В VIII веке дамасские халифы особенно преследовали дамасских христиан за иконопочитание. Св. Иоанн Дамаскин , главнейший защитник иконопочитания удалился в Палестину в монастырь св. Саввы, а епископ дамасский Петр был приговорен к отсечению языка и сослан в Аравию. Пальмира. Другим замечательным городом Финикии Ливанской была Пальмира или Тадмор. И то и другое имя – значит «город пальм». Город этот был основан Соломоном в сирийской пустыне и знаменит своими богатствами, приобретенными путем торговли. Находясь на границе двух великих царств – римского и персидского, правители Пальмиры иногда пользовались в некоторой мере самостоятельностью: были только в вассальном отношении к тому или другому из этих царств. При Адриане, по словам Страбона, Пальмира была названа Адрианою и была в самом цветущим состоянии. Этот город, говорить Плиний, замечательный по богатству почвы и прелести орошения, всюду далеко простирающийся, стоит на границе Римского и Персидского царства, отстоит от Селевкии. что на Тигре в расстоянии 338 т. шагов (около 400 верст), а от Дамаска в 174 т. шагах (около 200 верст). В III веке в Пальмире была царицей Зиновия, бывшая в вассальной зависимости от Персии и от имени персидского правительства управлявшая всей Сирией. Царица эта покровительствовала известному еретику христианской церкви антиохийскому епископу Павлу Самосатскому. В 273 году Пальмира была взята и разрушена Аврелианом. В V веке Пальмира была местом ссылки и сюда был сослан Кириак. епископ емесский. друг Златоуста. Ко времени Юстиниана Пальмира лежала уже в развалинах. «В числе городов Финикии Ливанской, говорит Прокопий, есть Пальмира, недавно находившаяся в развалинах и укрепленная потом Юстинианом». Пальмира и теперь замечательна своими развалинами и остатками своих стен. – По истории своего основания, по пустынности окружающей город природы, и наконец по своей знаменитости Пальмира довольно сходна с Петербургом, и потому справедливо называют Петербург северною Пальмирой. Емесса. Третьим замечательным городом Финикии Ливанской был город Емесса, находившийся при р.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Ternovs...

Вид на Яффу с моря весьма красив. Отлого-пирамидальный холм, на котором стоит город, осыпан сверху донизу белыми зданиями с плоскими куполами, над массой которых возвышаются несколько минаретов и пальм. За городом синеет полоса Иудейских гор. Местность, на которой расположен город, есть одна из древнейших, где селились люди. Плиний и другие писатели говорят, что Яффа существовала еще до потопа и приписывают основание города Иафету, младшему сыну Ноя. После потопа Ной отдал земли, прилежащие к городу, старшему своему сыну Симу. По преданиям, здесь должен быть Ной и погребен (Шатобриан). В Яффе сел на корабль пророк Иона, не хотевший исполнить повеления Божия ( Иона 1, 3 ). В Библии город называется Иоппия ( Нав.19:46 ). Он был единственным портом, чрез который евреи имели сообщение со Средиземным морем; здесь выгружались драгоценные ливанские кедры, которые присылались, по договору, тирским царем Харамом для постройки Соломонова храма ( 2Пар. 2, 16 ). Из Евангелия видим, что в Яффе апостол Петр воскресил Тавифу ( Деян. 9, 36–41 ) и в доме Симона Кожевника принял посольство в Кесарию ( Деян. 10 ). Отнятая у сириян Иудою Маккавеем, Яффа подпала под власть римлян, которые ее выжгли. Евреи потом ее восстановили, но Веспасиан снова разрушил и поставил на месте ее римскую цитадель. В царствование Константина в Яффе открыта епархия. Укрепленная Балдуином I, Яффа была взята в 1188 году Саладином. В настоящем виде город существует не более ста пятидесяти лет. 6 марта 1799 года французы взяли его приступом и разграбили. Наполеон расстрелял при этом четыре тысячи пленных албанцев! Подвиг, достойный Тамерлана!.. Яффа окружена стеной, на которой покоятся несколько пушек. Внутри город беден и грязен. Жителей в нем до пяти тысяч, между которыми пятая часть христиан. Древних зданий и исторических развалин в нем нет. Сады, находящиеся на восточной стороне города, поистине великолепны. Непроницаемой стеной сажени в две вышины распространяются во все стороны огромные лопасти кактусов, усеянные иглами и цветами. Над ними видна масса темно-зеленых кожистых листьев апельсинных и лимонных деревьев, густо покрытых ароматными белыми цветами и обремененных в то же время плодами невиданной в Европе величины. Среди этой массы выдается местами мелко-кудрявая верхушка тамаринда, мощно разветвляется древний сикомор или стройно вырезается на синем небе раскидистая верхушка финиковой пальмы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

79. Кирена - главный город в Киренаике, греческая колония, после Карфагена первый по величине город в северной Африке, но здесь, согласно Палладию и контексту речи, следует разуметь не Кирену, а Сиэну, " крайний город Фиваиды со стороны Эфиопии " , лежавшей на юг от Египта. Сиэнэ - теперь Ассуан (по иероглифам - Suan: отверстие, вход), под 24 5 23 сев. широты. Город был выстроен амфитеатром и окружен садами из пальм. Близ него - остров Элефантин (Dschesireh=es=sahir, остров цветов). " Во время летнего поворота солнца особенно посещались Элефантин и Сиэнэ, два пограничных пункта Египта, лежавшие под поворотным пунктом Рака и представлявшие в это время необыкновенную картину природы. В полдень там не было ни малейшего признака тени: храмы, обелиски, люди освещались полным солнечным сиянием; в Сиэнэ в известный день в один и тот же час весь солнечный диск отражался в священном колодце и покрывал собою всю поверхность воды до самых краев " . Флидлендер " Картины из истории римских нравов " . Т. II. С. 350. Aristid. I, 1, р. 347. См. также: Nouvell. Geographie universelle par Elise Reclus, X, 88, 91, 108, 111, 540, 541. Handbuch der Lander - und Staatenkunde, von Kloeden, 813. 80. Дикие эфиопляне делали частые набеги на Египет. Цари их в древние времена владычествовали даже над всем Египтом. См. " Всеобщую Историю " Г. Вебера. Т. 1. 184. Ср. Nouvell. Geographie universelle par Elise Reclus, X, 74, 193, 239, 297, 480. 81. Трибун - военный начальник. 82. Об удалении иноков от свидания с женщинами читаем в " Луге духовном " : " Старец говорил: чадца, соль из воды и, соединясь с водою, растворяется и исчезает. Так и монах. От жены произойдя, он, приближаясь к женщине, ослабевает и обращается в ничто, т.е. перестает быть монахом " . Гл. 217 нового перевода " Луга духовного " . Ввиду такой опасности для инока от встречи с женщинами, подвижники, скрепя сердце, отказывали в свидании даже сестрам и матерям (См. Мф. 12, 50). Когда сестра святого Пахомия сделалась монахиней и даже настоятельницей женской обители, он беседовал с ней не иначе, как при посредстве инока Петра, глубокого старца высокоцеломудренной жизни. Святой Бенедикт Нурсийский принимал свою сестру только раз в год, и это свидание брата с сестрой отнюдь не должно было продолжаться более одного дня. Другие избегали свидания даже с матерью, например, Феодор, ученик Пахомия, Пимен, Нуф, Симеон Столпник и преподобный Феодосий Печерский. См. также рассказы о Пиоре, Иоанне Каламите, Феодоре, Маркиане и других. О самом святом Антонии - в его жизнеописании, составленном святым Афанасием, говорится, что он после давней разлуки увидал свою сестру лишь тогда, когда в старости она сама сделалась настоятельницей монастыря, 54.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/956/...

Без раскопок на этом месте не могу утверждать, что сей город их простирался с юга на север от Елисеева источника до эн-Дока, и за лучшее почитаю говорить о нем то, что известно исторически, предварительно выписавши из священного Ономастика кесарийского епископа Евсевия (†340) толкования еврейского слова Иерихо 89 . Pag. 169. εριχ σελνη, – Иерихон значит месяц. Pag. 175. εριχ κατβασις γρο, ξορα, σφρησις, σελνη, – Иерихон – понижение поля или изгнание, или запах, или месяц. Pag. 192. εριχ... ταπενωσις, – Иерихон – понижение. Pag. 203. εριχ... κολη κα χθαμαλ σελνη – Иерихон – котловина, низменность или месяц. Итак, чего хочешь, того просишь. Видно, что Евсевий имел под руками такой лексикон, в котором прописаны были все эти значения названия Иерихона. Которое же из них выбрать? Выбираю месяц и по-русски называю Иерихон: город Месяц. Выбираю же это название потому, что Иерихон, по заверению географа Страбона, имел вид амфитеатра, значит, – полумесяца. Назывался он и городом Финичий 90 от множества финиковых пальм, росших в окрестностях его. У Иосифа Флавия и Страбона εριχος, ρικος. Ныне Риха. Иерихон с 2600г. до 1554г. до Р.Х., в течение 1046 лет устроился, укрепился высокими и крепкими стенами, ликовал, торговал и разбогател так, что у граждан и у начальства их было много золота и серебра в монетах и слитках, медных и железных сосудов и тонких, разноцветных дорогих тканей и одежд 91 . В 1554г. Иисус Навин взял без боя этот город и, сожегши в нем все дома, а людей и скот умертвивши, кроме укрывшей у себя соглядатаев его Рахавы и семейства ее, все же серебро и золото, и сосуды медные и железные отдавши в сокровищницу дома Господня, проклял того, кто вновь построит Иерихон. Замечательно проклинание сего вождя народа израильского: «на первенце своем он (будущий строитель) положит основание сего города и на младшем своем поставит ворота его». По разорении Иерихона случилось: некто Ахар из племени Иудина утаил у себя в палатке одну красивую и дорогую одежду, двести сиклей серебра и слиток золота в пятьдесят сиклей, и за это был побит камнями в ближней долине Ахор 92 . Иисус Навин скончался в 1541г. до Р.Х. По смерти его Халев со старейшинами начальствовал над Израилем в течение 12-ти лет. В это время некто Азан, родом из Вефиля, вновь построил Иерихон и как еще? «Он основал его на Авироне, первенце своем, и на младшем сыне своем поставил ворота его» 93 . Это сказание я понимаю так, что сей вефилец, дерзнувший нарушить проклятие Иисуса Навина, при возобновлении Иерихона лишился двух сыновей своих, старшего и младшего. Первый умер, когда полагаемы были основания города, а второй – когда строились городские ворота.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Выжженная каменистая пустыня. Палящее солнце. Перед глазами – пещера, знавшая Илию-пророка, праведного Иоакима, преподобного Георгия Хозевита и сонм других отшельников-подвижников. Призвав их всех молитвенно, мы продолжаем путь. Дабы лучше ощутить пустыню, наш водитель избирает опасный окольный путь в горах. Горные крутизны, отвесные скалы и обрывы; мертвое, знойное, безжизненное пространство... С гор наш автобус спускается вниз на восток, и вот, еще с высоты, мы видим у подножия зеленый оазис и в нём город. Это и есть Иерихон – «город пальм». Он на 250 метров ниже уровня моря. За ним, в четырех километрах, виднеется уже Иорданская долина. Здесь всегда очень жарко. Говорят, летом она даже опасна для жизни. Итак, Иерихон – один из древнейших городов мира. Археологи считают его непрерывно населенным в течение десяти тысячелетий. Согласно библейской хронологии, возраст его несколько меньше. Но можно с уверенностью утверждать, что Иерихон возник как минимум вскоре после потопа. А найденная археологами монументальная башня, которую они отнесли к эпохе неолита, наводит на мысль: а не имеет ли этот город свою, еще допотопную, историю?.. Это первый город, взятый Иисусом Навином в XV веке до Р.Х., когда израильтяне после сорокалетнего странствования в пустыне вошли в Землю Обетованную. Обозреваем окрестности. Вот там они перешли посуху через Иордан, обратившийся перед ними вспять. А здесь израильтяне впервые ступили на Обетованную Землю и с интересом и любопытством знакомились с землей, в которую так долго вел их великий Моисей. Как много они слышали о ней – обетованной, то есть обещанной их праотцам самим Господом! Как долго они стремились сюда, и вот наконец они здесь, дома! В двух километрах от нынешнего Иерихона – раскопки древних стен, которые пали при трубном гласе и обнесений Ковчега Завета вокруг города ( Нав.6:3–5,19 ). Здесь проходил славный Иисус Навин со своими воинами. Место древнего Иерихона называется ныне Тель эс-Султан. На нынешнее же место Иерихон сместился во времена римского владычества.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Пустыня молчала глубоким, суровым молчанием. Ни звука, ни голоса. Только резкий свист ветра раздавался над нами и песок колол лицо, пылил глаза мелкой едкой пылью пустыни. Ни зверя, ни птицы, ни травинки. Так понятна, так глубоко ясна здесь та великая вера, которая заставляла древних отцов искать пустыню для своих великих подвигов, ибо именно в пустыне яснее всего душа человеческая ощущает свое единение с Богом, с одним только Богом и больше ни с кем. Вдоль дороги несколько раз встречали мы черные палатки бедуинов, шатры кочевников. В середине пути, за шестьдесят миль от Суэца, остановились мы на несколько минут в маленькой хижине среди песков, где можно найти воду, еду и бензин для автомобиля. Отсюда путь наш стал еще прекраснее, еще красочнее, ибо взошла луна, бросавшая таинственный серебристый свет на бедуинские палатки, на высокие холмы дюн, на редкие-редкие кустики тамариска. Наконец вдали замелькали огоньки города и пред нами скоро выплыл из тьмы Каир – столица современного независимого Египта, огромный, широко раскинувшийся город, выросший на том месте, где когда-то поставил свои палатки воинственный арабский полководец Амру. Конечно, в иных странах город, возникший в VI столетии, был бы городом старинным. Но для Египта, где даже Александрия – создание Александра Македонского – молодой город, рядом с утонувшими в бездне тысячелетий Фивами, Мемфисом или Гелиополисом, для страны фараонов Каир совсем молодой, совсем юный город. Мы проехали широкими освещенными улицами, любуясь почти каждым зданием в городе, действительно роскошными и прекрасными. Проехали мимо коптской церкви, мимо греческой церкви, мимо католического собора, мимо, по крайней мере, дюжины мечетей, мимо казарм египетских войск и, наконец, подъехали к Нилу. Через знаменитый мост Казр-эл-Нил мы пересекли великую реку, оба ее рукава. Задержались на минуту на острове посредине реки, чтобы полюбоваться красотами Нила и живописной окрестностью и, проехав мост, помчались мимо рощ пальм, мимо полей с зеленеющими хлебами, спеющими на благодатной египетской почве, мимо больших загородных домов. С напряжением всматриваемся мы в даль песчаной пустыни, где, наконец, огромной величавой тенью выступили пред нами пирамиды.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

В этой же пещере пребывал и праведный Иоаким после того, как его жертва не была принята в Иерусалимском храме. И здесь, в этой пещере, он получил извещение о том, что у него родится Преблагословенная Дочь. Отсюда он пошел в Иерусалим, где и встретился со своей супругой, праведной Анной. И ныне, недалеко от Иерусалимской стены, стоит дом праведных Иоакима и Анны, в котором произошло Рождество Богородицы. А с V века от Р.Х. в этой пещере возник монастырь, носящий имя преподобного Георгия Хозевита. В отвесных скалах ущелья малые дверки и кресты указывают на еще и ныне обитаемые кельи отшельников. Выжженная каменистая пустыня. Палящее солнце. Перед глазами — пещера, знавшая Илию-пророка, праведного Иоакима, преподобного Георгия Хозевита и сонм других отшельников-подвижников. Призвав их всех молитвенно, мы продолжаем путь. Дабы лучше ощутить пустыню, наш водитель избирает опасный окольный путь в горах. Горные крутизны, отвесные скалы и обрывы; мертвое, знойное, безжизненное пространство... С гор наш автобус спускается вниз на восток, и вот, еще с высоты, мы видим у подножия зеленый оазис и в нем город. Это и есть Иерихон — «город пальм». Он на 250 метров ниже уровня моря. За ним, в четырех километрах, виднеется уже Иорданская долина. Здесь всегда очень жарко. Говорят, летом она даже опасна для жизни. Итак, Иерихон — один из древнейших городов мира. Археологи считают его непрерывно населенным в течение десяти тысячелетий. Согласно библейской хронологии, возраст его несколько меньше. Но можно с уверенностью утверждать, что Иерихон возник как минимум вскоре после потопа. А найденная археологами монументальная башня, которую они отнесли к эпохе неолита, наводит на мысль: а не имеет ли этот город свою, еще допотопную, историю?.. Это первый город, взятый Иисусом Навином в XV веке до Р.Х., когда израильтяне после сорокалетнего странствования в пустыне вошли в Землю Обетованную. Обозреваем окрестности. Вот там они перешли посуху через Иордан, обратившийся перед ними вспять. А здесь израильтяне впервые ступили на Обетованную Землю и с интересом и любопытством знакомились с землей, в которую так долго вел их великий Моисей. Как много они слышали о ней—обетованной, то есть обещанной их праотцам самим Господом! Как долго они стремились сюда, и вот наконец они здесь, дома!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

В этот день Церковь вспоминает, как пришедшие на праздник Пасхи иудеи встречали Иисуса как мессию, как пророка, как великого чудотворца, ибо знали, что Он незадолго до этого воскресил “четверодневного” Лазаря. Взрослые и дети пели ему “Осанна!”, подкладывали под ноги осла, на котором Он ехал, свои одежды, встречали Его ветвями зелени и цветами. Эти знаки внимания соответствовали истинному значению миссии Иисуса, Его Божественному достоинству. Он входил в Иерусалим – Священный Город, где находился Храм Господень, который Сам Иисус называл домом Отца Своего, – входил как Царь, как Господь, как Сын Божий. И в то же время Он входил туда на страдания и на муки, о которых знал. Его встречал народ, который через несколько дней предал Его суду, избиению и распятию, который через несколько дней стал поносить Его и радоваться Его уничижению. Он входил в город на страдания для спасения людей всего мира, в город, о котором немногим позже скажет, что тот подлежит разрушению, потому что не исполнил своего предназначения. События, о которых воспоминается в этот праздник, подробно описаны у всех четырех евангелистов. Этот праздник на Руси давно называется Вербным воскресением. Название это происходит от того, что на этот праздник верующие приходят с ветками, как правило, ивовых растений – вербы, ивы, ветлы или других деревьев, которые первыми распускаются весной, в ознаменование тех ветвей, которые резали иудеи, встречавшие Иисуса во Иерусалиме. 77 Конечно, на юге используют цветы и ветви других деревьев – как правило, пальм. В России, где таких деревьев нет и где первой распускается верба, с древних времен стали использовать ее ветви, почему и сам праздник стал называться Вербным воскресением. Но подлинное его название – Вход Господень в Иерусалим, или Неделя Ваий 78 , Цветоносное воскресение. К вербе присоединяют (или вставляют в букетик) свечи. Вербы освящаются во время всенощного бдения, накануне Вербного воскресения, и потом хранятся весь год в домах около икон, как святыни. Праздник Входа Господня в Иерусалим связан со Страстной седмицей – на нем лежит печать предстоящих Страстных дней. И тем не менее это великое торжество прославления Царя Небесного, прославления Божественной природы во Иисусе Христе. Здесь же воспоминается воскрешение Лазаря. Два праздника связаны друг с другом, ибо мы видим в Лазаре не только прообраз Воскресения Христова, но и нашего общего воскресения, о чем и поется в праздничном тропаре. Этот прообраз вселяет в нас великую надежду и поэтому праздник Входа Господня в Иерусалим исполнен великой радости несмотря на предстоящую Страстную седмицу (о Страстной седмице см. “Великий пост”).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

«Вифания радуется и ликует и пляшет, видя своего Владыку на жеребце, и кричит: Осанна, Сыне Давида, Боже Трисятой» 49 . Отроки, воспевшие «Осанну», произносят ее в подтверждение доксологического речения царя Давида и христологического пророчества пророка Исаии: «…пророк Захария говорит: Радуйся весьма, дщерь Сиона; проповедуй, дщерь Иерусалима. Вот, царь твой грядет праведный и спасающий, он кроткий и воссевший на подяремном и жеребце. А когда и отроками вас Иудеев Осанна была провозглашена, которые были этому научены Богом, Давид заранее провозгласил: Из уст младенец и сущих совершу хвалу. А Исаия: Он немощи наши взял и болезни понес, и за нас болезнует…» 50 . В поэтическом описании Константина Родия «Осанна» отроков оказывается гласом, который потряс до основания «город богоубийц»: «…на жеребенка затем Христос взошел и к городу направился богоубийц. Ветвями деревьев, вайями пальм люди прославляли как Владыку к вратам сами Сиона Пришедшего; Осанна кричало младенцев ополчение, к сыну Давидову обращаясь благословно, а весь народ вопиял отлично, так что стал падать богоборцев город и переворачиваться гласами младенцев, город несчастный Сиона и бедный, который Христос оплакал слезами странными» 51 . В поздней Византии смысл «Осанны» оставался практически неизменным. Свт. Григорий Палама толкует его как «гимн» и как «спаси в самом деле» – так же, как в древности Ориген . «Осанна – это гимн, воссылаемый к Богу; в переводе он означает: спаси в самом деле нас. А добавляемое: В вышних показывает, что он воспевается не только на земле, не только людьми, но высшими силами небесных ангелов» 52 . В другой гомилии свт. Григорий сравнивает «Осанну» со «Славославием при рождении Господа»: «Ведь это было величайшим чудом, когда простые и необразованные отроки совершенно богословствовали о вочеловечившимся ради нас Боге, воприняв устами ангельский гимн. Ведь как ангелы при рождении Господа пели: Слава в вышних Богу и на земли, так и они ныне при этом Входе тот же самый воспевают гимн, говоря: Осанна сыну Давидову, Осанна в вышних» 53 . Особо следует отметить, что свт. Григорий описывает «Осанну» отроков не просто как гимн или богословие, а как совершенное богословие, являющееся повторением славословия ангельских сил.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

14 Разнообразные плетеные изделия из пальмовых ветвей (в сущности, листьев) были чрезвычайно распространены, и изготовление их было основным видом труда отшельников. Из пальм могли делать даже монашескую одежду, хотя как знак крайней бедности и непритязательности. 15 Буквально «окно». В монастырях для хранения книг в помещениях, предназначенных для библиотеки, закладывались окна, и в оконных нишах делались полки. 16 Здесь и далее в переводе сохраняется коптская манера счета -на сотни и на десятки тысяч; счет на тысячи был неупотребителен и встречается в виде исключения в переводах под влиянием оригинала. 17 Город на северном побережье Синайского п-ова, совр. Эль-Филусият (в 40 км западнее Эль-Ариша), где находилась резиденция епископа. 18 В латинском – «эконом церкви», в Патерике – «приставники». Поскольку город был резиденцией епископа, имеется в виду епископальная церковь . В круг обязанностей экономов входила и раздача милостыни. Ср. прим. 9. 19 До публикации настоящего текста (Палестинский сборник, вып. 28, 1986, с. 128–152) значение данного коптского слова не было выяснено. Теперь ясно, что этим словом копты переводили термин «прокаженный», «увечный», ср. в Патерике «изувеченный». 21 Глиняные кувшины в Египте использовались для хранения различных ценностей, денег и даже книг (во всяком случае, так часто прятали их в тайниках, закапывая в песок, см. «Рукописная книга в культуре народов Востока», кн. 1, М., 1987, с. 74–75; ср. также ниже, с. 229). Существовала и денежная единица «кувшин»: так, в одном папирусном документе виноградник покупают за 100 «кувшинов». 22 Т. е. ходите прямой дорогой. Царские дороги – дороги в Римской империи, на которых мили отмечались столбиками. 24 В Патерике текст был понят иначе – будто Феодор молил об этом Бога: «»...Феодор и тогда не устрашится». Ибо он молил Бога, чтобы ему освободиться от боязливости; поэтому тот и спросил его о сем». Однако в греческом стоит следующее: «Ибо он просил Бога, чтобы быть избавленным от боязливости. Поэтому и спросил его». Ясно, что речь идет о брате.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/izre...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010