Беседа 13. Исцеление двух слепцов иерихонских Мы продолжаем наши беседы по Евангелию от Матфея на радио «Радонеж», и сегодня мы рассмотрим две темы: Исцеление двух слепцов иерихонских (20, 29–34) и Вход Господа Иисуса Христа в Иерусалим (21, 1–11). Вторая тема откроет нам события, связанные со страданиями и смертью Сына Божия. Но эти темы: Исцеление двух слепцов иерихонских и Вход Господень в Иерусалим связаны между собой. Ибо путь из Иерихона в Иерусалим предначертан для каждого ищущего спасения, и, не пройдя по нему, мы не сможем пережить духовного воскресения, которому предшествуют страдания и сама смерть. Итак, читаем 20-ю главу с 29-го стиха: Мф.20:29 . «И когда выходили они из Иерихона, за Ним следовало множество народа». Здесь мы опять видим исход Христа из Иерихона в Иерусалим. Из проклятого города – в город благословенный. Значение названия «Иерихон» неясно, обычно считается, что это слово происходит от еврейского слова: яреах – «луна», то есть «город луны». Иерихон также называли «городом пальм». Иерихон располагался в плодородной долине, вблизи гор, рядом с Иорданом, за которым простирались земли Моава. Близ Иерихона проходила граница между уделами Ефрема и Вениамина. Город славился своими пальмами, а также производством бальзамов; был важным торговым центром. И в то же время именно на этот город во дни Иисуса Навина было наложено проклятие, в результате которого стены Иерихона рухнули. Это была первая хананейская твердыня, сокрушенная народом Божиим. Сказано: «город будет под заклятием, и все, что в нем… но вы берегитесь заклятого, чтоб и самим не подвергнуться заклятию, если возьмете что-нибудь из заклятого, и чтобы на стан [сынов] Израилевых не навести заклятия и не сделать ему беды» ( Нав.6:16–17 ). Все, что было в Иерихоне, подпадало под заклятие (проклятие). И только Раав блудница и все, что было у нее, было благословлено Богом, так как она во дни Иисуса Навина укрыла его соглядатаев (разведчиков) в своем доме и помогла им бежать. Из всего огромного, по тем временам, города только одна проститутка Раав и ее близкие получили защиту и покровительство Бога за то добро, которое она сделала. И это очень знаменательно… И от Раав (она праматерь Иисуса Христа) в этот мир, по плоти, придет Тот, Который однажды скажет: «истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие» ( Мф.21:31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Иерихон Иерихон ( , , – издающий бальзамический запах, душистый, благовонный; εριχ; V. и L: Iericho; слав. Чис.22:1, 26:63, 33:48 . Втор.32:49, 34:1, 3 . Нав.2:1, 3, 12:9, 16 ,,. 18:12, 21, 24:11. 2Цар.10:5 . 3Цар.16:34 . 4Цар.2:4, 25:5 . 1Пар.6:78, 19:5 . 2Пар.28:15 . 1Ездр.2:34 . Неем.3:2, 7:36 . Иудиф.4:4 . Сир.24:15 . Иер.39:5 . 1Мак.9:50, 16:14 . Мф.20:29 . Мк.10:46. Лк.10:30, 18:35, 19:1 . Евр.11:30 . – Из древнейших городов Палестины; лежал в расстоянии 6-ти часов пути от Иерусалима, в 2-х часах от Иордана, на западном берегу Иордана, в плодоносной долине, среди садов, изобиловавших пальмами, почему и назывался городом пальм ( Втор.34:3 . Суд.1:16, 3:13 . 2Пар.28:15 ). Это был царский город ханаанский, богатый и укрепленный, обнесенный широкою стеною ( Нав.2:1–3, 15, 6:18–19 ). При вступлении евреев в Палестину, он первый подлежал их завоеванию. И. Нав. предварительно послал соглядатаев осмотреть его, и после город чудесно был взят ими: по семидневном обхождении вокруг него с ковчегом завета и трубным звуком священников, при громком в последний обход восклицании народном, стены города пали, и город был взят, и все в нем предано мечу и истреблению (см. гл. Нав.6 , сн. 2Мак.12:15 . Евр.11:30 ). При разделе земли обетованной, местность эта досталась колену Вениаминову ( Нав.18:21 ). По завоевании этого города, И. Навин произнес проклятие на того, кто бы дерзнул восстановить его, и город оставался в развалинах до времен царя Изр. Ахава, когда, не страшась проклятия, некто Ахиил дерзнул снова восстановить его, за что и понес достойное наказание ( 3Цар.16:34 , сн. Нав.6:25 ). Правда, о существовании его упоминается и во времена Судей ( Суд.3:13 ), и во времена царств ( 2Цар.10:5 . 1Пар.19:5 ); но это, вероятно, было небольшое селение, удерживавшее прежнее название города, а не укрепленный город. Впоследствии, по восстановлении его Ахиилом, он медленно приходил в прежнее свое положение. Здесь, как в уединенном пустынном месте, имел пребывание пророк Илия, и здесь, поблизости, было училище пророков, где жили сыны пророческие ( 4Цар.2:4, 5, 15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Проповедь о Закхее 14 февраля 2021 года 14.02.2021 852 Время на чтение 5 минут Дорогие братья и сестры! Сегодня читалось Евангелие от Луки, 19 глава, где звучало повествование о мытаре Закхее. Мы постепенно приближаемся к вратам Великого поста. И читаем, что Христос уже был у ворот Иерихона, продвигаясь пешком из Галилеи. Иерихон – это сказочно красивый город, утопающий в изумрудной зелени пальм и роскошных садов. Здесь с давних времен жили по преимуществу священники, но можно было встретить и римских чиновников, и воинов, и пришельцев из разных стран света, а необходимость собирать пошлину сделала этот город пристанищем многих мытарей. Начальник мытарей Закхей был иудеем, но соотечественники ненавидели его. Высокого положения и богатства он достиг благодаря службе, к которой евреи питали отвращение, и которая ассоциировалась в сознании его соплеменников с вымогательством и нечистоплотностью. Мытари – это собиратели налогов со своего же народа, чтобы содержать вражескую армию на своей территории. Понятно, что эти люди не были бедны, уворовывая из собранного для себя тоже. Их ненавидели за жадность и жестокость, поскольку они отнимали даже последнее у вдов, сирот и нищих. Но Закхей не был таким закоренелым грешником, как это всем казалось. Внешняя приверженность мирским благам только скрывала сердце, легко восприимчивое к Божественному слову. Весть о Человеке, Который был добр и милосерден с отверженными, распространилась далеко вокруг. И вот, услышав переданные из уст в уста слова Учителя Израиля, он остро почувствовал всю гнусность и неправду своей жизни. Значит, покаяние возможно и для него тоже?! Когда слух пронесся, что в город идет Иисус, Закхей страстно захотел хотя бы только взглянуть на Него. Толпа окружала Пришельца, но рост мытаря был таков, что создавал проблему для лицезрения Учителя. Тогда Закхей влезает на смоковницу, чтобы хоть как-то разглядеть этого Праведника. Иисус обращается к нему по имени, – Он видит сердце этого несчастного человека, его душевные метания, безнадежность и отчаяние за выбранную для себя жизнь… Господь всегда смотрит в глубину нашего сердца, чтобы отыскать там хоть что-то достойное и благородное. Несмотря на ропот народа, даже посещает его дом.

http://ruskline.ru/analitika/2021/02/14/...

Глава XVII. Магдал. – Тивериада. – Термы Аммаус. – Кана Галилейская. – Сефория или Диокесария «И следовало за Ним множество народа из Галилеи и из Десятиградия, и Иерусалима и Иудеи, и из-за Иордана… Увидев народ, Он взошел на гору; и когда сел, то приступили к Нему ученики Его. И Он, отверзши уста Свои, учил их». ( Мф 4:25; 5:1–2 ) Оставя прохладное озеро, долго мы скитались под зноем солнечным по заглохшим развалинам Капернаума. Очистя слой от репьев и терний, можно б было найти много остатков зодчества этого злосчастного города. Возвращаясь тем же путем, я имел перед собою прекрасный вид горы Блаженств между двумя грозными передовыми скалами дефилея Хеттынского. Я остановился рисовать этот вид. Подле груды камней, обозначающих Вифсаиду, мы поворотили налево, по самому краю озера, по дороге в Тивериаду. Эта дорога оживлена густыми кустарниками и роскошными букетами цветущих лавров (Laurier rose). Рыбаки и стада стекались к тихо плещущим волнам. Мы проехали вброд чрез устья шумящих по камням речек Гамам и Саламе, последняя есть, вероятно, Кисон малый. Тут вскоре мы проехали мимо нескольких бедных хижин, называемых Медждаль; это Магдал Евангелия, то же Далмануфа, отечество Марии Магдалины, исцеленной здесь Иисусом. Магдал был некогда укреплен башнями; он находится у подошвы большой угловой скалы дефилея Хеттынского и, конечно, был важным военным пунктом. Город того же имени находился в Египте и в пустыне Фаранской ( Иер 44, 46 ; Исх 14 ; Числ 33 ). Несколько минут далее возникают из озера скатившиеся туда груды скал; одну из них называют Гаджарун-немли, то есть муравьиный камень; вам здесь расскажут, как один бедуин лишился зрения, дерзнувши нарушить покой жителей этого камня – муравьев. За сим следуют малые остатки местечка Фулие, возле которого есть источник. Тут скоро открывается заслоненная скалою Тивериада, называемая теперь Табария. Она представляется довольно живописно на самом берегу озера, обнесенная стенами с бойницами и с круглыми башнями. Несколько пальм возносятся из-за стен города; от их подошвы восходит огромным шатром гора; она подернута зеленым мхом, как бархатным наметом; несколько впереди, на берегу, белеют здания горячих источников, за которыми угловая скала заслоняет дальнейший вид берегов озера. Мы употребили три часа времени на дорогу от Капернаума до Тивериады.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/puteshe...

Глава десятая. Кончина и погребение Моисея 10.1. Кончина и погребение Моисея Сорокалетнее странствование Израиля по пустыне подходило к концу. К концу подходил трижды сорокалетний жизненный путь великого Моисея. Искры воспламенившегося Божественной любовью в пустыне тернового куста устремлялись вверх и угасали. К народу Божию низошла с небес любовь Божия, низошла через синайского пастуха Моисея. А возлюбившая Бога душа его устремилась вверх, здесь угаснув. И взошел Моисей с равнин Моавитских на гору Нево, на вершину Фасги, что против Иерихона, и показал ему Ягве всю землю Галаад до самого Дана, и всю (землю) Неффалимову, и (всю) землю Ефремову и Манассиину, и всю землю Иудину, даже до самого западного моря, и полуденную страну и равнину долины Иерихона, город Пальм, до Сигора. И сказал ему Ягве: вот земля, о которой Я клялся Аврааму, Исааку и Иакову, говоря: «семени твоему дам её». Я дал тебе увидеть её глазами твоими, но в неё ты не войдешь. И умер там Моисей, раб Ягве, в земле Моавитской, по слову Ягве. И погребен на долине в земле Моавитской против Беф-Фегора, и никто не знает места погребения его даже до сего дня. Моисею было сто двадцать лет, когда он умер; но зрение его не притупилось, и крепость в нем не истощилась. И оплакивали Моисея сыны Израилевы на равнинах Моавитских (у Иордана близ Иерихона) тридцать дней. И прошли дни плача и сетования о Моисее ( Втор. 34:1–8 ). Долгий путь пастуха-странника пришел к своему концу. И взошел Моисей с равнин Моавитских на гору Нево, на вершину Фасги, что против Иерихона. Фасга – название одной горной вершины из гор Аваримских в земле Моавитской, часть горы Нево. Еще во времена Евсевия Кесарийского одна возвышенность между Ливиас и Есевоном именовалась Фасга. На этой горе должен был закончиться путь, начавшийся от берегов Нила. Наименование горы Нево (Нево) произведено от слова (нава), что значит «пророчествовать», а наименование вершины Фасги (Писга) от слова (пасаг), т.е. «проникать». Другое духовное осмысление видения Моисеем Обетованной Земли после сорокалетнего странствования по пустыне дает Илья Екдик: «Не после бегства из Египта, т.е. не после пресечения греха делом, и не после прехождения моря, т.е. не после отсечения сочувствия и склонности ко греху; но после пребывания в пустыне, т.е. после претерпения всяких бед, лишений и скорбей, вождь Израиля сподобляется узреть землю обетованную, т.е. безстрастие, обладающее сильным созерцанием умным ( Втор. 34:1 )» т. 3, Цветособрание, п. 121]. Через скорби и лишения восходит человек к обетованному бесстрастию.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Стоянка перед космовокзалом была переполнена, и Алисе пришлось минут пять кружить над ней, пока не освободилось место для ее флипа. Она пролетела совсем низко над рощей кокосовых пальм. Орехи уже созрели, дрессированные мартышки срывали их и метко кидали в корзины. С низким, почти неслышным гулом с космодрома поднялся рейсовый Москва — Марс, на несколько секунд завис неподвижно над полем, затем стремительно понесся к облакам. Август подходил к концу, погода капризничала, даже бюро прогнозов не могло ее толком наладить. У входа в космовокзал громко перекликались туристки с Пилагеи в разноцветных париках, синий робот вынес из автобуса громадный букет орхидей, пожилая воспитательница пересчитывала галдящих малышей. У каждого малыша в руках розовый кристалл — значит, они вернулись из своей первой межпланетной экскурсии: такие кристаллы дают каждому, кто впервые побывает на Ганимеде… Но для Алисы этот день был необычным. Она провожала «Днепр». Как быстро бежит время! Всего месяц назад они с Пашкой Гераскиным опускались в батискафе в глубины Тихого океана, спасались от морского змея, сражались на кладбище погибших кораблей и нашли затонувшую Атлантиду. И все это далеко в прошлом. Через две недели идти в школу, в седьмой класс, и все вокруг твердят: «Алиса, ты не ребенок, ты подросток, ты должна быть серьезной!» Раньше она всегда торопила время, ей хотелось скорее вырасти, чтобы прекратилось это бесконечное детство, когда каждый тебя учит, каждый что-нибудь запрещает, каждый дает полезные советы. Вот детство и прошло. Хорошо это или плохо? Желтый, в черных кружках, похожий на божью коровку флип взвился со стоянки. Алиса сразу бросила свою машину вниз, чтобы занять его место. Времени до отлета «Днепра» оставалось в обрез. Жалко, если опоздаешь. Ведь еще неизвестно, увидит ли она когда-нибудь снова атлантов с Крины, которых они с Пашкой отыскали на дне Тихого океана. Алиса выскочила из флипа и побежала на космовокзал. Она не сразу разглядела в шумящей толпе своих друзей. Пашка первым заметил ее и закричал:

http://azbyka.ru/fiction/gorod-bez-pamja...

Сортировать по Исключить новости Под солнцем Африки Отправляясь отдыхать в Тунис, я никогда бы не подумала, что там, на севере африканского континента, среди высоких пальм и совсем другого неба, можно встретить кусочек родины, который оказался заключен в русском православном храме в честь Воскресения Христова. 9 августа, 2011 Отправляясь отдыхать в Тунис, я никогда бы не подумала, что там, на севере африканского континента, среди высоких пальм и совсем другого неба, можно встретить кусочек родины, который оказался заключен в русском православном храме в честь Воскресения Христова. Отправляясь отдыхать в Тунис, я никогда бы не подумала, что там, на севере африканского континента, среди высоких пальм и совсем другого неба, можно встретить кусочек родины, который оказался заключен в русском православном храме в честь Воскресения Христова. Купола на фоне революции Наш экскурсионный автобус останавливается в самом центре столицы Туниса – городе с аналогичным названием, что и страна. Еще совсем недавно здесь бушевали беспорядки, президент, обвиненный в 93 преступлениях, вынужден был бежать. Теперь о свершившемся в январе государственном перевороте напоминают лишь ряды колючей проволоки, растянутой прямо вдоль проспекта, и несколько бэтээров. То, что в Тунисе есть православный храм, оказалось полной неожиданностью, его посещение не входило в экскурсионную программу. Спасибо экскурсоводу Джемалю, что по доброте душевной вскользь упомянул об этом. В правдивость его слов поначалу даже не верилось. Неужели такое может быть: здесь, в Африке, в мусульманской стране, настоящий русский храм? Но откуда? Вот католический собор – с ним все понятно, Тунис долгое время был французской колонией. Может, Джемаль что-то перепутал и храм не православный, а какой-то другой? Упускать возможность выяснить это было нельзя. Пока весь наш экскурсионный народ отправляется в торговый центр закупать оливковое масло и сувениры, поворачиваю в противоположную сторону и иду искать храм. Сам город выглядит вполне по-европейски – широкие ухоженные улицы, многоэтажные торговые центры, отремонтированные дороги. На первый поверхностный взгляд ни за что не скажешь, что страной управляет временное правительство. Влияние просвещенной Франции здесь ощущается, и все-таки Тунис – это Восток. По чисто субъективному ощущению, иностранцев здесь всерьез не воспринимают, по крайней мере, русских. Средиземноморская хитрость – особая разновидность менталитета, когда внешняя вежливость легко и непринужденно уживается с полнейшим равнодушием. Используя весь арсенал цивилизованных слов вроде «no problem» и «okay, madam» и горячо жестикулируя, вам могут пообещать исполнить любую вашу просьбу, в глубине души даже не думая при этом ударять палец о палец. Такое странное раздвоение, когда все вокруг не то, чем кажется.

http://pravmir.ru/pod-solncem-afriki/

В. Чернов Вход Господень В Иерусалим События праздника Воспоминание торжественного входа Господа Иисуса Христа в Иерусалим накануне Его спасительных страданий и победного воскресения совершается Церковью в воскресенье за семь дней до Пасхи. Так же этот день называют «Неделя ваий» или «Вербное воскресенье». В Греции и на Ближнем Востоке принято в этот день совершать крестный ход с пальмовыми ветвями в руках, в память о встрече Господа жителями Иерусалима. В России вместо пальм обычно употребляются веточки вербы, которая зацветает весной прежде всех растений. Об этом событии подробно рассказывают все четыре евангелиста ( Мф. 21:1–11 ; Мк. 11:1–11 ; Лк. 19:28–44 ; Ин. 12:12–19 ). Господь Иисус Христос шел теперь в Иерусалим для того, чтобы исполнилось всё написанное о Нем пророками как о Мессии. Он шел для того, чтобы испить чашу искупительных страданий, дать душу Свою в избавление за многих и потом войти в славу Свою. Поэтому в полную противоположность тому, как держал Себя Господь прежде, Он решил этот Свой последний вход в Иерусалим устроить с особой торжественностью. Первые три Евангелиста передают нам подробности, которыми сопровождалась подготовка этого торжественного входа. Когда Господь с учениками, окруженный множеством народа, сопровождавшего Его от Вифинии и встречавшегося по пути, приблизился к горе Елеонской, Он послал двух учеников в селение, находившееся перед ними, с поручением привести ослицу и молодого осла. Гора Елеонская, или Масличная, называлась так по множеству росших в ней оливковых деревьев. Она находилась к востоку от Иерусалима, отделяясь от него ручьем или потоком Кедров, который почти совершенно высыхал летом. На западном склоне горы, обращенном к Иерусалиму, находился сад, называвшийся Гефсиманией. На восточном же склоне горы лежали два селения, упоминаемые у святых Марка и Луки Виффагия и Вифания (Матфей говорит только о первой). С горы Елеонской был прекрасный вид на все части Иерусалима. Торжественное вступление в город Кони на древнем Востоке были дороги и употреблялись почти исключительно для войны. Для домашнего обихода и путешествий использовались ослы, мулы и верблюды. Сесть на коня было тогда символом войны, сесть на мула или осла – знаком мира. В мирное время даже цари и вожди ездили на этих животных.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В этом же псалме сказано: «Иерусалим устроенный как город, слитый в одно» ( Пс 121:3 ). Этот последний стих замечателен тем, что он определяет и теперь общее построение города: здания иерусалимские, как и прежде, почти все связаны между собою аркадами; часть улиц Иерусалима находится под сводами и часть открытая. Дома иерусалимские грубого зодчества, каменные и глиняные, – по обычаю Востока без крыш, с террасами и с куполами посереди; они облечены в белый однообразный цвет, сливающийся в одну массу; одни купола храма Гроба Господня и мечети Омаровой приметно отделяются из этой нестройной груды. Несколько вершин бедных минаретов, кипарисов и тощих пальм возвышаются там и здесь. Жизнь не видна на улицах, она во внутренних дворах домов или на террасах; но и там такая тихая, что едва заметна. Решетчатые окна, без стекол, обращены по большей части на дворы. Главные улицы намощены большими камнями без всякого уравнения и трудны не только для лошадей, но даже и для пешеходцев; на иных однако есть тротуары; отдаленные улицы не мощены, многие из них ведут к пустырям или к развалинам; почти вся северная часть города состоит из таких заглохших пустырей. Вы видите из этой картины бедность Иерусалима, но со всем тем вид Иерусалима с горы Элеонской, как мы уже сказали, вдохновителен и чрезвычайно живописен. Вот имена главных улиц: Гаратуль-алам (страстной путь или путь печали), которая идет от ворот Гефсиманских до храма Гроба Господня; та, которая идет от храма мимо монастырей греческого и католического, называется Гаратуль-Нассара, то есть улица христиан. Гарат Сукуль-Кебир идет от замка Давидова, мимо базара к ограде мечети Омаровой. Гаратуль Аммуд – от Дамасских ворот, мимо базара, до Сионских ворот. Гаратуль Муслим – между мечетью Омара и храмом Гроба Господня. Гаратуль Арман, армянская, в квартале армян. Гаратуль Юд, Иудейская, в квартале евреев. Гаратуль Маграби или Варварийская – возле Гнойных ворот. Гаратуль Саххара – от Иродовых ворот мимо церкви Св. Анны к купальне Овчей.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/puteshe...

Плат святой Вероники «Плат святой Вероники» — роман Гертруды фон Ле Форт о пути к Богу пятнадцатилетней девушки Вероники. Сирота — она воспитывается роднёй в Риме и оказывается в центре противоречивой духовной ситуации: «бабушка сама себя называла язычницей, тетушка Эдель любила, чтобы ее считали католичкой, а маленькая Жаннет и в самом деле была таковою». Один из героев романа — Рим, воплощающий двойственность человека и мировой истории: Рим как вершина язычества и Рим как город Петра. Гертруд фон ЛЕФОРТ ПЛАТ СВЯТОЙ ВЕРОНИКИ Музыкой моей юности была песнь маленького римского фонтана, изливавшего свою нежную струю в потемневшую от времени чашу античного мраморного саркофага во дворике старого палаццо, куда меня еще ребенком привезли из далекой Германии. Дворец этот подъемлет свои золотистые массы из сумеречного лабиринта узких глубоких улиц-ущелий Кампо Марцио к маленькой солнечной площади у церкви Санта Мария сопра Минерва. Из окон нашей квартиры мы видели высокое, непроницаемое и загадочное чело этой церкви. К ней выходили окна комнат моей тетушки Эдельгарт и Жаннет, в то время как окна роскошного салона моей бабушки обращены были к величественной ротонде Пантеона, почитаемого жителями Вечного города как лучше всего сохранившийся памятник былой славы Рима. Расположение наших комнат, как мне кажется сегодня, было глубоко символичным; во всяком случае бабушка сама себя называла язычницей, тетушка Эдельгарт любила, чтобы ее считали католичкой, а маленькая Жаннет и в самом деле была таковою. И я росла как бы меж двух миров, которые еще задолго до того, как я это осознала, словно тянулись к моей юной душе, пытаясь завладеть ею, и не только духовно, незримо, но и воплощенные в живые образы и огромные, мощные предметы. Из окон моей комнаты не видно было ни Санта Марии сопра Минерва, ни Пантеона – они смотрели в бархатную тень того самого дворика, в котором посреди пальм, магнолий и кудрявых зарослей плюща струил свою сладостно-монотонную мелодию фонтан. По ночам я слышала его загадочный плеск, баюкающий прохладный лунный полумрак, а выпрямившись в постели, я видела белизну его жемчужно-дымчатой струи, рвущейся к небу, словно маленькое серебряное крыло, и вновь ниспадающей в темное лоно земли.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=707...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010