными дарованиями ему обогатиться». Чревоугодник при одной мысли о праздничном столе или угощении радуется и сгорает нетерпением дождаться этого дня, а воздержный и целомудренный печалится, ибо знает, что не без вреда бывает такое угощение и насыщение пищей.    Страсть чревоугодия весьма многообразна. Главные виды чревоугодия следующие:    а) чревообъядение (чревобесие или чревонеистовство) — страсть к многоядению или обжорству. Главными признаками чревообъядения служат: неумеренность, невоздержность, пресыщение и излишество в принятии пищи, наполнение чрева (желудка) множеством яств. По словам преп. Иоанна Кассиана, свойство страсти чревобесия выражается в том, что такой чревоугодник радуется только обжорству чрева и насыщению какими бы то ни было снедями. От этой страсти рождаются, по его словам, «огненные воспламенения сладострастия и блудной похоти»;    б) сластолюбие (гортанобесие)страсть к лакомству, к вкусной и сладкой пище — это другой вид чревоугодия. Возбудителем сластолюбия, говорит преп. Нил Синайский, является чревоугодие, приводящее в движение всякое (кулинарное) искусство, чтобы было доставлено наслаждение горлу. Сластолюбивое чревоугодие ищет в пище главным образом наслаждения; для недугующего этой страстью не столько имеет значение количество съедаемой пищи, сколько вкусовые ее качества, ибо подверженный такой страсти человек наслаждается снедями старательно и вкусно приготовленными и изысканными (деликатнейшими). При этом ненасытное гортанобесие, по выражению преп. Нила Синайского, привлекает к себе на служение и зрение, и вкус, и обоняние в качестве опытных судей, доверяя им испытывать качества искусно приготовленных яств. Чтобы возбуждать аппетит посредством этих чувств (зрения, обоняния и вкуса), кушанья приготовляются красиво (привлекательно) и живописно, с благовонными соусами и различными, приятными на вкус, приправами (сладкими и острыми, терпкими и солеными). Эта страсть, требующая больших расходов, по словам преп. Иоанна Кассиана, «оплетает шеи (своих) пленников узами сребролюбия»;

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

В нашем рассмотрении остановимся только на традиционной православной восьмичастной схеме, чтобы на конкретных примерах увидеть «духовную механику» возникновения и действия греховных страстей. Для этого мы разберем каждую страсть отдельно, укажем на её естественное основание (то есть попытаемся понять, за счет извращения каких естественных свойств человеческой природы она существует) и на главные её проявления. 1. Чревоугодие (γαστριμαργα) – страсть употреблять пищу не в соответствии с естественными потребностями организма, но для получения чувственных удовольствий. Эта страсть возникает по причине извращения естественной потребности человека в питании. Суть извращения в том, что способность к питанию используется не только для подкрепления телесных сил, но прежде всего для получения чувственного наслаждения. Человек, сильно подверженный чревоугодию, руководствуется потребностями своего тела как первостепенными и тяжело страдает, если они не находят удовлетворения. Прп. Иоанн Кассиан Римлянин выделяет три типа проявления этой страсти.Гортанобесие (лакомство) – потребление пищи (может быть, даже и в небольших количествах) не столько для телесного подкрепления, сколько ради услаждения её вкусом, не ради пользы, но для удовольствия. • Чревобесие (объедение, пьянство) – излишнее потребление пищи ради наполнения желудка и возникновения чувства пресыщенности. Ощущение переполненного желудка при таком извращении приносит удовольствие. • Безвременное вкушение – неспособность воздерживаться от потребления пищи до установленного времени (например, несоблюдение евхаристического поста, то есть воздержания от пищи после полуночи и до причащения). В этом случае человек не может отказать себе или ограничить своё желание поесть даже на некоторое время и немедленно стремится удовлетворить самое незначительное чувство голода. Если человек становится рабом страсти чревоугодия в любой её разновидности, то даёт повод для развития других плотских страстей, теряет молитву и взращивает в себе самолюбие. Прп. Исаак Сирин говорит: «От чревоугодия рождается мятеж помыслов» 495 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Leonov/v...

Евгений Холодов Скачать epub pdf 3. Анализ «восьмеричной» системы. «Попечения о плоти не превращайте в похоти» ( Рим.13:14 ) Переходим к краткому анализу каждой из восьми духовных страстей. Будем двигаться сверху вниз, описывая духовную суть каждой из них, начиная с чревоугоди и кончая гордостью, прослеживая и дальнейшую генерацию каждой страсти из «восьмерицы». 3.1. Духовная суть каждой из восьми главных греховных страстей. Монах Евагрий пишет, что бесы воюют с подвижником на идеальном (интеллектуальном) плане, подбрасывая ему определенные раздражающие помыслы. 407 Поэтому весьма важно для подвижника распознавать бесовские помыслы, тем самым обезоруживая бесов, не давая им ввести нас в обман. 408 Основных ( γενικω’τατοι ­ родовых) помыслов восемь: первый – чревоугодия, за ним следует помысел блуда, третий – сребролюбие, четвертый – помысел печали, пятый – гнева, шестой – уныния, седьмой – помысел тщеславия и восьмой – гордыни. Все эти родовые помыслы проистекают от одного главного и первого – помысла себялюбия. 409 Одним из первых, по порядку возрастания, является помысел ЧРЕВОУГОДИЯ. Этот помысел возникает от искажения естественной потребности в человеке, потребности в пище для поддержания своего организма. Монахи в IV – V вв. упражнялись в суровом подвиге поста сокращая порцион до такой степени, лишь бы не умереть с голоду. От сугубого постничества и грубой (сырой) пищи у многих монахов случались расстройства желудка и селезенки. Многие монахи саможелея себя оставляли строгий пост. Но Евагрий считает, что это искушение произведенное в монахе бесами, чтобы расстроить его духовные силы и целостность. 410 Эта страсть имеет различные проявления, как просто грубое обжорство, так и довольно тонкая мечтательность, или сновидение, какая бывает у тех, кто, внешне соблюдая пост, раздражается этой страстью внутренне. 411 Прп. Дорофей Газский говорит о практике тайноядения ( λατροφαγια), рассказывая об одном случае, когда некий брат крал еду с трапезы и тайно ее вкушал. 412 Прп. Иоанн Кассиан различает три вида чревоугодия: 1) вкушение пищи прежде положенного часа, вне трапезы (тайноядение); 2) вкушение пищи в неумеренном и большом количестве (объядени) и 3) побуждение к тому, чтобы искать вкушение особого рода пищи, услаждающей тонкий вкус (лакомство ) 413 Кроме того, известны и другие генерации чревоугоди, так Климент Александрийский различал три вида чревоугодия: 1) обжорство ( ψοφαγια); 2) чревобесие ( γαστριμαγηια) и 3) гортанобесие ( λαιμαργι’α). 414

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Одним из первых, по порядку возрастания, является помысел ЧРЕВОУГОДИЯ. Этот помысел возникает от искажения естественной потребности в человеке, потребности в пище для поддержания своего организма. Монахи в IV – V вв. упражнялись в суровом подвиге поста сокращая порцион до такой степени, лишь бы не умереть с голоду. От сугубого постничества и грубой (сырой) пищи у многих монахов случались расстройства желудка и селезенки. Многие монахи саможалея себя оставляли строгий пост. Но Евагрий считает, что это искушение произведенное в монахе бесами, чтобы расстроить его духовные силы и целостность. 42 Эта страсть имеет различные проявления, как просто грубое обжорство, так и довольно тонкая мечтательность, или сновидение, какая бывает у тех, кто, внешне соблюдая пост, раздражается этой страстью внутренне. 43 Прп. Дорофей Газский говорит о практике тайноядения ( λατροφαγια), рассказывая об одном случае, когда некий брат крал еду с трапезы и тайно ее вкушал. 44 Прп. Иоанн Кассиан различает три вида чревоугодия: 1) вкушение пищи прежде положенного часа, вне трапезы (тайноядение); 2) вкушение пищи в неумеренном и большом количестве (объядение) и 3) побуждение к тому, чтобы искать вкушение особого рода пищи, услаждающей тонкий вкус (лакомство) 45 Кроме того, известны и другие генерации чревоугодия, так Климент Александрийский различал три вида чревоугодия: 1) обжорство ( ψοφαγια); 2) чревобесие ( γαστριμαγηια) и 3) гортанобесие ( λαιμαργια) 46 Святыми Отцами нередко подчеркивается, что чревоугодие открывает путь к другому помыслу, связанному с первым. Это помысел БЛУДА. Так монах Евагрий говорит: «Из... помыслов... одни предшествуют, а другие следуют за ними: [так например] предшествуют помыслы ... чревоугодия, а следуют – помыслы блуда». 47 Еще более лаконично и точно говорит он в другом месте: «Голодный волк выслеживает стадо, а дух блуда – набивающих свое чрево». 48 Дух блуда, является искажением естественной репродуктивной потребности в человеке, которую Бог назначил человеку после его грехопадения именно таким образом, т. е. через плотское совокупление (хотя если бы человек не утерял благобытия, то его репродуктивность происходила бы иначе ). 49

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

4 . Углубление состояния гордости приводит, в конце концов, к отвержению Божественного авторитета. Методы борьбы 52 заключаются в том, чтобы стяжать противоположную гордыне добродетель смирения, восхождение к которой начинается с осознания глубокой душевной и телесной немощи человека. Вторая стадия борьбы – это самоукорение, когда во всяком неприятном случае человек обвиняет себя, а не других. Третья стадия заключается в том, чтобы с благодарностью встречать те скорбные искушения, которыми полна жизнь каждого человека. Смирение подразумевает, что все, что вы делаете, словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца ( Кол. 3; 17 ). Смирение не требует наград: Кто из вас, имея раба пашущего или пасущего, по возвращении его с поля, скажет ему: пойди скорее, садись за стол? Напротив, не скажет ли ему: приготовь мне поужинать и, подпоясавшись, служи мне, пока буду есть и пить, и потом ешь и пей сам? Станет ли он благодарить раба сего за то, что он исполнил приказание? Не думаю. Так и вы, когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать ( Лк. 17; 7–10 ). Признаки смирения описывают святые Варсонофий и Иоанн : «Совершенное смиренномудрие состоит в том, чтобы сносить укоризны и поношения, и прочее. Это служит и признаком того, что человек коснулся и совершенной молитвы, – именно то, что он не смущается более, хотя бы и весь мир его оскорблял». Чревоугодие Естественная потребность: необходимость в пище как источнике энергии для нормальной жизнедеятельности человеческого тела. Страсть как извращение и преувеличение естественной потребности выражается в многоядении, гурманстве, лакомстве, гортанобесии (специальном выборе блюд, особо услаждающих вкус), пьянстве. Признак развивающейся страсти: постоянное стремление к сытости и услаждению пищей и вином. Результаты извращения естественной потребности страстью: развивается сластолюбие, обжорство, праздность, леность. Все это ведет к богозабвению : И [ел Иаков, и] утучнел Израиль, и стал упрям; утучнел, отолстел и разжирел; и оставил он Бога, создавшего его, и презрел твердыню спасения своего ( Втор. 32; 15 ). Сытость провоцирует ослабление внимания и потворствует развитию саможаления и самооправдания. Кроме того, чревоугодие становится причиной развития другой страсти – блуда: «Чем больше дров, тем сильнее пламя; чем больше яств – тем яростнее похоть» (Авва Леонтий).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

рб Марина 14 февраля 2018, 10:30 СПАСИ ГОСПОДИ ВЛАДИМИР за вразумление!!!ПРОСТИ ГОСПОДИ И ПОМИЛУЙ нас грешных!!! Наталия 14 февраля 2018, 10:01 Все так, но все равно как то грустно, с учетом того, что еда эконом класса в магазинах пластмассовая. Я например говядину уже давно не могу себе позволить из-за цены (да и не только её), а некоторые люди говядиной кормят домашних собак. В дикой природе животные сейчас питаются пожалуй получше многих людей, а мы едим круглый год одни отходы производства -курица надутая, молочные продукты искусственные, шоколад ненастоящий, из рыбных продуктов - караси да минтай в лучшем случае. Одно радует -можем купить хотя бы это, слава Богу за все! Наталия 14 февраля 2018, 08:24 Занимаюсь спортом, в связи с чем в пост буду есть так называемое соевое " мясо " . Надо быть большим фантазером, чтобы назвать этот продукт " лакомством " . С таким же успехом этим словом можно назвать сырую капусту. Не представляю, как соевое мясо может " усладить " вкус: оно безвкусное. Хоть какой-то вкус ему придают соль и приправа. А православные едят сей продукт, дабы не загнуться за 50 дней без полноценного белка, а не потому, что погрязли в " гортанобесии " . Безвкусное и растительное соевое мясо и гортанобесие несовместимы. Давайте без крайностей. Кстати, непонятен запрет на молочное. Для меня кисломолочное - это лекарство для желудка.И какое там может быть гортанобесие,совершенно непонятно. Виктория 14 февраля 2018, 07:41 Спаси Господь! Перед Великим постом очень нужная статья. Отрезвляет и настраивает на нужный лад. Алла 14 февраля 2018, 02:48 Я не согласна к такому отношению к еде. Одно дело пост, тут понятно, что не нужно сильно изощряться, чтобы сделать еду повкуснее из постных продуктов. Потому что просто неправильно в пост слишком думать про еду. Но в остальное время лишать себя радости съесть что-то вкусное? Что плохого в том, чтобы лакомиться кофе или любимым салатом (такие примеры в статье)? Зачем лишать человека всех радостей в жизни? Одно дело избегать кутежей с выпивкой, избегать обжорства, и другое дело считать вкусную еду чем-то греховным.

http://pravoslavie.ru/110687.html

Нередко чревоугодник, уставший от груза собственного тела, доводящего до одышки и изнеможения, и от необходимости постоянно преодолевать как преграду размеры собственного живота, когда необходимо нагнуться, чтобы поднять вещь с пола или завязать шнурки на туфлях, решает объявить войну бесу чревоугодия и уничтожить как врага собственный жир. Он выписывает диеты из журналов, и объявляет своим близким, что скоро его фигура будет походить не на фламандскую живопись, а на статую Аполлона. Однако такой чревоугодник, севший на диету, чаще всего оказывается в роли гладиатора, который без оружия вступил в схватку с диким зверем: в первую минуту он еще сопротивляется, но затем падает, растерзанный когтями и клыками хищника. Первое время чревоугодник придерживается строгой диеты и смотрит на окружающих победоносно, как Геракл после очередного подвига, но затем, не выдержав скребущей боли в желудке, набрасывается на пищу, словно хочет наверстать упущенное. В чревоугодии можно различить две страсти: чревобесие и гортанобесие. Чревобесие – это ненасытное желание пищи, это агрессия тела против души, постоянное домогательство чрева, которое, как жестокий мытарь, требует от человека непомерной дани, это безумие чрева, которое без разбора поглощает пищу, как голодная гиена добычу. Желудок такого человека подобен мешку, куда скупой хозяин запихивает без разбора вещи, собираясь в дальнюю дорогу, а затем с трудом волочит ненужный груз. Гортанобесие – постоянное желание лакомой и изысканной пищи, это сладострастие гортани. Человек должен есть, чтобы жить, а здесь он живет, чтобы есть. Он заранее составляет меню с таким озабоченным видом, как будто решает ребус или математическую задачу. Он тратит на лакомства все деньги, как игрок в азарте проигрывает свое состояние. Есть еще другие виды чревоугодия, это: тайноядение – стремление скрыть свой порок; раноядение – когда человек, едва проснувшись, принимается за еду, еще не испытав чувства голода; поспешное ядение – человек старается быстро наполнить чрево и глотает пищу не разжевывая, словно индюк; несоблюдение постов, употребление из-за похоти гортани вредных для здоровья продуктов. Древние аскеты считали чревоугодием также чрезмерное употребление воды.

http://pravoslavie.ru/37593.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010